Раса из одного

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Нередко в современных произведениях по мифам, сказкам и легендам из существа, которое в этих мифах, сказках и легендах было всего одно, делают целую расу. Или не расу, а хотя бы род деятельности. Часто источником этого тропа являются видеоигры.

Встречается также инверсия тропа: когда в произведении принимает участие только один представитель бесспорно существующей и многочисленной расы.

Примеры[править]

  • Минотавр. Был всего один, сын жены царя Миноса и быка, посланного Посейдоном. В современном же фэнтези минотавры стали одной из основных монстр-рас, представители которой встречаются не реже, чем тролли с ограми. По-видимому, в добавление к сатирам, гарпиям и кентаврам очень уж хотелось сделать из Минотавра ещё одну расу зверолюдей. Да и кому нужны нимфы с менадами, если уже есть такие же прекрасные и волшебные эльфы?
    • В этом смысле умно поступили Blizzard, у которых они таурены. «Бык» — есть, «Миноса» — нет.
  • Медуза Горгона. Нужно оговориться, что в мифологии Горгон было три, и они были сёстрами: Эвриала, Сфено и самая известная, она же единственная смертная — Медуза. В фэнтези Горгон часто смешивают с Ламией, и помимо волос-змей им также изображают змеиный хвост вместо ног.
    • И называют их при этом именно медузами, а в горгон (с подачи D&D и третьих «Героев») перекрестили существо, в мифологии называвшееся катоблепас — болотное копытное, не то буйвол, не то бородавочник, общего с изначальной горгоной у которого только смертоубийственный взгляд.
  • Ламия. В мифологии — дочь Посейдона, получеловек-полузмея (верхняя половина тела — человеческая, нижняя половина — сверкающий золотом хвост змеи), ставшая каковой из-за ревности Геры, которая ещё и убила её детей от Зевса. В некоторых мифах ещё являлась правительницей Ливии. В современных произведениях, особенно в манге и аниме — целое семейство класса рептилий. Данная разновидность ламий является основной, остальные считаются подвидами: Апофис; Ехидна; Медуза; Широхеби; Василиск.
  • Пегас. В мифологии — сын Медузы от Посейдона (по другой версии — родился из капель крови Медузы после её убийства Персеем). В современных произведениях — целые табуны крылатых лошадей, разумных или не очень, называемых пегасами. Правда, в мифологии, в том числе греческой, было много других крылатых коней, но Пегас — имя собственное только одного.
  • Гидра. Изначально — ровно одно многоголовое чудовище, лернейская гидра (потому что жила в Лерне), дитя Тифона и Ехидны. В современном фэнтези и особенно в играх, как правило, если гидры есть — то их много. Иной раз бывает, что если у дракона больше одной головы, то его уже готовы обозвать Гидрой. А в настольной игровой системе Dungeons and Dragons даже лернейская гидра стала названием разновидности гидр.
    • Как минимум пара бестиариев могла бы поспорить с автором правки — гидрами называли водных змей вообще, а Лернейская гидра была единственным выдающимся представителем. Хотя в них и в различных трактатах часто происходит смешение Гидры и Энхидруса — мангуста-врага крокодилов. Штука в том, что многоглавость и регенерация как раз таки были отличительной чертой Лернейской особи.
      • Ещё могу Змея Горыныча вспомнить — хотя он летает, а значит, он дракон (др.-русс. змiй)
  • Химера. В Древней Греции — чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы, хвостом в виде змеи; порождение Тифона и Ехидны. Зелгадис Грейвордс удавился бы от стыда, если б узнал, в честь кого назван. Да и оборотни из «Волчонка» тоже были бы не в восторге.
    • С другой стороны, слово зажило собственной жизнью и стало обозначать существо, являющееся (возможно искусственным) сочетанием частей тел других животных или живого и неживого. С этой точки зрения Зелгадис именно химера: человек с частями тела низшего демона и голема.
    • На данный момент это также научный термин, существа, состоящих с мозаичным клеточным составом — состоящие из клеток с разным генетическим набором. Скорее всего, большинство химер в современном фентези — химеры именно в этом значении.
  • Цербер, гигантский трёхголовый пёс, изначально тоже был один, теперь в армии демонов их может быть много тысяч.
    • Орф, гигантский двуглавый пёс, брат Цербера. В Might and Magic: Heroes 6 их также много (пусть и не под своим именем).
  • Феникс. До двадцатого века был один на свете, размножился после…
  • Циклоп. У эллинов их было три с половиной анонимуса — хтонические порождения первобогов Урана и Геи, ковавшие артефакты за неимением на Пелопонессе гномов да гомеровский Полифем, бастард Посейдона, которого трое старших приютили чисто потому, что вышел похожим на них. В современном же фэнтези эти товарищи ходят батальонами.
    • Не совсем. Ещё в мифах Древней Греции циклопы упоминались и как отдельный народ, потомство Посейдона, представителем которых и был Полифем. Этих, младших циклопов, в отличии от троих сыновей Урана (упомтнаемых поимённо Арг, Бронт, Стероп, служившие Зевсу в кузнице), было, по разным источникам, либо 7, либо целая раса).
  • Кощей Бессмертный. Чаще всего Кощей всё-таки один на историю, Тёмный Властелин всё-таки. Личи, на образ которых Кощей явно повлиял, и вовсе заняли целую нишу в фэнтези. Кстати, в польском переводе Морровинда Кощеями названы скелеты с особыми способностями. А еще в задачах Г. Остера могут фигурировать несколько Кощеев, семья так сказать. В небезызвестном творение Анджея Сапковского «кощеями» называются исскуственно созданные пауки-гиганты. В сериале «Гримм» кощеи — одна из разновидностей Существ.
  • Баба-Яга — зигзаг или аверсия. Начнём с того, что уже в некоторых народных сказках могло быть три Бабы-Яги (сёстры), но народная сказка склонна утраивать вообще всё. Во-вторых, прообраз Яги — шаманы времён охотничьего строя, потому изначально она и не мыслилась, как единственная в своём роде. Однако далеко не все (в том числе авторы современных сказок) знают о корнях сказок, поэтому наличие в современной сказке многих бабок-ёжек может восприниматься как сабж (мультфильм «Летучий корабль» например).
    • А в играх по «Ведьмаку» яги — и вовсе довольно рядовая нечисть.
      • И не только в играх — и в книге они упоминаются примерно в том же качестве.
    • Собственно, никакого тропа не было изначально. Яга (еги) означало у славян буквально злого духа, а баба-яга — злого духа в образе возрастной женщины. Злых духов может быть много, обращаться именно старухой тоже может достаточное число. Это уже позже Бабку-Ёжку стали воспринимать как отдельного персонажа.
      • А ещё слово Яга со временем стало обозначением просто сварливой женщины. Кто запрещает жителям соответствующего сеттинга прозвать так зловредных лесных ворожей? Ведь назвали же IRL учёных медуз в честь Медузы и гидр в честь Лернейской гидры водной среды (ну так совпало).
        • Также автор этой правки видел утверждение, что гидру-кишечнополостное назвали как раз в честь Лернейской гидры — из-за похожих свойств (удивительная способность к регенерации, разумеется).
  • С очень прикрученным фитильком — орки из «Властелина Колец» отчасти основаны на Гренделе и его мамаше из поэмы «Беовульф», но у орков было и много других прототипов, вполне многочисленных, да и в «Беовульфе» говорилось, что мать Гренделя — один из многих чудовищных потомков Каина. Также можно отметить, что у римлян владыка подземного царства звался Орком, а карикатурные лесные дикари — хуорками.
    • Не говоря уж о том, что Грендель с мамашей — громадные чудища, которые были по зубам одному лишь Беовульфу, а толкиеновских орков любой эльф[1] может косить целыми ротами.
  • Горбун Игорь — из него сделали целую расу в Плоском Мире, Кастлвании и одноимённом мультфильме «Игорь». Да, это русское имя в некоторых мирах стало названием расы.
    • Да, именно как русское/руританское. Культурно-эстетическая опора — на руританского/трансильванского горбуна, состоящего при вампире или безумном учёном, а не на нордов из края фьордов. Давние скандинавские корни этого имени тут ни при чём — ведь получилась раса не ингваров, а игорей.
      • Может, не расу, а клан? Всё-же сутулость и шепелявость — это не наследуемые признаки, а следование семейным традициям. Пересадка органов — тоже клановая фишка, а не расовая.
  • Страшила, ожившее соломенное пугало из сказки о стране Оз: в некоторых играх делать подобных ему «соломенных големов» — обычная практика (в World of Warcraft, например), а в планировавшейся, но не набравшей средств игре OZombie двойники Страшилы, судя по всему, должны были стать рядовыми головорезами.
  • Слейпнир, восьминогий конь Одина: в некоторых играх из серии Final Fantasy это рядовой монстр, даже не босс. Так что отряду игроков может попасться сразу несколько слейпниров.
  • Тиамат, сверхгигантское хтоническое чудовище из мифов Вавилонии, в серии Disciples превратилось в высокоуровневого, но не уникального демона.
    • По описанию таки уникальное, другое дело, что игромеханически любой демон может до него дорасти.
  • Колобок. Обычно на произведение не больше одного. Много делают чаще в юмористических целях в роде пародийной конспирологической теории о вымерших сферических друзьях древних славян, либо обыгровка сюжета сказки на карикатуре или в эстрадном номере, где у того Колобка есть еще как минимум один соплеменник. Или на примере фэнтезийной генетики в задачах по биологии про «аутосомный ген лысости». Или сферические монстры с кучей пастей и щупалец и главный из них Колобух из «Сказкок старой Руси» Романа Папсуева.
    • А что касается «колобков» Э. Успенского, то это не сюда, поскольку у него это не раса (Колобок — один), а полуофициальное название частной детективной конторы, пародирующее «ЗнаТоКов» из соответствующего сериала. И вообще, в книге они не братья: там есть только один детектив по фамилии Колобок и его помощник Булочкин.
    • Всё-таки, был ли Колобок один? Если что, речь идёт о старорусском блюде, колобе. Мало ли кто его ещё готовил. Может, и говорящие тоже получались.
  • Чебурашка, напоминающий вариант Р. Качанова (то есть из мультика, ранее были и другие представления данного персонажа иллюстраторами). В произведениях Успенского и их адаптациях (в том числе и всевозможных альтернативных продолжениях) — один. Хотя, по идее, у него должны быть соплеменники, но они вроде как за кадром. В задачах по биологии (см.https://vita-colorata.livejournal.com/55412.html) из одного ушастого уже сделали целую расу со своей генетикой. Ранее несколько чебурашек-болельщиков (в том числе и разного цвета) встречались в спортивных заставках, поскольку чебурашка был талисманом Олимпийской сборной России.
    • Соплеменники (и весьма многочисленные) появились в книжке «Деревня чебурашей», которую Успенский написал не так давно. По мнению многих читателей — лучше бы не писал.
  • Атлант, в древнегреческой мифологии могучий титан, держащий на плечах небесный свод. В архитектуре скульптуры в виде мужчин, выполняющие декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
    • С прикрученным фитильком, поскольку Платон назначил Атланта перым царем атлантов, живущих в Атлантиде, где-то в Атлантическом океане. Правда до Платона атлантами называли племена живущие в Атласских горах в Африке, в которые по одной из легенд и был превращен Атлант, когда Персей показал ему голову Медузы Гаргоны.
  • Купидон или Эрот, древнегреческое божество любви, сын Афродиты и Ареса. По непонятным причинам изображается в массовой культуре в виде пухленького ребёнка с ангельскими крылышками, хотя изначально был натуральным бисёнэном. В живописи и в свадебных или посвящённых Дню святого Валентина украшениях таких крылатых младенцев может быть несколько.
  • Горгулья. Горгульей или Гаргульцем звали гигантскую змею, которая, по средневековой легенде, обитала в Сене. Она извергала воду, переворачивала рыбацкие лодки, пока её не усмирил архиепископ Руана. А её головой украсил стену собора, в назидание другим чудовищам. В след за этим на стенах готических храмов «горгульями» называли водостоки в виде драконов. А гротескные каменные фигуры, выполняющие декоративную функцию, назывались «химерами». Но, по каким-то причинам, именно к ним прижилось название «горгульи». Отныне это одна из фентезийных рас, крылатые демоны, способные превращаться в камень и оживать по собственному желанию. Либо изначально живые истуканы. Чаще всего служат охранной системой у тёмных магов.
  • Бармаглот (или джаббервок) — был чудовищем из баллады в «Алисе в Зазеркалье», сейчас по сути выполняет функцию прежних драконов, но вроде как страшнее и опаснее.
    • В цикле про «Бета-тестеров» («Охота на Снарка») их уже много, и героям нужно выяснить, кто или что их убивает, когда они монстры в видеоигре, в которую ещё нет доступа у игроков. Выяснили. Программист поставил точку генерации монстров так, что она оказалась в сотнях метров от земли, и все появляющиеся бармаглоты просто разбивались при падении.
      • Это было рабочее, а не окончательное название НПС. Фишкой игры было то, что игроки сами придумывали и выбирали названия для монстров (на самом деле разряды банально не успели сделать это к релизу).
    • В некоторых видеоиграх их тоже много, например в старом рогалике «The Pits of Angband». По Средиземью, да. :)
  • Гаруда — божественный птицечеловек из древнеиндийской мифологии. В романе Чайны Мьевиля «Вокзал потерянных снов», из «нью-кробюзонскго» цикла, появилась целая раса гаруд. Один из её представителей, по имени Ягарек, входит в число основных персонажей. Другая, Каръучай Сухтухк Вайдж-хин-хи-хи, Конкретная Индивидуальность Каръучай Очень-Очень Уважаемая, появляется в финале.
  • А если действие произведения происходит в некоей «стране игрушек» и массово выпускаются игрушки в виде известных персонажей, то расу можно создать из любого персонажа. Тут могут быть коты-в-сапогах, и красные-шапочки, и Дулитлы-Айболиты, и Буратино-Пиноккио и проч. И даже несколько подрас в рамках одной — фабрика выпускала разные варианты одного персонажа.
    • «В кукольной стране» (СССР, 1940) — страной правят 7 Дедов Морозов (самый большой — как бы председатель). Шесть из них совсем одинаковые. Своеобразный хороший вариант расы господ, которые являются слугами народа.
  • Талос — бронзовый великан из греческой мифологии, созданный для обороны острова Крит Гефестом. В мифах Талос был единственным в своём роде, в серии игр God of War из него сделали расу (подразумевается, что в серийное производство Талосов пустили жители Атлантиды). Также наименование Талос в этой серии игр почему-то носят живые статуи, вооружённые молотами.
  • Дэвкаци — второстепенный антагонист богатыря Иванэ из грузинской сказки, чьё прозвище буквально означает «человек-дэв». Александр Рудазов назвал этим именем целый народ подобных силачей, действительно произошедших от устойчивой гибридизации дэвов и людей.

См. также[править]

  • А он там был один такой — когда фантастической расе приписываются свойства одного её представителя, который где-то был ключевым персонажем.
  • Теперь они там все такие — когда внутри одной и той же вселенной из одного персонажа раздувают целый народ или расу.

Примечания[править]

  1. Хотя он на то и эльф. Человек окажется, конечно, не в положении геата перед Гренделем, но обычному человеческому бойцу хорошо бы одного орка одолеть.