Психотронное оружие

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Убивать врагов, конечно, весело, но не всегда рационально. Куда эффективнее будет промыть им мозги и отправить воевать против собственных товарищей. А если возможности тонкого дистанционного управления нет, не беда — пусть сойдут с ума, перебьют друг друга, разбегутся в панике или уснут. Что вы говорите? На нашей стороне нет достаточно сильного псионика? Он нам не нужен! Новейшие достижения нашей передовой науки позволили создать его: психотронное оружие!

Под троп попадает любое техническое устройство, воздействующее на разум жертвы и при этом пригодное для использование именно как оружие (то есть, не требующее предварительно прикручивать жертву к стулу или заранее внедрять в неё чип управления). Чаще всего речь идёт о воздействии на мозг электромагнитным излучением или звуком определённой частоты, но возможны и менее наукообразные объяснения. Специализированные магические артефакты и усилители собственных гипнотических способностей владельца тоже подходят.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Свирель бога Пана повергала всех слышащих её в состояние безотчётного ужаса. Отсюда само слово «паника».
  • Часть «небесного оружия» из индийской мифологии оказывала различные психологические эффекты — погружала в сон, принуждала танцевать или, опять же, ввергала в панику.
    • Гусли-самогуды из одноимённой русской народной сказке заставляли плясать всего лишь скотину, но кто мешает применить их и против агрессора?
  • В современной конспирологии — всё, что угодно. Телефоны, телевизоры, резонаторы Гельмгольца, адронный коллайдер и вообще любое техническое устройство сложнее пылесоса. Свежий тренд — вышки 5G.

Литература[править]

  • Александр Беляев, «Властелин мира» — мыслепередатчики Шитрнера, как бы не первопример. Позволяют внушать мысли на расстоянии, в том числе массово, всем, кто не имеет специальной защиты (металлическая клетка, которая защищает мозг это такого излучения — это обычная реальная клетка Фарадея). Немецкое правительство объявило Штирнеру войну, но по его внушению солдаты ударяются в панику или обращают оружие против своих.
  • Братья Стругацкие:
    • «Обитаемый остров» — излучатели Страны Отцов на Саракше, подавляющие критическое восприятие у подавляющего большинства населения, которое начинает просто боготворить авторитетов. Существуют как в стационарной версии (сеть башен-ретрансляторов), так и в мобильном варианте, который можно ставить на танки.
    • «Трудно быть богом» — упоминаются спутниковые гипноизлучатели, с помощью которых земляне могут провести массовую реморализацию планеты. Не станут, ибо неэтично, но теоретически могут.
    • «Пикник на обочине» — «зуда», артефакт из Зоны, при активации выдающий целый спектр неприятных псионических эффектов.
  • Гарри Гаррисон «Стальная Крыса» — главгерой для разгона толпы пару раз использовал вызывающие панику самодельные генераторы инфразвука, называемые «зуда». Первая книга цикла написана в 1985, поэтому термин явно взят переводчиком на русский у АБС.
  • Роджер Желязны, «Князь Света» — воющий скипетр Кали, внушающий подсознательный ужас врагам. Даже ракшасов замедляет и дезориентирует. Возможно, является генератором инфразвука.
  • Сергей Лукьяненко, «Императоры иллюзий» — генератор шиз-луча, вызывающего безумие. Рассматривался как вариант оружия против обладателя а’Тана (возможно, для этого и был создан), но выяснилось, что в новом теле к жертве возвращается разум.
  • Василий Головачёв — в серии книг Запрещённая реальность неоднократно упоминаются гипноиндукторы и гипноизлучатели различных модификаций.
  • Сергей Иванов, «Мёртвый разлив» — здесь гипнотическое внушение обеспечивается специальными вставками, которыми в добровольно-принудительном порядке снабжают, якобы для улучшения качества работы, все телевизоры. Впрочем, вставки только обеспечивают массовость воздействия, а происхождение самого сигнала завязано скорее на магии, чем на технологии.
  • Сурен Цормудян, «Второго шанса не будет» — «генераторы чудес» предполагалось использовать для своих: чтобы укрытые в метро люди не предавались панике и отчаянию. Что-то пошло не так — из гнилых людей такие установки поднимали наружу всё самое мерзотное, что в них есть. Таких оказалось больше ожидаемого, плюс некоторые неплохие люди тоже переходили на тёмную сторону. Хуже всего то, что излучатели наделяют людей паранормальными способностями.
    • Комплекс HAARP, помимо прочего, тоже является «генератором чудес». Более того, с собственным самосознанием.
  • Олег Дивов, трилогия «След зомби». Весь сюжет крутится вокруг более чем успешной попытки советских ученых создать такое оружие и последствий этой программы.
  • Анатолий Мошковский, «Семь дней чудес». Найденный главным героем приборчик — не совсем оружие, но с учётом, что им, в частности, можно внушить неконтролируемый страх, может быть использован и в таком качестве.
  • В одной из книг цикла «Метро» есть относительно гуманный вариант — галлюциногенная пыль из спор. Вдохнувший впадает в состояние умиротворения и не на что не реагирует, но в целом вреда не получает.
  • Опусы Ганса-Ульрика фон Шварца, утверждающего о разработке психотропного оружия в Третьем рейхе.
  • «Альфред Хичкок и три сыщика» — в первой повести «замок с привидениями» оборудован инфраизлучателем.

Кино[править]

  • Дивергент — пули с управляющими чипами в третьем фильме. Редкий пример «контактного» психотронного оружия.
  • Киновселенная Marvel — скипетр Локи, внутри которого скрывался один из Камней Бесконечности, позволял в том числе брать под контроль сознания людей.
  • «Фантомас разбушевался» — похищенные Фантомасом ученые вели для злодея разработку гипнотического излучателя.

Мультфильмы[править]

  • «Ну, погоди!» (16-й выпуск) — гуслями-самогудами Заяц заставил плясать Волка против его воли, и тот с испугу закричал «Заяц, Заяц, кончай!» (т. е. прекрати играть). Потом Волк то же самое учинил Бабе-Яге. Устоять не смогла даже избушка на курьих ножках.
  • «Базз Лайтер из звёздной команды: Приключения начинаются» (спин-офф «Истории игрушек») — «зурготронный мегалуч» императора Зурга, сделанный на основе артефакта Маленьких Зелёных Человечков. Позволяет дистанционно подчинять целые планеты.
  • «Миньоны» — гипношапка, с помощью которой один из миньонов гипнотизирует трёх охранников Тауэра. Внушение нужно непрерывно поддерживать.

Мультсериалы[править]

  • W.I.T.C.H. — Рог Гипноса, заставляющий услышавших его подчиняться приказам владельца рога.

Комиксы[править]

  • Marvel — Церебро, вундервафля Профессора Ксавьера. С фитильком, ибо работает не сама, а играет роль усилителя чьей-то телепатии. Обычно работает всего лишь на отслеживание мутантов по всей планете, но может быть перенастроена и на ASSUMING DIRECT CONTROL… опять же по всей планете. ИЧСХ, от неё предохраняет шапочка из фольги, только толщина нужна сантиметров эдак в пару — такие носят Магнето и Джаггернаут.
  • DC — толк в сабже знает Безумный Шляпник, с помощью подчиняющих головных уборов ловко околпачивающий готэмских бонз. Да и газы Пугала явно где-то близко.

Видеоигры[править]

  • Распространённый сюжет в эротических играх: героине (а то и герою) периодически демонстрируют ярко (на уровне «смерть эпилептикам») вспыхивающие нарезки фото или видео с откровенными сценами и речью/текстом, настойчиво убеждающими последовать примеру персонажей, находящихся в пассивной роли. Примеров не надо.
    • Нередко, герой становится обладателем какой-то формы прибора или артефакта, воздействующего на разум, что и объясняет согласие всех встречных НПС заняться с ним сексом.
  • Age of Wonders: Planetfall — на псионическом воздействии специализируются Кир’Ко и Синдикат. Но если у первых атаками на вражеский разум занимаются специально выращенные жуки-псионики, то вторые полностью полагаются на технику — от ручных пси-винтовок до танков и летающих дронов, оборудованных изощрёнными психоорудиями.
  • Assassin's Creed — некоторые из устройств Первой Цивилизации, такие как Яблоко или Посох Эдема. Попытки той или иной стороны завладеть ими составляют одну из основных движущих сил сюжета.
  • Dune II — девиатор Ордосов. Эффективен чуть более чем никак, за одним исключением: врага можно отправить долбить точку где-то в уголке — и он это будет делать постоянно, даже перекрасившись в свой цвет, а у врага лимит юнитов уменьшается на единичку.
  • Imperium Galactica II — корабельное супероружие Шинари, манипулятор. Позволяет брать под контроль вражеские корабли.
  • Stellaris — Оружие колоссов «божественный луч» промывает мозги (и превращает в телепатов) всем органикам на планете, но убивает синтетиков и роботов.
    • «Распылитель нанороботов» машинных империй превращает всех жителей в подключенных к коллективному разуму киборгов.
  • Mass Effect — индоктринация Жнецов, техногенный аналог телепатических способностей Левиафанов.
  • Red Alert 2 — техника Юрия: танк Mastermind (в отличие от клонов Юрия, берёт под контроль целую группу юнитов), психобашня (то же самое, но в стационарном варианте) и ультимативное оружие Пси-Доминатор, позволяющее переподчинить игроку всех вражеских юнитов на определённой территории.
  • Rimworld — артефакт «Копьё безумия», который заставляет всех животных на карте сойти с ума и броситься в атаку на всё что видят. Хорошей тактикой будет активировать это во время крупного рейда и запереться на базе на денёк, пока непутёвых налётчиков разрывают злые белки
  • S.T.A.L.K.E.R — Выжигатель мозгов как самый яркий пример, но вообще тут такого хватает.
  • StarCraft — пси-эмиттер. Именно психотронным оружием может считаться очень условно, поскольку сам по себе не ломает людям мозг… зато приманивает на планету огромную кучу зергов.
  • World of Warcraft — гипношлем, создаваемый инженерами. «Шапочка из фольги навыворот», позволяющая на непродолжительное время брать врагов под контроль.
  • X-Com — псионические усилители.
  • Серия Fallout — гипнотрон, довоенное оружие подчинения класса «B».
  • Streets of Rage — гипномузыка Игреков из четверки вполне подойдет
  • War Front: Turning Point — своего рода психотронным оружием можно счесть советские Башни Пропаганды, позволяющие переманивать войска противника на свою сторону.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000 — некоторое звуковое оружие Империума, Хаоса и Эльдар, деморализующее противника и воодушевляющее союзников (остальное просто разрывает пехоту и технику звуковыми колебаниями). Особенно преуспели на этом поприще Тёмные Эльдар — им, за отсутствием живых псайкеров, приходится обходиться психоактивными боевыми артефактами от гомункулов, вроде Сферы Отчаяния (своеобразная пси-граната).

Реальная жизнь[править]

  • Физик Роберт Вуд однажды сконструировал для театральной постановки трубу, издававшую инфразвук. По замыслу, она должна была вызывать у зрителей ощущение таинственности, но на репетиции «мелодия» вызвала у людей в здании неописуемый ужас, да к тому же умудрилась войти в такой резонанс, что стены заходили ходуном. Трубу немедленно выкинули, а из уст в уста пополз слушок, что неописуемый ужас имел вполне материальное выражение. Это послужило основой для байки о так называемой «коричневой ноте» — и для вполне реальных испытаний нелетального инфразвукового оружия.
    • Скорее всего ужас вызвал именно сам факт, что всё начало трястись и посыпалась штукатурка, а вовсе не некий ужас, нагнанный инфразвуком самим по себе.
  • С прикрученным фитильком: химическое оружие психомиметического действия.
    • Это уже психотроПное. Психотронное - воздействие на психику не химическими веществами.