Похоже, это задание для Аквамена

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья This Looks Like a Job for Aquaman. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Казалось бы, малозначительный член команды преуспевает там, где большинство коллег бессильны
« Это будто криминальная драма о детективе, который может сконцентрироваться только рядом с выпечкой, так что каждую неделю преступление должно просто произойти в булочной, либо неподалеку от магазина с пирогами. »
— Zero Punctuation о разработке игры Alan Wake это ещё не самый вопиющий случай, ведь напарник детектива может всегда таскать с собой булки с пирогами, тем самым позволяя детективу работать где угодно — способности многих других героев данной статьи так легко "компенсировать" не выйдет.
В битве за Атлантиду он точно пригодится, а вот как насчет пустыни?

Бывает, что способности героя кажутся абсолютно бесполезными. Взять, скажем, Аквамена. Казалось бы, кому вообще может пригодиться способность дышать под водой и разговаривать с рыбами? А ведь это совершенно не так! Главный злодей наверняка расположил свою секретную базу под водой, взяв в помощники рыб-мутантов. И бомба, взрыв которой грозит разрушить весь мир, по случайному совпадению охраняется огромными стадами планктона!

Получается, что на первый взгляд практически бесполезный герой оказывается чертовски полезен в совершенно любых ситуациях, потому что авторы специально придумывают такие ситуации, в которых эти способности действительно могут помочь, совершенно не оглядываясь на реалистичность сюжета.

Не считается, если повторяющийся способ решения проблем действительно уместен (например, в драке с монстрами неплохой идеей будет каждый раз использовать меч).

Такое постоянное усиление слабого героя контрастирует с постоянным ослаблением потенциально сильного героя: например, чуть ли не каждый противник Супермена носит с собой криптонит, который лишает Супермена всей его суперсилы.

Возможный обоснуй — героев много, и каждый действует в своей нише, поэтому злодей скорее всего наткнётся на подходящего героя. В той же вселенной DC есть много наземных героев, почему бы одному не контролировать именно океан? Правда, изначально все герои были в разных комиксовых сериях от разных авторов, уже потом кроссоверы стали нормой, но всё же.

А вот инверсия работает прекрасно: если в данной вселенной некий аналог Аквамена — злодей, именно его узкопрофильная сверхспособность позволяет ему навязать всем односторонне невыносимые условия. Например, проживать на дне океана, где до него очень сложно добраться возмездию.

Примеры[править]

Литература[править]

  • «Гарри Поттер»: препятствия на пути к философскому камню подозрительно специфически обходятся талантами троицы героев. Или даже квартета: дьявольские силки явно были рассчитаны на Невилла, чьим любимым предметом всегда была травология, но он не решился пойти с друзьями.
  • «Хроники странного королевства» — злодейский вариант: мэтр Анхель, запытанный в кастель Миларго с которым у Жака и состоялся обмен — низкий уровень Менталистики и Стихий, основной профиль — Кристалловедение. Только кристалловеда этим корпорациям и не хватало…
  • Алексей Пехов, «Пересмешник» — таланты главного героя (звукоподражание и невидимость на несколько секунд) не идут ни в какое сравнение с мощными боевыми способностями собратьев. Он даже получает ироническое прозвище Не Имеющий Облика. Но вот в финале оказывается, что выпущенное заговорщиками чудовище, неуязвимое для оружия и магии, боится громких звуков особого рода.
  • Пирс Энтони, «Заклинание для Хамелеона» — аверсия (увы, страницы, посвящённой противотропу «Криптонит повсюду» пока не существует, поэтому описываю данный пример здесь как аверсию заявленного тропа). Злой Волшебник-Трансформатор Трент обладает способностью мгновенно превращать кого угодно в кого угодно, игнорируя такие мелочи, как изменение массы и объёма, а также сохранение человеческого разума в теле животного (а то и в дереве — он может!). Казалось бы, путешествие по самым опасным краям должно стать для него лёгкой прогулкой… Ан нет! Он постоянно влипает в неприятности, попадая в ситуации, где его магия бесполезна (или почти бесполезна): то попадёт под действие антимагического эликсира, который сам и изготовил, то столкнётся с целым роем мелких врагов (превращать он может только по одному), то встретится с невидимкой (он должен видеть жертву), то рискует утонуть (превратить самого себя в способное летать или дышать под водой существо он не может, только окружающих), то окажется под гипнозом… Наконец, его магия имеет предел по дальности действия, который в принципе позволяет огнедышашему дракону изжарить Волшебника с вполне безопасного расстояния, а кракен неуязвим для чар, поскольку Волшебник должен видеть именно тело (в идеале — голову) жертвы, а не концы щупалец. Некоторые проблемы решаются при помощи превращения спутников, но и этот метод не идеален: подвергаться превращениям слишком часто вредно для психики. В поединке же с протагонистом Тренту мешает чужая магия, что приводит к забавному эффекту: все его превращения работают безукоризненно, вот только прицел «сбоит», так что Волшебник попадает заклинаниями в кого угодно, только не в своего противника.
    • А вот в поединке Трента с Роландом троп играется напрямую. Талант Роланда заключается в способности парализатора (примерно с теми же параметрами, что и у Трента). Но поскольку талант Трента разносторонен (он сам выбирает, во что превратить жертву), Роланд не считается настоящим Волшебником. Вот только, похоже, именно по этой причине, в прямом противостоянии выигрывает не более изощрённый, а более примитивный дар (Роланд успевает парализовать Трента до того, как тот превратит его во что-нибудь безопасное).

Кино[править]

  • «Дракула» 2014 г. — Влад Дракула получает сверхспособности от вампира. Вот только он сам становится почти вампиром и поэтому боится солнечного света. К счастью, враги нападают только ночью. В конце инверсия: султан дерётся с Дракулой в шатре, полном серебра, что не было бы проблемой ни для кого, кроме Дракулы.
  • Sky High — педаль в пол пополам с бесполезными способностями. Надо пробраться через тёмный тоннель? Не проблема, у нас ведь есть светящийся парень! Как остановить обладателя суперскорости? Прыгнуть ему под ноги, превратившись в жижу. Бомба спрятана в узкой шахте, куда не пролезть? С этим справится девушка-перевёртыш-морская свинка.
  • «Защитники» — Ксения умеет становиться невидимой благодаря воде и контролировать температуру тела, а тут как раз надо пробраться в логово врага и начинается дождик… Не помогло — ее заметили, а про контроль температуры она почему-то забыла.
  • «Таинственный люди» — Невидимка. Он способен становиться невидимым, только если на него не смотрит ни одна живая душа, даже он сам. Ну и как такому быть полезным? Запросто, если надо преодолеть автоматическую систему безопасности (там же «ни одной живой души»).
  • «Последний богатырь» — вместо супергероев сказочные персонажи. Кощей сговорился с Водяным и потащил его с собой в квест по добыче меча-кладенца, по сути, только потому что рассчитывал, что тот проберется через волшебную реку (кстати, ошибся). Невольно задумаешься, это намек на феномен Аквамена или обычная сценарная халтура?
  • «Бросок Кобры» — во время спецоперации на базе Кобры в Арктике бойцы Кобры запустили три ракеты с наномитами. Первую ракету сумел сбить с земли Снейк Айз, а две последние взял на себя Рипкорд, поскольку из всех бойцов G.I.Joe лишь он, Скарлетт, Брейкер и Снейк Айз были на поверхности (все остальные должны были напасть на базу под водой), причем сам Рипкорд из четверки был единственным пилотом.
  • «Пиксели»: мир спасают чемпионы по старым аркадным играм 80-х, потому что… пришельцы ведут войну по правилам старых аркадных игр 80-х. И именно тех, в которые отжигали главные герои.
  • «Джуманджи: Новый уровень» — у профессора Оберона появилась новая сильная сторона, которой не было во время событий прошлого фильма, — превосходное знание геометрии. Этот факт очень «обрадовал» Фриджа, которого забросило в этот аватар: персонаж и так слабее некуда, а тут ещё и совершенно бесполезная геометрия. А потом героям понадобилось пересечь пропасть по многочисленным вращающимся мостикам, расположенным на разной высоте.
  • «Супербобровы» — вся семья получила не слишком оригинальные, но вполне хорошие суперспособности: сверхчеловеческая сила, невидимость, бессмертие и т.п. И только Олегу досталась способность писать пальцем испускать из указательного пальца тоненькую слабенькую струйку мочи воды, сравнимую по мощности с мочеиспусканием со стрельбой из детского водяного пистолетика. Казалось бы, полный отстой. Но кого вы позовёте, когда во время погони лобовое стекло автомобиля заляпает какой-то дрянью? Силача? Невидимку? Или может быть, левитатора? А? А?! Как бы то ни было, его способность всё равно — отстой.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата: Атлантида» — Вулси, под конец ставший начальником экспедиции, полсезона занимается чем попало. В конце концов, он не военный и не учёный, а от бюрократии в иной галактике толку никакого. Так казалось до тех пор, пока в Пегасе не нарисовалась коалиция местных народов, у которой накопилась масса неприятных вопросов к деструктивным землянам. Вышло неловко: игнорировать недовольных нельзя, а поливать их свинцом из автомата как-то неправильно (да и репутацию у других народов можно мигом растерять). Поэтому решать проблему с коалицией и отмазывать бойцов идёт Вулси. Язык у него подвешен хорошо, а на жителей Пегаса действуют те же дипломатические приёмчики, что и на землян. Справился с блеском: пафосная (в начале) коалиция сидела и не чирикала до самого конца сериала.
  • «Пацаны» — Глубина (или Бездна) жалуется на это, будучи копиркиным Аквамена. Его посылают только на задания, связанные с водой. И над ним постоянно шутят другие члены Семёрки, что он якобы занимается сексом с морскими тварями (впрочем, судя по его разговору с озабоченным дельфином, это не исключено).
  • «Остаться в живых» — конец третьего сезона. Чтобы отключить глушилку связи на станции «Зеркало», нужно набрать «музыкальный код». Для Чарли, учитывая его прошлое, это пара пустяков. Проблемы начались на пару минут позже…
  • «Паранормальный Веллингтон» (2018) — таковым Акваменом является констебль Паркер. Сержант Маака умён (насколько это слово вообще применимо к персонажам сериала), наделён лидерскими качествами и отлично разбирается в паранормальщине. Обычно, именно он устанавливает, с чем довелось столкнуться паранормальному отряду на этот раз, и придумывает план по устранению угрозы. Офицеры Миноуг и О’Лири глуповаты и невнимательны, но им нельзя оказать в смелости и настойчивости, могут и на невидимого тентаклевого монстра наручники надеть, и призрака в участок доставить и самому Сатане объяснить, что обманом забирать у людей души — это НЕПРИЕМЛЕМО. А вот у Паркера нет, кажется, никаких сильных сторон — он вопиюще некомпетентен, когда дело касается потустороннего, трусоват, да и умом с сообразительностью тоже не отличается. Определённо, это самый бесполезный член команды (строго говоря, он даже не состоит в паранормальном отряде, а просто пытается к нему примазаться). Однако ж, в третей серии третьего сезона его невероятная трусость принесла пользу. Отряд столкнулся с метаморфом, который питается страхом и показывает каждой жертве её худший кошмар, и оказался бессилен против него. А Паркер страдал от столь большого количества страхов и фобий, что когда они с метаморфом наконец-встретились, последний разразился чередой непрекращающихся превращений и попросту лопнул, не справившись с нагрузкой.
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — 3 сезон, 6 серия. Как оказалось, вампирский барон Афанас, сгоревший на солнце в первом сезоне, чудом выжил, но сильно пострадал: у него остались лишь голова, часть грудной клетки и рука. Казалось бы: чем этот жалкий обрубок, который и ходить-то самостоятельно не способен, может помочь в охоте на сбежавшего Сира — чудовищного сверхсильного древнейшего вампира, которого необходимо поймать, но ни при каких обстоятельствах нельзя убивать? А тем, что он единственный из всей команды знает древнее вампирское наречие, на котором говорит Сир. Там где спасовали пять сильных вампиров (четыре обычных и один энергетический) и прирождённых охотник на вампиров, «обрубок» провёл переговоры и уладил дело миром.

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony: Friendship is Magic — в 0 серии 9 сезона подарок Пинки Пай поначалу казался «непонятным нечто» — а оказался в нужный момент тем самым недостающим ингредиентом, который превратил испорченный, оживший и разбушевавшийся пудинг в безжизненный, съедобный, да ещё и очень вкусный.
    • Можно поспорить: он был выдан персонажем, знающим будущее.
  • Bravest Warriors — в последней серии 3 сезона это заметно на примере Денни Васкеза, который бросился защищать друзей от собак, слюни которых вызывают острое чувство стыда… но так как он и без того себя так чувствует всю жизнь, он не заметил особой разницы, и к концу серии был единственным условно адекватным членом команды.
  • «Царевны» — необходимость нырнуть в пруд помогает Василисе (Царевне-лягушке) осознать, что её анимагия — не такой уж отстойный дар, а устроенный девочками пожар — Алёнке.
  • RWBY — в вариации «похоже, это сэттинг для Аквамена». Проявление молчаливого ниндзя Ли Рэна — подавлять негативные эмоции (как собственные, так и других людей). Говорите «и какая с этого польза, особенно для будущего Охотника»? В мире, где бездушные и агрессивные монстры Гримм притягиваются именно негативными эмоциями — ещё какая… Правда в последствии эта способность развилась еще и в способность чувствовать эмоции других(что куда более универсально).
  • «Гриффины» — шутки ради. Питер, Кливленд и Джо совершенно не впечатлены марвеловским копиркиным Аквамена — Нэмором-Подводником и его силами, но когда приходит настоящий Аквамен — они искренне ему рады и просят сделать что-то прикольное.
  • «Команда-К» — 2 серия. Последний рубеж защиты на захваченной у террористов флэшке с данными оказался викториной с вопросами из столь специфических областей знаний, что ответить на такое смогут только лесбиянки (Например: В каком году женский кёрлинг стал олимпийским видом спорта). К счастью, на барбекю-вечеринке у Дэб этих самых лесбиянок было в избытке. На особо сложный и заковыристый вопрос из истории автомобилестроения доверили отвечать натуралке Ви, которая была представлена присутствующим, как хозяйка автомастерской, чтобы не раскрывать, что на самом деле она сотрудник спецслужб. И Ви блестяще с ним справилась, несмотря на то, что вопрос был с двойным подвохом.

Комиксы[править]

  • Собственно, Аквамен весь золотой и серебряный век комиксов. В бронзовый век персонаж прошел деконструкцию и стал в разы сильнее, вплоть до того, что в некоторых комиксах его возможность телепатически контролировать морские виды распространилась на все живые организмы (они ведь когда-то давно вышли из моря). И это не говоря уже про стандартную суперсилу, суперскорость и знание всех боевых искусств. Ну а ещё гидрокинез для кучи.
  • В Marvel роль Аквамена выполняет Ослепительная (Dazzler), мутантка, которая способна превращать звук в свет. Погодите, а что, если мы не на дискотеке и источников громкого звука рядом нет? Ну, кхм… В общем, пошлите её против Улисса Клоу, суперзлодея из твёрдого звука…
  • «Angel Wings» — в третьей главе ГГ (пилот женского вспомогательного подразделения ВВС США) и её «подопечная», спортсменка и звезда модных журналов, оказываются в джунглях Бирмы. Спортсменка разумеется стонет и жалуется на жизнь. Тем более, что по их следу идут японские поисковые отряды. А Джинкс (спортсменке) в плен попадать нельзя — жуткий удар по морали американских солдат. И тут на пути попадается тропическая река, разлившаяся после ливня. Казалось бы, героини обречены. Вот только Джинкс не только теннисистка, но и пловчиха. И ей вполне по силам вытянуть через бурный поток и себя и свою подругу по несчастью.

Аниме, манга и ранобэ[править]

  • Bleach — оказывается, Нанао Исэ действует магией кидо, а не мечом, по одной веской причине: у нее невероятно отстойный меч. Это чисто ритуальная игрушка, которой невозможно сражаться. Ею можно сделать только одну вещь: убить бога. Как удачно, что на пути штернриттера, ставшего богом, встретилась именно она!
  • One Piece — с подсветкой — в арке Панк Хазард Трафальгар Ло замечает, что для прохода через заполненную ядовитым газом местность им понадобится человек с необычными способностями, например, управлять ветром, на что один из солдат ему отвечает: «Да где ж взять такую редкую способность?!». Нужный человек находится через секунду — это Нами, которая и вправду может управлять ветром. Правда, способности Нами по управлению погодой никак нельзя назвать бесполезными, но конкретно в этой арке она почти ничего не делала.
    • Тот же Панк Хазард. Герои чуть не превратились в горстку пепла, когда разрезанные и подожженные Кинемоном слизни внезапно бомбанули. Хорошо, что этот же Кинемон умеет резать огонь, а заодно и взрывы! С помощью этой способности он всех и спас.
    • Педаль в пол в Скайпии. Энель — обладатель невероятно разрушительной логии молнии… но нарвался на резинового человека с иммунитетом к электричеству. Половина способностей «бога» в этом бою оказалась бесполезна.
    • В арке Триллер-Барка мугивары столкнулись с Пероной, владеющей способностью вгонять всех в абсолютную депрессию и негатив, из-за чего даже Зоро и Луффи оказались абсолютно небоеспособными. Однако в их команде оказался Усопп, который в негативе всё время, благодаря чему у него был иммунитет к данной сверхспособности, а так как Перона сама по себе весьма слабая, Усоппа с лихвой хватило, чтобы с ней разобраться.
    • В конце арки Импел-Дауна, когда сбежавшие заключённые выбрались-таки на поверхность, они обнаружили, что дозорные, не будь дураки, отвели свои корабли подальше от тюрьмы, так что уплывать теперь не на чём. И вплавь за ними, понятное дело, обычному человеку не угнаться… Как же здорово, что появившийся только в этой арке союзный шичибукай — именно рыбочеловек!
    • Да вообще в целом в One Piece важнее не сама способность, а умение грамотно ей пользоваться.
    • Луффи способен поглощать (и поглощает) еду в непомерных количествах, из-за чего команда пару раз попадала в неприятности, оставшись без припасов посреди моря. Казалось бы, комическая особенность персонажа, которая в бою никак пригодиться не может… Разве что если только против Конфетных Генералов Большой Мамочки. По всей видимости, Крекер и Катакури и подумать не могли, что порождения их силы можно просто съесть.
  • Initial D — Toyota AE86 на момент действий сюжета является морально устаревшей машиной, на прямой её уделывают в скорости все спорткары, но вот в спуске с горы скорость в принципе у всех одинакова, и тут положительная сторона AE86 — высокая маневренность — выходит в дикий плюс.
  • «Покемон» — сплошь и рядом:
    • Как быть, если очередной «покемон недели» бушует или хандрит без видимой причины, а серия уже кончается, и проблему нужно быстро решать? На этот случай есть особое заклинание: «Мяут, переведи!»[1] (порой его используют и положительные герои). Мяут понимает практически всех покемонов, кроме совсем уж чуждых чудовищ или неразборчиво орущих берсерков, и часто подсказывает нужное решение. Интересно, что некоторые покемоны — в основном, психические — сами порой пытаются поговорить, взяв под контроль Мяута.
    • Для чего Эш в каждом регионе непременно ловит местного покемона-птицу? Все равно они, как правило, не отличаются яркими характерами, и в бою особо не блещут (эпичнее всех опозорилась Анфезант, всухую проиграв в Лиге чисто бойцовскому Риолу). Причин две: во-первых, чтобы при случае поучаствовать в локальном состязании летающих покемонов[2] (часто сопровождается эволюцией верного летуна). Во-вторых, чтобы искать пропавших покемонов и воздушный шар команды R. Если нет птички, то сойдет и любой другой покемон с крыльями. Некоторые фанаты Чаризарда до сих пор не могут простить, что Эш его вызвал под конец Юновы… и использовал преимущественно для разведки с воздуха, так и не дав сразиться с кем-то серьезным. Это даже не забивание гвоздей микроскопом — это еще круче…
    • В первом сезоне — с подсветкой. Когда команда R причитала, что у них нет водного покемона, который вытянет их с затонувшего корабля, Джеймс самодовольно напомнил, что он с недавних пор — счастливый обладатель Мэджикарпа. Того самого бесполезного карпа, которого товарищи требовали немедленно вернуть проныре-торговцу! Плавает рыбина, правда, хреново (!!!), но с поставленной задачей кое-как управилась.
    • С Гиблом получился комичный вариант. Отрабатывая «Метеор дракона», он постоянно косячил и случайно отправлял получившуюся бомбу в одно и то же место — на голову Пиплапа Доун[3]. Со временем герои просекли фишку и специально просили Гибла пустить «Метеор дракона», когда Пиплап терялся. Выпущенный шар по сложной траектории улетал куда-то вдаль и безошибочно находил невезучего пингвина.
    • Нойбат Эша с рождения владеет «Ультразвуком» и вопит так, что уши закладывает. Деморализовать противника — это святое, определять спелость фруктов — приятный, но в меру полезный бонус. Где Нойбат реально незаменим, так это в пещерах. И сам не заблудится благодаря ультразвуку, и других выведет.
    • Деденне Бонни с первого появления установил с Пикачу связь, общаясь с ним через электричество. Потом Деденне не раз помогал искать пропавшего Пикачу, «запомнив» излучаемые им волны. Неплохая альтернатива избитой воздушной разведке!
    • Гудра (еще будучи Гуми) знал приём «Танец дождя». Только вот непонятно, зачем: других водных атак, которые можно усилить, у него нету; ускоряться под дождем, как Буизель, он не умеет; сам по себе приём вреда не наносит. Тем не менее, призываемый ливень то и дело спасал положение: то лесной пожар потушит, то пересохшее болото восстановит, то даст преимущество в почти проигранной гим-битве с Клемонтом.
    • В Юнове героям приспичило посетить лабораторию, которая изучает мох, выделяемый Феросидами. Через некоторое время после их прихода покемонов переклинило, и чудо-мох начал расползаться по зданию, грозя захватить город. Мох не берёт ничего, кроме ледяных атак, у Эша и компании, как на грех, нет подходящих покемонов… О, так вот для чего к героям в этой серии присоединилась Джорджия! И она очень удачно завела себе второго ледяного покемона в придачу к белому мишке.
  • JoJo’s Bizarre Adventure/Vento Aureo: если кровожадный стенд «Notorius B.I.G» не берёт ничто из арсенала героев, а бежать от него из летящего самолёта некуда, спасти день придётся Триш. У неё очень вовремя пробудился стенд, хорошо подходящий именно для этого боя. В дальнейшем её стенд использовался аж один раз — в финальном бою. Да и там помог лишь косвенно, выбесив Диаволо.
    • С Чокколатой вышел зигзаг поинтереснее. Бучеллати в силу некоторых особенностей физиологии совершенно не боится его убойной плесени. Вроде бы всё понятно — сейчас он пойдёт шатать злого доктора… Как нет? А вот так! Иммунитет позволяет Бруно спокойно бить напарника Чокколаты и не отвлекаться на просчитывание каждого движения. Субверсия в конце боя: Бучеллати может устроить громкий хлопок, не боясь за свои барабанные перепонки, а его враг мигом глохнет.
    • С Мистой и вовсе аверсия: ему везёт на противников, которых нельзя (или очень сложно) пристрелить. Кто останавливает пули, кто отбивает их обратно в стрелка, кто защищен броней. Если бы не героическая сила воли и оперативная медицинская помощь от Джорно, Мисты бы надолго не хватило.
      • Вообще, Jojo стоит на инверсиях, зигзагах и аверсиях — в схватках чаще всего решают мозги, а не способности.
  • Goblin Slayer — именно так Убийца Гоблинов познакомился с Лучницей, Шаманом и Жрецом. На землях эльфов в старых руинах завелись гоблины, но использовать в подземельях армию просто не получится. Помощь же армий других рас на родной земле эльфов напрягает самих ушастиков. Поэтому они обратились к межрасовой команде авантюристов с просьбой помочь им (чтобы никто из правителей основных народов сеттинга не посчитал себя оскорблённым). Убийца Гоблинов был призван в группу, во-первых, как представитель людей, и во-вторых, как эксперт в истреблении гоблинятины.
  • My Hero Academia
    • Леди Гора совершенно неспособна работать в городской черте из-за своих размеров. Что же делают авторы, чтобы хоть как-то оправдать наличие этого ходячего потока фансервиса? Добавляют второго гигантского персонажа, бушующего в сельской местности.
    • Педаль в пол — ассистенты профессиональных героев. часто всегда нужны только для того, чтобы в какой-то степени усилить своего работодателя.
      • Мануал с помощью своей воды из пальца позволяет Айзаве не моргать значительно дольше, увлажняя его открытые глаза.
      • Кидо с помощью своей причуды может изменять направление движущихся тел, чем и пользуется, чтобы запустить разогнавшегося по горизонтали Старателя повыше в небо.

Видеоигры[править]

  • Adventure Island, классические платформеры на восьмибитной NES. У героя имелась возможность пользоваться четырьмя динозавриками: двое бегали и плевались, один (птеродактиль) летал и кидался сверху, а четвёртый, напоминавший плезиозавра, был бесполезен: мог нарваться на камень, не перепрыгнув его, драться не умел и, что главное, был жутко медленный (а время в этой игре убивало куда надёжнее, чем в Super Mario Bros). Зато на водных уровнях использовать можно было только его (остальные сразу гибли), причём плавал он быстро и, что приятно, уничтожал пузыри, которые бездинозаврового героя брали в захват и не отпускали.
    • С двумя бегающими/стреляющими дракошами та же история. Один из них мог бегать по заполненным лавой ямам на земных уровнях, второй от них дох. Ну и зачем использовать второго? Зато один из миров, куда прибывает герой, полностью заснежен, а дракоша с лавобоязнью оказывается единственным, который не скользит на льду.
    • В третьей части появился ещё один динозаврик, похожий на трицератопса. Поначалу казалось, что он полностью бесполезен из-за отсутствия дистанционной атаки, но позже оказывалось, что он единственный из помощников, который умеет бегать по зыбучим пескам.
  • Игра Superhero League of Hoboken во многом построена на этом тропе. У мутантов — членов отряда самые разные нелепые суперспособности: например, Железный Живот может поедать сколь угодно острую еду без вреда, а Мадемуазель Пепперони может видеть сквозь закрытую коробку для пиццы (и только сквозь неё). Разумеется, в ходе игры героям окажется необходимо уничтожить целый склад невероятно острых мутировавших перцев халапеньо; а монстры иногда будут хранить свои сокровища в коробках из-под пиццы, и Мадемуазель Пепперони сможет определить, нет ли там ловушки.
  • Saint’s Row 4 не обошлась без оружия из данной категории. А конкретно: пинбольник и игрушечное ружьё (принцип действия у них один и тот же). Данные орудия хоть и кажутся эффективным способом зачистки живой силы, но другие виды оружия будут куда круче и практичнее. А вот против техники данные пушки абсолютно бесполезны. Кроме сверхпрочных роботов со слабым местом на затылке.
  • Monster Girl Quest: Paradox — честно говоря, от сексуальных техник есть толк только в битве против Гранберии, и то лишь потому, что к нам присоединится Альма-Эльма. В иных боях куда надёжнее более «традиционные» приёмы и заклинания.
    • Если уж на то пошло, почти всегда достаточно одной зайчика-лучницы, с балансом в игре явные проблемы.
  • В серии игр Langrisser водные юниты всегда получают значительные преимущества, сражаясь в воде, а на суше, в зависимости от части и версии, их эффективность варьируется от примерного равенства по силе с сухопутными юнитами до полной бесполезности. На многих картах воды либо нет, либо она представлена скромной лужей, либо находится вдали от основного сражения. Но в каждой игре серии есть минимум одна карта, где противоборствующие войска разделены большой водной преградой, и тут-то водные юниты будут просто незаменимы.
    • Слабейший доступный для найма юнит — Охранник/Guardmen имеет самые низкие характеристики и без мощного командирского бонуса безнадежно проигрывает любому противнику. Однако он имеет большой скрытый бонус против ожившей слизи — довольно неприятных монстров с высокой защитой, и сносит их на ура без потерь. Другие войска и порой даже герои ковыряют слизь долго, нудно и со значительными потерями.
  • Darkest Dungeon — довольно распространённое явление, в первую очередь у героев, полагающихся на периодический урон и имеющих бонусы против конкретного типа врагов. Например, крестоносец это дилетант широкого профиля, но его самая обычная атака имеет немаленький бонус по нежити, из-за чего в руинах он превращается в достойного дамагера. Аналогично боевая закачка весталки будет нормально работать только в руинах из-за такого же бонуса, оккультиста — в бухте благодаря урону по мистике.
  • Hearts of Iron — примерно 80 % тактического арсенала это аквамены для разных ситуаций, но ближе всех к тропу воздушный десант — слабая пехота которую сбросить можно только со специального самолета(который надо исследовать и построить), садиться в самолет надо на аэродроме, летает десантный самолет недалеко, при провале десанта дивизия исчезает вся. Но есть у нее одно применение — захват слабоохраняемых приморских провинций через которые можно устроить полноценный десант, это позволяет совершать абсолютно невозможные иначе операции.
    • В четверке аквамэн это бронированные зенитки. Педаль в пол — зенитки на базе тяжелых танков. Способов их побочного применения можно придумать много, а первичного — разве-что придать танковым клиньям Роммеля в Африке.
    • Там-же есть и более буквальный аквамэн — десантные танки. Нужны строго ради двух мест — японских баз в Тихом Океане и Нормандии, в обоих случаях ровно ради пары боев с захватом плацдарма.
  • Hollow Knight — несколько узкополезных амулетов:
    • Эмблема защитника пассивно создаёт вокруг персонажа облако с крошечным радиусом и смехотворным уроном и даже портит эффект некоторых других амулетов (пылающее чрево и тремогнездо). Но у заражённых пузырей, которых постоянно призывает Разбитый Сосуд, всего один хитпоинт, так что им хватает и этого чтобы в нас не втараниться.
    • Кровь улья восстанавливает последний потерянный хитпоинт через десять секунд, не перенося эффект на следующий и начиная отсчёт заново при получении урона, и при этом занимает аж четыре ячейки. Однако, гадкие уровни Садов Королевы и Белого Дворца раздражают в основном шипами, которые ману на лечение не дают, зато телепортируют в безопасное место.
    • Хрупкие амулеты перестают работать если их надеть и умереть (беги к торговцу и плати за ремонт), а умирать тут приходится много. Но смерть в мире снов не считается кроме Лучезарности.
    • Амулет «Элегия куколки» добавляет к атаке мечом дальнобойную волну с половинным уроном, но только при полном здоровье (или на последнем хитпоинте с амулетом «Ярость павшего»). Из-за таких ограничений амулет берут очень редко, но одно из достоинств волны — она проходит сквозь щит Маркота. Особенно актуально для его максимально усиленной версии в Божьем Крове, когда игрок в любом случае помирает от одного удара.
  • В Factorio можно построить первую электростанцию вообще без использования даже конвейеров. Так что же, твердотопливные манипуляторы не нужны? Они же ужасно медленные и требуют возиться с заправкой этим самым топливом. А вот и нет, единственный смысл существования твердотопливных манипуляторов — снабжение углём той самой первой электростанции из бойлеров и паровых двигателей. Если они не заправлены сами, то при взятии топлива автоматически кладут его в себя и только потом продолжают перекладывать по назначению, в то время как электрические манипуляторы при внезапных проблемах с энергией от очередного расширения фабрики сами отключатся, останавливая таким образом вообще всё и вынуждая перезапускать вручную.
    • Твердотопливные манипуляторы логично применять там, где производятся и используются топливные блоки и ракетное топливо. Ибо нефть в игре бесконечна. В итоге, это позволяет меньше заморачиваться установкой энергостолбов.
  • На этом построен геймплей большинства (если не всех) LEGO-игр. У одних персонажей есть полезные навыки и способности, коих нет у других: двойной прыжок, стрельба по мишеням, телекинез, подъём на крюке-кошке, открывание специальных дверей, ломание блоков определённого типа и многое-многое другое, зачастую зависящее от сеттинга очередной игры. При этом состав команды персонажей определяется сюжетом игроизируемого произведения. Но каким бы он ни был, на уровне непременно найдутся задачи именно для тех ЛЕГО-человечков, которые есть в команде в данный момент (а также — несколько не мешающих прохождению препятствий, которые не может преодолеть никто из имеющихся персонажей, специально для перепрохождения в режиме свободной игры). Справедливости ради, многие из этих способностей универсальны и были бы реально полезны для приключенцев: высокие прыжки, меткая стрельба, взлом электронных замков, джейдайское владение Силой и т.д и т. п. Но в некоторых играх встречаются и куда более странные и на первый взгляд бесполезные навыки.
    • Рассмотрим, к примеру, нескольких персонажей из LEGO Jurassic World. Доктор Грант умеет выкапывать скелеты динозавров, очень «полезная» способность на острове с живыми динозаврами. Доктор Сэттлер может копаться в экскрементах динозавров, ныряя в дымящиеся кучки с головой. Доктор Малькольм математик, способный решать уравнения. Лекси Мёрфи умеет громко визжать, а её брат Тим просто маленький мальчик. Ни единого полезного навыка? Как бы не так! Из выкопанных костей динозавров можно построить мостики и лестницы. Исследовав помёт динозавров, можно найти необходимые для прохождения детальки или узнать, чем нужно покормить покакавшего динозавра, чтобы переманить его на свою сторону. За досками с нерешёнными уравнениями непременно скрывается что-нибудь полезное. Громким визгом можно разрушить стекло, неуязвимое для любых других воздействий. А меленький рост позволяет пролезать через узкие лазы и попадать в места, недоступные для взрослых.
  • Sunless Sea
    • Крысы-мастеровые. Расходуются, восстанавливают всего 10 хитпоинтов, что среднему пиратскому кораблю на один выстрел, и покупаются за такие деньги, которых в начале игры жалко на расхоник, а в конце — на 10 хитов. Однако, если вам приспичило заплыть в Пролив Адама, что оставляет одного матроса и один хитпоинт, можно использовать крыс чтобы не помереть хотя бы от любого урона и доползти домой так.
    • В свою очередь «Аквамен» для вышеупомянутой авантюры — класс «Лампада», уступающий начальному кораблю в прочности и вместимости, но из-за меньшей команды способный идти полным ходом даже с одним матросом.
    • Передача наследнику карты — приличная часть стартового опыта получается за открытие островов, чего в этом случае не произойдёт. Однако, с дополнением доступен ломающий игру торговый маршрут, и если расположение портов удобно для его использования, имеет смысл оставить. Особенно если у вас долгая династия, обложенная кучей наследственных баффов к характеристикам.
    • Наследование офицеров тоже обычно не имеет смысла, так как их можно подобрать за копейки, а их квесты в таком случае нельзя проходить заново. Однако, один из механиков может неограниченно крафтить весьма полезный в начале игры двигатель, и шанс открытия у него этой способности по итогам квеста составляет 70 % на каждом отдельно взятом прохождении.
    • Характеристика страниц — используется в очень маленьком количестве скиллчеков по сравнению с остальными и даёт копеечный бонус к опыту. При этом её же и сложнее всего прокачать. Единственная реальная польза — фарм секретов с бродячих ежей.

Реальная жизнь[править]

  • С прикрученным фитильком, ибо речь идёт не о человеке, а о предмете: сейчас кольчуга как средство защиты практически бесполезна: спасёт разве что от ножа[4]. Однако при заземлении она практически полностью защищает организм от электромагнитного излучения, ибо по структуре идентична клетке Фарадея. Проще говоря, человека в кольчуге практически не бьёт током и не шпарит микроволнами, а выживальщик может спрятать за пазухой под кольчугой свой любимый электронный гаджет и не беспокоиться за его сохранность при ядерном взрыве (если, конечно, не брать в расчёт ударную волну и температуру). Также клетка схожей конструкции используется для защиты электроники от различных электромагнитных явлений.
  • В 1976 году Шаварш Карапетян, 13-кратный чемпион Европы по подводному плаванию, случайно стал свидетелем падения троллейбуса в озеро. С 10-метровой глубины он достал 46 человек, из которых 20 удалось спасти. Ну натуральный же Аквамен.
    • Правда, из-за спешки он не подготовился к нырянию должным образом и в результате стал практически инвалидом. Не то что бы его это сильно остановило — уже после этого, в 1985 году, он снова участвовал в спасении людей — на этот раз при пожаре — и снова сильно пострадал. А еще до того — в 1974 — спас целый автобус от падения в ущелье благодаря своим навыкам водителя (по его рассказу, за руль впервые сел в 4 года, а к семи уже водил машину самостоятельно). Так что спортивную карьеру он, может, на этой уникальной супер-планке и закончил, а вот геройскую — нет.
  • По требованию командующего Карельским фронтом К. А. Мерецкова, для штурма Линии Маннергейма в 1944 г. использовались не ИС-2, а собранные со всех фронтов уцелевшие КВ-1 и КВ-1С. Эти машины к тому времени считались устаревшими, но именно для этой операции и впрямь подходили больше: при хорошей защите у них меньше масса и удельное давление на грунт, лучше маневренность и выше скорострельность (а что пушка слабее, так это не страшно — для всего, что было в наличии у финнов, и такой хватало).
  • Миномёт-лопатка. Слабый 37-мм миномёт без прицела и неудобная лопатка — уже в 41-м стало очевидно, что пользы от этой конструкции немного. Где же пригодился этот Аквамен? В десанте: когда каждый грамм веса на счету и альтернатива слабому миномёту выглядит не как «полноценный 50-мм ротный миномёт», а как «никакого миномёта — давите противника стрелковкой и ручными гранатами», лопатки вполне оправдали себя и применялись до самого конца войны.
  • Буква К в латинском языке. За исключением пары иностранных для римлян имен (Кэсо и Карфаген) она использовалась только в одном слове — kalendae (календы, первые дни месяца). Ныне слово почти забыто, разве что кто-то помнит его по тоже полузабытой поговорке «ad kalendas graecas» (т. е. «до греческих календ», которых у греков не было, аналог нашего «до турецкой пасхи»), а вот буква k в романских языках цветет и пахнет.
    • Ну так себе забыто: слово «календарь» присутствует не только в русском языке.
      • Если не считать того, что он пишется calendar.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Довольно странно, что Ротомдекс в последней арке занимается чем угодно, кроме перевода с покемонского на человеческий. Он сам покемон? Ну да — призрачно-электрический тип, подселяется в технику. С людьми говорить умеет? Еще как — прям не заткнёшь! Так в чем же дело?
  2. В Калосе было феноменально удачное стечение обстоятельств. Впервые за весь сериал Эш собирает троих летунов в команде (с поправкой на то, что один только вылупился и едва держится в воздухе, а второй просто парит и гораздо полезнее на земле в качестве бойца) и уже в следующей серии набредает на место проведения «эстафеты в небе». Единственное условие участия — как раз три летающих покемона!
  3. Вероятно, «Метеор» в принципе «не любит» пингвинов — не только конкретного Пиплапа. В бою Эша и Барри Гибл практически попал в Эмполеона, но тот отбил атаку и все равно послал ее «куда надо».
  4. Впрочем, именно за это кольчугу любят немецкие полицейские. Получить пулю в этой стране достаточно сложно (чай, не США с их Второй поправкой), а вот удар ножом меж пластин бронежилета унёс не одну жизнь офицера полиции. Патологоанатомы же честно носят кольчужные перчатки на случай чего. А ещё дайверы-биологи, работающие с небольшими акулами, используют кольчугу как защиту от укусов. Наконец, самое прозаическое применение кольчуги — это перчатки для работников мясокомбинатов, занимающихся потрошением туш: в тесной брюшной полости животного ткнуть себя в руку ножом — как нечего делать.