Революция по-детски

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Velvet Revolution. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Нас угнетают богачи,
Повсюду ложь подстерегает.
Но знайте, наши палачи,
Все ярче Правда расцветает!
Нас ждут великие дела,
Вы нашей Правде, братья, верьте!
Долой кривые зеркала!
Сожжем, разрушим Башню смерти!
»
— Песня бедняков в повести «Королевство кривых зеркал».

Ура! Революция! Тираны свергнуты! Борьба окончена! Свобода! Равенство! Братство! Мир! Все счастливы!

Если революция произошла в конце детской книжки, то так все и будет. Ведь суть конфликта очень проста: с одной стороны — эксплуататоры-кровососы, с другой — честный и работящий народ. Народу окончательно надоело кормить буржуев, а хочется работать в удовольствие, хорошо отдыхать, ездить на курорт и в санаторий, нормально кормить свои семьи. Вечером танцы, утром — на работу. Оно и неудивительно, поскольку:

  • Против революции по-детски выступает в худшем случае один предатель, да и тот иногда кается сам.
  • Глава старого режима или близкая к нему особа (особенно вероятно, если это принц(-есса) или другой «хороший барчук», если таковые фигурируют в произведении) согласится переучиться на достойного простого гражданина и будет героически отвергать любые предложения о присоединении к какой-нибудь движухе сторонников реставрации старого режима (при наличии таких предложений).
  • Тысячи тысяч от счастья пляшут, поют, обнимаются. А завтра они все, не дожидаясь указания свыше (благо указывать больше некому), дружно возьмутся за работу. И никто не напивается, не дебоширит и не хулиганит!
  • Лесоруб, шахтёр или каменщик смотрят на хлипкого учителя, дирижёра или бухгалтера как на такого же труженика. Что значит «снобы против жлобов»? Если и да, то только в шутку и не более того!
  • Очень часто полиция была исключительно плохая, а всевозможные уголовники отсутствуют как класс. Точнее, все люди с уголовными наклонностями там являются весьма уважаемыми людьми, т. к. пришли к успеху, а полицейские заняты только угнетением честных рабочих и крестьян. Теперь полиции нет, а экс-уважаемые люди удрали или перевоспитались.
  • Поскольку никакого разброда нет, то и соседние государства, мечтающие увеличить свои территории, воспользоваться им не могут.
  • Гражданской войны тем более нет. За что воевать? Какие такие общественные разногласия? Этих буржуев с фашистскими замашками ненавидели все!
  • И победители не устраивают между собой разборки за власть.

Противотроп — Революция не по-детски.

С прикрученным фитильком/реконструкция (смотря как подойти к написанию) — победа не розочками и ромашками, но весьма скромной ценой. Дворец-почта-телеграф-телефон, арест верхушки, предложение остальным сливаться по-хорошему. Санкюлотов много, армия в народ вообще стрелять не хочет, жандармы с преторианцами разбрелись, офицеры сдают оружие, капитуляция. Аресты, дела, суды за конкретные преступления против прав человека, совершённые конкретными людьми (а не сортировка на ваши-наши), в строгом соответствии с обещаниями. Чёрный Властелин висит на яблоне гнилой (хотя кто-то поговаривает, что сбежал в платье одной из фрейлин куда-то на край земли… всё равно вернётся уже вряд ли). Министры — кто на грушах, кто депортирован без права возвращаться; один генерал на тополе, двое получили 10 и 15, один на свободе и в чине, может, даже с повышением. Офицеры поменьше кто расстрелян, если зверствовал, кто пожизненно лишён права работать в силовиках, кто от двух до десяти, а большинство — на своём месте и присягнуло.

Новая армия закрыла страну бронёй танков, пушками истребителей, орудиями линкоров и баллистическими ракетами от излишне буйных соседей. Горы бумаги, шкафы дел, прецеденты складываются на месте или отправляются в музеи и навечно потом будут служить примером, где заканчивается и начинается новая свобода. Свидетели, доказательства, документы, Нюрнберг внутренними силами. Кто-то ускользнул, кого-то ещё ищут, но в целом уже совершенно понятно, кто выиграл свою борьбу.

Плохой священник отец Филозоф извержен и изгнан. Хороший священник отец Мокей честно служит в храме. Торговец Саблин, помещик Алексеев и сахарозаводчик Полозов, кряхтя, платят прогрессивные налоги и матерят новые порядки. Если же национализация таки произведена, то Саблин просто уехал из страны, Полозов — главный инженер на некогда своей же фабрике, а Алексеев — старший научный сотрудник и директор музея истории, культуры и этнографии в некогда своём собственном поместье. Шариков же как был завистливым неумёхой и дураком, так и остался, — наука здесь бессильна.

Восьмичасовой рабочий день, отпуск, возможность съездить раз в год в санаторий ощущается законным подарком судьбы. Бесплатные общеобязательные школы, университеты, больницы, детские сады. Ключ на старт, человек летит на Марс и далее — поехали!

Где встречается[править]

В основном — в советской литературе для детей, а также у авторов из стран, где сильны были коммунистические и социалистические идеи. Это при том, что сама коммунистическая революция была от этого тропа ой как далека.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • Ю. Олеша, «Три Толстяка» — Толстяков таки посадили, «загнали в ту самую клетку, в которой сидел оружейник Просперо». «Клетка находится здесь, во дворце, в зверинце наследника Тутти». Правда, кто и как стал править дальше — неизвестно, ибо никто из героев на лидерство не претендует и не стремится к власти.
    • Насчёт остальных богачей неясно. «Богачи были арестованы. Они говорили: — Не трогайте нас! Мы не будем больше принуждать вас работать на нас… — Но народ им не верил, потому что богачи уже не раз обманывали бедняков». Однако для победителей всё действительно кончилось хорошо. В отличие от реальных России и Франции.
  • Борис Лавренёв, «Крушение республики Итль».
  • Лев Кассиль, вставная новелла про страну Синегорию в повести «Дорогие мои мальчишки». Король Фанфарон, сдавший страну ветрам, был сдут движением во главе с Мастерами. Тоже недосказанность, кстати — «теперь ты Фанфарон последний, новых не будет». Аж жалко дурака становится, учитывая, что король был скорее глупый, чем по-настоящему злой, а всеми делами заведовали скорее министр Жилдабыл и Ветры.
  • «Королевство Кривых Зеркал» Виталия Губарева. Зловещий министр Нушрок увидел красный пионерский галстук и самоликвидировался через падение с башни Смерти.
  • «Путешествие на Утреннюю Звезду» того же автора. Восставший в едином порыве народ угнетаемой страны перехватил управление роботами, которые угнетатели использовали для подчинения, и роботы подчинили воле народа самих угнетателей.
  • Н. Носов, «Незнайка на Луне» — революцию спровоцировала раздача семян гигантских земных растений, но решающее значение в ней сыграл прибор невесомости, с помощью которого лунные пролетарии нейтрализовали полицию и начали экспроприировать средства производства. Лунная буржуазия потеряла источник прибыли, обнищала и стала помирать с голоду. Отдельные её представители перевоспитались и даже пошли работать на заводы.
    • Правда, даже при такой бескровной революции без экспроприации не обошлось — миллионы у буржуев всё-таки отобрали.
    • В фанфике «Снова на Луне» деконструкция — продукты часто разворовывали на складах, приборы невесомости сели как изношенные батарейки, а гигантские растения не прижились. В конце концов богачи вернули себе свои капиталы и даже появились новые богатые коротышки.
  • Софья Прокофьева очень любит «революции по-детски»:
    • «Сказка о ветре в безветренный день» (правительство отправили на исправительные работы).
    • «Пока бьют часы» — переработанный вариант «Сказки о ветре…».
    • «Лоскутик и облако» (правительство в буквальном смысле слова «смылось»).
    • «Девочка по имени Глазастик» (правительство в буквальном смысле как ветром сдуло).
    • «Астрель и хранитель леса» (правительство сбежало).
  • «Волшебные перья Арарахиса» Александра Якубенко (впрочем, там гнусный режим свергают в середине).
  • Трилогия «Приключения Арбузика и Бебешки» Эдуарда Скобелева.
  • А. Волков, «Семь подземных королей» — возможно, самый радикальный и одновременно самый мягкий вариант. Автор вообще очень любил подобные ситуации, у него и война вполне детская. Семь королей «царствовали» по месяцу, а потом вместе с семьями и свитой погружались на полгода в волшебный сон, после которого просыпались с полной потерей памяти. За пару недель их заново обучали быть королями, оставшиеся две недели «правления» они тупо пировали без остановки. Однажды всем этим дармоедам после пробуждения внушили, что они — обычные ремесленники, обучили «пролетарским» профессиям, и те с жаром «вернулись» к работе. Произошедшее можно было бы назвать дворцовым переворотом, если бы в заговорщиках не состояло все королевство.
    • Но реальную власть таки получило не «все королевство», а Хранитель Времени Ружеро, что нигде прямо не говорится, но видно по последующим книгам. Впрочем, Ружеро и до революции много лет фактически управлял королевством, поскольку монархи свои «вахты» бездельничали.
  • Л. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца» — Царя с Генералом и Бабой-Ягой посадили в бадью и пустили в море на волю волн, палач сбежал, узнав о свержении Царя, а больше никаких угнетателей не упомянуто.
    • В мультфильме Федот вывел из строя всю царскую охрану одним ударом сковороды.
  • «Сварог». В Снольдере всё прошло вполне гладко — тамошний глупый король достал многих, да и предложить своим новым подданным «королю королей» есть чего.
    • Субверсия с Балонгом. Да, тамошний захват власти прошёл без особых потерь (всё-таки спецслужбы нескольких государств постарались) — во многом благодаря неготовности армии к войне (право же, Балонг никогда сам не воевал) и тому факту, что верхушка страны оказалась решительно не готова к новым раскладам в игре престолов (тысячелетняя инерция, однако). Зато очень быстро созрел крайне опасный заговор против «короля королей». С одной стороны, не все банкиры обрадовались добровольно-принудительному вложению денег «вдолгую». С другой — ликвидация Сварога практически гарантировала смуту воистину континентальных масштабов, а на войнах Балонг всегда наживался.
  • Владислав Крапивин, «Крик петуха» — как ни странно, субверсия. Мальчишки Цезарь и Витька хотят совершить тихую революцию в Реттерберге — просто во время своих представлений в парке стирать вживленные под кожу индексы у зрителей, чтобы те не могли быть подчинены электронным правительственным системам. И действительно запускают цепную реакцию, ибо некоторые лишенцы сами обрели способность снимать индексы. Правда, сбои в работе банков и систем слежения, забастовки и дебаты ничуть не мешают работе полиции и корпуса улан, которые в финале берут свое слово.

На других языках[править]

  • «Властелин колец». Вернувшись домой, героям пришлось устроить там (контр-)революцию. К счастью, вполне детскую. Вот только с Саруманом как-то неудобно получилось.
  • Джанни Родари:
    • «Приключения Чиполлино». Принц Лимон и графини Вишни сбежали из страны. Синьор Помидор отсидел сколько положено и теперь работает подручным садовника. Обжора барон Апельсин стал таскать чемоданы на вокзале и постройнел, а герцог Мандарин продолжает жить за его счёт.
    • «Джельсомино в Стране лжецов» — злого короля Джакомона не только никто не трогает, но ещё и приглашают в клуб лысых. А войну, которую он развязал незадолго до свержения, успешно заменили на футбольный матч.
  • Как ни парадоксально для романа, начавшегося в стилистике зомби-апокалипсиса и темного фэнтези — роман Брэндона Сандерсона «Город богов». Да, революция, да, на горизонте вражеская фанатичная армия, да, моря крови, но в самом эпицентре заварухи, городе Элантрисе, возродившемся в былом величии и магической силе — спокойствие, безопасность и благодать.
  • Гарри Гаррисон, «Стальную Крысу — в президенты!». В сущности, и революции там не было: Джим ди Гриз просто выиграл выборы, использовав жульническую избирательную систему планеты. А его предшественник и соперник Сапилоте настолько всех достал за 160 (!) лет правления, что в его защиту не выступила даже охранка.
  • Доктороу, «Младший брат» — на первый взгляд, мирная революция с хакерством и флешмобами увенчалась успехом, но вышло-то вполне реалистично: победа в сражении, но войну ещё только предстоит выиграть, так как у ДНБ мощные связи в верхах, и даже вмешательство муниципальных властей и аресты переборзевших охранителей особенно ничего не поменяли.
  • Роберт Хайлайн, «Луна — суровая хозяйка». Тиранию Главлуны сбросили всего за день (там и всей тирании-то — Вертухай с тюремной канцелярией, рота карателей и несколько сотен стукачей). Когда заговор возглавляют разумный главный компьютер Луны, который обслуживает всю правительственную связь, и его главный инженер — дело несложное. Только вот за ними стоит Земля, и готовились к революции и последующей войне с интервентами по полной программе, создав полноценную революционную партию в пару десятков тысяч членов.

Кино[править]

  • Экранизации вышеперечисленных произведений.
    • «Королевство Кривых Зеркал» Александра Роу. Тут все вышло особенно по-сказочному — угнетатели превратились в животных, имена которых носили: министр Абаж — в жабу, министр Нушрок — в коршуна, его дочь Анидаг (гадинА) — в гадюку. По книге король Топсед из этого «зоологического» ряда выбивался. Поэтому в фильме его зовут Йагупоп — и в попугая-то он и превращается, после чего грустно говорит: «Откор-р-ролевствовал…».
      • Не совсем — в книге его звали Куап Топсед (то есть Паук Деспот). Но, видимо, авторы фильма решили не пугать детей пауками[1]. Кстати, изображение паука и паутины как государственной символики королевства встречается в фильме довольно часто.
        • В пьесе, а не в книге. В повести он не Куап.
    • «Пока бьют часы» — совершенно иной сюжет, нежели в книге, но правительство в лице злого короля и его верного министра Цеблиона, также удирает из королевства (превратившись в крыс).
  • «Волшебный голос Джельсомино» — практически образец тропа.
  • «Ви значит Вендетта». В киноверсии от Вачовских, в отличие от оригинального комикса Алана Мура, переворот, провернутый Ви, сводится к физическому устранению двух лидеров Партии и по совместительству антагонистов — Адама Сатлера и Питера Криди. После чего собравшийся на площади народ наслаждается красивым салютом под классическую музыку. Занавес, титры.
  • «Новый Гулливер» (1935). А что ещё делать советскому пионеру, попавшему из «Артека» в Лилипутию? В одном из первых комбинированных фильмов наряду с живыми актёрами играло около 1500 кукол, вылепленных из глины скульптором О. Таёжной.
  • The Giver.
  • Город мастеров по пьесе Т. Габбе.
  • «Параллельные миры». Политизированные критики левого толка долго и упорно ругали концовку фильма за утопичность. Не сказать, что совсем безосновательно.
  • «Время»: педаль в пол — фильм начинается, как социальный технотриллер, аллегорически демонстрирующий бесчеловечность капитализма и денежной экономики, а заканчивается… тем, что герои ограбили банк и раздали местным беднякам время. Серьёзно, они разобрались с пороками капитализма ограблением банка!
  • «Элизиум»: Паук перезагрузил систему Элизиума и захватил в нём власть, первым делом отправив неизвестно зачем обнаружившиеся на Элизиуме медицинские корабли на Землю, помогать больным. И всё. Типа, нет никаких проблем с тем, что они изначально предназначались для обслуживания немногочисленных элизианских богачей, а на Земле помощь нужна не одному миллиарду.
    • Если подумать, то почему для этого оказалось достаточно поменять программу суперкомпьютера? На Элизиуме нет ни другой верховной власти, кроме центрального компьютера, ни хотя бы сисадминов, которые могут откатить назад изменения в программе? Попахивает идиотским сеттингом
  • «Последний богатырь»: протагонисты побеждают совершившего поворот налево кругом Добрыню и расколдовывают превращённого в камень Илью Муромца, жители Белогорья приветствуют нового князя, словно совершенно забыв, что до этого они служили другому князю, убитому у них на глазах.
    • Возможный обоснуй: жители Белогорья видели, в кого превратился Добрыня, и служили ему только из страха перед его драконом, Варварой. Когда же он был убит, реакцией его подданных было «наконец-то!».
  • Детский фильм «Новые приключения Акмаля» (сиквел еще более детского «Акмаля, дракона и принцессы», где революций не было вовсе, ибо в рамках Сказки не выходило за чисто сказочный сценарий с подрывом антагониста-чучундры, возвращением похищенной принцессы и награждением вестника) — Хан самсебезлобнобуратинит, самозванно изображая «победитель дракона становится драконом», объявляя вне закона всех носителей имени Акмаль (давая этим любым недовольным готовое «знамя») и порушив нафиг местную экологию ради изоляцией неподчинившейся принцессы Гузаль, причем вдвойне — как напрямую, «заперев воду» для создания озера со ссыльным островком посреди, так и за счет наплевательства на магическую привязку благополучия долины к ежегодным обрядам с центральным участием принцессы. Ну и дожидается, что арестованные Акмали вырываются, принцесса подтверждает идентичность, а перед ним запирают ворота с напутствием, что делать добрые дела для зарабатывания на пенсию никогда не поздно. С фитильком, так как из угнетателей показан фактически лишь Хан (и очень слегка его советники и стража, все равно не имеющие власти и пропадающие из кадра к развязке), передача власти принцессе Гузаль близка к возвращению status quo (магическая привязка все равно на ней), а изменений строя, законов и т. п. то ли не показано, то ли и не было.

Телесериалы[править]

  • «Новые подвиги Арсена Люпена» — именно в такой революции участвует Люпен на довоенной Кубе.

Мультфильмы[править]

  • «Три толстяка» 1963 г.
  • «Разлучённые». После гнета Толстяков в ЭТОЙ версии любая революция покажется светлой, а здесь она ещё и по-детски.
  • «Лоракс» (2012) — напоминает одновременно «Незнайку на Луне» и «Вспомнить всё»: власть над Нужвиллем миллиардера О’Хэа, главы крупной занимающейся поставками кислорода корпорации, мгновенно рассыпается сразу после посадки в городе одного-единственного зелёного ростка.

Мультсериалы[править]

  • «Аватар: Легенда об Аанге» — субверсия. Многое из списка, приведённого выше, случается. Предполагается, что и смерти, война всё-таки. Но в кадре людей Огня могут отправлять в полёт, травить, замораживать, придавливать камнями, — а они не умирают, только остаются без сознания. Это ж «Ники», что вы от них хотели. Даже Озая просто лишили магии огня.
    • В «Легенде о Корре» происходит деконструкция: некоторые злодеи выживают (Амон-Тонрак лишается магии и попадает под суд, Захир поворачивает направо), разруха сказывается на жизни многих семей, в целом атмосфера реалистична и депрессивна. Этакая Великая депрессия с налётом азиатской культуры.
  • My Little Pony — воцарение Найтмер Мун и её свержение, свержение Сомбры, разгон секты Старлайт Глиммер, подковёрные интриги на Сидрфесте, даже войны аборигенов с колонистами — всё обходится очень легко. В результате битвы может не быть ни одной жертвы, никакие третьи игроки обычно не пользуются беспорядком, чтобы что-то урвать. Не очень понятно, всё дело в рейтинге или пони действительно обходятся без разрушений. Другая трактовка — жизнь в Приключенске, которую мы видим, и есть результат нестабильности: по две попытки переворота и три войны в год в стабильных странах не бывают. Хотя тогда не совсем ясно, когда это началось и все ли тысячу лет Селестия так странно правит.
  • Steven Universe — после начала Третьей эры и одного SHE’S GONE!!! устанавливается демо гемократия, Алмазы разгребают последствия своей экспансии, а Стивен продолжает жизнь на Земле.
    • Жёлтая разделяет насильно объединённых самоцветов.
    • Голубая теперь не заливает всех слезами, а накуривает магическим дымком и дарит кайф. ИЧСХ, Blue Diamond — это такой сорт марихуаны.
    • Белая из ЧСВ с комплексом бога стала психологом-эмпатом (даже её способность подчинения развернулась на 180 и теперь позволяет «пациенту» посмотреть на себя со стороны).

Манга и Аниме[править]

  • One Piece — встречается регулярно, но с фитильком. Нам показывают, насколько в избавленном от диктата государстве/поселении всё плохо. Разруха и масса новых вызовов. Но народ радуется открывшимся перспективам и друг другу в глотку вцепиться не норовит. Во многом это связано с тем, что вопрос о преемнике никогда не поднимается: либо реставрируется власть нелегитимно смещённого правителя, либо угнетённый народ уже располагал негласным лидером.
    • Вполне обосновано сеттингом. В этом мире решает сила отдельных персонажей, а не количество статистов. Три-четыре крутых перса спокойно вынесут три-четыре тысячи обычных. А группировки не слишком велики. Дофламинго, к примеру, прибыл на Дресс-Розу в сопровождении аж тринадцати офицеров, а армию короля Рику вынес вовсе в одиночку. Белоус развязал самую крупномасштабную битву, располагая, помимо союзников, силами примерно 1600 человек, перемещавшихся на одном корабле (это, на секундочку, в два раза меньше, чем численность одного полка РККА по состоянию на начало ВОВ). Во-вторых, угнетателями в этом мире тысячи островов выступают либо пираты, либо представители центральной власти, т. е. для местных они однозначно пришлые и узурпаторы. Которые банально не заинтересованы в том, чтобы сделать ставку на какой-либо класс, ибо и сами српавляются с контролем над территорией.
    • С другой стороны, в саге не раз присутствовали серьёзные общественные конфликты. В арке Скайпии, например, существовал открытый конфликт между племенами шандийцев и скайпийцев, а в арке Острова рыболюдей — более завуалированный конфликт между русалами и, собственно, рыболюдьми. Итог? Мир-дружба-жвачка!
    • А ещё в сеттинге присутстсвует самая настоящая Революционная армия. И революцию они приближают, словно на работу ходят. «Господин Драгон, мы освободили от Мирового правительства очередное государство!»
  • Space Pirate Captain Harlock — то-ли с фитильком, то-ли педаль в пол, тут уж кому как. Революцию персонажи не устраивали, да и не стремились к тому, они просто отбили атаку инопланетян. Правительство село в лужу само, но так смачно, что никакого кредита доверия у него не осталось даже с учетом экспериментов с 25-м кадром. К установлению военной диктатуры премьер не готов, и в финале вроде как понятно, что ему придется уйти. Если считать The Endless Odyssey продолжением, то субверсия: некоторые проблемы все-таки, справедливости ради, решены (земляне выбрались-таки в космос, да и с 25-м кадром, похоже, завязали, а армия больше не похожа на совсем уж отъявленный цирк с клоунами), но в основном все вернулось на круги своя. Скажем прямо, не сказать, что так уж плохо (за 20-30 лет, учитывая стартовый уровень, еще и не плохой прогресс), но для персонажей чуть ли не трагедия.
  • Akame ga Kill — всякие сопутствующие проблемы тут чуть-ли не для галочки. Армия, которая не признала новое правительство, просто ушла к другому государству, а её заменила армия революционеров, безо всяких проволочек переквалифицировавшаяся в обычную. Перед северными племенами оперативно извинились и выплатили компенсацию. Соседние государства и не думают наезжать. Внутренних врагов выпиливают точечно, а не устраивают промышленные концерты для врагов народа. В общем, весьма и весьма оптимистичная концовка для данной манги.
    • Удивительно, но аниме 2014 года вышло намного суровее. Пограничные провинции империи раздербанили соседние страны или они ударились в сепаратизм, а к власти пришла смешанная хунта из руководства повстанцев и остатков госбезопасности предыдущей власти (хотя там и выжили наиболее прогрессивные). Да и большинство творцов революции ненадолго ее пережили.
  • Ashita Sekai ga Owaru toshitemo (Связанные миры) — после разрыва связи миров в мире Японской империи, где с победой героев тут же непонятно с чего рухнул город-крепость власти и было перебито все руководство, тут же воцарились голубое небо и детский смех на улицах, герой спокойно на кладбище воздает почести родителям и Котоко и уходит. Даже оставляя за рамками то, что вовсе без руководства империя бы тут же погрузилась в анархию и раздрай, новое руководство могло быть не лучше старого, а ресурсов у полуголодной империи нет — у вас недавно рядом ядерный взрыв произошел, 300 тысяч жертв и почти наверняка радиация на десятки километров!

Музыка[править]

  • «Агата Кристи» — клип «Веселый мир»: гигантские разумные зайцы угнетают людей, но с неба падает девушка, переодевается лисой и разгоняет заячий ОМОН. После чего человеческая оппозиция торжествует и отмечает победу игрой на невесть как оказавшемся на улице рояле
  • «ДДТ» — «Инопланетянин»:
« И стал творить он чудеса
Ну прямо как из сказки —
Из пушек выросли цветы
Невиданной окраски!
Он сгрёб тогда всех в кучку злых
И алчных богачей,
И вмиг в красавцев превратил —
В поэтов и врачей!
<...>
И воцарилась благодать на матушке-Земле!...
»
— Но, к сожаленью, это всё во сне приснилось мне

Видеоигры[править]

  • Pyre — частичная реконструкция: Если освободить достаточно изгнанников, то удастся хорошо проработать план и добыть средства для бескровной революции (пусть совсем без ссылок и волнений не обошлось). Если нет, то революция пройдет не столь радужно, помимо того что многие друзья останутся в Нижнекрае, на этот раз без шанса на возвращение.
  • Mount & Blade — зигзаг: солдат конечно погибнет немало (но кто их считает?), но смена власти произойдет в основном безболезненно: ни репрессий, ни восстаний, свергнутый король просто сбежит из страны и не будет возвращаться. Однако барщина, террор деревень на войне и бандитизм на задворках государства там неистребимы в принципе и являются хорошим источником дохода, поэтому — нужна ли вам та революция?
  • В дополнении «Warband» — почти обратная ситуация: силой меча можно стать новоявленным монархом, которого даже признают соседи. Но… его бывшие сподвижники и беглые лорды будут постоянно требовать поместий и прочих привилегий «как при старом режиме». Лорды, чей характер прописан как «воинственный», будут… правильно, ссориться со всеми. За что их можно попереть вон из истории. Но жизнь до революции для игрока сильно отличается в лучшую сторону — мороки меньше.

Реальная жизнь[править]

  • Практически любая революция на начальном этапе. Старый режим настолько скомпрометирован, что его свергают бескровно или почти бескровно — желающих защищать его нет. Дальше выясняется, что противники этого режима стремятся к разным, взаимоисключающим целям — тут и начинается кровопролитие.
  • Со слегка прикрученным фитильком — Славная революция в Англии. Один из немногих исторических примеров, когда свергаемый король Яков II своей религиозной политикой ухитрился в кратчайшие сроки обеспечить себе практически нулевой рейтинг, и нового кандидата поддержали все значимые политические силы. Прикручен же фитилёк по нескольким причинам. Во-первых, событие не было революцией в смысле смены общественного строя, одного монарха просто сменили на другого. Во-вторых, в единственной стычке правительственных войск и мятежников всё-таки погибло около пятидесяти человек. Ну и в-третьих, недовольные переворотом сформировали движение якобитов, которое подпортило новому королю немало крови (а династия потомков изгнанного из страны Якова до сих пор имеет формальное право на английский престол, так-то).
  • «Бархатные революции», закончившиеся весьма малым количеством насилия и хаоса и стоящие намного ближе к революции «по-детски», чем «не по-детски». Увы, породили холодное утро и политические склоки. И развал экономики уж заодно. Тропнеймер — Бархатная революция в Чехословакии 1989 г.
    • «Революция гвоздик» — почти бескровный (четыре человека все же были убиты) военный переворот левого офицерства против постсалазаровского фашистского режима в Португалии в 1974 г. Был массово поддержан населением.
    • Филиппинская «Жёлтая революция» 1986 года, в результате которой к власти пришла лидер оппозиции Корасон Акино. Да, жертвы были, но всего 15 человек.
    • "Бархатные" революции - это на деле не революции, а перевороты, т.е. то, что потом стали называть "цветная революция". Почти бескровные, да; - но проблема в том, что после них в стране обычно начинается медленный упадок и увеличение зависимости от других государств. Отличить настоящую революцию от "внутриправительственного переворота" довольно просто: это переворот, если в результате во главе встают люди из предыдущего правительства, в котором они уже занимали высокие посты. Как пример, "Солидарность" в Польше (большинство важных членов правительства новой "демократической" Польши уже ранее были высокими чиновниками "социалистической" Польши) и первые президенты постсоветских стран после распада СССР (в большинстве случаев они до этого были главами республик в составе Союза ССР).
  • Первоначально «великой бескровной» считалась Февральская революция в России. Если брать только Петроград (без Кронштадта) и только(!) первые дни, то так оно и было. Ну почти. «Потом вам станет плохо — но это уж потом!»
  • Почти бескровно прошёл и непосредственно штурм Зимнего Дворца большевиками 25 октября 1917 года. Всего погибло, как считается, где-то шесть человек. На значительной части территории России власть Советов тоже установилась практически без крови. Увы, дальше дело развивалось уже не так мирно.
    • До марта 1918 года было достаточно спокойно. Потому что в течение полугода будущие "белые" и "зелёные" (а также эсеры) сначала преодолевали ошеломление от неожиданной (для них) Октябрьской революции, а потом организовывались для борьбы с "комиссарами".

Примечания[править]

  1. Кроме того, не исключено, что книжное имя показалось им неподходящим — этот марионеточный и глупый король, забавляющийся коллективным решением простеньких арифметических задач, кто угодно, только не деспот и не паук-интриган. А вот решения, принятые своими министрами, он повторяет вполне попугайски.