Романтизация самоубийства

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngОсторожно, деликатная тема!
Posmotreli не Поваренная книга самоубийцы. Меньше рецептов, больше культурных отсылок.
Eat crayons.pngНа вкус и цвет все фломастеры разные
Эта статья описывает явление так называемой вкусовщины. То есть, наличие или отсутствие этого явления в значительной степени зависит от мнения аудитории. Пожалуйста, помещайте примеры этого явления в статьи о собственно данном явлении.
«

Я убью себя ночью поздно, Не смотря на луну и на горы. Чтоб не знать, как на небе звёздно, Чтоб не думать о том, что впору.

»
— Неизвестный автор женского пола

Порой люди романтизируют те явления, которые, по-хорошему, романтизировать не стоит. И самоубийство в данном случае — не исключение, особенно когда речь идёт о главном герое или одном из ключевых персонажей. Но что для этого характерно?

  • Идеализация самоубийц, изображение их как прекрасных людей, которые слишком хороши для этого мира, населённого мерзавцами и моральными уродами. Сюда же идёт утверждение, что это они убили беднягу, а не он сам решил свести счёты с жизнью.
  • Сюда же идея о том, что самоубийца никогда ни в чём не виноват и во всех конфликтах он — невинная жертва, мученик, в то время как люди, с которыми он столкнулся, в лучшем случае позиционируются бездушными козлами. Его поведение не оценивается критически, а уж тем более — не критикуется. «О покойниках или хорошо…»
  • Самоубийство — смелый поступок, на который отважится далеко не каждый. Как вариант он является протестом против жестокого, несправедливого общества. Или доказательством чистой, сильной любви.
  • Самоубийство — единственный возможный выход для персонажа, по тем или иным причинам запятнавшего свою честь, и тогда оно — смелый и решительный поступок, символически смывающий его прошлые прегрешения.
  • Фантастический вариант, когда самоубийство становится началом новой жизни, в которой старые проблемы и опостылевшая рутина уже позади. Пускай и в ином мире.
    • Воссоединиться в смерти — вообще краеугольный камень этого тропа. Герой, не сумевший пережить смерть любимого человека, выпивает йад/вешается/прыгает с крыши, и вот нам уже показывают райский свет и трогательное воссоединение с близким. Чем не пример для подражания?
    • В тот же огород Некроромантика. Персонаж умер, но всё равно воссоединился с возлюбленным в этом мире. Теперь и во плоти.
  • Самоубийство — это так красиво и трагично! Особенно, когда мы видим героя на крыше высотного здания, встречающего свой последний рассвет. Или наблюдаем, как изящные пальцы героини сжимают острое лезвие на фоне её кружевного платья.
  • Неприятные физиологические подробности, как правило, опускаются. Никто не хочет читать про разбитый вдребезги череп человека, выбросившегося из окна. Или про облёванное тело того, кто принял летальную дозу таблеток. И, разумеется, про то, что люди ходят под себя, когда умирают.
  • А уж если персонаж чудом выживет после самоубийства, то это будет романтизировано, даже если он останется калекой. В реальности всё куда печальнее.
    • Или его жизнь волшебным образом меняется в лучшую сторону. По крайней мере, становится более интересной.

Правда, у этого явления есть три варианта: в первом случае романтизация самоубийства происходит в самом произведении, во втором — исключительно в сознании одного или нескольких персонажей, а в третьем — благодаря зрителям и критикам.

Троп-антоним — Самоубийство — это позорно.

Не путать с Героическим самопожертвованием.

Чаще всего троп встречается в произведениях готического направления, напрямую связанным с вопросом существования после смерти.

Примеры[править]

Мифология[править]

Литература[править]

  • И. В. Гёте, «Страдания юного Вертера» — педаль в пол, асфальт и магму. Этому тропу посвящено ВСЁ произведение, и оно не только этим известно, но ещё и спровоцировало толпы альтернативно одарённых идти по стопам главного героя, а также дало название социологическому наблюдению об этом эффекте.
  • Гюстав Флобер, «Госпожа Бовари» — аверсия: главная героиня хотела умереть красиво, а получилось — страшно, больно и просто отвратительно.
  • Ш. Бодлер, «Смерть любовников».
  • А. И. Куприн, «Гранатовый браслет» — Желтков из-за безответной любви к Вере, главной героине, заканчивает жизнь самоубийством. Педаль в пол: устами генерала Аносова утверждается, что настоящая любовь именно такая.
  • Н. М. Карамзин, «Бедная Лиза» — русскоязычный кодификатор. Романтичные барышни, начитавшись, так массово кидались в водоёмы, что возле прудов начали ставить надписи типа: «Здесь в воду кинулась Эрастова невеста, / Топитесь, девушки, в пруду довольно места!»
  • И вообще, в критике к классической литературе это встречается часто. Ну не может главный герой совершить самоубийство из-за психического расстройства или по глупости! Это должен быть либо протест против несправедливого общества и его порядков, либо доказательство сильной возвышенной любви. Самое интересное, что в самом произведении романтизация может напрочь отсутствовать!
  • Герман Гессе, «Степной волк» — собственно, ГГ в начале произведения придерживается своеобразного взгляда на мир, употребляет наркотики и постоянно думает о самовыпиле. Под конец пересмотрел взгляды на жизнь и на искусство, но торчать не перестал.
  • Астрид Линдгрен, «Братья Львиное сердце» — автор малость с этим перегнула: всё-таки детская книжка.
    • Понятие «самоубийство» здесь применимо с натяжкой, потому что жизнь после смерти здесь многоступенчатая: умерев в одном мире, попадаешь в следующий (аки индуизм). В нашем мире герои умерли по естественным причинам (один — от болезни, другой — от героического самопожертвования), а самоубийство они совершают, будучи уже в загробном мире, чтобы попасть в загробный мир № 2.
  • Иван Ефремов, «Таис Афинская» — скульптор Клеофрад, дожив до шестидесяти лет и изваяв величайшую свою работу, принимает яд, потому что «впереди духовно нищая жалкая жизнь» — ни свершить что-то большее, ни просто жить полной жизнью он из-за старости уже не сможет.
  • Габриэль Гарсия Маркес, «Сто лет одиночества» — деконструкция: Пьетро Креспи, не выдержав отказа Амаранты, обставил своё самоубийство настолько «романтично», что перешёл черту китча.
  • Б. Акунин, «Любовница Смерти» — зачётная эксплуатация и деконструкция. Просперо, председатель клуба самоубийц, пользуется этим тропом, чтобы запудривать мозги романтично настроенным декадентам и доводить их до самоубийства. А Фандорин, наоборот, разъясняет главгероине Коломбине, какая всё это глупость.
  • Валерьян Подмогильный, «Город» («Місто») — внутримировой пример: неудачливый философ хочет заколоться просто в подражание знаменитым философам Древнего Рима — и в итоге делает это. При этом, судя по рассказам сопричастных, его близкие буквально до самого самоубийства были уверены, что он понтуется.
  • Юкио Мисима, рассказ «Патриотизм» — мучительное харакири главного героя во имя спасения чести и преданно следующая за ним жена.
    • Он же, «Несущие кони», юноша оказывается слишком чист для этого мира.

Театр[править]

  • Тикамацу Мондзаэмон, пьеса «Синдзю-тэн в Амадзиме» (1721 год), изначально написанная для кукольного театра, рассказывает о влюбленных, совершивших двойное самоубийство с целью воссоединиться в следующем мире. Пьеса породила сам термин синдзю (букв. «середина сердца») — двойное самоубийство влюблённых — и обернулась пресловутой пропагандой самоубийств.
    • Впрочем, сословное общество феодальной Японии само по себе рассматривало самоубийство как достойный выход из любого затруднительного положения.
    • Был даже вариант, когда мальчик, которому родители не разрешали взять кошку, грозился вместе с этой кошкой прыгнуть с крыши.
  • «Гроза»: в самой пьесе его нет нисколечко, самоубийство Катерины это лишь жуткая кончина женщины с искалеченной душой. А вот в пресловутой школьной трактовке по мотивам рецензии Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» подаётся как протестный героизм.

Кино[править]

  • «Облачный атлас»: Роберт Фробишер размышляет о том, что самоубийство — поступок смелых людей. Правда, не выстрели он себе в голову, в его истории мог бы быть куда более счастливый финал.
  • «Глаз» — аверсия. Посмертная участь самоубийц в этом ужастике совсем незавидная — каждый день они вынуждены совершать самоубийство ровно в то же время и точно таким же способом. Снова и снова. И снова.
  • «С феями шутки плохи» — формально не самоубийство, но фактически да. Герой, совершивший убийство по неосторожности (фактически в целях самообороны), сам сдаётся властям, вешает на себя всех собак, отказывается от адвоката и идёт на виселицу… а всё потому, что он убедился в существовании загробного мира и надеется на воссоединение с погибшей возлюбленной. И воссоединение таки происходит, на фоне романтичного зимнего пейзажа и под звуки седьмой симфонии Бетховена.

Телесериалы[править]

  • «13 причин, почему» — самоубийство Ханны, вокруг которого крутится весь сюжет. В духе инфантильных фантазий «вот умру, наплачетесь вы все. Но поздно будет!» Правда, сам суицид показан натуралистично, смотреть на эту сцену больно и неприятно. Но в то же время Ханна таки смогла отомстить, намеренно или нет, значительной части своих обидчиков. К тому же, она после смерти становится центром вращения всего сериала, о моральном облике других персонажей судят не просто по их поступкам, а по тому, как они убиваются по ней, обвиняют себя и других в её самоубийстве. Создатели сериала весьма сурово оценивают поступки всех персонажей, но в тоже время Ханна изображается чуть ли не святой мученицей.
  • «Сотня»: переживший смерть близких, уставший от несправедливости мира, Джаспер поглощает большую дозу наркоты и отказывается от дальнейшей жизни. Перед его смертью мы видим весьма драматическую сцену между, собственно, умирающим Джаспером и его другом детства, Монти, на фоне заката.
  • «Школа». Ближе к концу сериала самоубийством кончает c cобой Носова, последней каплей стало нападение Будиловой. В заключительной серии на похоронах один из одноклассников (вроде Горяев, точно уже не помню) заявляет, что считает ту сильной личностью, раз она решилась на такой шаг.
    • Кстати… Будилова, конечно, совершила чудовищный поступок, но во многих своих бедах Носова была виновата сама.

Аниме и манга[править]

  • «Форма голоса» — аверсия. Вначале Исида попытался совершить самоубийство из-за чувства вины за издевательства в школе над глухонемой девочкой Нисимией. А затем, Нисимия, которая влюблена в него, попыталась сделать то же самое, думая, что отравляет Исиде жизнь. И при её попытке совершить самоубийство, Исида спас её, при этом едва сам не погиб. В итоге, оба пришли в выводу, что их попытки были эгоизмом.
  • «Легенда о Героях Галактики» — во все поля. Многие герои здесь не боятся смерти и предпочитают стоять насмерть вместо позорной капитуляции и встречать пули грудью. Те, кому не дают погибнуть в бою или кто не хочет забирать с собой в Вальгаллу весь свой флот со всеми солдатами, обычно предпочитают самоубийство. Хотя некоторых и успевают отговорить. Часто таким персонажам противопоставлены самоуверенные мерзавчики, которым бояться смерти свойственно.

(link)

«Твоя апрельская ложь»
  • «Твоя апрельская ложь» — несмотря на всю свою жизнеутверждающую природу (нет), в общем-то основный посыл этой вещи — «вынь голову из задницы и живи!» Однако, «давай совершим самоубийство возлюбленных» там таки звучит, как бы горькой шуткой.
  • Date A Live — Куруми Токисаки активирует свои способности именно так, выстрелом из старинного пистолета себе в голову. Правда, её способность — прыгать по временным линиям, то есть смерть одной её копии просто активирует масштабный кластерфак (и, заодно, новую копию).
  • Senki Zesshou Symphogear — в первом сезоне Цубаса намеренно использует свобственную «лебединую песнь» в первом бою с Юкинэ, зная что наверняка умрёт. В принципе, понять её тоже можно: за последние 2 года с гибели Канадэ, она так и не смогла примириться со смертью подруги, а тут ещё появляется Хибики, каким-то образом завладевшая симфогиром Канадэ; кроме того, Цубаса не могла похвастаться тёплыми взаимоотношениями в отчем доме. Итого в сухом остатке мы не имеем ни единой причины для неё ради кого-то задерживаться в мире живых. Но к счастью, её откачали.

Видеоигры[править]

  • Shin Megami Tensei: Persona 3 — троп сыгран очень необычным способом. Главные герои именно таким образом пробуждают свои персоны путешествуя по Тартару — приставляют к голове магический пистолет «Вызыватель» и стреляют. Хотя тут скорее субверсия: пистолеты в игре символизируют готовность героев рисковать своей жизнью — ведь нет гарантии того, что они выживут в Тартаре. И это показано в одной из первых сцен: когда на героев напали Тени, Юкари никак не смогла преодолеть страх вызвать свою «Персону». Понимая, в какую экстренную ситуацию они влипли, главный герой решает себя пристрелить, даже понятия не имея, как работает этот волшебный пистолет. И поэтому в этом анимационном ролике мы видим, как главный герой с огромным волнением приставляет «Вызыватель» к своей голове, поскольку он влип в крайне опасную ситуацию. Несмотря на обилие упоминаний о смерти, игра повествует о ценности жизни и как важно её беречь. Особенно эта проблематика касается для родины игры — Японии, где совсем иные представления о жизни и смерти, и суицид является острой проблемой для страны.

Музыка[править]

  • Множество эстрадных песен, где это сравнивается с полетом. «Прости, я улетаю, я буду, словно птица, красиво и свободно кружить над облаками…» «Я лечу высоко, не вернуть меня словами, мне теперь так легко, до свиданья, до свиданья…» Не путать с теми, в которых с таким же полётом сравнивается наркомания.

(link)

Вилле Вало и его сотоварищи раскрывают тему весьма наглядно (хотя из одного видеоряда, если не разбирать слов, это понять трудно): «Will you die tonight for love?\ Baby, join me in death» (c).
  • Существует отдельный жанр БДСМ DSBM (депрессивно-суицидальный блэк-метал), посвящённый именно этому.
  • Вопреки стереотипам, не так уж часто встречается в Doom Metal и Gothic Metal (тексты в этих жанрах бывают самые разные — от страданий по несчастной любви до лавкрафтианской мистики), но отдельные примеры есть.
    • Особенно наивно-возвышенно это описывается в творчестве различных «глэм-готик-рок» проектов вроде H.I.M.
    • Зигзаг с культовой в узких кругах группой Sentenced. Играя с 1996 года в целом то же самое, что HIM, Rasmus и To\Die\For, но темнее и острее[1], эти ребята зачастую описывали суицид весьма натуралистично, хоть и не без ноток сабжа: «I’ll kill myself\I’ll blow my brains onto the wall…» («Excuse Me While I Kill Myself»), «The only things\ I really have left in this life\ My bitter hate and this f**king gun…» («Let Go (The Last Chapter)»). Лирический герой Sentenced — скорее не романтичный готический подросток, страдающий от невыносимой сложности мира, а опустившийся, пьющий, находящийся в глубокой депрессии и не совсем здоровый психически (во многих песнях, есть, в частности, намеки на ПТСР) мужчина средних лет, что подсвечивается и грубым, грязным вокалом, особенно на альбомах «Down» и «Frozen». Как ни странно, автору правки в своё время они помогли поумнеть, дав понять, что ничего романтического в депрессии и суицидальных порывах нет. К тому же в их творчестве зачастую проскакивал стёб над тропом на грани чёрного юмора. Согласитесь, сложно воспринимать всерьёз, например, песню «Suicider», где в припеве поется: «I’m the Suicider dying every night and day\Killing me is not enough to make me go away». Хотя там, скорее, история самоубийцы, вернувшегося с того света, чтобы мстить тем, кто его довёл до суицида. Или метафора глубокой депрессии, да.
      • Или у автора правки приступ СПГС, но в любом случае данные примеры наглядно показывают, что нормальное искусство помогает людям что-то понять и найти выход. Как бы, рефлексия жизненного опыта — одна из задач искусства.
  • Exodus, «A Good Day to Die» — причудливый зигзаг: текст песни — явная аверсия (автор говорит с отчаявшимся слушателем, проникаясь состраданием, что самоубийство — вообще-то, очень нехорошее дело), клип к песне поначалу демонстрирует тяжелую жизнь лирического героя и даже пафосно-героически показывает его мысли о самоубийстве… но чем ближе к концу, тем сильнее деконструкция романтического представления о самовыпиле (страшный и просто мерзкий старик, подговаривающий парня повеситься, и в конце сам повесившийся, но живой — явно Сатана).
  • Three Days Grace — «It’s All Over», «Time of Dying» и др. А вот в «Never Too Late» и «Life Starts Now» как раз аверсия.
  • Милен Фармер — «C’est une belle journee». Особенно ярко (и метафорично) троп отыгрывает клип-мультик.
    • Изначально вместо слов «Je vais me coucher» («Я уйду спать») стояло «Je vais me tuer» («Я убью себя»), но потом Милен Фармер решила, что это будет уж слишком явным призывом, а так никто не раскусил, да-да, конечно…

(link)

Милен как бы говорит: такой красивый день, пойду покончу с собой!
  • Серж Танкян выстебал троп в Lie Lie Lie. Лирический герой предложил своей возлюбленной сестре вместе сброситься со скалы, но в самый ответственный момент остался наверху (в клипе показано, как он тут же поскользнулся и грохнулся следом).
  • Papa Roach — Last Resort.
  • The Rasmus — «No fear».
  • Nightwish: есть намёки в некоторых песнях — «Nemo», «Dead Boy’s Poem», «Ghost Love Score» и, возможно, «The Poet and the Pendulum»[2].
  • Евгений Мартынов, «Лебединая верность» в исполнении автора, а также Софии Ротару, Т. Гвердцители и ещё многих исполнителей прошлого и современности. Хоть и задумывалась песня как идеализация верности любимых и просто романтичная слезогонка, но кто-то мог услышать и романтизацию суицида.
  • «Агата Кристи» — «На патефон поставлю пластинку / И застрелюсь под музыку Стинга!», «А тем, кто сам, добровольно, падает в ад / Добрые ангелы не причинят / Никакого вреда…», «Давай вечером умрём весело…»
  • «Ария» — «Возьми моё сердце». Субверсия — лирический герой, услышав утренний колокол, славящий праздник (по всей видимости, религиозный) и будучи набожным человеком передумал самоубиваться.
  • «Крематорий» — было одной из фишек. Многие песни из репертуара на стихи А. Григоряна и В. Троегубова остро фиксируются на этой теме, довольно-таки «романтически» её подавая. Фанатам музыки прошлых лет сразу вспомнится: «О маленькая девочка со взглядом волчицы! / Я тоже когда-то был самоубийцей. / Я тоже лежал в окровавленной ванной…»
    • Превратилось в настолько навязчивый приём, что было снайперски спародировано в «ОСП-Студии» («Я упорно творил суицид / Во всех прошлых жизнях…», на мотив самой известной песни «Крематория» — «Мусорный ветер»). Зал давился хохотом и вроде как даже взрёвывал от восторга.
  • Наутилус Помпилиус — «Падал тёплый снег». «Дети любви, / Мы уснём в твоих мягких лапах».
    • Возможно, также знаменитая песня «Я хочу быть с тобой». Хотя не факт, что её герой пытается себя убить (может быть, просто режет себя, чтобы заглушить боль душевную, или это вообще метафора, как и «кожаные ремни, стянувшие слабую грудь»), но слова «Я хочу быть с тобой… и я буду с тобой» как бы намекают. С другой стороны, возлюбленная героя песни может быть жива: пьяный врач — ненадёжный рассказчик. С третьей стороны речь идёт о попадании в дурку, где белый потолок, вид на огни, кожаные ремни, стянувшие слабую грудь и санитары, следящие за тем, чтобы ГГ не убился.
  • «Оргия Праведников», «Радость моя» aka «Ничего нет прекраснее смерти». Впрочем, автор правки считает, что это о дельтапланеристах, а не о суициде.
  • Король и Шут — «Разбежавшись, пры-ы-ыгну со скалы-ы-ы!!!» (Эта песня давит педаль в пол, а вообще у них герои песен обычно не сами умирают, а бывают жестоко убиты).
  • «Мельница» — «Травушка», «Ай, волна…» и ещё несколько десятков менее известных.
  • «Flёur» — время от времени: «Русская рулетка», «Золотые воды Ганга», «Опасная бритва» и прочее.
    • При этом в репертуаре есть песни, в которых звучит призыв не сдаваться и не терять надежды — «Для того, кто умел верить», «После кораблекрушения», «Реки времён». Но даже они способны при длительном прослушивании довести абсолютно счастливого человека до суицида.
  • Дельфин. «Суицидальное диско», «Я хочу умереть» (тут же и реклама наркотиков), «Надежда», «Весна», «Штемпель»… Небезызвестный Милонов в своём гневном спиче по поводу всяческой депрессивной продукции творчество Лысикова особо отметил.
  • Земфира давит педаль пол в песне «Не пошлое» «Я разбегусь из окна/Я верю, не будет больно».
    • А вот в песне, в которой героиня хочет «Повесица», не наш троп — там про страдания после разрыва отношений, и главные слова: «Я прошу/Я прощу, верни меня». Этого она на самом деле хочет, а не повеситься.
  • И Линда часто касается этой темы. «Ну давай улетим, вместе навсегда…» «Я прыгну с огромной скалы прямо в океан…» Правда, многие её песни можно тысячей способов интерпретировать, ибо вывих мозга её багофича.
  • «Ленинград», «Мне бы в небо» — Шнур вдавил педаль в пол в плане выбора метода суицида: «Можно жить так, но лучше ускориться. / Я лично бухаю, а кто-то колется».
    • «Спиться/сторчаться, чтобы жизнь в мире-помойке была хотя бы не такой долгой» (прямое самоубийство в песне не рассматривается, только зависимость) — это всё-таки суицид или мортидо, вот в чём вопрос. Мечта нарваться на уличную перестрелку и умереть от шальной пули — скорее мортидо, но шанс на это герой оценивает как слишком низкий.
  • Виктория Ермакова, «Круг на груди»: «Кровь покинула плен / Перерезанных вен / — В снег». И далее — «…ой, река глубока — / Грех!» (Последнее — отсылка к самоубийству Янки Дягилевой?)
  • «Прыгай вниз» — не просто романтизация, а призыв совершить самоубийство: «Прыгай вниз, прыгай вниз, не бойся. Твоя жизнь — сплошная ложь/ Прыгай вниз и ни о чём не беспокойся. Всё равно когда-нибудь умрёшь». Заметим, что автор песни — не Янка Дягилева, как принято считать в соцсетях, а, предположительно, Олеся Троянская (умерла ещё в середине 1990-х, и не от прыжка с крыши, а от рака), исполнительница же — Олеся Дицель. И это две разные Олеси! На самом деле — зигзаг, потому что в песне есть третий куплет, который из распространившейся в 2007 году версии был вырезан: «В мире есть люди, те что живут ради мечты/ А другие верят в судьбу, такие как ты/ Но всё, пройдет слишком быстро, время не просится назад/ А ты живи, и не верь ты тому, кто жизни не рад.» — с соответствующе изменённым припевом.
    • Также существует вариант этой песни с другим третьим куплетом, давящим в пол суицидальную тему: «И стою я здесь на крыше, между небом и землёй/ Вспоминая, как недавно были вместе мы с тобой/ И уже паря в пространстве, обгоняя капли воды/ Я увидела, что на крыше напротив стоишь и ты».
  • «Харли Квинн», «Выпрыгни в окно» — субверсия с подсветкой из прожектора в виде читаемой под заключительные аккорды молитвы.
  • «Зимовье Зверей», «Выпадая из окна» — ещё одна субверсия. Первые строчки кажутся откровенным призывом к самоубийству, но чем дальше, тем меньше на это похоже, а под конец уже прямо поётся: «И живи, живи, живи!»
  • Хельга Эн-Кенти, «Не оставляй меня в темноте» — в некотором роде субверсия. На первый взгляд, песня именно об этом. Но при внимательном прослушивании понимаешь, что всё как раз наоборот: это крик души человека, пытающегося убедить готовящуюся совершить самоубийство возлюбленную, что в мире ещё есть что-то хорошее.
  • Инь-Ян, «Камикадзе».
  • Noize MC — «Суицид». В конце, субверсия по типу «Возьми моё сердце», но последние строчки прямым текстом говорят, что жить лирическому герою осталось недолго и хэппи-энда не будет. «Кантемировская» — там герой представляет, что будет твориться на одноимённой станции метро, когда он шагнёт под поезд. Однако, в отличие от романтики, наводит на мысль, что исполнитель хочет показать равнодушие людей: «Рядом снуют суетливо какие-то дети, дяди и тёти. Их крайне заботят абсолютно неважные вещи/Дорогие пассажиры, извините за накладку. Я прекрасно понимаю, вы торопитесь/ Мне всего один прыжок, я второго не попрошу. Извините, ради Бога, за осколки, Резкий скрежет тормозов и прочий неприятный шум».
    • Похожий текст у Megadeth в композиции «Skin o’ My Teeth». Лирический герой хочет покончить с собой, но никак не может — лезвие затупилось, люстра упала и т. д.
  • Kypck, «Трос, грузовик и тёмный балкон» — перечисление методов ухода от депрессии.
  • «Стокгольм», «Так будет лучше» — аверсия. На протяжении песни главному герою советовали покончить с собой и чёрт, и бес, и даже друг. Кончилось тем, что он убил ИХ и продолжил жить-поживать без этих советчиков.
  • Hatsune Miku, «Aokigahara». Название песни — реально существующий лес в Японии, который является вторым по популярности местом в мире для того, чтобы совершить суицид.
  • Алёна Швец, "Выберу своё лучшее платье" - пародия на троп, больно весело исполняющаяся. Заодно На тебе! борцунам за нравственность, обвинившим певицу в пропаганде суицида.

Настольные игры[править]

  • В сеттинге Golarion системы Pathfinder за романтическое самоубийство отвечает аж целая отдельная богиня — Naderi.

Реальная жизнь[править]

  • Так воспринимают сабж в культуре многих индейских народов: «Что для тебя значит быть смелым? — Не побояться покончить с собой».
  • Японская же культура. В классической самоубийство вообще самый достойный выход из любой сложной ситуации, да и в современной отношение очень лёгкое.
    • Китайская к самоубийству тоже относится проще христианской, но не особо романтично. Самый популярный вариант — самоубийство из отчаяния, желательно у дверей обидчика. Делается как последняя месть тому, кто довёл до невыносимой жизни, наглухо хороня репутацию, то есть чаще всего чиновнику или олигарху.
      • Аналогичный обычай типшар (устаревший перевод — «сухая беда», более корректный — «гибельная беда») присутствует у чувашей и удмуртов. Местами практикуется до сих пор — последний случай самосожжения зарегистрирован в 2019 году, причём совершил его известный удмуртский учёный.
  • Подобные представления были в античности, самоубийство там даже называли «философской смертью». Хотя применялось это обычно чтобы избежать казни или убийства толпой. В традиции римлян было популярным пронзить себя мечом.
  • В старину сабж был характерен и для некоторых течений старообрядчества. Практиковались два вида самоубийства: самосожжение и «запощение», когда человек морил себя голодом до смерти. Изначально сведение счетов с жизнью допускалось старообрядцами только при гонениях, в знак протеста, однако потом появились учители, проповедовавшие, что и без гонения самое богоугодное дело — наложить на себя руки. К счастью, среди нынешних старообрядцев подобное дело почти не практикуется.
  • Злополучные «группы смерти», где самоубийц сравнивают то с величественными китами, то с прекрасными бабочками-однодневками. Вопреки страшилкам перепуганных родителей, создавались для общения подростков, у которых уже были проблемы, а не для того, чтобы заставлять счастливых и благополучных детишек кончать с собой.
  • В 2007-м среди подростков, в первую очередь эмо-кидов, было модно писать о несчастных девочках и мальчиках, которые решают покинуть этот бренный мир путём перерезания вен. Но все, кто хотели самовыпилиться — самовыпились, остальные повзрослели. А субкультура эмо взяла да и умерла.
  • Эвелин Мак-Хейл, которая спрыгнула со смотровой площадки Эмпайр-стейт-билдинг и упала на крышу припаркованного лимузина. Фотография её мёртвого, но чудом не изуродованного тела получила название «Самое красивое в мире самоубийство».

Примечания[править]

  1. Вернее, это HIM играли то же, что Sentenced, но светлее и мягче: их дебютник вышел позже, чем сентенсовский «Down». Но широкому слушателю они известны больше.
  2. Как и некоторые другие композиции альбома Dark Passion Play, «The Poet and the Pendulum» имеет бэкграунд в виде выкидывания на мороз увольнения Тарьи, так что, возможно, эта песня не столько про мысли о суициде, сколько про депрессию и душевные переживания лирического героя