Ретрокинез

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Retconjuration. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
River Song.jpgSpoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!

Ретроспективное изменение событий по принципу «всегда так было», своего рода внутримировой реткон. Часто идёт рука об руку с путешествиями во времени, но может существовать и отдельно от них. Изначальный порядок вещей при этом обычно помнит только очень ограниченное количество лиц, зачастую в виде дежа вю и смутных сомнений в происходящем. Часто встречается в форматах "стереть из реальности конкретного человека" и "влияние на точку бифуркации, после которой все события пошли по совсем другой колее". Интересной особенностью такой манипуляции историей является то, что она идёт, так сказать, по наиболее удобной лыжне, и даже сам меняющий зачастую не может предсказать, каким образом будут развиваться прочие события.

Ретрокинез — это именно изменение реальности, если задача состоит в том, чтобы просто убедить кого-то, что ничего не изменилось и всегда так было, это газлайтинг. Отличается от реткона тем, что ретрокинез — это событие внутримировое, а реткон — это переписывание автором канона уже законченного произведения; тем не менее, ретрокинез может использоваться в качестве обоснуя реткона.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Владислав Кузнецов «Кембрийский период» — именно так жители Камбрии объясняют себе некоторые из способностей главной героини, известной им под именем сиды Немайн. Захотела сида, чтобы в город был потайной ход, построенный еще римлянами — и он всегда тут был, хотя много поколений горожан про него и не слыхали. Хотя Немайн просто попаданка, которая знает типовую архитектуру римских укреплений, на месте которых и выросли города Камбрии. На самом деле, все ещё сложнее: если с потайным ходом было просто совпадение, то некоторые из слов и заявлений Немайн задним числом сделали правдой те, кто обеспечил её «попадание»: некие богоподобные сущности, по-видимому — достаточно развитые инопланетяне, которые на «ты» с пространством-временем.
  • «Колесо времени» — Гибельный огонь, заклинание, стирающее жертву из истории. Также есть тер’ангриал[1], вокруг которого этот эффект срабатывает беспорядочно.
  • Мэтт Рафф, «Мираж» — после того, как 9/11/2001 христианские фундаменталисты-смертники из недоразвитой западной теократии атаковали башни-небоскрёбы всемирного торгового центра в Багдаде, Соединённые Штаты Аравии вторгаются в Христианские Штаты Америки в рамках общей программы по войне с террором и походу дела находят такие артефакты, как номер Нью Йорк Таймс от 9 сентября 2001 года из нашего мира. На самом деле оказывается, что в нашем мире американский солдат нашёл в пустыне бутылку с джинном и загадал тому, чтобы войны США с Ираком никогда не было. Джинн интерпретировал его желание достаточно креативно.
  • Терри Пратчетт, «Плоский мир» — йети могут оставлять «закладку» в пространстве времени, работающее примерно как быстрое сохранение и загрузка. Умирая или попадая в беду, они загружаются.
  • Урсула ле Гуин, «Резец небесный» — Джорджу Орру снятся сны, которые переписывают реальность, причём он один помнит, как всё было раньше.
  • Аластер Рейнольдс, «Ковчег спасения» — экспериментальный сверхсветовой двигатель опасен именно этим. Подойдя к нему слишком близко, можно исчезнуть не только из настоящего момента, но и из всей временной линии.
  • Факап — когда лаксианин уходит из вселенной, он уходит из неё целиком — со всем, что когда-либо сделал. Появляется новый таймлайн, в котором этот разумный никогда не существовал. Намекается, что когда-то таким же образом Бог покинул этот мир — в результате возникла «атеистическая реальность», где люди и всё сущее появились естественным образом (в отношении людей, впрочем — если считать естественной генную и социальную инженерию тагорян).
  • Фредерик Браун, «Ничего не случилось». Протагонист-злодей обнаруживает у себя способность бесследно убивать людей — не только трупы убитых им исчезают, но и все окружающие мгновенно забывают об их существовании. Но на свою беду, он не один с такой способностью…
  • Anathem Нила Стивенсона: «Мне как-то попалась такая бойкая формулировка: риторы умели менять прошлое и делали это с удовольствием; инкантеры могли изменять будущее, но прибегали к своему умению крайне неохотно». Поскольку роман во многом посвящён квантовой механике и идее Мультивселенной, правда оказывается изящнее, чем простое колдовство: инкантеры и риторы могут выбирать в Мультивселенной тот её вариант, где события развиваются нужным для них образом.

Сетевая литература[править]

  • A Practical Guide To Evil:
    • Местного СФК Китая двести лет никогда не существовало.
    • Кэт выторговывает у фей кольцо ретроспективно[2], чтобы создать нарратив, что это подарок её исчезнувшего отца.
  • This Used To Be About Dungeons — проклятие, накладываемое жрецом бога пустоты Кесбина, лишает цель чего-то. В исполнении архиепископа цель вообще никогда не существовала.

Кино[править]

  • Трилогия «Назад в будущее» — в первой части Марти по случайности едва не вычеркнул из истории себя со всей семьей; во второй Биф Таннен из будущего, передав себе в далеком прошлом спортивный альманах, так изуродовал настоящее, в которое вернулись док и Марти, что им пришлось в срочном порядке исправлять прошлое обратно; в третьей док случайно изменил историю, не дав погибнуть молодой женщине, в честь которой должны были назвать место ее смерти, пока Марти искал способ спасти его самого от смерти. А в финале, Марти, сам о том не подозревая, изменил свое мрачное будущее, отказавшись участвовать в уличной гонке, которая должна была для него закончиться несовместимой с музыкой травмой руки.

Комиксы[править]

  • Sandman — любое разумное существо, которое видит сны, способно менять реальность, нужно только, чтобы примерно один и тот же сон приснился критической их массе. Когда-то кошки правили миром, а люди были их питомцами и пищей, но как-то тысяче людей одновременно приснилось, что люди правят миром, и реальность изменилась так, что мир кошек никогда и не существовал.
  • «The Department of Truth» — примерно как в примере выше, чем больше людей во что-то верят, тем оно реальнее. И если, например, наберётся критическая масса плоскоземельщиков, то окажется, что Земля всегда была плоской и миллионы учёных, политиков, космонавтов и пилотов по всему миру всегда участвовали в заговоре по сокрытию этого факта. Собственно, заглавный Департамент Правды следит за тем, чтобы такого не происходило.
  • Во вселенной Марвел такая способность периодически есть у Локи, вплоть до влияния на сам нарратив. Также подобный фокус можно провернуть, имея заряженный Космический Куб, чем Красный Череп воспользовался, создав из уличного бандита Сэма Уилсона супергероя Сокола, планируя потом переписать все обратно, но не сложилось, и реткон остался. А в арках «Капитан Америка: Стив Роджерс» и «Тайная империя» Красный Череп, запудрив мозги антропоморфной разумной персонификации Космического Куба по имени Кубик, сумел переписать историю так, что Стив Роджерс оказался воспитан ГИДРОЙ и стал ее преданным агентом, а ключевые моменты его биографии развернулись на сто восемьдесят градусов.

Видеоигры[править]

  • Achron — стратегия, геймплей которой целиком основан на этом: ваш соперник атаковал вас танками? Вернитесь в прошлое, снесите его танковый завод, и построенные на нём танки никогда не существовали.
  • City of Heroes — устройство под названием «психохронометр» было успешно применено злодеем, чтобы превратить своего врага-героя в верного союзника. Швы в его биографии из-за этого достаточно заметны.
  • Command & Conquer: Red Alert — помимо самой концепции серии (путешествие во времени с убийством ключевой личности в истории, после чего события пошли по совсем другой колее), геймплейно таким образом работают хронолегионеры, которые разом стирают юниты или здание из истории. Разумеется, здесь имеется расхождение сюжета с геймплеем, потому что после удаления танкового завода построенные им танки никуда не денутся и убитые ими юниты тоже не воскреснут.
  • Story of Seasons: Pioneers of Olive Town — развод игрока с супруго(й/м) так реализован — предложения о женитьбе никогда не было, если у вас был ребенок, то его тоже никогда не было.
  • TES — изменение заглавных Древних Свитков способно безо всяких путешествий во времени изменить реальность по принципу «всегда так было». Например, Серый Лис — персонаж-маска, коллективное имя носителей капюшона Ноктюрнал. Носители этого имени прокляты за кражу артефакта у, собственно, Ноктюрнал и для всех превратились в нелицо — никто их не помнит, включая близких (тоже своего рода ретрокинез касаемо отдельных личностей). Один из Серых Лисов смог переписать Древний Свиток, и в результате оказалось, что проклятие лежит на уже покойном первом Сером Лисе, а остальные свободны от него.
    • Прорыв Дракона — общее название нескольких ретрокинетических парадоксов, данное в честь эпитета Акатоша «Дракон Времени». Самый известный из них — так называемая Деформация Запада в финале Daggerfall'а, когда в разных частях империи видели шесть разных Нумидиумов.
  • 7 дней лета — «откат», одна из способностей Дёма и Юли. В игре говорится, что «откат» смещает применяющего в «соседнее квантовое состояние», но очевидно, что не всё так просто, потому что «откат» затрагивает весь мир, включая воспоминания всех прочих персонажей, и только смутные обрывки воспоминаний или сны могут поведать о других вариантах развития событий. Добрая половина всех странных прыжков во времени и откатов событий в других сюжетных линиях связана либо с неосознанным применением этой способности другими главными героями, либо с вмешательством кого-то из обладающих этой способностью.
  • Pathfinder: Wrath of the Righteous — путь Эона как раз про это. Хотя способность по очевидным причинам сюжетная, а не геймплейная.
  • «Titanfall 2» — в лаборатории главный герой получает компактное устройство изменяющее время.

Настольные игры[править]

  • Dungeons & Dragons:
    • Заклинание под названием spellstrike даёт магу переписать только что произошедшие события так, чтобы чужое заклинание не сработало.
    • При достаточном навыке обращения с истинными именами можно вычеркнуть одно из них из истории, вместе с носителем этого имени. Ещё бы работала вся эта система…
  • Exalted — ката ускользания, один из приёмов, доступных Звёздным Избранным. Если использующий его персонаж сразу понял, что вляпался в бой или спор, который был плохой идеей, то его там никогда не было. Травмы, которые он уже успел получить, остаются, но им находится другое объяснение.
  • Mage: the Awakening — магам школы времени доступны заклинание, позволяющее переиграть прошлый ход, временное переписывание собственной истории (тебе нужно взломать пароль? Ну что ж, теперь все юношеские годы ты потратил на изучение компьютерных систем, а не кун-фу) и так далее.
  • Warhammer 40000 — Орикан-Предсказатель — некронский астролог, предсказания которого всегда сбываются (потому что он меняет прошлое так, чтобы произошло ровно то, что он нагадал).

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • Bleach — Цукусима использует свою катану как метафорическую закладку в летописи истории. Порезав человека, он может стать его давним другом, которому тот доверил знания о всех своих секретах, а порезав землю под ногами — ретроспективно провести в этом районе несколько часов на расстановку ловушек.
  • Chainsaw Man — дьяволы (представляющие в этом сеттинге персонификацию концепции, которая вызывает страх у людей), съеденные дьяволом бензопил, никогда и не существовали, и концепция, олицетворяемая ими, тоже. Нацистов, атомных бомб, СПИДа, и еще многих болезней, катастроф и других страшных вещей просто никогда не было.
  • Puella Magi Madoka Magica — Мадока загадывает желание, чтобы девочки-волшебницы никогда не становились ведьмами, и стирает из реальности саму себя. А в спиноффе Puella Magi Suzune Magica Харука вычёркивает из истории свою сестру Канату.

Интернет-проекты[править]

  • SCP Foundation — очень распространённая история, при том, что стандартные путешествия во времени достаточно редки. Об изменённом прошлом, как правило, не помнит вообще никто, и приходится искать швы.
    • SCP-280-JP — сферический горизонт событий диаметром в данный момент размером чуть меньше метра. Чем больше масса материи, которую он поглотил, тем большими были его размеры в прошлом. Для стороннего наблюдателя это выглядит как «чем больше скормить ему массы, тем он становится меньше». Результаты можно себе представить.
    • SCP-140 — летопись, попадание чернил (или любого другого красителя, включая, например, кровь) на страницы которой превращается в продолжение текста. Летопись описывает хроники империи Дэва — могущественного и крайне жестокого режима, обладающего оккультными знаниями. Империя дэвитов более не существует, но, если изначально дэвиты исчезли около 8 века до н. э., то сейчас, согласно летописи они были разбиты Чингисханом, причём археологические находки подтверждают, что и история мира переписывается с отражением этих изменений.
    • SCP-2140 — изображение, увидев которое, человек не просто становится лояльным сотрудником Фонда, а всегда таковым и был. Вы штурмуете охраняемый объект врага? Покажите охранникам картинку, и окажется, что они были двойными агентами, заранее сюда внедрёнными на этот случай.

Реальная жизнь[править]

  • Эксперименты с отложенным выбором. Если фотон ведет себя так, как прошедший к детектору по одному из возможных путей, тогда «здравый смысл» (который Уилер и другие подвергают сомнению) говорит, что он должен был пройти двухщелевое устройство в виде частицы. Если же фотон ведет себя так, как прошедший через два неразличимых пути, то он должен был пройти двухщелевое устройство как волна. Если же изменить экспериментальную установку в момент времени, когда фотон находится в пути, то фотон должен изменить свое первоначальное «решение» относительно того, быть ли ему волной или частицей. Уилер указал, что, если эти предположения применить к устройству космических размеров, то решение о наблюдении фотона, принятое в последнюю минуту на Земле, может изменить ранее принятое решение, которое было сделано миллионы или даже миллиарды лет назад.

Примечания[править]

  1. магический артефакт узкой направленности
  2. с труднопереводимой на русский язык формулировкой I wish to have it, and I wish to always have had it (что-то вроде «Желаю — да будет оно у меня, и да будет так, чтобы оно и с самого начала у меня было»).