Пчёлы против мёда

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Cultural Cringe. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
«

<moontiger> мне нравятся лозунги типа «рок против наркотиков» <moontiger> и «панк против водки» <moontiger> ну там «скины против расизма» <moontiger> и еще «готы против суицида» <moontiger> а также «сатанизм против Люцифера»[1] <moontiger> ну и, конечно, «КАМ против кефира» <moontiger> [в угоду колену] «анимешники против KDE2 под FreeBSD»

»
— https://bash.im/quote/2671
« «Рок против наркотиков» — это всё равно что «Карлсон против варенья». Или «украинцы против сала». »
— Михаил Задорнов

Дано: некая социальная группа. Объединена она по этническому, классовому, религиозному, культурному (в том числе суб- и контркультурному) признаку, по роду деятельности или как-то ещё — сейчас неважно. Важно, что у этой группы есть некий символ: инструмент или способ производства, оружие, фирменная любимая еда, вид досуга или что-то ещё. И, не будучи причастным к этому символу, быть членом этой группы едва ли возможно… по меньшей мере, в этом уверены внешние.

Тем сильнее рвёт шаблон, когда некий член этой группы именно против этого символа внезапно ополчается. Нет, это не Смердяков, который люто, бешено ненавидит всё, что связано с родными осинами, и стремится его уничтожить. Это именно что образцовый член группы, искренне и даже агрессивно разделяющий её ценности и идеалы… все, кроме этого. И если наш символ действительно не более чем элемент клюквы, то это ещё полбеды — не так уж сложно найти русского, не любящего водку, или француженку, не душащуюся «Шанелью». А вот если этот символ действительно основа основ — вот тогда его противников и начинают сравнивать с пчёлами, воюющими против мёда. Причём неважно, воюют они искренне и деятельно или всего лишь имитируют бурную деятельность — в любом случае у свидетеля этой эпической борьбы возможны механические повреждения шаблона.

Смежный троп — сапожник без сапог. Отличается тем, что сапожник по тем или иным причинам ходит без сапог только сам, не посягая на право других их носить (иначе бы он и не был сапожником), а вот пчёлы, борющиеся против мёда, с большей или меньшей настойчивостью предлагают уничтожить медовые запасы, запретить пасеки и перевешать пчеловодов. Если у них получается, результат обычно называется «за что боролись, на то и напоролись».

Если расхождение идёт по морально-этическим принципам, то с большой долей вероятности наблюдается случай нежелания быть плохим. См. также белая овца.

Примеры[править]

Общее[править]

Литература[править]

  • Марк Твен, «Нелепый случай с судьей Джефферсоном» — тропнеймер, причем Твен утверждает что случай реален. Судья Джефферсон, во время своей предвыборной речи в мэры, заявил горожанам «Я усердно работал 20 лет, вы все знаете как!», горожане начали кричать «Знаем! Хорошо знаем!». Джефферсон продолжил «Если вы переизберете меня на пост мэра нашего города, торжественно клянусь продолжить свою борьбу с преступностью, пьянством и взятками!», горожане начали смеяться — ведь этот почтенный джентльмен был хорошо известен горожанам как злостный пьяница и взяточник. Возмущенный судья закричал «Чего вы смеетесь!», после чего некая старушка поднялась и спросила «И кто победит в этой борьбе?» Сзади кто-то закричал «ВЗЯТКИ! ВРАЗУМЕЕТСЯ ВЗЯТКИ ПОБЕДЯТ СУДЬЮ!», после чего зрители захохотали еще сильнее. Судья закричал «Какая наглость!», затем подскочил некий озорной мальчишка и закричал «Рыбы борются с морем, пчелы борются с медом, судья Джефферсон борется со взятками!», после этого хохот зрителей стал и вовсе гомерическим — зрители кричали, пищал, выли со смеху. Судья не выдержал троллинга и погнался за мальчишкой. А сам Твен пришел к выводу, что в чем-то мальчишка был прав, ведь судья Джефферсон боролся с взятками тем же способом, как пчелы борются с медом — они его едят. В ту же ночь ему приснился сон — толпа пчел с ложками бросилась в атаку на бочку с медом, с криками «Мед, берегись, мы объявляем тебе войну!», после чего объелись медом так, что уже не могли шевелится. Дальше одна из пчел сказала «Ой, кажется мед победил».
  • Песнь Льда и Пламени — король Бейлор Благословенный отказался консумировать брак со своей сестрой Дейной Непокорной. Это Таргариен-то! Дейну это так возмутило, что она назло братцу родила бастарда и не созналась, от кого (оказалось, от кузена Эйгона, впоследствии тоже короля, Эйгона Недостойного).
  • «Самое лучшее оружие» — у Ванессы нехило хрустнул шаблон, когда Креол заявил, что «маги не должны стоять во главе государств!» А просто в Шумере он привык к симфонии властей: «Верховный маг исполняет любое желание императора, а император воздерживается от желаний, которые Верховный маг может вдруг не захотеть исполнить». Впрочем, когда во главе государства пришлось стать уже ему самому, Креол никоим образом от противоречия не пострадал: «это МОЙ принцип: хочу — соблюдаю, не хочу — не соблюдаю».
  • «Сказки тёмного леса» — сама команда Грибных Эльфов, участвующая в митинге Единого Антинаркотического Фронта. По словам Джонни, «из четырехсот митингующих не менее сотни были наркоманами всевозможных мастей, ради такой потехи съехавшихся к зданию ЗАКСа едва ли не со всего города. Они размахивали руками, подпрыгивали и кричали „Наркотикам — нет!“, как мне показалось, с особым остервенением».

Мультфильмы[править]

  • Resident Evil: Vendetta — критика корпораций в мультфильме от многомиллиардной корпорации по мегапопулярной франшизе. Началось это, правда, сильно раньше — ещё в играх.
  • «Bee Movie» — буквально про пчёл, которые пытаются запретить людям есть мёд. Запрет ни к чему хорошему не приводит.

Мультсериалы[править]

  • Futurama — эпизод 406, «Бендера нельзя пускать на ТВ». Кто активно участвует в митинге на тему аморалки в мыльной опере «Все мои схемы»? Правильно, сам Бендер, который эту аморалку в сериал и занес!

Музыка[править]

  • Анблэк-металл, то есть христианский блэк-металл. «Я настолько нонконформист, что даже с несогласными не согласен» — это могло бы быть девизом жанра. Петь христианские тексты на музыку, которая ассоциируется с сатанизмом, нигилизмом и насилием — это воистину бунтарство в квадрате. А учитывая, что норвежские блэкеры — те ещё неформалы-бандиты, способные и дом поджечь, и ножиком пырнуть, у анблэкеров должны быть просто титановые яйца.
  • Субверсия с примером из эпиграфа. Для любого музыканта совершенно нормально бороться с вредными стереотипами о его музыке. Так что, например, «рэперы против бандитизма» — это не лицемерие, а вполне осознанная попытка очистить свой жанр от дурных тенденций и грязи в СМИ. А рок тем более не связан напрямую с наркотиками — уж точно не больше, чем шансон (который звучит в кабаках и герои которого всегда не прочь накатить после удачного дела или выйдя наконец на волю золотую), гангста-рэп (где нередко читают от лица наркоторговцев) или «клубная» электроника (под которую некоторые принимают экстази, в чём музыка уж точно не виновата).
  • «Алиса» — «Кайф и истерика». Очень суровая песня в том числе (но не только об этом) и о бесноватой сущности рок-музыки. Естественно, написанная в привычном для Кинчева жанре. Еще и потяжелее некоторых его песен.
  • «Брати Гадюкіни», один из первых хитов «Наркомани на городі» («Наркоманы в огороде»). Странно звучит призыв бить наркоманов от Сергея Кузьминского, который в те годы сам «торчал» полным ходом. Впрочем, эти ребята никогда особой серьёзностью не отличались, и эта песня тоже стёбная.

Реальная жизнь[править]

« Я ещё раз просто одно: давайте говорить на нормальном языке! »
— Чья бы корова мычала, а Виктора Степаныча бы молчала.
  • В принципе, противник почти любой идеологии с точки зрения её сторонника обычно выглядит сабжем — ведь он выступает против движения общества в правильном направлении. Если только противник не принадлежит к группе, к притеснению которой эта идеология стремится (причём не отрицая этого притеснения, и не утверждая, что так будет лучше для самих притесняемых — иначе по мнению сторонника снова сабж), и если идеология вообще имеет целью некое общее благо.
  • Продолжая общий пример о романтиках, возможность широко вещать о том, что наука — это плохо, у людей появилась благодаря достижениям науки. Да и вообще при достаточно увлечённом поиске недостатков легко забыть, что в целом достоинства заметно перевешивают: деятели, утверждающие, что королевства — хорошо, а республики — плохо, в целом сюда же.
    • Весь Миядзаки в целом. Говоря, что прогресс — это плохо, он вовсю пользуется его достижениями и «грязными» деньгами, не уходя в отшельники, как обещал, и грызя камень за финансирование своей студии.
  • В общем-то, именно так представляют себе ситуацию сторонники различных идей, направленных на чью-либо защиту, если «защищаемые» их не поддерживают. Например, коммунист сочтёт таким рабочего, выступающего против коммунистической партии (рабочий — обманутый носитель чужого классового сознания), националист — представителя своей нации, критикующего национализм (критик — предатель своей нации), феминистка — женщину, выступившую против феминизма (а вот здесь можно услышать огромное количество нелестных эпитетов, приводить которые мы не будем), etc.
  • В немного другом виде — политический популизм как явление. Сочетание противоречащих ценностей здесь — скорее фишка, нежели баг, благо от слушателя требуется не рефлексировать, а распространять.
  • Европейские «зелёные» против ядерной энергетики. Результатом их упорной борьбы стало то, что «экологически чистые» ветряные и солнечные электростанции (сильно зависимые от погоды и нехило так вредящие окружающей среде на этапе производства комплектующих) не справляются с обеспечением Европы электроэнергией, и ей приходится запускать «грязные» угольные ТЭС, которые вредят природе перманентно, тогда как АЭС — только в случае катастрофы, и то не всегда.
  • Многие националисты на постсоветском пространстве попадают под троп. Выбрали себе в герои германских нацистов, стремившихся уничтожить их же нацию, и прогнувшихся под них коллаборационистов (и, вдобавок, неудачников), а потом возмущаются, что большинство народа их не поддерживает. Это народ не тот, плохой народ! Вообще суть многих националистов на постсоветском пространстве — выдумать себе какой-то «идеальный» (в понимании националистов) образ представителя нации, а всех, кто в это прокрустово ложе не вписывается, объявлять неправильными/ненастоящими представителями. Пусть их даже 90 и более процентов населения.
    • Яркий пример — самозваные «патриоты» объявляют траур, когда спортсмен от их страны побеждает. Этот спортсмен, видите ли, идеологически неправильный, враг, короче говоря.
  • Рьяные фанаты некоторых политических деятелей, у которых много политической активности в одном месте и очень мало знаний в противоположном. Фанаты Путина против партии «Единая Россия», фанаты Путина против Ельцина (равно как и наоборот), правые сталинисты против Ленина…
    • Схожая ситуация — течения, различные по радикальности, которые, в глазах несведущего обывателя, может выглядеть тропом. Вроде «левые против Сталина» или «правые против Гитлера».
  • Реально существовавшая в 1930-х годах немецкая организация «Евреи-ветераны Мировой войны за национал-социалистическую Германию».
  • Туда же — лица в основном еврейской национальности (хотя сами они себя так не идентифицируют), которые на «Ухе Мацы» «Эхе Москвы» и тому подобных площадках продвигают повесточку «Гитлер и Сталин одинаковые, но Сталин намного хуже, и вообще, вот победили бы цивилизованные немцы — пилибыбаварское™». В рунете таких людей метко прозвали абажурами.
    • Педаль в пол — писатель Дмитрий Быков. По его словам, записался бы в нацисты, если бы Гитлер не истреблял евреев. А в истреблении славян, конечно, ничего плохого нет.
  • Граждане ультраправых взглядов и при этом нетрадиционной сексуальной ориентации. Теоретически гомосексуалов в «коричневой» части политического спектра не больше и не меньше, чем в любой другой, но забавный контраст даёт повод шутить, что это явление массовое, рассуждать о национал-гомосексуализме и помнить Эрнста Рёма и Бальдра фон Шираха. А уж как бурно реагируют на такие шутки ультраправые…
  • Личности с позицией «Никакой свободы врагам свободы». Всерьёз считают, что для защиты демократических ценностей нужно убивать/сажать/лишать прав тех, кто с этими ценностями не согласен. Как правило, даже не задумываются, что возможность исповедовать любые взгляды (пока не преступил закон) существует именно для того, чтобы под лозунгом «Защиты свободы» правительство не начало расправляться с несогласными (ведь на самом деле именно под таким лозунгом в диктаторских государствах уничтожали противников режима). Что характерно, дорвавшись до власти, обычно устраивают террор похлеще ненавидимых ими угнетателей — а потом заканчивают жизнь, сами обвинённые как «враги свободы».
  • Нетурей Карто — евреи против сионизма вообще и Ада и Израиля в частности.
    • Эти против Израиля с религиозной точки зрения. Есть и светские евреи-антисионисты.
  • Верующие антиклерикалы. Встречается, несмотря на кажущуюся абсурдность, весьма и весьма часто и, более того, такие антиклерикалы создавали новые религиозные направления (напр. протестантизм). Так что это очень даже массовое явление. Тем более, что есть понятие нецерковного теизма, когда человек признаёт существование Бога или богов, но при этом отказывается ассоциировать себя с какой-либо церковью и религией.
    • Вообще-то, антиклерикализм — это реакция на коррумпированность институтов церкви или её неумеренное вмешательство в политику. И антиклерикалами могут быть вполне искренне верующие люди, полагающие, что клирики должны заниматься спасением души (своей и паствы), а не охотой на деньги и недвижимость, и что навязывание мирянам монашеских стандартов неуместно.
  • SXE — панки, которые… не пьют, не курят, и не трахаются!
  • Движения SHARP и RASH — скинхеды, соответственно, против расизма и с левой или анархистской идеологией. И если кто не в курсе, изначально скинхеды были аполитичны. Мало того, сами скинхеды-расисты подходят под тему статьи: субкультура сформировалась на основе ямайских руд-бойз, изначально скиновской музыкой было регги, и среди ранних скинов нередко встречались негры.
  • Некоторые изводы сатанизма (не голливудского) принципиально отрицают дьяволопоклонничество, считая его всего лишь сменой одного «хозяина» на другого. Ключевой элемент сатанизма — возвеличение не некоей посторонней сущности, а человека (и более конкретно — самого адепта). Как следствие, сатанист может как считать дьявола столь же недостойным поклонения, что и бога, так и вообще в него не верить.
    • Отличие от гуманизма в том, что гуманизм возвеличивает альтруиста, а сатанизм такого толка — эгоиста.
  • Финны — и в частности финские левые, предки которых пострадали в ходе местного белого террора — выступают против памятника Маннергейму в Тампере.
    • На троп потянут и сторонники установки памятной доски ему же в Санкт-Петербурге. Который в бытность Ленинградом оный Маннергейм помогал блокировать, да.
  • Многие геи против яоя и слэша. На самом деле эти жанры к настоящим живым представителям ЛГБТ имеют мало отношения, они от и для девочек с фетишем на секс между парнями, соответственно, основной упор делается на эмоции и «красивости», реалистичность и проработанность характеров идёт лесом, зато романтики и всевозможных «розовых соплей» в сюжет досыпается полной горстью, зачастую безо всякого чувства меры.
    • Точно также и лесбиянки против «лесбийского» порно. Ведь как и яой, подавляющая часть такого контента производится не для самих ЛГБТ, а для мужчин, которым нравится смотреть на занимающихся друг с другом сексом девушек[3]. Ну и любая порнография, как таковая, имеет к реальному сексу очень опосредованное отношение — упор идёт в первую очередь на красивую картинку. В итоге, в массовом сознании складывается стереотип, что лесбиянки — это, внезапно, не женщины, которых сексуально привлекают только другие женщины, а эдакие любительницы поэкспериментировать и «пошалить», не отказываясь при этом от мужчин. Да и бисексуалкам, которых такая продукция выставляет как легкодоступных и ветреных особ, всегда согласных на случайный секс с несколькими партнёрами и не умеющих хранить верность, тоже малоприятно от таких стереотипов. Короче, во всех случаях возмущаются те, для кого контент и не предназначался.
  • Митинг антивакцинаторов, протестующих против обязательной прививки от коронавируса, провели… КПРФ, а точнее депутат Рашкин. Ну, знаете, те самые люди, которые ностальгируют по СССР. Где в случае эпидемии гнали на прививку строем, срочно, никого не спрашивая.
  • Европейские феминистки и борцы за права секс-меньшинств, выступающие в защиту бесконтрольной иммиграции. Они вообще знают, что большинство мигрантов в Евросоюз к вопросам гендерного равенства и прав ЛГБТ относятся в разы враждебнее (вплоть до поддержки смертной казни), нежели ненавистные SJW христианские пуритане? Педаль в пол — Селин Гёрен, заступившаяся за мигранта, который её же и изнасиловал.
  • В последние годы ещё появились оппозиционеры резко отрицающие наличие фальсификаций на выборах. Не из уважения к победителю, а из уверенности, что большинство соотечественников — быдло.
  • Тот самый фестиваль «Рок против Наркотиков», с которого и начались многие шутки на тему — по той простой причине что выступали на нем знатные эксперты по веществам в лице Оззи Озборна и Motley Crue.
  • Поэт Франсуа Верлен известный своей любовью к абсенту, требовал… его полного запрета, так как не мог прекратить его употреблять, а напившись его вытворял совершенную дичь.
  • Кэндис Оуэнс, Американская политическая активистка консервативной направленности — темнокожая женщина, критикующая движение Black Lives Matter и современный феминизм.
  • Вообще, когда начинается политика, то обязательно вляпаешься в этот троп. Ибо найти людей, одинаково отвечающих на каждый политический вопрос практически невозможно. То же касается и движений, где они могут отвечать схоже в основном вопросе, но диаметрально противоположно в некоторых других. Причём схожий ответ на эти самые вопросы могут найтись у диаметрально противоположных по основному вопросу движухах. Например, радикальные феминистки яро против проституции в каком бы ни было виде, менее радикальные[4] же могут говорить, мол, в проституции нет ничего плохого, при условии должного контроля, разумеется. При этом многие консерваторы также против проституции, пусть и по другим причинам, и не-радикальные феминистки, на основе схожести по этому и некоторым другим вопросам (трансгендеры, например) могут прийти к выводу, что радфемки и консерваторы это одно и то же. Или же борцы за права меньшинств и женщин, поддерживающие Ислам. Так-то многие из них являются борцами против западного супремасизма, поэтому в том, чтобы быть за мусульман, нет ничего зазорного, несмотря на противоположное их мнение по меньшинствам. Или же антироссийские персонажи могут быть за российского оппозиционера, потому-что он против российской власти, несмотря на то, что он может быть российским националистом или вообще империалистом. Или даже запись антиправительственного радикала в охранители за плохое мнение о видных оппозиционерах. Так что всегда найдутся считающие кого-либо сабжем, и можно не париться по этому поводу.
  • Старообрядцы, упорствовавшие в защите старых православных порядков от насаждения… старых православных порядков, то есть сверки церковнославянских переводов книг с греческими оригиналами. Впрочем, обвиняли патриарха Никона как раз в том, что у него оригиналы ненастоящие.
  • Запрещённая в России организация, захватившая в 2021 г. власть в Афганистане с целью реставрации исламского эмирата, заявила, что будет искоренять наркоторговлю (за счёт которой оный эмират во все времена финансировался) и защищать права женщин (которых в прошлый их приход власти пороли за наличие высшего образования или выход на улицу в одиночку) и независимых СМИ. Естественно, это всё оказалось наглой ложью.
  • Польша, требующая пересмотра итогов Второй Мировой… и получившая благодаря тем самым итогам Второй Мировой огромный индустриальный район на западе страны.
  • В современном мире противников часто сравнивают с нацистами. Всё бы ничего, но порой «бороться с нацизмом» отправляются самые настоящие что ни на есть идейные неонацисты.
    • Под эту статью можно подвести только тех, кто заявляет, что идея превосходства некой нации над другими плоха в принципе. Но Гитлер может быть плох и тем, например, что утверждал о превосходстве немцев над славянами когда на самом деле наоборот. В этой области политического спектра доходит даже до откровенного поклонения Молоху в стиле «Кто не кормит своего Гитлера — будет кормить чужого».

Примечания[править]

  1. Вообще, западные сатанисты (ЛаВэевцы например) как раз таки против Люцифера, воспринимая Дьявола как хорошую метафору недостойную поклонения.
  2. Речь не о сатире или каком-нибудь насаждении ЛГБТ в пику запретителям (которое по другому ведомству), а именно о самом понятии шок-контента и возрастных рейтингов.
  3. Впрочем, статистика порнхаба говорит, что женщинам тоже нравится на лесбиянок смотреть.
  4. А так же радикальные, но в другую сторону. понятие «радикальный феминизм» немного контринтуитивно.