Потомки проклянут вас

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
« — Государь, — продолжал, возвышая голос, Морозов, — новый шут твой перед тобою. Слушай его последнюю шутку! Пока ты жив, уста народа русского запечатаны страхом; но минует твое зверское царенье, и останется на земле лишь память дел твоих, и перейдет твое имя от потомков к потомкам на вечное проклятие, доколе не настанет Страшный суд Господень! »
— Заслуженно или нет, реального Иван Васильевича до сих пор реабилитировать не могут

(link)

Господа, вы звери!

Злодей одержал сокрушительную победу. Отважный герой был торжественно четвертован на площади под град тухлых яиц и ликующие выкрики толпы. Его прелестная возлюбленная, изнасилованная сперва самим злодеем, а после всей злодейской конницей, всей злодейской ратью, злодейским поваром, злодейским конюхом и злодейским котом, не вынеся горя и позора, наложила на себя руки. Из верной собачки героя сделали шапку, и её изнасиловал, э-э, простите, износил злодейский сынок. В учебники вся эта история вошла как блистательная победа над гнусными бунтовщиками.

Но не переживайте! Ведь со временем справедливость восторжествовала! Никто не забыт, ничто не забыто, и сегодня, открыв учебник истории, вы прочтёте под портретом злодея, какая это была гнусная скотина и больной извращенец. А на площади герой в бронзе простирает руку в светлое будущее, другой рукой обнимая тонкий стан своей милой, и бронзовая собачка крутится у их ног… Нет, что вы, я не плачу, то есть, плачу, конечно, но это светлая грусть!


Троп можно реализовать двумя способами:

  1. Непосредственно показать триумф исторической справедливости спустя много-много лет;
  2. Один из героев озвучивает неизбежность того, что мы и так уже знаем из учебников истории.

Надтроп — Хороший плохой конец. Родственные (иногда и смежные) тропы — Отложенное возмездие, Отомщено временем, Нагадили посреди берлоги, Герой умер, но дело его живёт.

Противоположный троп — Историю пишут победители. Ведь тот, кто управляет настоящим, — управляет прошлым.

Примеры[править]

Театр[править]

«

Рейстлин: Опомнись, Крисания! Как ты не видишь Усмешку тирана под маской жреца? О да, несомненно, он Тьму ненавидит — И в деле своём он дойдёт до конца!

На площади светлой не видишь ты нищих, Поскольку темницы набиты битком. Ликует толпа, что их город очищен, Но вряд ли потомки помянут добром Всё, что задумал Король-Жрец!

»
— Последнее Испытание

Литература[править]

  • Михаил Лермонтов в «Смерти поэта» грозит виновникам заглавного события приблизительно этим, только не от потомков, а от ещё более высокого Судии.
  • Оноре де Бальзак, «Пьеретта»:
« Ни одно из действующих лиц, повинных в смерти Пьеретты, не чувствует ни малейшего угрызения совести. (…) Чтобы представить себе эту же историю в широких масштабах, достаточно было бы перенести ее в средние века, на такую обширную арену, как Рим того времени, где прекрасная, юная девушка — Беатриче Ченчи — приговорена была к смертной казни в силу таких же интриг и по тем же почти причинам, что свели в могилу Пьеретту. Единственным защитником Беатриче Ченчи был художник, живописец. Ныне история и потомство, доверяя портрету кисти Гвидо Рени, осуждают Папу, а в Беатриче видят одну из трогательнейших жертв гнусных интриг и низких страстей. Согласитесь, что закон мог бы служить превосходной защитой для общественных плутней, не будь Божественной справедливости. »
— В данном случае под троп попадает лишь приведённая автором история Беатриче, так как несчастную крестьянскую девчонку будут помнить только её близкие
  • А. К. Толстой, «Князь Серебряный» (см. эпиграф).
  • «1984» — уничтожение инакомыслящих производится таким образом, чтобы никто из них не мог утешиться нашим тропом. Тем не менее слово «was» (т. е. «была») в отношении Партии в приложении о Новоязе позволяет надеяться, что потомки её всё же снесли к хренам.
  • Песнь Льда и Пламени — восстание Баратеона вылилось примерно в это. Потому что Эйрис Второй при всех своих достоинствах тиранил только тех, кто попадался непосредственно под руку, не шатая при этом само государство, а вот правление Роберта Первого вылилось в трогательное сочетание финансового кризиса с династическим. Откуда и поползли среди голодающей и замордованной черни шепотки, что «при Таргариенах такой херни не было». И даже сир Барристан Селми, попавший было под очарование молодого Роберта и немало своим авторитетом поспособствовавший его победе, позже признаёт, что сильно ошибался.
  • Захар Прилепин, «Обитель»:
« Отпусти Афанасьева, сучья пасть, тебя проклянут в веках за меня! – вдруг раздался сумасшедший крик. Колокольчик смолк, раздалась матерная брань, и скоро выстрел, потом ещё один, и ещё один... »

Кино[править]

  • «Романовы. Венценосная семья» — после того как большевики расстреляли царскую семью, зрителю показывают канонизацию мучеников и тысячи верующих, собравшихся в храме.
  • Куда тоньше эти трагические события раскрыты в фильме Карена Шахназарова «Цареубийца» — здесь Юровский ещё при жизни с разочарованием понимает, что хладнокровное убийство беззащитных людей не помогло ему войти в историю, что он так и остался обыкновенным палачом, крошечным винтиком в государственной машине. То есть, в историю-то он вошёл, но место там занимает отнюдь не почётное, чай не Чапаев и не Будённый.
  • «Раба любви» (см. видео) — Ольга Вознесенская, преследуемая казаками, принявшими её за революционерку, озвучивает троп: «Господа… вы звери… Вы звери, господа… Вы будете прокляты своею страной… Солдаты…». В наши дни отношение к красному и белому движению порождает многочисленные споры (а натворили дел, объективно, и те, и другие), однако на момент выхода фильма предсказание героини полностью соответствовало официальной советской историографии, и в кинотеатрах детишки беляков жёваной бумагой обстреливали.
  • «Ганс Вестмар. Один из многих» — с точки зрения авторов фильма, троп в чистом виде. Протагонист, гитлеровский штурмовик Ганс Вестмар, погибает, коммунисты едва не срывают его похороны. А затем нам показывают триумфально марширующих по Берлину штурмовиков СА, среди которых незримо шагает дух протагониста, а рабочие-коммунисты переходят на сторону НСДАП. Но мы знаем, чем в итоге всё это закончилось для нацистов, так что получилось зигзагом.
  • «Сфинкс» (1980) — в прологе верховный жрец Египта, царский архитектор и будущий фараон Менефта, поймав расхитителя гробниц, велит четвертовать его лошадьми. Несчастный, которого на преступление толкнула нищета, успевает проклясть своих мучителей, крикнув, что рано или поздно все гробницы будут разграблены, а величие Египта — посрамлено. Собственно сюжет фильма крутится вокруг расхищения исторического наследия некогда великой культуры собственным народом, так что проклятье, безусловно, сбылось. Трагизма добавляет то, что Менефта действовал в полном соответствии с моралью своего времени и действительно заботился о будущем своей страны.
  • «Корона Российской Империи, или Снова Неуловимые» — когда полковник Кудасов предлагает подельникам присвоить корону после похищения и неплохо на ней нажиться, штабс-капитан Овечкин отказывается, замечая: «Россия мне этого не простит!».
  • «Покаяние» (1984) — эталонный пример: Варлаам Аравидзе репрессировал всю семью главной героини и мирно умер в своей постели. После этого его труп не находил покоя — героиня постоянно его выкапывала. Внук Варлаама, горячо любивший деда, застрелился, узнав о его прошлом, а сын, защищавший отца до последнего, сам после этого скинул его тело с обрыва и проклял. Грузины — они темпераментные.
  • «Троцкий» (1993) — именно эту фразу говорит Льву Давидовичу один из расстреливаемых.

Мультфильмы[править]

  • «Тайна Коко» — главный гад мультфильма Эрнесто де ла Крус отравил своего друга Гектора, лишив того возможности вернуться к семье, и присвоил все его песни себе. Через много лет после его смерти правда вскрылась, честное имя Гектора было восстановлено, а разозлённые фанаты Эрнесто испоганили могилу их бывшего кумира.

Мультсериалы[править]

  • ExoSquad — зигзаг: в речи перед Ген Асамблеей, дабы убедить людей создать новое последнее поколение неосапиантов Марсэла именно этим и обосновал действия Фейтона: дескать, если бы неосапианты имели детей, которые могли бы их осудить их деяния, то Фейтону сложнее было бы установить свой «новый порядок», потому что искусственно созданные неосапианты лишены связи поколений и у них практически отсутствует понятие коллективной памяти.

Музыка[править]

Реальная жизнь[править]

  • Йонас Норейка, полицай и один из главных организаторов геноцида евреев в Литве, казнённый советскими властями в 1946 году, в настоящее время на своей родине практически оправдан и многими почитается как герой. Однако его родная внучка Сильвия Фоти, с энтузиазмом взявшаяся писать о своём дедушке, которого считала героем и борцом за независимость Литвы, ознакомившись с документами пришла в ужас, и в 2021 году выпустила книгу о чудовищных преступлениях Норейки.