Разумные микробы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Если кефир прокис — значит, бифидобактерии перешли на сторону зла »
— Боянистый анекдот

У этих существ есть собственная культура, цивилизация, иногда даже космические корабли. От человека их отличает только то, что последний не сможет различить их без мощного мелкоскопа или хотя бы необычайно острого зрения. При этом здесь есть несколько важных нюансов.

  • У разумных микробов нет коллективного разума или он слабо выражен. Каждый из них — полноценная самостоятельная личность со своими чувствами и идеями, а не бездумный придаток единой Системы.
  • Подобные организмы разумны сами по себе — им, в отличие от большинства разумных паразитов, не требуется внедряться в других мыслящих существ, чтобы делать всякие цивилизованные штуки.
  • Разумом наделён каждый микроб или хотя бы значительная часть их популяции, а не единичные уникумы, которых слишком мало для чего-то значимого.
  • Они имеют как минимум частично биологическую природу, поэтому нанороботы пролетают мимо.
  • Микроскопические размеры являются их естественной чертой — это не какие-то изначально большие Человеки-Муравьи, способные контролируемо уменьшаться.

А вот одноклеточными им при этом быть совершенно не требуется.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Джеймс Блиш, «Поверхностное натяжение» — полностью об этом. Аборигены планеты Гидрот являются разнообразными микроорганизмами с теми или иными полезными органеллами и выраженным, но очень ограниченным подобием коллективного разума. Сопоставимые с ними размеры имеют и генетически модифицированные потомки человека разумного.
  • Грег Бир, «Музыка, звучащая в крови» — столь же эталонный пример. Нооциты — нечто вроде нанороботов, сделанных из человеческих лейкоцитов, которые оказались реально очень умными и талантливыми, воспринимая организм носителя примерно так же, как мы — Галактику в космооперах.
  • Марк Твен, «Три тысячи лет среди микробов» (1905). Правда, там микробы — самые обыкновенные существа, только очень мелкие. Ненаучная фантастика.
  • Метавселенная Рудазова — случается.
    • Дилогия о Мудрецах — л’тра. Одноклеточные, ростом в миллиметра полтора, похожие на помесь амёбы и инфузории. При том — цивилизация сверхвысокой степени развития, владеют технологией аквалида гидролапидария, континуумохода и термоядерной бомбы. Летали бы и в космос, будь на Эйкре таковой.
    • Онгоинг «Семья волшебников» — астридианцы, разумная плесень (судя по всему — результат экспериментов покойной матери Майно). На глазах у семейства Дегатти развились от каменного века до уровня современных л’тра и свалили куда-то в неведомые дали, оставив благодарственное письмо своей маленькой богине и раздербанив драгоценности Лахджи на полезные ископаемые.
    • Педаль в пол — мураранцы из «Битвы полчищ», чья родная планета не превышает метра в диаметре. Хотя как они выглядят — неизвестно.
  • Кир Булычев, «Глубокоуважаемый микроб».
    • В саге про Алису Селезневу упоминается полностью уничтоженный, но некогда полностью опустошавший целые звездные системы разумный вирус, названный «космической чумой». Наличие разума позволяло ему менять свое строение на молекулярном уровне, затрудняя диагностику и обнаружение, изобретать эффективные способы противодействовать лекарствам и находить баланс между смертоносностью и заразностью, не теряя ни в том, ни в другом. Но выйти с ним на диалог, когда он все таки был открыт, так и не удалось — то ли не настолько он был разумен, чтобы диалог оказался возможен, то ли этот разум был направлен только на уничтожение.
  • В. Гигевич, «Не забывай о доме своём, грешник»: в человеческих телах живут разумные существа, чей размер исчисляется в нанометрах — адаманы, являющиеся причиной всего губительного в природе человека.
  • «Последнее приключение капитана Немо» Йозефа Несвадбы: инопланетяне напоминают гигантских инфузорию, что-то вроде амёбы и одноклеточную водоросль.
  • «Дробинка» Михаила Грешнова — похожие на осьминогов инопланетяне микроскопических размеров нечаянно попали в организм земной женщины и стали изготовлять машины из железа в её крови. Причём думали, что живут не в теле человека, а на острове…
  • Нильс Нильсен, «Продаётся планета» — земные астронавты из жадности погубили целую цивилизацию микроскопических существ.
  • Григорий Остер, «Петька-микроб». Разумные микробы успешно сосуществуют с людьми, например, помогают учёным и официально трудятся на молокозаводе, делая кефир и простоквашу.
  • Роберт Шекли «Извините, что врываюсь в ваш сон…» — с человеком связывается колония микробов (или грибок?), обосновавшаяся на его коже, с целью попросить пореже мыться.
  • Евгений Лукин «Портрет кудесника в юности» (рассказ «Хирургия») — раковые опухоли являются колониями разумных клеток, страстно желающими жить и размножаться. Да и наша Земля — тоже такая раковая опухоль в мегаорганизме. Неоперабельная опухоль, как выяснилось в финале.
  • Ещё рассказ Лукина о длительных переговорах с разумными инопланетянами, которые, прилетев, наконец, в гости, утонули в крохотной лужице на посадочной площадке.
    • Похоже, отсылка к рассказу Булычева об Алисе. Там инопланетяне сообщили, что сели в лесу и заблудились. Найти их не могли. Алиса с детской нетривиальной логикой, сообразила, что инопланетяне маленькие и как лес воспринимают траву.
  • Воспоминание шестое из «Вселенский неудачник» Дмитрия Емца. Звездолёт сталкивается с микроскопической космической базой миниатюрных людей, база разбивается, выжившие нанолюди начинают жить в корабле и эволюционировать, воспринимая космонавта обитающего в корабле, как божество. В стиле Станислава Лема, с юмором и философией.
  • Сергей Лукьяненко, «Спектр» — в некотором роде инверсия. Среди описанных разумных ксеносов есть одноклеточные величиной с человека.
  • Владимир Савченко «За перевалом» — много раньше изобразил «высших простейших».
  • Теренс Хэнбери Уайт, «Меч в камне» — начав проигрывать в дуэли метаморфов, Мерлин оборотился возбудителями инфекционных болезней и заразил мадам Мим, которая от такой радости тут же отбросила копыта.
  • Цикл Василия Головачёва о «джиннах» — инвазеры.
  • Орсон Скотт Кард «Дети разума» — десколада — условно-разумный вирус. Обладает «химической речью» для общения с себе подобными. Является явно рукотворным видом-терраформирователем.
  • Ирина Соковня, «Неболейка» — Квасилий, лактобактерия, прошедшая через волшебный микроскоп и увеличившаяся до габаритов человека.

Кино[править]

  • «Звёздные войны» — мидихлорианы, помимо всего прочего, ещё и разумны.
    • Откуда дровишки?

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата: SG-1»: были в одной из серий, жили внутри полковника О’Нилла. Позже им подыскали нормальную планету (свою инопланетяне-бактерии «довели до ручки»).

Мультсериалы[править]

  • «Люди в чёрном» — разумные инопланетные микробы, случайно заразившие агента Кея и пытающиеся эвакуироваться из его организма, покуда их не перебил иммунитет.
  • «Приключения Базза Лайтера» — с прикрученным фитильком, ибо там разумными оказались не микробы, но таки практически неразличимые невооружённым глазом насекомые. Для сравнения — их огромный автомобиль для человека выглядит крошечным жучком, буквально.
  • «Русалочка» — сметающий всё на своем пути Красный Поток оказывается колонией таких микробов. А Себастьян — достаточно маленьким крабом, чтобы их увидеть и договориться с ними миром.
  • «Футурама» — колония микро-людей, попавшая с метеоритом на тело Бендера, когда тот однажды дрейфовал в космосе, развилась в цивилизацию и под «мудрым» руководством Бендера самоуничтожилась.
  • «Симпсоны» — в одном из Хэллоуинских выпусков из зуба Лизы в чашечке Петри возникла и развилась целая цивилизация.
  • «Вирус атакует!» — инопланетяне-вирусы, превращающие других в себе подобных-главные злодеи в мультсериале.

Видеоигры[править]

  • "Star Control: Origins" — Pinthi. Расса разумных "вирусов"(на вирусы всё же не похожи, ибо способны к активной деятельности без хозяина), являются живым разумным биологическим оружием, к концу игры становятся "врачами".