Псевдо-бой-баба

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Faux Action Girl. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
На вид бой-баба, на деле дева в беде.
« Родилась милой девчонкой,
Но хочет об этом забыть.
Считает себя амазонкой,
Пытается ею быть.
Но если с ней говорить серьёзно —
Это неверный тон.
Ах милая амазонка,
Где же твой амазон?
»
— О явлении с юмором.

Быть крутым нелегко, и бой-бабой в том числе. Неудивительно, что некоторые претендентки на этот статус ему не соответствуют. Вот, например, эта девушка. Она круто выглядит, круто разговаривает, у неё репутация опасного бойца, она может эффектно напинать двум-трём головорезам в самом начале, и… всё. На протяжении дальнейшего сюжета все её попытки разобраться с более-менее серьёзным противником заканчиваются либо бегством от него (после чего остальным героям приходится её спасать), либо тем, что её, связанную, запихивают в мешок и увозят в высокую башню (откуда остальным героям приходится её спасать). В комплект могут входить сексуальное насилие и пытки. А то и что похуже (после чего остальным героям приходится за неё мстить). Короче говоря, это крутой женский персонаж, чья крутизна на поверку оказывается заявленной способностью.

Такое чудо обычно оказывается дочерью двух стереотипов — «нам нужен сильный женский персонаж» и «нам нужен женский персонаж, которого герою можно будет спасать». Хотя бывает и так, что автор пытался прописать настоящую бой-бабу, но… ну не вышло, и в итоге получился Балласт. Хотя казалось бы, в чём проблема — просто подойти к созданию женского персонажа так же ответственно, как и к созданию мужского, создавая персонажа не по причине «не, ну нужна девка же», а потому что нужен нормальный персонаж. А бывает, что автор, напротив, сильно не любит бой-баб и феминисток и специально создаёт карикатурный образ (как правило, ещё и непривлекательный внешне).

Также героиня статьи особенно часто становится жертвой захвата за локоток: она может знать боевую гимнастику, но стоит злодею ухватить её за руку повыше локтя — всё, она становится абсолютно беспомощной и может только простирать свободную руку к товарищам, пока её утаскивают за угол.

Внимание: если героиня фейлит не большую часть произведения, а лишь один-два раза, напоровшись на действительно опасного противника (хороший пример — Убивашка из «Пипца»), а в остальное время остаётся действительно крутой, то это не наш случай, а Крутой в беде.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • «Последний человек из Атлантиды» А. Беляева — принцесса Сель. Вроде бы крутая охотница, амазонка со своим отрядом воительниц… но оказывается заточена в башню (в буквальном смысле слова!) и совершенно беспомощно сидит там, пока её не спасает возлюбленный.
  • Е. Перченкова, «Отряд Евдокимова»:
«

Шепитько[1] в своём журнале писала, что умеет оказывать первую помощь, собирать-разбирать автомат и копать землянки, умеет в челюсть с ноги и под дых коленкой, и, кажется, даже допрашивать пленных. Евдокимов читал её больше года, прощал ей бабскую злобу и лишний гонор — вроде бы, дельная тётка: Стоит он, значит, и ждёт как минимум Сару Коннор, — и видит очкастую рыхлую клушу в изгвазданном офисном пиджаке и с размазанной тушью. Таскалась как черепаха, когда стреляли — принималась в голос рыдать. Евдокимов думал о ней, как правило, в духе: вот ё… твою мать.

»
— Екатерина Перченкова
  • Алиса Селезнёва, несмотря на храбрость, находчивость и способность забороть мальчишку, попадает в плен почти в каждой повести. И хотя из плена она нередко сбегает сама, в моменты опасности её обычно всё-таки спасает кавалерия.
  • Вера Камша, «Отблески Этерны» — Зоя Гастаки. Вот как раз тот случай, когда автор искренне считает, что «нет ничего страшнее дерущейся женщины» (© слово Божие) и это своё убеждение настойчиво продвигает в книге.
    • В то же время дамы там дерутся вполне успешно. Принцесса Матильда постоянно берётся за хлыст и пистолет. Вдова генерала Вейзеля отбивает вражескую атаку с помощью котлов с кипящим супом. Мэллит убивает молотком для отбивки мяса.
  • Б. Акунин, «Батальон ангелов» — Саша Шацкая. Из-за подростковых комплексов вступила в женский ударный батальон смерти, при этом будучи абсолютно неготовой и неспособной убивать людей, даже врагов, из-за чего и погибла.
  • Юрий Никитин «Мегамир» — Саша Фетисова, являющаяся испытателем и супердесантницей (просто «десантница», должно быть, звучало не круто по мнению автора). Собственно, книга с того и начинается, что её во время исследования Мегамира хватает муравей и утаскивает в муравейник. Где-то четверть книги уходит на её спасение. Потом становится ещё веселее — наглую и подчёркнуто независимую псевдо-бой-бабу приходится вытаскивать из озера, из паутины, из, простите, куска фекалий, который скатал навозник… Так что Саша доставляет много хлопот своему напарнику и главному герою, который вообще учёный, а не спасатель супердесантников.
  • Олег Верещагин обожает этот троп. Если в его тексте встречается женщина с оружием, то это либо юная дурочка, которая быстро поймёт, что ошиблась и её место на кухне, за сильным мужским плечом, либо опасная сумасшедшая, которая не менее быстро проиграет «настоящим бойцам».
    • Тем не менее, имеют место и исключения — наибольшее их количество встречается в дилогии «Путь домой» и «Скажи миру „нет“».
      • Исключения имеют место постоянно. В начале трилогии «Я иду искать» возлюбленная главного героя, Бранка, протыкает вражеского воина его собственным копьём. В первой дилогии цикла «Горны империи» мать главного героя, Валерия Вадимовна усмиряет разъярённую толпу, лихо расстреливает бандитов и, судя по шуточной потасовке с сыном, весьма крепким старшеклассником, драться тоже умеет.

Зарубежная[править]

  • Туи Сазерленд, «Драконья Сага» — Беда. Юная драконица, изначально очень напоминающая упомянутую выше Убивашку. На поверку оказывается, что драться-то она на самом деле и не умеет, а вся её крутизна связана со способностью испепелять прикосновением. Первый же огнеупорный противник (миролюбивый подросток с навыками рукопашной борьбы ниже среднего) ставит её на место. С фитильком, ибо огнеупорные противники попадаются на её пути не так часто, а с иными при её спецспособности можно изображать из себя Убивашку и дальше.
  • «Потоп» Сенкевича. Ануся Борзобогатая. В одежде и с саблей на поясе верхом смотрится аки амазонка. Но перед боем дрейфит. И по сути скорее символ для своих, чем комбатант. Бойцы там Володыевский (её жених) и резко повернувший направо Кмициц.
  • «Немного ненависти» Д. Аберкромби — субверсия в виде Савин дан Глокты. Поначалу она позиционируется как настоящая бой-баба (обучена фехтованию, железной рукой ведет бизнес), но сперва ее приземляет дан Горст, отправив в полет одним ударом (в воспитательных целях), затем она испытывает жесточайший шок, оказавшись в центре восстания. Однако при всем этом она быстро берет себя в руки и пытается спастись. По итогам перипетий ее крутизна проверок не выдерживает, но и классической девой в беде ее тоже назвать нельзя.

Фанфики[править]

  • Перумов, «Адамант Хенны» — Эовин (нет, не та). Впрочем, на фоне Оэсси-Тубалы она и сама начинает это понимать.
    • В предыдущей части также Сатти, помощница хрониста. Ее противник не смог поднять руку на девушку и просто оттолкнул ее, но не рассчитал силы.

Кино[править]

  • «Игла» — троп пародируется. Моро встречает Дину в тире. «Всё стреляешь?» — «Стреляю!». Дина несколько раз стреляет из пистолета по мишени и ни разу не попадает.
  • «Отряд с фантастической миссией». Эпизодическая предводительница бандиток очень много из себя понимала, но Са Ми, он же Том Сомерсон (авантюрист и мошенник, персонаж Джеки Чана), с относительной лёгкостью замотал её в её же одежду, отчего она сделалась небоеспособной. Тут нюанс: злодейка не то чтоб вовсе хилая, и не вконец неумелая — просто не способна держать себя в руках, и это ее подводит. А герой к тому же быстрый и ловкий, как таракан, и умеет драться гораздо лучше этой тётки, да ещё и троллит её всю дорогу, чем дополнительно выводит врагиню из себя и повышает шансы на собственную победу (которая и случилась), и без того немаленькие.
  • «Ван Хельсинг» — Анна Валериан. Последняя из рода, 400 лет занимавшегося охотой на вампиров, но за весь фильм фейлит и получает в таких количествах, что становится непонятно, как она вообще дожила до своего возраста. Может, у неё, кроме Велкана, была ещё куча братьев и сестёр, с которых вампиры начали?
    • Тут скорее Крутой в беде. Анна замахнулась на ОЧЕНЬ серьезных врагов, которые даже протагонисту оказались по зубам лишь после серьезного поднятия уровня крутизны. Кроме того, после поражений и неудач она не падает духом, а это — один из определяющих признаков истинной крутизны.
  • «Сорвиголова» — Электра Начиос. Её подвиги, показанные в фильме — это победа над слепым адвокатом, который не дрался всерьёз, и зверское избиение кучи мешков с песком. В бою с опасным и активно пытающимся её убить врагом она проживает несколько минут. «Был бы ты мешком с песком, я бы тебе показала!» © Nostalgia Critic
    • Справедливости ради: в одноимённом спин-оффе она вполне сносный боец. Вот только саи свои держит таким хватом, какой, по понятным причинам, не используют никогда. Как она не осталась без пальцев в первой же такой битве?..
    • К слову, тот самый первый и единственный противник — это крутой дракон главгада, приносящий немало проблем даже протагонисту, обладающему сверхспособностями.
  • «Кикбоксёр 4» — девушка-боец по прозвищу Мышка. Ногами она махать, в общем, умеет. Но это годится больше для показательных выступлений. Она так мала ростом и хрупка, что ей не светит против сколько-нибудь большого, сильного и умелого противника. Даже главгад Тонг По её жалеет — не бьёт (а когда всё-таки бьёт, то не очень сильно), хотя одним ударом мог бы вышибить ей мозги или сломать хребет.
  • «Звёздные войны: Пробуждение Силы» — капитан Фазма. Выглядит и действует в целом так, будто в кудряшках её начальника Кайло Рена больше крутости, чем в ней. А понтов у неё не меньше, чем у этого Кайло.
  • «Доспехи бога», фильм первый. Девушка — паршивый стрелок, похвалявшаяся, что она разрядница по стрельбе (в этой роли — фотомодель и лауреатка конкурсов красоты Лола Форнер).
  • «Защитники» — Ксения. Впрочем, здесь все главные герои такие.
  • «Бэйтаун вне закона» — педаль в асфальт: целый отряд байкерш-стриптизёрш-убийц, которые банду главных героев даже поцарапать толком не сумели, а перебиты были почти играючи.
  • «Чужой против Хищника» — наёмница Адель Руссо. По идее, она могла бы перестрелять лицехватов и если не предотвратить события фильма, то хотя бы еще больше спутать карты Хищникам. Но нет, Адель становится инкубатором для Чужих. Кстати, Руссо буквально оказалась красной рубашкой — когда девушка расстегивает свою куртку, взглядам зрителей предстаёт красная футболка.
  • «Смертельная битва» (1995) — Соня Блейд[3]. Запомните главное правило: если женщина говорит «Мне не нужна помощь», значит, ее придется спасать. Во всем турнире у нее всего одна победа: над самоуверенным мерзавчиком, которому ПРИКАЗАЛИ ЕЕ ДАЖЕ НЕ РАНИТЬ (о чем она прекрасно знала, но при этом била на поражение[4], и даже так едва не продула). А уж как она истошно орала, стоило Шан Цуну схватить ее за волосы… Обоснуй: возможно, от Шан Цуна исходило проклятие, и Соне было гораздо больнее, чем от обычного захвата за шевелюру.
    • В целом в этой франшизе Соня — боец армейского спецназа; но в прологе фильма она впервые появляется работающей под прикрытием в отряде полицейского спецназа, и «свежему» зрителю может показаться, будто умение драться для нее не главное. Тем не менее, она выходит на бой против вооруженного ножом амбала и хоть и с трудом, но побеждает. По лору, она не только хороший стрелок, но и постоянно тренирующийся мастер боевых искусств, а вот психологическая подготовка у неё немного подкачала, что видно и из фильма.
    • В фильме-перезагрузке 2021 года Соня — уже нормальная бой-баба без всяких «псевдо».
  • «Кровь и шоколад» — Вивьен. Пытается казаться крутой и независимой, но не в состоянии даже отстоять собственное мнение, когда вожак стаи оборотней ставит ее перед фактом, что она станет его очередной женой, потом не может отшить своего смертного ухажера, хотя отношения с ней опасны для его жизни, а когда, наконец, решает спасти его от стаи, то прибегает, когда он уже сам перебил всех напавших на него оборотней, кроме вожака, и оказывается им же ранена серебряным ножом.
  • Dune Линча — Чани настолько ходячая мебель, что, если не прочитать книгу, её наличие как важного персонажа можно вообще не заметить.

Телесериалы[править]

Отечественные[править]

  • «Глухарь. Пятницкий. Карпов» — зигзаг. Ирина Зимина поначалу сабж. Особенно ярко это выявилось, когда она не смогла выстрелить в человека преступника. Но потом она — очевидно, устыжённая этим случаем — начинает прокачивать себе крутизну, и в производных от «Глухаря» сериалах — «Пятницком» и «Карпове» — она уже настоящая бой-баба, да ещё какая! Сущая тебе Андромаха, победительница мужчин. Вот только, что печально, в комплекте с её окрутением идёт мафиозная деятельность и самосуд.
  • «Защита свидетелей» — с нюансами, прикрученным фитильком и деконструкцией, в третьей серии. Оля вообще-то нормальная бой-баба… но немного нервная (несмотря на всю свою очевидную моральную крутость, и редкую талантливость, и остроумие, и неоднократные БОЕВЫЕ подвиги в прошлом), и опасностей побаивается, особенно прячущихся где-то во тьме (слишком уж нервно размахивает пистолетом в такие моменты, да и сам факт наличия у неё пистолета непродуманно засвечивает, выскочив за порог: она ж была под прикрытием). Вообще-то можно понять: человек не железный, а женщина — и подавно, а у Оли сейчас сложный период в жизни (незадолго до этого спецзадания у неё и вовсе была клиническая депрессия). И всё же к атаке маньяка — которого и выслеживала — Оля готовилась-готовилась, а в итоге оказалась не готовой, и защитить тоже никого не сумела, и гад поранил Ольгу и всерьёз затеял убить. Если бы там не появился соратник — Оле настали бы кранты! А едва Олю спасли — с ней предсказуемо случилась истерика… и опять же всё очень понятно и натурально, вряд ли уместным будет укорять Олю именно за это.
    • Но в целом сыграло роль и то, что этого конкретного гада Оля долгое время ничуть не подозревала ни в гадстве, ни в неадекватности (а ведь он больной на всю голову, просто обычно не палит это!), и он ей даже понравился, между ними двумя началась «химия»… А Оля к тому же недавно рассталась с капризным-но-харизматичным мужем и находилась «в средне-активном поиске». Какая уж там бдительность! Поэтому она совсем не ожидала, что этот милый мужичок вдруг ка-ак…
    • Уже в начале следующей серии (правда, неизвестно, сколько конкретно времени прошло) Оля восстановила хорошую психологическую форму, и она опять «готова к труду и обороне».
    • Финальная серия. Поначалу Наташа Северова могла показаться амазонкой: как она лихо угрожала водиле пистолетом! Но вот она выследила злодеев — и осознала, что у них автомат и они готовы на всё. И опять получилась реальность: Наташа спряталась в сарае, вызвала по мобильному телефону подмогу, и трясущейся ручкой держит тот самый пистолет, колотясь в истерике. И искренне говорит, рыдая: «Ой, мамочка, как страшно!!». А когда она попыталась затеять перестрелку (говорили ж ей: «Сиди в укрытии и ничего не предпринимай!») — всё предсказуемо закончилось трагически. Одного из гадов ранила, и то хорошо.


Зарубежные[править]

  • «Девушки с характером» (V.I.P. 1998—2002) — протагонистка Валери Айронс в исполнении Памелы Андерсон.
    • Редкий случай, когда это сыграно абсолютно намеренно. Да ей и прямо заявляют, что работать будут профессионалы, а она лишь обеспечит рекламу.
  • «Великолепный век» — дочь адмирала Хайрутдина Барбароссы Михриниса. Описали и преподнесли очень крутой, но очень скоро превратилась в деву в беде.
  • «Шерлок»: Мэри — педаль в земную кору. Сильно напоминает описанную выше Электру: типа крутая наёмница «блистает» на экране простреленной на лету не глядя монетой и аж тремя вырубаниями людей, которые не ждали такого или физически не могли оказать сопротивления. Но при этом даже спасение из костра жениха (любимого, по словам… Шерлока!) полностью переложила на плечи Холмса, сама держась на безопасном расстоянии. Угрожавшего ей шантажиста, такого же молодца против овец, приставив пистолет к голове, заставила на коленях блеющим голосом умолять — а вот застрелить почему-то не сумела, вместо этого пустив пулю в грудь Шерлоку, который предлагал ей помощь(!), считая её другом. Когда же из прошлого явился действительно серьёзный противник, жаждущий её смерти, тут же пустилась в бега, бросив даже новорождённую дочь. Оказывается, несколько лет назад, когда её группа АГРА угодила в ловушку, она так же попросту сбежала, бросив на смерть «коллег». Услышав, кто сдал АГРА, кидается на эту женщину — но стоит той (старухе секретарю!) вытащить пистолет, сразу пятится, а впоследствии и не пытается обезоружить, даже когда та отвлекается на разговор с Шерлоком. Хотя сама противница сразу призналась, что оружие в жизни не применяла! В итоге погибает от пули той самой старухи. ПОДЕЛОМ.
  • «Викинги» — Торунн. Мечтала быть воительницей и рвалась в бой. Первое же ранение охладило её пыл.
  • «Бэтмен» 1960-х — Бэтгёрл. Похоже, авторы решили не ломать тогдашние стереотипы. Вот она и была больше девой в беде.
  • «Робин Гуд» — Кейт. Хотя товарищи говорят, что она хороший боец, она постоянно попадает в передряги, и остальным приходится её спасать. Из-за неё Робин бросает Изабеллу, которая в конце концов убивает его. В общем, она уж точно не замена крутой мусульманки Джак.
  • «Виктория-победительница» — Джейд Вэст (ну, псевдо-бой-девка). Раздавить яблоко, выбить дверь, порезать мусорную корзину, грозным взглядом разогнать детей — это она может. Но когда в тюрьме в другой стране ей нагрубила заключённая, гонор Джейд вдруг куда-то подевался. И когда навязчивые ухажеры явились на выступление, мисс Вэст была в ужасе. И при столкновении со зловещим клоуном на заправке девушка была испугана не меньше Кисы. И когда в серии про парад бандитского вида парень её приобнял, дальше скорченной гримаски дело не пошло. То есть при столкновении с человеком, который её не боится и не намерен отступать, Джейд превращается в обычную напуганную школьницу.
  • Kamen Rider Blade: Миюки Йошинага/Бессмертная Орхидея. Совсем уж беспомощной её назвать просто язык не поворачивается, но это не отменяет того факта, что она ни разу не вышла победительницей из показанных на экране битв, а зачастую ей и вовсе приходится спасаться бегством.
  • «Этим пыльным летом» — Тина Тимакова занимается боями без правил, ездит на мотоцикле, хамит всем вокруг и даже таскает за нос хлипкого журналиста, который и не думает сопротивляться. Зато в реальной драке с преступником она беспомощна. Спасает Тину её воздыхатель тихий интеллигентный адвокат Яша. Он ниже её на пол-головы, драться не умеет, но успешно вырубает убийцу кирпичом по голове.

Мультфильмы и мультсериалы[править]

Комиксы[править]

  • Empowered: троп сложным зигзагом. Эмп (Empowered «Emp») с точки зрения других суперов — постоянная дева в беде, позор, посмешище и мечта фетишистов. Но, как замечает Thugboy, она не сдаётся, даже зная, что попытки творить добро для неё всегда чреваты новыми унижениями. При этом на фоне Спуки и остальной команды Эмп выделяется наблюдательностью, интеллектом и высокими моральными качествами, а в альтернативном таймлайне стала лидером. Стоит отметить, что поведение суперкостюма Эмп напрямую зависит от её психического состояния, и в определённых условиях она может потягаться с местными «тяжеловесами», а её репутация — результат проклятия.
  • «Астерикс: Роза и меч» — троп отыгран необычно, практически субверсия, причём в неожиданном смысле. Маэстрия себя бой-бабой и не ставила, хотя её легко можно за таковую принять, поглядев на её мощную стать, суровость и напор. Да ещё воинствующая феминистка, вроде бы амазонка амазонкой… Но, получив по лицу от римской воительницы, сразу сдулась и расплакалась. Душа у неё нежная, она в мире высокой моды как рыба в воде! Она изо всех сил старалась быть не воительницей (несмотря на крепкие кости и могучие мышцы), а неформалкой, общественной активисткой, человеком искусства и интеллектуалкой!
  • Castlevania: The Belmont Legacy — Иллия Бельмонт (в девичестве Риктор). Меч бросает лихо, но ничего путного не сделала: поперлась куда не просили. В результате погиб сопровождавший ее паренек, а сама она попала в плен к Дракуле и до финала болталась на стене, только сыпля угрозами. А в финале в ее нерожденного ребенка вселился Дракула. При этом настоящая бой-баба тут тоже есть — Паша Тотоян.

Веб-комиксы[править]

  • «Tales of the Blood Moon» от Gesperax — вся четвёрка героинь: вампирша леди Афанасия, оборотниха Ливонна Грау, ведьма Каджира и орчиха Волчий Клык. В опасной ситуации предпочитают не лезть а драку, а спасаться бегством. Обычно им это не удается, и они получают крепкую порку.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Берсерк — Фарнезе. Воевать против безоружных крестьян, жечь еретиков и пытать Гатса, который и в плен-то попал только потому, что устал до обморока — всегда пожалуйста. А вот отдохнувший Гатс легко её обезоружил голыми руками. После присоединения к означенному Гатсу меняет амплуа со слабого мечника на ученика чародея и больше не бесполезна, но бой-бабу из себя уже и строить не пытается.
  • По возрасту псевдо-бой-девка, а в целом подходит. Почти принцесса (дочь лорда Калверта) Марлин, желающая захватить власть в государстве, из аниме из цикла «Рубаки» — «Slayers Gorgeous» (1998 г.).
  • Naruto — Анко Митараши неплохо удаётся запугивание подростков и избиение статистов, но она неизменно фейлит любое серьезное дело, так как ей не хватает ни сил, чтобы биться с сильными врагами, ни интеллекта, чтобы не вступать в такие схватки.
    • Узнав о присутствии мощного ниндзя-преступника Орочимару на экзамене юных ниндзя, Анко, вместо того чтобы поднять тревогу, срочно эвакуировать детей и звать подмогу, завернула пафосную речь и была легко вырублена Орочимару (как его бывшая ученица она не могла не знать об огромной разнице в их силе). Такие кретинские действия имели катастрофические и далеко идущие последствия — убийство двух старост деревень ниндзя, предательское нападение и разрушение деревни Скрытого Листа (от захвата спасены исключительно силой авторского произвола), предательство Саске Учихи.
    • Сакура, по крайней мере в первой сотне-другой эпизодов. Теорию-то она знает, приёмы учит лучше всех, и вообще — умница и отличница. Но вот противника реально кунаем ткнуть — кишка у неё тонковата.
    • Её подруга-соперница Ино ничуть не меньше отжигает на этом поприще. В первых сезонах они были таким балластом, что даже их схватка один-на-один закончилась их обоюдным обмороком!
    • Зато в «Ураганных хрониках», подучившись у настоящей бой-бабы Цунадэ, Сакура становится действительно ценным членом команды — и раны умеет лечить, и пенделя может выписать такого, что мало не покажется. Одна беда — на фоне ещё больше качнувшихся Наруто и Саске так и остаётся балластом.
  • Hokuto no Ken — Мамия. Вообще-то дерётся неплохо, но только против рядовых головорезов, не более двух за раз. В сеттинге, где гигантские головорезы — обыденность, а рука крошит отточенную сталь, ей бы сидеть тихо, ан нет — геройствовать хочецца…
  • Saint Seiya — Орёл Марин. Серебряная Святая (на ранг выше главгероев), учительница главного героя Сейи — изначально подавалась как бой-баба и шестой рейнджер для пати, но уже к концу первой арки любая попытка Марин помочь стала заканчиваться тем, что ее избивают/ранят/берут в плен, и уже Сейе приходится ее спасать.
  • KonoSuba — вся бедо-команда главного героя. Аква постоянно хвастается своей божественной мощью — и против демонов и нежити она действительно настоящая имба. Да вот только любая простая недемоническая зверушка способна отобедать ею без особых проблем, и если бы не «Казумусик», то в желудке первой же гигантской жабы она и закончила бы свои дни. Могучий архимаг Мегумин способна скастовать мегамощное заклинание «Взрыв», сравнимое по силе с тактическим ядерным зарядом. Ровно один раз в день. После чего валится без сил, и противник может делать с ней всё что угодно и в любых позах. Даркнесс вообще выдавливает педаль в бездны царства Слаанеш — эта извращенка-мазохистка специально пошла в авантюристы с надеждой на то, что её захватят в плен демоны и потом будут долго насиловать и пытать!
  • «Appleseed» (2004) — Дюнан в психологическом плане. Представлена как великий воин, опытный боец, прошедший войну. Но в финальной битве ведет себя как растерянная и влюбленная девочка. Когда ранят товарища — обо всём забывает и пытается кинуться ему на помощь, а не спасать флешку. А уж когда ранят любимого — сгорел сарай, гори и хата, будет сидеть с ним на руках и плакать, и неважно, что ради этой флешки погибли её мать и товарищи, и прямо сейчас погибает целый город.
  • Ninja Scroll The Series — Сигурэ. Поначалу строит из себя натренированного воина, которым она не является. Не может оказать врагам достойного сопротивления, а иногда даже и не пытается. В общем — типичная дева в беде, которую то и дело приходится спасать, так как сама она постоять за себя не может.
  • «Молодой невинный мастер Лу» — Лу Дин Нин, позиционируется как крутая тетка, но почему-то из беды её раз за разом вытаскивает её возлюбленный Цзянь Цзе (в финале, чтобы её спасти, Цзянь Цзе был готов даже устроить дипломатический кризис между Францией и Китаем).
  • Ushiro no Shoumen Kamui-san — самозванный медиум-охотник за духами Инагава. В первый раз, когда вздумала призвать с подругами Коккури-сан, лишь вмешательство Камуи уберегло их от беды, а вот когда сама отправилась в горы на охоту, вернулась одержимой, и пришлось опять Камуи с Шизукой выручать ее.

Видеоигры[править]

  • Final Fantasy VIII — Риноа, пополам с Геймплей вразрез с сюжетом. В ходе боев дерется наравне с остальными, но по сюжету то и дело попадает в очередную задницу, из которой ее приходится вытаскивать.
  • Хентай-игры студии Scale Garden построены вокруг тропа чуть более, чем полностью. Каждая игра строится вокруг того, что очередная псевдо-бой-баба натыкается на злодеев, которые показывают ей её истинное место в жизни.
  • Serious Sam 3: BFE — Бомба (Hellfire) при первом появлении выглядит как крутая бой-баба, но ей ни разу не дают возможности проявить себя с этой стороны, а по сюжету она погибает от рук гнаара — слабейшего монстра в игре. Возможно, перед своей смертью ей удалось подстрелить нескольких врагов, но нам этого не показывают — виртуальный оператор смотрит не в ту сторону.
    • Ситуация смотрится ещё страннее при наличии Serious Sam 4 — приквела к BFE, в котором данная барышня опять же заявляется как вполне серьёзный боец, которой сценаристы выдали немало моментов закадровой крутости (в одной из второстепенных миссий даже прямо сказано, что она в одиночку расправилась с ордой врагов, в том числе нескольких великанов-хнумов), да и как бессмертный NPC-напарник с миниганом она крайне эффективна.
  • Dark Souls 3 — Сиррис из Бессолнечных Земель. Отыгрывает паладина, но является на удивление слабым и бесполезным бойцом, что в виде фантома, что в обычном виде. Нужно очень постараться, чтобы не дать ей умереть в ходе выполнения цепочки её квестов. На NG+ её нередко убивают с 1-2 ударов.
  • Fallout: New Vegas: Кристин Ройс из дополнения Dead Money — пример «на грани». Она — штатный ликвидатор Братства Стали, отлично владеет всеми видами оружия и в геймплее вполне себе раскатывает людей-призраков (которые далеко-о не гумбы). Но по сюжету… начнём с того, что Элайджа, её «клиент» и бывший начальник, надел на неё ошейник со взрывчаткой, а затем Дин Домино обманом запихал её в автодок, где она лишилась голосовых связок, откуда мы её и спасаем. Дальше уже Курьер может заманить её в еще одну ловушку (не стоит этого делать — обидится), ну и под конец она снова попадает в плен к автоматической охране в номерах Сьерра-Мадре (вместе с остальными). И, наконец, вновь обретя голос, она расскажет, что ещё в Большой Горе Элайджа запер её в медицинском центре, где её не лоботомировали полностью только благодаря Улиссу. Впрочем, здесь разгадка не в том, что Кристин не крута, а в том, что Курьер, Элайджа и Улисс круты вне категорий, но всё же, 4—5 «попаданий»…
    • Ну, в ошейник и Курьер угодил, а в Большой Горе ей не повезло — она почти достала Элайджу, но на нее напали лоботомиты, а дед пустил на них всех роботов-камикадзе.
  • Трилогия Ninja Gaiden для NES — Ирен Лью. В первой игре она агент ЦРУ, чья роль в сюжете заключается в том, чтобы дать Рю проклятую статуэтку и затем попасть в плен к главгаду, чтобы тому было на кого эту статуэтку у героя выменять (причём после обмена девушку так и не отпустил, подлец). Во второй её и вовсе похищают за кадром, держат заложницей всю игру, а в конце вообще убивают, но меч Рю её воскресит. В третьей же (хронологически происходящей между первой и второй) ей выходит послабление: в прологе она якобы гибнет, спасаясь от злого двойника Рю, но в середине игры возвращается и нападает на этого самого двойника с автоматом. Вот только, в отличие от Рю, Особыми Ниндзявскими Силами она не обладает, поэтому от её автомата толку оказывается никакого, а остаток игры она вынужденно проводит в роли наблюдателя в первых рядах (ну хоть не в беде), пока Рю в очередной раз спасает мир.
  • Dragon's Dogma — внутримировой пример с Марседес, в том плане, что её внутренние моральные терзания основаны на страхе, что она только играет роль рыцаря, и ничего толкового из себя не представляет. Это её чувство усиливается после проигрыша Жюльену (аналогично, если вы победите Жюльена вместо неё).
  • Как правило, в любой RTS с подразделением каждой враждующей стороны на субфракции с одинаковыми и эксклюзивными юнитами под патронатом персонажа-генерала обязательно будет хотя бы одна-две командиров в юбке, которым не обязательно вести свою армию личным примером, но в тактике они могут не уступать своим коллегам сильного пола:
    • Starcraft: сплошные инверсии и зигзаги тропа. За большую часть командиров-женщин можно сыграть в компании (у зергов — ещё и в мультиплеере), или — на худой конец — в Heroes of the Storm. Единственное исключение — Мира Хан, которая в отличие от остальных не только избегает лично участвовать в боях, но и командует одновременно с мужем (бедный-бедный Мэтью).
    • Red Alert 3 — у каждой сверхдержавы по одной такой: Жанна Агонская от СССР, Лизетт Хэнли от Альянса и Наоми Ширада от Империи.
    • Command & Conquer: Generals — подобно примеру выше: Алексис Александер от США и Линг от Китая. Женщин-генералов от GLA должны были завести в сиквеле, но игра так и не увидела свет.
      • Субверсия: «Чёрный лотос», герой-юнит Китая. Сама по себе — крутой хакер, способная устроить внеплановую инфляцию неукреплённой вражеской базе. Но увы — как-либо атаковать даже вражескую пехоту она просто не способна.
    • Halo Wars — собственно, таковыми распологает экипаж «Духа огня». Серина и Изабель — бортовые ИИ, поэтому в боях не участвуют. Профессор Андерс редко участвует в боях, но за себя постоять может. А вот полковник Кинсано — уже полноценная бой-баба.
  • Książę i Tchórz — Дама-в-Маске (она же принцесса Шандрия). За два года до событий игры по ошибке ее поймал демон и утащил в Ад, но вместо того, чтобы извиниться и отправить домой, отдал ее Князю Вампиров за старые долги и замел дело под коврик. Протагонист находит ее, и в итоге потом по сюжету вызволяет из тюрем и оков три раза подряд, не получая от нее почти никакой благодарности, пока та пытается сама отомстить демону и в процессе раз за разом наступает на одни и те же грабли:
«

— Тебя ещё не поймали? — Не поймали. И не поймают. И тебя бы не поймали, если б ты головой думала, а не левым каблуком. — Ой-ой, дорогой ты мой, хочешь, чтобы я тебя на коленях о помощи просила? «Мой сильный и хитрый герой, мой спаситель». — Ты говори дальше, говори. И на колени уж тогда вставай. — Мне теперь твоя помощь не нужна! Сама справлюсь! — Ага, конечно-конечно. Боги любят троицу, да?

»
— Дама-в-Маске хочет быть бой-бабой, даже попав в одиночную камеру в Аду
  • Psychonauts — Лили: она крута, но большую часть игры проводит в плену.
  • Pathfinder: Kingmaker — Валери. В начале игры долго и нудно ноет, как устала от собственной красоты и внимания мужчин, но впадает в настоящую депрессию, получив кистенем по лицу и этой самой красоты лишившись.
  • Sniper Elite 4 — София ди Рокко, глава партизанского отряда. Руководство спешно приняла от отца, которого схватили немцы и увезли в неизвестном направлении, а вообще по основному призванию она медсестра, поэтому собственно организаторских способностей у неё немного. Под командованием Софии отряд и полег практически в полном составе, поскольку девушка, уцепившись за надежду освободить отца, завела товарищей в ловушку. Под конец сгодилась только для того, чтобы поймать пулю вместо главного героя.
  • War Front: Turning Point — Эльза Адлер. Ее активное умение позволяет ей успешнее сбегать с поля боя, а пассивные направлены исключительно на повышение живучести.

Музыка[править]

  • Infornal FuckЪ — «Ингвар-подкаблучник». Жена конунга отобрала всю власть у мужа, начала изображать из себя воительницу. Но сбежала с первой же битвы, поскольку ей надо было поменять тампоны.

Примечания[править]

  1. Нет, не та кинорежиссёр. Другая Шепитько.
  2. Внешность обыкновенная, даже симпатичная, если не считать вечно суровой физии и двухметрового роста. В фильмах рост видно, а всю прочую внешность нет: Фазма постоянно в форменном комбинезоне, бронике и закрытом шлеме.
  3. В игровой франшизе-первоисточнике она — бой-баба без всяких «псевдо»… но с некоторыми заметными психологическими проблемами, так что в принципе оказаться в ситуации, показанной в фильме, она могла-таки, если бы ей особенно не повезло. Да и тот факт, что злодеи её похитили и держали в плену у Шао Кана и Шан Цуна, тоже взят прямёхонько из канона. Причём в основном таймлайне Соня провела в этом плену не несколько часов, как в фильме, а несколько месяцев (в некоторых из побочных таймлайнов, по милости Матушки Кроники, могло быть по-разному, в частности, могла быть и буквально такая сцена, как в фильме).
  4. Это потому, что, по лору, Соня люто ненавидит Кано (он бесит Соню тем, что работает на ОПГ «Чёрный Дракон» и на мистических злодеев; а в большинстве таймлайнов его поступки вдобавок причинили Соне много страданий), и Соня готова мстить этому человеку почти любой ценой. Она жаждет смерти Кано, и ни о каком «благородстве» с её стороны тут и речи быть не может. Ах вот как? Кано выполняет приказ беречь меня? ну, значит, он сам себе злобное буратино, и так ему и надо.