Религия Смерти

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Я Вам не помешал? Шанс встретиться со мною, Я вижу, Вы свести хотели бы к нулю. Где саван и коса? Ну, право же, пустое. Я — не аристократ, регалий не люблю.

Зачем Вам суета и этот взгляд мятежный? Положено блюсти незыблемый закон. Не надо гордых поз. Тот страх пред неизбежным, Который Вас гнетёт, мне кажется, смешон.

Бояться не грешно, но, право, очень глупо. Поскольку не спешу, хотел бы Вам сказать, Что перспектива стать простым холодным трупом С рожденья Вам дана. К чему ж теперь страдать?

»
— «Серый вестник»
« Второй блок приемов, с помощью которых нацисты фанатизировали массы, обращаясь к подсознанию, опирается на другой главный в психоанализе Фрейда инстинкт - инстинкт смерти, Танатос . Культ смерти пронизывает всю риторику пропаганды нацистов. «Мы - женихи Смеpти», - писали нацистов-поэты. Режиссеpы массовых митингов-спектаклей возpодили дpевние культовые pитуалы, связанные со смеpтью и погpебением. Цель была pазжечь, особенно в молодежи, самые аpхаические взгляды на смеpть, пpедложив, как способ ее «пpеодоления», самим стать служителями Смеpти (так удалось создать особый, небывалый тип нечеловечески хpабpой аpмии - СС). »
— С.Г. Кара-Мурза
« Истинное преступление это жизнь! Приговор - Смерть! »
— «Злая версия Судьи Дредда»

Издревле люди боялись и почитали смерть, а потому пытались задобрить её антропоморфную персонификацию, либо вовсе победить. Постепенно это вылилось в полноценные культы и фундаменты некоторых религий, отвечающих на вопрос «А что дальше, по ту сторону гроба?», а впоследствии — в учение об иммортализме и поиски секрета бессмертия.

В то же время в людском сознании возник и другой образ, на этот раз более темный — Религия Смерти. Её адепты считают, что Смерть — логичный конец всего сущего, а потому нет смысла ждать! Априори являются апокалиптическими маньяками, готовыми разрушать всё и вся, нередко и самих себя в том числе.

Очень часто Религия Смерти — атрибут различного фентези, потому что в волшебном мире с большей вероятностью будут существовать и Смерть с косой и хтонические чудовища, и прочие сомнительные личности, жаждущие спалить все к чертям и убить всех людей.

Однако, как сказано выше, существует и условно «добрый» вариант, где есть поклонение и почитание, и, возможно, даже некоторая помощь остальным в вопросах, связанных со смертью (обеспечение хорошей загробной жизни, возвращение с того света тех, кому ещё рано умирать, упокоение разбушевавшейся нежити, etc). Что интересно, этот вариант возник гораздо раньше «тёмного».

Где встречается[править]

Фольклор[править]

  • Некромантия как мистическое учение о гадании по трупам, так и воскрешающая мертвых магия. Практически кодификатор.
  • Древнеегипетские ритуалы похорон и бальзамирования. С прикрученным фитильком.
  • Древняя Греция: культы Аида (условной «добрый» вариант) и Танатоса (не то чтобы «злой» вариант, но Танатос олицетворял смерть в худшем её воплощении, да ещё не любил, когда ему приносят дары)
  • В Латинской Америке Смерть с Косой слилась с местными культами и превратилась в Nuestra Señora de la Santa Muerte.
  • Индийская секта душителей-тхагов (или тугов), поклоняющихся богине Кали. Наряду с движением ассасинов-низаритов является вероятным прототипом почти всех описанных ниже тайных сект ритуальных убийц.

Литература[править]

  • «Волкодав» — культ Мораны.
  • ПЛиО — Безликие. Зигзагом — культ Р’глора.
  • Метавселенная Рудазова — парифатские культы Савроморта (здешний аналог Аида). Кроме официально полагающегося ему, как члену пантеона, духовенства, существуют аж два маргинальных течения — шкары, тайная секта ассасинов на службе Церкви и Чёрное Братство, убивающее людей просто от большой любви к Смерти как таковой.
  • «1984» — тоталитарная идеология, господствующая в Ост-Азии носит сложнопереводимое название, одна трактовка которого — «почитание смерти», а другая — «забвение себя». Вероятно, учение впитало в себя часть самурайской этики, предписывающей «выбирать из двух путей тот, что ведёт к смерти».
  • Гарри Тертлдав, «Император Крисп» — секта фанасиотов. Считает материальный мир злом и выводит из этого этику в духе «воруй, убивай, имей гусей». Особо почетной у фанасиотов считается смерть от добровольного отказа от пищи с благословения духовного наставника.
  • Уэйс и Хикмэн, «Врата Смерти» — нет, само название цикла тут не при чём. В отличие от монахов Кира. Светлый вариант культистов — никого умирать не торопят, а обществу даже полезны: заботятся о похоронах брошенных трупов и подбирают сирот, дабы пополнять свои ряды.
  • «Корабль, который пел» Энн МакКефри. В главе «Корабль, который убивал» целая планета таких — и это при том, что у нынешней напарницы Хельвы натуральное мортидо! Остается только удивляться, куда смотрел Ценком, когда подписывал полетное задание.

Сетевая[править]

  • «Нет прощения!» — церковь, которую посещают Лаки и Эрлиг. Очень похожа на старательно воссозданное людьми будущего по сегодняшним источникам голливудское Вуду.
  • Куча фанфиков по «Гарри Поттеру» эксплуатирующая идею о том, что Гарри — потомок Певереллов, магов смерти.

Кино[править]

Телесериалы[править]

Комиксы[править]

  • Корпус Черных Фонарей, так как извлекают энергию для своих колец из смерти и разрушения.
  • 2000AD — Судья Смерть, антагонист Судьи Дредда. Он является лидером Тёмных судей, зловещей группы зомби-правоохранителей из альтернативного измерения Мёртвого Мира, где вся жизнь была объявлена преступлением, так как только живые совершают преступления. После нескольких лет появления в комиксах о Судье Дредде, позднее он получил свою собственную серию в Judge Dredd Megazine и в 2000AD. Коронная фраза Судьи Смерть: «Преступление — жизнь, приговор — смерть!» (The crimmme isss lifffe — the sssentenccce isss death!).

Веб-комиксы[править]

  • Homestuck: Лорд Инглиш — олицетворение смерти (хоть и лишь символическое), и именно как «ангелу двойной смерти» ему поклоняется культ поработиаторов. Религия, посвящённая Арадии, которая часто появляется в фанфиках, вполне соответствует доброй версии.

Видеоигры[править]

  • Dead Space — Юнитология, религия с небольшим уклоном в науку, проповедующая «эволюцию через посмертие».
  • League of Legends — практически у всех народов Рунтерры свои мифические или религиозные представления о смерти, но все они поклоняются её физическим аватарам — «Киндред, двум вечным охотникам» (которым, по сути, в поклонении и не нуждаются, ибо умерщвлять смертных — их обязанность и смысл существования).
  • Disciples — культ Мортис, богини смерти, которой поклоняются Орды Нежити.
    • Стоит отметить, что ещё до прихода Мортис, в Невендааре существовал культ смерти, но он не был злодейским. Культисты просто поклонялись смерти как части жизненного пути, и использовали свои познания не для злодеяний, а чтобы общаться с умершими предками, например, если требовался их совет.
  • Фанатская фракция «Небытие» для Heroes of Might and Magic III, предложенная в 2006 году участником форума DF2 под ником Триумф.
  • Planescape: Torment — Dustmen (Служители Праха/Пыльные). Считают эту жизнь лишь препятствием к просветлению, которое можно найти лишь в Истинной Смерти. Не проявляют агрессии, хоть и пытаются проповедовать своё учение даже нежити к большому неудовольствию последней.
  • The Elder Scrolls — ох, с кого бы начать…
    • Тёмное Братство, орден ассасинов, во главе которого стоит даже не живое существо, а сама любовница Ситиса — Мать Ночи ака Нечестивая Матрона. Ситис же — это душа-отец Лорхана (того, который обманом заставил местных богов создать план смертных) и самый прямой «родственник» Падомая (местное Хаотическое Начало, создавшее Вселенную вместе с Ану — Упорядоченное Начало). Ситис, он же Отец Ужаса, как его называют тёмные братья — существо, олицетворяющее саму смерть, аки Танатос в Древней Греции. Неизвестно что он такое, но норов у него крут. Обитает в Пустоте, которая, скорее всего, находится где-то в Обливионе, то ли это сам Обливион, то ли — вообще за пределом реальности.
      • Тёмные ящеры в Аргонии. Если вы рептилия и вам не повезло родиться под Знаком Тени (в мае, на наш лад), то вас с рождения отдадут в ассасины. Можете потом примкнуть к Тёмному Братству, или остаться на службе аргонианских властей. И, да, они тоже поклоняются Ситису, но несколько иначе.
    • Мораг Тонг у данмеров. Правда у этих дым пониже и труба пожиже — они поклоняются Мефале, Даэдрической Принцессе убийств, заговоров и предательств, а так же секса, искусства и искусства всего вышеперечисленного, а даэдра, как и Ситис, также произошли от Падомая, только родство у них более дальнее. Мораг Тонг — это люди эльфы, возвёдшие убийство в ранг самого настоящего искусства.
    • Почитатели Мерунеса Дагона, Даэдра Разрушения и Перемен. Массовая резня — метод решения всех проблем! Главное, не переживите свою полезность, как Сил Весул.
    • Молаг Бал не отстаёт. И хотя его сфера деятельности убийства не одобряет (если всех убить, некого будет порабощать), использовать пытки и казни он и его последователи не гнушаются, ведь главное — вселять страх и раболепие. Однако, Молаг Бал отличился тем, что сотворил вампиров (через изнасилование, ага). Вампиры же, кроме того, что ведут себя под стать своему Принцу — нежить, и культура у них соответствующая.
    • Некроманты всех видов и сортов. Особенно, Культ Червя/Орден Чёрного Червя, созданный гениальным и сильнейшим в истории некромантом Маннимарко. Особенно после того, как Маннимарко получил повышение до бога.
      • Мейлин Варен, решивший его превзойти, но случайно заперший себя внутри Звезды Азуры, а его ученики и последователи были вынуждены подпитывать разрушавшийся даэдрический артефакт и Мейлина новыми душами, дабы те окончательно не растворились в Обливионе
    • Норды, данмеры и их почтительной отношение к предкам. Добрый вариант.
  • Ghost Recon: Wildlands — в регионе Боливии, захваченном наркомафией, культ той самой Nuestra Señora de la Santa Muerte — вполне официальная религия (насколько вообще может быть что-то официальным в подобной ситуации). Есть даже свой епископ (католик-расстрига на содержании у картеля).
  • Persona 3 — Культ поклонения Никс, организованный Такаей ближе к концу игры.
  • Stellaris — теперь и в космосе! Одно из DLC посвящено именно этому.
  • Black and White 3 - Ацтекский Бог Мёртвых появился в результате создания такой религии.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40000 — Нурглиты (как адепты энтропии и саморазрушения) и, в чуть меньшей степени, кхорниты (как адепты войны, бессмысленной резни и всего прочего, где надо убивать и разрушать). Но на самом деле смерти и разрушения так или иначе угодны всей четвёрке тёмных богов, а в фентези так и вовсе верховные хаоситы — открытые апокалиптические маньяки.
    • Warhammer 40000
      • Прямо идеология заявлена варбандой «Очищение». Эти космодесантники Хаоса считают, что, поскольку Варп порождается эмоциями живых, только уничтожение всех разумных рас спасёт галактику от его демонов. Поэтому, желая избавить мир от Хаоса, они… молятся Нурглу и разносят его эпидемии, в надежде когда-нибудь уничтожить всё живое, а следом — и порождаемых им богов Хаоса, включая Нургла.
      • Обучающие профессиональных убийц Культы смерти в Империуме (не связаны с Официо Ассасинорум), рассматривающие Бога-Императора в качестве грозного божества смерти и убийств.
      • Иннари — эльдарское движение этаких воскресителей, планирующее пробудить бога мёртвых (именно мёртвых, а не смерти) Иннеяда и тем спасти свой вид, обеспечив нормальную загробную жизнь. Согласно пророчеству, Иннеяд проснётся когда эльдар вымрут, и нет, Иннари не стали нести спасение через уничтожение, а нашли другой способ — через набор мечей сюжетной важности.
      • До биопереноса такая религия была у некронтир. Эволюция их вида в условиях жёсткого радиоактивного излучения привела к тому, что диагностировать способные прикончить проблемы со здоровьем было практически нереально. Смерть настигала некронтир внезапно. Всё их общество строилось вокруг идеи сделать каждого его члена максимально заменимым. Даже высший орган власти был по существу устроен так, чтобы внезапная смерть любого из его членов не вызвала серьёзных последствий. Довольно иронично, что именно такой расе выпала удача стать целиком расой бессмертных, пусть и дорогой ценой.
    • Warhammer Fantasy Battles
      • Культ Морра, Бога Смерти. Условно «хороший» вариант. Морр — проводник душ в мир мертвых и враг некромантов. Его храмовники специализируются на борьбе с нежитью, в том числе вампирами и Повелителями Гробниц.
      • Культ Усопших у самих царей гробниц — субверсия: это организация на базе уже существовавшей религии, но она не одобряет смерть, а ищет способ вернуть к желательно вечной жизни царя Сеттру согласно его завещанию. И других тоже. Но в итоге воскресил всех кого надо и не надо Нагаш, в неподобающем виде, после чего все на него за это очень обиделись и свергли (опять).
      • Культы здешней версии Кхейна описаны довольно подробно и включают троп: Кхейн — непризнанный бог смерти и тырит все души, до которых может дотянуться, а также забирает всех убитых во имя него, в ответ награждая убийц. И ещё он именно что отображает вселенский баланс добра и зла, куда вполне входит смерть.
  • Dungeons & Dragons — культ Келемвора, действующего Бога Смерти. Специализация — борьба с нежитью и некромантами, а также надзор на кладбищами. В NWN2 появлися специальный класс «Проводник Смерти», который представляет собой боевого жреца с уклоном в борьбу с ожившими мертвяками.
    • Ранее местная религия смерти была представлена Миркулом и Сайриком. Их подопечные были натуральными мраккультистами, с некромантией и упырицами.
  • «Берсерк — вселенная магических битв» — Культ Смерти.
  • Pathfinder - культ богини Фаразмы весьма распространен в Голарионе, почти полностью идентичен вышеупомянутому Морру.

Прочее[править]

  • Андивионский Научный Альянс — Гнилой Господь.
  • SCP Foundation — Гора Гнилого Господа, идея которого перекочевала из примера выше.
    • Секта, создавшая SCP-1001-RU. Хотя, это скорее Религия Небытия.
    • Трактат «Церкви Повешенного Бога», найденный в SCP-1326. Что интересно — адептам данного культа запрещено принуждать других ко вступлению в свою веру (как и убивать кого-либо, кроме себя).

Реальная жизнь[править]

  • С точки зрения атеиста, любая религия, возвышающая иллюзорное потусторонние бытие, связанное с посмертием, и принижающая земное с его радостями, имеет сильный оттенок сабжа. Христианство дополнительно сгущает его мотивом смерти в ритуалах и символике — вплоть до распятия как символа религии; но ещё лучшей иллюстрацией здесь служит буддизм: Нирвану, цель всякого буддиста, можно трактовать как самое что ни есть полное небытие. Подобным образом можно представить и цель суфиев — избавление от иллюзии индивидуальной личности и растворение в Боге, промежуточным шагом к которой считается аскетический отказ от всяких личных желаний и воли.
  • Верующие же могут смотреть подобным образом на всяческое безбожие (под которым могут пониматься и иные религии) — как на отторжение истинного источника всякой жизни и основы самого бытия. Ассоциация мирского и безбожного со смертью (и адом) — распространённый христианский мотив: так, святой Августин сравнивал современное ему римское общество с лесом из прямо стоящих мертвецов, а средневековые художники изображали бренный мир в виде Пляски смерти.
  • Мексиканский культ Santa Muerte — Святой Смерти.
  • Мортидо (с прикрученным фитильком).
  • Культовый суицид и различные секты, его практиковавшие (Храм народов, Небесные врата, Орден солнечного храма, etc.)
  • Путь самурая — это смерть.
  • С прикрученным фитильком — Вуду, представляющее собой синтез традиционных африканских религий и христианства. Часть христианских святых, вроде Святого Петра получили дополнительные функции по обеспечению связи с потусторонним миром или оберегания покоя мертвых.