Простые истины

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Pomoshzala.jpgПрошу помощь зала.
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

Российский сериал о жизни школьников, выходивший с 1999 по 2003 годы. Считается одним из первых на постсоветском пространстве сериалов о школе наряду с «ОБЖ» (питерским сериалом о школьниках). Официально делится не на сезоны, а на классы: «11 Б», следующий «10 Б» и переход ребят в новый «11 Б».

Персонажи[править]

Учителя и работники школы

  • Директор школы Комаров Борис Иванович (учитель истории) — крутой дедуля. Несмотря на строгость, отличается пониманием и рассудительностью.
  • Апраксина Нина Андреевна (учитель физики) — завуч ранних сезонов, коза с золотым сердцем и снежная королева. Была посажена в автобус, но не сразу, а постепенно.
  • Рузина Марина Леонидовна (учитель математики) — смена Апраксиной с похожим характером, но постепенно оттаивает.
  • Румянцева Тамара Ивановна — на первый взгляд кажется милой и глупенькой, но на самом деле работает хорошо и, судя по домашним сериям, гораздо умнее и мудрее, чем хочет казаться.
  • Моторина (Денисова) Евгения Николаевна, классный руководитель 11 «Б» в первом сезоне — учитель литературы и русского.
  • Маркелова Вера Сергеевна — первый учитель английского в первом 11 «Б». Довольно быстро села в автобус, заменила ее Виноградова (см. ниже).
  • Авдеев Сергей Эдуардович — учитель физкультуры.
  • Смирнова Елена Павловна — первый учитель химии. Впоследствии уехала с сыном-школьником в Америку.
  • Ольга Давыдовна — учитель начальных классов. Появлялась редко. В автобус не села, просто осталась за кадром, т. к. внимание в поздних сезонах сосредоточилось на старших классах.
  • Лужина Анна Марковна — учитель начальных классов, позже учитель географии. Презренный Джа-Джа, т. к. болтушка, сплетница, училка в плохом смысле — постоянно навязывает своё мнение, хоть и из добрых побуждений.
  • Психолог Игорь Львович — работал в первом сезоне, впоследствии исчез без объяснений.
  • Виноградова Маргарита Валентиновна — учитель английского, классный руководитель 10 «Б» (во втором сезоне), 11 «Б» (в третьем сезоне).
  • Зоя Тихоновна — строгая медсестра, как её обычно представляют.
  • Зимин Павел Сергеевич — психолог в последующих сезонах.
  • Пушкин Александр Сергеевич — учитель физики и астрономии, появляется как практикант, затем был принят на работу.
  • Калитин Пётр Алексеевич — учитель ОБЖ, типичный военрук.
  • Бородина Ольга Дмитриевна — учитель химии, заменила Смирнову.
  • Вишневская Ирина Сергеевна — учитель химии третьего сезона.
  • Трофимов Андрей Михайлович — учитель психологии и биологии, возлюбленный новой учительницы химии.
  • Уборщица «баба Аня» — как выясняется, хорошая художница-самородок.

Ученики «11 Б» — первый сезон:

  • Алиса Аржанова — позиционируется хорошей девушкой с непростой судьбой, на деле более сложный персонаж (см. ниже),
  • Андрей Дангулов — возлюбленный Алисы, хороший парень.
  • Игорь Цыбин — авантюрист и великолепный мерзавец. Поначалу задирал Карину (см. ниже), так как девушка ему нравилась, из тех же побуждений, из-за которых дёргают за косичку.
  • Карина Геворкян — хорошая девушка, в серии «Девичник» говорится, что вышла замуж за Цыбина.
  • Лиза Самусенко — подруга Алисы, влипает в истории, вроде наркотиков, но чувствует себя несправедливым придатком.
  • Полина Старостина — невыносимая отличница с обострённым чувством справедливости.
  • Лёша Бурундуков — хороший парень, не без слегка завышенного ЧСВ.
  • Миша Яковлев — юный гений, влюблённый в Полину.
  • Артём Зюляев — любитель компьютеров.

Другие классы

  • Марина Королькова («11 А») — фотомодель, типичная альфа-сука.
    • Возможно, с прикрученным фитильком: сукой она себя показывала в основном перед Полиной из страха потерять Бурундукова. Судя по поздним сериям, так и случилось.
  • Настя — дочь секретаря.

Что здесь есть[править]

  • «25-й кадр» — сюжетообразующее явление в одноименной серии. Но на самом деле подчеркивается, что в настоящих чувствах такие ухищрения не помогут, даже если бы существовали.
  • А 220 не хочешь? — террорист в серии «Захват» думал, что пожилой военный с якобы слабым сердцем не представляет угрозы и даже издевательски разрешил ему раздеться и принять лекарство. Как же террорист ошибался!
  • Антиреклама алкоголя — Волков, пытаясь изобрести алкогольный коктейль, хоть и выглядел смешно на уроке, но его поведение вызывает сильный испанский стыд.
  • Антиреклама наркотиков — Лиза Самусенко. Если «травка» прошла без особых последствий, то ее угроза «хочу — курю, хочу — колоться буду» из-за несчастной любви действительно пугает. Серия несет мораль «заботься о друзьях, иначе они даже наркодилера за друга примут».
  • Апарт — внезапно встретилось в серии «Настоящий мужчина». Бакланов озвучивает зрителю свои мысли, будучи подопытным кроликом для девчонок, тренирующихся делать макияж и маникюр: «Похоже, я выгляжу как полный идиот». Ни до, ни после такого нет.
  • А ты не староват для школьника? — аверсия: студент-журналист за старшеклассника вполне сходит. Также в роли школьников снимались не только профессиональные актеры и студенты, но и реальные школьники.
  • Бафос — за бафосную часть сериала в основном отвечает Гриндерс. В последней серии педаль ушла в пол, да еще с подсветкой: «Вот представь, это же фишка: все говорят торжественные речи, девицы плачут, учителя вытирают слезы платочком, и тут я с частушкой».
    • В ранних сезонах — регулярные объяснения в любви под лестницей/другие драматические объяснения… на фоне надписи «урод». Скорее всего подразумевается более крепкое слово, но все-таки дневной сериал для подростков.
  • Бафосная аббревиатура — главного поэта класса, Алишерова, девчонки в шутку прозвали ЗавГар — заведующий Гаремом (пародия на давнюю официальную аббревиатуру «завгар» — заведующий гаражом).
  • Бафос-нежданчик — внутримировой пример: Апраксина требует напечатать приказ, в котором «запрещается пронос в школу любых карт» (ученики начали играть в карты на деньги и дурацкие желания). Тамара подсвечивает, но решает прямо так и повесить приказ, чтобы отомстить завучу за унижение.
  • Бедный — хорошо, богатый — плохо — так думают друзья Гриндерса, считая, что он получил большое наследство. В отличие от большинства примеров, у них это объясняется обычной завистью.
  • Безответная любовь — постоянная игра с тропом:
    • Руслан и Людмила — Алишеров и Мазуренко. Но на самом деле (как прямо говорится в последней серии, да и до этого намеки разбросаны) поэт и художник с тонкой душевной организацией просто нашел повод писать стихи и создать себе романтический образ.
    • Бакланов и Анжелика. Вроде бы прямо играется, но в некоторых сериях Анжелика все же отвечает на чувства. Потому что «колобок» и «трогательный», как сама же изредка и признается. А недоступную красавицу косплеит, судя по отдельным фразам, чтобы кавалер слишком много о себе не возомнил.
    • Уборщица и психолог. Кончилось всё относительно хорошо — Анна Фёдоровна все поняла и со своими чувствами справилась.
  • Богатый — это не плохо — Иван, персонаж поздних серий, жених Рузиной. Судя по туманным намекам, бизнесмен. Несмотря на это, не сноб и не жадина.
    • Сосновский в сериях про 10 «Б». Хоть и мажор не без понтов, но хороший друг.
  • Брюнет и блондинка — Трофимов и Вишневская.
  • Буддисты плохие — «Индира», бродяжка и мелкая жульница. Правда, показано, что в буддизме девица разбирается, мягко говоря, поверхностно.
  • В глаз что-то попало — невесёлый вариант с Апраксиной (как минимум, два раза): она то ли боится, то ли просто считает зазорным показывать свои чувства, когда чем-то расстроена и то просто отрицает, что плачет, то «простудилась».
  • Вечная загадка — серия про детектор лжи. Почему Лера не пошла в кино и что за «такой прикол» был?
    • Там же — физик Пушкин просто полный тёзка поэта или дальний потомок? Сам персонаж упорно утверждает, что не родственник, но встречается слишком много намёков, что всё не так просто (правда, в основном по приколу).
    • Какая позорная тайна связывает директора коммерческого лицея и Рузину, если циничный бизнесмен «сделал ноги» при одном упоминании? Судя по фразе завуча «не побоюсь позора, всем расскажу», хорошо вписывается соблазнение и/или обман с зарплатой, но окончательного ответа не даётся.
  • Внезапная мистика — шутки ради. Несмотря на то, что сеттинг реалистичный, а «мистика» объясняется вполне материально (см. ниже про ложную мистику), есть несколько исключений… или нет.
    • Волков, надеясь отвязаться от Лужиной, «предсказал» ей, что она вскоре встретит «интересного мужчину». Так и вышло. Самое интересное, что обычно ей со встречами не везёт.
    • В серии про браслет Трофимова от безысходности попыталась внушить Мазуренко, отжавшей браслет, что он приносит несчастья. Подсвечено самой Люсей после пережитых неудач: «Забирай его, я, конечно, в это не верю, но что-то уж очень много совпадений».
    • «Большой Кондратий» — ночные завывания, имеющие вроде бы естественные причины, прекращаются, когда ученики в точности исполняют ритуал изгнания беспокойного духа.
    • Соседка-ворожея то ли на самом деле приворожила биолога к учительнице химии, то ли это просто совпадение. Хотя, говорится, что она все точно угадала про клиентов.
  • Внезапная фантастика — аверсия в сериях «Машина времени» и «Они среди нас»: в первом случае вся фантастика оказалась сном Гриндерса, а во втором — рассказом Вайнштейна.
  • Во всём виновата Дока 2 — внутримировой пример: Рузина относится предвзято к компьютерным стрелялкам именно из-за этого стереотипа. Бонусные очки за то, что большинство учителей так и не узнало, что Гриндерс притворялся поехавшим на компьютерных играх.
  • Воспитан бабушкой и дедушкой:
    • Гриндерс. Точнее, одним дедушкой. С прикрученным фитильком: с родителями ничего плохого не случилось, люди они тоже хорошие. Просто геологи, поэтому дома бывают редко, только упоминаются.
    • Полину Старостину тоже дедушка воспитывал.
  • Вредная басня — очень неоднозначная серия «Стопроцентное доверие»: получается, что на всякий случай можно отдать общественные деньги незнакомому — вдруг действительно попал в беду. Да и вообще мораль «больше доверяй людям» — весьма спорная.
  • Всё пошло слишком так — такое случается, когда ученики придумывают разные гениальные планы.
    • Гриндерс наврал, что уезжает в Североморск, чтобы не выполнять просьбы друзей. Узнав об этом, друзья решили его проучить — устроить торжественные проводы — и сами испугались, когда под давлением общественности Гриндерс и правда сел в поезд без вещей и денег. Кончилось всё хорошо: парень оказался достаточно разумен, чтобы одуматься и вернуться.
    • В другой серии Данила Вайнштейн в рамках написания собственного «гениального романа» решил влезть в шкуру шизофренника-параноика. В результате оказался на приеме у школьного психолога и получил повестку в психдиспансер.
  • Выйти на замену — по-видимому, такими персонажами являются Виноградова, заменившая Маркелову, и Рузина, заменившая Апраксину. Во втором случае характеры похожи до сходства в репликах.
  • Выпускной бал — куда же без этого в сериале про школьников?
    • Первый «11 Б» заканчивает приключения и объявляется, что Дангулов и Аржанова поженятся.
    • Обстебывается клише с алкоголем в школе: в финальной серии Вайнштейн и компания троллят учителей, доказывая, что немного шампанского на празднике вполне уместно. Заканчивается по-доброму.
  • Газлайтинг:
    • В серии «Клептоманка» над Лисицыной жестко прикалываются, внушая ей, что она страдает упомянтой болезнью.
    • В «Ипохондриках» ученики решили отомстить придиравшемуся к ним Пушкину, внушив, что он не помнит события предыдущего дня и вообще едет крышей.
  • Голливудское уродство — Особенно касается девушек. Среди них есть первые красотки класса, и есть те, кто уступает им лишь самую малость (и то смотря на чей вкус). Одеты и гримированы все тоже вполне со вкусом. Поэтому язвительные комментарии персонажей по поводу внешности друг друга выглядят особенно неуместно. Впрочем, возможно в этом весь смысл: в реальной жизни люди (тем более подростки с их максимализмом и желанием выделиться) частенько используют надуманные поводы самоутвердиться вплоть до «на тебе кофточка не так сидит, на мне лучше, поэтому дай сюда».
  • Голливудская нищета — зигзаг: жизнь простых российских школьников передана вполне достоверно. Зато слишком богато и ухоженно выглядит сама школа (по сюжету совершенно обычная, не какая-нибудь элитная гимназия). Зрители, особенно настоящие учителя, когда-то очень возмущались.
    • На самом деле школы-новостройки бывают даже вычурными, если попадётся богатый спонсор.
      • Автор статьи, закончивший похожую школу, подтверждает: поскольку действие происходит в Москве, школа в рамках сеттинга не выглядит такой уж нереалистичной. Точнее, зависит от точки зрения конкретного зрителя.
  • Гурман-порно — в серии «Худеющий» подсвечено восприятие голодным человеком аппетитных описаний блюд у Шмелева.
  • Диссонирующий саундтрек — шутки ради в серии «Книга рекордов Гриндерса». Внутримировой пример и подсветка: вместо того, чтобы спеть туш, герои поют марш Мендельсона. Замечает это только Вайнштейн, но другие отшучиваются: «Да какая разница».
  • Жуткая монотонность — в серии «Они среди нас» так разговаривают все учителя, внезапно оказавшиеся роботами (выше уже говорилось, что это был рассказ Вайнштейна).
  • Закадычные враги — шутки ради Гриндерс и Лисицына. До появления Волкова вообще намекалось, что у них намечается нечто большее, чем закадычная вражда.
  • Закадровый момент крутости — когда Вайнштейн-старший звонит ушедшей жене и просит вернуться. Подсветка от Данилы и друзей: «Сейчас папа будет совершать настоящий подвиг. — Круче этого? — Намного круче!»
    • Как Лисицына уговорила Апраксину отдать ключи для репетиций, тоже остается загадкой.
  • Заклятые друзья — время от времени многие успели ими побыть.
  • Заявленная способность — Алишеров заявлен как если не гениальный, то по крайней мере очень хороший поэт и художник, в одной серии намекнули, что ученики и учителя его считают лучшим поэтом в школе. Но на деле его литературное творчество можно отнести в лучшем случае к «хорошо, но плохо», а то и просто к посредственности. А применение художественных способностей вообще не показано ни разу (кроме высокохудожественных трусов для школьного показа мод). Не исключено, что сыграно намеренно, чтобы показать, что творец этот персонаж так себе, но другие и так не могут или вкус у всех плохой.
  • Зашёл в аптеку царь Додон — «Что ты тут делаешь? — Мне нужна женщина! — Так срочно? В каком смысле? — Нужно посоветоваться».
    • Не сексуальный, но расистский вариант. Цыбин цепляется к однокласснице-армянке: «Карина, отгадай загадку: кучерявый, в столицу приехал, никому нафиг не нужен, фамилия на „-ян“ заканчивается. Угадай национальность… Д’Артаньян это, национальность — француз».
    • Учитель ОБЖ Гриндерсу: «Надо же направить твой словесный по… ток в правильное русло».
      • Позже говорит как есть.
  • Зыбучий грёбаный песец — то ли шутка-аллюзия, то ли самоцензура сценаристов. Учитель физкультуры смеется над неопытным коллегой после признания того, что он ни разу не целовался со своей девушкой: «Ну ты и… комик. Извини».
  • Идиот был прав — кто же мог подумать, что сплетница Анна Марковна, начисто лишённая критического мышления, верящая в НЛО под Калугой (образно говоря), по случайному совпадению окажется права, что в доме завелась змея?
  • Идише мамэ — поначалу показано, что такая мама у Данилы Вайнштейна. Да и фамилия интеллигентной семьи как бы намекает (не факт, что мама персонажа сама еврейка, но вписывается в образ хорошо). В последующих сериях, впрочем, существенно сглажено.
    • Если мама Вайнштейна — с прикрученным фитильком, то мама Пушкина оттуда же — педаль в пол с подсветкой. Карикатурное «ой, маме плохо» и попытки сводничества прилагаются. Впрочем, мягкий и комичный вариант (в серии «Сватовство» та самая подсветка, когда Пушкин с мамой явно в шутку спорят).
  • Извращенец — это смешно и Милый извращенец — Пушкин всерьез боится заработать такую репутацию в серии «Ограбление по…» из-за того, что забыл уничтожить фотографию из интим-магазина, которую по приколу сделал работающий там друг.
  • Инцидент с кошкой — в серии «Кавказский пленник»: «Папа рассказывал мне про тот случай с арбузами… — Вай, видаёшь тайны, видаёшь
  • Исландская правдивость — встречается.
    • Например, в одной из поздних серий Сергей Эдуардович (физрук) пытается сабжем скрыть тот факт, что рыбка, которую ему доверил директор, пропала: «Мой подопечный доставляет вам кучу хлопот? — Что вы, идеальный питомец, его не видно и не слышно».
    • В другой серии у бывшего ученика из первого сезона спрашивают про его товарища: «У него девушка есть? […] Я тебя конкретно спрашиваю: у него есть невеста? — Ты же меня конкретно спрашиваешь. Ну нет у него невесты!» Чистая правда. А еще правда в том, что у обсуждаемого персонажа есть жена.
  • Ковбой Бибоп за своим компьютером — некоторые описания серий из газет, перекочевавших в Википедию. Один из примеров — серия «Ради любимого». Описание: «Родители Данилы Вайнштейна не в восторге, что их сын-отличник встречается с троечницей Царёвой». На самом деле маму, жену научного работника, не устраивает социальной статус Наташи из-за того, что её мать — «торговка». Поэтому мама Вайнштейна боится, что девушка надеется поправить свой статус или вообще попользоваться своим парнем.
    • В серии «Кто пойдет в кино» уже внутримировой пример — ребята стали жертвами недобросовестных составителей описания фильмов. В результате «Тень воина» превратилась в эротический восточный боевик, а «8½» — в гангстерский фильм с перестрелками и черным юмором.
  • Козёл с золотым сердцем:
    • Люся Мазуренко та ещё коза, довольно долго воспринимается совершенно однозначно — как меркантильная стерва, которая и по головам не побрезгует пройти, и лучшую подругу под себя подминает регулярно. Но, как минимум, в случае опасности не оставит друзей в беде (серия про захват школы). Судя по отдельным репликам отца Люси, первый вариант развития козлизма.
      • Более того, в серии про захват Люся оказалась единственная (наряду с Волковым), кто сообразил, что именно нужно делать.
    • Завуч первых сезонов Нина Андреевна Апраксина. Вначале выведена совсем как концентратор ненависти, но по ходу повествования оказывается что это практически козлиная шкура — учеников и коллег в трудной ситуации она никогда в обиду не даст и всегда придёт на помощь, даже если они лично ей не импонировали.
    • Лисицына тоже подходит: обостренное чувство справедливости, временами переходящее в откровенное стукачество никак не мешает (а может наоборот — помогает) выручать товарищей, когда они действительно сталкиваются с проблемами.
    • Вообще в этом сериале есть огромная проблема — бурный поток сценаристов, поэтому один и тот же персонаж в двух сериях может вести себя совершенно по разному. Та же Люся в одной серии — убежденная чайлдфри, а в другой — друг детей (возможный обоснуй — меняющийся характер подростка), поэтому дать точную характеристику герою сериала не представляется возможным.
  • Комическое непонимание сути — отыгрывают ребята, чтобы разыграть Вайнштейна, когда про его победу на олимпиаде написали в газете: «Читали? — Да лучше бы не читали: „Спартак“ — „Торпедо“ 0:3, совсем играть не хотят, зажрались! — Да нет, на второй странице. — Читали, а почему это нас должно волновать?.. ну, повысят пошлины на иномарки, целый год уже об этом трындят… ты что, собрался машину покупать?»
  • Кому няшка, кому кондрашка — уж для Гриндерса и для остальных.
  • Конец карьеры из-за травмы — Лера Пронина больше не может заниматься гимнастикой. В последствии тема почти не всплывает, разве что в сериях про футбольных болельщиков и про то, как Лера стала бегуньей.
  • Королева драмы — Алиса Аржанова (видимо думает, что настоящая актриса, которой она собирается стать, должна и в жизни себя так вести) и — в меньшей степени — Полина Старостина (обычно ведет себя нормально, но если ее обидеть даже непреднамеренно, начинает делать драму из всего).
  • Крутой дедуля — директор Комаров. С прикрученным фитильком: не такой уж он старый, но подростки, для которых часто даже 30-40 лет — уже седая древность, воспринимают его именно так. Особенно в серии, где солидный седой директор в рокерском джинсовом костюме отплясывает а-ля Элвис Пресли (подсвечено Катей: «А сейчас рок-н-ролл в исполнении Бориса Ивановича Комарова-Пресли!»).
    • Еще больше подходит серия «Захват», в которой директор проявил себя действительно крутым благодаря смекалке и холодной голове.
  • Лицемерие — это смешно
    • Психолог пытается отучить курить одного из учеников и сам постоянно тянется к сигарете. На этом строится юмор серии.
    • Рузина вообще-то лицемерием не отличается, даже наоборот — слишком честная перед собой и окружающим. Но в паре серий бывал и сабж: то рассуждает в духе махровых борцов за нравственность о вреде жестоких игр… после чего спрашивает у «Гриндерса», как пользоваться гранатомётом в игре, то сердится на использование Интернета в личных целях… и тут же гонит секретаря от компьютера, чтобы посмотреть личную переписку.
  • Ложная мистика
    • «Призрак Гриндерса»: обыгрывание твиста Найта Шьямалана — естественно, аверсия.
    • «Мистические сеансы» — Люся Мазуренко жестко прикалывается над одноклассниками, строя из себя гадалку. О выгоде тоже не забывает.
    • Серия про одноклассника Авдеева. Ученики вместе с физруком знатно потроллили жулика, который успел достать Сергея Эдуардовича агитацией «бросай школу, переходи в маги».
  • Мазохистское танго:
    • Андрей Дангулов и Алиса Аржанова, тот случай, когда «один из влюблённых — дура» (даже после ухода персонажей упоминается, что они «поженились, через год развелись, потом опять поженились»).
    • Более мягкий и реалистичный вариант — Вишневская и Трофимов. Отношения более человеческие, чем у примера выше, но поссориться-помириться они те ещё любители.
    • Физрук и секретарша тоже подходят под троп, что до свадьбы, что после. Но показано с юмором.
  • Милая стервочка — Люська Мазуренко. Её образ альфа-суки явно напускной, судя по домашним сериям.
  • Музыкальный триппер — Гриндерс любит напевать мелодии, которые к нему привязываются.
    • Тема сериала тоже многими рассматривается как сабж.
  • Мои друзья… и Зойдберг — у директора получилось нечаянно («Дорогие женщины, пора по домам, а вы, Марина Леонидовна, зайдите ко мне»), но завуч именно так это и воспринимает: «А я что, не женщина, что ли?»
  • Назван в честь знаменитости — Персонаж-призрак доктор Сеченов Иван Михайлович, «простой русский терапевт». С подсветкой: физрук подумал, что Гриндерс троллит его справкой от доктора Сеченова.
  • Нарочито плохо — «творчество» Бакланова (возлюбленная была впечатлена):
«

Курица-метелица, о чем ты мне поёшь? Курица-метелица, кого ты мне снесёшь?

»
«

И шёл я мимо чёрных уток, Которые в рассветный час Махали крыльями так круто, Что даже свет погас!

»
  • Не в ладах с биологией — то ли авторы сценария, то ли персонажи: Гриндерс и Трофимова ищут ужа, совершая все ошибки, описанные в «Пёстрой ленте». Ладно, Гриндерс — он троечник, но Катя, отличница, у которой к тому же брат-биолог?
  • Не в ладах с богословием — с подсветкой: Белкин попытался выставить себя начитанным перед одноклассницей. Процитировать «Криминальное чтиво», да к тому же самую отсебятинскую цитату якобы из Библии, выдать ее за реальный стих — можем, умеем, практикуем. Учительница даже ничего не заподозрила, как и завуч — подсветка заключается в признании персонажа.
  • Не в ладах с системой образования — завуч всего одна на всю школу (кроме пары серий, где один завуч постепенно заменяется другим), занимается работой завхоза и одновременно учебной, воспитательной и работой со связями (школа не в деревне, где это возможно, а тоже в Москве и, судя по всему, довольно неплохая).
    • Также непонятно, почему Волков — золотой медалист, когда по физкультуре получает тройки, а то и двойки.
      • В рамках необузданной догадки — взятки? Или Рузина так сильно давит на учителей, не давая поставить неудобные оценки в журнал?
  • Непохожие друзья — очень многие:
    • Алиса Аржанова и Лиза Самусенко;
    • Миша Яковлев и Леша Бурундуков;
    • Люся Мазуренко и Наташа Царева;
    • Гриндерс и Вайнштейн;
    • Волков и компания Гриндерса;
    • Поначалу сабж отыгрывали серьезная Лисицына и ветреная Селиверстова, потом авторы от фишки отказались и перестали показывать их близкими подругами;
    • Из учителей — Физрук и Трофимов.
  • Неправдоподобно убедительная маскировка:
    • Шутки ради и одновременно с подсветкой: школьники вообще не узнают друг друга в простейших костюмах, несмотря на то, что поведения не меняет никто. Не является воплощением тропа только костюм Люси Мазуренко в другой серии, которая ради розыгрыша переоделась мусульманкой и молчала.
    • Зигзаг в серии «По законам шариата»: учитель физики принимает за сабж паранджу Леры Прониной. На деле маскировка оказывается вполне убедительной, так план был куда хитрее, чем учителю казалось изначально, потому как под паранджой был твердый хорошист, почти отличник Вайнштейн.
    • Неожиданная аверсия в серии «Хэллоуин для влюблённых». Ученики и педагоги заморочились на такие костюмы, по которым (да ещё в полумраке) реально фиг угадаешь ху из ху. Привело к тому, что Мазуренко не узнала собственного парня, Трофимов признался в любви жене Авдеева, а Авдеев нахамил пассии Трофимова.
  • Нервная гитара — музыкальное сопровождение тяжелых или напряженных моментов в сериале.
  • Не может иметь детей — в серии про возможную беременность Лиды Апраксина призналась, что 20 лет назад сделала аборт, который теперь считает «очень большой ошибкой». С прикрученным фитильком: не факт, что она осталась бесплодной, но похоже, что другого случая стать матерью ей так и не выдалось.
  • Несносный всезнайка — Полина Старостина. Не только всезнайка, но и жестокая, с обостренным чувством справедливости.
    • Ее идейный продолжатель — Ксения Лисицына. Более человечная, хоть и тоже занудная.
    • Так поначалу воспринимался Волков, но позже вышла аверсия: хоть и всезнайка, но жизненный опыт (влюбленность, попадание в непредвиденные ситуации) отучил быть несносным.
  • Неудачная басня — внутримировой пример от Лужиной: «Когда мы с мужем ссорились… — С которым из? — Со вторым. Так вот, когда мы ссорились, на следующий день мы уже обо всем забывали. — Ну да, и развелись в итоге. Хороший пример!»
    • Такой может показаться серия, где Гриндерс притворяется больным, после чего идёт играть в мяч прямо у школы. До этого в другой серии притворяется больным, используя многократно засвеченные методы типа напиться йода, натереть солью подмышки и т. д. В результате мораль вместо «притворяться и лгать — плохо» получается «нельзя хитрить глупо, хитрить надо с умом». С другой стороны — мораль вполне может быть «не будь идиотом и/или слишком самоуверенным».
    • Еще один внутримировой пример — когда Гриндерс пытался отговорить Лисицыну выходить замуж за Волкова (поспорил с Вайнштейном, поставив на то, что они не поженятся). Возможно, могло бы получиться, но аргумент «он такой наивный, его любой первоклашка обдурит» убедил Лисицыну наоборот — что без нее он пропадет и они должны идти по жизни вместе.
  • Неудобная басня — иногда и такое встречается. Потому что при всем осветлении и смягчении реальности все-таки связь с таковой не теряется. Иногда мораль бывает «лгать плохо, но ради любви — иногда можно».
    • Внутримировой пример — Трофимов часто рассуждает таким образом. На уроке по этике он говорит одно, а в реальности делает другое? «А ты не путай уроки с суровой реальностью». Помогает другу притворяться больным? «Иногда лучше притвориться больным, чем потом заболеть по-настоящему». Правда в его случае все оборачивается деконструкцией: «уроки жизни» всегда выходят ему боком и приходится возвращаться к классической басне.
    • Серия о том, как у Рузиной появилась любовь. Мораль: дисциплина — это важно, но ради любви можно и учебный план не подготовить. Впрочем, согласно другой точке зрения, мораль — «все мы люди со своими слабостями, не суди да не судим будешь».
    • В другой серии присутствует мораль «списывать плохо, но если экзамен для галочки, а материал идиотский, то можно».
    • Дедушка Гриндерса рассказывает о своей жизни и о том, как много глупостей делают подростки назло родителям. Все ждут, что сейчас будет правильная мораль о том, как важно слушаться старших или как много проблем из-за того, что дети не думают головой, но… «ни об одной из своих глупостей я не жалею — есть что вспомнить». С другой стороны, этот случай может быть и вполне классической басней: «каждый должен пройти свой путь и прожить свою жизнь, хотя бы с синяками и шишками, а не петь с чужого голоса».
  • Не повезло с ФИО — фамилия Наташи Царёвой по отцу — Хорькова. И она очень этого стесняется.
  • Новеллизация — существует книжная серия «Простые истины» по первому сезону.
  • Обнять и плакать — если подумать, многие персонажи.
    • Карина из первого сезона — правда, тут бонус для современников.
    • Лиза — особенно, когда почувствовала, что влюбилась в Андрея и наблюдала как Алиса вьет из него веревки.
    • Апраксина — не просто никогда замужем не была, но и аборт делала, и ухажеры к другим сбегают, а в серии, где ученики устроили ей бойкот, становится понятно, почему Виноградова ей искренне посочувствовала.
    • Серии про развод Моториной — несмотря на неадекватное поведение учительницы литературы, трудно ей не посочувствовать.
    • Военрук, от которого ушла жена, когда сыну было около года.
    • У Рузиной старая больная мать и, судя по всему, ей даже поплакаться некому.
      • Ужас у холодильника (или необузданная догадка) — когда в последнем сезоне у нее появляется больше свободного времени на свидания и походы в гости, закрадывается подозрение, что мать Рузиной умерла.
  • Один мой друг... Лисицына грамотно избегает разоблачения: в надежде посоветоваться со старшими, стоит ли в 17 лет выходить замуж, она говорит: «Одной моей подруге сделали предложение… она на год меня старше». Видимо еще и потому, что планирует выходить замуж не раньше восемнадцати.
    • В другой серии Калитин пытается узнать рецепт средства от облысения. Для «своего друга».
  • Ой, бл… — такого хватает.
    • Чтобы откосить от контрольной по физике, Гриндерс придумал хитрый план: на урок приходит шестиклассник и говорит, что Гриндерса вызывают к директору. Надо видеть лица шестиклассника и Гриндерса в момент, когда физику заменили историей (которую ведет директор, историк), а малыш, еще не зная об этом, заявляется в класс и говорит: «Егорова срочно вызывают… к директору».
    • Реакция Пушкина на встречу с Комаровым дома у своей девушки. Пушкин до этого соврал директору о больном зубе, чтобы отпроситься на свидание.
  • Он что, стоит у меня за спиной? — постоянно:
    • В одной серии Гриндерс разыгрывал учителей по телефону, не заметив, что завуч подошла к нему со стороны лестницы.
    • В другой серии учитель биологии сетовал на то, какая у них завуч непонятливая и неженственная, сидя спиной к двери. Причём попался так дважды за серию.
    • Ох, не стоило Гриндерсу признаваться, что он стащил задачки у завуча. Во всяком случае на лестничной клетке.
  • О себе в третьем лице — эпизодический персонаж Индира говорит о себе только так.
  • Опосредованная передача ругательств — обычно все очень невинно, даже в одной из серии один персонаж в ответ на предложение сказать «что-нибудь матом» обзывает собеседника дураком. Но в серии «Экстрасенс» недвусмысленно дается понять: — Там написано «великому магу и волшебнику…» и еще кое-что, но маленьким детям нельзя такие слова произносить — «…ты дятел. Знатно я тебя нае… приколол».
    • Остается только предполагать, что в серии «Сектант» Белкин сказал такого Арсению на ухо по поводу того, что у Люси Мазуренко единственное есть хорошего, нажав тем самым на кнопку берсерка парня.
    • В другой серии Калитин говорит про Мазуренко, которую разыграл по телефону: «Я не знал, что она такие слова знает!»
    • Там же — диалог, явно построенный по принципу «якобы без мата»: — «Как дела? — Хреново. — А можно выражаться не так поэтично?» Можно, конечно, предположить, что девушку возмутило слово «хреново», но больше похоже на самоцензуру — слово «хрен» в других сериях произносится совершенно спокойно.
    • Рузина — о шпане, встреченной на остановке: «Один из этих… даже не знаю, как их назвать… с размаху дает своей девушке пощечину. Я, конечно, заступилась. Вы знаете, я такой мат в ответ услышала! Они мне сказали и кто я такая, и даже куда мне идти и что со мной будет, если я не заткнусь».
  • Опошленная ситуация — серия «Захват» ради разрядки заканчивается парочкой веселых диалогов, один из которых такой: «Как Лера распутала веревки, которыми её связал Калитин? [Во время репетиции спектакля] — Да я все его узелки знаю». У испорченных людей, да еще после популяризации «ванильного БДСМ» может возникнуть вопрос, что за узелки такие девушка знает.
    • Серия «Проверка на прочность», где физрук приглашает физика сходить в кино на фильм про любовь, по нынешним меркам тоже жжот.
  • Определённо не для детей — внутримировой пример. Настя хочет посмотреть кино вместе с Наташей, выступающей в роли няни: «Какой твой любимый фильм? — „Криминальное чтиво“. — А разве это детский фильм? — Ну, зато интересный».
  • Отсылка — с чего бы начать?
    • Один из примеров — серия «Хеллоуин для влюбленных»: «— Интересно, как оденется Пушкин [учитель астрономии и физики]? — Наверное, в костюм Гоголя». Это отсылка к анекдотам Натальи Доброхотовой-Майковой и Владимира Пятницкого из «Весёлых ребят» (а не Хармса), многие из которых начинаются «Однажды Гоголь переоделся Пушкиным», а один анекдот — самодеконструкция: «Однажды Пушкин переоделся Гоголем… тьфу, … мать!»
    • В другой серии отличника пытаются «развести» на помощь творческому коллективу: «Ты не понял? Они называют тебя бездарным!» Не подействовало. «Пиратской копией Эйнштейна». Тоже не подействовало. И так далее и так далее… «И инфантильным интровертом». Дальнейшее становится похоже на «так они называли меня червяком?»
    • В серии «Джентльмены» явная отсылка на «Аристократку» Зощенко: «Я ей сдуру предложил десерт, так она как начала заказывать, я понял, что с рестораном не расплачусь».
    • Названия серий часто отсылают к названиям и цитатам из классических и современных произведений: «Друг мой Федя», «Возьмемся за руки», «Тайны мадридского двора», «Отроки во Вселенной», «Танцы Плюс» и т. д.
  • Пандемия — в 270 серии все дружно заболели гриппом. И если проблемы были только в этом…
  • Парадокс славы — влюбившаяся в директора мама Люси Мазуренко подсвечивает в разговоре с подругой: «Похож на артиста Невзорова». Который эту роль и играет.
    • В серии «Все звезды» персонаж-учитель ОБЖ является автором песен, которые написал Валерий Афанасьев — актер, который этого персонажа играет.
  • Пересластить пилюлю — справедливости ради, только в поздних сезонах, когда сериал начал косить под «Элен и ребят»: посиделки в кафе и дома, закрытый мир, боги из машин. В первых сезонах был куда более социально острым: поднимались проблемы наркомании, адаптации бывшего заключенного, буллинг, подставы коллег и т. д.
  • Переосмыслить с возрастом — в детстве и юности ровесники автора статьи смотрели и смеялись над проделками учеников и ненавидели «борцов за нравственность» в лице Апраксиной и ее идейного продолжателя Рузиной. В более зрелом возрасте приходит понимание того, что работники школы если и не во всем были правы, то не все так однозначно в конфликте отцов… то есть, учителей и детей (за пруфами — на Кинопоиск и Кино-Театр.ру: пруфы в виде комментариев).
    • В одной из ранних серий Апраксина подсвечивает: «Я их, может быть, знаю лучше, чем они сами себя знают. Сколько лет работаю в школе, до сих пор звонят бывшие ученики: „Спасибо, Нина Андреевна, как вы были правы тогда“».
  • Повар-катастрофа — мужская часть семейства Вайнштейнов.
    • Вишневская тоже. В одной серии даже гордится этим — мол, не тратит время на ерунду.
  • Поджог, убийство и переход на красный свет:
    • Гриндерс по поводу мнимого помешательства Вайнштейна: «Может, у него маниакальные идеи, может, он изувечить кого-нибудь хочет, может, он хочет мои гриндерсы украсть!»
  • Получилось не смешно — внутримировой пример: шутки Гриндерса, когда он перегибает палку. Авторы и не считают идиотские розыгрыши смешными, а вот персонажи регулярно спрашивают: «Что за фигня, герой?»
    • Шутки и авантюры Вайнштейна — туда же. Из-за интеллекта и писательской фантазии при низком уровне эмпатии имеют даже более непредсказуемые последствия, чем проделки Гриндерса.
    • Серия «Пиковый интерес», где школьники возомнили себя арт-провокаторами, подсвечивает: школьникам их хулиганства кажутся милой забавой, которая нервы щекочет (надо признать, в сидении в кресле на парте с книжкой Кафки что-то есть), но эти «милые забавы» срывают уроки, грозят порчей школьного имущества и проблемами учителей с администрацией.
  • Получился мерзавец:
    • Алишеров. Заявлен как художник и поэт с тонкой душевной организацией, не от мира сего, добрый лох, вызывающий сочувствие тем, что идёт на поводу у стервы, трогательно пишет ей стихи, позволяет вытирать об себя ноги и заявляет, что его это устраивает. Но противно далеко не это. Товарищи сценаристы, вы уверены, что мы, зрители, будем сочувствовать «несчастному влюбленному поэту», который ради прихоти «любимой» готов подставить товарищей, если ей захотелось кому-то отомстить, взломать сайт и разместить там компромат на женщину (хотя вроде как персонаж уважает женщин, интеллигентный-воспитанный-и всё такое), которая, на минуточку, ничего ему не сделала, словом, готового на любую мерзость якобы ради любви, кроме «любимой» ни во что не ставящего любую другую человеческую жизнь? В последней серии становится ясно, что он просто тащился от самого факта влюбленности и романтизма ситуации (от самого себя, то бишь), да и до этого несколько раз кидал ту самую любимую ради самоутверждения. Тоже не слишком приятный штрих. Возможно, объясняется множеством трещин в сюжете и ляпов из-за большого количества сценаристов. А может быть намеренная деконструкция образа. Словом, вышел именно сабж.
    • Алиса Аржанова — сюда же. Авторы сериала считают её эдакой помесью Ларисы Огудаловой и Бланш Дюбуа: несчастной девушкой с постоянными исканиями, яркими эмоциями, артистичной натурой, которую никто не понимает. На деле выходит взбалмошная истеричка, доводящая до ручки всех в радиусе метра, начиная с парня (его при случае может попытаться променять на более богатого) и близкой подруги (которая на деле — бесплатный психолог, сестра, мама и запасные очки) и заканчивая одноклассниками. Короче говоря, все ей должны, а она — никому.
    • Дочка секретарши Настя. Вроде как должна изображать милое дитя для пущей няшности и разрядки смехом. На деле получился классический избалованный ребёнок, ведёт она себя как мелкая авантюристка, шантажистка и вымогательница. Правда, с прикрученным фитильком — в ранних сезонах действительно милая девочка, а дальше — типичный подросток. Да и в целом на добрые поступки способна.
    • С таким же фитильком — учительница литературы Евгения Николаевна: в целом неплохой и даже добрый человек, но в некоторых сериях скатывается в сабж (возможно, по причине разрозненности сценаристов) — то из-за головной боли на всех кидается, то вымещает досаду от племянника на военруке, а персонажами оправдывается.
  • Посадили в автобус — очень многих учителей и учеников.
    • Маркелова Вера — первая учительница английского. Уволилась, порекомендовав нанять свою подругу и однокурсницу Маргариту Виноградову.
    • Нина Андреевна Апраксина — какое-то время появлялась с новым завучем, потом исчезла. С точки зрения Ватсона можно предположить, что она вышла замуж за первого психолога и они вместе ушли из школы.
    • Первая учительница химии Смирнова и ее сын — уехали в Америку к отцу.
    • Дима Карпов из «10 Б». Объяснено тем, что отец — журналист и вынужден переехать вместе с семьей.
    • Лида Иванова — уехала в Австралию, некрасиво расставшись с женихом (впрочем, кончилось все хорошо).
    • Дима Князев — этот персонаж появился так, как будто был всегда, и исчез, словно его никогда не было.
    • Матвей Сосновский — аналогично примеру выше.
    • Сестра-близняшка Кати Трофимовой — то же самое.
    • Ради шутки это чуть было не случилось с Гриндерсом в буквальном смысле (ну, почти — в поезд). А не надо было трепать языком — мол, «в Североморск уезжаю», чтобы отмазаться от просьб друзей. Хотели проучить. Проучили так, что сами испугались.
  • Постоянная шутка — Калитин постоянно пытается сводить Пронину куда-нибудь потусоваться, но в последний момент все срывается. Иногда, впрочем, затея удается.
    • Поначалу кажется, что актер, играющий разных чиновников — жанровая условность. Но это один и тот же человек (то сами ли авторы сериала этот прием выстебали, то ли превратили в багофичу — неизвестно), учителя откровенно подшучивают: «Наш старый знакомый получил новую должность».
  • Потрясающий повар — в отличие от Вайнштейнов, мужская часть семейства Егоровых отлично готовит, а женщинам вообще запрещают готовить (считают это занятие опасным). Внезапно, Гриндерс тоже отлично готовит, просто об этом никто раньше не знал.
    • И Наташа Царёва.
    • Секретарь Тамара Ивановна.
  • Презренный Джа-Джа — некоторые персонажи имеют такую репутацию. Особенно Бакланов. Достаточно почитать комментарии к сериям, где самый безобидный по отношению к нему: «Бесит жадная свинья».
    • Анна Марковна Лужина — туда же: повёрнута на идее найти нового мужа, лезет с советами там, где её не просят, сплетничает и т. д.
  • Приняли за гея — именно в таком направлении успел надумать ОБЖ-шник, нечаянно подслушав, что сугубо положительный отличник Волков признаётся в любви и открыто предлагает интим. Расслабьтесь — это он говорил своей девушке, но что ещё мог подумать отец, услышав такое в собственной квартире в комнате своего сына?
  • Проверка на вшивость — Весьма мягкий, но характерный вариант: вроде бы честная, правильная и рациональная отличница Лисицына загадывает, что если такой же рациональный Волков в ночь свидания не будет вести себя как типичный влюбленный (путаться в словах), а будет таким же сухим и трезвым как всегда, значит, у них настоящей любви нет и им придется расстаться. Волков проверку проходит, хоть и не понимает, когда и каким образом.
    • Серия о контрольной по химии — ученики задумали проверить, берет ли Вишневская взятки. Но что-то пошло не так.
    • В другой серии Гриндерс распустил слух о своем богатстве: хотел проверить, испортят ли деньги дружбу и вообще — кто ему друг, а кто «так». Допроверялся до ссор и скандалов.
  • Профи с причудами — Гриндерс, тролль и не очень усердный ученик, вообще-то, хороший ди-джей, другими талантами (например, к готовке) тоже не обделен.
  • ПТСР — аверсия. Оно же — Ангст? Какой ангст? — по какой-то причине захват школы прошёл для учеников без последствий. Возможно, это объясняется тем, что никого не убили и даже не покалечили, но все равно выглядит по меньшей мере странно, что после этого школьники учатся как ни в чем не бывало.
    • Возможный обоснуй — школьный психолог хорошо работает.
  • Разрушение четвертой стены — шутки ради, когда в серии «Шоу Петровича» Вайнштейн и Егоров ищут скрытую камеру, где за ними наблюдает Калитин. Не находят, но зато смотрят в камеру прямо на зрителя.
  • Роман декабря с декабрём — Рузина и Иван. Временами с трогательной подсветкой, что собственных детей у них никогда не будет, но друг друга родственные души нашли.
  • Роман мая с декабрём — аверсия шутки ради: Гриндерс был сильно удивлен, что интернет-возлюбленной является ни кто иной, как завуч. Впрочем, в конце серии задумывается: «Она ведь говорила по-нашему… а в ней правда есть что-то загадочное».
    • В другой серии за Люсей Мазуренко ухаживал пожилой богач. До определенного момента ее все устраивало, пока не выяснилось, что поклонник несколько навязчивый.
  • Роман с Дуней Кулаковой — сексуальная тематика в сериале минимизирована, но в серии «Неограниченный доступ» явно подразумевается, что распечатки с эротических сайтов нужны парням не только для того, чтобы ими любоваться.
  • Романтика в узком кругу — к концу сериала из 13 постоянных персонажей, учеников 11-Б, 10 состоят в отношениях друг с другом.
    • На самом деле многие из этих пар пришли в класс позже остальных персонажей, так что вполне возможен такой расклад. Куда более странно выглядит то, что к концу сериала из поля зрения пропали учителя младших классов, а также младшеклассники и ученики параллельных классов.
  • Рыльце в пуху — возможно, присутствует в серии «Шоу Петровича»: если Рузина не смотрела «реалити-шоу» ребят, она никаких шуток в свой адрес от учителей и не слышала, а если смотрела (что противоречит ее моральным принципам), ей придется это скрывать и уж точно делать замечание она никому не имеет права.
  • Сапожник без сапог — психолог. С регулярными подсветками: помочь другим-то он очень даже способен, но при этом из тех самых «одиноких психологов». В серии «Клуб одиноких волков» объясняется, что именно поэтому и стал психологом — надеясь помочь и себе и другим.
  • Скрытая реклама — Максим Егоров любит ботинки «Гриндерс», из-за чего получил соответствующую кличку. Впрочем, смотрится органично: во-первых, многие подростки действительно помешаны на крутизне и моде, во-вторых, намекается, что кличка ему не так уж и нравится.
    • А также ученики читают журнал «Cool», едят орешки «Движ’Ок» и т. д. Учитывая, что многих брендов уже не существует, смотрится как бонус для современников, что даже любопытно.
  • Самосбывающееся пророчество — игра со штампом: в серии про «ясновидение» Волкова. Пытаясь отделаться общими словами от любопытных товарищей, он невольно делает так, что эти его «пророчества» сбываются. Еще веселее от самой затеи: задумывалось все обставить так, чтобы Лисицына поверила в то, что ее парень (Волков) может предвидеть будущее, в котором они поженятся, и друзья хотели по факту создать сабж.
    • Самая хохма — эпизод, когда Волков пытался отмазаться от вопросов физрука. Как сборная России сыграет с Грузией? «Матч непростой, судья останавливает игру, финала не вижу — всё в темноте». Те телезрители, которые следили за игрой сборной, уже покатывались о смеху, зная, что матч не будет доигран из-за выключения электричества.
  • Светлее и мягче — «10 Б», ставший новым «11-й Б» с серьезными проблемами почти не сталкивается или проблемы показаны шутки ради. Даже затронутые темы о наркомании оказываются ложной тревогой.
  • Снежная королева оттаяла — игра со штампом: коза с золотым сердцем Люся Мазуренко продолжает козлить и после того как встретила Арсения (и то больше по привычке, по-видимому), но уже в меньшей степени и такого отторжения её выходки не вызывают. Наоборот — веселят. По крайней мере персонажей.
    • Завуч ранних сезонов Апраксина, когда встретила психолога. Ещё лучше это видно в серии, где она берёт себе щенка.
    • Завуч последующих сезонов Рузина — после того, как за ней начал ухаживать Иван.
    • Лисицына тоже подходит.
  • Странности в первой части — даже с учетом того, что у сериала много сценаристов и часто в историях персонажей появляются мелкие ляпы и несоответствия, Апраксина в первых нескольких сериях — стервозная интриганка (пусть и со стандартами: все для родной школы, несмотря ни на что), самооправдывающаяся тем, что «легко быть чистенькими, когда всю грязную работу делают такие как я», в последующих сериях завуч уже просто строгая, часто чересчур, но справедливая.
    • В первых сериях физрук мечтает носить красивые деловые костюмы и работать в банке. В поздних сериях он же заявляет, что терпеть не может костюмы, а галстуки вообще считает удавками.
    • Уборщица баба Аня поначалу зовется Анной Сергеевной, затем становится Анной Фёдоровной.
    • Не менее эпично: художник в университете в первом сезоне стал школьным психологом в последующих.
    • Анастасия Панченко, сыгравшая Леру Пронину, мелькает как минимум в одном эпизоде в сезоне 10 «А» явно не в виде случайно зашедшей в школу по или каким-то другим делам.
  • Страхи взрослого человека — серия «Кошмар» вся об этом: ребята думают, что Фредди Крюгер — это страшно? А как насчет страшных снов директора, в которых учителя уходят из-за отсутствия зарплаты? Или даже забавный кошмар чиновника от образования о понижении должности и работе в школе с настоящими детьми?
    • Ребята, чтобы отвлечь секретаря (чтобы списать сочинение из архива, воспользоваться школьным Интернетом и т. д.) постоянно эксплуатируют ее страхи за дочь. Гадко, но реалистично.
  • Трикстер — Гриндерс.
    • Мазуренко тоже подходит. В некоторых сериях это особенно заметно, когда она троллит товарищей не столько ради выгоды, сколько ради самого процесса («Мистические сеансы» к примеру) и проверки на вшивость.
  • Убойный лимонад — шутки ради в сериях, где герои сидят в кафе и либо вынуждены пить много газировки (как в серии «Любители футбола»), либо в шутку говорят: «Я в кафе, на дне стакана» (как Данила Вайнштейн в серии «Добрая подружка для всех»).
    • В серии «Захват» — то ли инверсия, то ли зигзаг: террористы думают, что порошок, который Волков таскает с собой — то ли спайсуха, то ли кокаин, а на деле едучие специи, которые при попадании на слизистую оболочку носа вызывают сильное раздражение и последующую головную боль.
  • Умереть может каждый — сеттинг вроде бы реалистичный, но до серии «Призрак Гриндерса» таких вопросов вообще не поднималось. А тут вдруг приходит Вайнштейн и говорит, что Гриндерса машина сбила насмерть. На самом деле это они вдвоем устроили психологический эксперимент: как относятся к живому человеку и как, когда узнают, что человека не стало. Еще и ложная мистика прибавилась: злую шутку раскусили и все в классе стали притворяться, что Гриндерса не видят, так что он поначалу поверил, что умер и стал призраком.
    • В серии «Захват» рисковали все, но особенно Руслан Алишеров — к его голове уже был приставлен автомат. С прикрученным фитильком, ибо выжил, да и террористы, возможно, не собирались никого убивать.
  • Уровень связности серий — номер 5: общий сюжет есть, не только школьный, герои нередко вспоминают, что было много серий назад, но из-за большого количества сценаристов существуют дыры в сюжете и не всегда сохраняются характеры персонажей. К примеру, в одной серии Волков — воинствующий вегетарианец, в одной из поздних серий с удовольствием ест «такую курицу».
    • По поводу Волкова слабый, но имеющий право на жизнь обоснуй: во всем, что не касается точных наук, Волков крайне внушаемый человек, что подтверждается сериями, в которых его легко разводят по принципу «не отрываться от коллектива».
  • Уроки французского — в одной серии старшеклассник начал признаваться в любви двум молодым учительницам. В конце концов одна из них задержала его после уроков для серьёзного разговора и сказала, что он тоже ей нравится, но… Как взрослые люди, они должны будут пожениться. После чего он должен будет устроиться на работу, чтобы содержать семью. И ещё ему нужно будет усыновить её ребёнка... В общем, парень быстро понял, что лучше будет просто гулять под луной с ровесницами. Тем более, что это женщины его так проучили, догадавшись, что парень надеялся таким образом на пятёрки по их предметам.
    • Князев был влюблен в учительницу химии.
    • Селиверстова влюбилась в Пушкина. Непонятно, избавилась она от этого чувства или просто научилась скрывать. В одной серии было показано, что разлюбила, но потом все равно продолжала строить глазки какое-то время.
  • Учитель-моралист — случается с завучем Апраксиной, у которой, впрочем, в обоих классах есть ученицы-единомышленницы (Старостина и Лисицына). Правда, когда Лисицына поделилась с ней намерением завести тетрадку с наблюдениями, кто из одноклассников чем провинился и от кого что можно ожидать, Апраксина сказала, что это чересчур.
    • А вот пришедшая на смену Рузина — уже с большим фитильком, особенно под конец сериала, когда начала строить отношения. А то и вовсе другой троп.
  • Форсированный метод Станиславского — «Гриндерс» никак не может убедительно сыграть Гамлета. Что для этого нужно? Правильно — по-настоящему его расстроить и разочаровать в отношениях с девушкой, в которую он и так невзаимно (на момент серии) влюблен. В конце, впрочем, после спектакля перед ним все извинились, а девушка пригласила на свидание.
  • Хочу, чтобы любимый был счастлив — Алишеров понимает, что Мазуренко действительно любит Арсения. В последней серии прямо признает, что все понимает и рад сложившейся ситуации.
    • Белкин не препятствовал отношениям Лисицыной и Волкова, хотя явно грустил, что не нравится ей. Но когда представился шанс ее вернуть, ничего делать не стал: «Когда ей хорошо, то и мне хорошо».
  • Хорошие родители — с поправкой на вполне простительных «тараканов» — все показанные родители школьников.
  • Хуже, чем ужасно — о грядущей переаттестации: «Вот бывает плохо, бывает очень плохо, бывает ужасно, а бывает Суховерхов». Речь про въедливого автора методического пособия, который требует знать свой материал наизусть.
  • Хуцпа — фирменный стиль Анны Марковны. В отдельных сериях и школьники в таком замечены.
    • Бакланов ни в чем ей не уступает.
  • Человек слова — Волков. До такой степени верный своему слову, что это приводит к дурацким ситуациям. Одноклассник даже смеется над этим: «Прямо рассказ Гайдара о пионере-герое. Слово надо держать в серьезных вещах».
  • Это часть представления — в серии «Захват» ребята поначалу подумали, что ворвавшиеся в класс террористы — друзья, решившие их разыграть и поимпровизировать.
  • Эффект голубого щенка — фраза Калитина «давайте переспим с этой мыслью».
    • И Гриндерса в серии «Я вам пишу»: «Кончу, когда сам решу» (в ответ на попытку урезонить: «Кончай давай»). Учитывая, что снят сериал не так давно (1999—2003), возможна намеренная игра с тропом.
  • Язвительный насмешник — много кто: Цыбин, Гриндерс, физрук, Вайнштейн.
  • Я не добрый — Люся мотивирует свои добрые поступки примерно так: боится, что ее имидж стервы пострадает и ее добротой начнут пользоваться.
  • Я этого не ем — физрук ненавидит куриный бульон. Мало того — коллега-соседка пичкает его какой-то особенной «целебной» модификацией.