Роджер Желязны

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
RogerZelazny.jpg

Роджер Джозеф Желязны (англ. Roger Joseph Zelazny, 13 мая 1937 года — 14 июня 1995 года) — американский писатель-фантаст польско-ирландского происхождения, выделяющийся тем, что размывал границу между фантастикой и фэнтези в своих творениях. Наибольшую известность и влияние приобрёл благодаря циклу «Хроники Амбера», однако Желязны был крайне талантливым и плодовитым писателем и написал гораздо больше.

Желязны начал творить в первые дни «Новой волны научной фантастики», в середине 1960-х и, несмотря на то, что он не ассоциировал себя с «Новой волной», всё же разделял их интерес к необычной литературной технике. Он писал в стиле, который дико варьировался от пурпурной прозы высокого фэнтези до бежевой прозы мирской повседневности, выдавая тем самым читателю ощущение удивления, привлекая его к себе, заставляя ощутить себя частью истории, а также часто сдабривал всё это хорошим юмором. Желязны был таким писателем, который мог сделать так, чтобы боги и компьютеры работали в одной упряжке, не создавая при этом ненужного диссонанса. Вместе с авторами «Новой волны», такими, как Майкл Джон Муркок, он оказал огромнейшее влияние на современное фэнтези.

В начале карьеры Роджер Желязны прославился фантастическими романами, написанных на основе мифологии. Его первый роман, «Этот бессмертный», впервые был опубликован под названием «…И зовите меня Конрад». Он основан на греческой мифологии, а последовавшие за ним «Князь света» и «Порождения Света и Тьмы» — на индуистской и египетской мифологиях соответственно.

Некоторое время спустя Желязны написал «Хроники Амбера», опираясь на архетипические элементы фэнтези, такие, как карты Таро и конфликт Порядка и Хаоса. Позже он вернулся к фантастике на основе мифологии, написав романы «Глаз кота» (индейская) и «Маска Локи» (скандинавская).

Желязны участвовал в совместных проектах с Филипом Диком, Робертом Шекли и Альфредом Бестером. Его последние два романа, «Доннерджек» и «Лорд Демон», были завершены подругой и попечителем Джейн Линдсколд.

Наиболее известные произведения Роджера Желязны[править]

  • Хроники Амбера
  • Порождения Света и Тьмы
  • Долина проклятий
  • Дилвиш Проклятый
  • Двери в песке
  • Джек из Тени
  • Князь Света
  • Имя мне легион
  • Ночь в одиноком октябре
  • Дорожные знаки
  • Роза для Екклезиаста
  • Этот бессмертный
  • Последний защитник Камелота

Тропы и штампы в творчестве[править]

  • Оживший доспех — слуга Мерлина в «Последнем защитнике Камелота».
  • Пропавший отец — Фрэнк Сандау по отношению к своему сыну, Оберон к Корвину, Корвин к Мерлину. Популярный троп у автора. Видимо причиной тому служит то, что сам Желязны рано лишился отца.
  • Мне на самом деле семьсот лет — многие персонажи автора.
  • Кроссовер — «Ночь в одиноком октябре». Влад Дракула, Шерлок Холмс, Франкенштейн и служители Внешних богов Лавкрафта собрались в тихом графстве, чтобы провести тёмный ритуал на Хэллоуин. Ну, или помешать этому ритуалу.
  • Без души — роман «Джек из Тени». У обитателей тёмной стороны нет душ, вернее, их души лежат камушками в Ямах Глива и не могут влиять на мысли и поступки своих хозяев. Как следствие, обитатели царства теней хоть и цивилизованны, но, похоже, лишены совести и эмпатии. Например, протагонист Джек магией влюбляет в себя понравившуюся женщину, которой до того был отвратителен, и искренне не понимает, что здесь плохого.
  • Магия против науки — встречается в «Одержимом магией» и «Джеке-из-Тени».
  • Силач — множество героев автора.
  • Франкенштейн — «Ночь в одиноком октябре». Доктор (ни разу не названный по имени) и его помощник, приехав в английскую глубинку, создают в своей лаборатории искусственного человека. Вот только по соседству идёт Игра, ставка в которой — пустить или нет на Землю лавкрафтовских Великих Древних. И доктора принимают за игрока…
  • Нескончаемая ночь — «Джек из Тени». На одной стороне планеты, где царствует наука, стоит вечный день, на другой, где магия и тёмные силы — соответственно, вечная ночь.
  • Терраформинг — «Ключи к декабрю». Для колонизации холодной и «тяжёлой» планеты была создана популяция из тысяч генетически модифицированных людей. Однако потенциальная колония сгорела во взрыве Сверхновой — и несостоявшиеся колонисты (на Земле способные жить только в специальных холодильных камерах с повышенной гравитацией) терраформируют другую планету под свои запросы. Всё идёт нормально, но попутно выясняется: на этой планете уже есть разумный (хотя и примитивный, на уровне каменного века) вид — и дальнейший терраформинг их уничтожит…
  • Техномагия — сеттинг в «Князе Света» оформлен под индуизм и вся магия осуществляется при помощи сложных технологий, а мифические существа (боги, которых косплеят люди и ракшасы — аборигены планеты, перешедшие в энергетическую форму существования) объяснены с научной точки зрения.