Пять рас

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Слух преклони к изначальному Перечню Сущих!
Прежде поименуем четыре свободных народа:
Эльфы, дети эфира, встречали зарю мирозданья;
Горные гномы затем очнулись в гранитных пещерах;
Энты-опекуны явились к древесным отарам;
Люди, лошадники смелые, смертный удел обрели.
»
— Древень

Часто в фэнтези-сеттинге население мира делится на несколько разумных рас, которые, впрочем, часто все человекоподобны. Как минимум, они различаются внешне, культурно и имеют разное мировоззрение — это позволяет описать разные точки зрения со стороны разнородных персонажей, или, в игровых мирах, это даёт участнику более широкий выбор. Как минимум одна из сторон имеет хорошие шансы оказаться однополой расой.

Как правило, они включают:

  • Крепкие существа (Гномы или орки): грубоваты, мужественны и обычно связаны с тяжелым физическим трудом. При отсутствии других кандидатов «крепкие» могут заниматься изобретательством и инженерным делом (но не фундаментальной наукой). Типичный Крепкий — это гном. Часто имеет аналог в космоопере в виде людей, которых генетически или кибернетически модифицировали для тяжелого труда или жизни на планете с высокой гравитацией. Они народ гордых воинов и могут выполнять роль злой расы, если нет других претендентов.
  • Волшебные существа (Феи или ангелы): самая волшебная раса, условно говоря. Может включать ангелоподобных существ или даже богов. Типичное Волшебное существо — эльф, который не ладит с Крепким существом. Часто Волшебные выступают в роли экзотической красотки. В космоопере заменяются людьми с пси-способностями, планетой поэтов и учёных или загадочными пришельцами.
  • Обычные существа (Люди): те, кого современный читатель отождествляет с собой. Народ, наименее способный к магии, и как правило, предпочитающий маленькие удовольствия повседневной жизни любым приключениям (см. Хоббит). Обычно эта раса не имеет узкой специализации.
  • Высшие существа (Высокие эльфы или люди): владеют большим могуществом, но благодаря высоким моральным установкам не используют его, чтобы поработить окружающих. Если в сеттинге все эльфы не являются Волшебными существами, то тогда Высшие — не обычные эльфы, а Высокие. В космоопере роль Высших выполняют предтечи (если они ещё существуют, а Космическая федерация не сильно идеальна).
  • Милые существа (Хоббиты / Муглы / Гномики и т. д.): более общая группа, которая становится все более популярной в современных видеоиграх. Они могут казаться слабаками, но у них есть своего рода близость к Земле, духовная чистота и внутренняя сила, что позволяет им добиться успеха, глядя в лицо опасности. Стремления у них совпадают с Обычными существами (получаются хоббиты) или Волшебными существами (гномики), а в компании героев они чаще всего являются штатными клоунами.

Примеры[править]

  • Легендариум Рональда Толкина:
    • Гномы — крепкие. Как говорится, классика.
    • Эльфы (ваниар и тэлери) и ангелоподобные истари — Волшебные.
    • Люди — Обычные.
    • Эльфы (нолдор) и нуменорцы — Высшие.
    • Хоббиты — милые.
  • Скандинавская мифология:
    • Йотуны — Крепкие.
    • Альвы (как светлые, так и тёмные) — Волшебные.
    • Люди, как водится, — Обычные.
    • Асы и Ваны — Высшие.
    • Тёмные Альвы — ну очень условно Милые. Вообще-то это типичные фентезийные гномы, но тут их часто используют в качестве разрядки смехом.
  • Эльфийский цикл Хеннена:
    • Тролли, карлики, кентавры, минотавры — Крепкие.
    • Апсары, шелки, ламассу, джинны — Волшебные.
    • Фавны и люди — Обычные.
    • Эльфы и драконы — Высшие
    • Кобольды и феи — Милые.
  • Хроники Нарнии:
    • Кентавры и Гиганты — Крепкие. Сюда же гномы.
    • Фавны и нимфы — Волшебные.
    • Квакли-бродякли и люди — Обычные.
    • Люди тут ещё и Высшие, особенно тельмарины.
    • Говорящие животные — Милые.
  • Harry Potter:
    • Великаны, тролли, оборотни — Крепкие. Первые и последние частично перекашиваются в ось зла.
    • Гоблины — Волшебные.
    • Волшебники — Обычные. Конечно, маглы ещё обычнее — но уж читатель-то явно не с ними себя ассоциирует!
    • Кентавры — Высшие. Гордая и мудрая раса себе на уме.
    • Домовики — Милые пополам с Волшебными.
  • С прикрученным фитильком, Космические рейнджеры
    • Малоки — Крепкие
    • Гаальцы — Волшебные (ещё до событий первой части были Высшими, но потом прострелили себе колено)
    • Люди — Обычные
    • Фэяне — Высшие
    • Пеленги — А вот с милыми существами вышла инверсия: пеленги показаны внешне как грязные, гадкие, склизские существа, да и внутри сплошь пираты и интриганы.
  • The Elder Scrolls:
    • Крепкие — норды со стороны людей и орки со стороны меров;
    • Волшебные — альтмеры со стороны меров и, в меньшей степени — бретонцы со стороны людей;
      • С бретонцами — не все так однозначно: по лору у них на родине магическое средневековье, где помимо колдунов и ведьм — полно всяческих рыцарей и священных орденов, а игромеханически — они вообще один из лучших кандидатов на роль танка из-за способностей к сопротивлению магическому урону и (в зависимости от номера игры) возможности на короткий промежуток времени апнуть показатель своей брони.
    • Обычные — у людей имперцы и редгарды (последние при этом граничат с Крепкими), у меров — данмеры (которые, в свою очередь, граничат с Волшебными);
    • Милые — от людей таких нет, а вот у меров это босмеры, а также есть кошколюди каджиты — одна из двух зверорас.
    • В качастве Высших можно с натяжкой рассматривать аэдра и даэдра, а также расы предтеч-эльнофей и предков современных меров — альдмеров.
  • Warhammer 40000 — вселенная мрачного будущего имеет сильные фэнтезийные корни.
    • В космическом масштабе:
      • Лиги Вотанна — Крепкие (пополам с милыми)
      • Аэльдари — Волшебные. Т’ау, конечно, формально волшебные разве что с точностью до наоборот, но в архетип тоже укладываются.
      • Империум — Обычные.
      • Истреблённые имперцами интерексы — Высшие.
      • Джокаэро — Милые.
    • Империум Человечества:
      • Маринад и огрины — Крепкие.
      • Навигаторы, Механикус и мутанты-Вечные — Волшебные. Одним из вечных является сам Император.
      • Люди, включая санкционированных мутантов — Обычные.
      • Кустодес — Высшие.
    • Империя Тау:
      • Крууты, тареллиане, демиурги — Крепкие.
      • Никассар и эфирные т’ау — Волшебные. Вторые — пополам с Высшими: хотя особых способностей у них нет, но с Эфирными не всё так просто.
      • Веспиды и остальные четыре касты т’ау — Обычные
  • Warcraft
    • Крепкие — дворфы и воргены
    • Волшебные — ночные эльфы
    • Обычные — люди
    • Высшие — дренеи.
    • Милые — гномы и пандарены
    • Так как Орда теперь не «главное» Зло, то тоже может сюда относиться, хоть и меньше подходит только к одной категории:
      • Крепкие — орки и таурены
      • Волшебные — эльфы крови
      • Обычные — тролли и отрекшиеся
      • Высшие —
      • Милые — всё-те же пандарены (в Орде тоже есть) и (с натяжкой) гоблины
Бывают и неполные комплекты, например, в Найлисском цикле Элеоноры Раткевич всего три расы: люди, эльфы и гномы. А вот в Олбарийском цикле (Камша, Раткевич Элеонора, Раткевич Сергей) активно действуют люди и гномы, эльфы были когда-то (и помогли людям в войне, начатой гномами), но ушли куда-то (последний король династии Доаделлинов является потомком эльфийского принца и человеческой принцессы). Гномы также вспоминают про ходячие деревья, которых ужасно боятся (на самом деле то, что они видели — аналог Бирнамского леса, но гномам хватило, чтобы запаниковать).
  • Аллоды, если рассматривать Лигу и Империю вместе:
    • Крепкие — орки
    • Волшебные — эльфы
    • Обычные — люди (канийцы и хадаганцы)
    • Высшие — восставшие Зэм
    • Милые — гибберлинги
  • Аниме-трилогия о Годзилле:
    • Крепкие — Билусалудо.
    • Волшебные — Эксифы
    • Обычные — люди
    • Милые — Хоутуа
    • Ну а высшими по сути можно назвать кайдзю (как минимум Мотру)
  • Тетралогия «Наследие»:
    • Крепкие — гномы
    • Волшебные — драконы
    • Обычные — люди
    • Высшие — эльфы
    • Милые — коты-оборотни
  • Славянская мифология:
    • Крепкие — великаны волоты
    • Волшебные — духи природы: лешие, водяные, русалки
    • Обычные — люди
    • Высшие — боги
    • Милые — домашние духи: домовые, овинники, банники (которые также могут быть опасными)

Первая Age of Wonders:

    • Крепкие — гномы. Магии нет, зато самые крепкие войска в игре
    • Волшебные — эльфы. Очень много магов и войск, наносящих магический урон, остальные войска — скорлупки, вооружённые молотами.
    • Обычные — у светлых рас такого нет, но среди нейтралов максимально обычными являются люди… которые сражаются и со светлыми, и с тёмными народами.
    • Высшие — высшие люди. В сиквеле их переименовали в архонтов.
    • Милые — полурослики. Предсказуемо, ещё более хлипкие, чем эльфы, но у них есть несколько интересных особенностей.
  • «Малазанская книга павших», рас намного больше пяти, поэтому в каждую категорию попадают сразу несколько:
    • Крепкие — теломен тоблакаи и несколько родственных рас великанов, треллы.
    • Волшебные — все три расы тисте: тисте анди, тисте лиосан и тисте эдур. Последние правда, с прикрученным фитильком.
    • Обычные — люди и их родственники – баргасты и моранты, также имассы до превращения в нежить.
    • Высшие — три из четырёх рас-основателей: яггуты (которые также частично крепкие), форкрул ассейл и к’чейн че’малли.
    • Милые — несмотря на обилие рас, тут сложно назвать кого-то милым. С большой натяжкой подходят великие вороны как разумные птицы, но даже они скорее волшебные.

См. также[править]