Прагматичный боец

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Combat Pragmatist. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Честная драка — это когда ты даешь шанс противнику. »
« Это не олимпийские игры! »
— Корвин Амберский своему противнику, рыцарю крови.
« Честные драки — для дураков и рыцарей. »
—  «Герои меча и магии IV».

Слова «честная драка» этот персонаж искренне считает катахрезой. А вера в честную драку с его точки зрения — несовместимая с жизнью тупость. Честь прежде разума? Это не про нашего прагматичного бойца. Он дерется, чтобы одержать победу любой ценой — и само собой подразумевается, что эту любую цену заплатит противник.

Прагматичному бойцу совершенно наплевать на свою репутацию и на то, круто ли он выглядит. Если противник явился на перестрелку с ножом — это его проблемы. Старый добрый мордобой? Только если под рукой нет решительно никакого оружия. Но и в этом случае наш герой сначала попытается оторвать противнику руку и забить ею оппонента до смерти. А если нет — он будет кусаться, пинаться и бить в пах.

Прагматичный боец — антипод разом и паладину, и рыцарю крови. Он не ищет достойных противников. Частенько он вообще не любит драться и поэтому стремится, чтобы драка закончилась как можно скорее. А чтобы никому не пришло в голову заставить его драться второй раз, он покончит со своим противником как можно безжалостней и кровавей. Бить лежачего? Лучше ты его, чем он тебя. Стрелять первым? Однозначно. Лучше пусть двенадцать судят, чем шестеро несут.

Это вовсе не значит, что наш прагматичный боец — хладнокровный сукин сын, лишенный всяческого сострадания. Нередко дело обстоит ровно наоборот — он мягкий человек, ненавидящий войну и смерть. Поэтому он полагает, что лучше как можно ужасней разделаться с одним противником, чтобы не пришлось убивать нескольких. Если энергетически выгоднее пощадить врага, то прагматик выберет именно это, даже когда его чувства взывают «Убей!». Еще Сунь-цзы рекомендовал оставить противнику лазейку, чтобы он мог спастись: ведь загнанные в угол люди склонны драться с отчаянной храбростью, а зачем увеличивать свои потери?

Разновидности прагматичного боя[править]

Примеры[править]

« …Один из противников, почувствовав себя раненым — поняв, что дело это не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. …Противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели. »
— Лев Толстой о знаменитой дубине народной войны

Общее[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия — Давид не стал биться с Голиафом в рукопашную, а запустил в него камнем из пращи.
  • Ну и про Одиссея с троянским конём забывать не будем.
  • Драконоборцы — в огромном количестве:
    • Хеттский Бог Грозы Ишкура и японский бог Ветра Сусаноо-но-микото побеждают драконов, предварительно напоив их допьяна.
    • Польский сапожник Скуба тупо отравил Вавельского дракона (за что люто протроллен паном Сапковским).
    • Зигфрид/Сигурд, спрятавшись в «волчьей яме», убивает проползающего над ним дракона ударом в незащищенное брюхо.
  • Пандавы из «Махабхараты» — как бы не первопример. Кстати, Ашваттхаман со стороны Кауравов тоже отличился: всего с парой бойцов ухитрился посеять панику в лагере армии Пандавов, да так, что те посекли друг друга так, что остались одни Пандавы и Кришна.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Олмер из Дэйла в поединке с королём Гондора. Подсвечено автором: король-де, как подобает рыцарю, выехал на поединок, чтобы победить или умереть. А вот Олмер выехал, чтобы просто победить. Без вариантов. Пополам с типичным марти-стьюшным фэнтези выстрелом в «щель забрала».
  • Олди, «Песни Петера Сьлядека» — Зигфрид фон Майнц. «Нападающий не бывает мужчиной или женщиной. Нападающий не бывает ровней или неровней. Он бывает лишь врагом или мертвецом. Это главное. Всё остальное — лицемерие».
  • «Хроники странного королевства»: Шеллар вступает в рукопашную редко — в конце концов, он совсем не воин. Но если доходит до этого, то налёт благородного воспитания с него слетает, заменяясь уроками двоюродной бабушки.
« А в следующий миг его коварное величество отмочило нечто настолько бессовестное, что Амарго даже возмутился от такой низости. Высокородный дворянин, особа королевской крови, верховный судья, честь и совесть нации ударил ничего не подозревающего противника ниже пояса! И почти в ту же секунду, пока тот не успел опомниться, вырубил одним мощным ударом в шею. Видать, кровожадные мечтания товарища Амарго достали своим постоянством кого-то из богов, и их поспешили удовлетворить хотя бы частично. »
— «Рассмешить богов»
  • Вера Камша, «Башня Ярости» — Рафаэль «Рито» Кэрна маркиз Гаэтано в зависимости от обстоятельств может быть и настоящим рыцарем и примером данного тропа. «Рито Кэрна, извернувшись зверьком со своей консигны, ткнул мечом в глаз коня какого-то ифранца и, оставив врага на милость взбесившегося от боли и неожиданности животного, послал Браво вбок и вперед, прорываясь к другу. К Проклятому Кодекс Розы! На Гразском поле больше не было маркиза Гаэтано. Среди ублюдков Селестина и ифранских наемников бесчинствовал гварский разбойник, мирийский байланте, эландский корсар, для которого хороши все средства, лишь бы враг был убит, а друг спасен».
  • Юрий Нестеренко любит этот троп. Эйрих из «Времени меча», Роберт из «Пилота с Границы», Дольф из «Приговора» (правда, последнему долгое время мешает клятва).
  • Андрей Круз: «Вызов на поединок осуществляется путем выстрела в затылок противнику, не подозревающему о твоем присутствии» (У Великой реки. Битва)
  • Александр Мазин, «Цена Империи»:
«

А где же ваш храбрый командир Геннадий Череп? Как всегда?, прячется за чужими спинами?
— Пусти-ка! — сказал Черепанов, посылая коня вперед, мимо Скулди.
— Ты куда? — воскликнул Коршунов. — Погоди!
— Не лезь, Леха! Это наше личное дело! — по-русски произнес Черепанов. И скомандовал по-латыни: — Всем стоять!
— Сдурел? — выкрикнул Коршунов по-русски. — Генка!

Но Черепанов, не слушая, спрыгнул на мостовую и уже шел навстречу своему давнему врагу.

— …Ну давай, варвар! — играя клинком, процедил трибун. — Ты и я. И Корнелия, которая достанется победителю! Согласен?

Вместо ответа Черепанов молча сдвинул шлем и вытянул из ножен меч…

Б-бан-нг!

Арбалетный болт провыл над самым плечом Геннадия и угодил точно в левую сторону великолепной кирасы префекта претория. Говорят, отборная испанская броня держала арбалетный болт, даже выпущенный практически в упор. Но до создания толедской стали — еще много-много веков, а римский доспех… болт прошел навылет и застрял в щите одного из вигилов, а патриций Секст Габиний Оптимиан уронил оружие, опрокинулся на спину и умер.

— Ты, Генка, даешь! — по-русски бросил Коршунов, опуская арбалет. — Нашел время в рыцаря играть!
— Бес попутал, — тоже по-русски пробормотал Геннадий, глядя на труп.
И впрямь, что это на него нашло?

»
— «Цена Империи»
  • «Сварог» — что протагонист, что многие его соратники. Чего ещё ожидать от героя-прагматика?
  • «Волкодав» — при всём своём героизме в бою Волкодав изрядный прагматик. В «Истовике-камне» он даже произносит краткий внутренний монолог о том, что если выходишь на поединок с негодяем-тюремщиком — не надо вести себя так, будто ты эпический герой в древней саге, противостоящий другому эпическому герою. Правда, у него есть принцип: в спину он никого не бьёт.

На других языках[править]

  • Барбара Хэмбли, «Драконья Погибель»: протагонист (лорд Джон Драконья Погибель) действует по всем правилам грамотного драконоборца (см. выше, раздел «Предания»):
« — Пеший?.. — Дженни почти слышала, как рушится взлелеянный Гаретом образ.

— Разумеется. Будь он на коне, он был бы убит немедленно.
— Тогда как же?..
— Единственный путь, когда имеешь дело с тварью столь большой и столь неуязвимой — это яд. Джон попросил меня сварить самое убийственное зелье, какое я только знала, и намочил в нем концы гарпунов.
— Яд? — ужаснулся юноша. — Гарпуны?.. А как же меч?

Она уже, право, не знала, смеяться ли над его растерянностью или злиться на него за легкомысленные речи о том, что для нее и для сотен других людей означало бессонные, наполненные ужасом ночи, или же просто пожалеть наивного мальчика, всерьез полагающего, что можно выйти с тремя футами стального клинка против двадцати пяти футов шипастой огненной смерти.

— Никакого меча не было, — сказала она. — Джон прыгнул на него сверху (кстати, в овраг, а ни в какую не в пещеру — пещер у нас здесь нет вообще). Сначала ударил по крыльям, чтобы тварь не могла взлететь. Собственно, отравленные гарпуны были нужны, чтобы сделать дракона вялым, а добивать его пришлось уже топором.
— Топором?! — закричал Гарет.- Это… это самая отвратительная вещь, какую я когда-либо слышал! Где же здесь великолепие? Где честь? Это же все равно что подсечь противнику сухожилия на дуэли!
— Это была не дуэль, — заметила Дженни. — Если дракон поднялся в воздух — противнику конец.
— Но это бесчестно! — страстно настаивал юноша, видно, полагая этот довод решающим.
— Сражайся он с человеком, вызвавшим его на поединок, — тогда конечно. Но с таким благородством Джон еще ни разу в жизни не сталкивался. Бандиты всегда норовят ударить в спину, даже если ты в меньшинстве. Кстати, Джон, как единственный здесь представитель королевской власти, всегда в меньшинстве. А дракон, Гарет, превышает двадцать футов в длину и может убить человека одним взмахом хвоста. И потом ты сам сказал,- добавила она с улыбкой,- что есть ситуации, в которых понятие чести неприменимо…
— Это совсем другое!- ответил несчастный, лишенный доброй половины иллюзий юноша, и некоторое время они ехали молча. (…)

В конце концов она сказала мягко:
— Джон никогда бы не пошел на дракона, Гарет, будь у него другой выход. Но он — единственный мужчина в Уинтерлэнде, обученный военному ремеслу. Собственно, это и значит быть лордом. Он дрался с драконом точно так же, как дрался бы с волком или с какой-нибудь другой тварью, убивающей его подданных. У него не было выбора.

»
— «Драконья Погибель»
  • Королевский стрелок Шарп во всей красе.
  • «Игра Эндера». Эндер Виггинс именно так отучил всех желающих даже пытаться его задирать — при этом в каждом случае, сам того не зная, он своих противников убивал по неосторожности.
  • Маргарет Уэйс, автор Dragonlance, любит этот троп.
    • Итак, Рейстлин Маджере, хлипкий маг, стал еще более хлипким, зато могущественным, из-за того, что во время Испытания его телом и душой завладел любитель адской косметологии, древний темный маг Фистандантилус. Спустя 10 лет Рейстлин, уже не ученик, а молодой архимаг, отправляется во времена, когда Фистандантилус жил… и убивает мага тем самым артефактом, который поработил его тело и душу! Древний и благородный чародей просто представить себе не мог, что у него украдет Cамый Важный Артефакт бывший уличный фокусник.
«

— Ты предал нас! — крикнул барон. — Клянусь Кири-Джолитом, что сегодня повешу твою голову у себя в шатре! И буду плевать на неё каждое утро!

— Наёмный ублюдок! — Отшвырнув солдата, попавшегося на пути, Холос двинулся к барону. — Вызываю тебя один на один! Будем биться до смерти, если не испугаешься, сучий потрох!

Усмешка расколола лицо барона.

— Давай! — крикнул он, потом оглянулся и приказал: — Вы, парни, знаете, что делать…

— Да, барон, — кивнул Моргон, стоявший рядом.

Айвор Лэнгтри двинулся навстречу своему противнику, его солдаты очищали пространство вокруг них, мрачно посматривая по сторонам. Холос взмахнул мечом, но он привык сражаться с более высокими противниками, и барон легко уклонился. Клинок просвистел у Лэнгтри над головой, а сам он уже нырнул в ноги Холоса. Это движение застало командующего врасплох, а барон, намертво вцепившись в его броню, с грохотом повалил на землю.

— Давайте! — завопил Моргон, и солдаты кинулись к поверженному Холосу. Взлетели и опустились десятки мечей, фонтаном брызнула кровь. Барон с трудом поднялся на ноги.

— Ты не ранен, милорд барон? — помогая ему отряхнуться, спросил Моргон.

— Нет, на мне в основном его кровь, — ответил тот. — Ну, неужели проклятый ублюдок думал, что я буду драться с такой башней в честном бою? Ха-ха-ха!

»
— «Братья по оружию», битва кинутого наемника и огромного гоблина.
  • Гарри Дрезден прямо утверждает: «я терпеть не могу честных поединков… их слишком легко проиграть».
  • Другая серия Джима Бутчера Cinder Spires: таковы все разумные коты. С точки зрения кота, самый рациональный ответ на картель — это пробраться к противнику ночью и перерезать ему глотку. Герои некоторое время подыскивают аргументы, но убеждают-таки кота, что в данном случае это не оптимальный метод.
  • Гарри Поттер — modus operandi студентов факультета Слизерин. Особенно ярко проявляется в квиддиче. Также, согласно Слову Божию, во время битвы за Хогвартс те из студентов факультета, кто не поддержал Пожирателей Смерти, после эвакуации из школы использовали имеющееся время, чтобы собрать отряды добровольцев со всей магической Британии и с ними прийти на помощь защитникам замка в финале.
  • «Песнь Льда и Пламени» и телесериал по мотивам:
    • Сир Барристан Селми, хрестоматийный рыцарь в сияющих доспехах, которого многие персонажи саги абсолютно заслуженно называют лучшим из ныне живущих фехтовальщиков Эссоса и Вестероса. Однако, несмотря на всё годами отточенное мастерство и рыцарское воспитание, этот человек может быть неожиданно прагматичным, если обстоятельства хоть немного складываются не в его пользу. Располосовать противнику лицо ножом, подмять его конем, хряснуть палкой в кадык, выйти против молодого и сильного варвара одетым в доспехи («В яме этот удар оставил бы тебя без руки, старик!» — «Мы сейчас не в яме.») — любой, даже самый подлый с точки рыцарских кодексов, приём годится, если на кону собственная жизнь и судьба королевства. В конце концов, быть благородным не означает быть дураком.
    • А вот за пару десятков лет до событий первой книги жил сир Артур Дейн, величайший фехтовальщик всех времён, вдобавок вооруженный невероятно крутым двуручником из необыкновенной белой стали (в сериале обоерукий боец с двумя длинными мечами). Небезызвестный Нед Старк, прежде чем стать мемом, успел поучаствовать в драке с Дейном и парой его помощников не на жизнь, а на смерть. Кому-то это может показаться неожиданным, но благородный Нед Старк на тот бой явился с шестью товарищами, каждый из которых был благородным доном, а следовательно, с детства рощёным профессиональным воином. И каков результат? Кроме лорда Старка, тот бой пережил только один из его друзей и, по совместительству, одно из самых больших ружей всей Саги — лорд Хоуленд Рид.
      • Согласно сериалу, Дейн зарубил бы и Старка, да вот посчитал раненого Рида безопасным и подставил ему спину, в которую и получил удар ножом в полном соответствии с тропом.
        • И это в сериале Неду еще польстили, сделав из него хорошего бойца, способного продержаться против двурукого Джейме (а Джейме наоборот ослабили: ему Бриенна после их поединка презрительно говорит, что он не так уж и крут, хотя в книге он после года плена, ослабший и в кандалах давал ей только обороняться и лишь под конец устал, а Бри впоследствии вспоминала этот бой с восхищением и ужасом).
    • Наёмник Бронн ещё до того, как стал сиром Черноводным, впечатлил Тириона именно своим прагматизмом. Загораживаться от противника на судебном поединке зрителями? Изматывать оппонента беготней по лестницам и опрокидыванием подсвечников? Да запросто. «Сражаясь, ты нарушал правила чести!» — «Да. (указывает на пропасть, куда отправился труп оппонента) А он их блюл.»
    • Пополам с рыцарем крови — Даарио Нахарис. По крайней мере, в сериале складывается такое впечатление.
  • «Сага о ведьмаке» — собственно, всех ведьмаков учат быть такими. Ведь их основным противникам чужда честь.
« — Нет такого понятия, как честный бой. В бою используют любое преимущество и любую возможность. Отступая, ты позволила мне вложить в удар большую силу. »
— Кровь эльфов, глава 3
« — …расстояния между маятниками задуманы так, чтобы создать неритмичное движение. Это бой, Цири, не балет. В бою нельзя двигаться ритмично. Ты должна движением сбивать противника, обманывать его, мешать ему. »
— Кровь эльфов, глава 3
  • Фрэнк Баум, «Волшебник страны Оз»: Трусливый Лев нападает на спящего гигантского паука, не дожидаясь, когда тот проснётся. «Он знал, что с пауком проще сражаться, когда тот спит» — комментирует рассказчик.
  • Герой аргентинского эпоса Мартин Фьерро в поединке всегда сражается честно. А вот если он один против целой толпы — тут уж извините:
« Малость отступив для вида,

пончо я с руки сронил;
только на него ступил
новичок в задоре пылком,
дернул я что было сил,
он и грянулся затылком.
(…)
Только первый замахнулся,
чтобы саблей рубануть,
дал ему я локтем в грудь,
и, припавши на коленки,
я успел ему швырнуть
ком земли с размаху в зенки.

Охнул он и, сквернословя,
начал протирать глаза;
я сказал: «Пусть небеса
упокоят дух твой грешный.
Не посетуй, друг сердешный».
Ну, и дал ему раза.

»
— .
  • Джеймс Карлос Блэйк «The Pistoleer» — Уэс Хардин драться ой умеет, и дерется очень грязно и чем под руку попало: одному противнику отгрыз кусок уха, другому кинул неисправный револьвер в голову, кому-то кинул в голову кошкой из борделя. Кошка не пострадала, а вот пока противник отдирал от себя кошку, Уэс подошел ближе и выпустил ему кишки.
  • Джон Мур, «Принц быстрого реагирования» — сам Принц. Великолепная подготовка (позволяющая с лёгкостью разрубать в воздухе арбалетные стрелы) очень органично сочетается с прагматизмом. Кроме того, Принц очень умён и немного ленив, так что зря драться не будет. Он же — ходячее воплощение тропа Думать о красе ногтей. Что делать, профессия такая. Чтобы спасать принцесс ДЕСЯТКАМИ!!! Прямо конвейер какой-то, необходимо всегда великолепно улыбаться, действовать, выглядеть и пахнуть. И таскать с собой кучу всяких косметических средств, как для себя, так и для спасаемых принцесс. А им ещё — иногда и подарки. Чтобы поскорее успокоились и не доставляли проблем.
  • Корвин из «Хроник Амбера» обычно именно таков. Во второй книге цикла, «Ружья Авалона», он заманивает своего брата Бенедикта, величайшего во вселенной книги фехтовальшика, в ловушку в виде хищной растительности у черной дороги, и пользуясь обездвиженностью противника оглушает его. В оправдание Корвина можно сказать, что Бенедикт напал на него из-за недоразумения, а сам Корвин очень не хотел убивать одного из немногих братьев, отношения с которым действительно можно было назвать братскими. До встречи с Бенедиктом Корвин сталкивается с демоническим противником в одном из отражений Авалона. Почти проиграв бой, Корвин делает вид, что готов сдаться или даже перейти на сторону врага, но когда враг опускает меч, кидается на него и выбив у него оружие ломает противнику шею. В последней книге своего пятикнижия Корвин сталкивается с Борелем, лучшим фехтовальщиком Дворов Хаоса. Борель, видя, что Корвин без доспехов, тоже скидывает броню, говоря, что давно хотел помериться силами с одним из лучших фехтовальщиков Амбера. Однако у Корвина нет времени на рыцарское выяснение отношений посреди апокалиптической битвы войск Амбера и Хаоса и он смертельно ранит Бореля при помощи подлости. Не стесняется Корвин в поединке использовать подручные предметы и вообще все, что может оказаться полезным. Пожалуй, только в дружеских поединках на тренировочной площадке Корвин не прибегает к подобным приемам.
  • Плоский мир. Троп расцветает пышным цветом (а куда деваться – ой как зыть охота!), причём как среди злодеев разных мастей и калибров, так и среди героев. Вот, например, что говорится о всемирно знаменитом герое-варваре: «Коэн слышал о том, что можно драться честно, но давным-давно решил, что ему это ни к чему».
    • Вообще, сама идея понимания «честной» драки очень жестко выстебана в виде одной очень популярной внутримировой книги, в которой перечислены все правила вежливого и уважительного боя. Романтичные искатели приключений ее зазубривают от корки до корки и отправляются в большой город, где надеются в случае конфликта достичь понимания с противником. И получают по тыковке из-за угла. Что поделаешь — разбойники книг не читают…
  • Дональд Рэй Поллок, «Дьявол всегда здесь» — Эрвин Рассел и его отец, Уиллард. Зачем лезть с драку с противником, превосходящий числом и силой, если можно выждать подходящий момент и поодиночке расправиться с ними?
  • «Фабий Байл: Прародитель» Джоша Рейнольдса — Фабий и его гончие. "В справедливом бою нет чести".

Кино[править]

  • «Убить дракона» — собственно, Дракон: «Когда начну — не скажу. Настоящие войны всегда начинаются ВДРУГ».
  • Экранизация «Сердец трёх»: Генри с его коронным («Генри, ну?») ударом ногой в пах.
  • «Индиана Джонс» — король этого тропа.
  • Хан Соло стрелял первым! Ещё до Индианы!
  • «Пираты Карибского моря»: (капитан) Джек Воробей же. «Ты же жульничал. В честном бою я бы тебя заколол. — Тогда сражаться честно явно нет резона».
  • «Убить Билла» — да, собственно, все «Смертоносные гадюки»:
    • Вернита Грин не хочет устраивать драку на глазах своей дочери, поэтому назначает Невесте место и время для следующей встречи… а попутно достаёт спрятанный в коробке с хлопьями пистолет. К сожалению для Верниты (и к счастью для Беатрис), первый выстрел уходит мимо, а второй она сделать просто не успевает — Невеста очень метко метает нож.
    • О-Рен Ишии абсолютно не горит желанием сражаться раз-на-раз и натравливает на Беатрис свою личную ОПГ «88 бешеных». Не помогает. Выражает уверенность, что от усталости Невеста не продержится и 5 минут, и погибает 4 минуты 59 секунд спустя.
    • Бадд, брат Билла. Когда Беатрикс приходит к нему с мечом, он встречает её залпом из дробовика. Будь там вместо соли обычная дробь, «поход мести» для Чёрной Мамбы там же и закончился бы. Но Бадд решил похоронить её заживо. Кто же знал, что упрямая Беатрис выберется, вспомнив уроки Пэй Мэя!
    • Элли Драйвер не хочет платить Бадду за меч Хаттори Ханзо и тем более не хочет устраивать с ним драку. Поэтому она просто подсовывает черную гадюку в чемоданчик с деньгами.
    • Ну и наконец сам Билл. Сначала он держит Невесту на мушке и стреляет дротиком с сывороткой правды, а потом внезапно нападает на неё за столом в ответ на предложение встретиться утром на рассвете на пляже. Если б не секретная техника «пяти пальцев смерти», обезоруженная Беатрис точно погибла бы.
  • «Чудо-женщина» — во время спарринга с Антиопой Диана обезоруживает её и останавливается, чтобы обдумать ситуацию. Тётя бьёт Диану, возвращает себе оружие и объясняет, что настоящие сражения честными не бывают.
  • «Заложница» — именно так действует персонаж Лиама Нисона. Вот это «значительный набор умений»!
    • Удар в пах? Есть.
    • Пытать человека? Есть.
    • Убить его, даже получив информацию? Есть.
    • Пристрелить кого-то во время переговоров? Есть.
  • «Неприкасаемые» — Джим Мэлоун объясняет, как бороться с Аль Капоне: «Он за нож, ты за пистолет. Oн отправляет твоего человека в больницу, ты двоих его в морг».
  • «Капитан Марвел» — заглавная героиня в финале. Бывший командир предлагает ей «честную драку без оружия», пытаясь сыграть на её эмоциональности и импульсивности. Поднявшая уровень крутизны и повзрослевшая Кэрол не поддается на провокацию и стреляет в него энергией, используя свои суперсилы. После чего произносит коронную, на взгляд автора правки, фразу для прагматичных бойцов. «Зачем я должна что-то доказывать?».
  • «Загнанный» — свихнувшийся военный Аарон Хэллэм, и его бывший учитель, специалист по подготовке элитного отряда ФБР Эл Ти Бонэм. Кидать в противника дротики, нападать исподтишка, бить по ранам, набрать в раненную руку кровь, а потом плеснуть ею в лицо противнику — всё в наличии.
  • «Час пик» — Картер. Показательный момент в конце первого фильма, в противостоянии с Сэнгом: когда тот предложил драться руками, «по-мужски», Картер согласился и предложил противнику бросить стволы одновременно с ним… а потом застрелил его из запасного пистолета. В прыжке, прямо с ноги! Впрочем, Сэнг тоже был не лыком шит и достал запасной ствол, но Картер уклонился (тот самый прыжок).
  • Джек Ричер, судя по первому фильму, являет собой просто эталон тропа. На него наехало пятеро братков-отморозков, считающих себя «местными крутыми» и полных уверенности, что уж впятером-то они одного коротышку уделают. (Вот только их немного смущало: почему этот хрен такой спокойный, ироничный, остроумный и уверенный в себе? ЧТО ОН ТАКОЕ ЗНАЕТ?..) А у Ричера сильные, молниеносные и великолепно отработанные удары, нередко еще и с нестандартными траекториями и из неожиданных поз. И захваты, которых никто не ждёт (у большинства уходит просто больше времени на попытку провести захват, ну они в подобных ситуациях и не решаются). А проведя захват, Ричер настолько быстро делает с захваченным всё, что хотел… в общем, без намётанного глаза трудно даже понять, что именно он сделал (но бандосик воет от боли и корчится, а то и полупарализован). Но сами по себе эти абилки еще не спасли бы Джека (в конце концов, он окружён со всех сторон, и по весовой категории он уступает любому из пяти) — а вот вкупе с умением решительно и безжалостно бить так и в такие точки, чтобы каждый противник любой ценой и очень быстро превращался в «не бойца от слова совсем»… Виски и прочие нервные узлы, и животы, и паховые области, и по ногам и еще раз по ногам — как около суставов, так и по самим суставам. И концентрация на том, чтобы как можно скорее причинить трещины в костях, переломы, подвывихи суставов, внезапные острые воспаления суставных сумок, повреждения связок, разрывы внутренностей… что-нибудь из этого списка. То есть чтобы врагу почти сразу стало так больно и страшно, что всё остальное в его глазах уже начисто обесценилось (и чтобы временно исчез даже страх перед жуткими нанимателями, которые этих ребят на Ричера и натравили). После первых же ударов и булли, и очевидцы пришли в УЖАС — они поняли, что какие-либо предрассудки у этого человека отсутствуют напрочь, он — калечащая машина, как какой-нибудь терминатор (фильм они наверняка видели). Да еще глумится, причем далеко не в стиле «мерзавчика, пытающегося что-то там компенсировать»; он действительно психологически уравновешен, а не «ломает это из себя»! Да еще и демонстративно разбивает гениталии оглушённому (но не отрубившемуся) главарю, подойдя со спины! В общем, понятно, почему бить ему пришлось только троих, а остальные двое постояли с вытянувшимися лицами, а потом сделали ноги. Как подметил сам же Ричер, «последние двое всегда бегут». А из трёх побитых — все живы, но один превратился в инвалида, который до конца жизни не сможет ходить без костылей. Варикоцеле и другие серьёзные травмы гениталий также очень вероятны — у главаря и минимум у еще одного.
    • А незадолго до финала, в бою с Чарли, «драконом» главгада, Ричер несколько ударов таки пропустил (потому что Чарли — и сам сторонник именно такой школы боя, а к тому же высокий здоровенный мужик), и после одного из них упал и встал далеко не сразу. Тут бы дракону и добить героя… но дракону было не до того — Ричер предварительно так повредил ему колено, что Чарли мог только держаться за оное и охать.
    • Фильм-сиквел — «Никогда не возвращайся» — начинается с того, что Ричер опять уделал четверых (видимо, тоже натравленных на него - смотрите фильм далее), а пропустил только один удар в скулу. Зрителю на этот раз показали уже готовый результат, причём один из копов не шутя предположил, что этих четверых сбила машина.
  • «Миссия „Серенити“»:
« Ну в честном бою я могу убить. Ну или, когда мне покажется, что назревает честный бой... »
— Джейн Кобб

Телесериалы[править]

  • «Лесник». Леонид Зубов — бывший спецназовец ГРУ. Не чистоплюй, не слюнтяй, не «друг всему живому». Не «ах-ах, лишь бы не убить, лишь бы не сильно покалечить». Без этих сантиментов, без предрассудков. Враг должен быть нейтрализован — тем способом, каким получится, лишь бы стал безопасен. Себя Зубов бережёт, а вооружённого врага не особенно: единственный мотив сохранения жизни злодею — чтобы не посадили как за человека. В первом сезоне, главе «Клад», отморозок Марат попытался выстрелить в Зубова из обреза, но Зубов заставил его промахнуться (ударом ноги). Тогда Марат полез на Леонида Матвеевича с немаленьким ножом — а Матвеич перехватил его руку точечно-болевым… да самому Марату эту финку в пузо и вонзил. Вполне преднамеренно, даже в холодной ярости — умеренной, в «профессиональных рамках». И прокомментировал: «Жаль, выживет. Сейчас „скорую“ вызову».
    • А во втором сезоне, в главе «Интересное кино», Зубов повторил этот фокус с «Кречетом». Тот попытался пырнуть его заточкой (на которой уже была кровь нескольких человек), а Зубов ушёл от удара да эту же заточку в грудь самому Кречету и воткнул. Поначалу вообще кажется, что Лёня проткнул злодею сердце, то есть убил его как бешеную собаку. Нет, субверсия тропа «Антигерой»: намеренно проткнул только грудную мышцу (а может быть, еще и ребро сломал), чтобы тот больше не рыпался. В таком виде, то есть украшенного заточкой, торчащей в груди, и привёл бандита в руки опергруппы.
  • «Профессионал» (2014) — однофамилец ГГ «Лесника» действует точно так же. Информатор из группировки противника будет жить ровно столько, сколько будет давать правдивую информацию. Криминальный авторитет живёт ровно столько, сколько сдаёт нужные связи. Коррумпированные полицейские и сотрудники ФСБ живут, как правило, до первого конфликта с героем.
  • «Светлячок» — Мэл Рейнольдс использует любые приемы, чтобы победить.
  • «Андромеда» — вся раса ницшеанцев такая. Их основная ценность — выживание любой ценой.
  • «Звёздный путь: Глубокий космос 9» — Кардассианец Гарак — король этого тропа. Выстрелить в спину? Разумеется, это же самый безопасный способ убить врага!
  • Reacher — Джек Ричер дерется нечестно, но максимально эффективно. Впрочем, учитывая с кем ему обычно приходится иметь дело — это вообще единственная приемлемая тактика.
    • Сериальному Ричеру это в каком-то смысле ещё легче, чем киношному. Ибо в сериале Ричер каноничный, такой, как в книгах-первоисточниках — высокий, здоровенный качок, но притом отнюдь не медлительный. На такого не всякий решится наехать — некоторые, только бросив взгляд, уже аккуратно и добровольно «сползают с темы». Но сильно мотивированные вражины регулярно надеются на численный перевес (реже — на свои навыки)… и регулярно вынуждены обломаться или и вовсе уплыть в «страну вечной охоты». Чего в половине случаев не происходило бы, если бы Ричер дрался «честно».

Мультфильмы[править]

  • «Волшебники» Ральфа Бакши. Последнее, что ожидал злодей Черный Волк (и зрители) от своего добренького брата-волшебника Аватара — что Аватар вытащит из рукава "люгер" и просто пристрелит его.
  • «Ультрамарины» — когда новичку Протею удаётся в спарринге повалить и обезоружить капитана Северия, тот снимает шлем якобы в знак поражения, и повергает расслабившегося Протея, ударив его этим самым шлемом. А апотекарий Пифол толкает речь о том, что рыцарство крови и жажда славы до добра не доведут, и воевать надо ради победы.

Мультсериалы[править]

  • «Охотники на драконов» — с фитильком, ибо на примере совсем никакущего бойца. В эпизоде «По книге» Лиан-Чу нанялся к молодому пижону Бальбадуру как инструктор по охоте на драконов, которую тот выбрал в качестве экстремального развлечения. Первого же дракона заносчивый богатей убил простейшим образом — взорвав беднягу горстью карманных бомб и притом едва не покалечив Лиан-Чу. За это великан, конечно же, не погладил новичка по голове, а прокомментировал безобразие как настоящий мужчина.

Комиксы[править]

  • «Каста Метабаронов» — династия главгероев следует кодексу чести бушитака, а честь там довольно специфическая, в духе нашего тропа.
  • Schlock Mercenary — космонаёмники бывают или прагматичные, или мёртвые, а их своего рода кодекс — «70 максим максимально эффективного наёмника» — состоит из этого тропа минимум на две трети. Максима 12: «Кроткий ответ отвращает гнев. Как только гнев отвернётся, стреляй ему в затылок». Максима 31: «Кто жульничает, тот и процветает».

Аниме и манга[править]

  • Ranma 1/2. Собственно главный герой, Саотомэ Ранма. Любит боевые искусства, любит драки и очень не любит проигрывать (при этом действительно не любит лишнее насилие). Победить в бою только мастерством рад, но уж если не получается, то будет побеждать как сумеет. В практически безнадёжном бою вывести противника из равновесия, поиграв на упоминании безответной любви? Можно. Принять облик девочки и заставить противника потерять самоконтроль, показав грудь? Можно. Сказать: «Смотри, 500 йен!», чтобы противник отвлёкся? Можно. Да всё можно — в конце концов, если противник болван и во время боя думает непонятно о чём, то это его проблемы.
  • Full Metal Panic! — Сагара Сосукэ. Когда члены школьного Клуба Боевых Искусств вызывают его на бой, он ВНЕЗАПНО достаёт ружьё нелетального действия и вырубает противника выстрелом. Оставшиеся двое говорят, что огнестрелом пользоваться нельзя, но следующего противника он заливает пеной из огнетушителя. Тидори доходчиво объясняет ему, что сражаться можно только голыми руками, но и это не помогает: третьего противника Сосукэ отвлекает броском гранаты (но чеку не вынимает: он же дерётся «честно»!), и пока тот гадит кирпичами, без труда вырубает его врукопашную. Наконец, четвёртого и последнего противника он вырубает, воспользовавшись тем, что он в разгар боя вдруг заговорил с Тидори.
  • Fate/Zero — Кирицигу Эмия, ох как сильно его ненавидят маги, ожидающие честного магического поединка, а получающие пулю из снайперки, взорванную базу, кучу ловушек, пулю, навсегда лишающую магии, и магический контракт с мелким шрифтом.
  • Bleach — капитан Кёраку Сюнсуй. Он и так очень сильный боец, но если есть возможность ударить в спину или атаковать отвлёкшегося противника — он обязательно ей воспользуется. После боя со Старрком он это даже подсветил, сказав, что капитан не может позволить себе роскошь сражаться честно и проиграть.
  • Black Lagoon: если уж дело дошло до оружия, то абсолютно все герои этого сериала предпочитают сначала стрелять, а потом говорить. А те, кто не следует этому нехитрому правилу не доживают до конца эпизода. Исключение, подтверждающее правило — Лоттон «Волшебник»: ещё ни разу не довёл до конца свои пафосные фразы, но до сих пор жив, поскольку единственный, кто не пренебрегает бронежилетом.
  • Берсерк — Да, Гатс — здоровенный амбал с заточенной рельсой. Но он не полагается только на свою силу и мастерство, в бою он пользуется решительно всем, что может дать ему преимущество.
    • Каска без колебаний бьёт насильника подобранной веткой в глаз.
  • Drifters — В Симадзу Тоёхисе есть какая-то доля тропа — он достанет победу любой ценой и любыми уловками, но вот ограничивает его его же Моральный горизонт — ведь Жанну Д’арк он не убил, потому что считает, что женщин бить не комильфо.
  • JoJo's Bizarre Adventure — Джозеф Джостар утаптывает педаль в пол, постоянно побеждает противников не пафосными разговорами, а чётко проработанным планом, чем весьма доставляет.
    • Карс. Если два других Человека из колонны помешаны на чести и воинском кодексе, то Карс хочет победы и ради этого пойдёт на самый подлый приём. Например, в сражении один на один он будет не один.
  • KonoSuba — главный герой Кадзума Сато искренне считает, что честный бой для полных идиотов.
  • «Покемон» — в мире, где даже большинство плохишей предпочитает сражаться по правилам, таким предстаёт король Покелантиса, засевший в теле Сатоси (Эша). Впрочем, если отвлечься от показушных злодейских замашек и фразочек, а затем разобрать единственный бой короля, выяснится, что не всё так однозначно. Прикрываться телом судьи от атаки, безусловно, нечестно, отказываться признавать поражение и вызывать вопреки правилам второго покемона — тоже как-то нехорошо. А вот удары по ногам и заваливание противника обломками потолка, которые вызывали у наблюдателей бурю негодования, далеко не так ужасны. Начнём с того, что «нормальный» Сатоси (Эш) сам атаковал ноги массивного покемона, стремясь его замедлить — когда дрался с Харитэямой (Хариямой) Токи (Броули). И что-то никто не кричал ему тогда «Что за фигня, герой?» А обломки с потолка… Чем это, собственно, отличается от атак Rock Throw и Rock Tomb, которые в аниме выглядят именно, как камни, возникающие из воздуха и падающие на противника с большой высоты? Ими пользоваться тоже некрасиво и нечестно? Вспомним заодно, что Реджирок, попавший под камнепад — сам по себе живая скала, а Дэнт (Сайлан) в бою с Шути (Трипом) или Дзакуро (Грант) в бою с Виолой спокойно заваливали булыжниками вполне органических покемонов. С каким преступлением сравнить Z-атаку Continental Crush — забивание противника каменюкой размером с метеорит — автор правки даже не представляет.
  • Sket Dance — таковым выступил Агата Содзиро в битве Gachinko Vivage: узнав, что в предпоследнем раунде судьи внаглую сжульничали в пользу студсовета, что позволило последнему сравнять счёт в состязании (в случае проигрыша студсовет бы проиграл всё состязание вне зависимости от результатов последнего раунда), он предпочёл промолчать. В итоге студсовет, благодаря победе Агаты в последнем раунде, одержал общую победу в состязании.
    • Правда позже он всё-таки открыл Скет Дану правду и предложил считать результат ничейным, но в самом состязании сути это не слишком меняет.
  • Golden Kamuy — беспорядочных боёв в манге и аниме хватает, но зачастую персонажи просчитывают каждый шаг и устраивают настоящую битву умов — даром, что большинство из них не лыком шитые вояки и охотники. Но сто очков вперёд остальным дадут гениальный тактик и стратег Цуруми (он даже специализируется на сборе и обработке информации — шпион в прошлом, как-никак!), снайпер Огата, который не только из винтовки стрелять умеет, и мастер ловушек Асирпа.
  • Восхождение героя щита — главный герой не может использовать любое оружие кроме щита (да, в этом мире щит считается оружием). Поэтому, он всегда таскает под плащом несколько слабых монстров, впившихся в его тело. Так как он герой щита, монстры не наносят ему почти никакого вреда. Зато те, кто пытается его обмануть или ограбить, тут же бросаются наутёк, только завидев их.
  • Goblin Slayer — Убийца Гоблинов выжимает педаль в пол. Действительно, зачем спускаться в данж если на лут пофиг, а его можно просто затопить, взорвать или заполнить ядовитым газом, а потом добить выживших?
  • Hataraku Saibou — U-1146 не чурается вызывать подкрепление, бить в спину врагов, заманивать их в ловушки или использовать другие грязные трюки. В борьбе с вирусами и бактериями все средства хороши!
  • Манхва Ублюдок — главный герой Джин Сон и его друг Мэнни Ким, который и учил его драться.

Видеоигры[править]

« Я драться не умею. Если бью, то сразу насмерть! »
— Одна из пародийных книг о Штирлице
  • Класс «вор» (он же «разбойник», «плут», «ассасин», «убийца» и т. п.) в любой CRPG.
  • Шепард из Mass Effect, особенно класс «диверсант». Подкрадываться невидимкой, бить в спину, саботировать вражеское оружие и технику — всё годится! Там же — вся раса салариан, которые воюют только диверсиями и шпионажем. Батариане тоже предпочитают бить без предупреждения, а то и чужими руками.
  • Главные герои серии Metal Gear — Солид Снейк и Биг Босс.
    • Подсвечено в Metal Gear
  • Sleeping Dogs — протагонист игры Вэй Шень. Кунг-фу — это, конечно, эффектно и красиво, но полицейскому на работе противостоят зачастую от шести и более головорезов. Тут уж не до выбора средств — Шень расшибает врагам бошки о динамики, бросает их в мусорные ящики и сбрасывает с высот. В качестве оружия годится все — палки, ножи, рыба из разбитого аквариума. Чуть позднее ГГ также научится ломать руки и ноги, что довольно сильно пугает врагов.
  • До нее был «Punisher» — игроизация одноименной серии комиксов. Фрэнк Касл для наведения справедливости не чурался засовывать противников в аквариумы с голодными пираньями, выкидывать из окон, пытать и т. д. Его прагматичность доходит до того, что любой удар любым предметом в ближнем бою летален для противника (при этом проявляя недюжинную фантазию, как вам например, надевание телевизора на голову или вбивание бутылки донышком в рот?). В общем, Каратель, как Чак Норрис — не дерётся, а убивает.
  • Серия игр «Condemned» — протагонист игры Итан Томас. Вступать в разборки с наркоманами, бомжами и иными маргиналами ему отнюдь не хочется, и если приходится, то он стремится как можно быстрее выйти из боя. Отсюда растут ноги вообще у всей его манеры вести бой — начиная со стрельбы из дробовика до рукопашной стычки и заканчивая выбором оружия по принципу «что под руку».
  • Дилогия «Manhunt» — педаль в асфальт. Игра по сути является стелс-экшном, и это расставляет свои акценты при подходе к геймплею. Протагонист почти абсолютно беспомощен в рукопашке лоб в лоб, поэтому действует он исподтишка. И на что-то меньшее, чем летальный исход, он не разменивается.
  • Во второй части Risen — появляется навык, позволяющий застрелить противника прямо во время диалога. Действительно, какой смысл болтать, если в итоге всё равно придётся драться?
  • Undertale — Санс же! Атакует первым (чем отличается от всех остальных противников), начинает с самой сильной атаки, а когда начинает проигрывать перестает совершать какие-либо действия вообще, не давая игроку сделать ход. Если бы еще сонливостью бедняга не отличался…
  • Pokémon — подавляющее большинство атак темного типа как раз в эту категорию и попадают. Затроллить врага, чтобы тот не сумел ничего делать, кроме как бить вас в лоб? Напыжиться и рычать, чтобы казаться страшным и ослабить врага? Крутануть его так, чтобы его кулак попал ему же в морду? Позвать на помощь товарищей по команде, чтобы избить врага толпой? Ударить по горлу, чтобы какое-то время враг и звука произнести не смог? Обматюкать, чтобы тот бил бессистемно и как попало? Или сбежать из боя, оскорбив напоследок и понизив ему инициативу драться? А если вражеский тренер задумает отозвать покемона, необязательно стоять на месте — можно попробовать догнать и дать ему оплеуху на полном скаку. Все в ваших руках, в бою и такие средства хороши!
  • Многие видеоигры (особенно в жанре RPG) как раз склоняют игрока стать прагматичным бойцом — выбирать тот или иной вид экипировки, навыков, способ прохождения и т. п.
    • В частности, Dark Souls и Bloodborne за два-три игровых вечера воспитают прагматика даже из закоренелого гуманиста. Кое-какой этикет обычно соблюдается, только если вам приспичило благородно подраться в PvP один на один (ключевое слово «обычно»), и заключается в основном в том, чтобы поздороваться перед дракой и не лечиться в процессе оной. В случае же PvP-свалки вида «все на одного», и тем более в PvE, ограничения задаются только движком игры[1]. Загонять в станлок, травить, скидывать врагов в пропасть, кайтить, устраивать засады, напрыгивать сверху, заманивать их в ловушки (в идеале их же собственные) или под атаки других врагов (самый кайф, если они еще и подерутся после этого) — всё это можно и нужно, а бить в спину всех подряд — это и вовсе скорее стиль боя, чем грязный трюк.
      • В первой части в ПвП излишних прагматиков немного, но за то во второй как посвящение этим горе-прагматикам был даже введен откровенно бесячий фантом — Мальдрон Убийца. Появляясь не сразу пытается бежать к вам, а только дождавшись пока вы завязните на мобах и начинает бой желательно ударом в спину, пропустив удар немедленно убегает прятаться и пить эстус.
    • Да и Skyrim, чего уж там, поощряет убийства спящих, выманивание врагов на ловушки, кастование «бешенства» и «паралича», чтобы добить беспомощных противников.
  • For Honor — тут обычное дело столкнуть противника в смертельную яму, боднуть об стену, ударить упавшего или напасть вдвоём на одного. Удивительно много для игры с таким названием. Так что фанская кличка у неё — No Honor.
  • Dark Messiah of Might and Magic — вся игра об этом. Хотите закидать врага бочками или, ещё круче, сбросить его пинком на шипы? Да легко! А как вам идея заморозить пол, чтобы ваш противник подскользнулся? Подсвечено сюжетом — в обучающем уровне Фенриг учит Сарета полагаться на хитрость. Да и сам Сарет по ходу игры убивает дракона Пао-Кая за считанные секунды, заманив того в ловушку.
  • Ghost of Tsushima — вся игра о том, как самурай до мозга костей наглядно видит неэффективность «войны по правилам» против вторгнувшихся монголов, и вынужденно переквалифицируется в партизана-мстителя, при этом упав ниже плинтуса в глазах наставника и себя самого.

Настольные игры[править]

  • «Драка в кабаке». Хоббит Финно с его скиллом, носящим название «Честно дерутся только глупцы».
  • Warhammer 40,000
    • Во время битвы за эльдарский мир-корабль Иянден аватара Кхейна попытался вызвать тирана улья на дуэль. Это могло бы прокатить с каким-нибудь демоном или чьим угодно другим военачальником, но… тираниды, серьёзно? Конечно же, тиран вместо себя послал десяток карнифексов — Разуму Улья наплевать на честь и благородство, а вот возможную потерю одного их мощнейших синаптических существ, связывающих остальных тиранидов в единое целое, он допускать не собирался.
    • Конрад Кёрз и его легион, Повелители Ночи, просто обожают подлые приёмы, удары из тени и террор. «Это не будет честным боем. Потому-то мы и победим».
      • Яго Севатару из этого легиона именно данный троп позволил одержать техническую победу над считавшимся до этого непревзойдённым Чемпионом Императора Сигизмундом из Имперских Кулаков. После 36 часов непрерывного сражения Севатар просто ударил противника с размаху головой в лицо, тем самым опрокинув того на землю. Именно техническую: официально Яго дисквалифицировали за столь вопиющее нарушение правил, но прервать череду безогорочных побед Сигизмунда он сумел, что позже признали оба оппонента.
    • Гвардия Ворона — своего рода светлое отражение предыдущего примера.
    • Педаль в пол — Альфа-Легион. Эти Астартес возвели подобный стиль войны в абсолют. Шпионаж, саботаж, подставы союзников, распространение паники и раздора — для них нет запретных приёмов! Робута Жиллимана, любителя войны по правилам, такой подход дико бесил[2] — да и остальные примархи (кроме может быть Хоруса) не были в восторге.
      • Гвардеец Ворона Никона Шарроукин — мастер тропа. В частности, в поединке со знаменитым фехтовальщиком Люцием Вечным ударил того шлемом в незащищённое лицо и активно пользовался реактивным ранцем, что помогло ему победить.
    • Того же Люция в поединке до первой крови победил уступавший ему в фехтовании Гарвель Локен, неожиданно боднув в нос.
    • Кайафас Каин. Вместо мощного и пафосного болт-пистолета пользуется более массовым и невзрачным, но надёжным и удобным лазпистолетом, у которого к тому же нет проблем с нехваткой боеприпасов. По схожим причинам не пользуется силовым оружием. Также не расстаётся с панцирной броней, которую носит ПОД шинелью. Помимо этого, абсолютно не стесняется в самый разгар дуэли на поле боя попросить кого-нибудь из союзников пристрелить своего оппонента — с битв его совершенно не штырит (комиссару гораздо больше нравится хорошая выпивка, вкусная еда и красивые женщины), а словосочетание «честный бой» вызывает искреннее недоумение.
    • Катачанцы. Уроженцам мира смерти без прагматизма не выжить.
    • Бойцы Иопалльских контрактных/долговых отрядов. Поскольку участием в войнах выплачивают долг, в который попадают с рождения, чрезвычайно прагматичны и изобретательны в бою. Диверсии, отравления источников воды, ловушки? Стандартная тактика — и своих не теряем, и затраты ничтожны, и эффект хороший. Продать оркам заминированную военную технику, подождать, пока Нобы соберутся осмотреть ее, после чего подорвать, обезглавив армию врага? Сплошная выгода! За расчетливость и хитрожопость иопалльцев на дух не переносят фанатики-криговцы.

Прочее[править]

  • Сунь-цзы и его «Искусство войны».
    • А чего только один Сунь-цзы? Все семь китайских классических трактатов о военном деле.
  • Маршал авиации Артур Харрис, бывший главным идеологом стратегических бомбардировок немецких городов, ставивший целью уничтожать в первую очередь гражданское население.

Реальная жизнь[править]

  • Миямото Мусаси — тоже король этого тропа, только в реальной жизни. Например, знаменитое весло, которым он убил прославленного мечника, имело то преимущество, что его не надо было вынимать, и противник успел получить по голове веслом раньше чем успел вынуть меч. Также великий мастер любил орать на противников, вводя их в замешательство, не соблюдать дуэльный этикет и атаковать внезапно, причем под «внезапно» подразумевались нападения из засады и удары в спину. Всех противников Мусаси убивал на месте, поскольку многие из его фирменных приемов срабатывали только один раз, а получить по собственным заветам меч промеж лопаток на выходе из сортира в его планы ну никак не входило.
  • Бакланка — не сколько стиль, сколько общая тактика боя в местах не столь отдаленных. По преданиям зародилась на «малолетках», ввиду того что подростку малого роста, веса и силы надо ежедневно (а бывает что и ежечасно) защищать свои имущество, честь и достоинство (либо отбирать их у других).
  • Крав-мага. Израильская система самообороны. Не «искусство рукопашного боя», а именно система самозащиты. Запретных приёмов в ней просто нет (в том смысле, что приёмы-то есть, просто ничего не запрещено), а турниры не проводятся — это не для показухи, а для спасения жизни.

Примечания[править]

  1. Лежачего бить нельзя — игра не позволяет. Встающего можно.
  2. Примарх Ультрамаринов всерьёз считал, что для XX легиона предельно «грязная» война и хитрые многоходовые планы являются самоцелью, а не средством — и имел к тому основания. Пресловутое Согласие мира Тесстра можно было устроить и прямым военным вторжением, возможно даже с менее катастрофическими последствиями, но Альфарий лёгких путей не искал.