Ригидная мораль

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Нет на земле существа более жуткого, чем истинно справедливый человек. »
— Варис о Станнисе Баратеоне, Песнь Льда и Пламени.

Ригидная мораль — полная противоположность гибкой морали. Её типичные носители — Законопослушный дурак и Борец за нравственность.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Новый Завет — казнь Иродом Иоанна Крестителя. Гибкости на то, чтобы повторить поступок своего коллеги царя Додона в аналогичной ситуации, не хватило.
  • Притча о том, как однажды зимой стражник вёл заключённого на смертную казнь. При переходе через реку подломился лёд, и заключённый спас стражника. Однако последний в соответствии со своим пониманием морали как ни в чём не бывало повёл своего спасителя дальше на казнь.
    • Ситуация почти точно (но с прикрученным фитильком) воспроизведена в телесериале «Учитель в законе», третий сезон, вторая арка. Отличия: 1) не на смертную казнь, а всего лишь попытка задержания; 2) не зимой, а летом; 3) не река со льдом, а болото с трясиной; 4) после того, как участковый «намок» и был вытащен, протагонист просто ушёл — отказался вверить свою судьбу закону; 5) у участкового не то чтобы ригидная мораль, просто он законопослушный нейтральный, а также неумолимый преследователь.

Театр[править]

  • А. П. Чехов в своей пьесе «Иванов» создал великолепный образчик носителя ригидной морали в лице доктора Львова. Сам автор так объяснял этого персонажа своему другу, театральному деятелю: «…Перехожу к доктору Львову. Это тип честного, прямого, горячего, но узкого и прямолинейного человека. Про таких умные люди говорят: „Он глуп, но в нём есть честное чувство“. Всё, что похоже на широту взгляда или непосредственность чувства, чуждо Львову. Это олицетворённый шаблон, ходячая тенденция. На каждое явление и лицо он смотрит сквозь тесную раму, обо всём судит предвзято. Кто кричит: „Дорогу честному труду!“, на того он молится; кто же не кричит этого, тот подлец и кулак[1]. Середины нет… Ему мало, что все люди грешны. Подавай ему святых и подлецов! (…) Львов честен, прям и рубит сплеча, не щадя живота. Если нужно, он бросит под карету бомбу, даст по рылу инспектору, [от]пустит подлеца. Он ни перед чем не остановится. Угрызений совести никогда не чувствует — на то он „честный труженик“, чтоб казнить „тёмную силу“!.. Львов, читая [тургеневского] „Рудина“, непременно спрашивает себя: „Подлец Рудин или нет?“ Литература и сцена так воспитали его, что он ко всякому лицу в жизни и в литературе подступает с этим вопросом…» (Из письма А. С. Суворину)
  • К. Тренёв, «Любовь Яровая» — нетрудно догадаться, что нынешнее восприятие поступка главной героини очень сильно отличается от советского. Тогда её поступок был несомненно героическим — ради дела Великой Революции сдать врага, несмотря ни на что. Сегодня — это очевидно позорное предательство совсем не чужого героине человека, который вообще-то дважды спас её, не посмотрев на то, что она поддерживает его врагов. Таки идеология сильно влияет на общественную мораль

Литература[править]

  • Виктор Гюго:
    • «Отверженные» — полицейский сыщик Жавер являл собой настолько каноничный образец ригидной морали, что спасение его от расстрела беглым каторжником Жаном Вальжаном вызвало несовместимый с жизнью разрыв шаблона.
    • «Девяносто третий год» — маркиз де Лантенак сначала награждает орденом моряка, который, рискуя жизнью, остановил сорвавшуюся с цепей пушку, а потом приказывает его расстрелять, потому что по его халатности пушка и сорвалась.
  • Очень похожий пример в «Бета-тестерах» Призрака — в рассказах о Батяне Комбате. Началось всё с того, что тестеры, снимая репортаж внутри игры, пролюбили портативный терминал, дающий Ксенобайту административный статус и соответствующие права доступа. Такую штуку, конечно же, нельзя было просто так бросать — с ней любой удачливый мародёр мог устроить в игре трэш, угар и содомию (прецеденты были). Тестеры сперва зачистили от монстров место гибели программиста (поздно — терминал уже утащили подручные Батяни), а после этого заняли там же оборону и перебили целый рейд игроков (чтобы важный предмет не достался уже им). В финале ригидную мораль демонстрирует сам Комбат (игровой босс с интеллектом значительно выше среднего). С одной стороны, тестеры проявили себя, как герои — уничтожили много-много его врагов — и заслужили за это символические награды. С другой стороны, они всё-таки враги, и после награждения их следует «немножко расстрелять».
  • Жюль Верн, «Вокруг света за 80 дней» — инспектор полиции Фикс. Пережил массу совместных приключений с героями по всему земному шару, однако по возвращении в Англию тут же арестовал Филеаса Фогга по подозрению в ограблении банка. Он бы сделал это и ранее, да только постановление на арест, следовавшее за сыщиком из Лондона, всё время запаздывало, как ни старался инспектор задержать путешественников…
    • К слову, дураком его не назвать — зная, что у него нет права задерживать человека вне территории Британской империи, после того, как герои покинули Гонконг, он Фоггу всячески помогал — что бы он быстрее вернулся в Британию.
  • Гаррисон, «Моралист» — всё произведение об этом. Педаль в пол: один из главных героев одновременно является носителем ригидной морали и моральным вертихвостом. Как? Да очень просто: он разделяет идеи сразу всех созданных человечеством этических учений!
  • Роберт Шекли, «Цивилизация статуса». Как узнаёт ГГ в конце повести, ригидная мораль прошивается всем земным детям в подкорку во время гипноуроков в закрытом классе, чтобы в случае будущего нарушения им закона гражданин сам себя сдавал в полицию. А то и вышибал сам себе мозги — в случае выхода гипноуроков из подсознания.
  • «Гарри Поттер» — Минерва Макгонагалл и, отчасти, Гермиона.
  • ПЛиО просто пестрит подобными примерами, от мелких и незначимых до таких, которые влияют на судьбы миллионов людей. Приведём самые вопиющие примеры:
    • Эддард «Нед» Старк. По просьбе короля, его старого друга, он оказался втянут в столичные политические дрязги, к которым был никак не готов и никак не приспособлен. Закономерным итогом стало полное поражение в подковёрных интригах, приведшее к смерти короля.
      • Король умер, да здравствует король! Вот только какой именно? Решение этого вопроса зависит от Неда. Казалось бы, «если выполнение расписания грозит крушением — нарушай расписание». Однако Нед настаивает: законы о престолонаследии должны быть соблюдены любой ценой, и точка! При этом Неда никак не волнует тот факт, что законный наследник — весьма неприятный человек, которого не хочет видеть на троне почти вся масса дворянства и который может вовлечь страну в нехорошее.
      • Вдова короля (которая его и угробила) плевать хотела на закон? Она ни перед чем не остановится, она не потерпит на троне никого, кроме своего ненаглядного сыночка — инцестуального бастарда? Что же Нед сделает в данной ситуации? А Нед советует ей добровольно бежать из страны, угрожая в противном случае опозорить женщину на весь Вестерос, опубликовав компромат про инцест! Ну действительно, не брать же её под арест, дабы она не натворила чего-нибудь. Тот факт, что её папаша — один из самых богатых и могущественных людей в стране, способный купить половину столицы, а сама дамочка та ещё интриганка… Эти мелочи не так важны, как соблюдение буквы закона и джентльменского кодекса[2].
      • Младший брат покойного короля предлагает вполне реальный (хоть и до предела циничный) план? Нет, ведь это означает нарушение закона, да ещё и жестокость по отношению к детям[3], пусть даже и нелетальная! На такое мы пойти не можем.
        • Кстати, жестокости-то Ренли не предлагал! Он собирался арестовать и сместить Серсею с детьми: поскольку гражданской войны (как в прошлый раз) не было, ему вовсе не нужно их убивать. Можно просто оставить под стражей, в почётных условиях, на том же, например, Драконьем Камне. А папа Тайвин верно служил бы, гарантируя своей верностью жизнь дочери и внуков. Это Нед почему-то подумал, что Ренли планирует худшее, и в ужасе отказался, но ведь Ренли не чудовище и, что важнее, не дурак. Живая и пленная Серсея с детьми — гарантия тишины со стороны Тайвина. Её смерть или смерть любого из детей — гарантия гражданской войны.
      • Если гнуть и дальше свою линию — тогда придётся довериться очень мутному человеку (который, к тому же, сам предупреждал «Не надо мне доверяться»)? Нашего героя не пугает!
      • Всё это запросто может не только стоить головы самому Неду Старку, но ещё и обернуться огромными проблемами для его семьи, которую Нед не может адекватно защитить? Подумаешь, всё равно пойду до конца! Конец немного предсказуем.
        • Хотя последний пункт — с прикрученным фитильком. Нед предпринял меры, чтобы защитить свою семью перед этой авантюрой. Как ему казалось, достаточные. Увы, он так и не заметил вовремя, что его старшая дочь клиническая дура. И вместо того, чтобы провести с ней разъяснительную беседу на тему того, кто такой и что такое Джоффри, он вообразил, что девочка, влюбившаяся по щелчку отцовских пальцев, по следующему щелчку забудет о горе-возлюбленном. И уж ни в коем случае не побежит закладывать любящего папу будущей свекрови.
    • Кстати, вышеупомянутый «законный наследник», Станнис Баратеон — тоже хороший пример. Некий контрабандист спас жизни всего гарнизона, вовремя привезя провиант? И к тому же этот контрабандист стал на путь исправления и твёрдо намерен «завязать»? И, с его-то кодексом личной чести, он станет вернейшим соратником? Ничего, всё равно ведь доселе нарушал закон, а значит, должен понести наказание. Говорим экс-контрабандисту «спасибо», радостно выгружаем с его корабля провизию, посвящаем этого человека в рыцари, поём ему славу, берём его в личные друзья-наперсники-советники… но за былое воровство отсекаем ему до половины все пальцы на руке!
      • Хотя стоит заметить, что в этой ситуации Станнис всё-таки заметно смягчил наказание, которому по букве закона должен был подвергнуться вор (отсечение головы или хотя бы руки). Когда позже этому экс-вору прямым текстом заявили, что он очень легко отделался, потеряв всего четыре фаланги за своё воровство, он не стал этого отрицать даже в мыслях.
    • Чуть позже Мартин прямо озвучивает устами некоторых персонажей (как минимум, Барристана Селми) мысль, что быть человеком чести — это ещё не значит быть дураком. Строгая мораль, основанная на законах чести, появилась не просто так, а для вполне конкретной цели — создания порядка, при котором будет комфортно жить. Так что отход от соблюдения буквы законов ради исполнения духа — много важнее для этого самого порядка.
  • «Досье Дрездена»:
    • Морган. Хотя в 11 книге немного исправился.
    • Мерфи в первых книгах. Терпение Дрездена поражает.
  • «Архимаг» — аверсия. Король Рокуша случайно роняет в пропасть священную корону, которую подхватывает один из его сопровождавших. Своим героическим поступком он, безусловно, спас реликвию… но вот только древний закон запрещает прикасаться к короне кому-либо, кроме самого короля, не делая никаких исключений. Наказание ослушнику — смерть. Монарх выносит спасителю короны смертный приговор, однако откладывает его приведение в исполнение на сто лет. Излишне уточнять, что до казни приговорённый не дожил по вполне естественным причинам…
    • Подобным образом поступила однажды и Мара Акома (Фейст, Вуртс, «Дочь Империи»), которая вообще была мастерицей на подобные фокусы. Телохранитель, ворвавшийся в священный сад, куда входить не имел права, и сразивший подосланного к госпоже убийцу, был приговорён к смерти… срок которой должно было определить особое указание самой госпожи.
  • Алексей Пехов, рассказ «Наранья» — ведьма (на самом деле не факт, что ведьма) спасла отряд и святого отца от вражеских солдат, но её все равно надо сжечь. Герои в благодарность сумели только подарить ей удар милосердия.

Кино[править]

  • Дорога на Берлин — конвоир с ригидной моралью, который ведёт заключённого на расстрел или помилование (как решит трибунал), спасает его от расстрела «по законам военного времени», так как это было бы против правил, ибо заключённый — офицер (зелёный лейтенант), выдвинутый к награде, а приказавший его расстрелять не имеет таких полномочий, чтобы расстреливать офицера. Что показательно, когда заключённый спас его жизнь, он его не отпускает, а всё так же продолжает вести его на расстрел или помилование. И всё это на фоне событий лета-осени 1941 года, то есть выводит заключённого из окружения и так далее. После того, как конвоира убило осколком, заключённый, ранее пытавшийся сбежать, берёт у покойного конвоира его винтовку и не утверждённый приказ о своём собственном расстреле и продолжает свой путь к трибуналу.
  • «13 убийц»: дракон главгада — благородный человек чести, но служит полному чудовищу, потому что клялся ему в Верности и как истинный самурай верен ему до конца, какие бы чудовищные зверства тот бы ни вытворял.
  • «Доктор Стрэндж» — Карл Мордо. Если сказано, что нельзя подпитываться от темного измерения и играть с изменением времени, значит нельзя и точка. Ладно еще, что Стрэнджу по голове не настучал за нарушение регламентов…
    • Не волнуйтесь, ещё настучит: в комиксах Мордо — один из самых упёртых врагов Стрэйнджа.
  • «Возвращение „Броненосца“» — Герц любит Клавдию искренне и всей душой, а главное взаимно. Что не мешает ему гусеничным трактором пройтись по её судьбе за «спекуляцию» — вроде бы даже искренне не желая этого делать, но тем не менее…
  • «„Добро пожаловать!“ или „Посторонним вход воспрещен!“» — тов. Дынин (с прикрученным фитильком, поскольку как бы и не взаправду, а визуализированная рефлексия ГГ): «Костя, ты был мне кровным врагом, а теперь стал мне кровным братом. Но в лагерь я тебя все равно не верну: ты купался в неположенном месте».
  • «Доктор Лиза» — майор ФСКН Колесов, как ни странно, исключительно честный человек. Отмазать сына коллеги от наказания отказывается наотрез, приказу начальства завести дело на Елизавету Глинку подчиняется, но исключительно в рамках закона (не вызывает сразу воронок или группу захвата, а опрашивает свидетелей, общается с самой Глинкой и даже оставляет под подпиской о невыезде).
    • И где здесь ригидная мораль-то?

Телесериалы[править]

  • «Великолепный век» — казнить визиря, который возомнил себя выше самого падишаха, безусловно, правильный поступок с точки зрения законов. Но не в случае, если этот визирь — лучший друг султана, которому последний дал клятву не лишать жизни ни при каких обстоятельствах. Вместо того, чтобы искать способ обойти клятву, Сулейман вполне мог: понизить Ибрагима в должности, разжаловать, отправить в ссылку, посадить в темницу или отправить своего друга замаливать грехи в монастыре
      • А почему Сулейман должен был прощать друга и искать способы сохранить ему жизнь? Ибрагим оборзел настолько, что уже начал высмеивать султана перед послами других стран: я, мол, дрессировщик, а султан у меня вон там на коврике спит.
    • Газанфер спас Нурбану, ворвавшись в баню и убив Дильшах, которая пыталась утопить госпожу в ванне. И перед Селимом встал тяжёлый выбор: по закону он был обязан казнить слугу, поскольку ни одному мужчине не дозволено видеть госпожу голой, даже если и разглядеть ничего не успел. В итоге Селим заменил казнь изгнанием из гарема, но тут вступила Нурбану: терять верного слугу, да ещё и влюбленного в нее без памяти, ей решительно не хотелось. Селим ни в какую не соглашался оставить Газанфера в гареме: пусть скажет спасибо, что не казнил. И Нурбану пошла в темницу и предложила Газанферу пройти через кастрацию, ведь она так не хочет его терять и это единственный шанс ему остаться с драгоценной госпожой и оберегать ее от всяких там интриганов. Газанфер согласился, и Селим выдохнул: и слугу почем зря не выгнал, и себя не уронил.

Мультсериалы[править]

  • «Team Galaxy» — именно этим в серии «Звёздный цирк» отличился директор Киркпатрик, отец Джоша. Вначале, когда главные герои проиграли свой корабль инопланетянам, он исключил их всех (включая Джоша) из школы — это ещё ладно, «закон един для всех». Но потом, когда захватили злые клоуны, он обратился к друзьям за помощью, они с риском для жизни всех спасли — а он всё равно отказался их восстановить. Мораль: не надейся на благодарность, требуй себе награду заранее, прежде чем соглашаться кого-либо спасать.
  • «Американский папаша» — 12 серия первого сезона. Главный герой, сосланный в Саудовскую Аравию, шокирует своих подчинённых-арабов утверждением, что его жена отказалась ему помочь. Один из арабов решает объяснить ему местные порядки в виде песни, но не успевает затянуть первый куплет… Как его тут же убивает полиция нравов. «В Саудовской Аравии публичное распевание песен вне закона. Это было его третье нарушение. А жаль — голос у него неплохой».

Комиксы[править]

  • Роршах из комиксов Watchmen и их экранизации — яркий представитель ригидной морали. Для него есть только чёрное и белое, оттенков серого он не различает и ни за что не станет мириться с необходимым злом во имя всеобщего добра.
  • Каратель же! Особенно ярко показано в Marvel Zombies — лучше пристрелить уголовника, когда тот отбивается от зомби, чем уничтожать этих самых зомби, заполонивших Землю. Фрэнк же у нас не истребитель нежити — он вигилант, народный мститель, борец с преступностью!
    • Не менее ярко показано и в комиксе «Гражданская война». Суперзлодеев надо убивать, без разницы, намерены ли они убить Человек-паука или присоединиться к Капитану Америка. Нет злу и точка! Ах да, сопротивляться избившему его за такое поведение Кэпу Каратель тоже не будет. Добру он не враг, и точка!
  • Внезапно, Бэтмен. Его категорическое нежелание не только убивать лично, но и позволять другим убивать даже закоренелых преступников, на чьей совести бесчисленное множество жизней, иногда начинает напоминать ригидную мораль.
    • Особенно мерзко позиция Бетса выглядит в Injustice: Gods Among Us. Да, Супермен убил Джокера… Ну так туда этому уроду и дорога! Вместо того, чтобы изображать из себя Совесть Нации, иди и поддержи своего друга, которому сейчас охрененно плохо! Можно подумать, что Бэтмен никогда не был в таком положении, ага. Типа, и родителей не терял, и напарников его тот же Джокер не убивал… Смотрится это так, как будто Бэтмену просто жаль беднягу-Джокера, к которому он успел привязаться за годы вражды.

Аниме, манга, ранобэ[править]

  • «Основатель Тёмного пути» — подобной явно отличался Не Минцзюэ, привыкший всё делить на белое и чёрное без скидок на обстоятельства. В итоге именно это стоило ему жизни (хотя, что весьма иронично, как раз в той ситуации он в общем и целом был прав).
    • К этому тяготеет Лань Цижень.
  • «Queen’s Blade» — Клодетта уважает правосудие а-ля «Станнис и Давос» (см. раздел литературы). Разбойнице, которая вернула домой сестру-беглянку, нужно выплатить награду. Всё честь по чести. Потом её можно шарахнуть током и бросить в темницу, потому что разбойничать нехорошо.
  • Двенадцатицарствие: Тютацу, правитель царства Хо, был благороднейшим человеком, но слишком нетерпимым к любому злу. Видя, что подданные не прекращают совершать преступления, он вводил всё более и более жестокие законы, пока число казненных не достигло почти 300 тысяч за год. Был свергнут восставшим губернатором одной из провинций, ставший впоследствие единственным правителем-узурпатором, к которому терпимо относится Воля Небес.

Видеоигры[править]

  • Fahrenheit — аверсия: когда полицейский видит как подозреваемый в жестоком убийстве рискуя жизнью спасает мальчика, в этот раз он дает ему уйти.
  • Mount & Blade — лорд Кастор из Форвиллы хочет казнить Гравета, который сорвал выборы короля… чтобы предупредить лордов о надвигающейся на них свадийской армии, после чего остановил эту армию! Чем Кастор недоволен? Карл! Он что, собирался быть королем свадийской тюрьмы?
    • Гравет не просто предупредил, а потребовал, чтобы выбрали его, иначе он не будет их защищать (только его отряд явился с оружием, наплевав на традицию). И не Гравет ли предварительно ли этих свадов навел?
      • Разве что делает Гравета эпичным Великолепным мерзавцем. И при том в регионе, где все друг с другом воюют и у всех есть у соседей шпионы, к традициям нужно относиться с осторожностью — их писали когда в Афганистане минных полей не было времена были по-спокойнее…
      • Откровение еще эпичнее — Гравет не навёл свадов (это, кстати, потом можно было бы и проверить — см. выше «Шпионы»), он принёс оружие устроить переворот, а Свадийцы просто под руку подвернулись… Но это к сабжу уже не относится.
    • Коллега лорда Кастора по «сомнительным притязаниям на престол» Дустум-Хан хотел по-традиции разделить Ханство с братом — тоже не очень благоразумная идея. А если бы братьев было штук 12?..
      • Правда помимо этого, он просто не считает брата достойным правителем. Ибо по его словам в отличии от него, брат проводил свои дни не в охране границ и прочих государственных делах, а в пирах и охотах, а когда отец умер(как раз когда брат был в одной из таких "командировок") просто подкупил знать чтобы признали его единоличным правителем. Собственно (по его мнению) народу при таком правителе будет несладко.

Реальная жизнь[править]

  • Император У Ди мечтал передать трон своему внуку принцу Сыма Юйю[4], но так как решил соблюсти закон любой ценой, объявил своим наследником его отца — буквального имбецила Сыма Чжуна (коронованного под именем Юнси, и известного по посмертному имени Хуэй Ди), а наследником наследника объявлялся принц Сыма Юй, до прихода ко власти которого за имбецила должен был править совет регентов. Но, как только Император У Ди помер, регенты мгновенно перессорились… что привело сначала к серии дворцовых переворотов, а затем и к открытой гражданской войне между регентами.
  • Pereat mundus et fiat justicia (Пусть погибнет мир, но свершится правосудие). Это знаменитое выражение ошибочно приписывается миру юристов Древнего Рима. На самом деле — девиз императора Священной Римской империи Фердинанда I (1558—1564). Так или иначе, этот принцип требует соблюдения буквы закона, хотя бы оно вело к весьма нежелательным последствиям.

Примечания[править]

  1. Здесь, в традициях российской левой фразеологии 1870-80-х годов (к которой был склонен и Львов) употреблено не как политический стереотип (т. е. не обязательно буквально богатый крестьянин-эксплуататор), но в качестве расширительно-собирательного типажа. „Кулаком“ здесь назван всякий человек, который норовит обогатиться, обрести влияние и эксплуатировать других людей, прилагая при этом как можно меньше личных усилий, а также цинично поступаясь чужими правами и интересами.
  2. Откуда он появился в этих навозных веках?
  3. С этим у Неда Старка связано глубоко личное: в молодости он вместе со своими друзьями бунтовал против тогдашнего короля-безумца, и в конце концов они общими усилиями свергли ту династию… а их циничный союзник возьми да истреби маленьких внучат короля! Под корень. И ладно бы просто истребил — послал на это дело своих приспешников-отморозков, один из которых убивал маленькую девочку несколькими десятками ударов ножа, а второй разбил младенцу голову об стену на глазах у его матери. Впечатление такое, что Нед потом всю жизнь считал себя чуть ли не сообщником — и так и не простил себе.
  4. трудно сказать был ли умненький Сыма Юй настоящим сыном Сыма Чжуна, но Император У Ди не сомневался что это именно его внук, так как Сыма Юй был очень похож на покойного отца Императора У Ди — легендарного полководца Сыма И