Рефлексы подвели

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Damn You, Muscle Memory!. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Лучший способ научиться что-то делать хорошо — это снова и снова повторять это действие, пока оно, что называется, не забьётся накрепко в нейронные связи вашего мозжечка, и вы не начнёте выполнять его «на автомате». Особенно тренировка навыка важна при действиях, сопряженных с риском и требующих мгновенной реакции — в бою, в спорте (кроме разве что шахмат/шашек/бриджа) и… в видеоиграх. Однако у способности мозга спихивать работу на рефлексы есть и другая сторона: если условия изменились, руки могут сработать прежде разума — и сделать то, чего делать не стоило бы никак.

Родственные тропы:

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Одиссей именно через троп вычислил переодетого девушкой и косящего от призыва на Троянскую войну Ахилла: забил в набат и закричал караул, как будто к городу подступали враги. Настоящие девицы с визгом бросились прятаться, а Ахилл привычно схватился за оружие — тут-то его и сцапали.
  • История про ниндзя, проявившего не соответствующую его легенде излишнюю ловкость.
  • Поручик Ржевский, задремавший возле печки и в полусне по привычке сунувший руку в поддувало.
  • И солдат, два года заряжавший орудия, а затем заснувший у открытой печки с котом на коленях и проснувшийся от испуганного крика «Огонь!». Солдат быстро забросил кота в печку, захлопнул дверцу, и отрапортовал: «Снаряд к бою готов!»
  • Добрый пример — анекдот про студента, который легко нарисовал идеальный круг, потому что два года в армии машинку Ракова крутил.
  • «Подсудимый, вы — профессиональный боксёр?» — «Ну да». — «Поясните, при каких обстоятельствах вы избили жену?» — «Ну, мы с ней завтракали… Вдруг она открылась, и я ей по челюсти!» В некоторых случаях в этот момент следует удар судье.
  • Легенда о том, как Соломон увидел волосатые и кривые ноги царицы Савской.
    • Соломон назначил встречу с царицей в комнате с очень прозрачным полом, под которым был бассейн с рыбками, причём расположен вход был так, что входящий до последнего момента не замечал подвоха. Войдя в комнату, царица испугалась, что наступила в воду, и рефлекторно поддёрнула юбки, приоткрыв ноги.
    • Кроме того, одной из загадок царицы Савской было различить одинаково одетых юношей и девушек. В еврейской версии легенды Соломон различил их по манере собирать орехи, а в арабской — по тому, как они умывались.
  • Анекдот о том, как советских шпионов ловили на чаепитии. Весь приводить затруднительно, концовка приблизительно такова: «Ну и как вы поняли, что шпион? Он же лимон не ел, ложечку из чашки достал и отложил на блюдце…» «Он жмурился так, будто ложка торчит из стакана с чаем»[1][2]. Как вариант — ложку вынул и в карман сунул.
    • Еще есть вариант именно с советским шпионом — проявить некое чересчур уважительное действие к официанту. Британский\немецкий офицер к слуге — ни-ни.
  • Анекдот про старушку, которая постоянно высыпает в кастрюлю с борщом пачку соли, забывая, что уже переехала из коммуналки.
  • Аверсия в анекдоте про бармена. «Мужик! Ты третий день не можешь запомнить, что я контролёр и мне надо наливать 50 грамм точно?!» «Мне дешевле каждый день штраф платить, чем рефлекс сбивать…»
  • Анекдот об известном вратаре, спасшем ребёнка из пожара. Толпа узнаёт его, начинает скандировать его имя, и он машинально «возвращает в игру» недавно спасённого малыша.
  • «Истинный кошатник, встав рано утром, идёт на кухню, чтобы наполнить миски с водой. Даже если кухня не его и живут на ней только тараканы».
  • Анекдот про русского туриста, напросившегося в гости к американке и выжравшем бутылку водки, который, когда вдруг пришёл муж-американец, и гостеприимная хозяйка, как это принято в США, собралась познакомить их, выпрыгнул в окно, как это принято в России. Вот только этаж был пятидесятый.
  • Частый приём в не слишком серьёзных ужасах и фэнтези, когда злую собаку, дикого волка и даже оборотня отвлекают чем-то вроде команд «Фу!» или «Апорт!». Педаль в пол, когда тот же приём действует на вообще ни разу не псового агрессора.
  • Анекдот как Левитан зашел в магазин купить «бутылочку СОВЕТСКОГО шампанского».
  • Анекдот про бывалого и побитого жизнью пирата, рассказывающего салагам о своих травмах и эпических сражениях, в которых они получены. «А повязка на глазу откуда? — А, это у нас здесь, на пристани… — ??? — Чайка насрала, а я забыл, что руку потерял»
« Едет машина, за рулем - дракон. Его останавливает ГИБДДшник, смотрит, охреневает и говорит:

- А ну, дыхни!

»

Театр[править]

  • Агата Кристи, «Мышеловка» — сестра узнает своего брата-убийцу по сохранившейся детской привычке накручивать волосы на палец, когда он нервничает. В советской экранизации он специфично дергал щекой.

Литература[править]

Русскоязычная[править]

  • И. Ильф, Е. Петров, «Золотой телёнок» — Шура Балаганов «машинально» крадёт у женщины в трамвае сумочку с одним рублём семьюдесятью копейками, хотя буквально только что получил от Остапа пятьдесят тысяч.
  • Сергей Лукьяненко:
    • «Фальшивые зеркала» — Падла рефлекторно заехал протагонисту по мордасам. Потом было неловко. Зато протагонист усвоил, что со спины к Падле неожиданно прикасаться не следует.
    • «Звёздная тень» — спецагент, натренированный драться в условиях невесомости, наносит противнику удар и отскакивает, чтобы взлететь к потолку, но в условиях искусственной гравитации получается не очень.
    • «Линия грёз» — именно так Кей доказывает Томми Арано, что тот на самом деле — потерявший память двойник Артура ван Кертиса: замахивается, как будто желая ударить — и Томми встречает удар приёмом синтез-йодо, которого ему вроде как неоткуда знать.
  • Ольга Онойко, «Дети немилости» — Юцинеле понимает, что новая знакомая не глупенькая юная девица, а опытный ассасин, по тому, как та среагировала на упавшую со стола чашку. Нет, разумеется та не была такой дурой, чтобы поймать её, но дёрнулась так, словно могла поймать.
  • Р. Злотников, «Грон» — таким образом протагонист чуть не отправился к праотцам вместе с будящей его кухаркой: спросонья ударил «противника» по горлу и в перекате чуть не шмякнулся головой о наковальню. Повезло, что удар прошёл вскользь, да и первую помощь Грон умел оказывать.
  • Антон Орлов, «Страна изумрудного солнца» — когда в комнату к крутому киборгу Тине Хэдис вломился один шкаф, она тут же одним ударом выломила его обратно в коридор, и только потом подумала, что обыкновенная женщина, которую она в данный момент изображала, так сделать не сможет при всём своём желании (сама Тина сделала это за счёт металлических костей и прочей начинки общим весом под сотню килограммов). К счастью, выломленный шкаф этого не понял, потому что был под кайфом, как и все прочие подручные Руческела.
  • Владимир Серебряков и Андрей Уланов, «Из Америки — с любовью» — один из главных героев, Анджей Заброцкий, не любит участвовать в тренировочных боях с коллегами-полицейскими. Всё потому, что он прошёл обучение как егерь (спецназовец, то бишь), и его там учили не драться, а убивать, максимально быстро и бесшумно. Вот и тянутся ручки «на автомате» к жизненно важным точкам на теле спарринг-партнёра…
  • Чингиз Абдуллаев, «Голубые ангелы» — в эпилоге Дронго убеждается, что перед ним тот самый профессиональный киллер, который подорвал в машине его сослуживцев, когда он слишком спокойно реагирует на собственное имя.
  • Михаил Дулепа, ЛитRPG «Творцы судьбы». Главный герой опознает в новом знакомом уже раз пытавшегося его убить ассасина по тому, что он рефлекторно пытается использовать навык, который отсутствует у его нового персонажа.
  • Егор Чекрыгин, «Хроники Дебила» — казалось бы, всё продумал ГГ, когда под видом мирных купцов с товарищами шёл на разведку, но во дворе крепости враги проводили строевую подготовку, сам он несколько лет учился быстро реагировать на команды, а местная контрразведка оказалась достаточно компетентной, чтобы заметить характерные подёргивания «купцов» и сделать выводы.
  • Ольга Громыко, «Космоолухи» — благодаря общению с киборгом из экипажа корабля, Полина распознаёт в симпатичном парне подосланного для её похищения киборга. Когда парень поймал в воздухе уроненную чашку кофе и поставил на стол, Полина полушутливо задала ему тестовый вопрос: «Какого цвета зелёная стена?», — и киборг ответил: «Красного», как и положено по программе.
  • Александр Рудазов, «Шестирукий резидент» — протагонист только задним числом соображает, что для того, чтобы допросить подосланных к нему убийц, следовало их сначала не шинковать на ленточки для бескозырок.
  • Александра Первухина, «Мечты, ставшие явью» — Снежана вытащила свою сводную сестру Светлану почти из под грузовика (зима, красивая а не практичная одежда...) но вот только при этом двигалась на нечеловеческой скорости, потом свалила все на родного брата Светланы который сам в спецназе служит и рядом стоял. Брат то все заметил но решил не не стоит задавать ненужных вопросов тем более сейчас.


На других языках[править]

  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — то, как его раскусили, когда он переоделся девочкой. Во-первых, девочки ловят предметы, брошенные им на колени, подолом, а не этими самыми коленями (точнее, ловили во времена, когда носили исключительно юбки). Во-вторых, свинчаткой в крысу Гек запустил слишком технично — девочка бы иначе замахивалась, отводя руку далеко за спину, и гарантированно серьёзно промазала. Хотя спалился он уже на том, что держал нитку неподвижно, надевая на нее иголку, а не наоборот. Тут скорее всего намёк на то, что девочек тогда (практически поголовно) учили шить именно таким образом — и Гек банально «спалился», попытавшись это сделать по-другому.
  • Фриц Лейбер, «Серебряные яйцеглавы»:
«

— Ну вот, голая правда состоит в том, что мы имеем цензоршу, но у нас нет ничего для цензуры. Улавливаете иронию? Дурацкое дело. А я думал, ты знаешь мисс Блашес, Калли. В этот момент до них донесся высокий нежный голос, правда, несколько сонный: — Фраза с «голая» под вопросом. Предупредить в окончательном варианте. Вместо «имеем» — «вступаем в связь». «Дурацкое» опустить. Вместо «знаешь» написать «знаком». Ах, где я? Что со мной происходит?!

»
— Год написания книги — 1958!
  • Джеймс Хэдли Чейз, «Вплоть до убийства президента». «В тот момент, когда он оказался между ними и мной, длинный бросился к Карлу и схватил его за ноги, а Фредди, прыгнув вперед, ударил кулаком в лицо. Я, не задумываясь, дважды нажал на спуск, и на лбах бандитов появилось по аккуратной дырочке. Черт бы меня побрал! Впервые в жизни я пожалел, что стреляю почти автоматически и без промаха».
  • Рэй Брэдбери, «Кошки-мышки»/«Обратно в будущее» — герой распознаёт агентов, прибывших из антиутопического будущего, потому что они не поддёргивают штанины, когда садятся: всю жизнь носили военную или полувоенную одежду, а обычные брюки носить не умеют.
    • Но это ему было и не нужно, так как хронопутешественников он знал в лицо.
  • Азимов:
    • «Поющий колокольчик» — развязка строится на несоответствии рефлексов.
    • «Ночь, которая умирает» и «Порошок смерти» из той же серии.
      • «Ночь…» всё-таки о бытовых привычках различных для разных планет(оидов), а не о рефлексах. «Порошок…» не помню.
  • «Пятый Элефант» — а тут Ваймс распознал ассасина потому, что тот не попытался поймать брошенный в него апельсин. Обычный человек попытался бы рефлекторно либо поймать его, либо увернуться, а вот профессиональный убийца мгновенно понял, что летящий в него предмет не представляет опасности.
    • Он же подловил оборотня (родного брата своей подчинённой, кстати) на рефлекс, заставляющий ловить брошенный предмет. Правда, вместо палочки швырнул петарду с горящим фитильком.
  • «ПЛиО» — Джейме Ланнистер после «Бури мечей» периодически зависает, машинально попытавшись сделать что-то отсутствующей правой рукой. Причём, находясь в Королевской Гавани, он тренировался урывками, чтобы не спалится перед всем двором и не уронить свой авторитет. А когда выбрался на войну, то уже тренировался каждый день, хотя и по ночам, и постепенно восстанавливал былую форму.
  • Макс Брукс, «Мировая война Z» — многие военные стреляют зомби в центр массы, как учили. А тех валит только хедшот!
  • «Маленькая услуга» — анализируя свои прошлые и предстоящие стычки со сверхъестественными злыднями, Гарри приходит к выводу, что большинство оных злыдней объединяют выработанные за сотни лет жизни «рефлексы хищника»: почуешь слабость или угрозу — нападай, получил любой отпор — убегай. Руководствуясь этим принципом, Гарри сначала успешно выставил Никодимуса дураком и виноватым в разрыве их сделки (невежливо орать «Убить их!», когда оппонент просто перебросил свой меч товарищу), а затем согнал Динарианцев с укреплённой позиции с помощью психической атаки: всего трое бойцов (хотя и очень неслабых), но много шума, крика, светомузыки и фейерверков — рефлексы потребовали сначала бежать, а потом разбираться, а когда это «потом» настало, Гарри и Рыцари уже освободили пленников и окопались в не успевшем остыть укреплении, где и дождались подкрепления (прилетевшего на фейерверк).
  • Андре Нортон, «Серебряная Снежинка» — принц Тадикан приучил своих людей, заслышав свист его особой стрелы, не задумываясь, стрелять в ту же цель. Но такая стрела попала к героине, и она выстрелила ей в самого Тадикана, попав в руку, но это было уже не важно. В оригинальной легенде персонаж также приучил своих людей, но стрелял он в отца-правителя.

Кино[править]

  • «Хон Гиль Дон» — переодетый подозрительной старушкой ниндзя очень технично ловит падающую тарелку, чем снимает всякие сомнения у помощника главного героя.
  • Iron Man — Тони замахивается, чтобы жахнуть по Обадайе репульсором от души… а рука-то голая, бронеперчатку сам же снял несколько секунд назад и забыл.
  • «Шерлок Холмс: Игра теней» — именно так доктор Уотсон вычислил самозванца: тот был настолько поглощён своей ролью посла, что не смог естественно среагировать на спонтанную ситуацию.
  • «Анна» — ЦРУ вычислило главную героиню по привычке держать сумочку.
  • «Смокинг» с Джеки Чаном: подводят не свои набитые рефлексы, а дарованные чудо-костюмчиком, но тем не менее. Любой, хлопнувший сзади по плечу, автоматически получит люлей, даже если это друг. Если у дамы неподалеку во рту сигарета — смокинг обязательно протянет ей огоньку, даже если его хозяин в это время держал противника.
  • «Ронин» — Грегор ловит в воздухе упавшую со стола кружку, чем невольно выдаёт то, что он не просто «компьютерный ботан».
    • Подсвечено им самим: «Рефлексы… От них труднее всего освободиться».
    • Что не так с этими кружками? Автор правки пару раз ловил падающие кружки и неоднократно просто падающие предметы. Почему я до сих пор не секретный агент?
  • «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» — когда студент предложил профессору набрать билетов себе, тот машинально начал набирать. Видать, не пару дней в очко играл!
    • В обе стороны — профессор предложил набрать, тот набрал «перебор» и еще начал их перетасовывать.
  • «Пес-Барбос и необыкновенный кросс» — заглавный пес, натасканный троицей браконьеров на команду «Апорт!» кидается за палкой с динамитной шашкой и весь фильм пытается отдать ее недотепам-хозяевам.
  • «Глубокое синее море» — фактически ставшая благодаря увеличению мозга разумной, а потому сумевшая исподволь заставить людей затопить лабораторию и подготовить для нее выход в открытый океан акула-мутант все еще остается животным и поэтому подчиняется инстинкту, когда выведшая ее ученая окунает в воду собственные разрезанные руки.
  • В фильме «Ронин» — аверсия. Герой Де Ниро разоблачает героя Шона Бина (якобы бывшего «зелёного берета») именно по отсутствию у того наработанных рефлексов.
    • Не совсем — все-таки поймал он его на незнании цвета ангаров на базе, где тот якобы служил.
  • «Бесславные ублюдки» Тарантино. Английского шпиона в Германии выдает то, что он в баре заказывает три стакана, показывая три пальца, начиная с указательного. Немец в показывал бы пальцы, начиная с большого пальца.
  • «Бедная Саша» — переодетый Дедом Морозом Берёзкин, идущий обносить квартиру, на окрик охранника «Стой!» машинально становится лицом к стене, руки за спину по правилам мест заключения. С фитильком, потому что пронесло.
  • «Соучастник» — пример со смертельным исходом. В финальной перестрелке между Винсентом и Максом Винс стрелял как привык, два в центр масс, один в голову, а Макс палил куда попало. В итоге все пули киллера ушли в металлическую дверь вагона метро, а таксерик прострелив в полной темноте стекло подстрелил Винса.

Телесериалы[править]

  • «Глухарь» — сослуживцы решили разыграть Сергея Глухарёва, у которого день рождения, и тайком накрыли ему праздничный стол прямо в отделе, в соседней комнате. Но Андрей Агапов не удержался, высунулся в ту комнату, где находился Глухарёв, и внезапно на американский манер «погудел» Серёге чуть ли не прямо в лицо разноцветной бумажной «гуделкой», которая разматывается, когда гудит. Серёга, здоровенный мужичище (забывший про свою «днюху» и ничего такого не ждавший), в ответ машинально залепил Агапову своим огромным кулаком прямо в рожу — решил, что его то ли атакуют, то ли издеваются.
  • След (телесериал) — в серии «Принцессы и горошины» на этом пытались уличить маньяка, но не получилось — на проверке он завязал другой узел.
  • «Ералаш», серия «Сила привычки». Футбольная команда выиграла во многом благодаря вратарю, который не пропустил не одного мяча. Вот уже им вручают кубок в виде футбольного мяча, и тут его роняют. Вратарь в самый последний момент ловит кубок, все облегчённо вздыхают, а потом герой пинком по кубку разносит его вдребезги.
    • Серия «Верный приемчик». Девочка, натренировавшаяся в секции делать бросок через плечо, на автомате делает то же самое с мальчиком, который просто протянул руку, чтобы помочь ей сойти с автобуса. Впрочем, он нисколько не обиделся.
  • «Смерть в раю» — мошенника, направлявшегося на Сент-Мари для отбывания остатка срока убивают, когда его тошнило за борт от морской болезни, что послужило ключом к раскрытию дела поскольку он был опытным яхтсменом и, соответственно, страдать от морской болезни не мог. Следовательно мошенник все еще жив, а убитый - охранник из тюрьмы, с кем тот поменялся одеждой, чтобы сбежать
  • «Чем мы заняты в тени» (2019) — вампир Нандор, выйдя на поединок с оборотнем Тоби на крыше заброшенного магазина, выбрал в качестве оружия игрушку-пищалку и бросил ее вниз, а оборотень инстинктивно сиганул следом.

Мультсериалы[править]

  • «Гаргульи» (1994) — эпизод «Превращение» (2 сезон, 2 серия). Элиза узнает своего брата в страхолюдине, которую видит перед собой, потому что он машинально отвечает на жест клятвы, приятный в их семье.
  • «Бэтмен будущего» (1999) — в пилоте Дерек Пауэрс с лёгкостью сбивает из пистолета бэтаранги, которыми его закидывает Терри, и издевательски комментирует: «Как по тарелочкам стрелять!». Следующей в злодея полетела банка с его же собственным супер-БОВ, которую он так же лихо прострелил и тут же нанюхался.
  • «Дятлоws» — когда матери семейства выдали компьютер, она во время работы размашистым движением руки сбросила монитор со стола, потому что раньше работала на пишущей машинке и привыкла точно так же толкать рычаг каретки.
  • «Ever After High», серия «Как кошка с волчицей» — когда Сериз играла с другом-волчонком, с неё случайно свалился капюшон, открыв спрятанные волчьи уши (отец Сериз — Серый Волк, что она тщательно скрывает). Это увидела Китти Чешир и, чисто из вредности, решила всем раскрыть эту тайну. На соревнованиях по бегу Китти выпустила на дорожку оленя, у девушки-волчицы тут же включились звериные инстинкты, и она рванула за добычей с такой скоростью, что поставила школьный рекорд. К счастью, ситуацию спасла Рэйвен, заявившая, что заколдовала ботинки Сериз.

Аниме и манга[править]

  • JoJo’s Bizarre Adventure:
    • Вам рефлекторно бьёт того, кто наступает на его тень. Показал он это на своих же наставниках Карсе и Эйсидиси, которые за время спячки забыли о бзике товарища и под ноги не смотрели. С прикрученным фитильком — внезапная кнопка берсерка Вама упоминается ровно один раз, а потом «аракизабыл».
    • Супермеч Anubis становится частично нематериальным, чтобы доставать и резать врага через препятствия. В конце схватки клинок гордым соколом полетел в сторону Нила, думал притормозить о кирпичную стенку… и, к своему ужасу, проскочил её, не сбавляя скорости. Привычка на автомате обходить преграды крепко подкузьмила Анубису.
  • Little Witch Academia — споткнувшаяся об гоблина Профессор Урсула сама понимает что демонстрирует слишком уж хорошие рефлексы для неуклюжей учительницы и через секунду картинно наворачивается.
  • «Основатель Тёмного пути» — на это рассчитывал Сюэ Ян, бросив в прикидывавшуюся слепой А-Цин конфету и выставив на её пути меч. Аверсия: А-Цин проявила чудеса самоконтроля и никак не отреагировала.
  • Kobayashi-san Chi no Maid Dragon — Кобаяси в первый же день после переезда на автомате возвращается с работы в свой старый дом.

Видеоигры[править]

  • Игрок, привыкший в шутерах, играя в одиночку, стрелять во всё что движется, в сетевой игре часто стреляет по своим же союзникам!
    • Безнадёжно устарело ещё в 1998 году с выходом Half-Life Unreal, где есть мирные персонажи.
      • В некоторых играх есть функция запрета/разрешения дружеского огня.
  • Почему игроки во всех старых играх ненавидят уровни, где необходимо управлять летающим средством? Потому что у разработчиков была традиция, инвертировать в таких уровнях управление по оси Y, как если бы у игрока был джойстик.
  • У большинства игр (в особенности платформеров) для NES/Famicom/Dendy кнопка А на джойстике отвечает за прыжок, а В — за удар/выстрел. Но не у всех. В итоге игрок дохнет кучу раз, пытаясь приноровиться к необычному управлению, и затем еще несколько раз в другой игре с обычным.
  • Бывает, что управление незначительно меняется в сиквеле игры или при обновлении. Обычно они некритичны, но привыкать к ним надо.
  • Одни и те же действия в портах одной и той же игры на разные консоли могут быть привязаны на радикально разные кнопки.
  • В большинстве игр для NES, кнопка Start отвечает за паузу, а Select за другие действия вроде смены оружия. Но в нескольких играх, разработчики решили что они самые умные, и функции этих клавиш инвертированы.
    • «Battletoads & Double Dragon» для NES и для SEGA имеет совершенно разную окраску уровней. Ну зачем?
  • До недавнего времени правая кнопка мыши в половине RTS посылала выделенный отряд в заданную точку, а в другой половине — отменяла выделение. А Ctrl+левый клик в War/StarCraft выделяет всех юнитов одного типа на экране, а в Command & Conquer приказывает открыть огонь по указанной точке, так что если, привыкнув к StarCraft, попробовать Command & Conquer: Red Alert, то можно случайно расстрелять собственного солдата.
    • В проводнике, Total Commander и играх серии Total War на Ctrl назначено выделение дополнительного объекта (в старкрафте то же самое делает Shift), а на Shift — выбор объектов в списке от первого выделенного до текущего. Старкрафтеры опять вынуждены переучиваться.
  • Великое множество японских додзин-игр, в которых нажатие Esc не ставит игру на паузу, как во всех нормальных играх, а закрывает окно. Похоже, они все используют фреймворки от хентайных игр, где это сделано на тот случай, если в комнату внезапно зайдёт мамка (но когда такое происходит в западных играх, для них это оправдание не действует). В лучшем случае пауза будет вызываться кнопкой P, в худшем — паузы просто не будет.
    • Аналогично Esc работает у некоторых эмуляторов.
    • Непонятно, что мешает не закрывать, а сворачивать окно? Поставив при этом игру на паузу.
      • Хотя бы то, что не у всех включена функция «автоматически скрывать панель задач». Да и это может не помочь.
        • Можно использовать Alt+Tab, тогда панель задач не будет висеть ещё несколько секунд.
  • В некоторых играх действие производится не постоянным зажатием, а однократным нажатием, или наоборот. Как в Saints Row 2, где для прицеливания нужно один раз нажать определённую кнопку (автор правки забыл какую, но она уж точно не была на самом удобном месте).
  • Contra: одна из причин нелюбви к оружию «L» именно в том, что для использования любого другого оружия надо часто нажимать вышеупомянутую кнопку B (или зажать Turbo B), а этого — нажать и держать. Ну и хватать всё, что выпало из капсулы, тоже не стоит — была у вас всеми любимая «S-ка», а станет несчастная «L-ка».
  • Хотите успешно играть в многие игры из цикла Castlevania, в том числе самую первую? Надо отвыкать машинально хватать любой выпавший (из свечки, тайника или убитого врага) трофей, по той же причине, что и в Contra.
    • В Legends смотрите, по какому подсвечнику бьете. Иначе проведете несколько неприятных секунд, пытаясь выжить.
  • Double Dragon II, версия на NES — кнопка B отвечает за удар ногой за спину героя, а кнопка A за удар кулаком. Но это если герой развёрнут вправо, если он развёрнут влево, то функции клавиш инвертируются. Разгадка проста: здесь особая логика, очень мало где встречающаяся. Тут у нас B — это не «какая-то конкретная конечность», а «удар влево, тем, чем получается по ситуации», в то время как A — такой же «удар вправо».
    • Точно такая же система была ещё в одной игре от Technos Japan, а именно в самой первой игре про коренастого Кунио Таки, именуемой Nekketsu Kouha Kunio-kun, она же Renegade на западе.
  • Во многих старых-добрых играх, имитирующий рукопашный бой (обычно «ещё и с магией»), включая, например, сагу Streets of Rage и её ремейк, а также файтинги Mortal Kombat (все выпуски) и Killer Instinct: будьте гибче. Старайтесь изучить — и хорошо «обкатать» в деле — весь доступный вашему персонажу арсенал боевых техник… сколь бы это порой ни было муторно. Не приучайте свою мышечную память к бездумному воспроизведению «лёгких и незаморочных, но удачных и убойных приёмов» — например, постоянным ударам в прыжке, машинальному навешиванию комб и т. п.! Многие враги специально сделаны так, что они наказывают героя за эти движения, и даже самый ленивый и «машинальный» казуал вскоре будет вынужден поискать что-то другое. Вам очень обидно будет сначала привыкнуть к мысли, что вы «мастер-суперфайтер», а потом убедиться на деле, что это далеко не так.
    • В том же Mortal Kombat — помните бессмертный совет Агента Купера (легендарного игрожурналиста Валерия Корнеева): играйте разнообразнее, не объединяйте всё время суперудары в предсказуемые «системы», ваш противник вас раскусит!(с)
      • Отдельная неприятность приключилась с «мегадрайверами» — то есть с большинством «давних российских комбатистов». Даже не все знали, кого конкретно материть за это (а следовало — Acclaim и Probe Software, которые и портировали). Мало того, что в первом выпуске во всех прочих изданиях (оригинал на игровом автомате, ПК, SNES) бросок делается «нижней рукой», а на Мегадрайве почему-то «верхней ногой»; в конце концов, многие в 1990-е так ничего слаще морковки Мегадрайва и не попробовали. Но привыкнуть в первых двух выпусках к управлению типа «блок посерёдке» (которое нельзя было поменять), а потом получить на свои головы великолепные MK3 и Ultimate, в которых фиг-то ты научишься нормально комбить, а в Ultimate — и «бруталить», если у тебя по старинке «блок посерёдке»!!.. В наши дни, на эмуляторах старых приставок от Sega, эта проблема, к счастью, легко решаема.
    • Горе вам, если вы в основных (один на один) играх цикла Mortal Kombat приучили себя почти не ставить блоков («вот ещё — отвлекаться! Я их всех напором задавлю!»), а потом сели играть в Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero или Mortal Kombat: Shaolin Monks. Плохо вам в них придётся без привычки к блоку, особенно в первой из этих двух игр. Её, собственно, многие предали неизбывному проклятью (ничуть ею, по совести, не заслуженному) именно за это — но не только
    • А в уже упомянутом цикле Streets of Rage вам сильно навредит привычка никогда не убирать палец с «крестика» (D-pad’а, шаттла — нувыменяпоняли). Там некоторые важные приёмы принципиально основаны на умении «когда надо, касаться шаттла, а в иных случаях вовсе убирать с него руку».
      • В 2020 году вышла Streets of Rage 4 — и для неё это тоже оказалось верным. Но попутно случилось нечто ещё более страшное: ПОЧТИ всё управление в «четвёрке» можно настроить на привычный лад, чтобы было «как в классике и в ремейке». Почти всё. За одним важным исключением: в классике и в ремейке мы берём предмет кнопкой ATK, а метаем его перед собой — почти всегда кнопкой REV… а в четвёрке и для подбирания и для метания выделена особая единая кнопка, и никак иначе! А это, уж поверьте, совсем другой рефлекс, совсем другие привычки. В результате ветеран-фанат, основательно наигравшийся в четвёрку и «уже перепривыкший», потом решает опять взяться за знакомые вдоль и поперёк классику и ремейк… и здрасьте, он разучился, утратил хватку, тычется как слепой котёнок! Некогда проходил сложнейший режим Mania не особо напрягшись — а теперь у него, фигурально выражаясь, вместо красного пояса опять белый, и предстоит перепривыкать заново! М-да-а, сиквел, который не столько добавляет тебе новые навыки, сколько убивает прежние — это надо было ешё суметь, и dotEmu (по лицензии от SEGA) это сумели…
  • Twisted Metal — в разных выпусках этого длинного цикла одни и те же суперприёмы выполняются разными сериями нажатий… Какая сволочь это придумала?!
  • Dark Souls:
    • Все правила из файтингов выше подходят также и к этой игре. Не привыкайте к одной и той же тактике, особенно в PvP! Будете спамить атаки — нарвётесь на парирование. Будете спамить парирование — вас вобьют в пол. Будете стоять щитом вверх — нарвётесь на спецприём, сбивающий блок. Будете спамить перекаты — тоже нарвётесь на хитрый тайминг (особенно пламенный привет рыцарю, мать его, Рейме из второй части, который ме-е-едленно обводит пол-арены своим пламенным же зашибатором, в который игроки и прикатываются, как в шлагбаум мордой). Будете заходить сзади — на вас банально сядут или пробьют с ноги. Учитесь применять разные приёмы по ситуации!
    • Самой большой (намеренной) подлянкой от разработчиков в духе этого тропа стали Демоны из Плавильни. Первый, огненный, сразу после выхода игры изрядно потрепал игрокам нервы своими медленными, размашистыми и пипец какими сильными ударами, а также «случайной» АоЕ-атакой, но постепенно и к нему придро… норовились — и тут вышло DLC, где в побочной локации игроки обнаружили почти такого же, только синего-магического, демона — и с ужасом осознали, что он махал чуть медленнее и бил чуть дальше, так что привыкать к нему пришлось почти с нуля.
      • Демон из плавильни в любой итерации легко дохнет, если блокировать его атаки щитом — его удары сбивают совсем мало стамины.
    • Блокирование щитом (в том числе, когда в правой руке лук) или оружием привязано к той же кнопке, что и прицел из лука в двуручном хвате, так что попытавшись остановить удар с луком в руках и щитом на спине, вы получите отличный вид от первого лица на дрын противника, прилетающий вам в это самое лицо. Причём чтобы выйти из режима прицела, надо не отпустить кнопку, а еще раз её нажать.
    • В первой части, при управлении с клавы-мыши, чтобы быстро съехать по лестнице, нужно было нажать пробел. Во второй нужно зажать вниз+пробел, а просто по нажатию пробела персонаж… отпустит лестницу и полетит вниз. Добавим к этому то, что первая встречающаяся лестница в нубской пещере довольно высока, и добраться до неё можно только сверху… в общем, так тысячи игроков (включая автора правки) и заработали ачивку «Это Dark Souls».
    • В первой части, чтобы прыгнуть, нужно было, зажимая кнопку бега, нажать её еще раз. Во второй прыжок вынесли на отдельную кнопку (автор правки утопил в нубской пещере двух персонажей из-за этого), в третьей можно выбирать между этими вариантами… А в Bloodborne снова как в первой части!
  • Left 4 Dead — основное оружие привязано на цифру 1, а холодняк/стартовый пистолет на 2, в большинстве шутеров ровно наоборот. А затем вы ещё переходите в Half-life 2 и при попытке дать комбайну по морде прикладом подрываете вас обоих из подствольника в упор (чёртова правая кнопка мыши).
    • А еще привычка стрелять по всему, что шевелится, как в других зомби-шутерах, может сыграть плохую шутку при встрече с ведьмой.
  • Minecraft — кнопка Q, во многих шутерах меняющая текущее и предыдущее оружие, здесь просто выбрасывает предмет в руке. Метнуть зачарованную алмазную кирку в лаву — бесценный опыт. С другой стороны, старые геймеры с набитой аппликатурой первым делом переназначают управление на привычное, а потом садятся знакомиться…
  • …а вот в первом System Shock полной перенастройки управления не было. Иметь выстрел на правой кнопке мыши, а нажатие рубильников на левой после Doom тянуло на утончённое издевательство. К счастью, была галочка «мышь для левши», после которой дышалось намного легче.
  • И вообще, в половине шутеров E — это действие, r — это перезарядка, во второй половине — наоборот.
    • Хотя нет, есть ещё оригиналы, у которых Q и E — наклоны влево и вправо.
      • А как же постоянная борьба E и F в виде какая кнопка отвечает за взаимодействие, а какая — за удар ножом/прикладом/кулаком.
  • Operator's Side — здесь, в отличии от большинства игр, подтверждать выбор в меню надо квадратом, а не крестом.
  • Prototype: в первой игре одна кнопка отвечала за спринт и рывок а воздухе, вторая — за прыжок и планирование. Во второй они сгруппированы как спринт/полёт и прыжок/рывок. Тут даже переназначить клавиши не поможет. Ещё по-разному работает механика самого прыжка — в первой части, чтобы прыгнуть повыше, надо было «заряжать» прыжок зажатием кнопки, на земле; во второй Хеллер прыгает аки Марио — летит вверх, пока кнопка нажата.
  • TES — в Oblivion пробел был действием, R прыжком, F — достать/убрать оружие. В Skyrim пробел — прыжок, E — действие, R — достать/убрать оружие.[3]
    • Некоторые, играя после Обливиона и Скайрима в Morrowind, экипируют щит и пытаются блокировать правой кнопкой, которая здесь… открывает инвентарь. А блок автоматический и завязан на навык персонажа.
      • В Mount and Blade действие на F, а пинок — на E. Надо ли говорить, как глупо смотрятся попытки игрока в TES пнуть NPC вместо того чтобы поболтать с ним?
  • Gothic — в первой и второй части движения мышкой вверх-вниз двигают камеру в противоположные стороны.
  • Mafia: The City of Lost Heaven — во время затишья можно по привычке из шутеров дослать патронов в верный томми-ган… и полюбоваться на улетающий почти полный барабан. Реализм.
    • А у автора правки была другая проблема — во время затишья гляжу на бесхозный томми-ган на полу, расстреливаю магазин, чтобы зря не пропадал, после чего подбираю. Это когда привык экономить патроны…
  • Assassin's Creed — какая падла в Убисофт считает, что для КАЖДОЙ игры нужно менять кнопки управления???
  • Mad Max — многие игроки не могли привыкнуть, что руль здесь у машин справа (потому что здесь была Австралия) и постоянно подбегали с другой стороны, что даже подсвечивает спутник героя.
    • Та же самая проблема — в Sleeping Dogs (где действие происходит в Гонконге) и лондонском аддоне GTA, причём там ещё и постоянно тянет на встречную полосу.
    • И в Watch Dogs: Legion.
  • Серия Silent Hill — в портах на ПК первой и второй частей мышь использовалась только для управления в инвентаре и при решении головоломок, а вот начиная с третьей она уже полноценный игровой контроллер, и пройти игру с чистой клавиатуры из-за переделанной под мышь боевой системы становится невозможно.
  • Игры серии Dynasty Warriors и её спин-оффов по крайней мере в плане управления портировали по уму, чтобы одна рука была занята перемещением, а другая выполняла приёмы. А потом случился Fate/Extella, где разрабы решили, что негоже оставлять мышку без внимания. В результате нормально сражаться стало весьма трудно, ибо мало того, что обе руки далековато от клавиш для вызова особых приёмов, так нужно ещё Shift зажимать.
  • Disgaea 5 в тонкостях геймплея заметно отличается от предыдущих частей, что может вызвать у знакомых с предыдущими играми серии злую шутку. Например, если вы, находясь в Item World, перескочите на Dimension Gate, то обнаружите, что за прохождение этажа без зачистки больше предметы не прокачиваются.
  • Hollow Knight — автор правки так привык к платформерам с управлением WASD, что отвык от стрелок. Нет, управление в игре можно поменять, но амулет «Облик Унн» становится в таком случае бесполезным.

Внутримировые примеры[править]

  • Dead Space — здесь привычка стрелять в центр массы и голову сыграла с профессиональными военными (да и опытными игроками в шутеры тоже) ещё более злую шутку, чем обычно в зомбятниках. У некроморфов там тупо нет уязвимых органов, им надо отстреливать конечности.
  • Star Wars Jedi: Fallen Order — Трилла во второй схватке с Кэлом, зная о его способности читать память у предметов, связанных с Силой, специально позволила ему отобрать свой световой меч, который вместе с ней буквально прошёл через ад. Результат — Кэл ловит панические приходы от нахлынувших воспоминаний, а Трилла с трофейным голокроном благополучно сбегает.

Реальная жизнь[править]

  • Просто чужая или новая клавиатура с не таким расположением некоторых клавиш, как вы привыкли.
    • Особенно примечательна клавиатура, где додумались расположить функциональные клавиши группами не по четыре, а всего лишь по три штуки.
    • Когда компьютеры только начали входить в повседневную жизнь, для людей, привыкших к пишущим машинкам, особое неудобство доставляли клавиши цифрового ряда. На машинках цифры печатались в верхнем регистре («с нажатым шифтом»), а «без шифта» — знаки препинания и прочие дополнительные символы, привязанные к тем же клавишам. А на компьютерах цифровые данные вводились гораздо чаще, поэтому всё сделали наоборот.
    • И не только с расположением клавиш. Многие не могут нормально воспринимать клавиатуру с другой жесткостью. Слишком мягкие (или жесткие) клавиши ведут к увеличению числа очепяток.
    • У ноутбучников особая боль с клавишей Fn — на одних моделях её надо зажимать, чтобы задействовать особую функцию клавиши, на других — наоборот, нажатие без Fn активирует особые функции. Нажать F2, чтобы выбрать всю армию и отправить её в победное наступление, а вместо этого перевести комп в спящий режим или отрубить себе интернет — это нечто!
    • Педаль в пол — кнопка Power на клавиатуре (одно время было модно). Педаль в асфальт — когда эта кнопка располагалась в том месте, где на клавиатурах здорового человека были часто употребляемые клавиши (например, Insert или стрелки).
    • Для использующих более двух раскладок — их переключение (допустим, на домашнем компьютере, чтобы переключить с английской на русскую, нужно два раза нажать Ctrl-Shift, пропустив испанскую, тогда как на рабочем это переведет в исходную раскладку).
      • Отдельная развлекуха — французская раскладка AZERTY. Мало того, что не все буквы там, где они обычно, так ещё у добрых людей цифровая клавиша без шифта дает цифру, а с шифтом — символ, а у французов наоборот! Спасение — канадская раскладка.
    • Когда в некоторых играх управление направления осуществляется не стрелочными кнопками, а WASD.
      • Какой идиот это написал? WASD используется во ВСЕХ современных играх, потому что играть нужно ДВУМЯ руками, и wasd нужно нажимать ЛЕВОЙ рукой.
  • Когда стали появляться первые мобильные телефоны они вызывали затруднения у тех, кто привык к калькулятору. У калькулятора кнопки с цифрами идут снизу вверх (верхний ряд — 7-8-9, средний — 4-5-6, нижний — 1-2-3), а у мобильника сверху вниз (верхний ряд — 1-2-3, средний — 4-5-6, нижний — 7-8-9).
  • Можно набить синяков, переставив мебель, а потом пройдясь в темноте.
    • В более мягкой форме — после перестановки мебели ходить по дому «старым маршрутом». Бабушка автора правки так положила еду вместо холодильника в шкаф с посудой. Он еще и белый был для полного счастья.
    • Знакомые переехали из двухкомнатной в четырехкомнатную, мебель естесственно тоже взяли с собой. А вот у их кота долгое время не проходил когнитивный диссонанс — мебель вроде та, но какой-то подвох…
    • У автора правки холодильник стоял в коридоре у стенки с переключателем света. Чтобы включить или выключить свет — нужно было просунуть руку в нишу между стеной и холодильником. Недавно семьей провели перестановку мебели — угадайте, сколько времени автор продолжал по привычке прислонять руку к стене в этом месте?
  • Кто из вас, забыв дома наручные часы, ни разу рефлекторно не смотрел на запястье?
    • Кроме того, если долго носить часы, а потом снять, рука долго не может привыкнуть к изменению баланса. Проблема тем сильнее, чем тяжелее были часы…
  • А когда у вас отключали свет, вы наверняка по привычке пытались включить свет, идя в туалет или ванную.
  • Иногда бывает, что вы чисто рефлекторно выключаете свет и тут же включаете его с извинениями.
  • Предохранитель автомата Калашникова ставится в положения «предохранитель — очередь — одиночный», а у многих других автоматов — «предохранитель — одиночный — очередь».
    • «Синдром Макарова» — у ПМ и других отечественных пистолетов снятие с предохранителя выполняется перемещением флажка сверху вниз. У многих зарубежных пистолетов (Walther, Smith&Wesson, Beretta) — наоборот, снизу вверх. В тире, когда соображает голова, это не доставляет неудобств, но в стрессовой ситуации палец предательски делает привычное движение…
      • Тут тоже имеет место обобщение: «верхнее» боевое положение клавиши предохранителя свойственно немецкой конструкторской школе («Вальтер ППК», «П-38» и тот же «люгер»). Педаль в пол и прогиб под рынок: на пистолеты USP фирмы Хеклер унд Кох ударно-спусковые механизмы могут поставляться в разных конфигурациях, причём если для немецкой полиции «боевое» положение — клавишей вверх, то на экспортных — как на ПМ — клавишей вниз.
    • Насколько известно автору правки, предохранитель у АК* устроен так именно на случай стрессовых ситуаций: если стрелок «на нервах» дёрнет переключатель до упора, то не расстреляет половину боезапаса раньше, чем поймёт, что происходит.
      • Это всего лишь популярное заблуждение. Эта особенность проистекает исключительно из устройства УСМ: сделать в этой схеме переключение «ПР-ОД-АВ» будет ощутимо сложнее. Сделать шептало иной формы при сохранении геометрии других деталей мешает ствольная коробка; если пересмотреть форму сектора переводчика, то задача, в принципе, решаемая, но снижение надёжности узла неминуемо. Именно потому, несмотря на то, что первые годы военные кричали «сделайте по нормальному: предохранитель-одиночный-автомат» делать так не стали
    • Иностранец, которому впервые в руки попадёт ПБ (советский бесшумный пистолет, во многом унифицированный с пистолетом Макарова), скорее всего при необходимости перезарядиться будет долго и нудно жать кнопку на рукояти возле спусковой скобы. На 1911 и многих других пистолетах там расположена кнопка фиксатора магазина, но на ПБ — замыкатель, отвечающий за разборку пистолета. А защёлка магазина у ПБ там же, где у ПМ — снизу рукояти.
  • Очень весело работать на компьютере в разных системах одновременно. Например, когда ты привык, что Ctrl-C копирует в буфер выделенный текст, а система прекрасно знает, что Ctrl-C — это прерывание текущей задачи.
  • В истории работы контрразведки описан случай, когда во время Второй Мировой британскую шпионку во Франции случайно распознали по тому, что она при переходе улицы не в том порядке посмотрела по сторонам (в Британии движение левостороннее). Внимательному наблюдателю этого оказалось достаточно.
    • По аналогичной причине Уинстон Черчилль едва не погиб во время посещения Нью-Йорка в 1931 году: при переходе улицы посмотрел направо, а не налево, и был сбит машиной, получив 15 переломов.
    • К слову, в Англии поэтому, по крайней мере в туристических местах, прямо на зебре пишут «Смотри направо ->», а вот для самих англичан в Европе таких удобств не предусмотрено…
    • А водителям, собирающимся переехать куда-нибудь в Англию вообще советуют долго тренироваться, прежде чем реально выезжать на улицы.
  • Из размышлений двух диванных теоретиков следует, что в России некоторые городские жители проходят пешеходные переходы на «автопилоте» — погрузившись в свои мысли, при этом ориентируясь на толпу и не обращая внимание на светофор и движение транспорта. Философия философией, а случаи из разряда «водитель сбил [на переходе] колонну пешеходов» вполне реальны.
  • Водитель, привыкший только к машинам с определённым приводом (передний vs задний) и севший за руль машины с противоположным приводом… особенно с гололёд или ливень…
    • Аналогично для водителей, привыкшей к механической/автоматической коробке переключения передач. «Механики» постоянно давят на тормоз, принимая его за сцепление[4], аналогично с разными раскладками переключения, особенно это касается заднего хода[5] Туда же привыкание к ножному тормозу или противоположным по действию переключателям передач на велосипеде.
      • Педаль в земную кору — водитель со всеми штатными частями тела, севший за руль автомобиля, адаптированного для использования инвалидом. Педалей может либо не быть вовсе, либо быть меньшее количество, а функционал педалей реализован другими способами. Особенно весело, когда педаль всего одна (сцепление), газ в виде двойного рычага на руле, а тормоз — рычаг рядом с переключателем передач. Чтобы снизить скорость, нога рефлекторно приотпускает педаль — а скорость не снижается. Или наоборот, при необходимости торможения нога давит педаль — а машина не тормозит. При наработанных «традиционных» рефлексах ездить на такой машине гораздо сложнее, чем вообще без таковых.
    • Из более безобидных, но вполне реальных различий в управлении машин, приводящих к тропу, если в семье есть две машины (что довольно традиционно в США): противоположно действующий рычаг дворников (распространённое «вверх разовый, вниз разные циклы», и наоборот); переключение передач подрульным рычагом, путаемое при пересадке с теми же дворниками (хорошо ещё, что это была автоматика); ножной стояночный тормоз (с педалью примерно там же, где на машинах с ручной коробкой сцепление).
    • Водителям также не стоит злоупотреблять автосимуляторами. Автору правки встречалась история, как еще в конце бурных 90-х команда, промышлявшая пиратскими локализациями видеоигр, перед сдачей проекта вовсю «тестировала» готовый продукт часов двенадцать кряду. После чего по свежевыпавшему снежку поехала по домам. До дома не добрался никто, благо благодаря снегу серьёзных повреждений никто не получил.
    • Аттракцион «Пьяный велосипед», руль которого поворачивает колесо в противоположную сторону, чем у нормального велосипеда.
      • Да и просто, попробуйте на велосипеде взяться за руль руками крест-накрест. Только выберите место, где падать не больно.
    • У мопедов-«полтинников» и мотоциклов традиционно сложились противоположные порядки переключения передач (лапкой вверх или лапкой вниз).
    • Формула-1 с 2009 года только этим и занимается: давайте переднее крыло сделаем шире (А вы раньше думали что его легко сломать? Неет, сломать его легко теперь…), давайте сделаем шины уже, а машины длиннее (Нам пофиг, что будет куча аварий из-за того что гонщики не чувствуют габариты машины, а аэродинамика изменилась так, что при обгоне на круг болид просто засосёт)… Что? Вам ещё не нравится? Ладно, введём новый мотор — одновременно ненадёжный, тихий и противный (Нам пофиг, что передачи переключаются в том числе и на звук).
    • Сесть на велосипед, привыкнув ездить на мотоцикле. Или наоборот. На мотоциклах ручка переднего тормоза справа, тогда как на подавляющем большинстве велосипедов (кроме т. н. «английской системы») — передний тормоз на левой стороне руля. Приводит к печальным неожиданностям.
  • Многие космонавты, только вернувшиеся на Землю, некоторое время по привычке продолжают искать упавшие предметы в воздухе, а не на земле, и безбоязненно выпускать их из рук, не ожидая, что те упадут. Знаменитый астронавт Крис Хэдфилд в своей книжке «Руководство по выживанию на Земле» описывает традиционный подкол на банкетах в честь успешного возвращения на Землю: попросить коллегу-космонавта передать, скажем, солонку или стакан — тот по въевшейся привычке выпускает предмет из руки, слегка подтолкнув в сторону просящего.
  • Авиагоризонты с обратной и прямой индикацией — первый показывает наклон самолёта относительно земли, второй — земли относительно самолёта. При крене первый наклоняется в ту же сторону, что и самолёт, а второй — в противоположную. На большинстве современных пассажирских самолетов устанавливается прямой, а вот на старых советских[6] попадался и обратный, что в случае переучивания на другой тип могло привести к печальным последствиям, когда в стрессовой ситуации пилот реагировал по привычке.
  • Расположенные крайне близко друг к другу кран шасси и рычаг уборки механизации на Ту-154. Надо ли говорить, что произойдёт если сразу после отрыва от полосы пилот по ошибке вместо шасси уберёт закрылки?
  • Брюс Тоньяццини, автор интерфейса классического Мака и пилот-любитель, упоминает два самолёта: там, где у первого была ручка газа, у второго была катапульта. При любой нештатной ситуации переучивавшиеся с первого на второй катапультировались.
  • Катастрофа Як-42 под Ярославлем. Комиссия МАК пришла к выводу, что во время взлёта кто-то из пилотов, когда тянул штурвал на себя, упирался ногами в тормозные педали. И командир, и второй пилот сравнительно недавно переучились с Як-40, там тормоза по-другому задействуются…
  • Аверсия: любители дурацких шуток неожиданно пугать человека, бывает что на рефлексах получают по морде за свою дурацкую шутку!
    • Особенно скверная идея — пытаться шутить так с человеком, имеющим опыт занятий боксом, борьбой, боевыми искусствами или просто драк. Вдвойне, если «шутка» представляет из себя правдоподобную имитацию атаки. Шутник рискует получить рефлекторный прямой в физиономию или оказаться скрученным в букву «зю». Нет, перед ним, конечно, потом извинятся. Наверное… Но здоровье не казённое. И это действительно рефлексы, которые жертва розыгрыша может просто не успеть затормозить.
      • В интернете было видео про то, как шутник на Хэллоуин замаскировался под манекен с тыквой на голове (достаточно распространённое украшение) и вскакивал каждый раз, как мимо проходили люди. А потом рядом прошёл здоровый негр явно с опытом рукопашки, и вскочившее чучело в долю секунды сгребло в тыкву (буквально!), отправившись отдыхать теперь уже по-настоящему. И шутнику, очень повезло, что это был не реднек, привыкший чуть-что хвататься за ствол.
    • Аналогично обстоят дела с попытками тыкать оружием и похожими на него предметами в человека с реальным опытом боевых действий. Сначала оружие полетит в одну сторону, а шутник — в другую. Потом шутнику или ещё разок дадут по морде или извинятся, по обстоятельствам. Но про здоровье — см. выше.
    • Взрывать петарды возле побывавших под обстрелами — тоже плохая идея. Пошутить крикнув «вспышка слева!» или «вспышка справа!» — тоже дурная идея.
  • Неуклюжесть подростков происходит как раз от того, что рефлексы не успевают адаптироваться к быстрому росту. Вот ещё недавно проходил под этой полкой, а теперь вписался в неё лбом, руки-ноги тоже оказываются длиннее, чем рассчитывал, в общем, тяжко.
    • С этим серьёзно мучаются спортсмены, и особенно — гимнасты и фигуристы, у которых ещё и масса перераспределяется иначе относительно центра, так что наработанные в подростковом возрасте прыжки и вращения приходится фактически ставить заново.
    • У автора правки, начавшего ходить в спортзал во вполне зрелом возрасте, рефлексы не успели адаптироваться к выросшим мускулам. Сел в машину к другу, привычным движением захлопнул дверь. Захлопнул слишком сильно, получив от друга нагоняй.
  • Знакомая автора правки долгое время, играя в «Брэйн-ринг» (спортивный), была кнопочником в команде. Однажды она оказалась на мероприятии эсперантистов, где лифт можно было вызвать только, если он был свободен. Знакомая ждала возможности вызова с ещё двумя людьми, причем один из них был тоже знаток, а вот второй — нет. Он-то и следил за табло. И, когда лифт освободился, не придумал ничего лучше, как сказать «Жми!». Потом оба знатока долго ржали и объясняли ему, что нельзя такое кнопочнику под руку говорить, ибо рефлексы же, вкупе с азартом…
  • Кошки и собаки, на которых надет воротник-конус…
  • Поиск волчьих логов методом вабы. Был случай, когда волчье семейство весело завыло в ответ на тепловозный гудок.
  • Рефлекс ловить что-то падающее часто выходит боком — иногда падает такое, что лучше бы оно упало, например, кактус или острый нож (автор правки один раз вспорол ладонь сантиметров на пять). Ну или рука, на рефлексах метнувшись за падающим предметом, сносит что-то по пути.
    • Или поймать всё равно не удаётся, зато получается отбить куда-нибудь подальше, да ещё и закатится потом так, что фиг найдёшь.
    • Впрочем, обратный рефлекс — не ловить падающее, а убирать руки-ноги от него подальше — тоже может сыграть злую шутку, если падает что-то хрупкое или на что-то непрочное.
  • Замки с контринтуитивным направлением поворота ключа: если замок не двусторонний — подсознательно ожидаешь, что открывается он против часовой стрелки, а закрывается — по часовой. Исключения ломают шаблон, привыкать к ним приходится довольно долго.
    • Зато представьте, каково будет открывать этот замок взломщику, с выработанными за много лет рефлексами открывания отмычками «правильных» замков…
  • Если в футболе функцию вратаря придется исполнять простому полевому игроку, то ему будет сложно заставить себя использовать руки.
    • И наоборот. Как-то легендарный вратарь «Баварии» Оливер Кан пришел на подачу углового на последних минутах матча (его команда проигрывала) и забил гол сопернику… ударом кулака.
  • Автору правки приходилось слышать байку о команде страйкболистов, в матче по страйкболу победивших команду спецназовцев, за за счёт того, что последние излишне перестраховывались, действуя как в настоящем бою, в то время как их оппоненты, не привыкшие к реальной угрозе, вовсю рисковали. С другой стороны, на одном форуме профессиональный военный высказал следующую мысль: страйкбол, конечно, может служить неплохой тренировкой для будущего солдата, но вместе с тем прививает ему ложные навыки, вроде уверенности в том, что густой кустарник является надёжной защитой от пули и с расстояния больше сотни метров его не достанут.
  • Сознательное использование тропа — ярко-красные фигуры на штурмовых щитах. При столкновении с противником, не имеющим профессиональной боевой подготовки, — незаменимая вещь: «цивил» на рефлексах будет стрелять именно туда, в заботливо нарисованную для него мишень. Что, собственно, и требуется: пусть стреляет в самое защищённое место. Против людей с боевым опытом не работает, поэтому в случае столкновения с ними демаскирующее пятно закрывается.
  • В конце 60х один офицер из Чикаго погиб в перестрелке из-за выработавшего неправильный рефлекс правила "в галерее не мусорить!", что ввели на местном полицейском стрельбище еще в начале 20х, которое заставляло всех офицеров собирать за собой гильзы. Данный офицер же поступил оригинальнее и просто скидывал все гильзы при перезарядке в банку из под кофе. А когда он реально попал в перестрелку баночки из под кофе по понятным причинам на асфальте не было, что вызвало полтора минутный ГЭС, во время которого бандит и убил копа.

Примечания[править]

  1. Штирлиц заходит в кафе, заказывает чашечку кофе. Когда он пьет, к нему подходит официант: — Штирлиц, по-моему Вы русский шпион! — С чего Вы взяли? — Когда Вы размешивали сахар, два раза звякнули ложечкой… Штирлиц достает пистолет, убивает официанта, идет в другое кафе. Аккуратно размешивает сахар. Когда он пьет, к нему подходит официант: — Штирлиц, по-моему Вы русский шпион! — С чего Вы взяли? — Когда Вы пьете кофе, Вы ложечку не вынимаете из чашечки… Штирлиц достает пистолет, убивает официанта, идет в другое кафе. Аккуратно размешивает сахар. Вынимает ложечку, кладет на блюдечко. Когда он пьет, к нему подходит официант: — Штирлиц, по-моему Вы русский шпион! — С чего Вы взяли? — Когда Вы пьете кофе, Вы правый глаз закрываете, как будто у Вас в чашечке ложечка…
  2. Автор правки услышал этот анекдот, когда родственники заметили, что он всем видом задавал вопрос «Где ложка?!»
  3. Вот только никто не запрещает перераспределить клавиши в настройках перед началом игры ;)
  4. При автоматической коробке передач педаль тормоза делают значительно шире, так что попасть по ней левой ногой, которая рефлекторно пошла вниз, очень легко. Чаще всего, такое случается не при переключении передач (что как раз мозгом блокируется неплохо), а при остановке: в тот момент, когда нужно доехать последние метры с черепашьей скоростью по инерции, рефлексы как раз и подсказывают «утопить» левую ногу, чтобы мотор не заглох. Впрочем, после пары-тройки подобных рывков всё обычно приходит в норму.
  5. У легковых машин нестандартные раскладки — явление нечастое, а вот у грузовиков это в порядке вещей. Лет 50 назад ситуация была ещё более суровой: у всех советских грузовых машин (за редкими исключениями) раскладка переключения передач была своя собственная. Даже у машин с одной и той же коробкой, но разной компоновкой (ЗиЛ и Колхида, МАЗ и КрАЗ) расположение передач было разным.
  6. А также многих боевых или пилотажных самолетах. На Ту-104 конструкторы додумались установить сразу два разнотипных авиагоризонта.