Роза и Червь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Роза и Червь» — роман Роберта Ибатуллина в жанре твёрдой НФ с элементами внутрисистемной космооперы и постапокалипсиса. Опубликован в 2016 г. Главная особенность — стремление автора оставаться в пределах ныне известных физических законов.

Сюжет[править]

Инопланетная цивилизация из созвездия Орла (аквилиане) наносит по Земле удар релятивистскими кинетическими снарядами, почти уничтожающий земную биосферу. Но человечество успело подготовиться: часть населения укрылась в бункерах (наземники), часть спаслась в космических колониях и готовится отразить вторую волну нашествия (космики). Это удаётся: на границе Солнечной системы флот вторжения, судя по всему, уничтожен.

После победы некоторые колонии восстают против военной деспотии Космофлота и завоёвывают независимость. Но полвека спустя, в разгар очередного междоусобного конфликта, появляются признаки того, что аквилиане уцелели и, скрываясь на окраинах системы, готовят новое вторжение. Смогут ли враждующие колонии вновь объединиться для отражения угрозы? Выживет ли человечество в новой катастрофе, и отстоит ли независимость от инопланетных захватчиков? Чтобы узнать ответы, читайте роман «Роза и Червь»…

… Или просто откройте спойлер. Да, но это уже не поможет. Да. Нет.

Чего здесь нет[править]

  • Авторы фантастики не понимают порядок величин. Автор понимает. Всё что можно подкреплено расчётами, даже координаты планет соответствуют расчётным на указанные даты XXV века.
  • Антигравитация. Запрещена физическими законами.
  • Запрет на трансгуманизм. Космики геномодифицированы и киборгизированы во все поля.
  • Космофлот по ГОСТу. Большинство боевых космических аппаратов — автоматические, люди летают в основном астероидами-циклерами, а «классических» больших пилотируемых кораблей три штуки на всю Солсистему, и единственная боевая операция одного из них — расстрел мирного астероида.
  • Меха. Шагающих боевых роботов полно, но они маленькие и без людей внутри.
  • Предтечи. Миллиардолетняя галактическая цивилизация никуда не ушла таинственно. Она вокруг нас, и она продолжает развиваться. Прааавдааа ооочееень мееедлеееннооо..
  • Силовое поле. Не то чтобы запрещено физическими законами, но неоправданно энергоёмко. Для пассивной защиты в космических сражениях используют испаряющийся аэрогель (против лазеров) или пылевую завесу (против ракет и кинетических снарядов).
  • Гипердрайв. Запрещён физическими законами в любом виде. Даже сверхразвитые галактические цивилизации путешествуют световыми парусниками или планетоидами поколений.

Что здесь есть[править]

  • Астероид Рианнон — одно из основных мест действия.
  • Акроним со смыслом плюс Билингвальный бонус. Автор любит этот троп:
    • Distributed Automated Military Network of HelioEnergetic Lightsail Launchers — DAMNHELL (см. ниже «Звезда смерти»).
    • Associated Agency for Security, Surveillance and Investigation — ASSASSIN.
  • Бластер. Лазерные пистолеты применяются наряду с кинетическими, в основном в условиях невесомости или микрогравитации (где нежелательна отдача) или против боевых роботов (которые могут уклониться от пули).
  • Война в космосе. В предыстории описана Койперовская битва (земляне против аквилиан) и Война за независимость (земляне против землян), в основном повествовании — междоусобная война, переходящая в очередное аквилианское вторжение.
  • Единство у нелюдей, раздробленность у людей — сыграно зигзагом. Сначала кажется, что на Землю напала единая цивилизация аквилиан. Потом — что есть и другие, возможно, дружественные инопланетяне. И наконец — что первые и вторые разыгрывают доброго и злого полицейского... хотя полной информации нет, и это не единственная возможная интерпретация.
  • Деконструкция с позиций реализма стандартного сюжета об отражении инопланетного вторжения путем превозмогания.
  • Звезда смерти — эту роль играет Рой Светлячков (он же DAMNHELL), комплекс из миллиардов лазерных излучателей на околосолнечных орбитах. Субверсия: создавался не для того, чтобы жечь супостатов лазерами, а чтобы разгонять кинетические снаряды на световых парусах. Позже был применён и в традиционной манере.
  • Идиотский сюжет. Хитрые планы персонажей постоянно срываются из-за недоучтённых факторов, столкновений с чужими хитрыми планами, и не в последнюю очередь — просто из-за идиотизма планировщиков или исполнителей. У идиотизма есть обоснуй в виде теории эволюционно закономерного ослабления индивидуальных разумов по мере формирования коллективного разума человечества.
  • Искусственная гравитация — исключительно центробежная.
  • Искусственная экосистема — в таких живут все космики.
  • Искусственный алфавит — реалианский, смесь греческого, кириллицы и латиницы.
  • Кинетическое оружие — во всех видах, от пистолетных пуль до орбитальных бомб и межзвёздных релятивистских снарядов-планетоубийц.
  • Коллективный разум — объединение в коллективные разумы всё более высокого иерархического уровня — естественный путь эволюции разумной жизни в Галактике (хотя иногда искусственно форсируемый).
  • Космическая мегапушка — гамма-лазерные бомбы выступают в роли одноразовых мегапушек.
  • Летающий город — Эрикс и другие «лапуты» Венеры.
  • Открытая концовка
  • Парадокс молчания вселенной — объяснятся.
  • Планета-пустыня — Земля после Удара.
  • Планета Небо — венерианские колонии парят в небесах.
  • Подземный город — Фламмарион (строго говоря, подлунный) и Ямантау.
  • Разум не вынес — «мортидо-эффект»: все ИскИны выше человеческого уровня кончают с собой, как только обретают самосознание.
  • Терраформинг. Жестокая инверсия: венераформинг Земли.
  • Флеботинум — инопланетяне используют некую «самособирающуюся материю».
  • Эклектичное будущее — постапокалипсис с откатом до феодализма и кочевых племён на Земле, кибперанк/космопанк в космосе.
  • Экстерминатус Земли аквилианами — завязка сюжета.
  • Циклер — основное транспортное средство в Солсистеме.
  • Хрупкие селениты — и вообще все лоугравы.
  • Шкала Кардашёва — I тип только за Рой Светлячков: 25 петаватт его мощности соответствуют ~1.03 по формуле Сагана.

Фракции[править]

Наземники[править]

Космики[править]

  • В будущем одеваются в облипочку — когда сражаются или занимаются физической работой. В остальное время, как правило, не одеваются вообще: скрывать тело без необходимости считается неприличным.
  • Голые, но в одежде — для космиков прилично ходить голыми, а одежда воспринимается как нечто неприличное.
  • Все бисексуалы. А может и квадросексуалы, полов-то четыре: мужчины, женщины, андрогины и нейтралы.
  • Промискуитет. «А в девять часов вечера правительственный приём с банкетом и оргией»
  • Вымышленное ругательство. Ни сексуальная, ни религиозная лексика больше не табуированы, а вот стерильность и бесперебойная работа техники в космосе жизненно важны, поэтому статус матерных приобрели слова, связанные с грязью и техническими неполадками. Например: «Vent shlock!» — «Несортированные отходы в вентиляционной системе!»
  • Дополненная реальность — живут в ней.
  • Зловещая долина — некоторые разновидности космиков в глазах наземников.
  • Кастовое сообщество. Четыре «пути развития» — бланки, милитанты, гильды и нульдевы, по функциям напоминающие индийские варны.
  • Клонирование — стандартный способ размножения.
  • Космопанк. В культуре космиков немало тропов киберпанка.
  • Одеть женщину. Ввиду общепринятого нудизма космики возбуждаются на одетость.
  • Телепатический интерфейс — для них мозговой имплант всё равно что для нас мобильник.
  • Звёздные королизигзаг. Королей как таковых нет, но правители судя по всему избираются пожизненно либо без ограничения по срокам (Нэрия Вэй правит Марсом уже полвека), а в политике основная единица — домен, смесь семьи, клана и фирмы. Также избираться на руководящие посты могут только члены девпата (варны) бланков, а название девпата нульдевов (людей без специальной подготовки к своей профессии, начинающейся с детства) одновременно является ругательством, аналогичным реальному «дебил». То есть аристократия налицо.
  • Бесславное будущее — колонии космиков косплеят культуру тех или иных государств прошлого.
  • Фантастический расизм — большинство космиков не считает наземников за полноценных людей, держится от них обособленно, а к идее предоставления наземникам тех же прав, что у космиков, относятся с возмущением.

Аквилиане[править]

Персонажи[править]

Зара Мария Сюзанна Янг[править]

Дочь, помощница и эмиссар главкома Космофлота.

  • Альфа-сука. Такой мы видим её в начале.
  • Сломленная птица. Такой мы видим её в конце.
  • Анимешная внешность. Синие волосы, золотистые глаза.
  • Анти-Сью — подсвечено именем.
  • Индийские песни и пляски. Индуистка-кришнаитка, в минуты сомнений обращается к «Бхагавадгите».
  • Крутая принцесса — пытается быть такой. Иногда почти получается.
  • Мисс Фансервис — своеобразная инверсия. Всегда ходит одетой, что для нудистов-космиков есть неприличие, эпатаж… и фансервис.
  • Папина дочка. Преклоняется перед отцом и готова на всё ради его скупой похвалы.
  • Хероиня. Она воистину часть той силы, что вечно хочет как лучше, а получается как всегда.
  • Мятежная принцесса. Поднимает восстание против отца.
  • Квислинг. Хоть и не по своей воле, но становится аквилианским наместником в Солсистеме. И ядром будущего коллективного разума бывшего человечества... Считай, к успеху пришла.

Максвелл Янг[править]

Отец Зары, командующий Космофлотом, правитель Венеры и многих колоний на Земле и астероидах.

Гвинед Ллойд[править]

Правительница астероида Рианнон и учёная, занимающаяся расшифровкой инопланетного послания.

Саид Мирзаев[править]

12-летний мальчик из Рабата, мусульманского предместья Новой Москвы, случайно ставший жертвой Розы — аквилианского биологического оружия.

Брэм «Арлекин» Конти[править]

Оперативник спецслужбы Космофлота. Получил простое, казалось бы задание доставить Саида в исследовательское учреждение, но что-то пошло не так

  • Герой боевика, и он это знает.
  • Кодекс чести — он всегда выполняет принятые обязательства.
  • Лирой Дженкинс — отыгрывает его в подземелье реалианского храма. Таки успешно.
  • Наёмник — формально нет, штатный сотрудник, но не упускает возможности заработать на всём, что хоть немного выходит за рамки должностной инструкции. Вылетев со службы, окончательно становится наёмником.
  • Удар милосердия — совершает его для Игоря и Саида.
  • Из силовиков в бандиты — всегда работал на грани закона, но однажды перешёл грань.
  • Инцест — испытывает сексуальное влечение к своей мачехе матерналу (матери у него нет и никогда не было, так как его вырастили искусственно, как и большинство космиков), погибшей в бытность Конти подростком. Судя по всему, лишение девственности мачехой в культуре космиков норма. Позже инопланетяне пытаются подчинить его себе, пользуясь психологической травмой детства из-за погибшего матернала как кнопкой давления