Рестлинг

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Wrestler in All of Us, Professional Wrestling. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Так выглядит рестлинг-матч

Рестлинг — популярный вид спортивных развлечений, представляющий собой постановочную спортивную борьбу, в которой во главе угла стоит зрелищность поединков и яркие сценические образы борцов. Исход боев обычно известен заранее, потому рестлинг не является в полном смысле слова видом спорта. Ринг здесь служит не для того, чтобы выяснять на нем, кто быстрее, выше или сильнее, а выполняет роль сценических подмостков для разыгрывания представления. Здесь главное — развлечь публику, и для достижения этой цели рестлеры в реальной жизни стараются дружить, друг друга считают коллегами по опасному ремеслу и в идеале проповедую братскую любовь и взаимовыручку. А fuck’ами кроют друг друга только перед камерами, чтобы нам попкорн было жевать интереснее. Каждый матч подолгу обдумывается, каждое движение репетируется и отрабатывается, что оправдано сложными приемами, сопряженными с высокой травмоопасностью. Но самое интересное происходит не во время самих боев, а до и после них, и тоже разыгрывается по заранее написанному сценарию. Собственно, истории о наигранной вражде и дружбе, любви и ненависти рестлеров являются самым сладким, вишенкой на торте или начинкой пирога (кому что больше нравится). Сюжеты, которые борцы разыгрывают перед публикой, по закрученности не уступают всяким «Играм престолов». Ясно, что в связи с этим количество разнообразнейших тропов и штампов в рестлинге просто зашкаливает.

Суть явления[править]

Рестлинг зародился в Северной Америке и изначально был ярмарочным зрелищем. Им наслаждались наравне с выступлениями фокусников, бродячих артистов, циркачей и музыкантов. Нечто подобное было и в Европе, в том числе и Российской империи — номера с борцами, бывшие обязательной частью программы выступлений в цирках-шапито, то есть легендарный Иван Поддубный в какой-то степени был рестлером. В терминологии ярмарочных борцов того времени были понятия «бур» и «шике»: «бур» был полноценной конкурентной борьбой, тогда как «шике» был именно подобным современному рестлингу зрелищным матчем с предопределённым заранее результатом. Впрочем, за отсутствием каких-либо профессиональных стандартов, грань между ними на практике зачастую размывалась. К тому же времени относится и легенда о тайных соревнованиях популярных атлетов в городе Гамбурге, где они выясняют, кто их них действительно является настоящим чемпионом. Русскоязычные читатели для примера могут вспомнить прекрасный цикл детских повестей «Артёмка» Ивана Василенко, описывающих ту самую эпоху или отдельные места в книге «Кондуит и Швамбрания». Интерес главного героя к цирку позволяет нам взглянуть на тот старинный рестлинг его глазами, в котором, однако, предопределенность финала поединков осуждалась автором за несправедливость… Ибо там чернокожего борца принуждали «ложиться» под белого из-за расовых предрассудков и т. д. В России, впрочем, такого рода развлечения сошли на нет к 1917 г., в то время как в США продолжали развиваться. Допустим, Ильф и Петров в книге «Одноэтажная Америка» описывают матч рестлинга, который они смотрели в 1930-х годах во время вояжа по США. Описан был в ироничных красках, с презрительными нотками, в стиле «тупые американцы одни только могут это смотреть». Впрочем, сами американцы не жаловались. У них рестлинг обрел второе дыхание после появления телевидения. И настоящий бум начался в 1980-х годах, достигнув пика в 1990-е и первую половину 2000-х. Далее, после скупки конкурентных промоушенов (организаций) главой самого успешного из них под названием WWF, Винса МакМэна, волна популярности пошла на спад по причине снижения качества шоу, истощения идей для сюжетов и т. д. Нынешний рестлинг по мнению старых фанатов давно не интересен и заточен преимущественно под детско-юношескую аудиторию, то есть стал неоправданно светлее и мягче.

(link)

КВНщики пародируют сабж

Как бы то ни было, сегодня рестлинг это очень развитая индустрия, продолжающая приносить дельцам от мира шоу-бизнеса многомиллионные барыши. Он являет собой сложный сплав из спорта, циркового представления, телесериала, ток-шоу и других элементов. Основным поставщиком кровавых боев на телеэкраны и мониторы фанатов является промоушен WWE (World Wrestling Enterteiment), возглавляемый кланом МакМэнов. В прошлом, в золотые годы рестлинга поклонников также радовали шоу от организации WCW (World Championship Wrestling), бывшей главным конкурентом промоушена МакМэнов, тогда именовавшегося WWF (World Wrestling Federation). Именно их конкурентная борьба по всеобщему мнению и обеспечивала фанатам самые лучшие сюжеты, самые эпические бои, крутейших персонажей, а тогдашние сезоны (например, эпоха NWO или Attitude) считаются легендарными. Также существовала намного меньшая по размеру, но тоже очень значимая организация ECW (Extreme Championship Wrestling), делавшая упор на жесткие экстремальные бои, часто с применением оружия, и выпустила в люди многих крутых отморозков (например, братья Дадли с их манерой разбивать противником раскладные столы и т. д.).

Помимо США, рестлинг пользуется огромной популярностью во всем мире. Особенно в Латинской Америке и Японии. В России рестлинг-шоу первоначально начали показывать в конец 1990-х по каналу ТНТ. Это были шоу Monday Nitro по лицензии компании WCW. Многие запомнили эти программы благодаря комментариям неподражаемого Николая Фоменко («Мамочки мои!»). Потом, по каналу СТС транслировали выпуски шоу Smack Down! от WWF, комментируемых дуэтом Александра Новикова и всеми любимого актера озвучки Всеволода Кузнецова (чьим голосом говорят персонажи Assassin's Creed, Ведьмака и т. д.) Позже в России появился даже свой собственный рестлинг-промоушен, точнее его версия для бедных, который, к сожалению, продолжает существовать на полулюбительском уровне и держится только на активном подражании старшим братьям. Но свою аудиторию (и немаленькую) все равно имеет.

Краткий словарь терминов и сленга[править]

  • Бейбифейс (Babyface) — амплуа хорошего парня, положительного героя, которых дерется честно, стабильно зарабатывает чемпионские пояса и пользуется любовью публики. Хилл (Heel) — напротив, отрицательный герой, негодяй, который нарушает правила матча, оскорбляет публику, в общем тщательно старается быть концентратором ненависти.
  • Блэйд (Blade) — лезвие бритвы, используемое, когда в том или ином матче необходимо изобразить кровопускание якобы от удара.
  • Букер (Booker) — собственно, человек, непосредственно причастный к сочинению всех этих душещипательных историй о взаимоотношениях рестлеров, над которыми мы плачем, пока никто не видит. Соответственно, Букинг — это процесс такого сочинительства.
  • Гиммик (Gimmick) — роль рестлера, которую он исполняет на ринге и за его пределами, будучи перед камерами, его характерное амплуа, включающее в себя характер, привычки, манеру речи, моральный облик (фэйс или хилл), костюм, набор приемов и биографию. Может быть как реалистичным, зачастую копирующим настоящий облик отыгрывающего его рестлера, так и причудливо-фантастичным. Педаль в пол, когда гиммик существует отдельно от рестлера и позволяет появляться самым разным людям в одном и том же образе с одним и тем же псевдонимом. Например, Doink The Clown.
  • Кейфеб (Kayfabe) — иллюзия правдоподобности сюжетов рестлинга и, в частности, матчей и необходимость ее поддержания. За нарушение кейфеба рестлеров обычно наказывают.
  • Праздники Рестлинга PPV (Pay Per View) — шоу для VIP пользователей, специально оплативших возможность насладиться эксклюзивным зрелищем. Проводятся раз-два в месяц, имеют большую продолжительность, чем обычные шоу, и являются важнейшими событиями в жизни рестлеров, вокруг которых и происходит ежедневная суета. Именно во время Праздников происходят важнейшие бои за самые ценные пояса, ставятся точки в историях сюжетных конфликтов или происходят другие крутые повороты.
  • Пуш (Push) — процесс продвижения того или иного рестлера путем его участия в боях в более «жирное» время (то есть, в конце шоу, в так называемых main event, «гвоздях программы»), повышение шансов зарабатывать чемпионские пояса и другое.
  • Твиннер (Twinner) — рестлер неопределенной моральной ориентации, застрявший между фейсом и хиллом и готовящийся перейти в противоположную категорию, то есть совершить фейс или хиллтерн.
  • Титантрон (Titantron) — вступительное видео рестлера, его визитная карточка и реклама одновременно. Также титантрон это огромный экран, на котором демонстрируется такой ролик перед выходом борца на ринг.
  • Хаус-шоу (Live Event) — комплекс матчей, которые не снимают для показа в очередных шоу. Предназначены только для непосредственного просмотра из зрительного зала. Единственный вариант для жаждущих посмотреть такие шоу это найти любительские видеозаписи от побывавших там фанатов.
  • Хилтерн (Heelturn) — поворот сюжета, в результате которого хороший парень делает поворот налево и превращается в плохого. Фэйстерн (Faceturn) — это обратный процесс, то есть поворот направо какого-либо козла или самоуверенного мерзавчика и превращение его в любимого всеми героя.
  • Ворк (work, дословно «работа») и Шут (shoot, дословно «выстрел») — ворк это договорные действия, а шут действия о которых заранее не договаривались. Обычно весь, сценарий боя слишком подробно не расписывают, оставляя место и для импровизации, и обговаривая, какие действия нужно обязательно совершить.
    • шут-файтинг — японская разновидность рестлинга без договорных побед и тесно связанная с MMA. Основана рестлером после переезда в Японию обнаружившим, что договорные матчи японцев не интересуют.

Тропы и штампы[править]

  • Face vs Heel — собственно, тропонеймер. Противостояние «плохого» и «хорошего» спортсменов.
  • Автомобиль как оружие — эпизод, когда Рикиши на машине Рока сбил Стива Остина, уложив того на больничную койку почти на год. Одна из золотых глав эпохи Attitude.
  • Аристократ — изначальный гиммик рестлера Triple H, при котором он показывался перед камерами в камзоле и пытался блистать хорошими манерами, обучая им заодно зрителей. Постоянно освистывался и популярным не был, что заставило его поменять образ на более удачный.
  • Бескровная резня — вкратце именно так можно назвать рестлинг. Неправда, подстава, фальшь, отсутствие крови при таких-то ударах! Хотя подделать кровопускание в нужных для сюжета моментах можно при помощи упомянутого в словарике «блэйда». В независимых промоушенах, таких как Combat Zone Wrestling и Extreme Championship Wrestling, часто в центр внимания ставится именно кровавость представления, и бритвами рестлеры не ограничиваются, раздирая друг другу кожу об колючую проволоку, битое стекло, канцелярские кнопки… Также такой стиль популярен в японском рестлинге.
  • Боевая гимнастика — ее умеют демонстрировать бойцы полутяжелого веса. Стиль луча либре, исповедуемый в основном мексиканскими рестлерами, в целом построен на головкружительных прыжках и эффектных трюках. Типичные представители: Рэй Мистерио-младший, Ювентус Герреро, Психоз, Есса Риоз и другие. Из не-мексиканцев: братья Харди, самые прославленные летуны в рестлинге.
  • Боевая подружка — дивы в рестлинге умеют быть не только волчицами-одиночками или пассивными балластами, но и оказывать активную помощь мужчинам-соратникам по группировке. Ярчайший пример: Лита, которая активно помогала каждому своему сюжетному другу и союзнику. Причем не ударяя стульчиком сзади по голове с последующим визгливым улепетыванием, а схваткой по всем правилам лицом к лицу.
  • Бой-баба — женщины, участвующие в боях, являются именно ими. Далеко не всегда выглядят угрожающе, но обязательно круты. Примеры: Лита, Жаклин, Айвори, Чайна.
  • Борец за нравственность — ханжей и лицемеров в рестлинге не любят, такого рода персонажи там всегда превращаются в хиллов. Борцы из группировки Right To Censor (или, в переводе канала СТС, Инквизиторы) — ярчайший тому пример. Они навязывали другим рестлерам свои косные понятия о нравственности, предъявляли претензии по поводу неприличных образов, псевдонимов и костюмов, хотя поединки вели в максимально грязном стиле, например, любили атаковать толпой одного и при этом со спины, в том числе с применением оружия. Собрана группировка была Стивеном Ричардсоном из сплошных кающихся грешников. Например, Булл Буканан до просветления по сюжету был продажным полицейским, Крестный Отец — сутенером, а Вал Венис — порнозвездой. К слову, создана группировка была как пародия на Parents Television Council (Родительский Телевизионный Совет), изрядно доставший американскую общественность повсеместным насаждением цензуры.
  • Брутальный бритт — эпический громила из классической эпохи, выступавший под псевдонимом Британский Бульдог.
  • Брутальный лысый — среди крутых мужиков, обделенных роскошной шевелюрой, можно назвать Голдберга, Рока, Стива Остина, Альберта, Перри Сатурна, Тезза (впрочем, имеющего полоску в стиле «ирокез») и некоторых других.
  • Брутальный хайер — длинноволосых крутых в рестлинге не меньше, чем лысых, а то и больше. Кевин Нэш, Скотт Холл, Трипл Эйч, Гробовщик, Тест, Рэнди Сэвэдж…
    • А Халк Хоган умудряется совмещать в себе оба этих тропа.
  • Вампир — амплуа рестлера Гангрела. Также был когда-то неплохой борец с псевдонимом Vampiro.
  • Великан — Андре Гигант, легендарный рестлер, великан мифологических масштабов. Поскольку страдал от акромегалии, его кости усиленно росли, и уже в детстве он был невероятно крупным, а на ринге внушал настоящий страх. На втором месте: рестлер Биг Шоу. Габариты поменьше, но роль смертоносной махины отыгрывать умеет.
  • Великолепный мерзавец — рестлеры-хиллы, если обладали достаточной харизмой и актерскими способностями, то рождали именно этот троп и подчас нахально крали шоу у общепризнанных фейсов-любимчиков. А в особо вопиющих случаях собирались в целые группировки и создавали золотые эпохи в истории рестлинга. Пример: борцы из группировок D-Generation X и New World Order.
  • Верный ломик — любимое оружие комичного борца времен WCW, которого тоже звали Лом (Crowbar по английски)
  • Воин и музыкант — многие рестлеры, помимо дела своего жизни, имели какие-нибудь побочные увлечения. Например, снимались в кино или, применительно к этому тропу, играли в музыкальных группах. Можно вспомнить Криса Джерико, стоявшего за микрофонной стойкой в хэви-металл группе Fozzy, также Литу, певшую в хоррор-панк группе The Luchagors, или Джеффа Харди и Шеннона Мура, основавших альтернативную рок группу Peroxwhy?gen. В рамках своего гиммика воинами и музыкантами были Рок, любивший исполнять матерные кантри-песенки под гитару, и Джефф Джарред, пение и игру которого, впрочем, никто не слышал, и гитару он с собой выносил на ринг лишь затем, чтоб разбивать ее о голову противника.
  • Всегда плохие — администрация промоушена, как правило, занимает отрицательную сторону в сюжетах. Глава организации, будучи диктатором и самодуром, собирает вокруг себя самых отвратительных хиллов, коих превращает в своих любимчиков и осыпает привилегиями. А фейсы, напротив, становятся борцами с системой, бросая вызов подобной несправедливости. Если же фейс или твиннер (см. словарь) делает хоть что-нибудь на пользу администрации, знайте: каким бы он не был ранее хорошим парнем, теперь он начал скатываться вниз по наклонной. Моду на подобный сюжетный ход положил Винс МакМэн после так называемого Монреальского облома, на котором он невольно отыграл троп в реальной жизни и насмерть рассорился с Бретом Хартом.
  • Гангста, рэп и баскетбол — афроамериканцев в рестлинге полно. Но среди тех, кто сознательно воплощает в своем гиммике стереотипы об американских неграх, можно вспомнить Booker T, который носит дреды, танцует брейкданс на ринге и в целом отыгрывает образ крутого чернокожего гопника из гетто. Чем-то похож на него рестлер R-Truth (в прошлом K-Kwik).
  • Гнусный алкаш — Скотти Холл. Нерекдо выходил на ринг в изрядном подпитии и со стаканом в руке, а иногда из-за этого даже не мог вести бой. А гнусный он. потому что был преимущественно хилом и входил в одиозную группировку New World Order.
  • Дева в беде — далеко не все дивы (женщины в рестлинге) это крутые воительницы. Некоторые из них, даже те, кто пытается выступать на ринге, куда чаще оказываются в положении беспомощных жертв, которых нужно спасать. Например, Стефани Макмэн, дочь президента и владельца промоушена Винса Макмэна.
  • Добродушный толстяк — Мик Фолли. Хотя добродушным его можно назвать только из-за амплуа фейса или нейтрала. Ибо противником он был страшным и серьезным. Все помнят его прославленный бой в формате Hell in Cell (то есть в клетке)) против Гробовщика, в котором он два раза падал с огромной высоты, но поднимался и продолжал драться.
  • Драматическая смена причёски — нередко поединки происходят на спор, при этому на кону могу стоять самые неожиданные вещи. Например… прическа. Именно так и был когда-то обрит наголо Курт Энгл и острижен Mike Awesome. Самый нелепый, пожалуй, такой эпизод был, когда Винсу Макмэну обрил голову… Дональд Трамп.
  • Женщина сильнее мужчины — именно так и получается, когда против мужчины выходит перекаченная грудастая машина для убийств по имени Чайна.
  • Жизнь пишет сюжет — к сожалению, это бывает. Допустим, когда внезапная смерть или внесюжетная травма рестлера заставляет этот самый сюжет переписывать. А бывает, когда поступок рестлера вне амплуа мешается с его сценическим образом и воздействует на его восприятие поклонниками. Яркий пример: измена Литы (в миру Эми Дюма) Мэтту Харди, с которым она состояла в отношениях в реальной жизни, с Эйджем. Поклонники братьев Харди не простили ей этого, впоследствии постоянно освистывали и всячески травили. Это заставило Литу покинуть ринг, в дальнейшем она связала свою жизнь с музыкой.
  • За себя и за того парня — Мик Фолли умудрялся отыгрывать сразу три гиммика-образа, не считая своего собственного, одноименного.
  • Закадычные враги — в таком амплуа обычно выступают малолюдные команды, постоянно встречающиеся друг с другом в боях за пояса чемпионов командных боев. Например, братья Дадли, братья Харди, Эдж и Кристиан.
  • Злобный глава корпорации — такую роль очень любят отыгрывать владельцы промоушенов, если им придет в голову участвовать в сюжетах своих шоу. Лучше всех эту роль исполнял Винс МакМэн в эру Attitude.
  • Импровизированное оружие — в рестлинге применяется часто и с большой охотой. От банальных стульев, бейсбольных бит и кувалд и до степлеров, колючей проволоки и даже грузоподъемников.
  • Используй голову — предположительно, именно злоупотребление приемом «Diving Headbutt» (рестлер забирается на канаты и падает с них так, чтобы приземлиться головой на лежащего на ринге противника) привело к серьезному поражению мозга Криса Бенуа, которое послужило причиной его страшного самоубийства.
  • Испортить воздух — согласно своему прозвищу «Пердун» Даймон Даллос Пейдж очень любит делать это на ринге.
  • Йопт In Translation — комментаторы рестлинг-шоу на российских телеканалах (в особенности Всеволод Кузнецов и Александр Новиков на СТС) запомнились в том числе и тем, что достаточно вольно переводили названия приемов, группировок и терминов, а также псевдонимы борцов. Впрочем, в большинстве случаев это было оправдано, так как те же самые псевдонимы, переведенные буквально, звучали уже не так круто, а то и вовсе неблагозвучно. Именно поэтому многие старые поклонники рестлинга до сих пор Triple H зовут Игроком, X-Pac’а — Циником, группировку Right To Censor — Инквизиторами, APA Protection — Благодетелями и т. д.
  • Каин и Авель — долговременная вражда между Кейном и Гробовщиком, по сюжету бывших родными братьями.
  • Камео — довольно часто в рестлинге участвуют сторонние люди из числа знаменитостей. Например, борца Вампиро одно время сопровождали музыканты из хоррор панк группы The Misfits, а в шоу Monday Nitro от WCW под псевдонимом Демон однажды выступил сам Джин Симмонс из группы Kiss. А бывают камео и вымышленных персонажей: так, например, на помощь Стингу как-то раз пришел… Робокоп.
  • Кленовый лист, бобры и хоккеисты — канадцев в этом шоу очень много, есть даже так называемая канадская школа, возглавляемая прославленными борцами Оуэом и Брэтом Хартами. Среди самых известных канадцев в рестлинге можно назвать Криса Бенуа, Криса Джерико, Эйджа, Кристиана, Теста, Лэнса Шторма. Последний, выступая во второй половине 1990-х в WCW, даже создал группировку «Сыновья Канады», участники которой играли роль упертых и агрессивных патриотов своей страны.
  • Коронная фраза — рестлеры любят выстреливать таковыми из микрофонов. Например, «Каждого ждет рок!» от The Rock’а. Или «Ты не мог бы заткнуться?!» — любимая манера Криса Джерико начинать словесную перепалку.
  • Крутая маска и Страшная маска — маски придают дополнительные очки крутизне и без того крутым рестлерам. Например, целый стиль луча либре, характерный для мексиканских рестлеров, подразумевает также ношение масок, потеря которых считается позором. Жуткие и даже страшные маски носили Менкайнд, Кейн, Абисс, и другие знаковые борцы.
  • Крутая металлическая песня — нередко под такую рестлеры появляются на ринге. Допустим, Рэй Мистерио-младший выходил под песню его друзей, христианской nu-metal группы P.O.D. Гробовщик же любил выезжать к рингу на своем «Харлее» под Limp Bizkit. Но самой запоминающейся была бессмертная The Game за авторством Motörhead, сопровождающая появление Triple H.
  • Круто, но не практично — большинство или все приёмы в рестлинге. Со стороны выглядят очень круто, но вряд ли будут эффективны в реальной драке, даже если вы владеете ими в совершенстве. Хотя Крис Джерико в одной из мемуарных книг описывал эпизод, как рестлеры сообща смогли навалять кик-боксерам. Впрочем, Крис — тот еще хвастун и балагур
    • Педаль в ринг по части расхождения крутости и эффективности — стиль боя братьев Харди. Да, их прыжки с трехметровых лестниц на противников выглядят впечатляюще. Вот только на больничных каталках куда чаще после этого увозят самих братьев, а не их соперников.
    • Круто и практично — стиль боя многих борцов-хардкорщиков, предпочитающих грубую и жесткую манеру без всяких выкрутасов, более подходящую для уличных драк. Особенно Стив Блэкман, который был мастером боевых искусств не только в рамках гиммика, но и в реальности имеет черный пояс и третий дан по карате.
  • Круто, но опасно — при этом очень многие приёмы в рестлинге проходят по этому разряду. Неправильно исполняя броски, прыжки с канатов, а особенно финишеры (добивания), вполне реально покалечить противника, да и себя самого. Некоторые даже переходят в категорию «опасный и запретный приём» — так, приём «Piledriver» (анг. «Сваезабиватель») — когда перевернутого вверх ногами противника вертикально втыкают в ринг головой; исполняюющему трюк борцу достаточно самую малость неточно рассчитать, что бы неиллюзорно сломать противнику шею — в WWE разрешают выполнять только самым опытным и техничным бойцам, и только в самых безопасных вариациях. И даже идеально исполненный пайлдрайвер оказывает огромную нагрузку на позвоночник или колени исполнующего его рестлера.
    • Вне самого поединка по этой части проходит модный в 90-е способ пафосно выйти в бой, спустившись на веревке с крыши арены. Это стоило жизни Оуэну Харту, когда крепежный механизм отказал.
    • Не в ладах с матчастью — рестлерский приём «Powerbomb»[1], когда противника сначала сажают на шею, а затем роняют. В вьетводао выполняют ровно наоборот: запрыгнув, садятся противнику на шею, а затем в кувырке ломают ему шею (или просто перебрасывают его через себя без ломания шеи). Впрочем, подобный приём в рестлинге тоже есть, называется «Hurricanrana», и особо любим техничными дивами и полутяжами-лучадорами (хотя его разновидность под названием «Frankensteiner» выполнял аж сам Скотт Штайнер) за то, что непосредственно после его выполнения можно сразу перейти к удержинию (оппонент после него оказывается лежащим на спине, а провёдший этот бросок боец — у него на груди). И да, как контрприём к пауэрбомбе его тоже можно использовать. И наоборот.
  • Крутое семейство — семья Герреро, подарившая рестлингу стольких прославленных борцов.
  • Крутой байкер — рестлер-легенда Гробовщик во одном из двух своих классических образов отыгрывал роль отвязного байкера, выезжающего к рингу на «Харли Дэвидсоне» и делающего вокруг него круги почета. Недруги Гробовщика любили громить кувалдами стального коня Гробовщика, провоцируя его на очередной бой. Вне амплуа Гробовщик (в миру Марк Уильям Кэлвей) кстати тоже довольно крутой байкер.
  • Крутой гей — в рестлинге, как ни странно, процветает гомофобия. И вряд ли в крупных шоу в ближайшее время появится гиммик, включающий в себя черты нетрадицонно ориентированных мужчин. Тем не менее, вне амплуа многие рестлеры были геями и иногда признавались в том публично. Например, Пэт Пэттерсон. Так же геем был, но тщательно скрывал свою гомосексуальность Крис Каньон. Но в рестлинге встречается типаж «Великолепный Джордж» (называемый по гиммику Джорджа Вагнера, одного из первых бойцов с подобным гиммиком — и, кстати, вообще одного из первых бойков с концепцией «гиммика» в современном её понимании) — это, как правило, хил, с подчеркнуто-карикатурными нарциссизмом, манерностью, и заботой о внешности. Такие персонажи, как несложно догадаться, уже балансируют на грани гомосексуальной карикатуры, а будучи хилами, они при этом и достаточно круты, чтобы бороться с фейсами более или менее на равных. Пример такого персонажа — Голдаст.
    • А вот мексиканские лучадоры-«экзотико» зачастую вполне себе отыгрывают (а иногда и в реальной жизни являются) крутых, хотя и тоже изрядно карикатурных, геев.
  • Крутой дедуля — Рик Флэр, седовласый ветеран, настоящий кремень, который провел на ринге 40 лет.
  • Крутой полицейский — образ, отыгрываемый борцом под псевдонимом Big Boss Man, фирменным оружием которого была полицейская дубинка.
  • Крутой с банкой пива и Реднек — легендарный грубиян, матерщинник, алкаш и ковбой Стив Остин. Банка пива — его непременный атрибут. Пиво пил везде, иногда прямо во время боя или вместо боя. Любил обливать противников из откупоренной банки, а друзей, соответственно, угощать.
  • Крутой, но ленивый — Орандж Кэссиди из AEW, который большую часть матча не вынимает руки из карманов, а когда входит на ринг — ложится и перекатывается под нижним канатом. Его коронный прием — встать напротив недоумевающего оппонента и вяло попинывать того по лодыжкам. При этом при всём его матчи смотрятся весьма зрелищно, потому что Кэссиди, не выходя из образа (и не вынимая рук из карманов), умудряется демонстрировать отличную акробатическую технику.
  • Крутой усач — угадайте, кто? Конечно, Халк Хоган. Самые знаменитые усы рестлинга. Возможно, в них вся сила Хогана, как у библейского Самсона — в волосах.
  • Культурный крутой — за кадром: это внезапно Кейн. По воспоминаниям Криса Джерико он — один из самых образованных и начитанных людей в рестлинге, с которым Крис очень любил обсуждать свою любимую книгу «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли.
  • Мусульмане плохие — скорее, не мусульмане, а арабы. Образ плохого араба воплощал в себе известный хилл 1990-х годов Железный Шейх, являющий собой карикатуру на арабский мир, с которым тогдашняя Америка была не в лучших отношениях.
  • Наёмник — группировка APA Protection («Благодетели» в переводе канала СТС) в лице Брэдшоу и Фаарука. По сюжету продавали свою силушку и мощь за деньги каждому, кто нуждался в напарниках для командного матча, телохранителях и т. д.
  • Назван в честь животного — рестлеры Raven (Ворон), Rhyno (искаженное Rhino, то есть Носорог), The Cat (Кот), Road Dogg (Дорожный или Бродячий Пёс) и т. д.
  • Назван в честь знаменитости — настоящее имя этого борца — Роберт Шатковски. А из-за поразительного сходства с великим голливудским актерам он взял себе псевдоним Роб Ван Дам.
    • С прикрученным фитильком: борец Сид Юди позаимствовал прозвище «Вишес» («Злобный») у иконы панк-рока. Причем тут целая цепочка: в отличии от Юди, басист Sex Pistols урожденным Сидом не был (а был вовсе даже Джоном Саймоном), а псевдоним взял в честь… одного обладавшего неожиданно кусачим нравом хомячка, названного, в свою очередь, в честь Сида Баррета.
  • Не умеет драться — как ни странно, бывали в рестлинге и такие. Допустим, рестлер-неудачник Норман Смайли, отыгрывающий гиммик труса и неумехи, которого каждый норовит окунуть головой в унитаз.
  • Невысокий крутой — одним из самых известных коротышек рестлинга был Краш Холли, роста невысокого, но большой злобности, и в целом довольно умелый и техничный борец.
  • Неожиданно тонкий голос — здоровенный громила Брок Леснар разговаривает довольно высоким голосом, а уж когда решает издать боевой клич, получается натуральный бафос. Впрочем, с его репутацией это никак не мешает ему наводить ужас на противников.
  • Он и в жизни так может! — получается, когда у рестлера на счету есть какие-нибудь достижения в реальных единоборствах. Так бывает, когда в рестлинг приходит атлет из иных видов спорта, как, например, Курт Энгл — олимпийский чемпион по вольной борьбе, или Бобби Лэшли — без-пяти-минут олимпийский чемпион (травма запястья подвела). Или когда рестлер решает попробовать свои силы в единоборствах, как, например, Дейв Батиста, Брок Леснар или тот же Бобби Лэшли, довольно успешно выступавшие в MMA. Или когда бои в рестлинге проводят в качестве приглашенной звезды именитые спортсмены, такие как чемпион по боксу Тайсон Фьюри или чемпион UFC Кейн Веласкес.
Undertaker Standing Behind AJ Styles.jpg
  • Он что, стоит у меня за спиной? — частенько встречается, когда слишком увлекшийся своей оскорбительной речью (или, например, отвлечённый внезапно заигравшей музыкальной темой оппонента) боец не замечает противника, который пробрался на ринг обходными путями. Большие любители напустить паранормальщины Стинг и Гробовщик отличались особым шиком и тут: первый любил в таких ситуациях спуститься с крыши арены (круто, но опасно — однажды чуть не повторил судьбу Оуэна Харта) или, например, вылезти прямо из ринга; второй же предпочитал просто материализоваться рядом с противником в темноте, внезапно наступившей под колокольный перезвон «Похоронного марша» Шопена.
    • Кадр, в котором Гробовщик стоит за спиной Эй Джей Стайлза (радующегося, что, казалось бы, наконец загнал упрямого Покойника в могилу) даже разошёлся по Интернету в качестве мема. Правда, это не из поединка на ринге, а из псевдодокументального боя на кладбище — из-за ковидных ограничений на WrestleMania 36 часть ивентов была снята в экспериментальном, кинематографическом формате.
  • Оральная фиксация — Скотти Холл зачастую появлялся перед камерой с зубочисткой в зубах. И просто обожал перед началом поединка, чтобы позлить противника, вынуть забочистку изо рта и швырнуть её тому в лицо.
  • Отвратительный толстяк и Толстый злодей — борцы с избыточным весом вроде Рикиши очень редко играли роль положительных героев, гораздо чаще были хиллами. Рикиши же подчеркивал свою толстую отвратительность, заставляя поверженного противника нюхать свою необъятную целлюлитную задницу. В переводе от канала СТС этот «прием» назывался «Нюхни-ка!»
    • А Пол Берер и Пол Хейман отыгрывали этот образ в качестве менеджеров злодеев Гробовщика и Брока Леснара. Берер ещё и дополнял его обликом Чезаре.
  • Пацаны с раёна — это уже наши ребята, борец из русского самодельного рестлинг-промоушена по прозвищу Вася Штырь, отыгрывающий карикатурный образ гопника в фуражке и шортах с полосками «Абибас-стайл».
  • Поднять за горло — этот прием в рестлинге называется The Chokeslam и применяется здоровенными дылдами типа Гробовщика и Биг Шоу, а у Кейна является финишером (коронным завершающим приемом).
  • Половой гигант — такое прозвище носил борец Кевин Неш. Неизвестно, правда ли у него все так хорошо было с женщинами или это просто крутая кликуха.
  • Появление кавалерии и Офигенные герои — частый вариант концовки рестлинг-матча, когда в бой вмешивает товарищ по группировке одного из участников или просто случайный бездельник. Но гораздо чаще, особенно, если идет бой за титул, спаситель отыгрывает троп «Ай, молодца!», поскольку того, на чьей стороне он выступил, ждет дисквалификация.
  • Презумпция вины — в одном из выпусков Smack Down памятных времен Attitude Стив Остин выстраивал дрожащих от страха рестлеров перед собой и заставлял их доказывать свою невиновность в произошедшем год назад происшествии. Именно так: доказывать невиновность. Напомним: Стиву пришлось более, чем 12 месяцев провести на больничной койке, потому что некто сбил его на автомобиле на подземной стоянке дворца спорта. И сделал это специально, покушаясь на его жизнь и здоровье.
  • Развесистая сакура — рестлер Ёкодзуна, изображажвший из себя, соответственно, японского сумоиста высшего ранга (что, собственно, и означает слово «ёкодзуна»). На самом деле был самоанцем и никогда сумо не занимался.
    • Но далеко не все японцы в западном рестлинге изображали сумоистов. Например, Taka Mikinoki и Funaki из группировки Kai En Tai были комичными юркими коротышами… и при этом очень ловкими полутяжеловесами, которые умело дрались в стиле аля «луча либре». Или же Тажири, отмороженный фанат хардкорных боев, звезда ECW.
  • Реактивный громила — например, такие бойцы как Рок, Голдберг, Брок Леснар, которые пришли в рестлинг из американского футбола. Да и вообще многие здоровяки в начале карьеры, пока еще возраст и многочисленные травмы не берут свое. Даже Халк Хоган и Гигант Андре в молодости отличались неплохой скоростью и выполняли трюки.
  • Розовый цвет для настоящих мужиков — просто прочитайте, кто такой Брет Харт, и полюбуйтесь на его розовое трико с сердечками.
    • Стинг в своем сёрферском гиммике носил одежды различных ярких веселых цветов — то желтого, то синего… а и то розового, да. Тем сильнее контраст с поздним, черно-белым готичским образом.
  • Светлее и мягче\Упростили и опошлили — PG Era в WWE, наступившая в 2008, после того, как корпорация Макмэна подмяла под себя всех крупных конкурентов. Назвается так из-за того, что программы WWE получили детские телевизионные рейтинги. Соотвественным образом изменилось и содержание — снизилась агрессия и жестокость на ринге, исчезли маты и оскорбления в речи рестлеров.
    • Про «корпорация Макмэна подмяла под себя конкурентов» стоит сказать отдельно — по мнению многих фанатов, именно этот троп вышел с программами и бойцами из WCW и, в особенности, из хардкорного ECW под крылом WWE.
  • Серобуромалиновая мораль — в рестлинге с моралью вообще все очень неоднозначно. Фейсы, как правило, бывают кристально-чистыми без всяких оттенков серости, но это не мешает им без всякой видимой причины в любой момент превратиться в хиллов и обрасти целой кучей пороков и недостатков.
  • Сладкий хлеб — дерьмо, к счастью, никто не кушал. Но Вильяму Ригалу пришлось хлебнуть мочи Криса Джерико после того, как тот украдкой облегчился в чайник с его любимым чаем.
  • Сомбреро и текила — мексиканцев в рестлинге не много, а очень много. Они даже создали свой стиль боя и собственную модель имиджа под названием «луча либре».
  • Сотряс — не простатит, за часок пролетит — аверсия с Перри Сатурном, по мнению большинства фэнов рестлинга довольно неудачная. Якобы из-за черепно-мозговой травмы, полученной на ринге, он поехал кукухой, после чего заимел огромное количество причуд. Например, он начал носить с собой швабру, которую всем представлял, как свою возлюбленную. И т.д.
  • Спортсмен — Курт Энгл. Помимо рестлинга серьезно занимался греко-римской борьбой и даже участвовал в Олимпийских Играх, на которых заработал медаль. В рестлинге же отыгрывал отрицательную роль пафосного позёра, который перед всеми бравирует этой своей медалью и пытается навязать идеи «спортивного благородства», но при этом ведет себя, как трус и негодяй. Справедливости ради, Курт всегда был очень крутым рестлером с красивым классическим стилем борьбы.
  • Страшный негр — The Boogeyman. С некоторыми оговорками, поскольку, когда он в образе и, в частности, в гриме, расовую принадлежность трудно разобрать. Но в том, что он страшен, нет никаких сомнений. Больше жути нагоняет разве только здоровенное чернокожее чудовище Нельсон Фрейзер с гиммиками Висцера и Большой Папочка.
  • Темнее и острее — так называемая Attitude Era в WWE. Разборки между рестлерами тогда стали более острыми и эмоциональными, а поединки — более зрелищными и жестокими. В WCW в это же время была эпоха New World Order, где происходило то же самое.
    • Независимые промоушены, делающие ставку на хардкор, в сравнении с гигантами WWE и WCW.
  • Файв-о-клок в тумане — Уильям Ригал, отыгрывающий роль напыщенного английского сноба и в лучших традициях хилла демонстрирующий свое культурное превосходство перед всей этой американской чернью.
    • Туда же рафинированный английский аристократ Hunter Hurst Helmsley, выходивший на ринг в смогинге, с тростью и в сопровождении красивой дамы. Популярности это ему нисколько не принесло, скорее наоборот, так что он вскоре сменил гиммик на куда более брутальный, а от старого сценического имени осталось сокращение Н.Н.Н., быстро мутировавшее в... да, это он самый, Игрок, Triple H.
  • Фанатская кнопка берсерка — Рестлинг это подстава! Зачем вы его смотрите? Там же все неправда! Да, еще существуют те, кто думает, что они открывают глаза поклонникам рестлинга, сообщая это. Кому-то до сих пор невдомек, что рестлинг можно смотреть с тем же интересом, с каким смотрят хороший фильм или сериал, в которых, как ни странно, тоже все неправда, а иногда и вовсе спецэффекты. Найдите в словарике термин Букер и запомните: деятельность этих людей считается одной из наиболее значимых. Хороший сценарий в рестлинге ценят иногда больше, чем самый зрелищный бой. Разумеется, зная заранее, что это — всего лишь сценарий, а не реальность.
  • Фирменное оружие — встречается часто. Например, столы у братишек Дадли, лестницы у братьев Харди, стальные стулья у Эйджа и Кристиана, гитара у Джеффа Джарреда, бейсбольная бита у Стинга или кувалда у Triple H.
  • Хаотичный нейтральный — такой образ воплощал в свои лучшие годы Кейн. Не выступал на стороне ни одной из противоборствующих сил (за или против администрации в лице Винса МакМэна) и предпочитал атаковать всех подряд, как стихийное бедствие.
  • Шкаф — мускулистый громила Скотт Штайнер, живущий по принципу «сила есть — ума не надо».

Где встречается[править]

  • Фильм «Рестлер» с Микки Рурком.
  • Файтинги и спортивные симуляторы про WWF.
    • Из которых следует отдельно отметить WWF WrestleMania: The Arcade Game — её версия для шестнадцатибитных приставок для многих людей на постсоветском пространстве была вторым (а для кого-то и первым) после трансляций на ТНТ знакомством с рестлингом.
    • А на третьем месте была Smack Down 2: Know You Role для Sony PS 1. Чисто объективно она считается одним из лучших рестлинг-симуляторов в мире. А в России ее популярность настолько высока, что спустя 15-20 лет после выхода для нее продолжают создавать любительские моды.
    • Кроме WWF и WWE в конце 1990-х было наштамповано множество игр по WCW для той же Sony PC 1. И даже обнаружена по крайней мере одна игра по ECW для этой же консоли. Впрочем ее малая популярность в России объясняется не столько низким уровнем качества (в дремучие времена 1990-х и первой половины нулевых геймеры были не избалованы и хавали почти все), а отсутствию шоу ECW на российских телеэкранах. Хотя многие из борцов-персонажей игры, например, Спайк Дадли, Тажири, Роб Ван Дам, Носорог и другие участвовали в шоу других промоушенов и, так или иначе, на экранах наших телевизоров примелькались.
  • Телесериал Lucha Underground.
  • Grimm — в одном из эпизодов волшебная маска, дававшая рестлеру силу, приросла к его лицу. А ведь его предупреждали..
  • Saints Row: The Tird — Лучадоры, банда рестлеров в масках. Входят в Синдикат, а их лидер Киллбейн даже перехватывает управление после смерти Филиппа Лорена.
  • Человек-Паук участвовал в таких шоу до того, как стал бороться со злом. В первом фильме из трилогии Сэма Рэйми он участвует в рестлинг-матче, чтобы заработать денег на подержанную машину, которой он хотел произвести впечатление на Мэри Джейн. Его противником выступал вымышленный борец Bonesaw, роль которого исполнил легендарный рестлер Дикарь Ренди. Рэнди Сэвэдж
  • South Park, эпизод «WTF», в котором герой статьи пародируется и высмеивается.
  • Streets of Rage — рестлеры Макс Тандер (один из главных героев) и Абадеде (один из противников-боссов). Хотя по сюжету игры они дерутся на вполне себе реальных подпольных боях, их образы и боевые техники отсылают именно к рестлингу.
  • Heroes of the Storm — летнее событие под названием «Нексомания», которая вдохновлена стилем луча либре.
  • Old World Blues — целая нация на постапокалиптической Мексике, вдохновлённая бойцами-лучадорами.
  • Pokémon — калосский Hawlucha в роли «героя» и алольский огненный стартовик Incineroar в роли «злодея».
  • City Hunter — в аниме Рё пришлось защищать от якудзы капитана команды девушек-рестлеров.

Примечания[править]

  1. Кстати, пауэрбомба — один из немногих сугубо рестлерских приемов, которые можно увидеть в реальных смешанных единоборствах. Конечно, не в таком утрированном виде, как в рестлинге, на плечи себе оппонента никто не сажает, но когда противник пытается провести удушение треугольником — бывает так, что борец поднимается с ним на плечах и смачно шмякает его о ринг.