Пунктирное повествование

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Dashed Plot Line. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Форма повествования, при которой сюжет состоит из нескольких частей (эпизодов, глав, актов и т. д.), разделённых большими временными промежутками (месяц, год или более). Повествовательное пространство сберегается за счет показа только интересных и важных моментов. Используется, когда необходимо рассказать длинную историю, занимающую годы (например эпопею или автобиографию).

В отличие от единичного пропуска времени в непрерывной истории, при пунктирном повествовании используется многократный пропуск лет жизни персонажей.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Библия:
    • Законоположительные и исторические книги Ветхого Завета. Между событиями разных глав этих книг может проходить несколько лет… или несколько тысяч лет.
    • Евангелие. Многие годы проходят между Рождеством, эпизодом с участием Иисуса в храме и началом Его проповедей. Неоязычники нью-эйджерского толка на этом месте обычно начинают фантазировать о том, в каких дальних краях Иисус в это время бывал и у каких мудрых гуру набирался гурости мудрости. Реальность, как всегда, намного прозаичнее: в христианстве личность Христа важнее Его учения, так что акцент в Писании делается не на том, что Он проповедовал, а на том, что Он — это Он. Ранние годы Его в этом разрезе попросту незначимы.

Литература[править]

  • Виктор Гюго, «Отверженные».
  • Карло Коллоди, «Приключения Пиноккио».
  • «Велесова книга», представляют собой отдельные дощечки, в каком порядке их читать никто не самом деле не знает. И собственно само название было дано, по сути с потолка, во время публикаций того, что Миролюбов сумел в них разобрать и перевести. В первых отечественных изданиях публиковались чисто по кодам, для которых был своеобразная расшифровка (опубликованные Миролюбовым при жизни, опубликованные после его смерти — имели специальную литеру), а потом Александра Асова, главного популяризатора книги на постсоветском пространстве, понесло.
  • Вера Камша, «Хроники Арции» — вторая дилогия склонна к многолетним пропускам между частями.
  • Уолтер М. Миллер-младший, «Страсти по Лейбовицу» — три основных раздела книги отделены друг от друга столетиями истории.
  • Борис Акунин, «Смерть Ахиллеса» — Первая половина второй части, в которой описывается жизнь Ахимаса до его назначения в Москву, пропускает много лет между значительными событиями его юности, его становлением на путь преступления и крупными покушениями.
  • Иван Ефремов, «Таис Афинская» — пропускается от одного до трех лет между многими главами, а также девять лет в середине последней главы.
  • Джеймс Лусено, «Катализатор. Изгой-один: Предыстория» — сюжет занимает четыре года.
    • «Звездные Войны: легенды: Дарт Плэгас» от того же автора — действие разворачивается на протяжении тридцати пяти лет. Книга разделена на три части (грубо говоря), каждая из которых обозначена большим пропуском времени. Вторая часть происходит через десять лет после первой, а третья — через двадцать лет после второй. Сюжет внутри каждой из этих третей занимает примерно два года.
  • Джоан Роулинг, «Гарри Поттер» — Хотя сюжет каждой книги в серии происходит в течение года, большая часть дней, когда персонажи просто занимаются обычными уроками волшебства и не делают что-либо, продвигающее сюжет, пропускается.
  • «Годы риса и соли» Кима Стенли Робинсона — роман-альтернативная история, охватывающая период с XIV по XXI (?) век. Пропускается от десяти до нескольких сот лет.
  • Лю Цысинь, трилогия «Задача трех тел» — во второй и в особенности — третьей книгах. Если в «Темном лесу» между событиями проходят столетия, то в «Памяти о прошлом Земли» отдельные главы разделяют МИЛЛИОНЫ лет.
  • Морис Дрюон, «Проклятые короли» — промежутки между романами цикла весьма значительные. Шесть первых романов занимают больше 20 лет, седьмой отстоит ещё на столько же.
  • Айзек Азимов, «Основание (цикл)» — мало кто из персонажей застал больше одного кризиса, запланированного Селдоном. А сам план Селдона рассчитан на тысячелетие. Если же считать произведения про роботов приквелами, то промежуток и вовсе огромный.
    • У него же — рассказ «Последний вопрос». Один и тот же вопрос обсуждают люди (или те, кто называется ими) в разных эпохах вплоть до тепловой смерти вселенной.
  • Сергей Плотников «Из рук врага» — между сюжетными арками зачастую проходят годы.
  • Фрэнк Герберт, «Dune» — если в первой половине романа события идут практически непрерывно, во второй половине уже пропускаются месяцы и целые годы. События первых двух сиквелов происходят через десятки лет, последующих — через тысячи. Приквелы от сына Герберта так и вовсе забираются в события десятитысячелетней давности.
  • Александр Дюма, «Три мушкетёра» — собственно, продолжения так и называются: «Двадцать лет спустя» и «Десять лет спустя». Внутри самих романов (за исключением, разве что, второго) тоже ненасыщенные событиями периоды времени описываются «широкими мазками».

Кино[править]

  • «Близость» — пропускается много времени между многими сценами.
  • «Отрочество» — фильм снимали на протяжении двенадцати лет в очень сдержанной манере. Один или два раза в год режиссер звонил актерам и съемочной группе и собирал их на пару дней для съемок сцены «ломтика жизни». В совокупности фильм представляет собой коллаж из небольших моментов, которые в конечном итоге формируют характер человека.
  • «Звёздные Войны» — хронологические промежутки между фильмами, начиная со «Скрытой угрозы»: 10 лет, 3 года, 19 лет, 3 с половиной года и 6 месяцев соответственно. Расширенная Вселенная заполнила пробелы. «Пробуждение Силы» происходит через 34 года после «Возвращения джелая», «Последние джедаи» — сразу после «Пробуждения силы», а «Восхождение Скайуокера» — годом позже.
  • «Сибириада» — шесть разных историй, призошедших за полвека.

Телесериалы[править]

  • «24 часа» — разделены не эпизоды (каждый эпизод начинается с того места, где закончился последний), а с сезоны интервалами в несколько лет.
  • «Рим» — охватывается около 20 лет за два сезона, хотя, как ни странно, два главных героя и, что еще более странно, дети Люциуса, все еще стареют в реальном времени. Это произошло из-за того, что сериал был отменен на полпути ко второму сезону. Поэтому шоураннерам пришлось лететь через историю в ускоренном темпе, чтобы добраться до того места, где они хотели закончить сериал.
  • «Звездный путь: Следующее поколение» — «Внутренний свет», 25 эпизод 5 сезона. «Энтерпрайз» находит зонд, который проведет Пикарда через жизнь представителя вымершей цивилизации всего за несколько минут на «Энтерпрайзе». Показано через несколько временны́х пропусков продолжительностью около десяти лет каждый.
  • «Аббатство Даунтон» — каждый сезон занимает два-три года.
  • «Дочь Люпена» — между сериями есть разрыв в год и восемь лет.

Аниме и манга[править]

  • «Дочери Мнемозины» — состоит из шести эпизодов, с пропусками 1,20,14,30 лет между первыми пятью эпизодами (шестой следует сразу за пятым).
  • «Lyrical Nanoha» — основная серия охватывает 18 лет карьеры главного героя в борьбе с преступностью, от несовершеннолетнего вигиланта в первой арке до легендарного летчика-испытателя в пятой. Хотя, конечно, Наноха никогда не была главным протагонистом.
  • Vivy — Fluorite Eye’s Song: действие охватывает, немного немало, 100 лет. Пропуск после второй серии — 15 лет, после четвёртой — 5 лет (20 лет с начала сюжета), после шестой — аж 40 (60 лет с начала сюжета). Далее, предотвратив самовыпил Офелии и потеряв часть личности, способную петь, Виви остаётся в музее на 5, и затем примерно на 30 лет, пока не случается то, что она пыталась всё это время предотвратить.

Видеоигры[править]

  • «Assassin's Creed» — в основе сюжета лежит технология считывания генетической памяти, позволяющая заново пережить жизнь своих предков. Таким образом, повествование акцентируется на наиболее интересных и значимых фрагментах. Степень, в которой это происходит, зависит от игры.
    • «Assassin’s Creed I» — сюжет происходит в течение 1191 года.
    • «Assassin's Creed II» — действие разворачивается на протяжении двадцати четырёх лет, большая часть из которых пропущена для целей повествования. Подразумевается, что действия Эцио в игре — это сжатые версии событий, на которые у него ушли месяцы или годы в реальности. Также есть DLC, заполняющее пробелы.
    • «Assassin's Creed: Brotherhood» — сюжетная линия более сжата, но пропускает несколько периодов времени, особенно ближе к концу.
    • «Assassin's Creed: Revelations» — единственный сюжет в истории Эцио, который, как предполагается, происходил более или менее непрерывно, хотя есть небольшие пропуски в повествовании (путешествия и тому подобное).
    • «Assassin's Creed III» — сюжет охватывает жизни двух протагонистов, и поэтому есть временной скачок между ними. В течении линии Коннора он вырастет и завершит свое обучение Ассасина в дополнение к пропускам месяцев между последовательностями воспоминаний.
  • «Call of Duty: Black Ops» — сюжет является серией ретроспективных кадров различных миссий, между некоторыми из которых есть значительный промежуток времени, самый длинный случай — это переход от «Особого задания» в 1963 году к «Морпехам» в 1968 г.
  • «Mafia: The City of Lost Heaven» — ретроспективный сборник различных эпизодов восьмилетней криминальной войны, рассказываемый протагонистом.
  • «Life is Strange 2» — в отличие от первой части, между эпизодами здесь промежутки в несколько месяцев, про которые можно почитать в дневнике Шона. На пользу это игре не пошло: слишком частая смена персонажей и отсутствие контроля за целым пластом событий.
  • Moe Era! — во-первых, играется зигзагом: ежедневно протагонист просыпается в новой стране (Япония, Россия, США), но с теми же знакомыми и задачами, так что подготовка к фестивалю может идти в одной стране, а сам фестиваль пройти в другой, будто бы предыдущий день был сном. Во-вторых, в новой игре плюс нэко сознательно проматывает «неважные» сцены, оставляя только ключевые для знакомства и развития отношений с героиней.