Потустороннее звучание

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

(link)

Бр-р-р, мурашки по коже...

В 1918 году русский учёный Лев Сергеевич Термéн изобрёл терменвокс или термен — уникальный музыкальный инструмент, принцип действия которого основан на электромагнитном поле. Звучание терменвокса не похоже ни на один из существующих музыкальных инструментов и отличается очень специфическим, «потусторонним» тембром. Когда требуется потустороннее звучание — впечатление чего-то космического, чужеродного и тревожного — то в фантастическом фильме вы с большой вероятностью услышите именно голос терменвокса и других электронных инструментов. Если сеттинг не включает космос, но тревожно-мистическую атмосферу создать надо, применяются этнические деревянные духовые, варган и другие экзотические музыкальные инструменты, звук которых незнаком массовому зрителю.

Потустороннее звучание — родственник давящего бурдона, только тембр выше.

Примерный перечень инструментов[править]

Акустические[править]

  • Народные инструменты с необычным звучанием:
  • Ханг, нечто среднее между барабаном и колоколом, все больше входит в моду. У него вполне потустороннее звучание — из него можно извлекать ровное гудение и звон. Есть и упрощенная версия, широко популярная в России — глюкофон.
  • Стеклянная гармоника, на которой играют мокрыми пальцами.
  • Инструмент яибахар, созданный турецким музыкантом Гёркем Шеном.
  • Музыкальная пила — изначально обычная ножовка по дереву, из которой суровые американские плотники ухитрялись смычком извлекать необычные звуки. Пилы, сделанные специально для музыки, вообще без зубцов.
  • Вотерфон, имеет торжественное, «неземное» звучание. Отдалённо напоминает песни китов.
  • Гвоздескрипка: в кусок дерева вбиты по кругу длинные гвозди, по которым играют смычком (или двумя смычками). Простой на вид инструмент издает страшные индустриальные звуки.
  • Колесная арфа — в ней струны прижимаются клавишным механизмом к вращающемуся колесу, вокруг которого они натянуты. Звук похож на смесь колесной лиры (совсем другого инструмента) и трансформаторной будки.
  • Японская бамбуковая флейта сякухати, традиционный инструмент «монахов пустоты» комусо, а через использование их образа для маскировки — и инструмент и иногда оружие ниндзя. Попутно, в высотном строе «ре» — именно то, что написано на упаковке (название буквально означает «сяку-восемь», то есть соответствующую этому строю длину в 1,8 сяку, японского фута, около 55 см), а в других распространённых строях — не то.

Электронные[править]

  • Терменвокс. Одна антенна — громкость, вторая — тон. Жестикулируя руками около этих антенн, и получаешь из него звук.
  • Континуум. Бесклавишный музыкальный тачпад, издаёт удивительные потусторонние звуки. И даже принцип сходен с терменвоксом — только один в воздухе, другой на плоскости.
  • Даксофон. Хитро вырезанный кусочек дерева, зафиксированный одним концом на подставке со звукоснимателем. По свободному концу инструмента водят смычком, и издаваемый звук иначе как «зловещей долиной» назвать и не выходит. Причем с тем же успехом звук может походить на оргию обезьян или на отрыжку.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Понятно, что в книгу трудно впихнуть саундтрек — но в «Песне Сьюзан» Стивена Кинга появляется безумный уличный музыкант, который играет на пиле, извлекая их нее жуткие потусторонние звуки… В общем, у Кинга получилось.
  • «Гарри Поттер и Тайная Комната» — на смертенинах Почти Безголового Ника оркестр привидений играет на музыкальных пилах. По общему мнению героев — вышло жутко.

Кино[править]

  • См. видео: «День, когда Земля остановилась».
  • В советском фильме «Большое космическое путешествие» тоже звучит терменвокс.
  • В фильме «Ворон» для усиления эффекта мистики обширно используется дудук.
  • Главная музыкальная тема фильма «Марс атакует!».

Телесериалы[править]

  • Саундтрек телесериала «Чисто английское убийство».

Аниме и манга[править]

  • Кто помнит первую сцену из Bleach? Эти диссонансные электронные переборы и жутковато-бессвязный хор, отдалённо похожий на человеческие голоса? Добро пожаловать в мир призраков, ребятки.

Видеоигры[править]

Музыка[править]

  • Любит этот троп (и этот инструмент) Жан-Мишель Жарр.
  • Эксплуатировался в ранних работах пионера дарк-эмбиента Lustmord
  • Трент Резнор в принципе большой любитель баловаться со звучанием. Особенно выделяются прямо сказать, совсем уж "некоммерческие альбомы" - состоящие чуть менее из полностью из жутковатого эмбиента. В прочем удивляет это лишь тех, кто слушал лишь его альбомы 00ых, а не начал знакомство с "Downward Spiral", способный человеку неподготовленному к такому рок-ин-роллу, малость размазать мозги об стену, и сделать ближе к Богу.
  • Гэри Ньюман, особенно в период с начало 90ых по начало 00ых любил подобные эксперименты со звуком, заигрывая с величественно потусторонним (космическим можно сказать) или же утробно-мрачными электронными партиями и озорно-мрачными гитарными запилами. Альбом Exile вообще апофеоз этого подхода к звучанию - и состоит чуть менее чем полностью из эпических вещей, совершенно непонятно почему (особенно с учётом текстов не иначе как библейского масштаба), не попавшие за последние 26 лет ни в один эпический киберпанковский боевик или тёмное фэнтези.

Реальная жизнь[править]

  • Весьма жутко и потусторонне звучит радиоизлучение других планет, переведенное в звуковой диапазон.