Правда о слоне

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Три мудреца в сумерках хотели изучить слона. Но один осматривал только живот — и потому кричал: «Я точно знаю — слон подобен подушке!» Другой смотрел только на ногу, и потому настаивал: «Нет, не подушке, а колонне!» Третий видел только хобот — и потому стоял на своём: «Нет, слон подобен не колонне и не подушке, а канату!» Даже до драки у них, у мудрецов, дошло. Шедший мимо старик сказал: «Полно вам. Взберитесь-ка на высокое дерево да осмотрите слона издалека, со стороны!» »
— Старая притча, существующая и в Индии, и в Африке
« Собрались как-то шесть слепых слонов и решили выяснить, на что похож человек. Первый потрогал человека ногой и говорит: «Человек — это что-то маленькое и плоское». Остальные тоже потрогали его и согласились, что человек — это что-то маленькое и плоское. »
— Современная версия той же притчи, вкратце описывающая эффект наблюдателя в квантовой механике.
« Еретики утверждают, что один меньше двух. Мы, что два меньше трёх. И то, и другое верно. »
— Легион
Наглядно

Правда о слоне — это когда одно и то же явление описывается с настолько различных позиций, что создаётся впечатление, что описания банально противоречат друг другу.

Родственный троп — врёт, как очевидец. Различие состоит в том, что троп «правда о слоне» в чистом виде подразумевает совершенную искренность и честность говорящего, который просто не владеет всей полнотой информации. Или обладают, но в силу различия взглядов понимают по-своему.

См. также Одна история с разных ракурсов, И каждый описывал своё.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Анеканта-вада, один из основных принципов джайнизма, заключается как раз в том, что не существует абсолютно истинной точки зрения на реальность, и все существующие точки зрения (будь то какая-либо религия, или же наука) видят лишь свою часть истины, поэтому каждая из них может быть верна по-своему.
  • Евангелия. Четыре версии, не вполне стыкующиеся друг с другом (особенно версия от Иоанна), и все четыре считаются правдой. Потому что апостолы тоже люди, они писали каждый в меру того, что сами видели или слышали от других и запомнили, а не сочиняли единый литературный канон.
    • Момент про Христа и губку с уксусом, кто-то толкует это как издевку или желание подольше помучить, а кто-то как акт милосердия. На самом деле: под «уксусом» следует понимать поску — обычный напиток легионеров из воды с добавлением уксуса, а губки использовали чтобы поить раненых, которые не могли глотать из фляги. Но даже если это и акт милосердия, то, по Евангелию от Луки, воины при этом отпускали злобные насмешки — так что противоречия нет. Вдобавок это и бонус для современников.
    • С тем же успехом могла подразумеваться смоченная уксусом губка, которой римляне, извиняюсь, подтирались. Тоже бонус для современников.

Литература[править]

  • Стихотворение Алексея Константиновича Толстого «Правда». «Поскакали добры молодцы, Все семеро братьев удалыих, И подъехали к правде со семи концов, И увидели правду со семи сторон… А вернувшись на свою родину, Всяк рассказывал правду по-своему… Кто горой называл ее высокою, Кто городом людным торговыим, Кто морем, кто лесом, кто степию. И поспорили братья промеж собой, И вымали мечи булатные, И рубили друг друга до смерти… И доселе их внуки рубятся, Все рубятся за правду за истину…»
  • Роман Лоренса Уотт-Эванса «Заклятие чёрного кинжала»: демонолог Каллия обвиняет чародея Херемона в том, что он он ночью вломился в её мастерскую и украл ценные ингредиенты; она проснулась от шума и видела, как он выходит с полной охапкой украденного. Херемон всё отрицает и утверждает, что спал дома. Кто говорит правду? Оба. Каллия видела не Херемона, а принявшего его облик демона-оборотня.
  • Честертон, рассказ «Человек в проулке». Данный троп в рассказе выведен с образцовой дотошностью.
    • Точно? Конечно, можно сказать, что все три свидетеля описывали одно и то же явление — но фактически-то каждый оописывал свое отражение, хотя двое честно считали увиденное силуэтом убийцы (и только патер Браун понял, в чем дело)
  • «Дом, в котором…» — и слонов, и близоруких мудрецов тут хватает:
    • Лось видит в воспитанниках Дома больных детей, ряд других воспитателей и учителей — опасных психопатов.
    • В глазах Черного и Курильщика Сфинкс издевался над Лордом, в глазах самого Лорда — перевоспитывал того еще самоуверенного мерзавчика. Подсвечено самим Сфинксом: «Правда, что ты бил Лорда, заставляя его ползать? — Правда. Правда Черного».
    • Изнанка — реальность или наркотические глюки? Учитывая, что вся книга — сплошное «Может, магия, а может, реальность», правда у каждого получается своя.
  • Эдуард Успенский, «Колобок идет по следу» — похищенного из зоопарка слона занесло на детскую площадку. Дети от страха попрятались и видели его лишь частично. Каждый нарисовал ту часть, которую видел. После совмещения всех рисунков получился «летающий бульдозер с дозаправкой в воздухе». И только со второго раза вышел слон.
  • Макс Фрай, «Путешествие в Кеттари» — сэр Макс собирает по книжным лавкам Кеттари кучу разных карт города. Где-то даже педаль в пол, так как путаница вызвана не сочетанием восприятия разных людей, а разнобоем в воспоминаниях одного-единственного существа, старого мага Махи Аинти, собравшего город, разрушенный Лойсо Пондохвой, из своих воспоминаний.
  • Юрий Коваль, «Приключения Васи Куролесова». Вася идет на рынок покупать поросят. Мошенник Курочкин с накладными (чего Вася не знал) усами продает ему завязанный мешок будто бы с поросятами, тогда как внутри оказался пес. На следующий день Вася, налепив накладные усы (для конспирации) идет на рынок с псом в мешке, чтобы найти мошенника и спросить по понятиям. Курочкин же быстро его раскрывает, сдает милиции и… пересказывает всю историю так, будто бы это Вася замаскировался и ему же в прошлый раз продал вместо поросят такой же мешок с псом, какой у него при себе. И поди теперь разберись, кто говорит правду.

Кино[править]

  • «Пираты Карибского моря» — история Дейви Джонса: Тиа Далма рассказывает о том, что он встретил женщину и влюбился, на что Гиббс возражает, что Дейви Джонс любил только море. На что в свою очередь Тиа Далма говорит, что обе версии верны, так как она и есть та любовь — богиня моря Калипсо.
  • «Расёмон» Акиры Куросавы — весь фильм об этом: несколько версий убийства самурая глазами разных свидетелей, включая собственно убитого.
    • И «Герой» Чжана Имоу, развивающий тему.
  • «Врата рая» Анджея Вайды — и тоже весь фильм об этом, а именно — о том, как начался детский крестовый поход.

Телесериалы[править]

  • X-Files — 20 серия 3 сезона. Что мы видим как зрители: пришельцы похищают молодую пару на пустынной дороге, но внезапно появляется ещё одно существо и срывает маскарад: пришельцы заговорили друг с другом на английском. Далее у нас 3 истории девушки: что парень ей избил и изнасиловал, под гипнозом, что их похитили пришельцы и ставили опыты, под более глубоким гипнозом, что она была на базе ВВС, где ей внедрили ложные воспоминания о пришельцах. История парня, что их похитило вместе с лже-пришельцами странное существо и ставило опыты. История случайного свидетеля, что на пустынной дороге ему явилось существо Лорд Кинбот и поручило ответственную миссию. История охотника за НЛО, что Малдер и Скалли сами пытались скрыть информацию. История лже-пришельца, пилота ВВС, рассказанная Малдеру в кафе, о тайных операциях правительства. История хозяина кафе, что не было никакого лётчика, а был один Малдер, который жадно ел пироги и говорил сам с собой. История начальства ВВС, что лётчики разбились вместе с экспериментальным самолётом. Истина где-то рядом.

Мультфильмы[править]

  • Советский мультфильм «Послушный ученик», в одной из новелл которого обыгрывалась описанная в эпиграфе сказка. Здесь она имела продолжение: мудрецы (в этой версии они слепые и их четверо), послушавшись старика, решили объединить знания и изготовили свой вариант слона: бочка на столбе, к которой прикручен шланг спереди и верёвка сзади. И очень этим были довольны!

Мультсериалы[править]

  • My Little Pony: в серии «What About Discord» Твайлайт просит своих подруг и Дискорда вспомнить, как появилась их непонятная локальная шутка про змею. Выходит что-то невнятное, потому что все помнят по-разному: то ли они помогали бабуле Смит, то ли сестре Эплджек, и на них то ли напала змея, то ли это был просто похожий на змею шланг, то ли похожая на шланг ветка.

Аниме и манга[править]

  • Oyasumi, Punpun — эпизод из детства, неслабо поломавший психику Пунпуну. Папа поздно ночью пришёл домой под мухой, они с мамой громко ругались, потом послышались крики и шум, Пунпун вышел из своей комнаты в зал и увидел лежащую на полу мать с разбитой головой и ошарашенного отца, бормочущего: «Она… сама». Разумеется, он подумал, что этот алкаш дошёл до рукоприкладства, раз родители потом так быстро развелись, а отца он больше не видел (даже письма, якобы от него, писала мать). Но так ли всё было? Да, мать и отец Пунпуна были неудовлетворены своей жизнью: все их амбиции закончились сразу после рождения сына на работе кассирши и саларимана. Мать постоянно выносила мозг отцу, а тому не нравилась работа и он хотел с неё уволиться, но благоверная не давала — ипотеку же ещё выплачивать! Как результат, Пунъяма-сан стал выпивать, а у его жены начались проблемы с психикой, которые выражались в перепадах настроения и селфхарме, и в ту ночь она сама в истерике разбила себе голову об стену, а потом ещё и в больнице с лестницы бросалась.

Видеоигры[править]

  • Dune II — у каждого из трёх Домов своё представление о мире и о других двух домах.
  • Мор (Утопия) — так же.
  • Ведьмак — в смерти Лары Доррен и Крегеннана из Леда обвиняют друг друга эльфы и люди. В книгах Сапковского — аналогично
  • «Карибский кризис» — каждая сторона решала лишь свои проблемы и освещает конфликт по принципу «наши непростые усилия по выживанию, их наглые действия». Понять истину помогает финальный ролик.
    • Сиквел «Ледниковый поход» — педаль в пол. Каждая из сторон объявила о своей безоговорочной победе в такой степени, что не каждый игрок поймет, что концовка общая.

Настольные игры[править]

  • «Мир тьмы» — своеобразная фишка сеттинга: все доступные для игры фракции имеют не только собственную философию, но и набор стереотипов о других фракциях той же линейки со своей точки зрения. При этом то, что фракция о себе думает, какая она есть, и как её видят посторонние — три разные вещи. Настолько, что одну и ту же сторону две другие могут независимо описать как «классные ребята, с ними хорошо повеселиться» и «эгоистичные сволочи, психованные маньяки».
  • Warhammer 40,000 — фирменная фишка сеттинга может быть охарактеризована как ложь о слоне. Правду приходится вычленять из сообщений тех, кто заинтересован в её сокрытии (сотонинских злобозлыдней, параноидальной госбезопасности и/или просто мастеров двоемыслия), тех, кто сам неспособен её воспринять и излагает, как понял (жертв пропаганды, средневековых дебилов или просто увидевших нечто, недоступное человеческому пониманию), и авторов, которые тоже путаются в показаниях.
    • Хрестоматийный пример — сущность Духа Машины. Распространены два воззрения: что это обыкновенный искусственный интеллект, который механикусы встраивают в механизмы, воспроизводя СШК по принципу карго-культа, и что это некая сущность варпа, овладевающая машину. Правдивы оба, иногда даже одновременно: искусственный интеллект ничуть не менее подвержен действию варпа, чем естественный.
      • В более поздних романах авторы всё же сошлись на том, что запрет на Изуверский Интеллект в первую очередь касается логических схем на основе неорганических соединений, которые влиянию Варпа подвержены, но в несоразмеримо меньшей степени, нежели их аналоги на основе органических соединений, которые так или иначе какое-то отражение в Имматериуме имеют просто вследствие закономерностей местной метафизики. Более того это самое отражение со временем может развиваться. Например Инкарнадин из сопровождавшей легион Несущих Слово когорты Легио Кибернетика с какого-то момента начал автоматически распознавать «своих» даже после полной замены всех логических элементов — обслуживавший его адепт Культа Машины не на шутку перепугался, когда увидел на дисплее зелёную подсветку объектов, которые автоматон без программы вообще распознавать не должен. Что интересно, сами объекты так и не догадались, что машина на них отреагировала, потому как Инкарнадин всё это время просто неподвижно стоял на месте.
      • Дополняется это тем, что сами механикумы не всегда хорошо понимают суть запрета, потому как Император никаких пояснений на это счёт не давал, а всего лишь запретил Генерал-Фабрикатору Кельбор-Халу фактически только использование технологий из одного конкретного хранилища, которое собственноручно опечатал, после чего сам стёр из памяти магоса информацию о том, как до оного хранилища можно добраться. Что именно осталось в том хранилище — большая-пребольшая загадка, потому как хранилище большое, а посему, что бы в нём ни лежало, этого чего-то там очень много.
      • Что же до постулата «да не создашь ты мыслящую машину», то на практике он зачастую трактуется механикумами как «да не создашь ты непослушную машину» — кстати по некоторым намёкам отдельные ячейки Культа Машины пришли к оному постулату без прямого указания от Императора.

Интернет[править]

  • SCP Foundation — многие объекты построены именно по этому принципу, «вот есть набор явлений, теперь вам надо понять, как явления связаны между собой, и проявлением какой вещи они все на самом деле являются».

Реальная жизнь[править]

  • Конфликт «отцов и детей». Дети имеют ограниченный опыт и могут не осознавать отдалённых последствий своих действий. А родители при этом могут иметь специфичный опыт, который активно насаждается детям, но неприменим в текущих реалиях. Автор правки наслушался ворчания бабушек: одна обижалась, что ем слишком мало (у неё большая семья из мужчин), вторая — что не ем всё подряд (была девочкой во время ВОВ и прочувствовала голод).
    • Бывает и обратная ситуация, когда родители росли «в тепличных условиях» и потом работали там, куда их деды с бабками чуть ли не за ручку привели, а дети вследствие разгильдяйства таких родителей фактически воспитывают себя сами и сами же пробуют себя в разных сферах, отчего годам к двадцати имеют больше жизненного опыта, чем у их родителей есть в сорок. А когда дети начинают сами переоценивать опыт своих родителей через призму биографии своих родителей, вот тут предмет статьи и всплывает.
  • Спорные исторические моменты в историографии конфликтующих народов. Одни и те же события выглядят в описании историков разных сторон диаметрально противоположными, так что если эти описания дать неискушённому человеку (заменив действующие лица, географические названия и т. д. на абстрактные), он не поймёт даже, что речь идёт об одном и том же событии. Например, спор армян и азербайджанцев об исторической принадлежности Карабаха.
  • Криминалистика, как таковая. Есть улики, но сами по себе они ничего не объясняют. Есть показания, которые много чего объясняют, но плохо стыкуются друг с другом. И есть какие-то реальные события, ход которых надо по этому всему каким-то образом установить.
  • История исследования органической кислоты, в молекуле которой один атом водорода, один атом кислорода, один атом углерода и один атом азота. У одних химиков получалась крайне взрывоопасная субстанция. У других же химиков выходила субстанция вполне стабильная, но весьма токсичная. На самом же деле они получали разные кислоты, обладающие разной структурой, но одинаковой брутто-формулой, из-за чего гремучую и циановую кислоты поначалу пытались рассматривать, как одно и то же соединение.
    • Да и в целом аналитическая химия — это та же криминалистика, только молекулярная: есть набор реакций неизвестного вещества с известными — как хотите, так и трактуйте, но неизвестное вещество надо установить. Разумеется за много веков люди научились пользоваться этим инструментарием с достаточно ощутимой точностью, но иногда возникают сюрпризы в виде неявно влияющих на реакции примесей с каталитической активностью или внезапных молекул-хелаторов, оценка поведения которых иногда требует изобразить реакцию в виде чертежа в трёх проекциях.
  • Аномалокарис — его отдельные части находили с конца XIX века, но только к восьмидесятым года XX стало понятно, что это именно отдельные части одного животного.