Решающий первый удар

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« «Бей первым, Фредди!» »
— Название датской пародии на фильмы о Джеймсе Бонде

Как начинается атака? «Защищайтесь сударь»? «Иду на вы»? Нет, прагматичный боец не заморачивается честью и следует простому правилу — «бей первым!», и постарается нанести решающий первый удар без какого-либо предупреждения, а если противник оказался к нему совсем не готов, то чья это проблема? Правильно, атакованного.

На тактическом уровне это может означать нападение на не готового к бою противника, например, на транспортную колонну или лагерь спящего противника. На стратегическом уровне — неожиданное нападение на противника, не готового к войне.

Это также является жизненно важным для стеклянных пушек, т.к. они имеют мало здоровья, что может не позволить им контратаковать, зато высокий урон пушки при первом ударе может быстро стать последним для жертвы.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Сага о ведьмаке — то как Геральт вырубил здоровенного охранника, заявившего о своей неподкупности, ударив его кошельком с тяжёлыми монетами в висок
  • Ник. Шпанов «Первый удар» — инверсия: Первый удар наносит Германия — но СССР, разумеется, всегда готов… Поэтому всё выходит не так, как на самом деле.
  • Хонор Харрингтон — в более поздних книгах, флоты делают ставку на усовершенствованные подвески, которые позволяют совершить ограниченное количество массированного залпа ракет взамен длительной перестрелки. Задачей становится задавить врага первым-вторым залпом. Единственным шансом защитника являются средства РЭБ (довольно эффективные), ракеты-перехватчики и (на худой конец) противоракетные лазеры. Пример: первый залп обеих сторон в начале первого сражения за Мантикору состоит из почти 700 000 ракет.
    • Инженеры Мантикоры также совершенствуют ракеты, существенно увеличивая их дальность засчёт создания вторых и третьих ступеней, после чего добавляют систему «Аполлон», которая позволяет управлять ракетами с помощью сверхсветовой связи. Таким образом флот врага можно уничтожить ещё на подлёте, не подставляя собственные силы под удар.
    • Таким же образом, мезанцы создают стелс-корабли со сверхмощными ракетами, чтобы наносить внезапные удары наподобие баллистических подлодок.
    • Именно так прошло сражение в системе Цербер между хевенитским кораблями (5 линейных крейсеров, 4 тяжёлых крейсера и 1 лёгкий крейсер), захваченными Хонор и её союзниками, и флотом контр-адмирала Ермана (10 линейных крейсеров и 6 тяжёлых крейсера). Так как местные безопасники настаивали на том, чтобы все хевенитские корабли прибывали одним и тем же вектором, то Хонор и её люди точно знали где вынырнет враг. А чтобы не выдавать себя импеллерными клиньями, до места назначения они добрались старыми-добрыми химическими двигателями. Затем попросту расстреляли почти все корабли врага двумя залпами из лазеров в незащищённую корму. Все считают эту тактику гениальной, кроме подруги Хонор Мишель Хенки, которая разносит её тактику в пух и прах, приводя длинный список удачных совпадений и как всё могло пойти совсем не так.
  • По ту сторону рассвета — Берен предлагает такой план превентивного удара по армии Саурона: «Следующей весной Саурон нападет на Хитлум. Он подставит спину, и, будь я проклят, мы в нее ударим. Мало кто бывает таким беззащитным, как облачающийся в доспехи воин; армия на марше — то же самое. Я знаю, мы привыкли считать честным открытый бой, но… мы не сможем его дать. А сдаваться без боя я не намерен.»
  • «Чёрное Копьё» — Олмер из Дэйла в поединке с королём Гондора. Король закован в мифрил? Плевать, у него же есть смотровая щель в шлеме, а у Олмера — лук!
  • Дюма, «45» — фламандцы разбили французов неожиданно атаковав их, когда те собирались идти на ночной штурм Антверпена.
  • BIONICLE, «Легенды» — в стане шести королей Барраки нашёлся предатель, который выдал врагам, Братству Макут, информацию о том, когда они соберут свои армии. Те сумели нанести неожиданный удар из засады и одержать победу. Кто знает, смогли бы они иначе победить войска целого мира, которым Барраки почти уже правили. Предатель, кстати, был наказан со всеми вместе.

Кино[править]

  • Звездная Пыль — пираты учтиво салютуют королевским солдатам, прежде чем вступить в бой. Солдаты в ответ кланяются... и именно в этот момент пираты бьют их по любезно подставленным затылкам.
    • Не королевским солдатам, а людям Септимуса. И что-то не видно, чтобы кто-либо из пиратов сумел их поразить в первые секунды боя. Естественно те были наготове.

Мультсериалы[править]

  • RWBY — тактика боя Илии, шпионки БК в Менажери.
  • "Друзья Ангелов": за исключением первой пары боёв Раф, инверсия. Подопечные принимают сторону того, с кем взаимодействовали вторым. Странно, что ангелы с демонами ещё этого не заметили.

Аниме и Манга[править]

  • Onepunch-Man — он не то, чтобы решающий, Сайтама в принципе неуязвим, но гарантированно (кроме битвы с Боросом, спасибо доспехам) последний. А вот в дополнительных эпизодах таки да, Серебряный Клык в детской игре его на раз обставляет именно благодаря сабжу — протагонист получал молоточком по голове ещё до того, как успевал понять, что уже проиграл раунд.
    • Ученик Сайтамы, киборг Генос, едва прибыв к базе злодеев, сравнивает её с землей одним залпом, чем вызывает у Сайтамы лёгкое недоумение — злодеи ведь тоже готовились, и можно проявить к этому хоть каплю уважения.
  • Umineko no Naku Koro ni — аверсия. Во время дуэли Канон понимал, что сестра может начать колебаться, а, значит, у него неплохой шанс выстрелить первым. Вот только это просекла и сама Шанон, поэтому упала заранее, тем самым увернувшись от пули.
    • Любой бой с Фезарин, да и то вряд ли она будет этот один удар тратить. Правда, сначала читает лекцию, пока её пытаются атаковать тем, что уничтожает миллиарды метавселенных.

Видеоигры[править]

  • Pokémon и множество других игр с очерёдностью битв — не всегда, разумеется, но очень часто тактика или даже стратегия битвы строится именно на этом. Особенно при схватке с противником уровня так пятидесятого: как правило, в арсенале у покемонов на тот момент остаются настолько мощные атаки, что побеждает тот, кто ударит первым.
    • Для Покемонов всё же не совсем так — сказанное выше справедливо для свиперов (покемонов с большими параметрами атаки и скорости, но слабой защитой). А вот танки (много хитов, и достаточно высокие параметры одной из защит и одной из атак) и, тем более, стены (средние показатели атак, но дофига хитов и огромные защиты) зачастую способны выдержать не только первый удар, но и ещё парочку и их тактика со стратегией строятся совсем на других принципах.
  • В целом, в 4X-стратегиях чем навороченнее система дипломатии, тем больше негативных эффектов имеет нападение без объявления войны и особенно в нарушение договоров. Вполне может закончиться коалицией против такого «гения».
    • В Total War играется прямо на тактическом уровне: если искусственный идиот обороняется, над ним можно свободнее издеваться. Кроме того, существует понятие натиска — бонус к атаке если юнит успел разбежаться прежде чем столкнуться с врагом. Актуально, разумеется, для кавалерии, у которой он огромен.
  • Heroes of Might and Magic, все серии, кроме четвёртой. В бою никакой отряд не может ничего сделать тому, кто нанес по нему первый удар, пока не получит в полной мере урон от этого удара. А тогда для ответного удара, бывает, никого и не остаётся…
    • В четвёртой части отряды бьют друг друга одновременно, но заклинанием (о врожденной особенностью многих быстрых юнитов) «Первый удар» это можно исправить, да так, что отряд ударит первым по тому, кто посмеет на него напасть. Педаль в пол с грифонами: под «Первым ударом» они бьют первыми ВСЕХ врагов, которые на них полезут, и часто побеждают целую армию, не потеряв ни единички HP. И вдобавок заклинание «Первый удар» относится именно к их фракции…
    • Педаль в ядро — дракон-голем Академии, он бьет первым ВСЕГДА, даже если у его противника есть «Первый удар».
      • Не всегда — копейшиков и других юнитов с защитой от первого удара ни они, ни кто другой первыми не ударят.
  • Серия игр Langrisser — не один пример. Что характерно, исход всегда один и тот же — итоговый полный провал:
    • Langrisser I — Империя Далсис начинает свою войну с королевством Балтия с сокрушительного удара по столице противника. В итоге имперцы сумели занять часть территорий противника и убить короля Исаака, однако проворонили наследника престола, который при помощи союзного герцогства собрал армию и, обладая виртуозными полководческими навыками, быстро перевернул ход войны в свою пользу.
    • Langrisser III — Империя Лигурия наносит неожиданный удар по главной силу королевства Ларкусс — летающей крепости — и обрушивает её вниз после чего начинает полномасштабное вторжение (усугублённое тем, что все соседние государства, в том числе и вроде бы союзное королевство Баррал, бросились делить шкуру неубитого медведя). Однако полностью захватить территорию Ларкусса Империя всё же не сумела, да ещё и повздорила с другими претендентами на земли, да ещё и демоны вмешались…
    • Langrisser IV — с прикрученным фитильком. Нельзя сказать, что нападение Регенсбургской Федерации было для королевства Каконсис неожиданным: но при этом оно было действительно сокрушительным — поскольку в нём участвовало 20 тысяч солдат, при том что Каконсис мог выставить не больше 10 тысяч. Впрочем, это тот самый случай, когда наиболее действенной оказалась стратегия непрямых действий.
  • X-COM — часто такой подход использует штурмовик — подбежать к противнику в упор и разрядить в него дробовик, но если промажет или какой-нибудь Берсерк сможет это пережить, а товарищи не сумеют его добить, то кому-то будет очень больно.
    • К слову сказать - больно обычно тому, кто пытается либо убежать от штурмовика, либо навязать ему мили - ибо перк на стрельбу по любому врагу в пределах 8 клеток вокруг оперативника.
  • The Elder Scrolls: внутриигровая книга «Бессмертная кровь». Моварт Пикуин всегда побеждает, успев нанести удар первым. В финале же, будучи застигнут сильно врасплох, он не успел сделать ни первого удара, ни последнего.
  • Настолка «Странник, Изгоняющий Мрак»: в финальной битве один из противников главного героя — его собственный двойник. Те же самые параметры, та же самая экипировка, та же самая тактика боя. Себя самого победить невозможно? Но только не в этом случае: правилами особо оговаривается, что главный герой атакует двойника первым. Автор правки специально для этой схватки запасался каким-нибудь одноразовым артефактом, способным нанести достаточный урон самому себе, чтобы закончить бой одним ударом. Или превращал себя в стеклянную пушку как-нибудь иначе.
  • Mount & Blade — одна из тактик в мультиплеере, для дуэлей или небольших схваток, особенно с двуручным оружием и без тяжелой брони — не обмениваться ударами и блоками, а точно рассчитать дистанцию и тайминг и послать свое оружие в голову противника, свалив его одним ударом.
  • Undertale — От первой атаки Санса многие игроки были слиты на первой попытке. В отличие от других монстров, Санс атакует первым.
    • Протагонист может некоторых монстров убить одним ударом на своём первом ходу.
  • Hearts of Iron за Японию - адмирал Ямамото как-то сказал что для победы нужен не только Перл-Харбор, нужно захватить Гаваии, высадиться в Сан-Франциско и пройти все Штаты аж до Вашингтона пока из каждого куста целится ружье. Если игрок хочет победить США ему это и придется сделать одной военной операцией. Если наступление захлебнется на любом этапе то США просто передавят Японию за счет промышленности Восточного Побережья.

Музыка[править]

  • Владимир Высоцкий, «Тот, кто раньше с нею был». Вариант вышел печальный и реалистичный — сам же в тюрьму попал, как агрессор.
«— К чему задаром пропадать?
Ударил первым я тогда,
Ударил первым я тогда —
Так было надо».

Реальная жизнь[править]

  • Гопота — с прикрученным фитильком: так как обычно прежде, чем ударить, сначала пытается докопаться, а не бьёт с ходу без разговоров по морде.
  • Стратегия и тактика «молниеносной войны», эталонные примеры — нападение Германии на Польшу и СССР, атака японского флота на Перл-Харбор и американские базы на Филиппинах, Шестидневная война 1967 года.
  • Стеклянная пушка и хрупкий шустрик:
    • Японское иайдзюцу — умение вынимать меч первым. Как правило, оба противника без доспехов, и первый пропущенный удар рискует оказаться последним. При этом в Японии считалось совершенно нормальным атаковать таким образом ничего не подозревающего противника. Объяснялось это тем, что настоящий самурай должен быть «всегда готов», а кто не готов — тот сам себе злобный баклан.
    • Шашка — этим оружием из-за баланса и отсутствия гарды вообще трудно защищаться (хотя умельцы отбить удар шашкой всё же находились), так что приходится только атаковать, причём первым. Впрочем, именно на один первый удар (после которого противник приходит в состояние, в котором как минимум невозможно продолжать бой) шашка и рассчитана.
    • Кистень — если булавой или чеканом ещё хоть как-то можно отвести удар, то это — исключительно оружие одного-двух ударов. Всевозможные кнуты, гасила, цепи с грузом или цепы тоже считаются.
    • Боевая авиация — хрупкие самолёты и вертолёты с оружием, способным пробить броню танка.
      • Подпадание авиации под троп спорно - маневрирование никто не отменял и если истребителю в Первую и Вторые мировые войны не удавалось сбить противника внезапно, схватка плавно перетекала в режим "собачьей свали" ("dogfigt"), т.е. к маневренному рубилову накоротке.
    • Линейные крейсера — главный калибр как у линкора, но при минимальной броне, за что их прозвали «хрупкие скорлупки, вооружённые молотками».
  • Ковбойскую дуэль любят изображать так: в полдень на улице стоят два стрелка в напряженной позе, после чего одновременно выхватывают пистолеты и стреляют друг в друга. Это связано со специфическим законодательством: убийство человека, который НЕ держит в руках оружие, ведёт на виселицу; убийство вооруженного это самооборона.
    • Впрочем, реальность более прозаична — меткость револьверов была просто ужасающа, цена несправедливо завышена, а большинство известных ганфайтеров были или убиты выстрелами в спину, как, например, Дикий Билл Хиккок, или в ходе длительных перестрелок с применением карабинов и дробовиков. Зачастую патроны расстреливались напрочь и дуэль доходила до ножевой.
  • Работа снайпера (особо - при покушени/ликвидации особо важной цели - если не удалось решить дело одним максимум двумя выстрелами, то остаётся бежать: в боевых условиях можно получить из миномёта, а в условно мирных телохранители вытащат объект из зоны обстрела.
  • В футбольной тактике троп применяется командами, играющими в стиле «Тики-така», «Тотальный футбол». Суть проста — атакуй, держи мяч при себе, владей им у ворот соперника, тогда тебе точно никто не забьёт. Принято считать, что это способ игры сильных команд, потому что для извлечения пользы от такого метода требуются футболисты самого высокого класса, понимающие тактику, владеющие культурой паса, а также понимающие сокомандников на телепатическом уровне.
    • Примеры: Барселона, Бавария, Манчестер Юнайтед(при Фергюссоне)/Сити (сейчас), «Пари Сен-Жермен».