Просветлённый валенок

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Просветленец родом из России или других стран бывшего СССР
« Я в своем познании настолько преисполнился, что я как будто бы уже сто триллионов миллиардов лет проживаю на триллионах и триллионах таких же планет, понимаешь? Как эта Земля. Мне уже этот мир абсолютно понятен, и я здесь ищу только одного: покоя, умиротворения и вот этой гармонии от слияния с бесконечно вечным, от созерцания этого великого фрактального подобия и от вот этого вот замечательного всеединства существа бесконечно вечного — куда ни посмотри: хоть в глубь — бесконечно малое, хоть ввысь — бесконечно большое, понимаешь? А ты мне опять со своими, там, это. Иди, суетись дальше, твое распределение — это твой путь и твой горизонт познания, ощущения и твоей природы. И он несоизмеримо мелок по сравнению с моим, понимаешь? »
— Серж Дур-Дачник aka Идущий к реке, эталонный представитель сабжа

С распадом СССР закончилась и политика государственного атеизма, и в освободившийся вакуум хлынула самая разная духовность, от каноничного православия до всевозможных сект и нью-эйджевских учений.

Самые распространённые типажи на постсоветском пространстве:

  • Оккультист-сноб — проживает в столице (Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, и др.) или одном из крупных городов-миллионников и специализируется на западной мистической традиции: Телема, карты Таро, масонство и др. Если женщина — то может одеваться в условно-готическом стиле и создавать имидж femme fatale, если мужчина — обычно носит строгий костюм. Эрудирован, зачастую не беден, и проводит лекции и мероприятия для таких же обеспеченных людей.
  • Кедрозвон — прямая противоположность Оккультиста (название дано в честь одной из самых известных сект такого плана «Звенящие кедры России»). Живёт, как правило, в глубинке, где-нибудь на даче, или вообще в экопоселении. Исповедует некий микс из славянского неоязычества, тенгрианского шаманизма и восточных религий вроде буддизма и индуизма, любит рассуждать про единство с природой, достигаемое путём употребления внутрь горячительных напитков. По внешнему имиджу напоминает нечто среднее между русским крестьянином в самом «клюквенном» варианте, монгольским или бурятским шаманом и американским хиппи. В общем, типичный такой бородатый дядя, который любит ходить в походы и петь песни под гитару, только с эзотерическим уклоном. В отличие от прагматичного Оккультиста, весьма оторван от реальности; при этом, как правило, беззлобен, но может здорово навредить себе и близким за счёт увлечения завиральными идеями вроде сыроедения, праноедения и лечения рака и СПИДа подорожником. В России своеобразной меккой для них является Алтай, на Украине — Карпаты. Не реже в основе его взглядов может лежать православие, в таком случае представитель тропа скорее всего будет не высокоученым знатоком догматов, а душевным мужиком-бессеребренником, возможно, странником. Может быть и старообрядцем.
  • Сектант — нечто среднее между двумя предыдущими случаями: не так богат и самодостаточен, как Оккультист, но и не так оторван от жизни, как Кедрозвон. Являет собой самый опасный типаж, поскольку в секты нередко идут либо беспринципные люди, стремящиеся к обогащению и власти над другими, либо люди с тяжёлыми психологическими проблемами (наркоманией, алкоголизмом, пережитым горем и др.); как следствие, те и другие очень заинтересованы в привлечении новых адептов с последующей ломкой их психики (первые это делают сознательно, вторые — неосознанно, из серии «пересадить своих тараканов на другого»). Впрочем, встречается и лайтовый вариант, когда «секта» представляет собой скорее платный центр психологической помощи с декоративным налётом эзотерики.
  • Романтик-нонконформист — увлекается эзотерикой не из желания просветлиться, утешиться или заработать денег, а из эскапизма и/или стремления к самовыражению. Такие обычно получаются из тех, кто в детстве читал «Гарри Поттера» и «Властелина Колец» и смотрел «W.I.T.C.H.», да так и не вырос из этого. Как правило, достаточно молодого возраста (18-30 лет); бывают и старше 30-40, но при этом всё равно выглядят и одеваются как тинейджеры. Из всех представленных типажей наиболее склонны к демонстративным поступкам: могут, например, гулять по улице в ярком наряде и босиком (культура барефутеров отчасти пересекается с сабжем) или сесть медитировать в людном месте. Вместе с тем, нередко успешно сочетают свои увлечения с учёбой в университете или работой. Как и оккультисты-снобы, обитают обычно в крупных городах, склонны сочетать в одежде эзотерические мотивы (готические, этнические, хипповские, и др.) со стритстайлом. Нередко сворачивают в ч0рную сторону и увлекаются типа-сатанизмом.
  • Кот Базилио — не важно, искренний он просветленец или мимикрирует под такового. Важно то, что просветлённые валенки будут его кормовой базой. Желаете приобрести брошюрку «Оттопыриваем чакры сами всего за $999»? Это к нему. Снять порчу и поправить точку сборки? Легко. Своевременная оплата — залог чистой кармы. А может оказаться и не так забавно. Как насчёт подлечить рак чесноком? Или упростить проход через игольное ушко путём безвозмедной передачи движимого и недвижимого имущества нашей церкви? Не желаете ли скушать крысиного яду вместе с единоверцами за полчаса до конца света? В самом честном варианте, если просто организует платные лекции и семинары, смыкается с Оккультистом-снобом, в наименее честном «Вылечу все болезни и воскрешу умерших близких» — с сектантским гуру.
  • Развесистая сакура — псевдовосточная мистика. Или смесь западной мистики с восточной как у той самой Блаватской рассказывавшей всем, что жила в Тибете.

Американский вариант — Просветлённый гамбургер, западноевропейский — Просветлённое бордо.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Татьяна Устинова, «Пороки и их поклонники» — Лизавета Григорьевна, эксцентричная соседка главного героя, говорящая белым стихом. Что характерно, оказалась во многом права: при жизни она утешала ГГ, потерявшего всех близких, тем, что на том свете они встретятся (героя-атеиста это, мягко говоря, не утешало)… а уже после смерти она продолжила ему являться, и ещё раз подтвердила собственные слова.
  • Макс Фрай, «Ключ из жёлтого металла» — художница Мирра Жукотовская; реально имеет магические способности, и научила героя пользоваться его способностями, о которых он и не догадывался. Живёт в Чехии, но родом из Томска (однажды уснула у себя в Томске и во сне телепортировалась в Прагу).
  • «Сказки темного леса» — практически путеводитель по питерской просветленческой тусовке 90-х годов, с именами, классификацией и разбором типовых чудес. От биоэнергетов и астральных воинов до скинхедов-буддистов из дацана и сидящего в дурке доморощенного демонолога, делящего тело с демоном Мельхолой. Крейзи, идеолог банды эльфов, тоже создал своеобразное эзотерическое учение, щедро приправив его галлюциногенами.
  • Юрий Брайдер, Николай Чадович «Дисбат» — в коммуналке, где проживает главгерой, а также в окрестностях таких — каждый первый. Включая участкового-буддиста-пацифиста. А шаман таки действительно помог главгерою.
  • Алексей Сальников, «Петровы в гриппе» — в троллейбусе герой встречает такую женщину, которая рассказывает ему, что у её сына «открытые чакры и синяя аура».
  • Евгений Лукин:
    • «Портрет кудесника в юности» — просветлённые валенки в ассортименте. Хотя главгерой и его наставник на всё это посматривают свысока: только христианство и белая магия богоугодны.
    • «Зона справедливости» — мееееедиум Мила, творческий дуэт Кирюши с Иришей, ударившиеся в иеговизм сын-браток и жена главгероя, демонстративно православный (но неверующий) главгерой… Начало 1990-х во всей красе.
  • Головачёв, «Запрещённая реальность» — почти все положительные и отрицательные персонажи. Магия доступна только так.
  • Виктор Пелевин — повсеместно «Сноб в окружении Котов Базилио».
  • Алексей Атеев — русский хоррор: оккультизм в западной, реже языческой традиции. Совсем редко Азия-почти-Сибирь (татары).
  • Лесь Подервянський
    • «Павлік Морозов» — матомная бомба, сброшенная генералом Власовым на подобных персонажей. «Вони шукають те, чого нема, щоб довести, що його не існує» — чрезвычайно популярный аргумент в спорах «теисты против атеистов» (может употребляться любой из сторон).
    • «Как мне мистичные (мистические?) , увешанные восточной » — к сожалению, приводить цитату в её изначальном виде совершенно недопустимо.
    • «Гамлєт, або феномен датського кацапізма» — пацифист-толстовец Гамлєт.
    • «Йоги» — целиком об этом.
  • Константин Ивилов, «Атака бога Пана» — о валенках с тонированными стёклами. Сатанизм perestroika style.
  • Светлана Ягупова, «Астральный случай» — позднеперестроечная повесть в духе времени. Оккультизм самых разных направлений наконец-то вышел из подполья и борется за умы и души населения. Молодая сотрудница частного детективного агентства расследует исчезновение одного вроде бы причастного к мистике дяденьки. Просветленцы истинные и ряженые — в ассортименте.
  • Вячеслав Рыбаков:
    • Дилогия «Наши звёзды» — телепортация доступна только совершенно особым просветленцам, носителям советской морали: главгерою-бессеребреннику, его сыну-экс-фашисту, еврейской невесте сына, правильному чекисту…
    • «Очаг на башне»:
«

— Бесполезно искать спасения в лабиринтах знакомых систем, — раздался голос сзади, и Вербицкий обернулся. Это был поэт Широков — кареглазый, давно не мытый красавец с вечными напластованиями перхоти на плечах. — Дао не знак. Дао — мироощущение. Единственно творческое восприятие мира. Слияние со всем миром сразу и спонтанное познание всей его самости внутри себя. Человек, осознавший дао, становится тотальным творцом уже непосредственно из акта осознания. Он может сказать о себе: я художник. Пусть я не умею рисовать. Я не срифмовал и двух строк — но я поэт. Я философ, хотя не читал ни одного трактата и читать не умею и не хочу. Понимаете вы? — Да… — ответил Вербицкий, изображая мыслительное усилие. — Я знатный сталевар, герой социалистического труда, хотя всю жизнь только лазию на Фудзияму и обратно… Правильно?

»
  • Пауло Коэльо, «Заир» — Михаил (на самом деле Олег), казахский юноша-эпилептик, во время припадков видящий разное, а также слышащий голоса. Увёл девушку у рассказчика.
  • Владимир Мегре, цикл «Звенящие кедры России» — главгероиня Анастасия.
  • Владислав Лебедько, «Хроники российской Саньясы» — экскурсия по жизни поздне— и постсоветским героям статьи.
  • Михаил Елизаров, Pasternak — просветлённые валенки всех мастей служат нечистому, повинуясь ставшему демоном лично Борису Пастернаку.

Сетевая[править]

« Вообще она выглядела немного двинутой. Пете был знаком такой тип девушек, со светло-пшеничными волосами и почти прозрачными голубыми глазами, которые носили деревянные языческие побрякушки и заторможенно говорили о всяческих аурах и кармах. »
— Андрей Николаенко «Измерение кинетического червя»

Главгерой в финале тоже просветляется — а шо вы хотели от пародии шаржа на «Чапаев и Пустота»?

  • Рассказы Александра Накула про Телему Гайдучик, двенадцатилетнюю дочку «главного телемита Минска, которого посвящённые называют Мастер Телемы, а враги — телемастером»[1]. Несмотря на любовь к оккультрёпу, Телема — на редкость здравомыслящая девочка, которая легко распутывает самые странные тайны.

Кино[править]

  • «Особенности национальной…» — в «охоте» — слегка, а в «рыбалке» Кузьмич уже полностью сформировался в качестве предмета статьи.
  • «Мой ласковый и нежный зверь» — граф Карнеев. Со скуки балуется тибетской магией и медициной.
  • «Любовь и голуби» — Раиса Захаровна в исполнении Людмилы Гурченко, экзальтированная дама, любящая рассуждать про экстрасенсов и телекинез.
  • «День выборов» — звездограмма! Вот я что сейчас неясно сказала?!
  • «Трагедия в стиле рок» — чернушная лента о якобы просветленце, подсаживающем главгероя и его друзей на иглу. А вообще-то всё это для того, чтобы добраться до немаленьких денюжек бати главгероя.
  • «ДМБ» — в каком-то из фильмов застрявший в бочке прапор стал великим гуру. Также сюжет с Бомбой-прорицателем.
    • А также кришнаиты в первом фильме. От армии, правда, им отвертеться не удалось: «Пойдёте в химвойска». Видимо, их Говинда оказалась не только жидковата, но и ароматна.
  • «К вам пришёл ангел» — о последних днях и гибели Талгата Нигматулина.
  • «Петровы в гриппе» — эзотеричка из троллейбуса появляется и в экранизации.

Телесериалы[править]

  • «Виола Тараканова. В мире преступных страстей» — отец Виолы, Ленинид Тараканов, в сериале просветлённый хиппи (а не пьяница-уголовник, как в книгах).

Телевидение[править]

  • «Битва экстрасенсов» — Пахом передает привет!
  • «Люди Хэ» — пародия на пример выше.

Музыка[править]

  • Сольное творчество Сергея Калугина полно стёба над оными валенками. Хотя просветлённых валенков в качестве лирического героя — раз-два и обчёлся:
  • Аквариум любит пройтись по этой теме. «Диагностика кармы» и «Трамонтана» ждут своих слушателей.
  • Дмитрий Ревякин на определённых этапах творчества отыгрывал типа-шамана-родновера.
  • Майк Науменко — «Песня гуру».
  • Добрая половина альбомов группы «Пилот» являет собой самые что ни на есть огромнейшие телеги, раскрывающие миропонимание и учение Ильи Чёрта. К некоторым даже мануалы прилагаются, без которых концепцию альбома не понять.
  • «Секта» от Noize MC — собственно, практичный протагонист создаёт тоталитарную секту ради заработка на представителях тропа.
  • «Адриан и Александр» — песня «Кришнаит Иванов».
  • Псой Короленко, «Эзотерика — это для всех». Иронизирование над собирательным образом типичной постсоветской секты, созданной с целью опустошения кошельков.
  • Infornal FuckЪ — «Потому что мы дебилы». Где-то в лесах под Питером живёт община упоротых язычников.

Реальная жизнь[править]

  • Елена Петрона Блаватская — натуральный матриарх сабжей всего XX века. Очень знаменита в т. ч. и за рубежом. Стремилась совместить эзотерику с философией. Немалая часть современной мифологии так или иначе связана с её философией.
  • Художник Николай Рерих — сам знатный блаватскист, и многие сабжи ныне являются его поклонниками.
  • Даниил Андреев.
  • Писательница Марьяна Романова увлечена Телемой, и являет собой яркий пример модного столичного оккультиста.
  • Рада Анчевская из группы «Рада и Терновник».
  • Илья Чёрт из группы «Пилот»
  • Виктор Пелевин.
  • Георгий Гурджиев. До сих пор не утихают споры, кем именно был этот Торговец просветлением: ловким фокусником, который понял, что эзотерическую публику можно дурить даже самой примитивными трюками, или настоящим восточным мудрецом, для которого просто не было границы между священным и профанным.
  • Тогда, наверное, и Порфирий Иванов.
  • Евгения «Джуна» Давиташвили — писательница и шоувумен, позиционировавшая себя как экстрасенса. Известна дружбой с патриархом Кириллом, которой церковная оппозиция его регулярно попрекает — точнее, не дружбой как таковой, а оккультной терминологией, частенько проскальзывающей в его речах.
  • Собственно Мегре и его последователи-«кедрозвоны».
  • Александр Дугин времён Южинского кружка.
  • Распространители-популяризаторы продукции компании «Сибирское здоровье» люди вполне грамотные и эрудированные, но когда вопрос касается предлагаемой ими продукции, находят ТАКИЕ объяснения, что любой физиолог и/или медик за голову схватится. Например: опухоли образуются из-за накопления в определённых участков тела «мусора», а определённые препараты компании позволяют очистить от него организм.
    • Медики внутри «Сибирского здоровья» тоже хватаются за голову и стараются просвещать своих неграмотных коллег. Но не-медиков среди дистрибьюторов всегда на порядки больше. И даже если бабулька-дистрибьютор, всю жизнь работавшая на заводе, пришла на внутрикорпоративную лекцию доктора медицинских наук, поймёт она немного. Консультант из неё — соответствующий.

Примечания[править]

  1. Возможно, целенаправленная шпилька в адрес знатного неоязычника Александра АХиневича, который именно телемастером некогда и работал.