Развитой постапокалипсис

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Развитый постапокалипсис»)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Случился апокалипсис, и лишь немногие пережили его… Казалось бы, всё теперь должно скатиться почти, что в каменный век. Да, нет же, несмотря на всеобщий крах, находятся ресурсы и специалисты, чтобы замутить грандиозный дорогой проект! Таким образом, мы имеем развитой постапокалипсис.

Может пересекаться с тропом последний город, но город может быть и не последний. Самое главное, если в этом городе кое-как выживают и не до грандиозных проектов — это не троп. Нужен город, в котором затевают что-то грандиозное и дорогостоящее (вплоть до технологий, на голову превосходящих современные; или полномасштабную Четвертую Мировую Войну, отнюдь не палками и камнями).

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Царство Божие, рай на Земле, который наступит после, собственно, событий «Апокалипсиса» (то есть Откровения Иоанна Богослова). Правда, заядлым грешникам рассчитывать не на что.
  • Некоторые типа учёные вещают, что МЫ живём в развитом постапокалипсисе, потому как тысячи лет назад было развитое древнее человечество.
    • Педаль в асфальт давят Славяно-Арийские Веды, где этих апокалипсисов аж два: один около 13000 лет назад, другой после 1816…

Литература[править]

Многие образцы молодёжной антиутопии, причём это показано максимально нелепо.

  • Е. Замятин, «Мы» — Город. За Стенами человечество, напротив, деградировало до уровня тупых полу-животных.
  • И. Ефремов, «Туманность Андромеды» и «Час Быка» — даже не намекается, а прямо говорится, что счастливое коммунистическое человечество вышло из постапокалипсиса (Третья Мировая, она же «Битва Мары»).
    • Владимир Савченко, «За перевалом» — в ту же копилку. Нестандартный штрих: апокалипсис не в форме атомной войны, а в форме глобального потепления.
  • Андрэ Нортон, «Королева Солнца» — сабж вызвал вызвал бурную дискуссию в обсуждении статьи идиотский сюжет. А ведь серия ядерных гражданских войн, считанные десятилетия назад прокатившихся по развитым человеческим мирам (включая Землю и Марс) и пощадившая в основном фронтир, прямо упоминается.
    • Ранняя версия этой же вселенной в романе «Звёздная стража» проговаривает историю войн неоднократно, но некоторые граждане реально умудрялись этого не замечать!
    • Старт развитого постапа по Нортон — «Сын звёздного человека».
  • «Сварог» — с натяжкой: с одной стороны, на поверхности Талара царит эпоха плащей и шпаги, а со времени Шторма прошло 5,5 тысяч лет, а если считать запрещённую к упоминанию Вьюгу — на тысячу меньше. С другой, небожители-лары хоть и обладают мощными технологиями, но до уровня доштормовой цивилизации явно не дотягивают — и вообще несут прямую ответственность за происходящий застой.
  • Ричард Скотт Бэккер, «Князь Пустоты» — несмотря на произошедший Апокалипсис, серьёзно пострадали лишь живущие на севере норсирайцы. Уклад жизни остальных народов Эарвы практически не изменился. С поправкой, конечно, на фэнтезийный сеттинг.
  • Филип Рив, «Хроники хищных городов» — движущиеся мегаполисы начинают голодать и вот-вот набросятся друг на друга, однако Лондон находит средства на проект «Медуза».
  • Пол Андерсон, «Орион взойдет» — зигзаг с прикрученным фитильком: в мире полной разрухи, по сравнению с которой Fallout покажется раем, группа людей занимается тем, что упорно строит атомный космолёт «Орион».
  • Александр Лазаревич, «Червь» — спустя 30 лет после распада СССР, в разваливающейся по вине зеленых России, где воду дают на 15 минут в день, метро работает раз в час и неимоверно дорого, правительство, испугавшись неизвестно откуда из космоса явившихся роботов, умудряется всего за год сконструировать на орбите межпланетный корабль (!) и вывести на него все оставшиеся ядерные заряды (!!), чтобы отправить на Марс и уничтожить предполагаемое логово роботов.
  • Фриц Лейбер, «Ночь волка» — третья и четвёртая части тетралогии происходят в развитом постапокалипсисе.
  • Уолтер Миллер-младший, «Гимн Лейбовичу» — вторая часть романа показывает эпоху Возрождения на базе постапокалипсиса, а третья — условный XXI век, каким он виделся в 1950-х.
  • Артем Мичурин, «Умри стоя» — прямое продолжение чисто апокалиптической тетралогии «Еда и патроны», приблизительно через 100—150 лет после событий ЕиП. Еще во времена событий ЕиП генная инженерия существенно продвинулась вперед, что наглядно видно на примере Железного Легиона.
  • Тим Пауэрс, «Ужин во дворце извращений» — начинается с бодренького развитого апокалипсиса, ближе к концу меняет жанр на «злобный пришелец поработил Землю». Правда, автор правки так толком и не понял, стал ли апокалипсис результатом порабощения или случился чуть раньше.
  • Андрей Круз, дилогии «У Великой Реки» и «Ветер над островами».
    • В «Эпохе Мертвых», в целом, неразбериха и хаос первых дней — также довольно быстро угасли. Да и, в отличие от иных произведений жанра — военные мало того, что НЕ остались за скобками, так еще и оперативно взяли на себя бразды правления наиболее развитыми общинами, являясь, фактически самыми приличными людьми. Эдакое «На тебе!» всяким приевшимся «предательским кавалериям», душащим «швабодных выживаторов».
  • Сергей Тармашев, «Холод» — именно сабжем было новоамериканское общество до аварии на контролировавшем климат на крохотном пятачке Земли Реакторе. То, что русские[1] и китайцы умудрились выжить при помощи известного эскимосам способа строительства жилищ, стало неожиданностью даже для элиты.
  • Метавселенная Рудазова — Парифат после падения Парифатской империи. По сравнению с самой империей, где две трети граждан были магами, а остальные имели почти неограниченный доступ к артефактам, компенсирующим неспособность — катастрофа и каменный век. Для тех же, кто империю не особо застал и не привык полагаться (или привык полагаться не только) на колдовство, получилось нормальное средневековье, местами даже светлее и мягче земного. А теперь, четыре тысячи лет спустя, когда коллективный ПТСР прошёл и магия снова развивается, цивилизация и вовсе поднялась… ну, далеко не на прежний уровень, но по гамбургскому счёту примерно вровень с Землёй, только у нас цивилизация техногенная, а на Парифате магикальная.

Сетевая литература[править]

  • Doomsday 1983 — после случайного обмена ядерными ударами мир более или менее восстановился, всё-таки собрал интернет и даже работает над космической программой (в том числе и СССР XXI в., который сумел сохраниться, хотя и не в прежних границах). С другой стороны, мир местами отброшен до технологий Средневековья/Первой мировой войны.

Фанфики[править]

  • Практически любую из светлых и оптимистичных вселенных фанаты описывали постапокалиптической:
    • Карен Налбандян, «Постъядерный мир Алисы Селезнёвой» — автор привел настолько интересные доводы в пользу своей теории и так элегантно объяснил нестыковки в фильме «Гостья из будущего» своими выкладками, что его гипотеза даже была представлена в статье журнала «Мир фантастики» «Алиса Селезнёва и атомная война: гостья из мрачного будущего».
    • По Харитонову, и Мир Полудня АБС — постапокалипсис.
    • Павел Русаков, «Черные маки Зирды» — Последний Конфликт реально был, но цивилизация Земли после него рухнула в феодализм с элементами современных технологий. А вот СССР к тому момент уже имел и колонию на Марсе, и Лунную Базу, и через некоторое время марсианская колония и навела на Земле порядок, ядерным оружием и массовыми казнями (в том числе за принадлежность к религиям или, там, за наличие некоторых генетических комбинаций). А как же закон Синед Роба о невозможности космических войн? А все с ним нормально, просто его следует понимать чуть по-другому. Да, с Зирдой тоже все совсем непросто.

Кино[править]

  • Часто пересекается с молодёжной антиутопией:
    • «Дивергент», где человечество живёт на руинах… с блестящими офисами, хай-тек лабораториями и вентиляционной системой на весь город[2]. Педаль в пол продавливают наблюдатели в третьем фильме, построившие среди постъядерной пустоши ажурный небоскрёб.
    • «Посвящённый», где после апокалипсиса люди живут в уютном городе под куполом с высокими технологиями.
    • «Бегущий в Лабиринте», где после апокалипсиса (сверхмощные вспышки на солнце плюс смертельный вирус) П. О.Р. О.К нашла средства на огромный лабиринт, после — на организацию турне по Жаровне. А в финале умудрились подготовить бегунам достаточно большой заповедный уголок земли, изолированный от мира, где они могут спокойно жить.
  • Interstellar — на планете глобальный экологический кризис, вызвавший глобальный экономический, и населению реально грозит нешуточный голод, но, тем не менее, откуда-то наскребли ресурсы на межзвёздный полёт, а затем ещё и на эвакуацию населения в космос, что на порядки дороже одиночного полёта.
    • Когда космос — последнее спасение, «наскребутся» ещё не такие ресурсы.
  • Судья Дредд.
  • Эквилибриум. В начале XXI века разразилась Третья Мировая война. Те, кому удалось выжить:
    • Как минимум сохранили спутники на орбите / предприняли несколько экспедиций по радиоактивным руинам для картографирования послевоенного мира (см. глобус в кабинете Дюпонта).
    • Разработали технологии массового синтеза пищи. Дети Престона едят шоколадные шарики с молоком. В мире после ядерной войны. Да.
      • А натуральные ли это молоко и шоколад?
    • Существенно продвинулись в разработке интерфейсов голосового управления (Сири отдыхает).
    • И в распознавании образов — простенький КПК эксперта в открывающей сцене с ходу определяет подлинник «Мона Лизы» (или не определяет — «Мона Лиза» написана на доске из тополя, а там виден холст).
    • А между делом изобрели тот самый прозиум.
  • Матрица. Не совсем понятно, как люди, проиграв Машинам войну с таким разгромным счетом (см. «Аниматрицу»), смогли до сих пор не вымереть. Правда, и стратегия борьбы: «Мы всё ещё живы!», партизанские вылазки и надежда на Избранного, если вы в него верите.
    • Объясняется Архитектором в «Перематрице». Зион после каждого цикла старательно стерилизуют, после чего заселяют заново. Потому что он работает предохранительным клапаном: там оказываются те, кто начинает слишком сильно чувствовать, что мир — не настоящий. Не будь Зиона, подобные ощущения разнесли бы Матрицу в клочья (что и случилось с первой версией). Когда Архитектор всё-таки найдёт решение своего уравнения (то есть создаст такую Матрицу, которая будет восприниматься всеми её обитателями как единственно возможный реальный мир), Зион будет уничтожен и не будет восстановлен. И люди ничего не смогут с этим поделать. Вернее, всё было бы так, если бы на шестом цикле не появился настолько ненормальный Избранный, не породил случайно настолько имбового Смита и не сумел затем выторговать за его устранение отмену зачистки Зиона.

Телесериалы[править]

  • Star Trek — в середине девяностых по Земле прокатились евгенические войны (приведшие к смерти 30 миллионов людей), а затем, в середине двадцатых 21-го века, началась ещё более разрушительная третья мировая с применением ядерного оружия и невиданных актов геноцида (количество погибших — 600 миллионов), ввергнувшая человечество во что-то вроде лайт-версии эпохи Раздора или Безумного Макса. Хоть человечество и встало с колен благодаря некоторой помощи вулканцев, Земля была раздробленной (а в некоторых местах — крайне ксенофобной и мракобесной) почти целый век — единое правительство подчинило всю планету в середине двадцать второго.
    • Вулкан тоже подходит: в четвёртом веке по земному календарю планета (уже находясь на этапе развития космических полётов) пережила настолько масштабную атомную войну, что вулканцы потратили на восстановление своей цивилизации почти 1500 лет. Именно во время этой войны начали распространяться учения Сурака, которые и стали основой новой вулканской цивилизации.
      • Именно из-за сабжа вулканцы и опасаются людей — земляне прошли тот же самый путь в десять раз быстрее их.
  • «Иерихон» — с натяжкой, поскольку ядерными взрывами были уничтожены Вашингтон и многие столицы штатов, а также стерты с лица земли КНДР и Иран. Вот в последних реальный постапокалипсис, а в США после первоначального бардака все-таки нашлась власть… аж две равно претендующие на страну власти плюс Техас.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — местный мир, Ремнант. О том, что там царит постапокалипсис, можно узнать только во второй половине второго сезона.

Аниме и манга[править]

  • Akira — мир после ядерной войны. Нам показывают Нео-Токио (старый Токио был уничтожен). Да, там разруха, но армия с полицией работают.
  • Neon Genesis Evangelion. После Второго Удара человечество оклемалось и даже понастроило вундервафлей для борьбы с, кхм, последствиями.
  • Apple Seed — этот процветающий футуристический город, желающий быть утопией, был построен именно после апокалипсиса, и на это откуда-то нашлись грандиозные ресурсы.
  • Ghost in the Shell — третья мировая война успешно отгремела, но нашелся машинный бог из рояля в кустах, позволяющий очищать пораженные территории от радиации.
  • Final Fantasy: Spirits Within.
  • Vampire Hunter D — после Третьей Мировой 1999 года технический прогресс шагнул еще дальше, а цивилизация вышла на новый уровень развития. Строго говоря, не сама вышла, а подтолкнули вылезшие на свет вампиры, которым этот бардак основательно надоел. Впрочем, к началу событий все уже развалилось по новой.
  • Legend of the Galactic Heroes — в аниме упоминается «тринадцатидневная война» — глобальный конфликт с применением ядерного оружия, почти уничтоживший человечество. Однако, к моменту начала описываемых событий человечество активно осваивает галактику и даже умудряется в ней воевать.
  • «Навсикая из Долины Ветров» — спустя 1000 лет после глобальной катастрофы нет радио, дома освещаются газовыми рожками, но при этом есть реактивная авиация. Да и пасторальная Долина ветров на краю постапокалиптического леса, с ее газовыми рожками, однозарядными винтовками и деревянными планерами явно не самое развитое место: Физит и тем более Тольмекия вполне поддерживают уровень техники середины ХХ века (по крайней мере, военной). И с большим миром Долина явно торгует, ведь керамические мечи, планер Навсикаи и их семейный истребитель — явно не местной выделки.
  • Gun x Sword — в 12-ой серии Гадвед проводит для главгероя краткий ликбез по истории человечества: планета под названием «Бесконечная Иллюзия» была одной из колоний землян, давно осваивающих космос, но в то же время выполняла функцию планеты-тюрьмы для преступников. А когда Земля была уничтожена, последние коренные земляне стали рассматривать её как пригодную для освоения колонию. Стараниями Человека-с-клешнёй корабль благополучно не долетел до пункта назначения, но даже спустя 100 лет после уничтожения Земли общество на планете пришло в норму и ведёт более-менее цивилизованную жизнь (не считая локальных мордобоев на экзо-доспехах).
  • Dr. Stone — с прикрученным фитильком, так как до появления Сенку люди, пережившие апокалипсис с тотальным окаменением населения планеты, действительно жили в условиях каменного века.

Видеоигры[править]

  • Серия Ace Combat: почти в каждой игре имеет место быть нечто страшно-природное, переворачивающее мир с ног на голову, но, тем не менее весь мир активно и эффективно с этим борется, что превращает конец света из кошмара в конкретную и решаемую проблему. Педаль в пол давит Ace Combat: Infinity, постапокалиптический мир которой так и вовсе получился светлее и мягче нашего реального. Одна из причин — традиционно для серии показаны события того времени, когда человечество уже почти оправилось от катаклизмов и наглядно продемонстрировало, что оно сильнее.
  • Project Wingman — духовный наследник Ace Combat. После катастрофы прошло больше четырёх веков, так что человечество не только вернулось к доапокалиптическому уровню развития, но и продвинулось немного вперёд. Не в последнюю очередь благодаря порождённому катастрофой кордию.
  • Sid Meier's Alpha Centauri — несмотря на то, что Земля погибла, и единственное, что осталось от человечества — грандиозный колонизационный корабль, прилетевший к желаемой экзопланете, через сотню-другую лет людям удаётся сильно превзойти технологический уровень XX века.
  • X-Com: Apocalypse — последний город, вовсю занимающийся колонизацией Марса. На сам Марс в игре не летаем, но зато активно торгуем с организацией MarSec — прямой наследницей того самого первого X-Com, ныне занимающейся Марсом и на Марс летающей.
    • Притом X-Com: Interceptor показывает, что земляне уже успешно осваивают десятки звёздных систем на фронтире, правда, это в основном корпоративные поселения с рудниками и заводами.
  • BlazBlue — из-за загрязнения сейтром большая часть поверхности планеты необитаема, но человечество продолжает вполне неплохо жить в особых иерархических городах.
  • Guilty Gear — местное восстание транс-людей чуть было не сгубило человечество. Однако после такого оно всё ещё неплохо живёт, несмотря на регулярное появление странных личностей, которые желают устроить очередной массовый выпил человеков. Самым везучим местом оказался летающий континент Зепп, который к тому же сохранил приверженность старым технологиям, в отличие от живущих внизу, где обладателей старых технологий (которые, к слову, присутствуют у пары злодеев — правда, в виде револьверов) могут и наказать.
  • Fallout же! Правда, в основном в первой и второй частях, а также New Vegas. Мистер Тенпенни построил высоченную башню под Мегатонной, НКР отстраивает дамбу Гувера, бомбисты запускают Б-29, а Братство Стали двести лет уже строит дирижабли.
    • Впрочем, дается понять, что все это баловство по сравнению с утерянными довоенными технологиями.
    • А в четвёртой части выясняется, что в Институте, спрятанном в глубоком бункере, довоенные технологии сохранились и развиваются ещё дальше.
  • Frostpunk — в конце XIX века в мире наступил новый ледниковый период, люди выживают и строят города вокруг огромных тепловых генераторов. Нехватка угля и пищи, холодные дома, постоянные болезни и работа без перерыва на отдых (а то и на сон и на еду) здесь обычное дело, но жители городов умудряются в целом поддерживать тяжёлую промышленность, строить огромных паровых автоматонов, организовывать дальние экспедиции в морозные земли и даже в случае неисправности или уничтожения генератора восстановить его.
  • ELEX — развитые фракции клириков и альбов.
  • Warframe — события в игре происходят уже после Старой Войны, в которой Владеющие Разумом (роботы-терраформеры, восставшие против своих создателей Орокин) чуть не одержали победу, но были повержены Тенно (которые впоследствии сами и разрушили Империю Орокин, обрекая Солнечную Систему на века хаоса и раздора). Но, тем не менее, технологии и Империи Гринир, и Корпуса весьма продвинуты, хотя первые выглядят откровенно неуклюже, и вполне постапокалиптично, кстати. А в сеттинге так и вовсе имеет место быть стабильная политэкономическая ситуация и даже процветание, несмотря на то, что две величайшие силы вселенной находятся в постоянной войне.
    • Кроме того, намекается, что сама Империя Орокин тоже являлась тропом, потому как в записях из той эпохи упоминаются опустошённая Земля и запрет на искусственные интеллекты.
  • Stellaris — происхождения «Дети Апокалипсиса», «Жители пустоты» и «Осколки прошлого». Первое повествует о цивилизации, которая оправилась после глобальной ядерной войны, превратившей родную планету в радиоактивную пустошь. Второе — о цивилизации, чья родная планета была уничтожена в неизвестном катаклизме, но выжившие жители успели переселиться на космических станциях. В третьем цивилизация игрока в незапамятные времена была галактической державой, но была уничтожена и втоптана пыль, а столичный экуменополис превращен в руины. Происхождения «Расколотое кольцо» и «На плечах гигантов» расширяют постапокалипсис до галактических масштабов — в первом цивилизация игрока развилась на полуразрушенном мире-кольце (неизвестно кем построенном), а во втором… спойлер.
    • Можно сказать, что вся галактика в постапокалипсисе, учитывая обилие исчезнувших предтеч, стагнирующие Угасшие Империи, мародёров и анклавы, а также следы как минимум одного предыдущего вторжения Незванных, активации Контингенции и разорения Серой Бури.
  • Earth 2160 — даже после гибели Земли все три фракции не прекращают масштабных войн.
  • Карибский кризис — после третьей мировой (случившейся понятно из-за чего и когда) и во время ядерной зимы. Евросоюз переносит Эйфелевую башню в Африку (мавзолей Ленина на фоне пирамид и т. д. и т. п. после этого не выглядят настолько уж невероятно). Ну и готовит четвёртую (не на палках).
  • Destiny — здешнее человечество обладает удивительными технологиями вроде межпланетных перелётов, развитого ИИ и особой кодировки материи. Но оно долго и мучительно восстанавливалось после коллапса, отбросившего цивилизацию чуть ли не в средневековье.
  • ATOM RPG — после Третьей мировой войны, конечно, много всякой нечисти расплодилось, человеческой и мутантской, но в целом жизнь продолжается даже в такой глухой глубинке, как Отрадное, не говоря уже о райцентре. Радио есть, электричество тоже, хотя частенько вырубается и есть далеко не везде за неимением фондов, даже какое-то правительство в Москве, говорят, сидит, хотя в регионах ничем себя и не проявляет — в общем, на местном уровне отличается от реальных девяностых только мутантами и отсутствием телевизоров.
  • Crossout — из-за вируса «Кроссаут» кто-то погиб, некоторым же он пошёл на пользу, повысив их интеллект, в результате чего они начали строить транспортные средства и оружие для них, маловозможные в обычной жизни. Особенно в этом плане выделяется фракция «Детей рассвета», обладающая поистине футуристическими технологиями наподобие ховеров, плазменных орудий и прочих энергетических штуковин.
  • Encased — после того, как Вихрь разрушил центральные районы под Куполом и уничтожил Шпиль, связывающий жителей «подкуполья» с остальным миром, жизнь под Куполом все еще продолжается, причем в некоторых местах (вроде Станции Магеллан) — жизнь вполне себе высокотехнологичная: энергетика (включая атомную!), компьютеры, телевидение, радио, производственные линии!
    • Кстати, некоторые персонажи уверены, что жизнь только под Куполом и осталась, т.к. за два года, пока герой/героиня был(а) в стазисе, связь с остальным миром так и не была восстановлена.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — человечество расселилось по галактике, пережило золотой век развития (сейчас его зовут «Тёмной Эрой Технологий»), затем планеты потеряли связь друг с другом и деградировали вплоть до уровня каменного века. А потом на Терре объявился некий Император и начал всё человечество объединять обратно.
    • Раса Эльдар как таковая.
  • Эклипс-фаза — прикрученный фитилёк и педаль в инфосеть одновременно. Может, колонии вне Земли и пережили Падение (и часть трансчеловечества с самой Земли спаслась в виде копий личностей), может, и прогресс не остановился… но вот из той ямы, в которую транслюди себя загнали, трансчеловечество ещё не выбралось (если всё не стало даже ещё хуже).
  • Gammaslayers — евгенические программы, затрагивающие всё население страны, и подводные города — встречайте Гиперборею! Армия машин что твой Скайнет из далеко не самых продвинутых (до войны) мест? Встречаем Нацию Зеро!

Реальная жизнь[править]

  • Вымирание погубило всех динозавров, властвовавших Землёй свыше сотни миллионов лет. Однако потомки одной из их групп, птицы, не только выжили, но и достигли небывалого расцвета, успешно конкурируя с млекопитающими. И периодически порождая в ходе конвергентной эволюции гигантских бегающих хищных птиц, по форм-фактору и экологической нише в точности соответствующих динозаврам. Окончательно они проиграли эволюционную гонку только кошачьим и псовым современного типа, причем совсем недавно.
    • Можно немного поспорить насчёт проигрывания кошачьим и псовым. Если брать фороракосовых, то во время американского обмена фауной они спокойно начали распространяться на север, прекрасно конкурируя с хищными млекопитающими несколько миллионов лет. К окончанию раннего плейстоцена крупные фороракосовые начинают пропадать из летописи окаменелостей, но тем не менее, в мифологии южноамериканских и североамериканских индейцев есть существа, представляющие из себя больших хищных (Или не хищных, но с особенностями хищных птиц) наземных птиц, что может говорить о том, что фороракосовые дожили до прихода людей, а затем изменения климата и люди стали причиной их вымирания. А вот с наземными гигантскими азиатскими марабу вроде Leptoptilos lui и Leptoptilos titan немного проще, с людьми они точно должны были пересечься.
    • Например, обитавший на Кубе орнимегалоникс — нелетающая сова ростом до 120 см — вымер в диапазоне семь-десять тысяч лет назад. видимо, в результате изменения климата, совпавшего с появлением человека в Карибском бассейне.
  • С точки зрения деятелей Ренессанса, XV—XVI веков, они жили во вполне себе развитом постапокалипсисе. И занимались восстановлением античной цивилизации — уничтоженной вонючими варварами. Только называть свое время «постапокалипсисом» они бы не стали. Потому что Книга Апокалипсиса повествует о Страшном Суде и Конце Света, после которого не будет никакого «пост…», во всяком случае, в земном смысле. «Постапокалипсис» — современное понятие, и с Библией никак не связано.
    • Ну как восстановлением… Некоторые технологии эпохи поздней Римской империи в Европе смогли восстановить только в конце XIX века. В частности, живопись и скульптуру, многие виды художественно-прикладных ремёсел по типу гравировки. См. фрески из Помпеи — такие даже сейчас незазорно делать! См. римские камеи.
    • Однако именно в Средние века при деградации общества наблюдался скачок научно-технического прогресса. При фактическом исчезновении государств, усовершенствовалась металообработка, а также появились такие вундервафли, как механические часы или пушки.
    • Для Ренессанса апокалипсис был гораздо ближе: Чёрная Смерть, выжили далеко не только лишь все, закончилось Высокое Средневековье, начались навозные века. Кое-кому посчастливилось существовать и во время апокалипсиса сейчас, Тридцатилетней войной называется. И поддержу автора выше — уныло-но-практично развивалось постоянно, с небольшим провалом, больше пострадали администрация и культура.

Примечания[править]

  1. Правда, выжившие русские ещё и получили магические способности в полном соответствии с мировоззрением автора.
  2. По ней в финале третьего фильма пытаются пустить яд, и предполагается, что он отравит людей даже не во всём здании, а в целом городе. Форточки отменили!