Реверсивная драматургия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Реверсивная драматургия — это крайний случай нелинейного повествования приём построения сюжета, когда события, которые мы видим в произведении, показываются нам в обратном фабуле порядке. Делаться это может с разными целями. Не следует путать целиком построенный на реверсивной драматургии сюжет с флэшбэками, потому что флэшбэки могут появиться даже во вполне линейном сюжете, а реверсивная драматургия вся целиком построена на том, что мы сначала видим итоговое событие, и только потом — то, что к нему привело.

См. также Флэшфорвард.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Вячеслав Рыбаков, «Доверие» — катастрофа в завязке повести — результат длительного замалчивания проблем: мы же не имеем права огорчить доверившийся нам народ!
  • Генри Каттнер, «Конец истории» — сначала читателю излагается финал, затем середина, а затем начало, которое оказывается концом-переворотом.
  • Мартин Эмис, «Стрела времени» — начинается со смерти героя от сердечного приступа (которую он воспринимает как воскрешение). Заканчивается, соответственно, рождением.
  • Дэниэл Уоллес, «Рэй задним ходом» — эпизоды из жизни героя также расставлены в порядке от смерти до рождения.

Кино[править]

  • «Memento» Кристофера Нолана. Весь сюжет, потроенный на антероградной амнезии главного героя, поделен на две части. В одной из них события развиваются последовательно, в другой — как раз реверсивно. Обе они перемешаны между собой, и понять, в какой из них как происходит действие — отдельная загадка.
    • Очень запутанная формулировка. Был ведь только один реверсированный кусок, в самом начале, для антуража больше (с катящейся назад гильзой и все такое). Все остальное действие в фильме идет в прямом порядке, только показано отрезками по пять минут в обратной хронологической последовательности (от финала к началу) - каждый последующий кусок заканчивается тем, с чего начался предыдущий.
    • Обоснование здесь железное — Нолан для большей эмпатии зрителей к главному герою, который вечно не помнит произошедшего 5 минут назад, выставил все фрагменты действия в обратном порядке, дабы зрители тоже каждый раз понятия не имели о том, что же предшествовало текущим событиям на экране.
  • «Необратимость» Гаспара Ноэ. Тут запуск истории в обратном порядке призван показать всю отвратительность насилия, кто бы его ни совершал — насильник в подворотне или мстящий за поруганную честь жены супруг.
  • Его же «Любовь» — история героя подана в обратном порядке от жизни с нелюбимой фактической женой до первого знакомства и первого секса (а секс в истории играет не последнюю роль) с по-настоящему любимой девушкой, история любви с которой плохо закончилась.
  • «5х2» Франсуа Озона — история так же начинается с развода и заканчивается первым знакомством.
  • Российский телефильм «Дорога без конца» — от аварии к истории каждого из тех, кто в автобус сел.
  • Чехословацкий фильм «Хэппи-энд» — от возвращения отрубленной на гильотине головы к телу до рождения нового человека, которому только еще суждено стать убийцей.

Музыка и видеоклипы[править]

  • Enigma — клип «Return to Innocence»: жизнь крестьянской семьи в обратном движении.
  • Группировка «Ленинград» — клип «Кольщик»: от паники в цирке до спровоцировавшего цепочку роковых событий в стиле «пункта назначения» мыльного пузыря.