Прощай, Алиса

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Прощай, Алиса,
Погасли звёзды,
И глядит в окно
Взрослой жизни первый твой рассвет.
»
— Андрей Державин, «Не плачь, Алиса»
« Now it's time to say goodbye
To the things we loved
And the innocence of youth...
How the time seemed to fly
From our carefree lives
And the solitude and peace we always knew
»
— Джефф и Кейси Ли Уильямс, «Time to Say Goodbye»

(link)

Андрей Державин, «Не плачь, Алиса»

Люди взрослеют. Люди меняются. Даже родителям трудно принять неизбежное взросление собственных детей, а уж для поклонников художественных произведений, которые успели для себя сложить в голове цельный образ любимого персонажа, тем труднее смириться с задуманной автором возрастной трансформацией героя/героини в нечто, совсем не укладывающееся в их представления.

«Прощай, Алиса» — это ситуация, когда повзрослевший персонаж резко меняет свои обычные привычки и характер, вызывая шок у аудитории. В зависимости от уровня мастерства автора это может оказаться как логичным развитием персонажа, так и неприемлемым авторским произволом в отношении любимого многими героя.

Самая радикальная «Алиса» — Герой-перерожденец.

Примеры[править]

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • «Евгений Онегин» — «Ужель та самая Татьяна…» Пополам с тропом «изменился за лето».
  • «Война и мир» — Наташа Ростова. Учитывая, гмм, специфические взгляды Толстого на отношения полов, многие вполне обоснованно сочли это авторским произволом.
  • И. А. Гончаров, «Обыкновенная история» — мужской вариант с ГГ и, как выяснилось, его дядей. Знают именно за это.
  • Лев Кассиль, «Кондуит и Швамбрания» — книга кончается прощанием с детством, вымышленную страну Швамбранию (вернее, то место, где в неё играли) разбирают на дрова по инициативе самих «швамбран».
  • Сказки о Волшебной стране — педаль настолько в асфальт, что троп сломался и получилась аверсия: Элли настолько изменилась с возрастом, что просто самоустранилась от приключений, передав дела младшей сестре.
  • «Хроники странного королевства»: изменения, произошедшие с юным магом Мафеем после убийства Оливии, подсвечивают и Ольга, и сам Мафей («Что вы все так на меня смотрите, будто я тяжело болен?!»). И только Элмар, напротив, порадовался, что его маленький кузен стал превращаться в мужчину…
  • Рассказы Кира Булычёва про Алису Селезнёву: в ранних книгах Алиса показана импульсивной и энергичной девочкой, готовой в любой момент пойти на какую-нибудь авантюру, в поздних произведениях она предстаёт рассудительным скептиком. Вероятно, сказались взросление Алисы и необходимость противопоставлять её другим персонажам. Впрочем, не надо забывать, что она осталась космическим авантюристом и сорвиголовой даже по меркам конца двадцать первого века, и продолжает нешутейно рисковать жизнью ради удовлетворения любопытства и борьбы за справедливость.
    • Тут ещё от окружения зависит. Если Алиса — единственный ребенок среди взрослых, она, понятно, будет генератором движухи. Но если в сюжете присутствует Пашка Гераскин, у которого башни нет как класса — на фоне своего друга Алиса как раз оказывается спокойной и рассудительной.
      • Не стоит забывать, что у автора имеется реальная дочь Алиса, которой изначально персонаж и посвящён. Логично, что с взрослением дочери менялся и сам персонаж.
        • Дочь Булычёва с его персонажем соотносится не как прототип с производным образом, а как слушатель и ролевая модель. Булычёв сам говорил, что его дочь на Алису ничуть не похожа, общего у них только имя.
  • «Приключения Эраста Фандорина» — главный герой; пожалуй, больше всего на него повлияла гибель возлюбленной, а впоследствии также обучение искусству «крадущихся» в Японии.
  • Агния Барто, «Как Вовка взрослым стал».
  • Сварог — с определённой подсветкой: трансформация ГГ из приключенца в искусного государя и героя-прагматика.
  • Владимир Сорокин, «Настя». Поедание 16 летней дочери, зажаренной заживо в печи, считается аллюзией на взросление, ведь не зря девушку приготовили именно в её шестнадцатый день рождения.

На других языках[править]

  • Мушкетёрская трилогия Александра Дюма: д’Артаньян с самого начала не был ребёнком. Но взрослеть всё равно пришлось.
  • В дилогии об Алисе Льюиса Кэрролла тема взросления подана косвенно и завуалированно, но подана. Особенно отличился момент во второй книге, где Алиса-пешка прощалась с Белым Рыцарем (в образе которого, по общепринятому мнению исследователей, автор изобразил себя), прежде чем перейти на последнюю горизонталь и стать королевой. «Как увидишь, что я доехал до поворота, махни мне платком. А то я боюсь совсем упасть… духом». Ну а поскольку чудесный сон маленькой девочки — тема благодатная для данного тропа, в некоторых адаптациях могут подавать его и более буквально.
    • В [Алисе в зазеркалье], в музыкальной версии сказки, в конце есть даже целая песня о том, что это был всего лишь сон и так не хочется просыпаться.
  • Джеймс Барри, «Питер Пэн» — все дети из Нетландии, кроме самого Питера.
    • Венди повзрослела, Питер — нет. И при их новой встрече были слёзы…
  • «Винни Пух»: последняя глава, о том, как куда-то пропал Кристофер Робин — вся об этом.
  • Оскар Уайльд, «Портрет Дориана Грея».
  • «Убить пересмешника» и «Пойди поставь сторожа» Харпер Ли — инверсия: повзрослевшая Скаут не очень изменилась — но у неё открылись глаза на своего отца. Аттикус Финч оказался расистом.
  • Сомерсет Моэм, «Луна и грош»: честный биржевой маклер Стрикленд бросает скучную налаженную жизнь ради живописи и становится гениальным художником, но как человек катится по наклонной. Прототипом послужил Поль Гоген.
  • Муми-тролли: скорее видно на книгах в целом, чем на отдельных персонажах, но и на персонажах тоже. Муми-тролль, вначале — любопытный ребёнок, ищущий приключений с друзьями, хоть иногда уходящий в лирические переживания, в книге «Папа и море» предстаёт замкнутым в себе, в своей депрессии, не знающий куда приткнуться. В «Волшебной зиме» это ещё только намечается, когда он случайно оказывается в одиночестве в чуждом мире.
    • «Волшебная Зима» лично мне вообще кажется рассказом Туу-Тикки (в третьем лице), которая (для меня) там выступает в роли девочки-подростка, как Венди для Питера Пена. Вроде бы ещё ребёнок и понимает весь этот сказочный мир как себя, но сама уже живёт снаружи, в сказку приходит в гости, и сказочному миру уже не понять и не догнать её. Тоскливое прощание с детством, последняя зима уже-не-девочки с Мумми-Троллями.
    • Сильнее всего чувство изменения и прощания становится «В конце ноября». В ней нет мумми-троллей. Они уехали из своего дома в долине, а несколько собравшихся в ней странников — мюмла, хомса, хемуль, филифьонка — ждут их всю книгу. Конец у книги открыт. Больше о мумми-троллях Туве не писала никогда.
  • «Гарри Поттер»: в какой-то мере сам Гарри, превращающийся на протяжении цикла из доброго наивного малыша в невротичного подростка, а потом в жёсткого лидера.
    • Гарри полноценным лидером так и не стал, чуть наивности растерял, да и то не так уж и изменился (помимо нервов и депрессии), а вот смешной пухляш Невилл повзрослел, стал настоящим лидером школьного сопротивления, а в фильме еще и накачанным красавцем…
    • В пьесе «Гарри Поттер и проклятое дитя» же Гарри вырос в свою… ну, не то чтобы полную противоположность. Но стал сложнее, начал хуже себя контролировать, с сыном ведёт себя не вполне правильно, чем создаёт проблемы на пустом месте, а также усугубляет те, которые и так есть.
    • Будь Гарри настолько лабильным в пору своей юности, в дни своего противостояния Тёмному лорду — пожалуй, не факт, что смог бы этого Лорда победить.
    • Веди себя взрослый Гарри, именно в роли отца, чуть поумнее — возможно, злодейка не сумела бы с такой лёгкостью спровоцировать Альбуса (сына Гарри, прирождённого лидера) и Скорпиуса (сына Драко Малфоя) на авантюры, выгодные только лично ей и — потенциально — Силам Зла, которым она с наслаждением служит.
      • Гермиона сильно изменилась за лето…
  • Редьярд Киплинг. «Маугли».
  • «Хроники Нарнии» — Сьюзен Пэвенси.
  • Джонатан Страуд «Трилогия Бартимеуса»: на протяжении всей трилогии Натаниэль взрослея превращается из ребёнка-идеалиста в циничного и самовлюблённого козла. В конце последней книги, правда, совершает поворот направо кругом, правда слишком поздно.
  • ПЛиО: все младшие Старки. Санса становится интриганкой, Арья — наёмной убийцей, Робб — трупом, Бран — вообще чем-то не от мира сего, Джон — сначала боевым офицером, потом гроссмейстером военного ордена со всей ответственностью, прилагающейся к должности, а потом и вовсе погиб (а может быть, и нет). А такие были милые детишки…
  • Артемис Фаул. Малолетний гений-преступник превращается чуть ли не в ангела во плоти, хоть и с психическими проблемами.
  • «Человек, который смеялся» — педаль в пол. У автора появилась личная жизнь, и местной детворе пора прощаться с его героем. Все рыдают, всем спасибо за внимание, все свободны.
  • «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесса. Герой, редкостный отморозок и беспредельщик, заканчивает книгу именно потому, что чувствует конец своей бандитско-бунтарской юности.
  • Филип Пулман «Салли Локхарт» — между второй и третьей книгой заглавная героиня из девчонки-сорвиголовы превращается в респектабельного предпринимателя.
  • Он же, «Тёмные начала» — в первом томе пацанка Лира с пренебрежением смотрит на женщин-учёных и впечатляется только при виде загадочной и элегантной миссис Колтер, которая на человека из академической среды никак не похожа. Вернувшись после всех приключений в Иорданский колледж, Лира вдруг обнаруживает, что некогда скучная Ханна Рельф из Колледжа Святой Софии — интересная и умная женщина, а её собственное время лазить по крышам давно прошло.
    • Однако педаль в пол давит вторая трилогия, где Лира, так и не оправившись от произошедшего с ней на пороге юности, выросла в циничную и сомневающуюся молодую женщину, которая не смирилась с утратой Уилла и рассорилась с Пантелеймоном, в итоге сбежавшим от неё как раз по причине тропа.
  • Арчибальд Кронин, «Песенка в шесть пенсов и карман пшеницы» — между двумя частями романа проходит 12-13 лет, и протагонист Лоуренс Кэррол в первой и во второй части дилогии ведёт себя настолько по-разному, словно это два разных человека, которым нечего сказать друг другу. Между ласковым, мечтательным, робким мальчуганом, которой не смеет сказать девочке, что она ему нравится, и циничным жуликоватым бабником, путём нахального обмана заполучившим должность врача в швейцарском тубдиспансере и меняющим женщин, как перчатки — пропасть.
  • Роберт Сальваторе «Забытые Королевства». Дризт До’Урден собственной персоной. Потребовалась почти сотня лет, несколько глобальных магических катаклизмов, пара много поменявших арок и фактическое перерождение, чтобы наивный дроу-идеалист превратился в нейтрально-доброго воителя.
  • Лолита же — в последний визит к ней Гумберта светлый образ её оказался ей полностью разрушен.

Театр[править]

  • Монолог Шарманщика из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» (1976 г.) Алексея Рыбникова: «Куда подевался мальчик, которым я был когда-то? / Скажите, долгая старость — награда или расплата?..»
  • «Мелькор» Веры Трофимовой — ария Саурона («Гудит набат, хрипит труба…»). В частности, строка «Прости, учитель, мальчик повзрослел!», обозначающая становление будущего Тёмного Властелина как брутального и безжалостного варлорда.
  • «Последнее испытание»" — тропу посвящена «Колыбельная» и, частично, «Кошмары». Карамон не может поверить, как хилый мальчик, которого он не раз спасал от травли, стал искусным манипулятором и могучим волшебником, которого побаиваются даже другие чёрные маги.

Кино[править]

  • «Звездные войны» — приквелы в какой-то мере представляют инверсию этого тропа. Для зрителей было весьма неожиданно увидеть будущего Дарта Вейдера славным, открытым и бойким мальчуганом, хотя и с не очень легким характером. И переходный возраст близко, и детство трудное, что вы хотите.
    • В сиквелах чистый троп отыгрывает Люк. Вместо немного романтичного, самоотверженного и доброго молодого человека — усталый, старый мрачный скептик.
  • «Прощай, Кристофер Робин» — про повзрослевшего мальчика из Винни-Пуха.
  • «Что случилось с крошкой Джейн?» — инверсия. Джейн Хадсон на момент событий фильма — старая, опустившаяся, уродливая, полусумасшедшая алкоголичка, но в детстве была знаменитой актрисой и до сих пор живёт этими воспоминаниями и стремится вернуть славу, которая была у неё в детстве.
  • «Алиса в Стране чудес» Тима Бёртона: в финале романтичная Алиса превращается в расчётливую и самостоятельную бизнесвумен, имеющую деловые интересы аж в Китае. Учитывая, чем именно известна торговля Англии и Китая, становится даже жутко.
    • Зигзаг в сиквеле: отважная капитанша Алиса опять пасует перед жизненными трудностями и сбегает в волшебную страну решать проблемы с депрессией чокнутого Шляпника.
  • «Тайна Снежной королевы» — попытка необычного применения тропа. Если у Андерсена Кай и Герда — дети, то здесь это подростки «переходного возраста»; их детство не показано, но подразумевается, что к моменту сказочных событий у них как раз идёт взросление и перемена характера. Это даже подчёркивается в одной из песен («Когда повзрослеешь, становится страшно…»). Насколько удачной получилась попытка — очень, очень отдельный вопрос.
  • «Покровские ворота» (фильм и первоначальная пьеса) — главгерой в 1980-х вспоминает свои беззаботные 1950-е. Также ближе к финалу напрямую озвучивается скорое «Прощай, Алиса» для главного героя.
    • Необузданные догадки/Кастинг-агентство «WTF?»/Ужас у холодильника: по прошествии тридцати лет после съёмок фильма Олег Меньшиков (исполнитель роли Костика) выглядит куда как презентабельнее, чем «Костик тридцать лет спустя» в исполнении Михаила Козакова. Это что же, намёк на то, что властная Рита (подсвечено: Костик просит не называть её Маргаритой, чтоб не возникало параллелей с соседкой Маргаритой Павловной) полностью подчинила харизматичного Костика и превратила в унылого, лысого, молчаливого жлоба на «жигулях», Льва Евгеньевича v2.0? (В оригинальной пьесе, впрочем, невесту зовут вовсе не Ритой, так что параллелей не возникает.)
  • «Город грехов 2» — Нэнси Каллахэн. Из милой, благовоспитанной, невинной школьницы — в боевитую стриптизёршу, манипуляторшу и интриганку.
  • С уклоном в юмор наш вариант из старого «Мистера Икс». Вспоминаем беседу между хозяйкой и Пеликаном про поросёночка и того «Что выросло, то выросло».

Телесериалы[править]

  • «Папины дочки» — на протяжении сериала девочки взрослеют и постепенно всё дальше уходят от своих привычных образов. Даже Пуговка научилась ухаживать за братиком Сашенькой — варить кашу, понимать, когда нужно менять памперс и петь колыбельную: «Я ему вторая мама, а иногда и папа».
  • «Сваты» — Евгения Ковалёва, когда подросла.
  • «Skins» — последний 7-й сезон показал основных персонажей сериала во взрослой жизни, и их образы предстали совсем не такими, как в первых сезонах.
  • «Конмэн» — Тиффани. В юном возрасте сыграла в сериале «Спектр» наследницу престола, и ранняя слава не пошла ей на пользу: спустя 10 лет она превратилась в распутную девушку, имеющую зависимости и проблемы с законом. Иногда ей хочется, чтобы можно было просто нажать кнопку на пульте и снова стать робкой девочкой, получившей свою первую роль. «Трудно стать кем ты хочешь, когда уже стала такой, какая ты есть…» «Сотри предрассудки и придай волосам упругость и блеск…» — пьяная Тиффани читает этикетку на флаконе шампуня.
  • «Коломбо» — лейтенант в первой (пилотной) серии 1968 года настолько разительно отличается от себя же в последующих эпизодах, что многие считают это странностью в первой части. А что случилось-то? Ничего не случилось. Просто молодой человек стал человеком зрелым, а новый плащ — старым.
  • «C.S.I. Место преступления» — судмедэксперт Гилберт Гриссом в первых эпизодах показан общительным, эксцентричным, остроумным и гиперактивным человеком со множеством социальных связей и склонностью к лёгкому флирту чуть ли не с каждой более или менее симпатичной женщиной, однако уже со второго сезона и далее он стал интеллектуалом-затворником с чертами синдрома Аспергера. Впрочем, изменения личности имеют обоснование: они вполне могут быть вызваны ухудшением слуха из-за генетического заболевания отосклероза, передавшегося Гилу от матери. После вернувшей ему слух операции немного повеселел, но так и не стал тем обаятельным весельчаком, которым был в первом сезоне.
  • «Twin Peaks» — годы не красят никого, и в третьем сезоне под троп попали едва ли не все персонажи (кроме Купера, для которого двадцати пяти лет как будто и не бывало), в особенности — Одри Хорн. Решительная и добрая девушка со странностями превратилась в разрываемую противоречивыми желаниями истеричку, срывающую злобу на муже-карлике. На нее могут нахлынуть воспоминания от знакомой музыки (Audrey’s Dance), и она снова пустится танцевать, как в юности. Но это длится лишь пару минут, потом она снова возвращается в прежнее состояние. Одри и раньше не хватала звезд с неба, но теперь она окончательно превратилась в бесплодную мечтательницу. Впрочем, заканчивается эта линия пробуждением, так что, возможно, налицо субверсия: это всего лишь ее навязчивые страхи.
  • «Rome». Октавий — в первом сезоне живой, предприимчивый и не по возрасту врубной подросток, который порой выглядит как единственный нормальный человек в этом серпентарии (правда, иногда показывает задатки полного чудовища). Во втором сезоне (после замены актёра на более взрослого) — бездушный интриган с мёртвым взглядом и, по выражению Клеопатры, «гнилым сердцем».
  • «Westworld» — жестокий и циничный Человек в Чёрном был в начале сериала добрым и отзывчивым молодым человеком.
  • «Игра престолов» — во второй серии восьмого сезона настоящей неожиданностью для зрителей стал секс Арьи и Джендри. Многим сцена даже навеяла мысли о совращении малолетних — хотя кто там кого совращал, еще большой вопрос, учитывая, что инициативу со всей свойственной ей напористостью проявила именно Арья. Но уж очень с трудом укладывалось в голове, что той маленькой девочке из первого сезона в таймлайне сериала уже стукнуло восемнадцать (а актрисе Мейси Уильямс - так и вовсе все двадцать).
    • Впрочем, в некотором смысле в сериале Арья со взрослением еще не спешила. Книжная Арья, которая значительно моложе сериальной версии, в главе из «Ветров Зимы» вовсю вертится в сомнительных театральных кругах, терпит домогательства сального карлика-актёра, а затем практически соблазняет Раффа-Красавчика, чтобы заманить к себе в комнату и убить.

Мультфильмы[править]

  • Ледниковый период — Персик на протяжении последних трёх частей и рождественской полнометражки закономерно превращается из весёлого наивного ребёнка сначала в бунтующего подростка, а в конце в смелую и рассудительную женщину.

Мультсериалы[править]

  • Время Приключений — Финн из первого и последнего эпизодов очень разные люди. По ходу сериала он взрослеет от 12 до 16 лет.
  • «Daria»: где та Богиня из первого сезона, ну и из «Б&Б», конечно? Где то маленькое исчадие, которое распоряжалось всякими бакланами и пильменями, как расходным материалом? Где та смерть в юбке, которой хватало безбашенности устроить пранк от имени директрисы родной школы и не спалиться? Или вы побоялись, что к выпускному она такими темпами должна уже владеть небольшой мафией научных иллюминатов?
  • «Приключения Альфреда Квака» — деконструкция, причём вполне обоснованная. Ведь на взрослении и возмужании Альфреда и Дольфа основана главная сюжетная линия.
  • «Маша и Медведь» — сильно зигзагом. В течение сериала Маша меняется, судя по всему, с возрастом: если в самом начале Маша откровенно пугала и раздражала Мишку своими глупыми поступками, то уже в поздних сериях Маша уже совсем не глупа, разбирается в технике и т. д. Зигзаг потому, что время от времени, особенно если в гости приезжает Панда, Маша таки включает детский сад. Собственно, троп прямо обстёбан в серии «На круги своя» (53-я, первая в 3-м сезоне).
    • Прямо и с подсветкой сыграно в серии «До новых встреч!» (52-я, последняя во 2-м сезоне), где Маша проснулась и вдруг поняла, что она выросла и повзрослела. К огромному огорчению всех зверюшек. В конце эпизода Маша уезжает к сестре, и предполагалось, что на этом сериал и завершится, но так не вышло: продолжение состоялось. И началось оно с уже упомянутого выше эпизода «На круги своя», где оказалось, что «повзросление» Маши было временным и какая-то «детскость» в ней ещё сохранилась.
      • Здесь скорее жизнь пишет сюжет: озвучивавшая Машу Алина Кукушкина действительно выросла, и сериал продолжили, когда нашли новую исполнительницу, Варвару Саранцеву. Впрочем, Кукушкина до сих пор озвучивает «клоны» Маши: её сестру Дашу, русалку и т. п.
        • А рост Маши и её сестры Даши так и не меняется…
  • «Скуби-Ду: Мистическая Корпорация»: кто бы мог подумать, что крутая и отвязная радиоведущая Энджел Динамит в юности была скромной заучкой Кэссиди Уильямс. А грозный и загадочный Мистер И — весёлым раздолбаем Рики Оуэнсом.
  • «Гравити Фолз» — шутки ради: после своего попадания в тело Диппера через электрон-ковёр Мэйбл подглядывает за тем, как её подруги веселятся с Диппером в её теле. Дядя Стэн, конечно, решил, что у мальчика начался пубертат и взял её/его к себе, чтобы прочитать книгу «Почему я потею?» (а по сути она объясняет, откуда берутся дети). После такого Мэйбл произносит: «Вот теперь я повзрослела».
  • «My Little Pony» — Твайлайт Спаркл в финале мультсериала официально становится новой правительницей Эквестрии и вырастает в полноценного аликорна.
  • И снова «Винни Пух», на сей раз диснеевский мультсериал, а конкретно серия про приезд птицы Кесси к воспитавшему её Кролику.

Веб-мультсериалы[править]

  • «RWBY» — личностные перемены наблюдаются у всех четырёх героинь, причём, судя по песне из опенинга второго сезона (см. эпиграф), уже давно: Руби за время учёбы, скитаний и службы хоть и не до конца, но подрастеряла оптимизм и доверие, а её сестра Ян из жизнерадостной буйной силачки стала несколько более печальным и намного более рассудительным бойцом. Вайсс, поначалу довольно холодно и надменно относившаяся к однокурсникам и особенно к фавнам, со временем изрядно потеплела к ним. В свою очередь Блэйк, изначально мрачноватая, пессимистичная и отстранённая, под влиянием друзей стала более общительной и весёлой.
  • «Масяня» — героиня начала 2000-х, которая была легкомысленной оторвой-студенткой, в поздних эпизодах окончательно вышла за Хрюнделя и стала матерью семейства из двух детей. Создатель сериала Олег Куваев не хотел, чтобы Масяня была вечной тинейджеркой, а заодно решил пойти против системы и поинтриговать фанатов. Фактически она живёт в реальном времени и со временем может и бабушкой стать. С фитильком, потому что характер при этом не изменился.

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck — обе Лалонд. Рокси появляется как вечно пьяная блондинка, но затем резко повышает уровень крутизны и вообще всего (к тому же начинает трезвый образ жизни). Роуз — едва ли не наоборот.
    • Гамзи Макара сначала производит впечатление упоротого в хлам, но милого и хорошего парня, а затем становится мрачным отмороженным садистом.
    • Да и вообще много кто: личностный рост и связанные с этим изменения являются достаточно важной частью комикса.

Аниме и манга[править]

  • Наруто: вот, казалось бы, кто уж знает, как это хреново — быть одиноким ребёнком, до которого никому нет дела, так это Наруто. Однако же в последней главе мы видим, что его сын вынужден повторять папашины надругательства над каменными головами Хокаге, чтобы отец на пару минут соизволил оторваться от дел. Это нам мангака втирает, что бывший раздолбай и лоботряс стал мудрым и деловым главой деревни.
    • Хотя, при желании, всё объясняется очень просто: именно потому, что Наруто был одиноким, своего сына он порядком разбаловал, да и хокаге он стал не так давно, вот Боруто, лишившись львиной части родительского внимания, и хочет «вернуть как было». Позже Боруто всё-таки начинает относится к ситуации с пониманием и перестаёт страдать такой фигнёй как раскрашивание лиц статуй во время собрания Пяти Каге.
    • Там же, но намного раньше: лентяй Шикамару после повышения в ранге становится довольно деловым шиноби, а после смерти наставника в нём пробуждается настоящая ответственность за судьбу деревни.
  • One Piece — Данная манга хоть ещё и не закончена, но уже отчётливо можно увидеть, как из простодушного парня-весельчака Луффи начинает получатся настоящий король пиратов.
  • Records of Loddos War: Хроники героического рыцаря. В первых сериях Парн — молодой воин со здоровенным шило в заднице. После таймскипа в середине сериала он превращается в хладнокровного и мудрого рыцаря.
    • Здесь же Император Бельд и король Фан — правители Марбо и Валиса соответственно. В «Леди Фейриса» первый — лихой наемник вроде Конана, второй — молодой рыцарь без страха и упрека. Спустя тридцать лет перед зрителями предстают два искусных государя, крутых короля и старых друга, которые нынче стоят по разные стороны фронта.
  • Pokemon: эволюция покемонов, по сути, является именно тропом.
  • Fujimura-kun Meitsu — Фуджимура из нелюдимого школьника с репутацией хулигана становится респектабельным членом школьного совета, а впоследствии добросовестным саларименом.

Видеоигры[править]

  • Final Fantasy X-2 - авторским произволом Ториямы - Юна. За несколько лет прошедших с завершения первой части, из скромницы боявшейся разговоров о браке превратилась в охотницу за сокровищами, рядящуюся в откровенные наряды, шмаляющую из пушек, и полностью поменяла свой темперамент на более вызывающий. Авторский обоснуй - "С неё спало бремя призывающей". Рикку не отстает, хотя она и в ориге той ещё оторвой была...

Музыка[править]

  • Андрей Державин, «Не плачь, Алиса!» — тропнеймер и кодификатор (см. эпиграф). Алисе из этой песни только что исполнилось 16, и плачет она о том, что «детство прошло».
  • ВИА «Музыка», «Счастливая песня». https://www.youtube.com/watch?v=1lU1Qerf-ZM. (Видео не в тему).
  • Анне Вески, «Бумажный кораблик» («Стал мальчишка капитаном…»)
  • Юрий Визбор, «Волейбол на Сретенке».
  • Ростислав Чебыкин (Филигон), «Мы сидели на заборчике». Взгляд лирического героя на себя и своего друга тогда («Были мы десятиклассники, мудрецы длинноволосые») и сейчас («Ты работаешь дизайнером, я учу десятиклассников»).
  • Андрей Макаревич, «Где его носит» (из фильма «Перекрёсток») — про юношеский максимализм и зрелый цинизм лирического героя.
  • «Наутилус Помпилиус», «Алчи-Алчи» — раскрывает тему меньше чем за минуту.
  • Леонид Агутин, «Босоногий мальчик»: «Полдень, тот же город, только через много лет. Вместо бесшабашных танцев — белый „Шевроле“».
  • «Зоопарк», «Когда я знал тебя совсем другой».
  • «Ногу свело!», «Колыбельная» — вся об этом.
  • Несколько песен группы «Грот»:
    • «Бумажные крылья» — вполне позитивная песня, преподносящая сабж как результат саморазвития.
    • «Гость» — мрачная песня, созданная, наверное, как напоминание молодым родителям о неизбежности сабжа.
    • «Держись, малой!» посвящена тому, что повзрослев, человек должен остаться личностью.
  • Rasskar — «Таким же, как вы». Написана от имени такого изменившегося подростка, благодарящего своих родителей за то, что он старался быть непохожим на них.
  • «Тараканы!»:
    • «Я смотрю на них» — про выпускников.
    • «То, что не убивает тебя» — так воспринимает себя рассказчик, но явно считает эту трансформацию благом. Собеседника учит тому же, но без особой надежды.
    • «Форева?» — о трансформации юного бунтаря в конформиста-обывателя. Педаль в пол в филке от «Дореволюционного Советчика».
  • «Сектор Газа», «Тридцать лет» — лирический герой прощается с юностью.
  • «Краски», «Старший брат». Героиня рассказывает о том, как у её повзрослевшего брата поменялись интересы, и он отдалился от сестры.
  • «Иванушки интернейшнл», «Кукла Маша».
  • Татьяна Буланова, «Синее море» — про романтическую бой-девку и конец мира её юности.
  • Оля Пулатова, «Формалин» и «Река времён».
  • Льюис Льяк, «A la taverna del mar» (она же перевод стихотворения грека К. Кавафиса «Старик»).
  • Stef Bos, Is dit nu later — в детстве герой мечтает о том, как станет взрослым, таки становится им и понимает, что он совсем не знает, как жить эту жизнь.
  • «Чайф», «Шаляй-Валяй».
  • АВВА, «Slipping Through My Fingers» — о том, как сложно бывает матери принять взросление дочери.

Реальная жизнь[править]

  • Артюр Рембо: один из самых знаменитых поэтов Франции писал стихи исключительно во времена буйной молодости, а после счёл, что это пустая трата времени (или просто понял, что сказал все, что намеревался), уехал в Африку и занимался там торговлей до самой смерти. Впрочем, зато он не страдал «нетортом», творческой импотенцией, вымученным писевом и многим тем, чем страдают исписавшиеся поэты. И даже на дуэли для этого погибнуть не пришлось. Честный выход из положения, не так ли?