Ружьё не для стрельбы

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Red Herring Twist, Fauxshadow. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Ружьё зачем висит на стене, в конце концов, — автор о нём помнит, несколько раз поминает о нём словно бы невзначай, — так отчего оно так и не выстрелило? »
— Виктор Точинов, «Остров без сокровищ»

Случай, когда автор не забыл банально о «ружье», а специально не стал из него стрелять и имеет на это основания (например, это Fleet in Being).

В некоторых случаях откровение у холодильника может казаться невыстрелившим ружьем.

Подобные ружья появившиеся в результате фичекатов порождают явление Несуществующий игровой секрет.

Подвидом ружья не для стрельбы является красная сельдь.

Примеры[править]

Литература[править]

  • А. и Б. Стругацкие, «Хромая судьба». Остается непонятным, к чему была линия с розыском некого средства мафусалин. Все это объясняется в отдельном рассказе «Пять ложек эликсира».
  • «Убийца наваждений» Антона Орлова — в Кайри Фейно, невесть откуда взявшейся дальней родственнице мастера иллюзий Иноры Клентари, легко заподозрить искусное наваждение: это оказалось бы логично для описываемого мира и предсказуемо для давних поклонников автора. Но нет, она именно та, кем представляется. А пока все ждали выстрела именно из этого ружья, внезапно выстрелило совершенно другое, которое казалось уже отстрелявшимся.
  • «Маскарад» Терри Пратчетта: над зрительным залом в театре висит огромная люстра. Постоянно подчеркивается, какая она огромная, как зловеще висит, один из персонажей вслух уверяет, что люстра висит надежно и ни в коем случае не может упасть — словом, произведена вся необходимая подготовка к падению люстры, которая так и не падает. Разумеется, всё это подсвечено в тексте.
    • «Ночная стража» — таким же образом использован навык Чехова: много внимания уделяется талантам молодого Витинари к маскировке, включая умение прятаться на виду. Читатель с интересом ждёт, какую же маскировку Витинари использует для убийства патриция Ветруна, а вместо этого Витинари входит к жертве через главную дверь с арбалетом в каждой руке.
    • «Going Postal» — Мойст фон Липвиг получает в свои руки «вирус», который не только выводит из строя семафорные башни, но и распространяется по всей сети. В финале он заявляет, что его почтовая служба сможет доставить сообщение быстрее, чем семафорная компания, и после начала соревнования вклинивается в сеть при помощи заброшенной башни, чтобы перехватить сообщение и послать вместо него свое… И вместо вируса посылает в пункт назначения компромат на нынешнего владельца компании. А все потому что его целью было не разрушить компанию, а вернуть ее законной наследнице.
      • А в экранизации «вирус» почему-то перестал работать.
        • Не «почему-то», а потому что в Великом Пути не дураки работают и они смогли выяснить механизм работы вируса (при наборе определенных букв детали механизма намертво клинят друг в друге) и то ли переделали механизм, то ли научили операторов не дергать рычаги со всей дури.
  • Джек Лондон, «Мятеж на „Эльсиноре“». Команда «Эльсинора» подбирает трех загадочных человек, потерпевших кораблекрушение. Подробное описывается и то, что никто из экипажа не знает язык, на котором говорят эти трое, и их необычные фиалковые глаза, и их молчаливость. В итоге тайна этих троих так и не раскрывается — откуда они, как оказались в открытом море, так и остается неясным. И большой роли в сюжете они не сыграли — ну разве что ближе к развязке определились, за какую они из сторон.
  • «Хоббит» Толкина: в рамках этого произведения таким ружьём было Кольцо, найденное Бильбо. А как оно выстрелило, мы все знаем.
    • При этом в рамках «Хоббита» Кольцо работает вполне себе чеховским ружьём — его способность делать владельца невидимым отстрелялась в сюжете по полной программе. Скорее уж ружьём не для стрельбы выступает Некромант — кто он такой и почему борьба с ним отвлекла Мудрых на половину сюжета, мы узнаем только во «Властелине Колец» (и то косвенно).
  • «Гарри Поттер и методы рационального мышления»: все, что связано с Гриндевальдом. Так и ждешь, что фигура такого масштаба как-то проявит себя в сюжете (и намеки в разговоре с Аластором, и история Дамблдора о подпитывавшей Гриндевальда древней машине, сам факт существования которой следует держать в строжайшем секрете[1]), но он так и остается персонажем-призраком. На самом деле стреляет, но уже в эпилоге и не так, как можно было подумать: когда Гарри сменяет Дамблдора на посту Верховного Чародеея Визенгамота, он приказывает сделать построенный Гриндевальдом Нурменгард главной магической тюрьмой вместо Азкабана. Еще один выстрел произошел задолго до событий книги: Риддл прямым текстом говорит, что именно появление могущественного злого волшебника заставило Фламеля создать ему противовес в лице Дамблдора. Риддл, конечно, ненадежный рассказчик, но другой версии мы так и не услышали.
    • А ещё Гилдерой Локарт и Трейси Дэвис.
  • «Снеговик» Ю Несбё — целая маленькая сюжетная линия с таинственным пришельцем, который то ли является, то ли не является работником коммунальной службы и то ли борется, то ли делает вид, что борется с плесенью в стенах квартиры детектива Холе. Ведёт себя подозрительно, рисует на стенах странные знаки, разбирает стенные панели, заражает героя страхом перед плесенью, а в итоге объявляет, что плесень побеждена и исчезает, и вся сюжетная роль таинственного пришельца сводится к тому, что его случайная фраза подсказывает детективу новое направление расследования. Роман — смесь триллера с чёрной комедией, так что троп отыгран сознательно.
  • Саймон Грин, «Сумерки Империи» — зигзаг. С одной стороны, раса биомеханических Чу-чу, с представителем которых столкнулись герои в «Мире призраков», сама по себе в итоге просто просимволизировала тщетность бытия. С другой стороны, изучая их, люди смогли разработать новые двигатели, вокруг которых крутится часть интриг в первых двух книгах, так что тут скорее ружьё выстрелило, но не так, как ожидалось.
  • М. и С. Дяченко: "Армагед-дом" - кто и зачем убил депутата Заруцкого, желавшего раскрыть правительственную тайну "установленного времени", так и остается загадкой, хотя его идеи послужили установлению военизированной диктатуры и изломили жизнь страны в течение всего цикла.

Кино[править]

  • «Малхолланд Драйв» — в первой части фильма появляется огромное количество «ружей», типичных для детективного сюжета (мафиозная сеть, загадочный человек по прозвищу Ковбой, неизвестно на кого работающий наёмный убийца, чёрная книжка с телефонными номерами, синий ключ неизвестного происхождения и др.), а во второй части они либо не стреляют, либо стреляют очень уж странным образом.
    • Тут бюджет и жизнь писали сюжет: планировался детективный сериал с закрученным сюжетом, но пилот не приняли, и Линч на скорую руку доснял к нему концовку в стиле «всё это был сон, логика не нужна».
  • «На несколько долларов больше» — Полковник Дуглас Мортимер таскает целый скраб винтовок, среди которых есть Кольт-Бантлайн с метровым стволом. Мортимер ни разу им не пользуется, но само наличие у него такой штуки уже говорит о многом.
  • Replicas (фильм 2018) (в прокате «Репродукция») с Киану Ривзом — многочисленные ружья намекающие на заезженные штампы фильмов про клонов о том что что-то с клонированием пошло не так. Но, в итоге сюжет идёт в совсем другом направлении, а ружья были раскиданы ради деконструкции штампов.
  • «Назад в будущее 3» — в прямом смысле: Марти Макфлай получает револьвер Кольта, но против Бьюфорда Таннена его так и не использует — помня о фокусах временного континуума, который смерть предка его недруга может сильно нарушить — вместо этого прибегая к фокусу с печной заслонкой под плащом и старому доброму мордобою. А сам револьвер оставляет своему далёкому предку — оружие стоит 12 долларов, как-никак…
  • «Я иду искать» — в прямом смысле: главная героиня снимает ружьё со стены, заряжает его и готовиться убить слугу и выбраться из дома. Вот только ружьё оказалось декоративным и стрелять из него было невозможно.
    • Хотя по факту дело в том, что на ружье не были взведены курки.
  • Смешной перевод Приключения Лёхи вместе подсветкой: В тумбочке лежит челюсть тёщи. Так заключено древнее зло. Не открывай её.
  • «Континенталь — фильм, в котором нет ружья» — именно то, что написано на упаковке.

Телесериалы[править]

  • В четвертом сезоне «Американской истории ужасов» несколько раз подчеркивается, что негодяй Стэнли, убивавший балаганных уродцев, чтобы продавать их в музеи, обладает весьма нестандартных размеров, кхм, «достоинством». Зритель вполне резонно ожидает, что в конце это самое «достоинство» отрежут и тоже продадут в музей… но нет.
  • Breaking Bad — Уолтер изготавливает яд рицин из семян клещевины, чтобы отравить им безбашенного бандита Туко. В конечном счете Туко застрелил Хэнк, свояк Уолта.
    • Но три сезона спустя, в последней серии, этот самый рицин всё-таки «выстреливает». Правда, отравили им уже совершенно другого персонажа.

Мультфильмы[править]

  • «Пираты: Банда Неудачников» — в пиратской команде присутствует Удивительно Фигуристый Пират, очевиднейший Корнет Шурочка. Половая принадлежность персонажа так и остается неизвестной остальным пиратам и не играет в сюжете никакой роли.

Аниме и манга[править]

  • Suzumiya Haruhi no Yuuutsu — Кён и взрослая Асахина влияют на самих себя из прошлого с тем, чтобы они во время возникшего у Харухи желания найти клад копали где угодно, но не в определённом месте. Позже Кён при поддержке Цуруи раскапывает это место и находит там странную вещь, неизвестно для чего предназначенную. Вещь остаётся у Цуруи, и она и Кён неоднократно впоследствии её упоминают (в том числе и в беседах друг с другом), однако это ружьё так и не стреляет, а его предназначение остаётся тайной.
  • «Slayers» — Зелгадис как-то проговорился, что его кожу может пробить лишь Меч Света. Чуть позже указывается, что сей чудный артефакт — семейная реликвия Габриевых, и Гаури — его владелец в данный момент. А в момент решающей схватки Зела берёт под контроль его создатель Резо, и эта машина для убийств… выводится из-под контроля целительной Лининой затрещиной.
    • Что характерно, в манге Зелгадис до объединения с Линой и Гаури один раз все же этим мечом получил.
  • Rurouni Kenshin — буквальное ружьё: перед боем Кэнсина и Сисио Макото помощник Сисио, злой гений Ходзи, прячет под пальто ружьё с целью подстрелить Кэнсина, если бой обернётся не в пользу Сисио. В итоге во время боя Ходзи провозглашает, что его господин настолько крут, что не нуждается в подобной помощи, и пафосно выбрасывает ружьё.
  • JoJo's Bizarre Adventure: меч Бруфорда, который он с пафосом подарил Джонатану. Абсолютно бесполезен: ДжоДжо пытается разрубить им Дио, круто обламывается и вынужден вернуться к старому доброму мордобою.
    • Спаситель маленького Джоске и его пример для подражания (вплоть до характерной причёски). Важный персонаж, который вернётся в настоящем? Сам Джоске, прибывший из будущего? Не-а! Просто какой-то доброхот, который пришёл на помощь и потом испарился. Та же история в пятой части — с неизвестным гангстером, которого выручил юный Джорно.
    • В той же части — пожалуй, самое крутое нестреляющее ружьё. Джорно-то у нас — родной сын Дио… И чё? Как выяснилось, ничего. Наш итальянский ДжоДжо просто чуть жёстче предшественников, и вместо «Ора-Ора» у него «Муда-Муда». Потенциал смелой идеи даже на пятьдесят процентов не используется. Ружьё не стреляет и в шестой части, где Дио задним числом дорисовали других сыновей и могущественного недобитого сподвижника. А Польнарефф, по-видимому, так и не понял, что, натерпевшись всякого от Дио, теперь сотрудничает с его наследником.
    • «Джоджолион» на первых порах прославило: «Бугага — там у главного героя ЧЕТЫРЕ яйца!» Сюжетный ход необычный — во всех отношениях. Для чего он потребовался автору? Разве что намекнуть, что Джоске — гибрид двоих человек (но у него и так глаза и язык состоят из двух половинок). Лишняя пара яиц до сих пор не играет никакой роли. Даже не отваливается за ненадобностью, когда тяжелораненому Джоске понадобился рокакака и равноценный обмен.
    • Тот же «Джоджолион». Джоске и Мамедзуки идут в сад искать ветку нового рокакака. Ясухо с ними не идёт: ей после битвы на канатной дороге взбрело в голову изучить другое каменное животное — свою живую (и коварную) заколку. По идее, это должно было дать ключ к пониманию камнелюдов или хоть какую-нибудь зацепку. Но спустя арку Ясухо настигают болезненные месячные, и она отправляется в госпиталь университета TG. Скоро девушке стало не до месячных: после встречи с Мицубой её настиг и закрутил вихрь сюжетных событий. Каменную заколку тоже благополучно забыли и вряд ли уже вспомнят, так как пошёл обратный отсчёт до созревания чудо-фрукта и битва с финальным боссом[2].
  • «Покемон»: громовой камень, который главному герою подарили в самом начале путешествия — для битвы с Суржем. Требуется для превращения Пикачу в Райчу. Эш потом ещё десять сезонов таскал его в кармане на всякий случай. По-видимому, носит до сих пор, хотя Пикачу ему ясно дал понять, что не желает становиться жирным, лопоухим и длиннохвостым другим.
  • Adachi to Shimamura - кто такая Ясиро Тикама, якобы пришелица с другой планеты, гуляющая в скафандре и обладающая неестественно светящейся кожей? А, забудьте, она просто таскается периодически с главными героинями и вообще является гигантским пасхальным яйцом к другому произведению автора Denpa Onna to Seishun Otoko.

Видеоигры[править]

  • «Ксенус: Точка кипения». Таинственный сборный артефакт вынесен в заголовок игры. Чтобы собрать его части, придётся обыскать джунгли, переговорить с каждым персонажем, выполнить ряд дополнительных задания. И в финале понять, что «ксенус» не только бесполезен, но и не играет никакой роли в сюжете. А «Ксенус 2» вдавливает педаль в пол — там нет никаких следов существования ксенуса.
    • Впрочем, тут имеет место скорее общая недоделанность и бестолковость самой игры, чем драматургическая находка. К примеру, точно так же не имеет ни малейшего смысла рост протагониста в уровнях.
  • Mass Effect 2 — в миссии на Хестроме обнаруживается аномально быстрое старение местного солнца, однако в дальнейшем этот факт ни на что не влияет. А разгадка одна — это невычищенная из финальной версии игры отсылка к другому варианту финала трилогии.
    • Идея о том, что люди генетически разнообразны по сравнению с другими расами оттуда же, сама по себе достаточно нелепа, и тоже представляет собой недовычищенный кусок другого финала.
  • Мор (Утопия) — в первый день пребывания в городе от детей можно узнать о призрачной кошке, с которой они играют на складах. Даже называют время и место, где можно её увидеть. Ииии… её нигде нет. Как нет и никаких её упоминаний в дальнейшем. (Авторы забыли вставить её в игру?)
    • Впрочем, в Steam-версии игры, если побродить в указанном детьми место в назначенное время, то откроется достижение «Она была здесь».
    • Гаруспик в День 2 получает наследство в виде пары веточек и металлического тавра. Если веточки хотя бы несут информацию о рецептах твириновых настоев, то тавро — чисто статусная безделушка, не имеющая никакого применения далее по ходу игры.
  • Final Fantasy 7 -непонятная пещера, куда ведёт канат, до которого нельзя добраться… Породила ещё один слух — что вроде там есть материя для воскрешения Аэрис.
  • Space Quest IV — танковый снаряд, который можно извлечь из подбитого танка. В изначальном сюжете планировался, чтобы разобраться с дроидом-убийцей на локации, но в итоге стал бесполезной (и опасной!) безделушкой, однако дающей дополнительные очки при правильном применении. Дважды.

Примечания[править]

  1. Не машине, а устройстве/инструменте (device). Судя по всему, имелась в виду Бузинная Палочка — её владелец был непобедим в бою, но Дамблдору удалось истощить его силы и взять Гриндевальда на измор. Для чего понадобилось сначала лишить его подпитки человеческими жертвоприношениями от последователей. Подробности о палочке были, само собой, раскрыты в каноне.
  2. Если, конечно, Араки не планирует реанимировать Джобина, развернуть налево Каато или выкинуть иной фортель в стиле «старый новый Дио».