Принцип наилучшего развития событий

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Всё к лучшему в этом лучшем из миров. »
— «Кандид, или Оптимизм», Вольтер
« Оптимисты считают, что мы живём в лучшем из возможных миров, а пессимисты опасаются, что так и есть. »
— Анекдот

Принцип наилучшего развития событий — один из основных элементов любого сеттинга, содержащего путешествие во времени в любых его формах. Согласно принципу наилучшего развития событий, та история, которая уже произошла, и последствия которой мы сейчас расхлебываем — самое лучшее из того, что могло произойти. И все попытки изменить ход событий может быть не приведут к гибели Вселенной, но сделают жизнь значительно хуже. Так что как бы ни была плоха жизнь, не надо менять её с помощью машин времени — лучше всё равно не станет, только эпичный квест придётся проходить. Причём объективных причин существования этого принципа почти нигде не приводится, что переводит его в категорию моральных законов природы, на которые опираются фантастические басни. Более логичный вариант — попытки исправить прошлое ничего не испортят, но попросту ни к чему не приведут, так как знание о будущем превратится в самосбывающееся пророчество.

Имеет ли принцип наилучшего развития событий отношение к Гитлеру? Да, имеет. Закон Годвина — частный случай этого принципа, однако в отличие от закона Годвина, принцип наилучшего развития событий может применяться и к различным мелким бытовым ситуациям, и к сеттингам, где никакого Гитлера и вовсе нет. Часто принцип наилучшего развития событий применяется в различных мультфильмах.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Впервые этот принцип сформулировал Пол Андерсон в своем цикле «Патруль Времени». Там же описывается его природа. Согласно сеттингу цикла, время — достаточно инертная штука, и развивается оно полностью в соответствии с правилом минимума энергии, всегда возвращаясь в привычное русло в случае мелких потрясений. Поэтому-то и невозможно заранее убить Гитлера и предотвратить Вторую Мировую — конфигурация временного потока с Гитлером наиболее удачна. Патруль нужен только в самых экстренных случаях, когда ткань реальности рвется уж слишком сильно — например, как в рассказе «Единственная игра в городе».
    • В этом же цикле, впрочем, этот принцип и опровергается — иногда оперативникам Патруля удаётся спасти мирное население, которое бы неизбежно погибло в катастрофе. Правда, в дальнейшем весьма проблематично обосновывать его существование в реальности, но хитрый ум найдет выход из любой ситуации.
  • «Гарри Поттер и Проклятое дитя» — этому там посвящён весь сюжет.
  • «11/22/63» Стивена Кинга. Протагонист полагает, что, предотвратив убийство Кеннеди в Далласе в 1963 м, поможет США избежать втягивания во Вьетнамскую войну. В итоге, попав в порождённый своим вмешательством мир, видит картину, больше подходящую какой-нибудь «Зоне заражения» от Афанасьева.
    • Впрочем Кинг здесь просто считерил, развалив мир постоянными стихийными бедствиями, которые возникли просто потому что протагонист что-то там изменял.
  • Игра с тропом у Станислава Лема как минимум дважды. Всё так и было, лихо скрещенное с предметом статьи:
    • В пьесе «Чёрная дверь» — профессор Тарантога изобрёл машину времени. Одного за другим нанимает секретарей, отправляя их с секретными заданиями в прошлое, к примеру, заменить Исаака Ньютона (бабника, драчуна и пропойцу) на прилежного студента — физика. Открытие Тарантоги невозможно без гениального Ньютона, а теория Ньютона невозможна без Тарантоги.
    • В «Звёздных дневниках Ийона Тихого» протагонист ссылает в прошлые века проштрафившихся сотрудников Темпорального Института. Эти парни и создают цивилизацию как мы её знаем.
      • Цивилизацию?! Да там, как минимум, весь тот горький катаклизм который мы наблюдаем в Солнечной системе это последствия попытки оптимизировать исторические процессы.
  • Печатавшийся в «Мире Фантастики» рассказ, название которого автор правки не помнит, в котором подросткам-патриотам удаётся, попав в прошлое, убить кровавого нацистского палача Отто Зольдера. Вернувшись, они узнают, что в результате их вмешательства Великая Отечественная война закончилась не в 1943 году, а в 1945, а Третий Рейх возглавил какой-то мелкий политикан по имени Адольф Гитлер, которого в изначальной истории Зольдер в ходе политической борьбы уничтожил задолго до того, как тот приобрёл серьёзные вес и влияние.
  • Также был рассказ (то ли из того же «Мира Фантастики», то ли из «Реальности Фантастики»… а может, из «Если»), в котором протагонист намеревался ликвидировать Сталина. Ему объяснили, что в этом случае к власти пришел Троцкий, а репрессии 30-х обернулись еще большей кровью.
  • Виктория Ледерман «Теория невероятностей» — с прикрученным фитильком. Да, Милослава, в отличие от Матвея, совершенно другой человек — добрый, постоянно участвует в кружках и секциях, имеет подруг и не страдает мизантропией. Но в «оригинальном» мире Матвея его родители живут вместе и оба имеют высокооплачиваемую работу — а в мире Милославы ее родители поссорились и разошлись, мать от переживаний заболела и после выздоровления смогла устроиться лишь на низкооплачиваемую работу, отец пашет на Севере и пишет только дочке.
  • Инверсия в «Моих посмертных приключениях» Юлии Вознесенской. Главной героине во время воздушных мытарств показывают, как замечательно сложилась бы её судьба, не сделай она в юности аборт.
  • Кейт Лаумер, «Берег динозавров». Любое путешествие во времени, даже без попыток что-либо изменить, создаёт проблемы намного более серьёзные чем победа реакционера-обскуранта на президентских выборах: «Будущие эры имели дело с последствиями: пикник в палеозое — вещь приятная, но и плата в виде темпоральных разрывов, оборванных энтропийных последовательностей и вероятностных аномалий чересчур высока». А любые попытки учесть ошибки и всё исправить только создают новые проблемы.

Мультсериалы[править]

  • Финес и Ферб. В одной из серий уже взрослая Кэндис получает шанс прижучить братьев — для этого она пользуется машиной времени и перемещается во время самой первой серии. Прижучивание удалось, однако по возвращении в родное будущее Кэндис обнаруживает, что власть захватил Фуфелшмерц, воспользовавшись шумихой вокруг американских горок Финеса и Ферба. Как итог — все носят лабораторные халаты и всех зовут Джо — для удобства великого диктатора.
  • My little pony. Последние две серии 5-ого сезона. Всякий раз, когда Старлайт меняет «правильную» версию истории, в который Рэйнбоу Дэш совершает свой Радужный Удар, настоящее Эквестрии меняется в худшую сторону — причём, чем дальше, тем ужаснее будущее, вплоть до безжизненной пустоши. А Зекора ещё и лекции по этому принципу читает. Автор статьи сомневается, что Старлайт искренне желала уничтожения всей Эквестрии, а просто хотела отомстить Твайлайт.
    • А чего ожидать после целенаправленного разрушения той самой дружбы, которая неоднократно проявила себя как антизлодейская магия и спасла страну? Выходит, что без главных героев у Селестии хитрых планов на всех не хватит, и эффект тут как минимум с прикрученным фитильком.
  • Мультсериал Men in Black. В одной из серий ненавидящий пришельцев фанатик используя машину времени предотвращает первый контакт людей и пришельцев. В результате никаких нелегалов на Земле нет, однако технический прогресс человечества скатился чуть ли не до уровня стимпанка. Точнее, в серии показано постепенное уничтожение фанатиком агентов, занимавшихся налаживанием контакта, и с каждым убитым агентом Агентство становилось все более отсталым в технике. Последним в очереди должен был стать Кей.
  • Троп несколько раз обыгрывался в мультсериале «Удивительный мир Гамбола» (например, в серии «Обратный отсчет»), причём всякий раз доводился до абсурда
  • «Магазинчик БО», серия «Грузилово» — инопланетянин БО пытается повлиять на историю Земли, устранив одиозных деятелей прошлого (Сталина, Гитлера, Мао и т. п.) Не меняется по большому счёту ничего, кроме имён на памятниках (например, вместо Ленина вождём мирового пролетариата становится некий Грушин), поэтому всё приходится отмотать обратно.

Аниме и манга[править]

  • «Steins;Gate» — зигзаг. Попытки главгероев исправить мелкие и не очень проблемы своей и чужой жизни удаются вполне успешно, однако побочные последствия оказываются такими, что все изменения приходится отменять. Но в том, что касается основной сюжетной линии, им вполне удаётся достичь успеха — оригинальный мир не был лучшим.
    • «Steins;Gate 0». Из предыдущей части мы знаем, что принцип в этой вселенной применим не вполне. Тем не менее, Окабе об этом ещё не знает, и, судя по имеющейся у него информации, он уверен в нём на 200 %.
    • Здесь же Бета-Сузуха пополам с осторожной наукой. Она прилетела, несмотря ни на что, будущее изменить. Тем не менее, она достаточно твёрдо придерживается предосторожностей в духе «Тебе лучше не смотреть устройство машины времени, пока не изобретёшь её сам».
  • Mahou Shoujo Madoka Magica — сабж в исполнении Хомуры. Лучше первого таймлайна только последний, но и там…
  • Хроники восстановления королевства реалистомПочему протагонист стал королём в тот же день при перемещении? Почему королевская чета доверила ему власть? Это было именно что наилучшее развитие событий. Королева владеет магией, которая позволяет переносить своё сознание в прошлое. Например, в прошлой итерации Сома стал премьер-министром и из-за недостатка власти не смог провести все необходимые реформы, погрузив тем самым страну в гражданскую войну. В последствии выясняется, что магия королевы работает немного не так – она пораждает Альтернативный таймлайн.

Видеоигры[править]

  • Life is Strange. Из лучших побуждений Макс, переместившись в прошлое, смогла задержать отца Хлои, и тот не попал в ту злополучную аварию. Однако природа не терпит пустоты, и через какое-то время в аварию попадает уже сама Хлоя — причём последствия куда серьёзнее: Хлоя полностью парализована, её жизнь, которую она ненавидит всем сердцем, поддерживают многочисленные приборы, а семья живёт по уши в долгах, работая только на лекарства для дочери.
    • Там же, последний выбор игры. Сам факт того, что Макс, случайно переместившись в прошлое в первый раз, спасла Хлою, вызвал мощное возмущение, обрушившееся на Аркадия Бэй в лице мощного шторма. Если бы Макс не вмешалась в первый раз — шторм бы не возник. Перед игроком стоит выбор: вернуть ход истории в правильное русло, убив подругу, или же сохранить Хлое жизнь, обрекая город на полное уничтожение.
    • Маленький, но показательный пример — Макс использовала свои способности, чтобы восстановить разбитую камеру. Но где-то через час эта камера оказалась безвозвратно разбита в потасовке. Можно было бы задуматься…
  • Command & Conquer: Red Alert 3. Гитлера нет в реальности уже с первой части, но в третьей части СССР пытается ослабить ненавистный Альянс, убив Альберта Эйнштейна. У советов получилось, история изменена, медведь снова зол… Однако на политической арене появляется Япония, которая со своими нанотехнологиями и верой в великую миссию своего народа может стать гораздо опаснее, чем Альянс. А ядерных ракет в этой временной линии как назло в принципе нет.
    • Впрочем, у Альянса есть межконтинентальный лазер, по мощности сопоставимый ЯО, Советы грозятся баллистическими ракетами, а в одной из миссий привязывают 50 килотонные боеголовки к Кировым. Вакуумные? Похоже, что Японию защищает не отсутствие ядерного оружия, а нигде не упомянутый гигантский генератор наночастиц (сверх оружие Японии, позволяющее защитить свои строения от сверхоружия противника — протонного ускорителя Альянса или вакуумной бомбы Советов)
  • Warcraft — бронзовые драконы охраняют главную временную линию потому что знают, что если события пойдут по другому наступит один из возможных концов света, один другого ужаснее.

Где не встречается[править]

  • Книги про попаданцев в прошлое в жанре Альтернативная история. Что бы ни делал попаданец — переигрывал Вторую Мировую, убивал Гитлера, спасал Николая II — в большинстве случаев все оборачивается к лучшему, в соответствии с мировоззрением и убеждениями автора, конечно же.
  • Save scumming — инверсия тропа в промышленных масштабах.
  • Многосерийный фильм «Тариф на прошлое» — изменения к лучшему возможны, хотя главному герою до самого последнего момента кажется, что это не так. Хотя он всё равно старается, поскольку его не устраивают реальности, где он — алкаш, зек, бомж-могильщик или олигарх-подонок.
    • Есть ешё фильм с похожим сюжетом про путешествие в прошлое через фотобудку в день сделанной фотографии. Название автор правки не помнит.
  • «Назад в будущее» же!
    • Кстати, не факт! Если речь о кинотрилогии — то да. А вот в видеоигре-сиквеле (участие одного из оригинальных сценаристов позволяет так её называть) между Марти и Доком Брауном на эту тему состоялся серьёзный разговор, где последний интересовался у первого, по какому праву он считает этически допустимым менять вселенную, руководствуясь лишь благом семьи Макфлаев?
  • «Квантовый скачок» по мелочи. По крайней мере, в одной серии Беккетт попал в девушку, которая участвовала в конкурсе красоты и должна была занять третье место, чтобы получить премию и пойти учиться в колледж. Третье она не заняла. Заняла первое.
  • Знаменитейшая сага о путешествия во времени – "Доктор Кто" - абсолютно против этого правила. Она в целом против идеи изменения истории, но даже там, где историю удаётся изменить, это может повлечь как хорошие, так и плохие последствия.