Разумный паразит

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
См. также Справочник автора/Теория эволюции/Паразиты
«

— Когда-то по Рен-ТВ рассказывали о бредовой теории, что вирусы разумны и попав в тушку хомо сапиенсов захватывают их мозги и начинают управлять носителями, выгоняя тех в людные места, чтобы вирус мог размножаться. Тогда было смешно. Сейчас, глядя, как люди сбегают с карантина и бегут в ТЦ, как заболевшие коронавирусом пытаются (некоторые — успешно) шляться по публичным мероприятиям, понимаю — Рен-ТВ были правы! Вирус гонит носителей в людные места! И носители считают такое поведение единственно верным! В них говорит затаившийся вирус! Что ещё НЕ выдумали Рен-ТВ? — Гуглите лекцию Александра Панчина «Паразиты-манипуляторы». Там много лулзов на эту тему с реальными примерами из животного мира.

»
— С Баша

Бывают паразиты, изменяющие поведение жертвы. Например, простейшее токсоплазма имеет цикл хозяев «кошка-мышь», при этом заражённая мышь начинает «тащиться» от запаха кошек и закономерно попадает в когти. Крайне неубедительные изменения находят и у людей; спекулируют о цикле «приматы — крупные кошачьи». А так заражает более 100 видов позвоночных, но большинство таких хозяев — тупиковые (не обеспечивают размножения).

Другой яркий пример — рак саккулина, паразит крабов, оплетает все органы жертвы, в том числе и напрямую подключаясь к глазам. И заодно превращает самца в самку — чтобы краб заботился о личинках саккулины.

Педаль в пол, популярная в космоопере (а также встречающаяся в фильмах ужасов) — это не просто паразит, а разумный паразит, обладающий своим собственным сознанием. И если имеется героическая сила воли, или паразит ослаблен, или захвачен кто-то другой, начинается шахматная партия: кто кого?

Кроме того, разумный паразит может стать убедительным обоснуем, почему инопланетяне выглядят как люди — в этом случае они не выглядят как люди, а просто захватили контроль над телами людей.

Также интересной разновидностью являются паразиты социальные — использующие труд другого вида для собственной выгоды (кукушки, подбрасывающие своих детей-подкидышей в чужие семьи) или использующие непосредственно рабский труд, вольный (дающие нечто взамен) или невольный.

Примеры[править]

« Молекулярные биологи из США открыли множество вирусов, которые могут не только размножаться внутри клеток водорослей, но и манипулировать их обменом веществ. Это стирает очередную грань между живыми организмами и неживыми вирусами, пишут исследователи в научном журнале Nature Communications. »
— Вирусы научились управлять обменом веществ своих жертв

Фольклор[править]

  • В анекдотах часто встречаются разумные и говорящие животные. И паразиты не стали исключением — существуют анекдоты про блох, глистов и других «забавных зверушек».
    • Например, анекдот про блоху, которая просила у Всевышнего улучшить её жилищные условия. Сначала он посадил её на усы к знаменитому артисту, а потом переместил на лобок известной певице. «Сначала было хорошо: тепло, уютно, съездила за границу, мир посмотрела. Только вот не пойму: как я снова оказалась на усах знаменитого артиста?»

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание». «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселявшиеся в тела людей. Но эти существа были духи, одарённые умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими». Впрочем, всё это лишь пригрезилось главному герою.
  • Кир Булычёв:
    • «Глубокоуважаемый микроб» из «гуслярского» цикла — всё просто. Господа микроорганизмы по просьбе жителей планеты Кэ поселились здесь, и тогда жители планеты Кэ обратились с просьбой к уважаемым микроорганизмам, чтобы для большего единения между населением планеты и уважаемыми микроорганизмами последние внедрились внутрь жителей планеты Кэ. С тех пор в каждом жителе планеты Кэ обитает уважаемый микроорганизм и подсказывает ничтожному жителю планеты Кэ ценные мысли. После чего микробы решили расширить влияние. Увы. Микроорганизмы оказались хилыми. И не способными противостоять земным организмам.
    • «День рождения Алисы» — космическая чума.
  • Серия книг Рудазова «Яцхен» — мозговой полип керанке. Керанке, сидящего в голове протагониста, зовут Рабан. Он знает заклинание, нужное для перемещения между мирами, и периодически читает хозяину (патрону, как он его называет) лекции об устройстве очередного мира, куда их этим заклинание занесло. Хотя этого чувака правильнее назвать симбионтом, ибо от него есть польза, но по характеру — такой паразит!
    • Впрочем, и в реальной жизни паразиту чаще всего выгодно, чтобы его окончательный хозяин жил как можно дольше. А вот с промежуточным хозяином, который для размножения паразита нередко должен быть съеден или просто умереть, никто не церемонится. Но это не про керанке — у них хозяин один и на всю жизнь.
    • А вот мозговые слизняки из «Тайны похищенной башни» — без никаких фитилей оно.
  • Сергей Другаль, «Особая форма» — пуджики, синие зверушки, гипнотизирующие людей и заставляюшие их работать на себя.
  • Евгений Гуляковский, «Затерянные среди звёзд» — раса грайров. С помощью специальных модифицированных грайров — инфекторов подчиняют себе человека своим ядом (заражённого можно спасти, убив грайра, который его укусил). А некоторых используют как инкубаторы.
  • Лукьяненко, серия «Линия грёз»: дарлоки. В книгах дарлоки — условно разумные паразиты, которые вселяются в тело гуманоида, полностью уничтожают его личность, а «вычислительные мощности» мозга используют, становясь таким образом уже полностью разумными. (В играх никаких указаний на такую сущность дарлоков нет, и они являются скорее перевёртышами.) Когда другие расы узнают об этом, они немедленно объединяются и нападают на дарлоков.
  • Пограничный вариант в «Доме скитальцев» Александра Мирера. Инопланетная раса, способная сохранять свои сознания на кристаллах и записывать их поверх разума более слабых рас. Получая при этом контроль над телом и память носителя.
  • Евгений Лукин «Портрет кудесника в юности» (рассказ «Хирургия») — само человечество является раковой опухолью (неоперабельной!) в теле некоего мегасущества. А уж что творится в обычных раковых опухолях у людей!..
  • Юрий Брайдер, Николай Чадович, «Гражданин преисподней» — в финале оказывается, что случившийся с полсотни лет назад апокалипсис — это сошествие на Землю некоего существа, покрывшего всю поверхность. А остатки людей как раз и ютятся на правах разумных паразитов.
  • Ю. Тупицын, «На восходе солнца» (в ранних вариантах «Мезозой» и «Эхо мезозоя»). На планете Меза, которая пыталась идти по пути биологической цивилизации, вместо ЭВМ (для обработки информации) тамошними учёными были созданы разумные микроорганизмы. В результате получился симбиоз между «мезянами» (ящерами) и выведенными «паразитами». Ни к чему хорошему этот симбиоз не привёл. Ящеры, которые не были заражены, ушли в подполье. Но благодаря космонавтом «Торнадо» разумные микроорганизмы и потомки их создателей нашли общий язык.
  • Александр Громов, «Скверна»: червеобразные паразиты с отростками, как у саккулины, которые делают из своих носителей мерзавцев-эгоистов, причём не только из разумных существ, но и из животных (на планете, где их обнаружили, не существует ни одного вида стадных и стайных животных, а местная цивилизация загнулась…).
  • Владимир Васильев, «Смерть или слава»: неизвестно откуда взявшийся корабль оказался огромным паразитом, питающимся своим «экипажем».
  • Мария Галина, «Дагор» — собственно дагор, растущая из груди половина обезьяны, на самом деле это только регенерируемая внешняя почка. Нечто среднее между паразитом и демоном.
  • Андрей Плеханов, «Особо опасная особь» — кто бы, вы думали, вынесен в заглавие?
  • Дмитрук, «Доброе утро, химеры!» — «предки универсальных химер паразитировали под чешуей бронешаров, питаясь через проводящие пути „хозяина“. Не очень лестное прошлое для разумного вида — впрочем, природа сраму не имеет».

Зарубежная[править]

  • Возможный кодификатор тропа — Орля из одноимённого произведения Ги Де Мопассана.
  • «Кукловоды» Роберта Хайнлайна. Пожалуй, классический пример: присасываются, берут жертву под полный контроль и строят всякие козни. (Впрочем, так и остаётся неизвестным, разумны ли они в общепринятом смысле, или пользуются разумом жертвы как ресурсом.)
  • Ларри Найвен, серия Known Space: инопланетяне «кукловоды Пирсона» утверждают, что у них три пола — два мужских и один женский, причём женщины их расы неразумны. На самом деле это хитрая ложь: кукловод — это разумный паразит, живущий в теле неразумного травоядного. Два «мужских» пола кукловодов — это два пола паразитов, близко соответствующие человеческим мужскому и женскому. А неразумный «женский» пол — это то самое животное, в теле которого рождается новый кукловод-паразит.
  • Роберт Шекли:
    • «Поединок разумов». Пусть Квидак не сам залезает в жертву, а вживляет в неё биологический приёмник — все жертвы, даже животные, начинают действовать как единая армия. И даже устами укушенного героя вещает: присоединяйтесь, будет классно! Протагонист в ответ: а заправлять-то всем этим будет квидак — не удивительно, что вашим марсианским рабам просто расхотелось жить. Ну и ахиллесова пята: всё это квидачье царство управляется по радио, и паразита можно запеленговать или заглушить.
    • «Извините, что врываюсь в ваш сон» — разумная колония бактерия (грибок?), живущая на ладони протагониста, умоляет не уничтожать их и мыть руки пореже.
    • «Долой паразитов!» — главных героев нанимают уничтожить зверушек, портящих местные овощи. Только зверушки оказываются разумными. И овощи оказываются разумными. И планета разумна — ей вкрай надоело копошение на её коже…
  • «Вокзал потерянных снов» Чайны Мьевилля — рукохваты, разумные руки, хватающие людей и заставляющие повиноваться.
  • Роберт Силверберг «Пассажиры» — пассажиры или наездники — невидимые формы жизни, захватывают тело человека, у жертвы после этого провалы в памяти, и они не знают, что делали во время захвата «наездником». Впрочем, люди уже привыкли…
  • Host (надм. «Гостья», правильно «Носитель») Стефани Майер — разумные паразиты именуют себя душами, а не заражённых людей считают существами без души. Впрочем, не все.
  • «Hostess» Азимова — причина человеческого старения в энергетических паразитах. На других планетах, где их нет, инопланетяне почти бессмертны… но если всё-таки паразит в них поселится, помирают за год.
  • Грег Бир «Музыка, звучащая в крови» — выведение разумных симбионтов (лейкоцитов) зашло слишком далеко, и симбионты решили «а зачем нам такой неуклюжий носитель?» Конец света, как мы его знаем.
  • «Осмотр на месте» С. Лема про Ийона Тихого. Субверсия: разумные птицеобразные инопланетяне (энциане), чьим традиционным жилищем были внутренности гигантов, т. е. курдлей. Одно из государств — Курдляндия продолжило жить в «градозаврах». А вот их соседи — государство Люзания пошли по пути технического прогресса, сильно опередив людей. А всё, что Тихий ранее описал в 14-м путешествии, — парк развлечений, который пустопроходец посчитал планетой. Да и та энциклопедия, опираясь на которую он отправился туда — как потом выяснилось, не самый надёжный источник.
  • Марсианский цикл Берроуза — калданы. Паразитируют исключительно на рикорах, но и человека могут загипнотизировать взглядом.
  • «Мозговик» Фредерика Брауна — пришелец, потерпевший крушение на Земле, выглядящий как панцирь черепахи, телепатически захватывает других созданий поблизости, полностью подчиняя их сознание. Сменить носителя на нового можно, только убив текущего носителя. В итоге по маленькому городку прокатывает волна самоубийств людей и животных.
  • «Чужие 4» за авторством некоего Алекса Ривенджа, который на самом деле Марина Наумова: грудолом — вовсе не паразит, а симбионт биологического вида с родной планеты Ксеноморфов. А то гуро, что творится при внедрении в носителя-человека — досадное недоразумение, носитель-то неподходящий попался.
  • «Шагающая смерть» Уильяма Кейта — биологическая цивилизация Дал’Риссов. Рисс — изначально паразит неразумного Дала — большой сухопутной морской звезды. В процессе эволюции научился направлять своего носителя к лучшим пастбищам и в итоге из паразита стал симбионтом.
  • Трилогия «Титан. Фея. Демон» Джона Варли. Паразит по имени «Стукачок» подсажен в мозг капитана Сирокко Джонс разумным планетоидом Геей. Использовался, чтобы склонять Сирокко к алкоголизму и следить за её действиями.
  • «В этой книге полно пауков» Дэвида Вонга (вторая часть трилогии). Соответственно, «пауки». Хотя они существа неясной природы и происхождения, и возможно не вполне биологические (а частично или полностью потусторонние), заражают людей сообразно тропу, меняя их поведение на агрессивное. В книге происходит нечто вроде паразитарного апокалипсиса локального масштаба (в городе Неназываемом). Физически заражение может быть видно в изменении ротовой полости носителя (она меняется на принадлежащую «пауку», изначально у него человеческий рот) — не спрашивайте как и зачем, лучше почитайте. У этого же автора первая часть трилогии, «В финале Джон умрёт» — в качестве «разумного паразита» выступает «соевый соус» — чёрная жижа с очевидно собственным самосознанием — но её биологическая природа ещё менее вероятна.
  • Терри Пратчетт, «Шляпа, полная неба» — Роитель, бестелесное бессмертное существо, чьё сознание состоит из эха личностей поглощённых им жертв.

Сетевая[править]

Кино[править]

  • Фильм Brain Damage — Элмер, поющий, танцующий и жрущий чужие мозги в обмен на космический кайф своему носителю.
  • «Звёздный десант 2: Герой Федерации» — новый вид арахнидов, завладевающих человеческими телами.
  • «Вторжение» — космический вирус заражает население и превращает в безэмоциональных законопослушных граждан.
  • «Нечто» — инопланетный паразит, заражая тела людей и животных, настолько искусно имитирует их поведение, что без анализа крови не обойтись.
    • Ну как заражает… Поглощает и воспроизводит по сути. Ну как анализ крови… Проверка раскалённой иглой.
  • «Кукловоды» же!
  • «Вирус» — инопланетянин. К слову, вирусами он считает людей, хотя сам же использует их технологии.
  • «Ловец снов» по мотивам одноимённого романа Кинга — так называемый Мистер Грей является пришельцем, который вселяется в тело Джоунси. Однако сознание Джоунси удаётся скрываться в уголке своего разума, благодаря тому, что он пережил клиническую смерть полгода назад. Он также скрывает некоторые воспоминания о друге детства Даддитсе, которые Грею почему-то нужны. Становится известно, что Грей желает заразить всю человеческую расу паразитами, поэтому отправляется в водохранилище. К счастью, Даддитс оказывается пришельцем другой расы и останавливает Грея.
    • Не сказать, что Грею нужны воспоминания о Дадитсе. Это скорее интерес, что это от него прячут? Но информация о Даддитсе могла бы дать Грею разгадку о его истинной природе, и тогда Грей мог бы противостоять Даддитсу более эффективно.
  • «Вивариум» — вид гуманоидов, заманивающих людей в карманную вселенную и принуждающих героев выращивать их детей-подкидышей. Возможно, идея основана на классических мифах об эльфах.
  • «Слизняк» — инопланетная тварь, попадая в организм, подчиняет его своей воле, позже при помощи определённых действия позволяя создать целую армию зомби.
  • «Скрытый враг» или «Скрытый» — инопланетный паразит, похожий на слизняка, превращает носителей в агрессивных и кровожадных бандитов. Бонусом идёт распутинская живучесть.

Телесериалы[править]

  • «Звёздные врата: Первый отряд» — раса Гоа’улдов, причём это является скорее культурным требованием, нежели биологическим. Ток’ра — враги гоа’улдов — берут носителей только с их согласия и никогда не подавляют их личность. Обычно носителями являются безнадёжно больные, ведь симбионт способен исцелить большинство человеческих хворей. Большой причиной того, что большинство гоа’улдов — сущие подонки, является то, что у них — генетическая память. То есть личинка с самого рождения обладает воспоминаниями тысяч Гитлеров. Свою немаловажную роль вносит и постоянное использование Гоа’улдами саркофагов, которые исцеляют самые страшные раны и способны продлить их жизнь на тысячелетия, но взамен они делают их более агрессивными и безжалостными (эти устройства действуют так не только на симбионтов, но и на обычных людей).
  • «Сверхъестественное» — безымянный паразит, порождение Евы, матери всех монстров. Боится только электричества.
  • «Агенты Щ.И.Т.» — Альвеус, он же Улей, первый из Нелюдей. В третьем сезоне поселился внутри трупа Гранта Уорда и был уничтожен вместе с ним.
  • «Лексс» — насекомые могут отделять свой разум и вселять его в людей. Один из таких вселенцев, Его Тень — главный антагонист первого сезона.
    • Черви с планеты-свалки могли подчинять людей своей воле, подавляя часть воспоминаний, но только живых людей — Кай, будучи оживлённым трупом, оказался для них бесполезен.
  • «Вавилон-5» — «Сороконожки»-виндризи, собирающие информацию по всей галактике, являющиеся «живой летописью». Живут уже полмиллиона лет, но вынуждены время от времени менять «оболочку». Обычно оболочка не против, поскольку выбирается из числа обделённых жизнью.
  • «Тёмные небеса» — пришельцы могут захватывать тела не только людей, но до этого поработили расу Серых. Организация «Маджестик-12» была создана именно для борьбы с ними.
  • «Секретные материалы» — «чёрная нефть» туда же. Тоже родом с Земли, они покинули её во время катаклизма. Вернувшись, не очень обрадовались присутствию на ней поумневших обезьян.
  • «Вымирание» — скинрайдеры, разумная инфекция, завладевающая человеческими телами.
  • «Горящая зона» — разумные паразиты вселялись в людей ещё в допотопные (в прямом смысле) времена, гибель своего собрата (а убить их могут древние микроорганизмы, обитавшие в библейские годы в воде) ощущают подобно пчёлам.
  • «Ориджин» — паразит-то в сериале разумный, а вот люди будто бы сбежали из «Чужого: Завет».
  • Две экранизации книги Мирера с общим названием «Посредник» (вышедший в 1990 году и запланированный несколько лет назад).
  • «Штамм» — черви-паразиты, превращающие людей в стригоев, обладают коллективным разумом, внутри которого способна перемещаться личность Хозяина.
  • «Доктор Кто», серия «Невидимый враг» — когда вирус узнал, что Доктор и спутница себя уменьшили и собираются искать его внутри организма, он сделал всё возможное, чтобы первым оказаться в увеличительной камере. И захватить мир.
  • Ultraman Z — Келебро.
    • Хотя куда ему до Гудиса из Ultraman: Towards the Future!
    • Ещё одним хорошим примером является Пегинера из Ultraseven X.
  • «Кабинет редкостей Гильермо дель Торо» (2022) — во «Вскрытии» (3 серия) злодействует инопланетный паразит, похожий на трипофобного осьминога и воплощающий одновременно тропы полное чудовище и чужеродное чудовище. Способен захватывать тела людей, владеет мощным гипнозом, обожает причинять боль и упивается страданиями. По словам самого паразита, представители его вида жили в людях тысячи лет и уничтожали целые нации.
  • «Звездный путь» — раса Триллов делится на гуманоидов, разумных пиявкообразных Симбионтов и Соединенных, то есть тех, кому симбионта запихнули в живот. Личность носителя при этом вытесняется синтезом его личности, личности симбионта и предыдущих носителей. В ином сеттинге готовый сюжет для действительно страшного хоррора… Но здесь такие триллы чрезвычайно ценятся и уважаются за большой жизненный опыт и мудрость. И это большой почет, по причине которого власти даже скрывают, что к слиянию прогоден не один из тысячи, а почти половина — иначе симбионтов бы не хватило, и они бы стали дефицитным товаром, за который бы грызлись. Но если симбионта извлечь, носитель погибает, а если встанет вопрос — носитель или симбионт, спасать будут только симбионта.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Футурама», серия «Parasites Lost» (Изгнание из Фрая) — червяки, которые завелись в организме Фрая, даже город внутри выстроили. Субверсия: червяки оказываются симбиотами, Фрай остаётся Фраем, и от поселившейся в нём формы жизни ему только польза. Но червяков всё равно выводят, ибо кому это понравится, когда твоего друга-неумёху превращают в супермена? Всем понравилось, особенно Лиле.
    • Там же — мозговые слизни — не особо разумные паразиты, пародия на кукловодов с Титана, весь разум которых сводится к монотонной саморекламе и неубедительному убеждению других прилепить себе паразита. Тоже пытались паразитировать на Фрае, но умерли с голоду.
    • В первоначальном концепте сериала и слизни тоже должны были быть симбионтами и делать своих носителей умнее. Возможно, именно из этого концепта к конце концов и появились червяки из протухшего бутерброда, которые сделали Фрая супер-Фраем.
  • «Люди в чёрном» — разумные растения нреки, прототипом которых, видимо, послужили те самые «кукловоды с Титана». Захватили базу Людей-в-Чёрном, но были уничтожены Джеем и Кеем.
  • «Чёрный Плащ» — шляпопланетяне. Впоследствии оказывается, что паразитами являются только их преступники, а законопослушные шляпопланетяне управляют неразумными роботами.
  • «Звёздный десант» — арахниды, управлявшие Тощими.
  • «Планета монстров» — Лэмпри, одна из монстров-ракопауков, может завладевать чужими телами.
  • «Крутые бобры» — говорящая тина.
  • «С приветом по планетам» — инопланетный дух-паразит, который жил в старой королеве. Позже захотел переселиться в тело Злыдня — да Вондер помешал. Пришлось вселиться в… бутерброд!
  • «Рик и Морти» — пародия на лицехватов из Чужого. Поклоняются некоему Глорзо.
    • Поклонялись они Саммер (т. к. никто из них не смог её захватить из-за зубочистки во рту). Глорзо — самоназвание.
    • Паразиты, подменяющие воспоминания.
    • Юнити — это хайвмайнд.
  • «Время приключений» — в одной из серий шляпа Финна начала брать других существ под контроль, как заправский паразит-кукловод.
  • «Невероятный Халк» — шпионка Диана «срослась» с рыбами-мутантами и превратилась в такого паразита, сменив имя на Гибрид. И безымянный демон-паразит, вселившийся в Халка (чтобы его изгнать, пришлось позвать доктора Стрейнджа).

Комиксы[править]

(link)

Старро
  • Вселенная DCСтарро и Параллакс.
  • Вселенная Marvel — инопланетяне вида «Рой».
    • Симбиоты же! Правда, это ещё зависит от комиксовой вселенной. Например, Веном во вселенной Ultimate — не инопланетный паразит, а живое лекарство от рака (по замыслу Ричарда Паркера, отца Питера). Кто ж знал про побочный эффект, превращающий носителя в безмозглого монстра…
    • Пойзоны — это уже сверхпаразиты, т. е. они паразитирую на других паразитах, а конкретнее — на симбиотах, полностью подчиняя волю носителя. Сохранить волю смог только Дедпул благодаря своему безумию.

Веб-комиксы[править]

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Gunnm — киборг-паразит Мекаку.
  • Parasyte: The Maxim — паразиты съедают и замещают какой-нибудь орган человека. Обычно стремятся заместить голову целиком, так что поражённый человек фактически гибнет. Однако в редких случаях паразит и носитель могут прийти к взаимовыгодному симбиозу.
    • В реальной жизни Cymothoa exigua съедает и замещает… нет, не мозг, а всего лишь язык, а затем выполняет его глотательные функции (вкус, правда, не передаёт).

(link)

Рука-симбионт дампира Ди
  • Vampire Hunter Dсубверсия: паразит, играющий роль спутника и беседующий с Ди.
    • Интересно, что живущий в левой руке Ди паразит — большое исключение. В третьей книге (Demon Deathchase) фигурирует Машира, другой представитель той же расы, который просто берёт тела под контроль, а разум хозяина уничтожает. (Во втором фильме Машира тоже есть, но там он — благородный оборотень.) При встрече с Ди Машира выражает удивление, что паразит в левой руке Ди не взял дампира под контроль.
  • Claymore — как выясняется в финале манги, ёма — это не самостоятельные существа, способные поглощать тело и мозг жертвы, копируя личность, а человек, заражённый рукотворным паразитом. Когда тело человека не выдерживает, ёма захватывает новую жертву.
  • Dragon Ball GT — цуфурунский биоробот Бэби.
  • KonoSuba — один из генералов Владыки Тьмы, Ванир, является маской, завладевающей телом того, к кому прицепится.
    • Вообще то демоном из местного ада, а маска не более чем искуственное тело. Но в остальном верно-способен овладевать одевшим.
  • JoJo's Bizarre Adventure — не в прямом смысле паразитами, но контролирующими своих хозяев являются стенды Anubis и Cheap Trick, обладающие своим разумом и подчинившие хозяев себе, а не наоборот. Есть теория, что King Crimson у Доппио — такой же стенд-хозяин.
  • Naruto — к этой категории в определённой степени относится Чёрный Зецу. Обычно прилепляется к телу Белого Зецу и действует через него, но, как показывают последние события, способен не только существовать самостоятельно (как некая чёрная масса), но и захватывать другие тела.
  • TrigunЗази Зверь на самом деле — коллективный разум насекомых, способный при помощи червей-паразитов захватывать контроль над человеческим телом (подавляя при этом разум жертвы и таким образом «вселяясь» в неё; а когда он(о) освобождает жертву, та ничего не помнит о том периоде, когда была «одержима»). Примечательно, что он(о) — инопланетянин, но пришельцами здесь являются люди, чья космическая эскадра когда-то потерпела крушение на планете, где он(о) живёт (впрочем, является ли он(о) само эндемиком этой планеты — доподлинно неизвестно). Кстати, человеческие тела он(о) захватывает не от зловредности, а потому что это наиболее простой способ взаимодействия с людьми и Автономными Энергастанциями, которых он(о) изучает, чтобы понять: а нужны ли ему такие соседи или ну их в баню.

Видеоигры[править]

  • Master of Orion 3 — именно таковы Харвестеры, выглядящие как полуметровые инсектоиды, обхватывая тело жертвы лапами, присасывающиеся к ней и беря её под полный контроль.
    • В неофициальном фанфике к Master of Orion от Лукьяненко, именно таков обоснуй способностей Дарлоков быть супершпионами. Согласно фанфику, они выглядят как нечто червееобразное с венчиком щупалец на конце. В оригинале — они просто перевёртыши.
  • Star Control 2 — днярри. Пусть не паразиты, а псионики, но от этого не менее страшны.
  • StarCraft — зерги изначально были ничем иным, как паразитическими существами, похожими на личинок. Они вторгались в организмы животных Зеруса, захватывали над ними контроль и ассимилировали их генокод. Через несколько поколений виды животных сильно изменялись, приобретая крепкие панцири, острые когти и всё прочее, что требовалось для способности защитить себя.
  • Star Drive — Кордразины (Cordrazine) являются полипообразными моллюсками, способными брать под свой контроль другие существа, используя их в качестве рук.
  • BloodRayne — черви-даэмиты. Они порабощают людей, насильно заползая к ним в глотку и присоединяются к спинному мозгу, голова же человека отпадает, на её месте появляется голова червя.
  • Игра «Космические рейнджеры» — инверсия. Клисане, неорганическая форма жизни, живущая в открытом космосе, принимает корабли разумных рас за своих собратьев, а их пилотов — за паразитов.
  • Книга, фильм и игра «Parasite Eve» — эволюционировавшие митохондрии, захватывающие тело носителя, искажающие его и, в лице Евы, собирающиеся целенаправленно уничтожить клеточную жизнь (в первую очередь — людей). С другой стороны, митохондрии героини игры Айи Бреа — симбиоты, усиливающие и защищающие своего носителя.
  • Lifeline — Мелани Чиор, будучи убитой и возрождённой инопланетным паразитом, сохраняет разум и отправляет в эфир сообщения.
  • Freelancer — присутствуют в чистом виде. Номады. Захватывают разумы лидеров Рейнландии и Кусари, пытаются захватить разум лидера Либерти, развязывают войну во всём Сириусе. Под конец перестают прятаться и начинают выступать уже без покрова.
  • World of Warcraft — одним из боссов подземелия Трон Приливов является Эрунак Говорящий с Камнем — некогда дружественный вам персонаж, у которого на голове сидит подобие осьминога по имени Подчиняющий разум Гур’ша, контролирующее его (возможно, это создание родственно Древним Богам).
  • Plague Inc. — даёт возможность завоевать мир в роли такого паразита. Один из немногих официальных сценариев, не требующий уничтожения всех людей.
  • Stellaris — если играете за неколлективный разум, можно внедрить таких среди своего населения после недолгой цепочки заданий из дополнения Distant Stars, что даст 10%-ый бонус к выработке исследований с лабораторий и 10%-ой выработке Единства, но уменьшит скорость роста населения — видимо, трудно найти пассию, когда тебе на шее сидит мозговой слизень с тысячелетним опытом. А затем можно с помощью генной инженерии дать эту черту всему своему народу.
  • Skullgirls — разумные паразиты-теоны, зародившиеся ещё в древности. Всего известных паразитов несколько — Самсон (носитель — Филия), Левиафан (носитель — Сквигли) и Сехмет (носитель — Элайза).

(link)

Потоп
  • Halo — Потоп.
  • Ascendancy — в далёком прошлом унгума были микроскопическими мозговыми паразитами. Обретя разум, унгума потеряли способность паразитировать, однако их коллективный разум способен влиять на других с помощью телепатии.
  • Final Fantasy VII — инопланетный вирус Дженова. Среди фанатов есть предположение, что именно Дженова является истинным главгадом игры, подчинивший Сефирота.
  • Spooky’s Jump Scare Mansion: HD Renovation — образец 10, инопланетянин-паразит.
  • Salt and Sanctuary — босс Выпотрошенная Оболочка. Представляет из себя сгнившие человеческие останки, действиями которых управляет маленькая кукла в пустой полости живота.
  • Эротическая игра Parasite Infection. Судя по всему, у космических паразитов коллективный разум — и с ним можно как бороться, так и добровольно отдаться ему (во всех смыслах).

Настольные игры[править]

  • «Нудмер. Город-ключ» — фишка одной из школ витаморфов Лайменталя (цестодов). Да, тут игрокам дают возможность вдоволь попрактиковать троп на особо невезучих субъектах.
  • The End of the World — Zombie Apocalypse. Сценарий «Под кожей». Зомби в этом сценарии появляются из-за заражения древним паразитом, постепенно превращающим своих жертв в разлагающиеся живые трупы, поедающие мозги.

Примечания[править]