Разминулись

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Missed Him by That Much. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Из города «А» в город «Б» вела единственная одноколейка железной дороги, по которой ходили поезда. Сначала диспетчер выпускал из города «А» в город «Б» поезд. Тот доходил до места, а после другой поезд шел из города «Б» и в городе «А». И всё было хорошо. До тех пор, пока один из диспетчеров не напился и не перепутал время выхода поездов. Два поезда вышли одновременно навстречу друг другу. Должна была произойти катастрофа. Но её не случилось. Поезда не встретились!

— Почему? — спросите вы. — Значит, не судьба…

»
— Юрий Никулин
« Не видят люди друг друга,
Проходят мимо друг друга,
Теряют люди друг друга,
А потом не найдут никогда.
»
— Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Представим себе ситуацию. Герой идёт навстречу злодею. Злодей идёт навстречу герою. По одной дороге, без ответвлений. Обе стороны полны решительности прийти на встречу.
Но тут автор устраивает произвол, и… встречи не происходит. Каким-то совершенно непредсказуемым способом две группы людей расходятся, так и не встретив друг друга. Как? Бывает, разминулись.

Вариант: подобным образом сорвалась встреча не героя со злодеем, а близких людей. И/или соратников. А ведь они так старались найти друг друга!

Зачем такое нужно? Ну, во-первых, это перипетия для тех и других. Во-вторых, в зависимости от целей автора, это либо Бог из машины, либо Дьявол из машины. В-третьих, это практически всегда нелепо и смешно.
Важно: развести героев должен случай, слепой фатум, удача или неудача, непредсказуемая чреда обстоятельств. Если это результат целенаправленной работы кого-то, то это не наш троп.

Родственный троп — не узнали друг друга.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Ромео и Джульетта» — отец Джиованни, посланный отцом Лоренцо сообщить Ромео об их с Джульеттой плане инсценировать её смерть, так и не сумел доставить письмо юноше. Результат известен всем. Во многих сохраняющих каноничную концовку адаптациях Ромео и Джиованни иногда ухитряются разминуться самым нелепым образом несколько раз.

Литература[править]

  • «Сага о ведьмаке»: Геральт ищет Цири, путешествуя. Цири ищет Геральта, прыгая по мирам. В определённый момент Цири телепортируется посреди снежной бури, делает вывод «Это какая-то снежная планета, здесь Геральта быть не может» и прыгает дальше. Через десять секунд из-за снежного бархана выходит ведьмак. Уровень трагикомизма не передать.
  • «В час, когда луна взойдет» — Габриэлян и Эней с Ростбифом в первой главе. Габриэлян едет в Екатеринослав, чтобы захватить Ростбифа или на худой конец Энея живыми и сделать из них костяк нового подполья, но опаздывает на день: Ростбиф убит, Эней бежал. И всю первую книгу «белая команда» и «черная команда» не пересекаются.
  • «Хроники странного королевства» — Кантора пытаются спасти из плена… Но как раз накануне он сбегает сам. Результат: его предводитель, уверившись, что объеденный до неузнаваемости труп на заднем дворе — это и есть Кантор, обвинил себя в его смерти и напившись с горя, наделал кучу глупостей. Фитилек прикручен: если бы Кантор не сбежал, его бы перевезли на другую базу… Откуда его, впрочем, снова могли попытаться отбить.
    • После этот руководитель с горя на несколько дней потерялся в соседних мирах, а после пришел известить о смерти Кантора его девушку, где и получил от Кантора за свои художества плагиат в музыке.
  • «Песнь Льда и Огня» — Сэм Тарли в Браавосе встречает Арью Старк, но они не знакомы.
  • «Властелин колец» — Гэндальф дважды совсем ненамного разминулся с отрядом Хранителей: первый раз в Бри, куда он пришёл вечером того же дня, когда оттуда ушли хоббиты и Арагорн, а второй в Лориэне, куда орёл принёс его на следующий день после отплытия отряда. Второй раз с фитильком, поскольку стороны встретиться не стремились (о том, что Гэндальф жив, Хранители не знали).
  • Шолом-Алейхем, «Блуждающие звезды» — Рейзл и Лейбл, влюбленная пара, сбежали с бродячим театром. По нелепой случайности их пути разошлись. Оба достигли большого успеха (Рейзл стала оперной примадонной, Лейбл — популярным актером), но друг друга так и не могли найти. А когда все же встретились, уже в Америке, поняли, что слишком поздно и что у каждого теперь своя жизнь.

Кино[править]

  • «Ленин в Октябре» (1937) — после бурного обсуждения во Временном правительстве способов поимки Ленина и других глав революционеров Керенский проходит мимо Ленина, до ушей завернувшегося в плащ, и его телохранителя (рабочего Василия), просит огоньку у Василия и затем продолжает идти, громко возмущаясь большевиками.
    • Там же дважды повторяется шутка о том, каким по внешности считают Ленина. И задают этот вопрос самому Ленину, не зная его, а тот отвечает лишь то, что видел Ленина, и тот выглядит по-другому. Сначала жена Василия, затем Петька (да, тот самый Петька из анекдотов про Чапая; Чапаев здесь тоже появляется, тепло здороваясь с ним — и всё это отсылка на знаменитое кино 1934 года). Причина того, что Ленин не признаётся, очевидна: его везде ищут, и даже друзьям не стоит говорить, за редким исключением. Лишь в финале Ленин раскрывает свою личность всем восставшим.
  • «Девушка без адреса» — Паша и Катя в течение фильма неоднократно близки к тому, чтобы случайно встретиться, но то не совпадают по времени, то смотрят не в ту сторону…
  • «Питер FM» показывает, как можно оседлать этот троп, и проскакать на нём весь фильм. Зигзагом: герои в поиске и постоянно сталкиваются, но не знают друг друга в лицо.
  • «Скорость 2: Контроль над круизом»: Родители глухой девочки Дрю пробежали мимо лифта, в котором застряла их дочь.
  • «Пятый элемент»: педаль в пол. Главный герой и главный злодей вообще ни разу не встречаются. Более того, они друг другу даже не интересны. Законы драматургии, финальная битва на мечах со словесной перебранкой? К чёрту! Потому что Люк Бессон и так может.
    • В одной сцене они таки появляются вместе. Но друг друга всё равно не видят.
    • Строго говоря, Зорг — не главный злодей, а дракон главгада «Мистера Смерть».
  • «Труффальдино из Бергамо» — Флориндо выглядывает из комнаты, зовет Труффальдино. Стоит ему закрыть дверь, тут же открывается соседняя, и Труффальдино зовет уже Беатриче. И так несколько раз.
  • «Землетрясение» Сарика Андреасяна — Архитектор, отсидев срок, ищет в разваленном городе жену и детей, равно как и наоборот — те тоже ищут его. Но не судьба им встретиться. Архитектора пырнут ножом, жена и дочь погибнут, а мальчика заберёт к себе другой главный герой.
  • «Отец солдата» — с прикрученным фитильком: главный герой, Георгий Махарашвили, старый грузин, вместе с советской частью дошел до Берлина в поисках своего сына-танкиста, успел поговорить с ним ночью в полуразрушенном здании, где они оказались на разных этажах, а на утро, после боя с немцами за нижние этажи, Махарашвили младший погиб до того, как они успели полноценно воссоединиться.
  • «Тревожное воскресенье» — с прикрученным фитильком: попавшие в ловушку на горящем танкере русские ремонтники оказались вынуждены вернуться на самую нижнюю палубу в считанные минуты до подхода к ним спасателей. Но в итоге их всё-таки спасли.

Телесериалы[править]

  • «Доктор Кто», олдскульная серия «Римляне». Две группы людей умудрились несколько дней активно приключаться во дворце Нерона, проходить буквально в двух шагах друг от друга… и ни разу не столкнуться! Да, эти две группы знакомы друг с другом.
    • А начало четвёртого сезона ньюскула строится на том, что два любопытных персонажа ведут свои расследования в одном здании и несколько раз проходят в считанных метрах друг друга, глядя в разные стороны.
  • «Как я встретил вашу маму» главный сюжет весь об этом, Тед несколько лет регулярно оказывался в шаге от загадочной девушки с ярко-желтым зонтом.
  • «Шоу Аманды». У главгероини есть безумная фанатка Пенелопа, которая на протяжении всего сериала упорно пытается с ней встретиться, но всё никак не выходит.
  • Лакорн «Тайна Кэу». Почти весь сюжет построен на тропе.
  • «Фрейзер» — в эпизоде о первом дне работы Фрейзера на радио нам показывают, что Найлз и Дафна раза четыре ухитрились не увидеть друг друга в кафе.
  • «Подонки», израильский сериал про двух уставших от всего старичков — одного из них разыскивает дочь их погибшей подруги, считая, что он отец. Встретиться им как полагается не выйдет — Эфраим (настоящий отец) выдаёт за отца Мошку, но не рекомендует к нему идти, объясняя, что Мошка стар и не поймёт ничего, однако женщина не слушается и погибает от руки Мошки, слетевшего с катушек.
  • «Карпов» — в одной из серий Стас ищет пропавшую мать. Казалось бы, найти просто, но в последний момент мать то и дело кем-то куда-то перевозится. Выясняется, что её убили, притом это сделал тот, кто больше всех помогал в поисках.

Мультфильмы[править]

  • «Американский хвост» — потерявшийся Фейвел несколько раз пересекается со своей семьёй в географической близости, но друг-друга они не находят вплоть до самой развязки.
  • «Шрек 2» — пародия на троп: сцена во дворце, когда Шрэк и Фиона только нехорошим чудом (уж не Фея ли постаралась?) не узрели друг друга, хотя бегали совсем рядышком и орали во всю джоновскую.
  • «Как гном покинул дом» — гном и его дом бегают друг за другом, пытаясь встретиться: «но когда вернулся гном, то ушёл за гномом дом, а когда вернулся дом, то ушёл за домом гном, гном вернулся — дома нет, дом вернулся — гнома нет». Их встреча произошла лишь через год, следующим летом — совершенно неожиданно.

Мультсериалы[править]

  • «Губка Боб Квадратные Штаны» — неудачные попытки пирата Пэтчи встретиться с титульным героем, чьим фанатом является.
  • «Звёздные Войны: Войны Клонов» — поскольку в третьем эпизоде присутствует диалог, из которого следует что Энакин и Гривус не встречались ранее, авторам предшествующего ему сюжетно мультсериала приходилось постоянно «разводить» этих двух персонажей. Иногда вплоть до того, что оба были в одном месте, но смотрели в разные стороны.

Аниме и манга[править]

  • Gunnm — с прикрученным фитильком. На протяжении второй половины манги Гали ищет Ито, который как оказалось стёр себе память и при встрече её не узнаёт.
  • Vinland saga — субверсия. В Копенгагене Лейф сталкивается с Кетилем и выясняет, что в его поместье живёт раб, идеально подходящий под описание Торфинна Торсона. Он уже готов ехать с Кетилем в его поместье, но партнёр Лейфа категорически против — им надо успеть в Гренландию, пока море не замёрзло. Так бы и уехал Лейф без Торфинна, если бы король Кнут не решил открыть сезон охоты на Кетиля и его сыновей и тому не пришлось бы нанять Лейфа с партнёром для безопасного тайного проезда в своё имение.

Видеоигры[править]

  • Игра Ultima VII. В принципе, главный герой может посещать города и деревни Британнии в любом порядке, но самый логичный путь — это следовать за двумя руководителями Содружества, Элизабет и Абрахамом. При этом каждый раз оказывается, что Элизабет и Абрахам только что отбыли. Встретиться с ними удаётся только в самом конце игры.
  • Serious Sam — день, когда Сэм наконец-то встретится с Менталом, станет последним в истории франшизы. А так — можно выпустить еще десяток сиквелов и приквелов легендарного шутера. Ну не судьба!

Музыка[править]

Интернет-фольклор[править]

  • Знаменитый на просторах интернета Заяц Несудьбы. Стоит какому-либо персонажу задуматься над изменением жизни к лучшему, как появляется Заяц Несудьбы и откусывает бедолаге голову, не забыв прокомментировать «Не судьба».

Реальная жизнь[править]

  • Иления Карризи, дочь певцов Альбано Карризи и Ромины Пауэр, путешествуя по миру, на несколько месяцев остановилась в Белизе. Её брат Яри решил сделать ей сюрприз и приехал к ней в гости в конце декабря 1993 года… но оказалось, что она уехала днём раньше. Конец истории печален: спустя несколько дней Иления бесследно пропала в Новом Орлеане.
  • Такое периодически случается с обладателями прозопагнозии (неумения узнавать лица) или банально плохого зрения. А теперь представьте, если у человека обе этих вещи разом. А теперь представьте, что о встрече договаривались два близоруких прозопагностика…
    • Ну… Если они неспособны точно назначить место встречи и описать, во что будут одеты, — наверное, не так уж им хочется встретиться.