Псевдодокументалистика

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Псевдодокументальный фильм или mockumentary (англ. mock — насмехаться, пародировать и documentary — документальный) — кинематографический или телевизионный жанр игрового кино, в котором вымышленные события показаны в формате документального фильма. Жанр появился как ответ на коммерциализацию документального кинематографа и вытекающую из этого ложь с постановочными сценами[1]. Так что в фильмах этого жанра документалистика высмеивается и доводится до абсурда — например, иногда можно наблюдать нарочитый «непрофессионализм» операторов. Различают комедийные и драматические псевдодокументальные фильмы. Псевдодокументальные комедии часто используются в качестве сатиры. В некоторых фильмах всё действо снимается на любительскую камеру (как в «Ведьмах из Блэр»), и данный приём наиболее распространен в современной псевдодокументалистике.

Не стоит путать псевдодокументалистику с доку(ментальной)драмой. Докудрама (Docudrama, Documentary drama) — это воспроизведение исторических событий силами драматических актёров, внешне подающееся в форме документального или научно-популярного фильма. Также есть такой жанр, как документальный вымысел — комбинация документалистики и вымысла.

Характерные для жанра тропы:

  • Верная камера — практически в каждом псевдодокументальном фильме есть персонаж-оператор, который всюду таскает с собой камеру и снимает ей всё подряд. А когда вокруг начинает творится форменная жесть и разверзаются адские бездны, он не только не оставляет камеру, но наоборот — вцепляется в неё ещё крепче, одержимый идеей зафиксировать все эти события даже ценой собственной жизни. Причина очевидна — не будь такого персонажа, фильм попросту не был бы псевдодокументальным.
  • В общем, все умерли — наиболее вероятная концовка, если речь идёт о псевдодокументальных ужастиках. Обычно это выглядит так: все персонажи, включая оператора, погибают, последний выживший подбирает уже основательно сбоящую камеру, несколько минут бегает с ней по ночному лесу (или тёмным коридорам зловещей заброшки), но в итоге и он роняет камеру, чтобы она могла заснять, как нечто неведомое утаскивает его в темноту. Недаром одно из альтернативных названий жанра — «Найденная плёнка» (Found footage). Заметьте, «найденная», а не «доставленная живым и здоровым оператором, который её и отснял». Впрочем, бывают и исключения.
  • Затянутый пролог — здесь это вполне обычное дело. Пока герои поснимают друг-дружку в повседневной обстановке, пока доберутся до места событий, пока возьмут интервью у местных жителей, пока расставят камеры по зловещему дому, запросто может пройти треть фильма, самым ярким событием которой будет падение вазы с полки при отсутствии сквозняков («Ты заснял?! Заснял?!! Пожалуйста, скажи, что ты успел это занять!!!»).

Примеры[править]

Кино[править]

  • «Дорога к звёздам» (1957) — первая часть настоящие документальные съёмки, затем следуют псевдодокументальные вперемешку с настоящими документальными.
  • «Каллоден» (1965) — один из первых представителей псевдодокументального кино. Показывает Сражение при Каллодене (которое состоялось 16 апреля 1746) в виде «телерепортажа», включающего в себя и «интервью» с участниками событий.
  • «Хватай деньги и беги» (1969), «Зелиг» (1983) и «Сладкий и гадкий» (1999) Вуди Аллена. Псевдодокументальные фильмы с воспоминаниями очевидцев, комментариями специалистов и кинохроникой. В первом речь идет о преступнике-неудачнике, во втором — о человеке, обладающем способностью перевоплощаться в кого угодно, в третьем — о легендарном джазовом музыканте.
  • «Ад каннибалов» (англ. Cannibal Holocaust) (1979) — фильм действительно приняли за документальный (считается одним из первых примеров фильмов жанра «найденной плёнки») и даже арестовали режиссера. И только когда в суд явились актёры, с него были сняты все обвинения. А за убийства зверюшек в кадре, ему всё таки пришлось отсидеть четыре месяца.
  • «Это — Spinal Tap» (1984) — фильм, который тонко подшучивает над разными рок-группами, обыгрывая их взлёты и падения на примере выдуманной глэм-рок группы Spinal Tap.
  • «Забытые киноленты» (1995) Питера Джексона и Косты Боутса — «документальное» исследование творчества вымышленного новозеландского режиссёра Колина Маккензи, творившего в первой половине XX века и сильно опередившего своё время.
  • «Похищенные пришельцами» (Alien Abduction: Incident in Lake County) (1998) — подаётся как найденная плёнка, заснявшая нападение пришельцев на семью во время Дня благодарения.
  • «Парни из Трейлерпарка» (Trailer Park Boys) — целая пседодокументальная франшиза о жизни канадского «белого отребья» в трейлерном парке. Началось всё с короткометражки «Последний выстрел» (1998), которая получила продолжение в виде полноценного фильма «Парни из Трейлерпарка: Начало» (1999). Потом был ещё сериал и несколько полнометражек к нему.
  • «Ведьма из Блэр: Курсовая с того света» (1999) — классика жанра и веха в нём же. Трое студентов приехали в городок Бёркитсвиль (а вовсе не в Блэр), чтобы снять документальный фильм про бытующую в этих местах легенде о ведьме, которая по умерла много лет назад, но даже после смерти продолжает изводить людей. Но обратно начинающие Вернеры Херцоги так и не вернулись — заблудились и сгинули в окрестных лесах. Примечателен не столько сам фильм, большую часть которого герои просто блукают по лесу и пугаются всяких ночных шорохов и фигурок из веточек, а связанная с ним рекламная кампания. Благодаря мастерски проведённой мистификации, многие зрители в те времена всерьёз верили, что смотрят реальные найденные плёнки, отснятые и в самом деле пропавшими студентами. Мало какому другому примеру из этой статьи удалось добиться подобного.
    • Одной из составляющих этой мистификации был фильм «Проклятие ведьмы из Блэр», который показывали по телевизору за неделю до премьеры основного фильма — это документальная (на самом деле, конечно же, тоже «псевдо») лента рассказывающая о ведьме, связанных с ней легендах, обстоятельствах исчезновения несчастных студентов и обнаружения тех самых плёнок, которые стали «Курсовой с того света». Фильм содержал интервью с родственниками пропавших, участниками поисковой группы, полицейскими, расследующими дело и т. д. В общем, не удивительно, что зрители купились.
    • А вот сиквел «Ведьма из Блэр 2: Книга теней» (2000) к тропу не относится. Это обычный середнячковый художественный фильм. Правда, в начале там пытаются что-то мямлить о том, что это мол реконструкция реальных событий, сыгранная профессиональными актёрами, но эффект уже совсем не тот. Как итог, фильм был заплёван критиками и не снискал популярности у зрителей. И поделом!
    • В 2016 году вышел ещё один сиквел «Ведьма из Блэр: Новая глава» — на этот раз снова псевдодокументальный. Двадцать лет спустя брат одной из пропавших в первом фильме студентов, отправился во всё те же леса в компании друзей и верных камер на поиски сестрёнки. И конечно же, новая группа разделила судьбу старой. А вы ждали чего-то другого?
  • Культовый треш «Зелёный слоник» (1999) до повального бума в сети некоторые принимали за реальную съёмку.
  • «Очень страшное кино» (2000) — коротенький отрывок, пародирующий «Ведьму из Блэр». Пронырливая журналистка Гейл Хэйлшторм попыталась взять интервью у жертвы маньяка в момент её убийства. Не стерпевший такой наглости Убийца погнался с ножом за Гейл и её оператором Кенни, чья ходящая ходуном камера и запечатлела всю эту сцену. А потом камеру взяла Гейл и, направив её снизу вверх на свои ноздри, засняла сопливо-слезливые извинения перед погибшим Кенни.
  • «Инцидент на Лох-Нессе» (2004) — маститый режиссёр-документалист Вернер Херцог (заметьте — совершенно реальный) задумал снять фильм об озере Лох-Несс и связанных с ним легендах о сами-знаете-ком. По его задумке это должно было бы быть серьёзное документальное исследование, но хитрозадый продюсер Зак Пенн, который имел на фильм несколько иные планы, решил внести в него свои коррективы втайне от остальной съёмочной группы. В итоге получилась остроумная и самоироничная комедия ужасов с реальными деятелями Голливуда в роли самих себя. К слову, то что происходит на экране — не фильм, якобы снятый Херцогом, а материалы, записанные операторами, которые таскались за киношниками, снимая фильм о фильме.
  • «К. Ш. А.: Конфедеративные Штаты Америки» (2004) — репортаж об альтернативной вселенной, где южане победили в американской гражданской войне.
  • «Первые на Луне» (2005) — СССР запустил космонавта на Луну еще в 1938 году и после частично неудачного запуска уничтожил почти все следы космической программы, а космонавт-то не только долетел, но и вернулся!
  • «Борат» (полное название «Борат: изучение американской культуры на благо славного народа Казахстана») (2006) — туалетно-сатирическая комедия о казахском журналисте Борате Сегдиеве (Саша Барон Коэн), который по заданию правительства Казахстана отправился в США, чтобы снять репортаж об американском обществе и культуре, но по прибытии увидел по телевизору сериал «Спасатели Малибу», влюбился в Памелу Андерсон и решил сделать её своей женой. Вместе со своим другом и продюсером Азаматом Борат колесит по просторам Америки, берёт интервью у её жителей и снимает их быт и нравы. Фильм высмеивает в основном американское общество, однако, казахи нашли его очень оскорбительным, поскольку Казахстан выведен в нём, как этакий собирательный образ «жопы мира», и имеет мало общего с настоящей страной.
  • «Под маской: Восхождение Лесли Вернона» (2006) — пародийная деконструкция жанра слэшер. Действие происходит во вселенной, где Джейсон Вурхис, Фредди Крюгер, Майкл Майерс и Чаки — реально существующие серийные убийцы. Начинающий маньяк Лесли Вернон, планирующий учинить свою первую резню, которая прославит его и поставит в один ряд с вышеперечисленными легендами, пригласил съёмочную группу документалистов, чтобы поведать миру о себе и заодно позволить зрителям взглянуть на работу типичного слэшерного злодея с его стороны. Первые две трети фильма, запечатлевающие подготовку Лесли к своему грандиозному дебюту, выполнены в псевдодокументальном стиле, а последняя треть, в которой происходит сама резня, это уже обычный художественный фильм.
  • Короткометражка Нила Бломкампа «Выжить в Йобурге» (2006) — остросоциальный репортаж о вынужденных мигрантах, наводнивших большой город (и нет, это не Екатеринбург, а Йоханнесбург в ЮАР), их нелёгкой жизни и проблемах, которые они создают коренному населению. Вот только эти мигранты не понаехавшие, а поналетевшие с другой планеты. В фильме использованы отрывки из реальных интервью с южноафриканцами, которые жалуются на зимбабвийских беженцев. Позже из этой короткометражки вырос фильм «Район №9».
  • «Дневники мертвецов» от небезызвестного Джорджа Ромеро (2007) — студенты снимали фильм ужасов, как вдруг грянул зомби-апокалипсис. А у них уже и камеры наготове!
  • Испанский «Репортаж» (REC) (2007) — тележурналистка, снимающая репортаж о трудовых буднях Барселонских пожарных, приезжает вместе с ними на вызов в многоквартирный дом, а там как раз вспышка зомби-вируса. Сан-инспекция закрывает здание на карантин, и съёмочная группа, пожарные и жильцы оказывается заперты внутри вместе с агрессивными каннибалами. Наиболее известен первый фильм, но на самом деле это серия из четырёх фильмов, последний из которых был снят в 2014 году. Если вы смотрели сиквелы, можете, не стесняясь, дополнять.
  • «Монстро» (в оригинале «Cloverfield») (2008) — нападение неведомого кайдзю на Нью-Йорк, показанное глазами (а точнее — ручной камерой) обычного гражданского, который вместе с друзьями пытается эвакуироваться из города. Не получилось.
  • «Озеро Мунго»[2] (2008) — история о том, как утонувшая австралийская девочка-подросток начала навешать отчий дом в виде призрака… во всяком случае, так утверждает её семья. Для разнообразия, это не «найденная плёнка», а «документальный» фильм об уже свершившихся событиях. Поэтому вместо трясущейся камеры, визжащих операторов и бега по кустам, здесь имеет место неторопливый рассказ с нелинейным повествованием, интервью с очевидцами и разбором фотографий и видеозаписей с мелькающим на них призраком. Как следствие, меньше экшна и интересных моментов, но больше достоверности.
  • Серия «Паранормальное явление» (с 2009) — у молодой супружеской пары в доме завёлся полтергейст, и муж обзавёлся камерой, чтобы фиксировать его проявления. Вот только здешняя НЁХ оказалась кое-чем гораздо более серьёзным, чем банальная барабашка,.. Первый фильм снискал огромный успех и быстро опух сиквелами, приквелами и прочими пердиквелами, так что на данный момент серия насчитывает аж семь фильмов (а ведь есть ещё пародии и копиркины). Описывать каждый из них по отдельности в данной статье не имеет смысла: тот же демон донимает всё новых и новых людей, среди которых каждый раз находится оператор-любитель, не расстающийся со своими камерами до самого немного предсказуемого конца.
  • «Район № 9» — в фильме вообще много съёмок «с рук» и с оперативных и новостных камер. Первые 30 минут фильма, это по сути документалка про события фильма, снятая и смонтированная уже после инцидента, в том числе из эпизодов документального фильма про то какие «классные парни» работают в MNU. Документальный элемент исчезает только после побега Викуса из заточения, но возвращается ближе к концу фильма.
  • «Искатели могил» (2010) — группа «охотников за привидениями», снимающая собственное телешоу, а потому под завязку вооружённая камерами, решила провести ночь в заброшенной психиатрической лечебнице. Но очень скоро обнаружилось, что, в отличие от всех предыдущих подобных мест, в этой больничке действительно живёт зло (в роли зла призраки врачей и пациентов с тёмными глазами и сверх меры раззеваемыми ртами), и выйти из неё гораздо сложнее, чем войти.
  • «Охотники на троллей» (2010) — группа из трёх студентов, снимающих репортаж о загадочных убийствах норвежких медведей, увязывается за нелюдимым охотником Гансом, подозревая его в браконьерстве. Вскоре им открывается страшная правда: в лесах Норвегии водятся тролли, существование которых власти тщательно скрывают от населения. А Ганс — никакой не браконьер, а единственный в стране охотник на этих созданий. Он выслеживает и уничтожает троллей, которые выходят за пределы своей территории. И после недолгих уговоров Ганс соглашается поближе познакомить операторов со своими трудовыми буднями.
  • «Аполлон 18» (2011) — теперь в космосе! Фильм представляет из себя секретные киноматериалы, отснятые в 1974 участниками лунной экспедиции «Аполлон 18», которая по официальной версии была отменена, но на самом деле состоялась, просто власти пытаются это скрыть. К счастью в 2011 году они всплыли на сайте www.lunartruth.com и теперь люди наконец-то могут узнать, почему правительство США засекретило информацию об этом полёте и свернуло программу «Аполлон» сразу после него. Если вкратце: На Луне есть жизнь, и она очень агрессивна, а камни на Луне — совсем не то, чем они кажутся.
  • «Проект ”Динозавр”» (2011) — британские криптозоологи отправляются в джунгли Конго на поиски знаменитого Мокеле-Мбембе, а находят целую долину с живыми динозаврами, прямо как в конандойловском «Затерянном мире». Динозаврики, понятное дело, совсем не рады странным лысым обезьянам.
  • «Залив» (2012) — ужастик в стиле «боди-хоррор». В результате сброса в залив большого количества помёта с местной птицефермы разразилась биологическая катастрофа. Паразиты вида Cymothoa exigua мутировали, выбрались на сушу и напали на небольшой прибрежный город, видимо, решив, что человеческая плоть вкуснее рыбьего мяса. Жители города пытаются спастись, а власти, как всегда, пытаются всё скрыть. Что за Cymothoa exigua такая? Это те самые «мокрицы», которые откусывают рыбе кончик языка и заменяют его собой — слабонервным лучше не гуглить, как это выглядит. Впрочем, в фильме эта их особенность раскрыта слабо, иначе он был бы на порядок страшнее.
  • Серия «V/H/S», превращённая сумрачным локализаторским гением в «З/Л/О» (с 2012) — каждый фильм представляет из себя сборник коротких, никак не связанных друг с другом псевдодокументальных зарисовок о встречах мирных (и не очень) граждан с нечистью, обрамлённую историей о зловещих видеокассетах, на которых записаны эти самые зарисовки. Подобный формат оказался прекрасным решением, поскольку позволяет избежать характерного для жанра долгого нудного вступления, в котором ничего толком не происходит, и одновременно отрывает простор для экспериментов с сюжетом. Как итог, все истории насыщены действием и не похожи одна на другую. На момент правки вышло шесть фильмов и один не относящийся к тропу спин-офф.
  • «Хроника» (2012) — псевдодокументальный супергеройский триллер. Затюканный ботан-подросток купил видеокамеру, чтобы снимать всё, что видит. И как водится в фильмах сабжевого жанра, материал для съёмки не заставил себя ждать. После контакта с загадочными светящимися кристаллами главгерой и два его приятеля открыли в себе способность к мощному телекинезу и принялись исследовать и развивать свои новообретённые силы. Вот только вместо Дяди Бена или дворецкого Альфреда у главного героя были адский папаша и тяжело больная мать.
  • «Шопинг-тур» (2012) — трэшовый отечественный ужастик, снятый на камеру от смартфона. Группа российских туристов отправляется в Финляндию за покупками, не подозревая, что по древней финской традиции в день летнего солнцестояния каждый финн должен съесть иностранца, и сегодня — именно этот день.
  • «Армия Франкенштейна» (2013) — в последние дни Второй Мировой Войны отряд злобных отмороженных советских мародёров-разведчиков вместе с прикомандированным к нему оператором, снимающим пропагандистский фильм об подвигах Красной Армии, попадает в заброшенный немецкий городок, в котором оборудовал свою лабораторию доктор Виктор Франкенштейн — потомок того самого Франкенштейна. Этот Франкенштейн продолжил и развил наработки своего знаменитого предка и ныне работает на Гитлера, создавая для него армию из воскрешённых покойников, превращённых в почти неуязвимых суперсолдат-киборгов. Получился очень забористый трэш, полный клюквы, нацисткой сверхнауки и боди-хоррора. А ещё фильм примечателен тем, что суперсолдаты, которых создаёт на своей фабрике Карл Гейзенберг из восьмого Резидента, очень уж подозрительно похожи на некоторые творения здешнего Франкенштена. Наглый плагиат или непреднамеренное совпадение? Решайте сами.
  • «Смерть в сети» (2013) — фильм снят при помощи скринкастинга: большая часть происходящего демонстрируется с экранов ноутбоков персонажей, и зрителям видят все совершаемые ими действия — переписку, общение по видеосвязи, запуск программ и так далее. Главная героиня фильма, студентка по имени Элизабет Бентон, получает грант на исследование привычек обитателей сети. Теперь она должна круглосуточно сидеть в чат-рулетке, общаться с людьми со всего мира и записывать все свои действия. Очень скоро она привлекает к себе внимание весьма искушённого в хакерстве маньяка (а точнее целой группировки маньяков, снимающих снафф-видео для даркнета).
  • «Тайна перевала Дятлова» (2013) — американские студентики приехали на Северный Урал и давай самоубиваться на свежем воздухе, чтобы снять документальный фильм о гибели туристической группы Игоря Дятлова, пройти по её маршруту и попытаться выяснить причины произошедшего. Конец с одной стороны немного предсказуем, но с другой содержит не самый заезженный твист.
  • «После смерти» (Post Mortem) (2013) — наш ответ «Паранормальному явлению». Молодой человек, занимающийся по просьбе находящегося в отъезде друга похоронами его дедушки, остаётся на ночь в квартире один-на-один с лежащим в гробу покойником. Как назло, во всём районе гаснет свет, и главному герою приходится использовать фонарик своей камеры для освещения. Несмотря на затянутость, слабую насыщенность событиями и такую себе актёрскую игру, фильм получился довольно жутковатым и может напугать, если смотреть его ночью и без света — такова магия мокьюментари.
  • «Пограничная полоса» (The Borderlands) (2013) — команда главных героев приезжает по заданию Ватикана в отдалённую британскую деревушку, чтобы расследовать «чудеса», творящиеся в местной церкви, и определить, действительно ли это чудеса господни или просто мистификация тамошнего священника (ну и конечно же, тщательно зафиксировать всё происходящее на камеры). «Чудеса» и правда настоящие, но христианский Бог не имеет к ним никакого отношения. Фильм можно отнести к категории «сферический мокьюментари в вакууме»: в первой половине не происходит почти ничего интересного за исключением унылых редких полтергейстов, а под конец главгерои бегают впотьмах не пойми где, и в итоге умирают не пойми от чего.
  • В 2013 году был снят псевдодокументальный телефильм «Великая Марсианская война 1913—1917». На Уэллса похоже лишь местами, но навеяно явно его нетленкой.
  • Фильм «Горько!» (2013) стилизован под свадебное видео.
  • «Оборотень» («Wer») (2013) — адвокатка-правозащитница берётся защищать чрезмерно волосатого мужчину, которого несправедливо (как ей тогда казалось) обвинили в жестоких убийствах, совершённых диким зверем. Но в середине фильма выясняется, что он и в самом деле кровожадный и практически неубиваемый оборотень, и вялотекущий судебный триллер превращается в довольно-таки мясной экшн. Субверсия: В фильме иногда проскакивают псевдодокументальные вставки (отрывки из теленовостей, записи с камер наблюдения и нательных видеорегистраторов, кусочки домашнего видео и т. д), а в остальное время всё снято любительской трясущейся камерой с характерными для жанра ракурсами. Но это не более чем стилизация, и никакого персонажа-оператора, который ходил бы за галвгероями, снимая всё происходящее, в фильме нет.
  • «Демоны Деборы Логан» (2014) — здешняя команда начинающих киношников задумала снять документалку об ужасах болезни Альцгеймера, для чего пристроилась к страдающей этим недугом пожилой женщине, чьё имя вынесено в название фильма. Как нетрудно догадаться, очень скоро с Деборой и вокруг неё начали твориться всякие жуткие странности. И чем дальше, тем менее они похожи на симптомы Альцгеймера.
  • «Докопаться до сути» (2014) — Адам Грин (режиссёр таких фильмов, как «Топор» и «Замёрзшие») играет здесь самого себя. Однажды к нему обращается странный человек по имени Вильям Деккер[3], который утверждает, что монстры, подобные тем, что показывают в фильмах ужасов, существуют в реальности и что он может это доказать. По словам Деккера все дети, родившиеся с жуткими внешними аномалиями, со временем переселяются в сокрытые от посторонних глаз подземные города, населённые такими же уродами, отвергнутыми человеческим обществом, и лишь иногда некоторые из них выходят на поверхность, чтобы найти других себе подобных. И ему, Деккеру, якобы удалось обнаружить вход в один из таких городов. Так ли это на самом деле, или просто бред городского сумасшедшего, а может быть искусная мистификация? Это и предстоит выяснить Адаму.
  • «Забытая роща» (2014) — очередная группа очередных искателей аномальщины с Ютуба приехала в очередной заброшенный приют с очередными привидениями и нашла там очередную жестокую смерть. Только на сей раз всё показано немного со стороны, ибо в роли основного оператора выступает приятель блогеров-самоубийц, который снимает документалку об их шоу. Сами же искатели аномальщины в сверхъестественное не верят и прибегают к услугам мастера по спецэффектам, который заранее приезжает в «проклятые дома» и размещает там разные пугалки. А потому первое время персонажи принимают творящуюся вокруг чертовщину за часть шоу. Задумка, несомненно, интересная, но она не вытягивает этот довольно средненький фильм.
  • «Одержимость Майкла Кинга» (2014) — атеист Майкл Кинг, потерявший жену по косвенной вине гадалки-шарлатанки, вызвался доказать всему миру, что мистики, паранормальщины и магии со сверхъестественнщиной не существует. Для этого он, как водится, вооружился многочисленными камерами и принялся проводить над тёмные ритуалы, призывая на свою голову богов, демонов и прочие сущности в виде гномика. Ну и допризывался
  • «Пирамида» (2014) — археологи нашли в Египте доселе никому не известную древнюю пирамиду и полезли её обследовать в сопровождении съёмочной группы. И снова субверсия: Происходящее часто демонстрируется через объективы камер, которые таскают с собой персонажи, но до конца документальный стиль не выдержан — слишком много монтажа, смен углов съёмки и ракурсов, с которых не мог бы снимать ни один из персонажей внутри фильма. А ближе к финалу на псевдо-псевдодокументальность окончательно забивают.
  • Комедия «Реальные упыри» (2014) — шедевральная деконструкция идеи современных вампиров, живущих среди нас. Их быт, нравы и проблемы.
  • «Существует» (2014) — ужастик о группе друзьяшек-ютуберов, которые приехали в одинокую лесную хижину, чтобы отдохнуть и поснимать на природе, но очень скоро привлекали к себе внимание не очень дружелюбного йети. В финале выясняется (хотя не трудно догадаться и раньше), что снежный человек мстил им за своего детёныша, которого главгерои случайно сбили в самом начале.
  • Небезызвестный М. Найт «Вот это поворот» Шьямалан тоже отметился в этом жанре, сняв весьма недурственный триллер «Визит» (2015) — двое подростков, брат и сестра, приезжают на отдалённую ферму где-то в глухомани к бабушке и дедушке, которых никогда раньше не видели (причём брат мечтает о карьере видеоблогера, а потому не расстаётся с видеокамерой). Бабушка и дедушка добры, приветливы и рады гостям, вот только ведут себя очень странно. И чем дальше тем страннее…
  • «Иерусалим» (2015)[4] — туристка в очень умных очках со встроенной камерой приехала вместе с подругой в Иерусалим, а там внезапно начался библейский апокалипсис: разверзлись врата в ад, мёртвые восстают из могил и демоны крылышками бяк-бяк-бяк-бяк!
  • «ООО „Дом ада“» (2015) — пять лет назад (в 2009 году) в заброшенном отеле близ городка Абаддон, переделанном фирмой «Дом ада» под хэллоуиновский дом с привидениями, произошёл загадочный несчастный случай, в результате которого погибло 15 человек, включая персонал аттракциона. В наши дни группа документалистов-телевизионщиков проводит расследование обстоятельств этого жуткого происшествия. Вскоре с ними связывается единственная выжившая сотрудница «Дома ада» Сара, которая предоставляет видеоматериалы, снятые накануне трагедии, на которых запечатлена подготовка аттракциона к открытию, а также события той роковой ночи.
    • «ООО „Дом ада“ 2: Отель „Абаддон“» (2018) — после инцидента с аттракционом «Дом ада» прошло 8 лет (а с гибели документалистов из первой части — соответственно 3 года). И всё это время заброшенный отель Абаддон продолжает убивать людей. Ютуберы, блогеры, конспирологи и просто мимопроходящие сам-себе-режиссёры продолжают переться в проклятое здание, будто им там мёдом намазано, и бесследно исчезать в нём. Вот и сейчас, получив анонимную наводку о том, что в подвале отеля можно найти компромат на его первого владельца-сатаниста (уже много лет как покойного), новый отряд самоубийц-телевизионщиков (в которой входят знаменитый теле-экстрасенс и оператор предыдущего фильма, который не пошёл в отель и потому остался жив) отправляется в проклятую заброшку. Помянем.
    • «ООО „Дом ада“ 3: Озеро огня» (2019) — через 9 лет после трагедии с «Домом ада» (4 года поле гибели первых документалистов и 1 год после гибели вторых) богач по имени Рассел Уинн задумал вновь открыть отель Абаддон для широкой публики и поставить в нём «Фауста» Гёте. Что же может пойти не так? Найти ответ на этот вопрос попытается новая группа телевизионщиков с отсутствующим интинском самосохранения, приставленная к Расселу и нанятой им труппе актёров, чтобы зафиксировать подготовку к грандиозному спектаклю. По мере развития сюжета обнаруживается, что Рассел вовсе не такой уж идиот, как можно было бы подумать, услышав о его суицидальной задумке. У него есть план, и он его придерживается, отлично осознавая, что делает.
    • «ООО „Дом ада“: Особняк Кармайклов» (2023) — отель Абаддон сгорел, но кроме него в мире есть и другие проклятые дома. Например, особняк семейства Кармайклов, где много лет назад произошло загадочное массовое убийство. Для того чтобы разобраться в том давнем деле, вооружённая камерой интернет-детективка Марго приезжает в зловещий особняк вместе со своей девушкой Ребеккой и братом Чейсом. Они намереваются прости в доме пять ночей, фиксируя всё происходящее на камеру. Разумеется, ничего хорошего их там не ждёт, ведь тёмное прошлое дома Кармайклов тесно переплетено со событиями в отеле Абаддон. Даже не-совсем-манекены жутких клоунов сумели пробраться из отеля в особняк.
  • Кто сказал, что это непременно должны быть именно плёнки? Тимур Бекмамбетов срежиссировал и спродюссировал несколько фильмов, снятых с помощью скринкастинга.
    • «Убрать из друзей» (2015) — к скайп-конференции группы старшеклассников, чья подруга Лора Барнс недавно покончила с собой после травли в интернете, подсоединяется загадочный собеседник с ником Billy227. Сначала он кошмарит весёлую компашку, обвиняя их в причастности к самоубийству Лоры и извлекая на свет их грязные секреты, а потом начинает убивать этих лживых школотронов без отрыва от конференции.
    • «Взломать блогеров» (2016) — это примерно как «Убрать из друзей», если бы он был, во-первых, комедией, а во-вторых, тупым говном тупого говна. «Эксперимент, очевидно, неудачный».
    • «Поиск» (2018) — триллеро-детектив о том, как обеспокоенный отец пытается, не выходя из дома, отыскать не вернувшуюся из школы дочку. Как показывают дальнейшие события, волнуется он не зря…
    • «Профиль» (2018) — британская журналистка Эми получает задание написать статью о вербовщиках ИГИЛ (запрещённая в России организация). Для этого она создаёт профиль в соцсетях, прикидываясь наивной девочкой-подростком, недавно принявшей ислам, и вербовщик не заставляет себя долго ждать. Очень скоро Эми забывает о задании и попадает под его чары.
    • «Убрать из друзей: Даркнет» (2018) — сиквел фильма 2015 года, который не связан с ним сюжетно, но имеет схожую концепцию: «ужас из интернетов кошмарит участников скайп-конференции». Парень по имени Матиас, недавно присвоивший себе бесхозный ноутбук, весело проводит время, общаясь с друзьями по скайпу. Вот только его новый ноут не так-то прост: на нём обнаруживается уйма скрытых видеофайлов со снаффом а также программа для доступа к даркнету. Вскоре хозяин «ничейного» ноутбука выходит на связь, требуя вернуть украденное и угрожая в противном случае убить девушку Матиаса, а также любого участника конференции, который догадается о происходящем или завершит звонок.
    • «Возрождённые» (2023) — в не столь отдалённом будущем Ватикан умеет чудесным образом воскрешать недавно умерших людей. Священник Стэнли Мартин, чей сын Николас стал первым в мире воскрешённым, проводит онлайн-исповеди для людей, прошедших через процедуру воскрешения. После того, как один из его подопечных совершает массовое убийство, а церковь начинает всячески замалчивать информацию об этом инциденте, Стэнли пытается разобраться в ситуации и выходит на след связанного с воскрешениями зловещего заговора.
    • «Пропавшая без вести» (2023) — фактически фильм можно было бы назвать «Поиск 2», потому как концепция совпадает один в один — протагонист пытается отыскать пропавшего родственника, используя для этого навыки опытного пользователя ПК и всю мощь гугления в интернете. Только на этот раз не отец ищет пропавшую дочь, а девушка-тинейджер — пропавшую мать, которая отправилась в отпуск в Колумбию со своим новым бойфрендом и не вернулась в назначенный срок. Ждём через годик-другой фильм, похожий на «Взломать блоггеров» «Профиль».
  • «Обезьяна, страус и могила» Олега Мавроматти (2017) — якобы реальный видеоблог психически больного человека, живущего в зоне военных действий в Луганске. Герой рассказывает, что его похищали злобные инопланетяне-клоуны «Шарапов» и «Жиглов» из цирка «Лунатики», и за этим читается намёк на ужасы войны. На самом деле «инопланетяне» — это реальные люди и, судя по намёкам, участники боевых действий в ЛНР, от рук которых, вероятно, пострадал ГГ. В конце в «как бы документальном» фильме внезапно появляется мистический элемент, и герой силой мысли поджигает им квартиру.
  • «Поцелуи бабочки» (2018) — начинающий режиссёр Гэвин нашёл в своём доме коробку со старыми видеокассетами, на которых заснята дипломная работу двух студентов, пытающихся исследовать местную городскую легенду о призраке по прозвищу Любопытный Том. Якобы эту нечисть можно призвать, если в течение часа, не моргая, вглядываться в железнодорожный тоннель. И хотя условие кажется физически невыполнимым, студентам, похоже действительно удалось это сделать. Воодушевлённый находкой Гэвин решает доказать, что эта история реальна и смонтировать из найденных плёнок собственный фильм. Впрочем, общественность не слишком ему верит, считая что плёнки мистификацией, отснятой самим недо-режиссёром для привлечения внимания. Разобраться в этой запутанной истории должна приставленная к Гэвину съёмочная группа. Такой вот псведодокументальный фильм о документалистах, снимающих фильм о документалисте, создающем фильм на основе найденных плёнок. Помимо столь большого уровня вложенности кино примечательно ещё небольшим камео режиссёра «Ведьмы из Блэр» Эдуардо Санчеса, играющего самого себя.
  • «Психиатрическая больница Конджиам» (2018) — южнокорейский ответ «Искателям могил». Команда ютуберов-экстремалов пробирается ночью в заброшенную психбольницу[5] и устраивает прямую трансляцию оттуда. По легенде много лет назад директриса психушки убила в ней 42 пациента, а сама исчезла без следа, с тех пор это место проклято и населено призраками, и в ней до сих пор пропадают люди. Организатор эфира в призраков не верит, а потому вместе с посвящёнными в план участниками команды пытается инсценировать паранормальные явления, дабы напугать непосвящённую её часть и набрать вожделенный миллион просмотров. Мог бы не утруждаться, настоящая чертовщина не заставила себя ждать.
  • Комедийный ужастик «Безымянный фильм ужасов» (2021) — шестеро малоизвестных, но не совсем уж безвестных актёров (которых играют точно такие же малоизвестные, но успевшие немного примелькаться актёры), решили снять свой собственный ужастик в жанре «найденные плёнки», и в процессе случайно призвали нечто потустороннее. К тропу относятся и внутримировой и «наружномировой» фильмы.
  • «Лес самоубийц» (Япония, 2021) — с фитильком: Фильм начинается с прямой трансляции японской ютуберши, которая отправилась в заглавный лес и, конечно же, вскоре стала очередной его жертвой. Но этот отрезок заканчивается довольно быстро, а дальнейший фильм к тропу уже не относится.
  • «Феномен найденных плёнок» (2021) — документальный (не «псевдо-») фильм, в котором режиссёры, отметившиеся в жанре, рассуждают о его особенностях, а также рассказывают об истории его развития и наиболее значимых или ярких его представителях.
  • «Паранормальные явления. Дом призраков»[6] (2022) — развесёлый ютубер Шон, бросающий в своих видео вызов собственным страхам, задумал преодолеть страх перед призраками и вызвался провести ночь в очередном нехорошем заброшенном доме — и разумеется, с прямой трансляцией. Несмотря на блёклое название и банальнейшую завязку, фильм получился очень весёлым и динамичным. Это трэшовая (в хорошем смысле) чёрная комедия, снятая с выдумкой, с фантазией и довольно неплохо стебущая как другие подобные фильмы, так и реалии современных интернетов. При этом комедийный элемент дополняет хоррор, а не перетягивает одеяло на себя, как это обычно бывает в чёрных комедиях.
  • «Два капитана II» Курёхина. И его же видеолекция о броме.

Телесериалы[править]

  • «Секретные материалы» (1993) — эпизод «Секретные копы» (7 сезон, 12 серия) стилизована под выпуск телепередачи «Копы», съёмочная группа которой ходит по пятам за патрульным полицейским и снимает все его действия. Вот только на сей раз вместо обычных бандитов и наркоманов коп нарвался на некую очень страшную потустороннюю НЁХ, упорно не желающую попадать в кадр. А потом к расследованию присоединились Малдер и Скалли, и оператор переключился на них, справедливо рассудив, что сюжет об этих двоих поинтереснее будет. И не прогадал.
  • «Скорая помощь» (1994) — в одном из первых сезонов была серия, по сюжету которой местный телеканал снимал репортаж «один день приемного отделения многопрофильной городской больницы», снятая в псевдодокументальном стиле.
  • «Пси Фактор: Хроники паранормальных явлений» (1996) — сериал о спецслужбе, расследующей разнообразные паранормальные явления и необъяснимые происшествия — что-то вроде бюджетной версии «Секретных материалов». С фитильком: Первый сезон подавался, как реконструкция реальных событий, зафиксированных в отчётах означенной спецслужбы, и включал в себя псевдодокуметальные вставки вроде интервью с очевидцами. Но выдерживать полудокументальный стиль получалось не очень, и в последующих сезонах от него отказались.
  • «Причуды науки» (1997) — эпизод «Паника» (7 серия). Внутримировой пример, частично основанный на реальных событиях: Вся история вертится вокруг той самой легендарной радиопостановки Орсона Уэллса (правда, здесь он зовётся Карсоном) по мотивам «Войны миров» Герберта Уэллса, подаваемой под видом настоящего выпуска новостей (см. раздел «Прочее»). Вопреки названию, она не вызвала у землян такой сильной паники, какую приписывают настоящей радиопостановке, а вот присутствующие на Земле марсианские агенты приняли её за чистую монету и принялись мочить людишек направо и налево, чтобы помочь своим собратьям. А в итоге оказалось, что сам Карсон Уэллс был юпетиринским агентом и затеял всё это не просто шутки ради, а как раз для того, чтобы выявить и ликвидировать замаскированных марсиан — не из большой любви к землянам, а для устранения потенциальных конкурентов по захвату Земли.
  • Уже упомянутый в предыдущем разделе сериал «Парни из Трейлерпарка» (2001—2018) о трёх приятелях, живущих в трейлерпарке и зарабатывающих на жизнь мелкими преступлениями. Наснимали аж 11 сезонов и целую кучу полнометражек и всё в псевдодокументальном стиле. Один раз звукооператора даже подстрелили из ружья.
  • «Парки и зоны отдыха» (2009) — псевдодокументальный сериал о житье-бытье сотрудников департамента парков и зон отдыха.
  • «Школа» В. Г. Германики.
  • «Восьмидесятые» (2012) — одна из серий сделана в этом стиле: американцы снимают документальный фильм о советской молодёжи.
  • «Река» (2012) — популярный исследователь тайн планеты и телеведущий Эммет Коул бесследно исчез во время путешествия по Амазонке, куда он отправился для съёмок очередного выпуска своей передачи. Спустя пол года, когда поиски все уже были прекращены, с пропавшего корабля Эммета поступил сигнал бедствия. Друзья и родственники телеведущего снарядили экспедицию для повторных поисков и отправились в загадочный район амазонских дебрей, именуемый Боюна, откуда поступил сигнал. В каждой из восьми серий они сталкиваются с новыми мистическими опасностями, коими полна Боюна, по мере сил преодолевают их и, конечно же, фиксируют всё происходящее на многочисленные камеры, а иногда ещё осматривают найденные плёнки, оставленные командой Эммета, которая побывала в тех же местах до них.
  • «Документалистика сегодня!» (2015) — цикл пародий на известные в США документальные фильмы и сериалы от выпускников SNL. Детально воссоздают стилистику оригиналов, часто на грани оммажа.
  • «Реальные упыри», упомянутые в разделе «Кино», оказались настолько успешными, что обзавелись двумя сериальными спин-оффами. Тоже, разумеется, псевдодокументальными.
    • «Паранормальный Веллингтон» (2018) — помните, как в первоисточнике к вампирам нагрянули с проверкой копы, которые осмотрели весь дом, но так и не заметили ничего подозрительного, хотя это самое «подозрительное» было у них прямо под носом? Так вот, из этой зарисовки сделали отдельный сериал. Теперь операторы-документалисты таскаются за теми самыми двумя копами, которые в каждой серии расследуют новое паранормальное дело, тупя так же, как в фильме, но уже без обоснуя в виде вампирского гипноза.
    • «Чем мы заняты в тени» (2019) (в оригинале сериал называется так же, как фильм, просто на сей раз переводчики не стали пускаться в безумный креатив) — создатели второго спин-оффа не стали изобретать велосипед и сняли те же яйца, только в другой корзине. Операторы-документалисты снова следят за жизнью небольшого ковена вампиров, но только не того, что был в фильме, а другого. Вампиры из первоисточника тоже порой появляются в сериале в качестве камео.
  • «Rookie» (2018) — эпизод, посвященный бывшему актеру, основавшему свою секту.

Телевидение[править]

Мультфильмы[править]

  • Есть несколько мультиков у Текса Эйвери: «Автомобиль будущего», «Ферма будущего» и «Дом будущего». С одной стороны пародировались обучающие мультфильмы, а с другой — сюжеты из киножурналов и теленовостей.
  • Короткометражка «Меньше, чем человек» (2017) — действие происходит в мире, где некоторое время назад случилась эпидемии зомби-вируса, который был успешно побеждён и исцелён. Благодаря найденному лекарству, зомби избавились от тяги к поеданию мозгов и вернули себе рассудок, но сохранили облик гниющих, разваливающихся на части трупов. Телерепортёр прибывает в квартал, где живут бывшие зомби, чтобы взять интервью у двух его обитателей.

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк» — двухсерийная сюжетка «Пандемия» (12 сезон, 10 и 11 серии). Пародия на мокьюментари-фильмы в целом и на «Монстро» в частности. Рэнди купил видеокамеру и начал снимать всё, что видит. А потом на город напали гигантские морские свинки, и Рэнди заснял попытку Маршей и других горожан спастись. Получилось, разумеется, в худших традициях жанра: с нереально трясущейся расфокусированной камерой, снимающей всё что угодно, кроме того, что надо, сбивчивым дыханием и постоянными просьбами помахать ручкой и сказать «привет» в самых неподходящий момент.
  • «Годзилла» (1998) — вся 3 серия 2 сезона (за исключением последних нескольких минут) представляет из себя репортаж отважной журналистки Одри Тиммонс о том, как экотеррористы из организации S.C.A.L.E. напали на остров мутантов и освободили содержащихся там кайдзю. Тут есть материалы отснятые оператором на бегу трясущейся камерой, фрагменты интервью с участниками тех событий, взятых как во время, так и после происшествия, записи с камер наблюдения, комментарии самой Одри и даже записи, сделанные «из глаз» робота Найджела — в общем, отличная стилизация под мокьюментари.

Аниме[править]

  • В режиссёрской версии «Первого отряда» действие перемешивается с псевдодокументальными вставками, в которых якобы очевидцы событий, психологи и врачи комментируют происходящее.

Видеоигры[править]

В силу особенностей повествования, пседодокументальных игр не существует (Хотя как знать? Если встречали такие, напишите). Зато есть немало игр, вдохновлённых этим прекрасным жанром и позаимствовавших оттуда стиль, сюжет или просто интересные находки.

  • Slender: The Eight Pages (2012) — игра, которая в своё время наделала немало шума, способствовала резкому росту популярности Слендермена, до этого известного в основном любителям крипипаст, и обзавелась многочисленными пародиями, эпигонами и копиркиными. Главный герой (на самом деле героиня), а вместе с ним и игрок, смотрит на мир через объектив видеокамеры, отчего происходящее действительно напоминает найденную плёнку. А игровой процесс отсылает к кульминации сферического мокьюментари-фильма в вакууме, когда перепуганный оператор носится по ночному лесу с камерой, пытаясь спастись от чего-то непонятного и неразборчивого, но очень страшного, следующего за ним по пятам. Если хотите пережить подобный опыт в виртуальности, то лучшего варианта, пожалуй, и не найти.

Интернет-проекты[править]

  • SCP — собственно, целиком об этом. Истории про вымышленные объекты с фантастическими свойствами, изложенные в формате какбе реального научного исследования (и даже с фотографиями).

Прочее[править]

  • Радиопостановка Орсона Уэллса по книге Герберта Уэллса[7] В 1938 году в США «Война миров» была выполнена в виде репортажа о высадке пришельцев. По легенде, 1/5 часть слушателей приняла постановку за чистую монету, и началась паника (несмотря на то, что во время постановки диктор несколько раз напомнил, какая передача идёт в эфире и кто её автор). По альтернативному мнению, историю о массовой панике раздули газетчики, чтобы очернить деятельность своего лютого конкурента, радио. А вот в Эквадоре в 1949 году действительно дело кончилось тем, что эквадорцы, разгневанные тем, как их напугали, в итоге устроили на радиостанции погром с жертвами.

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Так, известная сцена самоубийства леммингов в фильме «Белая пустошь» (1958) полностью постановочная. Реальные причины колебания численности леммингов куда сложнее и связаны с кормовой базой, моделью «хищник-жертва» и миграциями.
  2. Другой вариант названия «Озеро Манго». Однако, правильно всё-таки «Мунго», потому как это реально существующий географический объект, который называется именно так. Кстати, это высохшее озеро, так что девушка утонула не в нём.
  3. «Странного человека» играет слишком приметный актёр Рэй Уайз (отец Лоры Палмер из «Твин Пикса»), что сильно подрывает веру в реальность происходящего. Впрочем, фильм и не позиционируется как серьёзное исследование, показывающее правду и только правду.
  4. Не путать с «Иерусалимом» 2013 года — тот просто документалка о городе. Нужный нам «Иерусалим» в оригинале пишется через «Z».
  5. Кстати, заброшенная психиатрическая больница Конджиам действительно существует. Она была закрыта по экономическим соображениям, но пользуется у местных дурной славой и считается одним из самых посещаемых призраками мест в Корее. В общем, эдакий корейский аналог нашей ХЗБ.
  6. В оригинале фильм называется «Deadstream», и с франшизой «Паранормальное явление» его связывают только жанр и левая пятка прокатчиков.
  7. Нет, они не родственники и даже не однофамильцы — их фамилии пишутся по-разному, Welles и Wells, соответственно.