Программный язык Мироздания

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Этот троп, вернее абилка встречается в произведениях довольно редко. Но это наоборот делает её интереснее.

Программный язык Мироздания — лингвистическая структура, язык, Высокое или Чёрное наречие (иногда Зловещая латынь или закос под латынь), используемая для редактирования Исходного кода Мироздания и манипуляции всеми фундаментальными и нефундаментальными законами Вселенной — контролировать материю и энергию, попирать сапогами законы сохранения энергии и массы, менять число «пи», управлять живыми и неживыми формами существования.

Овладение таким языком — штука очень сложная. Нередко на это уходят тысячи и десятки тысяч лет, а то и вечность. Однако по прошествии обучения персонаж будет подобен богу, ведь стоит только произнести что-то или написать — и мир пошатнётся.

Как известно, с силой приходит и ответственность. Если Программный язык Мироздания влияет на это самое Мироздание и в устной и в письменной форме — то, ради всего, следите за словами!

В некоторых произведениях этот язык несколько ограничивают и делают из него что-то артефакторное — какие-нибудь руны для зачарования вещей. Это хоть и подходит под сабж, но всё же немного другой троп.

Примеры[править]

Мифология[править]

  • В Каббале роль программного языка Мироздания играют буквы еврейского алфавита.

Литература[править]

  • Легендариум Толкина: Айнулиндалэ — Песнь Творения, исполненная Эру Единственным и запрограммировавшая будущую структуру Арды.
  • Вадим Проскурин, «Сага про хоббита». Когда главный герой изучает магию — читатель может заметить, что она подозрительно похожа на программирование. В дальнейшем выясняется, что не просто «похожа», а именно им и является: герои — персонажи компьютерной игры, живущие в цифровой реальности.
  • «Земноморье» Урсулы Ле Гуин — язык Истинных Имён, основа всей магии. Волшебники и колдуны с помощью него колдуют, драконы (как в Skyrim) просто говорят.
  • Цикл «Наследие» — древний язык, на котором говорят эльфы и колдуют маги. Тот, кто знает имя объекта на древнем языке (истинное имя), может этим объектом управлять. А уж если узнать истинное имя самогó древнего языка…
  • «Тень Среди Лета» — и магия Поэтов на истинном языке, в результате которой появляются очень могущественные сущности, выполняющие их приказы. Или убивающие поэтов, если стих не получился.
  • Цикл «Метаморфозы» Марины и Сергея Дяченко — особенно чётко о «программном языке» говорится в «Цифровом», а о языке как языке — в «Vita nostra»
  • Цикл «Магия 2.0» Скотта Мейера — герой узнаёт, что вся реальность является компьютерной программой путём обнаружения на каком-то сервере файла с параметрами всех существ и предметов в мире. Научившись работать с файлом, он сбегает в Средневековье и обнаруживает группу таких же хакеров, использующих файл, чтобы быть волшебниками. В качестве языка, активирующего заклинания-макросы, избран эсперанто из-за его малоиспользуюмости в любой эпохе (ну, и за то, что его не существовало до XX века). Боле традиционная латынь не подходит — многие из местных знают язык. Как пример, нужно поднять предмет? Наведи руку и скажи «Леви объекто». Тот предмет, на который указывает рука, теперь «привязан» к направлению руки. Поднять руку, поднимется и предмет. Если сказать «Копио объекто», то программа создаст дубликат предмета рядом с оригиналом. Следует заметить, что каждая группа (или колония) путешественников во времени использует свой собственный метод активации макросов. Например, колдуньи Атлантиды используют видимый им одним жестовый интерфейс с иконками и меню, тогда как индийские факиры играют определённые мелодии на пунги.
  • Метавселенная Рудазова — с прикрученным фитильком, язык Каш — конланг, на котором создают заклинания адепты Вербалеона. По сути, тоже магический язык программирования, только программируется не мироздание, а подсознание самого волшебника.
  • Виктор Пелевин «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами», «ГКЧП как тетраграмматон» — так самая каббала.
  • Успенский и Лазарчук «Посмотри в глаза чудовищ» — аналогично. «Тетраграмматон состоит из куда более четырёх букв»
  • Сэмюэль Дилэни «Вавилон-17» — на минималках. Язык воздействует на носителя, а не на мироздание. Но местами возможности даёт сверхчеловеческие.
  • Евгений Лукин
    • «Словесники» — стёбный рассказ о том, как всякая озвученная мысль сбывается буквально.
    • Сатирически-околопублицистические «Записки национал-лингвиста» — почему у нас всё через жо с точки зрения лингвистического анализа русского языка.
    • «Алая аура протопарторга» — воля народа есть воля божья, ну как-то так… Во всяком случае, жизнь соседних государств по разным календарям влияет на разливы пограничной речки, а различие в часовых поясах — непосредственно на Солнце.
  • Джон Лэнган, «Рыбак» — множество чудовищно древних языков, на которых говорило развитое древнее человечество… а кое-где говорят до сих пор.
  • Кристель Дабо, «Сквозь зеркала» — подходит под троп ограниченно, ведь программный язык, который придумала Евлалия Дийё, не позволяет делать совсем уж что угодно.

Сетевая литература[править]

  • Павел Сормов, «Летняя вьюга» и, особенно, её продолжение. Главные герои (Дарья тут скорее помогала, все же она школьница а не) разобрались с тем как на самом деле все устроено. Можно… все. Творить любые материальные объекты, взрывать звезды, наконец вопрос — есть душа или таки нет есть. но не совсем бессмертная и не совсем душа, Терция сама слегка офигела когда результаты получила . Некоторая часть отработанных простых наработок вообще была выложена в интернет, остальное — в перспективе… а для того чтобы ими воспользоваться хватит достаточно простой лаборатории по нанотехнологиям. Правда можно ошибиться при программировании и вместо 5 киловатт мощности получить 5 миллиардов киловатт…а еще можно использовать пусть ограниченный но укламайдет и немного поковырять его ОС Aldan-VMSLRT-Lite после чего снять часть ограничений.
    • Пожалуйста, приведите это в порядок, тут половину слов не разобрать.
    • Соглашусь с предыдущим замечанием. Пример, по сути, краткое описание произведения без упоминания темы статьи. К тому же вряд ли, «Летнюю вьюгу» можно отнести сюда — в сеттинге устройство мироздания основано на малопроявленной области физики (экто) и фрактальной структуре, никакого программного языка как такового нет, а тот, на котором работают умклайдеты и «Алдан» — скорее, субверсия, как с языком Каш в Метавселенной Рудазова.

Кино[править]

  • «Библиотекарь» — т. н. Птичий Язык.

Телесериалы[править]

  • «Девять неизвестных» — такой язык пытается вычислить Алек Азифов, изучая различные магические знаки. Насчёт изменения реальности непонятно, но как минимум получать от Мирового Компьютера любую информацию он должен позволять. Вычисленные Алеком команды дают также возможность выходить из собственного тела и являться другим людям во сне. Вот только Азифов круто ошибается, думая, что у него права админа, а не пользователя: Мефодий, используя свою способность проникать в языки, сообщает, что команда, которую Алек интерпретировал как «Я останусь в Первом Пределе, пока не выберу путь», на самом деле означает «Позволь мне остаться в Первом Пределе, пока Ты не укажешь мне путь».
  • «Doctor Who» — блочные вычислительные уравнения. Это особый процесс, позволяющий путём простых математических вычислений в уме менять саму ткань Вселенной. Докажите с помощью математики, что у вас есть космический корабль, и он действительно материализуется из ниоткуда. Каким-то неведомым образом именно из живых математических уравнений сделаны ТАРДИС. Использовать это колдунство может только очень умное существо вроде повелителя времени, компьютер тут не сгодится, так процесс вычисления изменит саму природу компьютера.

Мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Preacher: Собственно, протагонист, в котором засел Генезис. Как он скажет, так и будет.
  • Вселенная Wildstorm - Макс Фарадей. Буквально сумел получить доступ к символам управления мирозданием, преобразованным в двоичный код.

Аниме и манга[править]

  • «Ключник: Рука правосудия» — весь замут с появлением всё большего числа полузверей произошёл по причине того, что одна ведьма нашла способ вмешиваться в код мироздания и по неопытности изрядно накосячила, после чего зареклась как самой повторять, так и позволить это другим. А главный злодей хочет воспроизвести эксперимент и поставить законы природы на место, наплевав, что тем самым устроит повальный геноцид зверолюдов, которые при нормальном ходе вещей существовать не могут.
  • В Kara no Kyoukai существуют некие Записи Акаши, в которых содержится информация о всём мироздании. А теперь представьте, какой мощью обладает человек, который может эти записи читать и оперировать языком, на котором они написаны. К счастью, человек, способный на это, — Курогири Сацуки, известный как «Слово Боже»\Godword — не стремится захватить и переделать мир.
  • Sword Art Online, арка «Алисизация». Жители Подмирья, являющиеся крайне продвинутыми неписями внутри особо замороченной виртуальной реальности, для сотворения заклинаний используют священный язык, причём все заклинания необходимо начинать со слов «Систем колл». Как легко догадаться, местные жители для магии попросту используют консольные команды, написанные на английском языке. Причём логики в построении заклинаний они не видят и выучивают без понимания языка. Когда на заре истории мира появилась одна слишком умная девочка, которая догадалась выучить священный язык, разобраться в его строении, а потом в результате экспериментов отыскала "заклинание", открывающего список ВСЕХ консольных команд (эдакий аналог help), то она стала по силе сравнима с богами.
    • А в конце второй арки, Кирито использовал консольные команды для лишения противника админских прав.
  • Kore wa Zombie Desu ka? — Юкливуд Хэлсайт столь сильна, что ЛЮБОЕ её слово и эмоция способны изменить реальность, поэтому не проявляет никаких эмоций и разговаривает надписями.
  • Suzumiya Haruhi no Yuuutsu — Нагато являеться информационной сущьностью, и произносит свои «заклинания» на SQL. Почему именно на нём — неизвестно.
  • Yu-Gi-Oh ZEXAL — существует код всей вселенной под названием "Нумеронский код", при помощи которого можно переписать прошлое и будущее.
  • Digital Devil Story: Megami Tensei — пожалуй, один из первопримеров. Повествует о том, как японский школьник создал компьютерную программу для призыва демонов, после чего призвал бога Локи, чтобы разобраться со своими недругами. А тот просто дождался удобного момента, после чего кинул его и пошёл захватывать мир.

Видеоигры[править]

  • Чит-коды, особенно такие, которые пишутся в строку чата. А также команды через консоль.
  • Редактор реестра, отладчик, командная строка и параметры сервера.
  • SecondLife — если конечно считать ее игрой. Скриптовый редактор прямо в клиент встроен, и очень активно используется (правда другие виды контента вроде 3D моделей обычно делают внешними средствами все же). Скриптовый движок — одна из важнейших частей сервера. Почти весь контент на это завязан. Есть разграничение уровней доступа, есть полу-официальные расширения (самое известное — протокол RLV, используемый для возможности почти полного контроля персонажа внутримировыми средствами, конечно со своей системой контроля доступа) которые для работы требуют особых версий клиента (а если его нет, или данный функционал не активирован, а по умолчанию он не активирован почти нигде, скрипт узнает об этом, правда можно поправить сам клиент), есть сетевое взаимодействие с реальным миром. Да, всем этим еще можно и торговать (и торгуют). Проблемы с тем, что ресурсы сервера вообще то ограничены — прилагаются.
  • Как бы нелогично это ни звучало: Minecraft. Во-первых, в игре напрочь отсутствует сюжет — придумай свой. Во-вторых, в игре есть командный блок, который выводит на экран консоль, куда нужно записывать команды консоли (а этих команд МНОГО, обладают аргументами и отлично комбинируются). Ничто не мешает вам придумать повесть о предтечах, овладевших командными блоками (особенно если поставить на клиент мод, добавляющий рецепт создания такого блока, или добавить его самими командными блоками). Некоторые умельцы научились создавать крутые вещи без модов как раз при помощи командных блоков.
    • В меньшей степени — любая игра, имеющая скриптовый язык, да хоть Quake с его QuakeC. Но он, конечно, прямо из геймплея не пишется, так что с фитильком. Нет, ну если сделать внутри игры артефакт, который при использовании открывает доступ к сырцам на QuakeC — тогда да, магия не хуже командных блоков. Но автору этой правки такое неизвестно.
    • Мод Hex Casting — самая настоящая магия в виде программирования. Внешне это выглядит, как черчение каких-то магических закорючек, или использование артефактов, но по факту там именно что программы, или, те же командные блоки в выживании. Имеются в том числе стек, математические и логические операции, циклы, вектора... Правда, чтобы имелся хоть какой-то баланс (выживание всё-таки), заклинаниям требуется энергия в виде аметистов, а артефакты ("амулеты") нужно заряжать ими же. Чем мощнее заклинание, тем больше требуется. Если аметистов в инвентаре (и энергии в амулете) не хватает, заклинание будет забирать энергию из игрока, если разница большая — то с фатальным исходом.
  • TES V: Skyrim — Dovahzul (Довазул, "драконье наречие"). Даже просто говоря на нём, но вкладывая в слова свою жизненную энергию, можно творить великие дела (договариваясь с драконами, ага). А thu’um (туум) — это по-драконьи всего лишь «крик», в смысле «произнесение драконом слов силы».
    • Вообще, это всего лишь частный случай тональной магии. Да, Аурбис (как и Арда) — это музыка (та самая, которой старше Шармат). Более того — цветомузыка, Магна-Ге не дадут соврать.
      • Древние Свитки -- программный язык и исходный код Аурбиса в самом прямом смысле, поскольку это инструкции и чертежи, написанные самим Магнусом (персонификация магии), и по которым боги создали Мундус (материальный план смертных). С помощью Свитка можно творить.. всякое. Заглянуть в прошлое или изгнать полубожественного дракона в будущее. Хотя чаще всего их используют для предсказания (а то и корректировки) будущего. Правда даётся не только лишь всем: без предварительной подготовки можно ослепнуть или сойти с ума. Защита абсолютна, а чем больше чтец знает о природе свитков, тем больше вреда он получит. Лишь двемеры смогли "хакнуть" Свитки с помощью сфокусированного их безумными машинами звёздного света. Ну и бонусом — Древние Свитки абсолютно неразрушимы и неуничтожимы, так что при желании ими можно забить насмерть что угодно, лишь бы оно могло умереть. Или разрушить что-то. А то и закрыться от чужой атаки. Хотя артефакт такое варварское обращение, конечно, не потерпит — исчезнет в неизвестном направлении и ищи его по всему Аурбису потом.
  • WarCraft: титаны упорядочивали Азерот (да и другие миры, куда добрались), как программисты, и расставили механизированную стражу. В частности, известны коды «Альфа» и «Омега»: команды помилования и уничтожения мира в зависимости от степени падения его обитателей.
  • Вселенная Fallen London — Корреспонденция, язык звёзд. Записывается методом гравировки на толстых свинцовых пластинах, не более одного символа на каждой. Менее солидный материал от них просто сгорает. Изучение чревато ожогами, слепотой и помутнением рассудка. Использование людьми довольно ограничено (хотя Машина Рассвета сделана людскими силами), существа выше по положению в Великой Цепи добились большего. А ещё есть Глифы Горизонта — язык-антипод, от него живые существа замерзают насмерть, для работы приходится делать клокпанковские компьютеры.
  • В играх серии Myst волшебно-продвинутый народ Д’ни писал особыми чернилами особые книги, сделанные из особой бумаги, на особом языке (Garo Hevtee, «великие слова»). Результатом становились книги-порталы, переносящие в иные миры, в которых и происходит действие игр. При особом умении, терпении и осторожности эти миры можно и редактировать, подправляя текст соответствующей книги.
  • Else Heart.Break() — местная реальность и вправду подчиняется особому, хотя и достаточно простому языку Spark. Зная его, вы-игрок можете и забавляться со свойствами предметов, и переписывать людей и здания, и даже менять сам сюжет.
  • Death end re;Quest — поначалу играется с фитильком, так как мир игры World's Odyssey реален лишь для спутниц-NPC, сопровождающих Сину и Арату. Тем не менее, крайне странно, что нужные строки кода Арата находит в подозрительных местах реального мира, где порой творится что-то, напоминающее мистику. В конце выясняется, что и реальный мир не лишён сабжа, только здесь этим занимается таинственный Наблюдатель.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — Энунция. Даже обычный человек, не имеющий псионического потенциала или колдовских знаний, произнеся слова Энунции, может изменять реальность. Впрочем, если слишком много говорить на этом языке, можно банально помереть, и даже одно произнесённое слово вызывает негативные эффекты — от крови изо рта до тяжких увечий.
  • Demon: The Fallen — Собственно «Знания» демонов именно это из себя и представляют.
  • Exalted — язык Старого Царства и чародейство. Немного запутанный пример: собственно языком, лежащим в основе Творения, является язык Старого Царства, но сам по себе он просто язык, без особых свойств. Правда, его инстинктивное знание встроено во всех духов Творения и демонов, и на нём написаны все самые ценные и интересные работы по магии и прочим наукам, так что какое-то преимущество его знание всё же даёт, но не более того. Чтобы действительно вмешаться в работу реальности, нужно инициироваться в чародейство — оно позволяет оперировать символами и элементами самого мира, на наши деньги — скомпилированными системными библиотеками и их вызовами. А вот чтобы написать и скомпилировать что-то своё — нужно быть одним из Предтеч или высокоуровневым Возвышенным Солнца, потому что это требует власти над хаосом за пределами мира, и только у них таковая власть есть.