Раскрыть тайну усыновления

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

У нас есть персонаж. И есть его родители. Любящие или не очень, но не заставляющие сомневаться в родстве с ними. А потом по ходу действия оказывается: посомневаться-то стоило… Потому что герою доводится сделать большое, зачастую шокирующее открытие. Раскрыть тайну усыновления.

Раскрытие тайны бывает:

  1. Случайным, если герой подслушал разговор старших, нашел документы и т. д.
  2. Преднамеренным, если кто-то осознанно сообщает ему правду.
  3. Открытие-расследование, когда герой сам начинает что-то подозревать и отправляется искать истину.

С прикрученным фитильком — если герой узнает тайну не своего усыновления, а чьего-то еще. Правда, в таком случае перед ним возникает дилемма — надо ли сообщать правду усыновленному?

В реальной жизни за раскрытие этой тайны в ряде случаев может последовать уголовная ответственность.

Часто пересекается с тропами я твой отец, счастливо усыновлённый и ты не один из нас. Возможно сочетание с тропом пощадить ребёнка.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Греческая мифология — педаль в пол: Эдип по незнанию убивает своего отца, женится на своей матери, она рожает от него детей, в наказание (за что, истуканы олимпийские? Он же не знал!) боги насылают чуму. Мать вешается, а Эдип ослепляет себя пряжками её сандалий.
  • Древнеиранские предания, известные в изложении Фирдоуси в поэме «Шах-наме»: у иранского богатыря Рустама сын Сухраб растёт и воспитывается во враждебном Туране, про отца не зная, а узнав о происхождении, строит планы захвата власти вместе с отцом (который про него не знает) в Иране и Туране. Но начинает он с Ирана, сталкивается с Рустамом и едва не опознаёт его, но тот всё отрицает. Потом сам Рустам узнаёт сына, но тот уже смертельно им ранен.
    • Экранизировано, довольно близко к тексту, на Таджикфильме в 1971 году («Рустам и Сухраб»).
  • Английская баллада «Гил Моррис». Тайну раскрыли слишком поздно, после того, как герой был убит ревнивым мужем его настоящей матери.

Театр[править]

  • К. Гольдони, «Венецианские близнецы» — Розаура. Правда, реакция героини — Ангст? Какой ангст?
  • Ж.-Б. Мольер, «Любовная досада» — зигзаг: Доротея официально является юношей и наследником своей семьи по имени Аскань. Но она сама знает, что их настоящий сын умер, а её забрали у родителей и вырастили наследником. Позже оказывается, что те все же её настоящие родители, подменившие новорожденную дочь чужим мальчиком, а когда тот умер, забравшие её обратно.
  • Бомарше, «Женитьба Фигаро» — своего рода инверсия. Главный герой рос у цыган, а потом воспитывался «где день, где ночь», был авантюристом. Но он с самого начала знал (цыгане ему сказали), что он, похоже, дворянский сын или, по крайней мере, из богатой семьи: пелёнки, в которые он был завёрнут, были дорогими. И как же сильно герой, вкупе с многими другими персонажами, офигел, когда выяснилось, чей конкретно он сын на самом деле! (Бомарше в данном случае ещё и жестоко пародировал современные ему ходульные мелодрамы, где нечто сравнимое, повторяющееся в разных опусах и разных вариациях, было убитым штампом.) Заодно к герою перестали приставать с принудительной женитьбой, поскольку выяснилось, что та, на ком его пытались женить — его биологическая мать. И придурковатый судья сказал: «Н-ну всё, т-теперь он т-точно на ней н-не ж-же-женится».
  • М. Попов, «Анюта» — редкий случай, когда открытие в радость: главная героиня, выросшая в крестьянской семье, оказывается дворянкой и может выйти замуж за любимого Виктора.
  • П. Метастазио, «Демофонт» — царевич Тимант тайно женился на простолюдинке Дирцее, из-за чего ей грозила смерть. Но оказалось, что их матери обменялись новорожденными детьми, чтобы у трона был наследник.

Литература[править]

  • Г. Х. Андерсен, «Гадкий утенок» — главный герой до самого конца не подозревает, что он не утёнок, а случайно затесавшийся в утиную семью лебедёнок.
  • Гектор Мало, «Без семьи» — восьмилетний Реми узнаёт, что он найдёныш.
  • Э. Л. Войнич, «Овод» — не напрямую. О том, кто его отец, Артур узнаёт от собственной невестки.
  • О.Генри, «Высочайшее отречение» — герой влюблен в девушку из семьи кровных врагов, так что открывшаяся правда ему только в радость. Однако прежде он приводит к приемному отцу его настоящего сына.
  • Астрид Линдгрен, «Мио, мой Мио» — простой шведский мальчик Бу Вильхельм Ульсон является сыном короля Страны Дальней, расположенной явно в параллельном мире. Согласно пророчеству, принц Мио должен победить местного темного властелина, поэтому он и провел половину детства, сокрытый на Земле, во избежание преждевременного столкновения с коварным и опасным врагом. Мальчик узнал о своем происхождении только тогда, когда был доставлен к отцу во дворец, но не так уж удивился, ведь в глубине души что-то подобное и предполагал.
  • К. Симонов, «Живые и мёртвые» — аверсия. В семье Серпилиных не делали секрета из того, что Вадим, сын Фёдора Фёдоровича — приёмный, сын погибшего однополчанина Серпилина Василия Толстикова. Однако, когда Серпилина арестовали в 1937 году, сын, отрекаясь от отца, объявил, что ничего не знал об усыновлении и раскрыл тайну только сейчас.
  • С. Джио, «Лунная тропа» — героиня даже не догадывается, что разыскиваемый ею двоюродный дядя, которого когда-то отдали на усыновление, — она сама.
  • М. Л. Стедман, «Свет в океане» — маленькую девочку незаконно удочерили смотритель маяка с женой. Когда тайна открылась, девочке пришлось долго привыкать к родной семье, а к новому имени она даже привыкать не захотела — уговорила оставить ей двойное.
  • А. Свирский, «Рыжик» — открытие становится для Саньки таким шоком, что он убегает из дома.
  • Г. Гордиенко, «Девичья обида слепа» — Валя тоже сбежала из дома, узнав правду.
  • Г. Ширяева, «Человек Иван Чижиков» — Дина хотела выяснить судьбу никогда не виденного ею отца, а выяснила то, что вынесено в заголовок…
  • Ю. Слепухин, «Киммерийское лето» — инверсия: героиня испытывает шок, узнав, что родители отдали в детдом её старшего брата.
  • Дэвид Алмонд, «Небоглазка» — Небоглазку воспитывает дедушка. По ходу повести выясняется, что он не родной, а настоящая семья девочки погибла. С прикрученным фитильком: девочка-то смутно помнит родную семью, а вот для троицы главных героев, которые оказались у деда и Небоглазки в гостях, ситуация становится сабжем.
  • Галина Демыкина, «Почему меня никто не любит?» — аверсия: Надя долго не могла понять, почему к ней холодно относятся в семье, а когда познакомилась с прежним ухажёром матери, сама для себя решила, что она, наверно, просто его дочь, а вырастивший ее папа — на самом деле отчим. Хотя мужчина произвел подсчёты, и сроки у него не сошлись.
  • Валентина Соловьева, «Ничего страшного» — Мила искренне считает Свету своей мамой, пока соседи не рассказывают ей правду. Отец сумел убедить Милу, что это враньё, но Света уже успела наворотить дел.
  • Дарья Донцова, «Полет над гнездом Индюшки» — инверсия: мошенники, пытающиеся отжать имущество у богатого бизнесмена, наврали его дочке-подростку, что она приёмная, и притворились её настоящими родственниками, предъявив фальшивые документы. А девочка, которая как раз проходила период бурных конфликтов с родителями, поверила и согласилась стать сообщницей.
  • А. Маринина, «Смерть ради смерти» — все начинается с того, что Каменской поручают провести расследование раскрытия тайны усыновления, вылившегося в шантаж усыновивших неизвестным.
  • В. Крапивин, «Острова и капитаны» — юный Егор далеко не сразу узнал правду о своём происхождении, и долго считал (с тоской и омерзением), что домашний тиран, терроризировавший его (и отступившийся только после серьёзного, отчаянного бунта пацана) — и есть его биологический отец. Оказалось — нет, не более чем отчим.

Кино[править]

  • «Варвара-краса, длинная коса» — сюжетная запутка представляет собой практически пародию на троп. Царь хотел — по веской причине — тайком подбросить своего сына на воспитание простому рыбаку, а похищенного рыбацкого сына выдавать за царевича… Но в результате забавного недоразумения царевич так и рос в царском дворце (а царь не знал, что это и есть царевич, и откровенно забивал на его воспитание), а рыбацкого сына царь долго по ошибке принимал за своего родного и даже пытался «готовить к правлению». В финале тайна раскрывается.
  • «Ширли-мырли» — Инна Чурикова в роли алкоголички-проводницы: «Прааасти меня Васенька/Кешенька/Ромочка/Патрик, дуру грешную!»
  • «Без свидетелей» — главный герой угрожает бывшей жене, что раскроет их сыну тайну усыновления, если она не откажется от нового брака.
  • «Снежные псы» — главный герой узнал правду о своем происхождении, только когда на него свалилось внезапное наследство от биологической матери.
  • «Максимальный риск» — субверсия: главный герой узнал, что у него был брат-близнец, которого мать оставила в роддоме и который попал в русскую семью.
  • «Есения» — главная героиня, выросшая в цыганском таборе, к концу фильма выясняет, что она не дочь своей матери и даже не цыганка.
  • «Тайны острова Мако», финал 13 серии 2 сезона. Веридия при Заке и Мимми объявляет, что силу храма тритонов собрался получить сын Нериссы, которым и оказался Зак, ибо Мимми — точно дочь Нериссы, связанная с Заком видениями, причём как у одной, если с Заком неладное, так и у другого, если ЧП у Мимми (о чём, правда, объявляет уже не Веридия, а присутствовавшая при сём Рита). В итоге Зак впал в ГЭС на серию, откуда его вытащили оскорбления спасателей, дескать, трус он, Зак, раз свалил из их стана, не зная реальной причины этого шага, а затем и дополнительным разъяснением Мимми, что она и вовсе росла одной, отрезанной вообще от всех. На том и заявлением четы Блейкли, что Зак, строго говоря, подкидыш, найденный на берегу океана, главгероя вытащили в нормальную, гм, жизнь.
  • «Иванко и царь Поганин» — Иванко считал свои отцом вороньего царя Каркарона, пока ему не объяснили, что он человек. (Во́роны в этом сеттинге имеют два облика: «человеческую» форму — и птичью.)

Телесериалы[править]

  • «Цыган» и «Возвращение Будулая» — Иван Пухляков, сын казачки Клавдии, узнаёт, что он цыган и сын своего наставника в кузнечном деле.
  • Доктору Хаусу, как известно, все врут. Среди прочих врунов нашлись родители, которые поначалу постеснялись признаваться, что его пациент — не их родной сын (вторая серия первого сезона). Как только эта тайна была раскрыта, всё встало на свои места, и парню удалось поставить правильный диагноз. Самое смешное, что сам пациент как раз давно уже вычислил, что его родители ему не родные, и ничего плохого в этом не видел.
  • Мыльные оперы.
  • Детективные сериалы.
  • «Ханна» — Ханна подслушала не предназначенный для её ушей разговор Эрика с Мариссой и нашла переданный Дитеру контракт, подписанный Йоханной Петреску и вербовщиком Эриком Хеллером. С отсутствующими сведениями о её настоящем отце.
  • «Моя Родина — это ты» — Али Кемаль узнаёт, что он приёмный, при весьма трагических обстоятельствах: отец семейства уезжает сражаться с греками, а мать собирает документы, чтобы бежать из города.
  • Игра престолов — в 8 сезоне Джон Сноу узнаёт, что Эддард Старк был его приёмным отцом (и родным дядей по матери), а настоящие его родители — Рейегар Таргариен и Лианна Старк.
  • «Гадалка» — нередко герои уже в процессе сюжета узнают, что на самом деле были усыновлены или неродной только один родитель, а причиной их текущих проблем прямо или косвенно являются их биологические родители (если их вообще можно так назвать).
  • «Тайны острова Мако» — в 13 серии 2 сезона Веридия объявляет, что Зак — никакой не земной, а тритон по крови и сын мегарусалки Нериссы, следовательно, брат Мимми. В следующей серии вскроется, что сама Мимми всё это время росла в составе стаи Мако, где и была оставлена, а Зак оказался на суше и попал таким образом в приёмную семью. Чета Блейкли, наткнувшаяся на Зака, естественно, о Нериссе не знала, её не нашла, и усыновила, даром, что у неё не получалось ребёнка завести.
  • «Бюро магических дел» — с прикрученным фитильком: о том, что Кайру растит отчим, известно почти сразу. Единственное, что в 16 и 18 сериях 2 сезона Кайра вскрывает, что её подлинный отец — трилинг, который сдал за 15 лет до событий этих серий местоположение Сферы Лемурии в новозеландском леднике Отделению магического вмешательства и потому эвакуировал свою дочь, тогда ещё абсолютно младенца, и её маму Мичико подальше от родных мест, чтобы их совет трилингов не достал.
  • Отчаянные домохозяйки — Хуанита узнает, что она приемная, и не без причины начинает ненавидеть Габи: та не очень-то и скрывала, что мечтала о такой дочери, как ее настоящая дочь Грейс. Но буквально через несколько минут после горького разговора Хуанита оказывается заперта в машине, которую пытаются перевернуть митингующие мигранты, и именно Габи спешит ей на помощь. В итоге приемные мама и дочка мирятся.

Мультфильмы[править]

  • «Принц Египта» — пожалуй, один из самых трагических примеров. Когда юный принц Моисей случайно забрёл в трущобы, где жили евреи-рабы, рабыня Мириам ему рассказала, что он еврей по рождению и её родной младший брат, а отказалась от возможности растить его, чтобы спасти его жизнь от того, кто стал его приёмным отцом. В доказательство она спела ему колыбельную матери. Этой же ночью во сне Моисей увидел страшные обстоятельства своего усыновления. Прежней жизнь для него жизнь после этого уже оставаться не могла… Видеть отца в человеке, котором таковым всю жизнь называл, больше уж точно не мог, как и жить во дворце. Обнять и плакать.
  • «Геркулес». В диснеевской трактовке главный герой — сын Зевса и Геры, воспитанный в человеческой семье. Пока не раскрыл тайну, сильно недоумевал, откуда у него такая бедовая сверхъестественная силушка.

Мультсериалы[править]

  • «Котопёс». В гранд-финале выясняется, что героев воспитывали приёмные родители, пока счастливую семью не разбил ураган, унёсший детей. Когда же родители нашли своих сыновей, Пёс им поверил, а Кот нет. Доказательством стал фрагмент соски.
  • «Ведьма». Элион Браун, наследница Меридиана.
  • «Winx Club» — в 13 серии у Блум неожиданно появляется видение, в котором её отец-пожарный спасает младенца из горящего дома. Выясняется, что она и была этим младенцем и родители её удочерили.

Аниме[править]

  • «Со склонов Кокурико» — аж дважды: сначала у героя появляются доказательства, что он приемный, а его родной отец — это отец нравящейся ему девочки. Но оказывается, что и тот ему не родной, а просто записал на себя ребенка погибшего друга, чтобы малыша не забрали в сиротский приют, а впоследствии нашел для него нынешнюю семью.
  • Digimon Adventure — в 5-й серии выясняется, что Косиро нашёл утешение в информатике после того, как ненароком прознал, что он — приёмыш и отец не хотел ему признаваться в этом, чтобы не отвлекать его от учёбы в школе.
  • «Непостижимая любовь» — половина проблем главных героев возникла из-за того, что старший брат протагониста выяснил, что он усыновлен. Это от него, ввиду его амнезии, скрывали (на самом деле приемные родители ему не чужие, они его дядя и тетя взявшие его в семью после ДТП в котором погибли его родители).

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls V: Skyrim — данмер-торговец с аргонианским именем Бранд-Шей знает, что его усыновили, но понятия не имеет, кто его настоящие родители. Выполнив его небольшое задание и отыскав остов корабля, шедшего из Морровинда, но севшего на мель где-то в Море Призраков, можно узнать, что Бранд-Шей — это на самом деле Брандил Телванни, сын аристократа Лимдренна Телванни, погибшего во времена аргонианского вторжения в Морровинд.

Телевидение[править]

  • Передача НТВ «ДНК». Примерно треть участников проверяют себя на биологическое родство, когда кто-то им раскрывает тайну усыновления или дает повод задуматься на тему «а родной ли я». Педаль в пол, если сомневающиеся участники начинают думать, что по праву рождения являются чуть ли не крон-принцами (принцессами) маленького и гордого королевства, а приемные родители лишили их трона, короны и подданных. Ну или как минимум наследниками простолюдина-миллионера.
  • В одном из выпусков «Дорогая, мы убиваем детей» драма разворачивается вокруг того, что девочке-подростку на похоронах отца «добрые» соседки рассказали, что родители её удочерили двухнедельную.
  • Судебные шоу.