Родина кофе и растаманов

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Статья посвящена Эфиопии — поистине одной из самых удивительных стран Африки.

Стереотипы и факты[править]

  • Эфиопия — родина кофе. Именно здесь в XIV веке начали культивировать кофейное дерево (кстати, это последняя из культур, одомашненных человеком). Из Эфиопии кофе попал на Ближний Восток: в Египет и Йемен, а оттуда он распространился по всему миру.
  • Вместо хлеба эфиопы едят ынджэру. Ынджэра — это лепёшка-блин, изготовляемая из тефа (злака-эндемика Эфиопии), пшеницы, сорго или кукурузы. Её не только едят, но и используют вместо столовых приборов.
    • Вообще, как и в Корее, в Эфиопии любое употребление пищи — это всегда собрание какого-то количества людей, есть в одиночку не принято.
    • Эфиопская кухня очень острая.
  • Этнически, расово и конфессионально Эфиопия — очень разнородная страна:
    • На большей части страны проживает население, относящееся к восточноафриканскому типу, являющемуся переходным между европеоидами и негроидами. Выглядят носители этого типа примерно так: при типично ближневосточной внешности (узкое лицо и длинный, выдающийся вперед нос) они обладают тёмной кожей (но не настолько тёмной, как у большинства негроидов) и чёрными курчавыми волосами. В то время как на юго-западе живут негроиды суданского типа: их кожа очень тёмная, и на первый взгляд может показаться, что она не тёмно-коричневая, а реально чёрная.
    • На севере и в центре страны проживают семитоязычные народы: амхара и тиграи[1] (семитским является и язык богослужения в эфиопской церкви — геэз). На юго-западе живут племена, говорящие на нило-сахарских языках, многие из них до сих пор ведут первобытный образ жизни. На остальной территории страны проживают кушиты (кушитская ветвь языков близкородственна семитской и наряду с ней входит в афразийскую макросемью).
Эфиопская икона.
Глава Эфиопской православной церкви с характерными символами в руках.
  • Эфиопия имеет свою собственную древнюю ветвь христианства, называемую православной церковью, но другие поместные православные церкви мира её таковой не признают (взаимно) по причине древних догматических расхождений, зато признают другие Древневосточные церкви, включая ААЦ. Христианами эфиопской церкви являются половина верующих в стране. Хотя мусульман (в восточной части страны, ими, к примеру, являются представители кушитского народа афар) и протестантов здесь тоже много. Племена юго-запада сохраняют свои традиционные верования, есть даже эфиопы-иудеи, фалаша, которые в конце XX века почти полностью эмигрировали в Израиль. По израильскому законодательству они считаются вполне себе евреями.
    • Если в православных иконах разнообразная нечисть от мелких бесов до самого Князя Тьмы изображается в тёмных тонах, то на эфиопских они наоборот, белые. А вот люди могут обладать как и жёлтой, так и оранжевой, так и желтовато-коричневой, так и красной кожей. Эфиопская иконопись оказала огромное влияние на миниатюры эфиопских манускриптов, и позднее — на полноценную живопись.
    • Эфиопская религиозная символика узнаваема по характерным пышным «фрактальным» крестам («полиставриям»), когда на каждом конце креста изображается крест поменьше, и так пока мастер не упрётся в фундаментальную структуру вещества.
    • Иконы, на которых изображён евангельский эпизод бегства святого семейства в Египет, называются здесь «Вхождение святого семейства в Египет», так как для африканских церквей это не уход святых, а, наоборот, посещение и радостная встреча.
    • В эфиопской церкви почитается в качестве святого Понтий Пилат (за то, что не держал на Христа зла и искал возможности спасти ему жизнь), а также жена Пилата (за то, что в вещем сне ощутила муки арестованного и умоляла его освободить).
    • Некоторые эфиопские святые, однако же, почитаются и в остальном православном мире, в том числе и в РПЦ. Например, бывший разбойник Моисей Мурин (Моисей Чёрный) и блаженный Елезвой, царь Эфиопский.
    • Эфиопские христиане утверждают, что у них хранится такая ключевая ветхозаветная реликвия, как Ковчег Завета.
    • Древний церковный анекдот рассказывает о египетском монастыре, к воротам которого подбросили чернокожего младенца. Настоятель монастыря распорядился, во-первых, взять ребёнка на попечение, а, во-вторых, всем засесть за изучение эфиопского языка. На вопрос монахов, а это ещё зачем, игумен ответил: «Ну мальчик же скоро подрастёт, и нам придётся с ним как-то говорить».
  • Довольно необычна и эфиопская традиционная музыка. Если на большей части Африки главную роль играют ударные инструменты, то в Эфиопии — струнные. Кроме того, в эфиопской народной музыке песни и танец неразрывны, и глаголы «петь» и «танцевать» обозначаются одним словом. К эфиопским инструментам относятся:
    • Бэгэна — арфа со девятью-десятью струнами из верёвок и квадратным корпусом, под неё исполняются духовные песни, а ранее она считалась инструментом знати и духовенства. Эфиопы верят, что именно на бэгэне царь Давид пел свои псалмы.
    • Крар (кырар) — шестиструнная лира с округлым корпусом. Если бэгэна, как упоминалась выше, считалась «высоким» инструментом, то крар — инструмент для «низких» жанров: любовных песен, плясок и так далее. Соответственно, если бэгэна — это священный, дарованный Богом инструмент, то крар — творение дьявола, созданное для воспевания мирских радостей. На краре играют бродячие музыканты-сказители азмари.
    • Вэшинт — флейта
    • Мэсинко (масанко) — однострунный смычковый инструмент наподобие южнославянских гусле. Корпус ромбовидный.
    • Кэбэро — двухсторонний барабан. Под его аккомпанемент проводятся литургии.
  • Именно в Эфиопии хранится тот самый Ковчег Завета! Причём если копий Лонгина по всему миру четыре штуки, то Ковчег — только один.
    • Вот только с учётом того, что храм, где оный хранится, в XIX веке захватывали англичане, в первой половине ХХ-го — итальянцы, а во второй половине рядом подозрительно часто кружили советские товарищи… Будем откровенны: с учётом того, что англичане в своё время не постеснялись вывезти в Лондон ещё более чтимый в Эфиопии оригинал «Кебры Нагест» («Книги Королей», где записаны имена всех эфиопских монархов со времён царя Соломона и царицы Савской) — может, подлинный Ковчег уже давно в Лондоне, Ватикане или Москве? Тем паче, что в комнату, где хранится эфиопский Ковчег, имеет право входить только один монах (даже не патриарх!), которому категорически запрещено говорить хоть что-то об оригинале, а на публику (и это официально!) выносят копию…
  • Жители эфиопских высокогорий (и близлежащих кенийских) — лучшие стайеры в мире.
  • Эфиопский флаг — зелено-желто-красный, как и многие другие африканские флаги. Но он не использует панафриканские цвета. Это панафриканские цвета повторяют цвета флага Эфиопии — как исторически наиболее самостоятельной страны Африки. Национальное животное Эфиопии — лев Иуды[2]. Он же был гербовым животным императора.
  • В начале XX века на Ямайке возникло религиозное движение под названием растафарианство. Растаманы представляют Эфиопию Сионом — землёй обетованной, а Хайле Селассие — воплощением Джа, то есть Бога. Соответственно в своей символике они используют льва Иуды и красный, жёлтый и зелёный цвета. Ещё растафариантсво пропагандирует любовь и отказ от западного образа жизни (Запад растаманы сравнивают с библейским Вавилоном). Ах да, они ещё носят те характерные шапки, дредды, а многие (но не все) курят мариванну. А ещё у них появился регги и менее известный даб.
  • Неологизмы в амхарском языке образуются заимствованием не из западных языков, а из геэза.
  • Среди женщин племени мурси, обитающего на юго-западе страны, существует обычай засовывать в нижнюю губу тарелку. Чем тарелка больше, и соответственно, нижняя губа растянутее, тем красивее. Соседнее племя сурма, сохраняет практику шрамирования, во время которой с помощью протыкания кожи колючками акации и дальнейшего подрезания бритвой на теле наносятся замысловатые узоры. А у племени хамер, помимо шрамирования, принято носить косички-дредды, у женщин покрывающиеся охрой.
    • У сурма и мурси существует практика ритуальных боёв донга, проводящихся ежегодно осенью, после сбора урожая, участники которых бьются двухметровыми палками (тоже называющимися донга) голышом. Данные бои играют роль инициации юношей, спортивных состязаний, показа своей молодецкой удали и даже в какой-то степени подготовки к вероятной войне. Призом победителю служит первая красавица селения.
  • Традиционная одежда состоит из рубахи, плаща-шамма, а у мужчин — и штанов. И всё белое. Знать надевала поверх всего этого бурнусы из ярких тканей и украшенные вышивкой.

История[править]

  • Эфиопия — древнейшая африканская страна и одна из древнейших в мире (наряду с Ираном и Китаем) с непрерывной историей государственности.
  • На территории Эфиопии и соседней Эритреи располагалась одна из древнейших цивилизаций Африки (не считая Древнего Египта, разумеется) — Да’амот, возникшая ещё в VIII веке до нашей эры и основанная колонистами из Сабейского царства на юге Аравийского полуострова, по преданию, бывшими потомками царицы Савской (собственно правительницы того самого царства) и древнеиудейского царя Соломона. Именно они являются предками амхарцев, тиграев и живущих в Эритрее тигре. Также до Да’амота где-то здесь располагалась страна Пунт, ведшая активную торговлю с Египтом.
  • В V веке до н. э. потомки сабейских колонистов основывают Аксумское царство со столицей в городе с сами понимаете каким названием, которое пришло а упадок в VIII веке н. э., и окончательно прекращает существование в X в. Именно во времена Аксума, в IV в. Эфиопия принимает христианство, а в 330 году оно становится государственной религией. Параллельно основываются султанаты эфиопов-мусульман (скажем спасибо за это вездесущим купцам-мусульманам, которые добирались даже до современной Уганды) и царство фалаша. Архитектурным символом Аксумского царства являются гранитные обелиски, самый большой и самый известный из которых расположен понятно где. Конкретно аксумский обелиск во время второй итало-эфиопской войны был распилен и вывезен в Италию и заново установлен в Риме. Обратно его привезли только в 2005 году.
    • Город Аксум существует и сейчас, и является священным для эфиопов-христиан городом, как Ватикан для католиков.
  • На смену Аксуму приходит династия Загве[3], чей основатель Мара Тэкле-Хайманот был зятем последнего аксумского царя Дил Наода и сверг своего тестя. Власть династии Загве держалась на поборах с подвластного населениях и дани с граничивших племён, главной целью цари этой династии считали обращение в христианство своих подданных-язычников. Загве правили около 300 лет, пока в 1270 году они не были свергнуты Йэкуно Амлаком, ставшего родоначальником т. н. Соломоновой династии. Хотя и аксумские правители, и правители из династии Загве, и фалаша тоже считали себя потомками Соломона и царицы Савской. Именно при Соломонидах Эфиопия достигла размеров, примерно соответствовавшим современным.
  • В XVI веке Эфиопию терзают войска мусульман-членов суфийского ордена Кадирия из султаната Адаль, объявивших джихад христианам, а в следующем XVII веке — раскол в монофизитской церкви. А в XVIII веке из-за дворцовых интриг и заговоров Эфиопия окончательно распадается на более мелкие государства, которые были вновь объединены только в середине XIX века императором Теодросом II.
  • В Средние века и ранее Новое время Эфиопия была вполне себе развитым феодальным государством, где, разумеется, происходили разного рода распри, приводившие к раздробленности. Правитель назывался «не́гус»[4], что эквивалентно царю или князю. Но с приходом Соломоновой династии правители именуют себя «н[ы]гусэ-нэгэст» — «негус негусов, царь царей», а этот титул уже равноценен европейскому императору. С XVI века феодалам-правителям крупнейших областей (которыми могли быть в том числе и сыновья-наследники императора) и верховным военачальникам император лично жаловал титул «рас»[5]. В своё время Эфиопия была одной из немногих стран, если не единственной, где иудеям было разрешено владеть землёй и заниматься сельским хозяйством, что, впрочем не избавило их от антисемитских юдофобских настроений. Присутствовало рабство. Правда, феодальные порядки продержались здесь до начала XX века, а ошмётки были отменены социалистами в 1970-х.
  • Несмотря на феодальный застой, в период колониализма Эфиопия была одной из двух стран в Африке, отстоявших свою независимость. Второй была Либерия, основанная потомками угнанных европейцами африканских рабов. На Эфиопию претендовали сначала Великобритания, а затем Италия, однако на протяжении XIX века она сумела отшить обеих. Британцы одержали над эфиопами пиррову победу и ушли практически ни с чем, а итальянцы были разгромлены из-за бардака в армии и отставании в техническом прогрессе: у них были устаревшие винтовки, в то время как эфиопам тайно поставляли оружие (собственные ружья у эфиопов были вообще гладкоствольные) Франция и Россия, вторая в качестве подарка поставляла берданки, списанные при принятии на вооружение мосинки. Также помогли и российские же военные советники, которые помогли создать некое подобие регулярной армии. Причём по итогу, Итальянское королевство ещё и выплатило контрибуцию Эфиопской Империи — что стало уникальным случаем в колониальной истории[6].
  • В 20-30 годы XX века в Эфиопии проводилась хоть и вялотекущая, но всё-таки модернизация всех сторон жизни. Было отменено рабство, в страну пришли телеграф, железная дорога, регулярная армия, выпуск газет и журналов и современное по тем меркам западное образование. А в 1931 году принимается конституция, где названием страны закрепляется именно Эфиопия, а не Абиссиния.
  • Вторая Мировая Война началась в Эфиопии раньше официального её начала, и даже раньше гражданской войны в Испании — в 1935 году. Увы, на этот раз не прокатило: несмотря на храбрость, отвагу и наличие современного вооружения, вроде танков и самолётов, эфиопские войска проиграли фашистской Италии. Во второй итало-эфиопской войне итальянская армия применяла в том числе и химическое оружие, уже на тот момент запрещённое. После того, как Муссолини захватил столицу и объявил себя победителем в 1936 году, император и эфиопская армия не признали поражение и перешли к партизанской войне. А через пять лет британские войска выбили итальянцев из Эфиопии меньше, чем за год.
  • После Второй мировой войны Эфиопия старалась быть биполярной страной, и последний император, Хайле Селассие, дружески навещал и СССР (правда, после визита в Советский Союз США в знак протеста вывели из Эфиопии свою армию), и США, и союзников соответствующих сверхдержав. Модернизация страны продолжилась (в частности, появились авиакомпания «Ethiopian Airlines», национальная валюта — эфиопский бырр (до этого использовались монеты других государств — иногда с эфиопской надчеканкой), открылись первый в стране университет и национальный банк, а в Аддис-Абебе создаётся штаб-квартира Организации Африканского Союза), а вот гайки стали закручиваться. В итоге к 1970-м годам Эфиопия представляла из себя бедную страну с авторитарным правлением, где вовсю плодились оппозиционные партизанские группировки.
  • В 1974 году, после череды протестов, вызванных всеобщим недовольством и двухлетним голодом, Хайле Селассие был свергнут, и власть взяли в свои руки социалисты. Страной начал руководить Временный военно-административный совет, он же Дерг. Первоначально негусом (то есть царём, а не императором) провозгласили наследника и сына Хайле Селассие, Асфу Уосэна (которого сам Хайле ненавидел, как, впрочем, и Асфа своего отца). Однако тот отказался возвращаться в Эфиопию после лечения в Швейцарии, а также признавать свержение отца и назначение себя негусом. Самого свергнутого императора через год по-тихому задушили, а тело замуровали под полом туалета в бывшем императорском дворце. Тогда же, в 1975 году, монархия была упразднена, и Эфиопия стала социалистической республикой. Большую часть знати перебили или отправили в тюремное заключение, а сам Асфа Уосэн в 1989 году провозгласил себя императором под именем Амха Селассие. Сейчас главой императорского дома, и, соответственно императором в изгнании, является сын Асфы Уосэна, Зера Якоб.
  • Дергом и, соответственно страной первоначально руководил генерал Тэфэри Бенти, придерживавшийся довольно умеренной политики. Однако после его убийства прямо на заседании комитета в 1977 году Дерг возглавил генерал Менгисту Хайле Мариам, как и Бенти, активно участвовавший в событиях 1974 года, бывший при его руководстве «серым кардиналом» и позднее прозванный прозванный «Красным негусом». Менгисту Мариам был более радикальным политиком, и, помимо банальных для любых пришедших к власти социалистов вещей вроде ликвидации неграмотности, национализации и коллективизации начал проводить по отношению населения настоящий террор (благо причин было хоть отбавляй — от инакомыслящих и партизанских группировок с идеологией, отличной от правящей (хоть монархисты, хоть сепаратисты, хоть те же социалисты, но с другим уклоном) до иностранной угрозы). Да и коллективизация была произведена через не очень приятное место (особенно с учётом того, что традиционным видом сельского поселения в Эфиопии были не деревни, как, например, в России, а хутора), что привело к деградации сельского хозяйства и бушевавшему на протяжении 1980-х голоду, ставшему тогда меметичным. Именно при Мариаме израильскими Моссадом и ЦАХАЛом были проведены операции «Моисей» и «Соломон», в ходе которой фалаша были репатриированы в Израиль.
    • Автору правки попадалась трагикомичная (ну, гм, скорее трагическая) статья о репатриации фалаша. Автор, сын репатрианта, писал, что даже к восьмидесятым годам многие фалаша имели очень мифологизированное, средневековое представление об Иерусалиме. Они считали его почти потусторонним местом, где в небе летают ангелы, а над возвышающимся над городом Храмом (о разрушении которого они не знали) сияет зарево Божественного присутствия. Обнаружение того, что Израиль - обыкновенная земная страна, где их не так уж и ждут, было для них глубоким потрясением. Некоторые кончали с собой.
  • В 1977—1978 годах проходила эфиопско-сомалийская война за обладание областью Огаден. Поскольку и Эфиопия, и Сомали были на тот момент просоветскими государствами, то после неудачной попытки усмирить противодействующие стороны дипломатическим путём, Москве пришлось сделать непростой выбор, кого поддержать. В итоге выбор пал на Эфиопию, как на более влиятельного и лояльного союзника, а Сомали моментально разорвала отношения с СССР и депортировала всех проживавших на её территории советских граждан, а их имущество конфисковало. Впоследствии бежавшие советские граждане с ужасом вспоминали, как люди, ещё вчера бывшие дружными соседями, гнали их, как бешеных собак. В итоге, не без помощи кубинского десанта и советских военных инструкторов эфиопы отстояли Огаден, а сомалийцы, обратившиеся за помощью к США, остались с носом.
  • В 1987 году Дерг был упразднён, таким образом положив конец военной диктатуре. Однако Менгисту Хайле Мариам остался у власти, став президентом Народно-демократической республики Эфиопии (НДРЭ). Вооружённые с головы до ног оппозиционные группировки также никуда не делись, и в Эфиопии началась полноценная гражданская война.
  • В 1989 году оппозиция объединилась в Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН), выступавший за региональную автономию и права нацменьшинств. Движение позиционировало себя как ультралевое (и осуждало СССР как ревизионистов), хотя на практике его экономическая политика была либеральнее, чем у Мариама. Особую роль в движении играл Народный фронт освобождения Тыграя (НФОТ) — группировка, представлявшая небольшой, но весьма недовольный властью народ, ставшая для РДФЭН фундаментом и центром кристаллизации.
  • 19 мая 1991 года оппозиция подошла к Аддис-Абебе, а Менгисту Мариам бежал в Зимбабве, где находится до сих пор, а на родине ему за устроенный им красный террор грозит смертная казнь. Первым демократически избранным президентом Эфиопии стал Мелес Зенауи, позднее бывший премьер-министром.
  • Эфиопия была преобразована в относительно демократическую федерацию с сильной автономией регионов. Придя к власти как блок партий, РДФЭН, официально перешедший к чему-то вроде умеренного социализма, либерализировал экономику (впрочем, основную роль в ней стали играть госкомпании, а так же частные компании, аффилированные с самими РДФЭН и НФОТ). Страна постепенно начала подниматься из руин. До либеральной утопии, впрочем, ей было далеко: по сравнению хоть и не с прежним режимом, но даже с более благополучными африканскими странами власть часто действовала вполне диктаторскими методами, от цензуры до расстрелов оппозиционных демонстраций.
  • После фактически двадцатилетнего правления Зенауи страну возглавил Хайлемариам Десалень, его сменил оромо Абий Ахмед, популярный как демократический реформатор. При нём улучшилась ситуация с правами человека, ослабла цензура, были налажены отношения с Эритреей, обеспечив Эфиопии доступ к морю (а Абию — Нобелевскую премию мира) — и всё это на фоне экономического роста, о котором ниже. Но через несколько лет африканская специфика снова дала о себе знать, сначала с новым расстрелом демонстрации, а затем с кризисом в Тыграе.
  • Дело в том, что политическое обновление Абия спровождалось наступлением на неофициальные привилегии Тыграя, тыграев и НФОТ. Их стали выдавливать из экономики, а в 2019 году РДФЭН был распущен, и на его основе создана новая партия — куда тыграев уже не позвали; уменьшались полномочия регионов. НФОТ радикализировался, полевел и ушёл в оппозицию, а когда летом 2020 года в Тыграе прошли региональные выборы (на которых традиционно победил НФОТ), федеральная власть отказалась признавать их результаты[7]. За этим последовало нападение сторонников НФОТ на военные объекты в Тыграе, объявление в регионе чрезвычайного положения, и ввод федеральных войск. В ходе продолжающегося регионального конфликта, не только политического, но и этнического, тысячи человек погибли, до сотни тысяч стали беженцами, а любые позитивные перспективы Эфиопии снова оказались под большим вопросом.
  • На более оптимистической ноте, в последние десятилетие-полтора Эфиопия стала одной из самых быстрорастущих экономик мира — за 2010е годы рост ВВП составил аж 146% (серьёзно!). Страна успешно привлекает иностранные инвестиции, развиваются лёгкая промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг, туризм. Аддис-Абеба активно благоустраивается и растёт вверх небоскрёбами, строятся железные дороги (раньше Эфиопия имела только узкоколейку, закрывшуюся ещё в восьмидесятых), электростанции. Magnum opus эфиопских властей последних десяти лет стало строительство GERD, огромной ГЭС на Голубом Ниле, которая в одиночку должна в разы увеличить генерацию электричества в стране и позволить продовать энергию соседям.
    • И снова что-то пошло не так: против строительства активно выступает Египет, считающий, что создание водохранилища приведёт к обмелению Нила (что Эфиопия отрицает). Каир давит на Аддис-Абебу дипломатически, стараясь привлечь на свою сторону Судан, арабские монархии, а в идеале — ООН и США, периодически намекая, что если не добьётся остановки строительства (или замедления заполнения водохранилища) мирным путём, может сделать это силой — на радость Рособоронэкспору, продающему самолёты Египту и средства ПВО Эфиопии.
  • Кроме того, Эфиопия рискует оказаться в чрезмерной зависимости от своего главного инвестора и партнёра — Китая, и/или подвергнуться за дружбу с КНР западному давлению; быстрый рост населения, особенно у мусульман, за которым не поспевает экономика и рынок труда, тоже не добавляет уверенности в завтрашнем дне.
  • Таким образом, сейчас Эфиопия находится на распутье. С одной стороны, с дешевой рабочей силой, развивающейся инфраструктурой, растущим рынком и имиджем места начинающегося экономического чуда, она имеет хорошие шансы дальнейшей модернизации, превращения в страну средних доходов, и даже региональную сверхдержаву (чему способствует вовлечённость Аддис-Абебы в африканскую международную политику, так, именно здесь находится штаб-квартира Африканского союза). С другой — немало внутренних и внешних причин могут снова превратить эти шансы в тыкву.
  • В 1952 году Эфиопия присоединила к себе Эритрею, некогда бывшую владением сначала средневековой Эфиопии, затем Египта в составе Османской империи, и наконец итальянской колонией. Первоначально населявших её территорию тиграев положение дел вроде бы устраивало, так как устройство Эфиопии было федеральным. Но в 1961 году федеральное деление было отменено, и тиграйские сепаратисты начали партизанскую войну (хотя и до этого Хайле Селассие проводил политику унификации всех эфиопских народов, засилья во всех руководящих постах амхара — титульной народности и притеснения не-амхарских культур и языков), завершившуюся в 1991 году, хотя ещё в конце 1980-х вся Эритрея была под контролем повстанцев. Спустя два года была провозглашена независимость Эритреи, а в 1997 году была введена своя собственная валюта — накфа. С этого времени Эритрея периодически вступает в пограничные стычки со своими соседями — не только Эфиопией, но и Джибути, и Йеменом. И так как Эритрея — автократия с диктаторским режимом, то первым перевалочным пунктом для беженцев-противников режима является Эфиопия. Но там их, мягко говоря, недолюбливают.

Известные личности[править]

Правители[править]

  • Царевна Андромеда, принесённая родителями, царем Эфиопии Кефеем и царицей Кассиопеей, в жертву морскому чудовищу, но спасённая Персеем, за которого и вышла замуж. В классической живописи, где раздетую и связанную Андромеду изображали очень охотно, обычно упускается та деталь, что действующие лица — эфиопы, и разумеется, чернокожие.
  • Царица Савская, чьи потомки от ветхозаветного царя Соломона правили Эфиопией вплоть до середины XX века. В эфиопских легендах её называют Македой, а в арабских текстах — Малкидой.
  • Менелик I — легендарный первый царь Эфиопии и сын царицы Савской и Соломона.
  • Пресвитер Иоанн — легендарный царь, якобы правивший христианами то ли в Средней Азии, то ли в Африке. Легенды о нём, ходившие в том числе и на Руси, явно сложились на основе эфиопских негусов. И именно с целью поиска царства пресвитера Иоанна в XV веке европейцы несколько раз отправлялись в путешествия в Восточную Африку. Например, для этой цели в 1487 году португальский король Жуан I снарядил экспедицию под командованием Педру да Ковильяна и Афонсу де Паивы. Разумеется, поиски были не напрасными, и де Ковильян, ласково принятый эфиопским императором и проживший при дворе 30 лет, составил подробное описание. А вот де Паива, к сожалению, скончался от чумы по пути в Каир, где договорился встретиться с де Ковильяном.
  • Император Гебрэ-Мескель Лалибэла, по приказу которого были высечены тринадцать храмов. Из цельных скал, Карл! Причём по вертикали. Вниз.
  • Император Теодрос II — потомок разорившихся аристократов, который в юности ушёл в разбойники, женился на дочери феодала, получив в приданое целую провинцию, создал собственную армию и объединил раздробленную (в очередной раз) Эфиопию под своей властью. Успешно защищал свою страну от вторжения англичан, до самой своей гибели.
  • Император Сахле Мариам aka Менелик II — успешно объединил земли Эфиопии, значительно расширил границы, провёл модернизацию страны и отстоял её независимость от Италии. Тесно дружил с Российской империей и основал нынешнюю столицу Эфиопии — Аддис-Абебу.
  • Император Хайле Селассие — успешно воевал с итальянцами, а вот собственным народам устраивал голод и геноцид. Почитается ямайскими растаманами, как бог.

Другие[править]

  • Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Пушкина традиционно считается эфиопом (что видно по сохранившемуся портрету), хотя с 1990-х годов существует версия, что он мог был угнанным в рабство сыном вождя народа котоко, проживающего на территории Камеруна и Чада.
  • Николай Степанович Леонтьев — учёный и офицер, возглавлял добровольцев из Российской Империи, воевавших на стороне Эфиопии в Первой итало-эфиопской войне.
  • Мишка Бабичефф (Михаил Иванович Бабичев) — сын русского офицера, охранявшего российское посольство в Эфиопии, и эфиопской принцессы, свояченицы императора. Был одним из первых военных лётчиков Эфиопии, и вскоре стал командующим эфиопскими ВВС. Позднее работал в эфиопском посольстве в СССР, где и женился на советской гражданке Людмиле Нестеренковой.
  • Рут Негга — актриса (наполовину ирландка, наполовину эфиопка) известная по роли королевы Тарьи в «Варкрафте».
  • Тирунеш Дибаба — эфиопская бегунья-стайерша. Три золота и три бронзы на олимпийских играх, пять золотых и одна серебряная медаль на чемпионатах мира.

Где встречается[править]

Фольклор и литература[править]

  • «Али-Баба и сорок разбойников» — чёрная абиссинская рабыня Марджана, фактически главная героиня. Но практически лишь в первоисточнике — вряд ли кто-то припомнит хоть одну экранизацию, где бы её сохранили эфиопкой или сделали хотя бы существенно темнее других основных персонажей.
  • Кебра Негаст — эфиопский аналог «Повести временных лет».
  • Валентин Пикуль, «Гусар на верблюде» — про реального гусара Александра Ксаверьевича Булатовича, воевавшего добровольцем на стороне Эфиопии.
    • Ильф и Петров вывели его в «Двенадцати стульях» под именем гусара-схимника Алексея Буланова, который помогал негусу Менелику в войне с итальянцами.
    • Герой миниатюры «Вольный казак Ашинов» побывал и в Абиссинии (Эфиопии, по словам автора, тогда ещё не было).
  • В 1913 году Николай Гумилёв (муж Анны Ахматовой и отец историка Льва Гумилёва) отправился в путешествие в Эфиопию, которую тогда ещё официально называли Абиссинией. По возвращению он написал цикл стихотворений, посвящённых Эфиопии.
  • Борис Штерн, «Эфиоп, или Последний из КГБ».
  • Владислав Бахревский, «Мальчик из поднебесья».
  • Уилбур Смит, «Седьмой свиток» (больше современная линия).

Театр[править]

  • Дж. Верди, знаменитая опера «Аида». Главная героиня — пленная эфиопская принцесса.

Кино[править]

  • «Жмурки» — бандит по прозвищу Баклажан по происхождению эфиоп, но сам себя считает русским и в Эфиопии никогда не был. Сыгравший же его актёр Григорий Сиятвинда к Эфиопии отношения не имеет: он замбиец по отцу.

Комиксы[править]

  • «Supergod» — упоминается о созданном в Африке суперсуществе по имени Растафариан, которое обладало искусственным телом и головой Хайле Селассие I, последнего императора Эфиопии и воплощения Джа (Бога) на Земле.

Видеоигры[править]

  • Age of Empires 2 — добавили в третьем дополнении второй части. Дали целую кампанию. Уникальный юнит, воины с шокалем — эталон тропа «Стеклянная пушка».
  • Sid Meier's Civilization — Эфиопия становится одной из игровых держав, начиная с четвёртой части и заканчивая шестой. Традиционно она заточена на защитную тактику и на религиозную или культурную победу.

Музыка[править]

  • Разумеется, многие песни в жанре регги. Кто, как не растаманы, могут так воспеть Раса Тэфэри и всеобщую любовь?
  • «Милиция» свердловской рок-группы «Апрельский марш» — кавер на одноимённую песню из репертуара Ансамбля Национальной Музыки Патриотического Театра г. Аддис-Абебы на музыку Абрэра Абду.

Мультипликация[править]

  • «Кот раввина» — герои отправляются в Эфиопию в поисках иудейской общины.

Примечание[править]

  1. Их этноним к большим полосатым кошкам отношения не имеет.
  2. Не Искариота, предавшего Христа за 30 серебреников, а сына ветхозаветного Иакова
  3. Название с языка геэз означает «из народа агау», так как основатель династии был по национальности именно агау.
  4. В английском титул читается и вовсе как «ни́гас»
  5. Да, самое первое слово в имени Хайле Селассие до коронации — Рас Тэфэри Мэконнын, это как раз титул. Но оно, вместе с личным именем Тэфэри дало название растафарианству
  6. Одной из причин в Первой итало-эфиопской войне был, в том числе, и кривой перевод договора на языки сторон: в то время, как в амхароязычном тексте утверждалось, что эфиопский император может прибегать к услугам итальянского короля, то в италоязычном — что он согласен, то есть будет прибегать беспрекословно.
  7. Выборы прошли несмотря на запрет федеральных властей, связанный с коронавирусом, региональные власти, находившиеся под контролем НФОТ, посчитали запрет неконституционным и предназначенным в действительности для подавления региональной оппозиции Абию.