Радиопереговоры для атмосферы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Do you read? The atmosphere above the city
is falling apart. High command is offline,
we are in the dark now

Anicetus is lost. I repeat, Anicetus is lost.
The Specters are leaving,
taking their chances in orbit.
The Empyrean Extermination Sequence has begun

»
— Mechina, «To coexist is to surrender»

Нередко, если авторы хотят нагнать атмосферности в сцене видеоигры или фильма, они могут дать игроку или зрителю послушать фоновые радиопереговоры. Они обычно не несут конкретной сюжетной информации и часто вообще никак не относятся к главному герою, но создают ощущение того, что вокруг него происходит что-то серьезное. Как правило, этот троп используется в сценах боевых действий или катастроф, но ими не ограничивается. Обоснуй, почему главный герой слышит эти переговоры может иметься, например, в виде радиосканера, а может и не иметься.

Работает это потому, что переговоры по рации являются отличным крючком для воображения аудитории. Зритель или игрок слышит обрывки общения неких находящихся за кадром персонажей, из их реплик узнает о ситуации, в которой они находятся, и дальше воображение дорисовывает картину происходящего, усиливая погружение в мир произведения, создает впечатление того, что в нем есть живые персонажи помимо главных героев, при этом, что самое главное, не отвлекая зрителя/игрока от основного сюжета или геймплея. Свою роль играет также то, что голос, искаженный рацией, у большинства людей по умолчанию ассоциируется с чрезвычайной ситуацией.

Атмосферные радиопереговоры часто пересекаются с тропами Ой, бл..., Слезогонка и Топливо ночного кошмара. Если авторы не знают матчасти, могут получиться Неправильные радиопереговоры.

Примеры[править]

Кино[править]

  • «Скала» — фильм начинается с радиопереговоров окружённого взвода, генерала, требующего эвакуировать бойцов, и ещё более вышестоящего начальства, которое это делать отказывается.
  • «Живой» — фильм, повествующий о солдате, возвращающемся с Чеченской войны, начинается с записи радиопереговоров Майкопской бригады во время штурма Грозного.
  • Mad Max — в первом фильме периодически включаются радиопереговоры на заднем плане в качестве доп. информации. В частности озвучивается приказ офицерам полиции не сливать бензин у граждан.

Видеоигры[править]

  • S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля — по ходу игры сцены с перехватом переговоров военных встречаются достаточно часто (у главного героя есть радиосканер, хотя информация об этом и была вырезана из финальной версии игры). Педаль в пол по описываемому тропу давит сцена штурма ЧАЭС, на фоне которой можно слышать почти восемь минут переговоров военных (именно ими проиллюстрирована статья), участвующих в операции «Монолит», проработанных настолько, что, (не) разбираясь в (пост)советском военном жаргоне, можно составить для себя детальную картину идущего боя, даже если игрок при этом будет просто бежать прямо ко входу в Саркофаг, не глядя на происходящее вокруг себя. Помимо прочего, переговоры содержат в себе момент эпического Ой, бл…
    • В «Зове Припяти» возле градирни в окрестностях Юпитера постоянно слышны чьи-то попытки выйти на связь. «Нужно найти выход… Просим помощи!.. Припасы почти…».Субверсия - это не просто переговоры для атмосферы, а попытки выйти на связь группы сталкеров из "Долга", давным-давно застрявших в пространственной аномалии. Если прийти в градирню с детектором "Сварог", то новейший детектор заставит аномалию раскрыться, и из пространственного пузыря выпадут тела членов группы, в том числе основателя "Долга" генерала Таченко, на чьем КПК можно будет узнать тайну основания группировки.
  • Doom 3 — сразу после катастрофы на связь начинают выходить различные отряды солдат UAC, на заднем фоне слышны хрипы монстров, автоматные очереди и вопли. Собственно, все доказывает: пришел большой пушистый зверь и дела идут очень, очень, очень плохо.
  • Quake 4 — подобные радиопереговоры звучат на фоне почти постоянно, как минимум, до превращения главного героя в строгга.
  • Игра Starship Troopers 2005 года — в первой миссии, являющей собой кальку со штурма Клендату из фильма.
  • Серия Homeworld просто пронизана такими переговорами, особенно Deserts of Kharak. Юниты постоянно переговариваются друг с другом, добавляя еще больше атмосферы и без того одной из самых атмосферных стратегий.
  • F.E.A.R. — помимо переговоров со своими, протагонист также слышит трёп гадских миньонов по рации, спойлерящий дальнейшие их атаки.
  • Starcraft 2: Wings of Liberty: на начале миссии «Врата Ада» радиопереговоры всех наступающих отрядов, которые слышны как игроку, так и Рейнору, дают отчётливо понять, чем рискует накрыться вторжение на планету, если не начать срочно принимать какие-то меры.
  • Fallout: New Vegas — во время Второй Битвы за Дамбу можно включить аварийное радио НКР, где можно узнать, что происходит на других участках фронта.
  • Batman: Arkham — в первой игре можно просто найти радиоприёмник и послушать передачу Джека Райдера о творящихся на острове событиях, во всех последующих, если слушать разговоры полиции, можно обнаружить подсказки к квестам (например, найти жертв Профессора Пига) или обнаружить большие скопления врагов.
  • Half-Life — на соответствующих уровнях атмосферности добавляет бормотание раций рыскающих поблизости вражьих спецназовцев.
    • Системы оповещения сотрудников тоже добавляют её, причём ещё больше. На первом уровне — вызовы сотрудников в разные отделы НИИ «Блек Меза» (в том числе и Фримена), то есть обычная жизнь. После катастрофы — сообщения о проблемах в комплексе «Блек Меза». После прихода солдат система замолкает, так как они берут её под свой контроль.
    • Особенно стоит выделить «федеральные» оповещения, то есть сообщения правительства США. Их лишь несколько, и по ним можно определить, как ситуация с порталами ухудшается: в начале объявляют о проблемах, которые вскоре решат; в конце говорят о том, что президент объявил общегосударственное чрезвычайное положение.
  • Half-Life 2 — радиопереговоры солдат Альянса же.
    • Голос массового оповещения о преступниках в городе. Изобилует кодовыми словами, числами и лаконичностью. При этом достаточно понятен смысл, по которому можно определить планируемые действия и будущих противников (но понятно это, только если игрок уже проходил ХЛ2).
  • Day of Defeat — среди предметов ландшафта имеется немецкая военная рация, из которой слышны надрывающиеся просьбы о срочной помощи на немецком языке.
  • Операция Silent Storm — если заявиться на таинственный промышленный комплекс в Уральских горах на панцеркляйнах, то становятся слышны все переговоры охраны и персонала оного. Руководитель комплекса, впрочем, почти сразу же запрещает подчинённым выходить в эфир, поскольку прекрасно знает, что абсолютно все панцеркляйны (подразумевается, что не только на уровне, но и в игре) настроены на одну волну.
    • На различных уровнях вместо фоновой музыки могут звучать радиопереговоры, настолько неразборчивые, что понять невозможно, даже на каком языке они ведутся. Автору правки казалось, что на английском.
  • Freelancer — в наличии радиопереговоры всех со всеми — патрульные предупреждают транспорты о проверке, базы запрашивают идентификацию мимопролетающих кораблей, разные пилоты запрашивают посадку или стыковку…
  • Авиасимуляторы «Шторм» и «Шторм: Солдаты Неба» — в процессе выполнения миссий можно будет услышать море разнообразных переговоров, что очень оживляет происходящее в игре: танкисты просят поддержки с воздуха, командир с базы отчитывает подчинённого за манёвры около командирской башни, пилоты докладывают о выполнении задач и пр. Правда, всего этого в реальности бы не допустили ни в коем разе.
  • Mass Effect 3 — часто, но лучше всего запоминаются в последних двух миссиях на Земле.
  • Need for Speed - классика жанра. Игрок всегда слышит переговоры полиции во время погони.
  • Microsoft Flight Simulator — во время миссий вы постоянно слышите переговоры вашего второго пилота с диспетчерами, а также то, как между собой общаются диспетчеры и другие самолеты. В большинстве миссий — строго соблюдая протокол воздушной связи, но в некоторых (например, в Анкоридже) после штатной установки связи идет задушевный треп за жизнь, что, надо сказать, очень на пользу игре - скучно просто так смотреть на спокойное море внизу и проплывающие облака вокруг.

Музыка[править]

  • Otto Dix — «Зона Теней». Я вижу, как горит воздух!
  • Receptor & Kubrak — 24 Kornerz
  • «Зверобой», «Чистое небо» — в песне используются реальные радиопереговоры пилотов.
  • Оргия Праведников — «Рыцари Неба».
  • Большинство музыкальных произведений, как-то связанных с космосом включают в себя реальный или стилизованный радиообмен с обратным отсчётом: «Русский Размер» — «Энергия света», «PPK» — любая их композиция, «Imperio» — «Return to Paradise» и т.д.
  • Майк Олдфилд, «Five miles out» — радиопереговоры[1] пилота и диспетчера.
  • Mechina — много где, дабы слушатель лучше прочувствовал что за развесёлый звиздец[2] творится по ту сторону четвёртой стены.

Примечания[править]

  1. Вокал собственно Майкла Олдфилда, для дополнительной атмосферности прогнанный через вокодер
  2. Так, в частности, альбом «Conqueror» начинается с сообщения протагонисту, что «Satellite images confirm multiple nuclear epicenters. The fallout can be seen from orbit».