Приключения Электроника

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« В западном прокате — «Детство Терминатора». »
— Анекдот
Приключения Электроника постер.jpg

«Приключения Электроника» — советский детский музыкальный телефильм режиссёра К.Бромберга. Фильм снят на Одесской киностудии по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» (1964) и «Рэсси — неуловимый друг» (1971). Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», а 2 мая того же года фильм вышел в телеэфир.

Сюжет[править]

Робот-мальчик, изобретённый профессором Громовым, сбегает и знакомится с Сыроежкиным — школьником, который стал прототипом внешности Электроника. Между «близнецами» начинается дружба, и Электроник заменяет Сыроежкина в школе. Но за Электроником охотятся иностранные гангстеры

В ролях[править]

  • Володя Торсуев — Электроник (озвучивание Надежда Подъяпольская, вокал Елена Шуенкова).
  • Юра Торсуев — Сергей Сыроежкин (озвучивание Ирина Гришина, вокал Елена Камбурова).
  • Николай Гринько — профессор Громов.
  • Елизавета Никищихина — Маша, ассистент Громова.
  • Вася Скромный — Макар Гусев, рыжий хулиган. После того, как Электроник повертел его над собой на пальцах, стал вести себя лучше.
  • Оксана Алексеева — Майя Светлова, симпатия Сергея.
  • Максим Калинин — Максим Корольков, отличник.
  • Женя Лившиц — маленький Чижиков.
  • Дима Максимов — Виктор Смирнов.
  • Лера Солуян — Зоя Кукушкина, вредная девчонка.
  • Владимир Басов — Стамп, шеф гангстеров.
  • Николай Караченцов — Урри, гангстер из банды Стампа в «командировке».
    • Изменить возраст в адаптации: в книге — пожилой человек, в экранизации — молодой и резкий (хоть и недотёпистый) мужчина, который «может всё»: лихо драться, гонять на мотоцикле, вести слежку или диверсионную деятельность…
  • Майя Булгакова — директор школы.
  • Евгений Весник — учитель математики Таратар.
  • Николай Боярский — учитель физкультуры Ростислав.
  • Роза Макагонова — учительница пения.
  • Марина Самойлова — учительница рисования.
  • Наталия Васаженко — мама Сыроежкина.
  • Юрий Чернов — папа Сыроежкина.
  • Валентина Воилкова — продавец в универмаге.
  • Лев Перфилов — Люг, гангстер в банде Стампа.
  • Геннадий Ялович — Бри, гангстер в банде Стампа.
  • Оксана Фандера — школьница.
  • Галина Осташевская — учительница.
  • эрдельтерьер Чингиз — Рэсси, собака Электроника.

Песни в фильме[править]

Музыка Евгения Крылатова.

«

Я с детства был послушным Ребенком золотушным. Я не любил проказы, Но обожал приказы.

С тех пор для меня слово шефа — закон. Вперед, никаких рассуждений! Я только в одном глубоко убежден: Не надо иметь убеждений.

В бою о личной шкуре Не будет думать Урри. Хозяину в угоду Пойду в огонь и воду!

»
— «Песенка Урри».

Тропы и штампы[править]

  • А двести двадцать не хочешь? Электроник никого не хотел обидеть словесно, ему просто показалось, что «Гусь» — это фамилия собеседника. А это была не фамилия, а прозвище, и здоровенный задира Макар Гусев терпеть не мог, когда его так называют, да к тому же принял робота за своего одноклассника, объекта Макаровых нападок (внешность идентична). Макар решил не беспределить, не калечить дерзкого пацана, а просто «оттаскать за нос». Что характерно: Электроник, к чести своей, не начал сразу с ответного рукоприкладства (профессор Громов, его создатель, воспитал робота в духе доброжелательности к людям). Робот сначала пытался увещевать буйного Макара словесно. Успеха не возымело. И вот тогда…
    • Аналогично в книжном первоисточнике. Там, правда, не столь феерично (просто Макара за шиворот поднял).
    • Случилось и ещё раз: когда на Электроника попыталась наехать кодла юных и борзых хулиганов. Сначала он их вежливо, но непреклонно отшил на словах. Всерьёз собрались «отшлёпать за ответ» ©… Не получилось.
  • Автомат фон Неймана — робот Электроник создаёт робота Рэсси. С одной стороны, создаёт всего одного робота. С другой стороны, не воспроизводит себя и даже не создаёт другую модель по вложенной программе. Конструирует в соответствии с задачей, самим же сформулированной!
  • Аллюзия — Серёжа Сыроежкин, как и Волк, не мог удержать с трудом поднятую штангу.
  • Формально робот-андроид, а по сути — искусственный человек, т. е. Электроник. Он же двойник Сыроежкина, правда, добрый.
  • А родители не знают — Сыроежкин довольно долго и успешно скрывал Электроника от родителей.
  • Мужчины не плачутаверсия: когда в финале Электроник расплакался, это показывает его человечность.
  • Микротрещины в канве:
    • Профессор Громов говорит, что его ассистент Маша — единственный, кроме него, человек, который знает про Электроника. А откуда главарь бандитов Стамп тогда точно знает, что в СССР есть профессор Громов, который сконструировал универсальную электронную отмычку?
      • Вряд ли Маша слила, на неё непохоже. Но тогда получается, что слил какой-то обладатель спецдопуска, через которого Громов «по блату» доставал дефицитнейшую электронику, запчасти и принадлежности для изготовления искусственной биомассы![1] В спецслужбах СССР на момент сюжета — в описываемой вселенной — работает минимум один опасный «крот»! Получающий ещё одну зарплату даже не от заграничной спецслужбы, а от заграничной ОПГ! И он — или его покровитель из тех же кругов — обладает настолько мощным влиянием, что даже помог Урри «просочиться» сквозь границу (которая обычно «на замке»)!.. М-да, вот из-за таких деятелей (в частности) позже и распадётся Страна Советов…
        • Интересно, у старика Хрумова и его двуличной помощницы Маши в лукьяненковской дилогии о плохих коммунистах — не отсюда ли ноги растут?
    • Стамп при первом появлении Урри ведет себя так, будто впервые его видит (да Стампу и говорят «Есть один парень, он умеет всё, имя — Урри…»; то есть Урри — новичок в ОПГ, приглашённый специалист). Из песни Урри про себя следует, что он на шефа служит уже давно. Ну, если только он не меняет своих шефов как перчатки.
    • Электроник в конце фильма передает друзьям, что они с Рэсси окружены, поэтому даже с его суперскоростью сбежать не получится. А почему он забыл про свою способность то ли телепортироваться, то ли становиться невидимым, которую не раз демонстрировал в фильме (сначала дома у Громова, потом в гараже, когда пел песню про собаку)? Аккумуляторы сели или операционка подвисла?
    • Электроник поначалу очень неуверенно держится на велосипеде — ещё бы, он никогда не учился на нем ездить. Однако грузовик при этом водит, как заправский дальнобойщик.
      • Ни у одного советского школьника этот момент никаких вопросов не вызывал. Способность к вождению транспорта была подгружена в программу управления Электроника, управление велосипедом — нет. «Я знаю кунг-фу!» Для человека, внезапно, эти способности также не связаны. А то, что практически любой дальнобойщик умеет ездить на велосипеде, но не наоборот, как Электроник, как раз подчёркивает нечеловечность происхождения Электроника.
    • Чемодан Стампа может парализовать любого робота. Рэсси передает Сыроежкину, что не может приблизиться к Урри, поскольку чемодан её не подпускает, но спустя пару минут облаивает его с пары метров, нимало не смущаясь чемодана в его руках, а потом и вовсе едет в машине, прислонившись к этому чемодану боком (чемодан был выключен?).
  • Милый злодей и Злодей-недотёпа — Урри.
  • Направо кругом:
    • Тот же Урри. Понаблюдав за Электроником и его друзьями, долго пытался убедить Стампа, что с Электроником надо по-человечески, а потом влез в череду сплошных неудач, где между делом освободил Электроника, но все равно действовал в амплуа злодея поневоле.
    • С прикрученным фитильком — Кукушкина. Собственно, все ее «злодейство» заключалось в том, что она ускорила раскрытие тайны Электроника перед взрослыми (впрочем, Сыроежкин и так уже засветился по самое не могу), а «поворот» — в том, что она нашла решение, как спасти Сыроежкина от двойки на уроке пения.
  • Невинный исполнитель преступления — простодушный робот охотно снимает сигнализацию в музее и помогает воровской шайке вынести ценности. Ведь злые богачи прячут здесь старинные полотна от простого народа, и долг честного человека — вернуть искусство людям!
  • Не умеет смеяться — главным отличием робота от человека было то, что робот не умеет ни плакать, ни смеяться. Соответственно, именно после «переломного момента» Электроник мог считаться полноценным человеком.
  • Нечаевщина — манера, в которой снят фильм.
  • Опошленная ситуация:
    • Математик Таратар (в исполнении Евгения Весника), пытаясь защитить учеников от давления других педагогов, говорит буквально: «Не волнуйтесь! Они всё придумают! Мальчишки — то, ради чего стоит жить!» И всё это с крайне характерным выражением лица. И ведь именно мальчишки, а не мальчишки и девчонки. В наше жестокое время фраза положительного учителя может вызвать шок у телезрителя. В книге, кстати, этой сюжетной линии (как и многих других) не было.
      • Особо впечатлительные зрители могут заподозрить бедолагу Таратара в неладном задолго до этой сцены. Слишком уж сюсюкается с учениками, которые, на секундочку, не дети малые, а вполне подростки, да ещё и в математической спецшколе.
    • Там же есть сцена, где старшеклассники набрасываются на Сыроежкина и раздевают его до трусов. Нет, никакого сексуального подтекста тут нет, просто они хотели посмотреть, как он тягает штангу одной рукой, а он пожаловался на отсутствие спортивной формы.
    • Еще одна сомнительная сцена в начале первой серии, когда Макар Гусев дразнит Сыроежкина, похлопывая по мягкому месту, и нехорошим тоном (какая-то сомнительная мечтательность) называет «Сыропопкиным».
  • Откровение у холодильника — см. основную статью.
  • Постоянная шутка: щуплого рыжеволосого младшеклассника вся школа (включая учителей) шутки ради — или искренне оговорившись — называет Рыжиковым, на что он неизменно поправляет: «Я не Рыжиков! Я Чижиков!».
    • И тут же инверсия: здоровенный хулиган-второгодник Макар Гусев, который по идее должен быть первым в подобных дразнилках, всегда называет его правильно. Потому, видимо, что сам рыжий.
  • Ружье Чехова — Чижиков весь фильм хотел придумать что-нибудь хорошее, чтобы людям помочь. В итоге придумал способ спасти Электроника.
  • Собака — друг человека и Робот-собака — Рэсси. Электронная, как и хозяин. И тоже на вид как живая, с натуральной шерстью и т. п.
  • Стоп-кадровый бонус — когда Урри включает свой металлодетектор с эффектом притягивания металлических предметов, у стоящих рядом школьников вылетают из карманов и примагничиваются к Урри ключи, монеты, перочинные ножи и еще куча металлического хлама килограммов на 20, включая металлический собачий намордник (!) и пистолет Макарова (!!). Пистик «вытащился» у какого-то мента? Или этот незаряженный пистик приволок в школу какой-то ученик, чтобы похвастаться перед друзьями? В последнем случае хочется надеяться, что у папы-силовика (или ветерана) ремень уже наготове…
  • Учёный — проф. Громов. До безумного ученого не дотягивает, хотя очень увлечённый человек, в какой-то степени друг всему живому и электронному.
  • Умные люди знают латынь — отличник Корольков периодически вворачивает в свою речь крылатые латинские выражения. Чаще всего к месту, хотя на родительском собрании на заявление, что Электроник — миф, отчаянно взвопил «Non sequitur, папа! Non sequitur!» («Не следует» — это замечание было бы уместно, если бы папа неправильно обосновал несуществование Электроника, но папа вообще никаких доказательств не приводил).
  • Франглиспания/Загнивающий Запад — место действия третьей серии. Немного ряженые под Запад, гангстеры и эпизодические персонажи. Если в книге был богатый городок где-то в Западной Европе, то в экранизации Вильнюс пытались изобразить чем-то вроде Италии, Австрии или Голландии.
  • Изменившаяся мораль — найденную вещицу мама главного героя ни секунды не раздумывая выбросила в окно: сейчас такой поступок считается самодурством, а выкидывание в окно, а не в мусорку считается свинством.

Тропы около книги[править]

  • Упростили и опошлили — см. основную статью.
  • Ослабеть в адаптации — Рэсси. В книге обладал выдвижными страусиными ногами, стрекозиными крыльями, встроенными инструментами от бура до электрошокера, мог плавать под водой быстрее дельфина «и так далее». В фильме стал всего лишь робопсом, пусть и довольно смышлёным.
  • В книге вместо мафиози Стампа героям противостоит безумный клюквогерманский учёный-браконьер-миллиардер доктор фон Круг из находящегося в неназванной европейской стране города Теймер. И его корпорация «Пеликан».
  • В книге «Победитель невозможного» из цикла о приключениях Электроника идёт речь о шахматах. Согласно сюжету книги, шахматы слишком сложны для вычислительной системы любой мощности. Поэтому играть на равных с опытным человеком сможет лишь машина, наделённая сознанием, подобным человеческому, человеческой смекалкой и интуицией[2].
    • Ошибка Ботвинника — Электроник проводит сеанс одновременной игры с 6-ю гроссмейстерами. Пятерых он уже победил, а в шестой партии (тоже почти выигранной), уже празднуя общий успех, «допустил маленькую неточность в легкофигурном эндшпиле». В результате — ничья.
  • Комически точные числа:
«

— А что ты будешь делать? — Я буду читать. Давай мне книги. — Какие хочешь? Приключения? Про смешное? — Давай всякие, — говорит Электроник. — И стихи давай. Стихи читать полезно. В каждой букве стихов полтора бита. — Каких таких бита? — удивляется Серёжка. — Бит — единица информации. В разговорной речи одна буква — это один бит. В стихах — полтора бита. Но это условное название. Можешь называть их как хочешь, хоть догами.[3][4] — Вот тебе целый миллион догов, — говорит Серёжка, доставая с полки книги. — Сейчас я зажгу тебе лампу. А аккумуляторы тебе надо заряжать? … — Доброе утро! — сказал Серёжка. — Есть миллион догов? Электроник поднял голову: — Доброе утро. Пятьсот тысяч сто шестьдесят битов.

»
— Книга
  • Злобный глава корпорации («Рэсси — неуловимый друг») — Манфред фон Круг.
  • Могучий кит («Рэсси — неуловимый друг») — синий кит по имени Нектон.
  • Наука — это круто — в первых трех частях тетралогии об Электронике ода науке провозглашается прямым текстом на много листов.
  • Профи с причудами — Громов в первой книге. Шутки и игры с научным уклоном, которые он разрабатывает для гостей… Жаль, в фильм ничего не попало!
  • Робот-собака — Рэсси (точнее, РЭССИ — Редчайшая Электронная Собака, Страус И т. д.).
  • Страдания унитаза — в книге упоминается, что разумные машины боятся устареть, потому что тогда их ждёт свалка. Электроник тоже размышляет об этом.
  • Теперь в современности! — действие фильма конец 1970-х (вышел на экраны в 1980 г.). Действие книги — некое ближайшее будущее.
  • Прочитать о себе книгу — четвёртая книга «Новые приключения Электроника» вышла в свет через девять лет после экранизации. Электроник с Сыроежкиным получают мешки писем от фанаток и даже обсуждают, насколько фильм исказил реальные для них события: огорчаются, что фильм снят слишком непохоже на их «настоящие» приключения и при этом гораздо известнее.
  • Школьная газета — стенгазета «Программист-оптимист». «Самое простое в этой газете — название. Уже стоящий рядом номер зашифрован в уравнение и требует некоторых размышлений. Дальше идут заметки про разные события, в которых то и дело мелькают формулы, векторы, параллельные, иксы, игреки и прочее».

Примечания[править]

  1. Ну, в са-амом-то деле, не в «Радиотоварах» же всё это куплено! Громов просто НЕ СМОГ БЫ собрать такого робота (особенно в 1970-е годы), если бы прибегал к помощи одной только Маши (будь она хоть дочкой зам. пред. КГБ). Следовательно — утечка информации… В детали, Громов, разумеется, никого не посвящал и роботом никому не хвастался, кроме Маши — но специалист из органов ведь легко «сложит два и два», когда проанализирует всё то, что его просили «достать»…
  2. Жизнь, увы, показала, что это не так. Шахматные программы, запущенные на современных суперкомпьютерах, уверенно побеждают лучших гроссмейстеров планеты. Более того, вопреки заявленному в книге именно машины способны вычислить какие-то совсем нелогичные и даже на первый взгляд бредовые ходы, которые ведут к победе. Однако человеческой душой машины пока не обзавелись.
  3. Книжка доайтишных времён. Понятие «бита» ещё «устаканивалось». У того же Кнута можно встретить менее вопиющий пример — шестибитные байты, присущие соответствующей архитектуре — и это тоже «живое словесное ископаемое», нормальное на момент написания и дико звучащее в наше время. Но ничего дикого в шестибитных байтах нет. Байт — минимально адресуемый набор данных, а не «ровно восемь бит». В древнем процессорном комплекте Am2900 как минимальной (байтом), так и максимальной (словом) порцией данным было 16 бит. А бит устаканивать некуда: или ноль, или единица.
  4. На самом деле речь о разных битах. В диалоге Электроника и Сыроежкина речь идёт о битах в понимании теории информации, то есть о мере информационной неопределённости сообщения, вычисляемой по формуле Шеннона. Ни в какие байты эти биты не объединяются, а объединяются только т.н. «технические» биты, которые всего лишь двоичные единицы в памяти ЭВМ. В этом смысле классический восьмибитовый байт и побайтовую, а не пословную адресацию кодифицировала легендарная IBM System/360.