Рушится царство Кощеево

Материал из Posmotreli
(перенаправлено с «Рушится царство кощеево»)
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Load-Bearing Boss. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
Склифосовский.pngКороче, Склихосовский!
Со смертью врага его чертоги автоматически разрушаются.
« И словно сверхчеловеческая сила, вложенная в эти слова, обладала властью заклинания, огромные старинные двери, на которые указывал Ашер, медленно раскрыли свои тяжелые черные челюсти. Их растворил мощный порыв ветра – но там, за ними, высокая, окутанная саваном, и вправду стояла леди Мэдилейн. На белом одеянии виднелись пятна крови, на страшно исхудалом теле – следы жестокой борьбы. Минуту, вся дрожа и шатаясь, она стояла на пороге… потом с негромким протяжным стоном покачнулась, пала брату на грудь – и в последних смертных судорогах увлекла за собою на пол и его, уже бездыханного, – жертву всех ужасов, которые он предчувствовал.

Объятый страхом, я кинулся прочь из этой комнаты, из этого дома. Буря еще неистовствовала во всей своей ярости, когда я миновал старую мощеную дорожку. Внезапно путь мой озарился ярчайшей вспышкой света, и я обернулся, не понимая, откуда исходит этот необычайный блеск, ибо позади меня оставался лишь огромный дом, тонувший во тьме. Но то сияла, заходя, багрово-красная полная луна, яркий свет ее лился сквозь трещину, о которой я упоминал раньше, что зигзагом пересекала фасад от самой крыши до основания, – когда я подъезжал сюда впервые, она была едва различима. Теперь, у меня на глазах, трещина эта быстро расширялась… налетел свирепый порыв урагана… и слепящий лик луны полностью явился предо мною… я увидел, как рушатся высокие древние стены, и в голове у меня помутилось… раздался дикий оглушительный грохот, словно рев тысячи водопадов… и глубокие воды зловещего озера у моих ног безмолвно и угрюмо сомкнулись над обломками дома Ашеров.

»
— Эдгар Аллан По

(link)

Красноречивая иллюстрация из финала Mass Effect 2

Рушится царство кощеево (Collapsing Lair), также «босс как несущая конструкция» — достаточно распространенный способ нагнетания пафоса в играх и фильмах. Главный Герой, весь такой в белом и чистом (или уже в черном, порванном и окровавленном, не суть важно), пришел в страшный замок (на скрытую военную базу, звезду смерти…) и надавал по щам Главному Злыдню. Можно даже со смертельным исходом для последнего. Возлюбленная (брат, учитель…) тоже спасена. Армия Зла повержена. Но все равно чего-то не хватает…

Ах, ну да! Сама цитадель вражья-то еще стоит! Вот только не успел ГГ или кто-то из его помощников даже подумать о снесении постройки, как она сносится. Сама. Ну то есть натурально так берет и начинает рушиться. Трубы прорываются, и из них с шипением вырывается пар, все взрывается, потолки рушатся, погребая под собой оставшихся прихвостней ГЗ.

Опциональны другие элементы:

  • В Старом Страшном Замке или Глубокой Мистической Пещере активируется какая-нибудь древняя ловушка, и героям приходится бежать наперегонки с двухметровым булыжником.
  • На Военной Базе по всем громкоговорителям будет звучать холодный женский голос: «До биг-бада-бума десять, девять, восемь…»
  • На Звезде Смерти включатся красные или оранжевые аварийные огни, а проходы будет перекрывать оборванная электрическая проводка в миллионы киловольт или вдруг включившиеся и никак не отключающиеся энергетические барьеры.
  • Если база ГЗ была на/над/под водой, то из всех щелей хлынет вода. Если в Антарктиде — ледяная. Если в вулкане — вместо воды будет лава.

Причем, если в наукообразных жанрах все объясняется некой системой самоуничтожения, сносом несущей стены, повреждением реактора и т. п., то в фэнтези замок злого властелина просто рушится, как карточный домик, как только голова антагониста слетит с плеч. Единственный обоснуй, какой тут можно подыскать: организм ГлавГада именно что являлся мистической «опорой» или «основой» строения; крепость буквально держалась на Силе её владыки, была этой Силой пропитана; и когда мерзавец погиб — исчезли незримые скрепы, и всё рушится. Но назовите с ходу, не раздумывая, хоть один популярный, пропиаренный образчик фэнтези, где такое объяснение не то что чётко прописано, а дано хотя бы намёком! («Властелин колец» же.) Нет, в 99 случаях из 100 обрушение твердыни подаётся просто как данность, как будто подоплёка насчёт Силы традиционна и самоочевидна, или как будто тут никакая подоплёка и вовсе не нужна.

Но, независимо от жанра, общая картина будет одна: все трясется и разваливается, парочку попавших в поле зрения недобитых врагов добьет обвалившимся потолком или секцией стены, кто-нибудь провалится в дыру в полу, парочку солдат зла ошпарит паром или разметает взрывом (ага, из стены, в которой ни труб, ни проводов, и непонятно, чему там вообще взрываться). Камера будет ехать «спиной вперед», показывая спереди бегущего из рушащейся постройки ГГ, от тряски собирающего боками все стены. А в конце все-таки произойдет Самый Большой Взрыв, от которого выбежавший уже на улицу ГГ и Ко эпично в «слоу мо» прыгнут в направлении камеры. В этот момент музыка как раз затихнет, хотя до взрыва будет играть напряженный быстрый марш. Если ГГ не на своих двоих пилил, а на машине/истребителе/мотоцикле/катере/лошади/ручном драконе, то прыжок (вылет) может быть и не в камеру, а показан откуда-то сбоку, техника/животинка вынырнет из какой-нибудь трубы секретного хода, а прямо за ней, почти поджарив зад, вырвется огромная струя пламени. Вместо марша в таком случае играть будет техно, но тоже напряженное и драматическое.

Причем, все это происходит даже если в качестве обоснуя дается атомная бомба. Ведь все представляют себе эффект атомной бомбы, не так ли? При ее использовании все должно быть предельно тихо-мирно, трястись и ломаться ничего не будет до последнего момента. Да и в последний момент не будет, в последний момент будет «Бух», и все — трястись уже нечему.

Троп призван символизировать реальное явление: после гибели единоличного лидера нередко распадается и его империя (как было с Македонским, например). Только в реальности это процесс долгий и неоднозначный, показать его в коротком произведении так, чтобы получилась быстрая красивая развязка, не выйдет. Проще показать, как упал дворец. Родственный троп — Обезглавленная армия: в этом случае рушится не цитадель, а мораль воинов, которые вместо того, чтобы назначить нового лидера и отомстить за старого, разбегаются как тараканы.

Примеры[править]

Литература[править]

Отечественная[править]

  • Василий Жуковский, «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке».
  • Андрей Белянин:
  • «Хроники Нарнии», повесть «Серебряное кресло» — со смертью Колдуньи в зелёном рушится Подземье, а её бывшие подданные ныряют на Дно Мира, откуда мерзавка некогда их извлекла.
  • Метавселенная Рудазова — ехидная деконструкция во «Властелине». Рушащаяся Цитадель Зла — качественная иллюзия, да и сам Тёмный Властелин возрождается почти мгновенно, отпустив только гордых собой героев подальше.
    • У него же в «Преданьях» подсвечивается: «Злодей повержен, прекрасная Василиса спасена, их уста сливаются воедино на фоне рушащегося дворца… С чего вдруг дворец Кащея должен обрушиться, Игорь особо не задумывался — просто именно так ему это представлялось».
    • В «Заре над Бездной» внезапно сыграно прямо: Ониксовый Замок Кадаф и в самом деле был во многом завязан на Йог-Сотхотха — и с его гибелью пошёл вразнос.
  • Богумил Мурин, Владимир Титов, «Одна нога здесь…» — субверсия: рушится дворец Чернобога, но сам-то Владыка Тьмы вечен…
  • Юрий Нестеренко:
    • «Абсолютное оружие». Присутствует некий обоснуй — обрушение пещеры провоцирует жижа (вероятно, едкая), образующаяся при стремительном разложении тела Буульбааля.
    • «Лекарство от любви» — субверсия. Четко сказано, что со смертью мага перестает действовать вся порожденная им магия, и это важно для сюжета. Но в ряде случаев, когда персонажи рассчитывают на этот эффект, он не происходит. Просто потому, что то, что они считали магическим, на самом деле таковым не является.

Зарубежная[править]

  • Артуровские легенды: возможный первопример и одновременно субверсия. Рыцарь Балин наносит тяжёлую рану королю Пеламу, и в тот же миг рушится его замок и гибнут подданные. Субверсия в том, что Пелам вовсе не тёмный властелин, а наоборот, хранитель Грааля.
  • Лорд Дансени, «Крепость несокрушимая иначе как для Сакнота».
    • В меньшем масштабе подобное было в «Сильмариллионе»/«Лэ о Лэйтиан» — когда побежденный Саурон сдал магическую власть над крепостью на Тол-Сирионе Лютиэн, башни и стены обрушились, разлетелись/разбежались совы, летучие мыши и волки, и вышли на свет пленники. Возможно, такой эффект возымела песнь великой брани, исполненная Соловушкой у стен (кто сказал «Иерихон»?).
    • В меньшем масштабе подобное было в «Сильмариллионе»/«Лэ о Лэйтиан»: когда побежденный Саурон сдал магическую власть над крепостью на Тол-Сирионе Лутиэн, башни и стены обрушились, в разлетелись/разбежались совы, летучие мыши и волки, и вышли на свет пленники.
      • В «По ту сторону рассвета» блестяще реконструировано: Гортхаур за годы владычества пропитал Тол-ин-Гаурхот своей силой и волей, и когда перестал его поддерживать — это был буквально тот же эффект, что и при обрушении Барад-Дура две Эпохи спустя. Но Лютиэн, которой Тху передал власть над крепостью (а поди не передай, когда тебя держит за горло очень клыкастый сукин сын), сумела удержать последнюю достаточно, чтобы из неё успели достать пленных во главе с Береном — и только потом позволила обрушиться.
  • Астрид Линдгрен, «Мио, мой Мио». Рушится замок рыцаря Като, воскресают убитые им, а царство вечной тьмы расцветает под лучами солнца. Чёрные стражники, служившие злодею, исчезают вообще, остаются только освобождённые жители.
  • «Хроники Нарнии», повесть «Серебряное кресло» — со смертью Колдуньи в зелёном рушится Подземье, а её бывшие подданные ныряют на Дно Мира, откуда мерзавка некогда их извлекла.
  • В книгах Элеоноры Раткевич (цикл «Деревянный Меч») в кои-то веки присутствует реконструкция тропа. Активно используется понятие «место средоточия»: обитель мага, связанная с его организмом некими незримыми нитями Силы. В случае смерти мага «нити» рвутся, и замок рушится.
    • В первой книге стоило стереть мага из истории, как изменилось не только настоящее, но и прошлое. И замка никогда не существовало.
    • А во второй замок антагониста — очень хорошая магическая иллюзия, и стоит магу просто прекратить ее поддерживать, как сооружение тает в воздухе.
    • В третьей же чокнувшийся маг нагромоздил башню, державшуюся только его магией. Стоило ему погибнуть, как неустойчивое и практически не скрепленное строение рассыпалось.
  • Эрик Эддисон, «Змей Уроборос» — не совсем стандартный пример, так как Железная Башня рушится не от действий героев, а от самого тёмного властелина, который неудачно произнёс сложное заклинание.
  • Пирс Энтони, «Чары для Хамелеоши»/«Заклинание для Хамелеона» — игра с тропом. Когда Бинк разгадывает коварный план Ирис и пытается покинуть её дворец, разъярённая чародейка обрушивает своды силой своей магии. Так как дворец — одна сплошная искусная иллюзия, соответственно, все разрушения тоже иллюзорны, и не причиняют Бинку никакого вреда. Проблема в том, что у здешних иллюзий есть одна гадкая особенность: они способны убить — но только если принимать их всерьез.. Поверь Бинк в реальность происходящего хоть на секунду, имел бы все шансы получить по голове материальным кирпичом.
  • Клайв Баркер:
    • «Имаджика» — господь наш Хапексамендиос зарезервировал под личное пользование весь Первый Доминион. Ко времени событий книги весь Доминион буквально занят телом боженьки. Когда же вышеупомянутый по-дурацки самоубился, всё это начинает медленно и печально гнить, кормя налетевших чаек…
    • «Вечный похититель» — весь Дом Чудес мистера Худа — это и есть мистер Худ. Дом, впрочем, рушится не после смерти, а в попытках сохранить хотя бы остатки силы.
  • «Хроники странного королевства» — решительная и беспощадная аверсия. Вы провели сложнейшую многоходовую спецоперацию и смогли окончательно упокоить Повелителя? Молодцы. Вот только его база стоит, головорезы (кроме насильно завербованных специалистов) дезертировать не желают, а выжившие прихвостни продолжают вполне толково ими управлять. Так что поднимать армии и вести полноценную войну всё равно придётся.
  • Плоский мир. Рушится храм Бел-Шамгарота, Насылателя числа… 7а.
  • А. Ллойд, «Книга Трех» — педаль в могильник: Спиральный замок взрывается из-за того, что герои, сбегая из его подземелий, прихватили в могильнике, о существовании которого нынешняя владелица замка и не подозревала, древний артефактный меч, на силе которого, как оказалось, и держался весь замок.

Сетевая[править]

  • «Отщепенцы» Надежды Свенцицкой: стёб над штампом. «А теперь, — произнес Заразумъ, — уничтожьте базу американцев». — «Ну ладно, а как?» — «На базе есть слабое место. Отвинтите винтик в центральном блоке, и она начнет разваливаться через десять минут».

Кино[править]

  • Конечно, «Кащей Бессмертный» (1944) — после смерти Кащея его войско разбегается, из его замка начинает хлестать вода, расколдовываются Марья и Булат и оживает природа.
  • «Месть Фу Манчу» (1967) — когда комиссар и армия освободили и эвакуировали из логова Фу Манчу заложников, началось. Сам Фу с компанией остался для того, чтобы отправить энергию на расстояние и взорвать международное мероприятие в Лондоне. Но спецслужбы Англии нашли способ заглушить сигнал, посему Фу приказал включить установки на максимум. Как результат — взрыв его подземного логова. Сам Фу и Лин Тан (дочь и сообщница) незадолго до взрыва вбегают в лифт.
  • «Финист-Ясный сокол» (1975) — после победы над Картаусом его замок разрушается (довольно неубедительно).
  • «Космические охотники» (1983). После гибели главгада Пса (кличка такая) его «замок» начал постепенно разрушаться. Но тут виден небольшой обоснуй — Пес был уже киборгом и был присоединен к своему недвижимому имуществу, надо полагать мог еще и управлять всей техникой в жилище. Тем более он был убит присоединением высоковольтного провода куда не надо. И сам «перегорел» и все устройства посгорали.
  • «Крулл» (1983). После гибели главгада — Зверя, начинает разрушаться его «Черная крепость» (без объяснений, почему). Вследствие чужеродности для мира Крулла, обломки крепости-корабля пришельцев не падают на землю, а улетают в космос.
  • «Конан-разрушитель» (1984) — после убийства Конаном Тот-Амона и изъятия кристалла замок колдуна разрушается.
  • «После дождичка в четверг» (1985) — после смерти Кащея его замок то ли разрушается, то ли испаряется, оставляя героев на траве. А заодно расколдовываются все воины (и не очень воины), ранее превращенные Кащеем в деревья.
  • «Рыжая Соня» (1985) — оформлено на удивление продумано. На утопление в лаве злой королевы Гэдрин её замку пофиг, а вот когда Соня бросает следом могучий разрушительный талисман, начинается светопреставление и коллапс. Артефакт этот успел набрать такую силу, что замок и при живой-то королеве уже основательно потряхивало от его мощи.
  • «Клоуны-убийцы из космоса» (1987) — после уничтожения самого главного и самого большого инопланетного клоуна-маньяка Клоунзиллы тут же взорвался весь космический корабль клоунов, имеющий вид циркового шатра. Возможный обоснуй: Все клоуны умирают со спецэффектами — сначала вертятся волчком и искрят, а потом взрываются красивым фейерверком. А поскольку Клоунзилла был настоящим великаном, то и взорвался он тоже очень мощно.
  • «Мио, мой Мио» (1987) — Мио сражает в поединке Като (судя по всему, имеющего некие виды на свою смерть и пафосно сыгравшего в поддавки), ГЗ рассыпается в каменное крошево. ГГ, подобрав знаменитое Каменное Сердце злодея, уезжает вместе со своим верным другом на верном коне. На заднем плане педантично рушится Замок ГЗ.
  • Многие фильмы про агента 007 заканчиваются его побегом с разрушающейся базы ГлавГада. Хотя кое-где имеется игра со штампом — разрушение базы является не следствием гибели главгада, а причиной.
  • «Властелин Колец» — с уничтожением Кольца рухнули башни Барад-Дура, и пропасть поглотила войско Мордора.
    • Интересная деталь: хотя войско Мордора окружило армию героев сплошным кольцом, пропасть, его поглотившая, похоже, имела один разрыв — наверное, чтобы армия героев сама смогла потом оттуда выбраться, а не оказалась на скале, окруженной сплошной пропастью. :)
      • Разрыва в фильме не было, и взяться ему было неоткуда. Их через пропасть орлы перенесли. По одному за двадцать-тридцать перелётов.
  • «Мумия» и «Мумия возвращается». В первом фильме предатель Бенни случайно активировал ловушку, поставив на нее мешок с золотом, во втором — Царь-Скорпион забрал храм-пирамиду и весь оазис Ам-Шир с собой в ад.
    • Не совсем он забрал, а так как оазис был дан Анубисом Царю Скорпионов как база для завоеваний согласно договору, то, с окончательным падением последнего, поддерживать этот плацдарм было уже незачем, вот Анубис и вернул его себе.
  • «День независимости» — в конце вражеское судно уничтожается ядерной тактической ракетой с таймером, настроенным на полминуты.
  • «Запретная планета» — в конце герой запускает цепную реакцию, которая разносит Альтаир-4 за 24 часа.
  • «Пираты Карибского моря: на краю Света» — после смерти Дэви Джонса Барбосса ВНЕЗАПНО осознаёт, что «Летучий голландец», сцепившийся с «Чёрной жемчужиной» тянет их на дно, и отдаёт приказ разбить сцепку.
    • Обоснуй — Сменив таким образом капитана, «Летучий голландец» должен уйти в морскую пучину для «перерождения», а значит может затянуть и другой прицепившийся корабль. Однако, во-первых, откуда Барбоссе об этом знать, а во-вторых, мог ли он вообще через такую бурю увидеть или услышать что творится на другом корабле? Также, возможно, плавание вокруг водоворота достигло той критической отметки, когда необходимо скорее поворачивать, чтобы не быть утопленниками.
  • Отметился Н. Михалков в «Утомлённые солнцем: Цитадель». Жизнь злодея в игле паучке, паучок на паутинке, паутинка в амбразуре, на столе ноты, очки и керосиновая лампа… Восходит красно солнышко… Ну, вампука, конечно. Но дальнейшее вообще из ряда вон: из-за пожара в одном каземате, взрывается вся Цитадель! Что же это за «фортификация» такая?
  • «Чёрная Вдова» — падение красной комнаты, когда Дрейков профукал все полимеры. Был уничтожен главный двигатель и станция начала падать постепенно разрушаясь.
  • «Боги Египта» — поражение Сета влечет за собой и разрушение его колоссального обелиска (Сет сам его повреждает копьём Ра во время падения).
  • Бросок Кобры — Командир Кобры при бегстве с собственной подводной базы дистанционно подрывает надземные надстройки, чтобы убить оперативников G.I. Joe тонущими глыбами льда. По итогу уничтожил только свою базу вместе с неуспевшим эвакуироваться персоналом.

Телесериалы[править]

  • «Баффи — истребительница вампиров»: фабрика (2-й сезон), библиотека (3-й сезон), здание «Инициативы» (4-й сезон). А в завершающем эпизоде — весь Саннидейл.
  • «Ангел» — «Вольфрам и Харт». Дважды: в 4-м сезоне и в самом конце.
  • Игра престолов — При смерти Короля Ночи все мертвецы, ожившие с помощью его некромантии, теряют все магические свойства и перестают функционировать
  • Сверхъестественное. Логичное и незаслуженно редкое для вымышленных вселенных правило мироздания. Если убить Бога или его сестру, вселенная отправится вслед за ним, ибо он источник её существования, а река сама по себе не течёт.

Мультфильмы[править]

  • Варианты с собственно Кощеем:
    • «Царевна-лягушка» (1954) — Иван-царевич застрелил Кощея иглой, и замок разлетелся.
    • «Сказка сказывается» (1970) — Иван, слуга царевича, уничтожает иглу, и замок Кощея рушится.
    • «Василиса Прекрасная» (1977) — Иван-царевич разрушил царство Кощея, сломав иглу. Сам Кощей на экране вообще не показывался.
  • Японский «Кот в сапогах» (1969) — после гибели Люцифера его замок разрушается, хотя и не весь.
  • «Волшебники» Р. Бакши (1977). За смертью злого волшебника сразу же начинается разрушение его замка (хотя замок, вроде, был и не волшебный).
  • «Три богатыря и Шамаханская царица» — похожее на йети существо собиралось съесть Юлия, надавало тумаков Алёше, но было погребено под брёвнами своей хижины.
  • «Заботливые мишки 2: Новое поколение» — после того как демон Темное Сердце раскаялся и стал человеком созданное им параллельное измерение стало разрушаться.
  • «Джо-солдат: Настоящий американский герой» — во время атаки Джи-Ай-Джо на последний оплот кобра-ла, Голобулус телепатически приказал всем составлявшим части биологической архитектуры древнего города отделиться и дать отпор нападающим, что уже не прошло без последствий, а в конце Сокол перенастраивает энергетическую установку, чтобы сжечь деэволюционирующие споры на подлете к земной атмосфере, из-за чего она перегревается, и взрыв окончательно разрушает последний оплот кобра-ла.
  • А вот погиб ли злобный карлик из «Калифа-аиста» — непонятно. Однако его убежище было разрушено, когда калиф и фея расколдовались. Возможно, «Мутабор» способно отменить не только превращение, но и другое колдовство, с помощью которого колдун создал свое подземное гнездо?
  • «Пиноккио и Император Тьмы» — после того, как Пиноккио в первый раз всерьез набрался смелости дать отпор Императору Тьмы, измерение снов, которым правит Император, начало аннигилироваться, а когда он окончательно одолел это чужеродное чудовище, то и зловещий корабль Императора, служивший мобильным выходом из его измерения, оказался полностью уничтожен, и вся его злая магия развеялась.

Мультсериалы[править]

  • «Настоящие охотники за привидениями» — в серии «Мир призраков» («Ghostworld») парк ужасов рушится, когда герои побеждают демона, владеющего парком. Иган объясняет, что парк — ментальная конструкция, которая держится на мыслях демона. Демон перестает контролировать строения — парк исчезает.
  • «Gravity Falls» — после смерти Билла Страхорамида разрушается, и её обломки вместе с его приспешниками засасывает в закрывающийся разрыв.
  • «Chasseurs de dragons» — именно это происходит в финале второго сезона, когда разумный Красный Дракон, перевоспитавшийся (!!) после минутной беседы с Лиан-Чу и Гвиздо, наконец-то покидает своё злодейское логово, расположенное в вулкане, тем самым провоцируя такое извержение, что герои тоже вынуждены уносить оттуда ноги и поскорей заводить пропеллер.
  • «G.I. Joe: Дезертиры» — когда главгерои разоблачили истинное лицо братьев Паоли, один из них — Скамот — желая покарать восставшую против них паству, электрокопьём вызывает короткое замыкание в главном соборе их общины, что приводит к его разрушению.

Аниме и манга[править]

  • «Волчий дождь» — после гибели Джагары её замок разваливается. Впрочем, здесь скорее совпадение по времени; непосредственной причиной разрушения, по-видимому, была неудачная попытка открыть «Рай аристократов».
  • «Tengen Toppa Gurren Lagann» — после первой смерти Лордгенома огромный робо-город Теппелин начал разрушаться, а управляемые мутантами мехи вышли из строя. Обоснование согласно сеттингу в том, что Лордгеном был единственным носителем Силы спирали поистине чудовищной мощи, необходимой для поддержания местной техники вместо электричества (в условиях натурального пост-апа).
  • «Галактический Экспресс 999» — Замок Времени в полнометражном мультфильме. Обоснуй: смертельно раненый злодей, падая, ухватился за рычаг, чем и запустил механизм самоуничтожения. В оригинальном произведении рычаг дёрнула его любовница специально, чтобы убить его и себя в знак покаяния перед героями.
    • Стольную планету механойдов тоже уничтожают во всех версиях. В аниме там тоже всё эффектно рушится, а в манге её засасывает в Сверхмассивную Чёрную Дыру в центре Андромеды.
  • Связанные миры — с гибелью последних 4 сановников, которым прожарило мозги, тут же абсолютно непонятно с какого перепугу гигантские стены города-крепости рушатся, купол отключается, только разве что сам город не разваливается.
  • Sintel — после убийства дракона его пещера начинает разрушаться
  • City Hunter — благодаря захваченным на борту погибшей яхты отчима Рё лидера наркокартеля Теон майора Кейбарры документам, Интерпол смог уничтожить сеть синдиката в Европе и США.

Видеоигры[править]

  • Castlevania — именно это происходит с замком Дракулы после победы над ним практически в каждой игре. Невольно хочется спросить, сколько у Дракулы замков.
  • Fallout — Fallout 1, Fallout 2 и Fallout 3. В первом нужно разрушить аж две базы противника! В третьем можно уничтожить целых две «последних» базы Анклава: Рэйвен-Рок и Мобильную гусеничную базу. Впрочем, тут налицо субверсия, так как задача состоит именно в том, чтобы разрушить базу, в большинстве случаев.
    • В первой части при гибели Повелителя включается таймер ядерной бомбы, спрятанной на четвёртом уровне. С другой стороны, специалист по замкам и ловушкам может просто спуститься на четвёртый уровень и активировать таймер бомбы вручную.
      • Протагонист безальтернативно взрывает базу Марипоза, Собор, платформу Посейдон ойл… Хотя логически это вовсе не обязательно — крутой боец в составе паартии таких же, пребывающий в готовности лично перебить всех плохих. Предельно расточительно по ресурсам — плохиши же много лет стаскивали себе ценности и технологии со всей пустоши, и не наложить на это лапу, а уничтожить — если так продолжать, то потомкам останутся только лохмотья и дубины. Достаточно злобно/жестоко — не все же население этих мест отпетые злодеи до последней секретарши? Там, где противник сам стремится все к суицидальному трах-бабах, это можно было бы предотвратить — к примеру, добраться до ядерной бомбы и поломать ее заранее, как в третьей части, пусть «взрывает». Также печалит остутствие возможности договориться — предположим, я очень-очень ловкий и весьма злой — готов пробиться к президенту Анклава и сделать ему продложение, от которого трудно отказаться, после чего возглавить Анклав и, слегка подправив генеральную линию партии «самому царствоавать и всем владети», неся в пустоши свое Lawful-Evil мировоззрение…
  • Финал Mass Effect 2: после уничтожения гадов герои ставят бомбу на базу и улепётывают оттуда во все лопатки. Эпический прыжок в «слоу мо» и зловеще-пафосная музыка в наличии. Но базу можно взорвать и с прикрученным фитильком, всего лишь устроив радиационный импульс, убивающий всё живое.
  • Overlord — после исчезновения Властелина Сердце Башни самостоятельно взорвалось от перегрузки, разрушив Башню и превратив окрестности в Пустошь — переполненный энергией рассадник волшебной чумы (не совсем так: эльф Флориан попытался украсть Сердце Башни и случайно повредил его, а поскольку исправить это было некому — оно взорвалось). Там же, дворец короля гномов Голдо начинает рушиться сразу же после его смерти (хотя это уже результат многочисленных взрывов во время боя с ним).
  • Neverwinter Nights 2: после победы над Королем Теней его логово начинает рушиться, погребая под своими руинами весь отряд ГГ вместе с ним самим. Правда, в дополнении «Маска предателя» выясняется, что ГГ и кое-кто из его команды всё-таки смогли выжить.
  • Dota 2: победа radiance. Дворец dire не просто рухнет, а взорвется, сотрясfя всю карту, изничтожит землю под собой, и обломки рухнут в лаву.
  • TES 3: Morrowind — уничтожение Сердца Лорхана приводит к смерти Дагота Ура и разрушению Огромного Боевого Человекоподобногo Голема Акулахана, заставляя ГГ в спешке вылезать из обваливающейся пещеры в центре вулкана. Также в дополнении Bloodmoon — лабиринт Гирцина рушится сразу после победы ГГ над ним (естественно, дав возможность выбраться на поверхность).
  • Обливион — можно (и нужно!) регулярно делать это на бис, закрывая Врата Обливиона: как только вы вынимаете из гнезда Сигильский камень, башня вокруг вас начинает рушиться. О безопасной эвакуации можно не беспокоиться — етическая сила магии перенесет вас на место погасших Врат.
  • Аналогично в Hellgate: London, вот только тут из врат ада таки надо выбираться самому. Впрочем, эффекты разрушения чисто визуальные, по-настоящему задницу не припечет.
  • Half-Life 2: доктор Брин пытается сбежать в родной мир пришельцев, а Гордон Фримен пытается остановить его, стреляя по устройству телепортации. В итоге телепорт разрушен, Брин погиб, Аликс Венс кричит от восторга… и внезапно вершина Цитадели взрывается. После чего таинственный G-man активирует стазис, укрывая героев в пустоте без времени и пространства до "следующего раза"...
    • В дополнении Episode One данный сюжетный элемент идет зигзагами и фактически растянут на всю игру. Вначале Гордону Фримену нужно пробраться в разрушающуюся Цитадель Альянса, чтобы замедлить процесс нарастания темной энергии, разрушения ядра и самого гадского логова. Сделать это нужно для того, чтобы успеть добраться до вокзала и эвакуироваться на поезде до того как Цитадель взорвется, разложив на атомы все живое в радиусе нескольких километров. В конце игры эпическое световое шоу из последнего вагона поезда гарантируется.
  • Heretic, классическая трёхэпизодка. Как утверждает финальная заставка, «только-только Корвус вырвался из купола-на-дне-океана, как тут как раз весь этот купол каааааак…»
  • В Vampire: The Masquerade — Bloodlines с обоснуем: босс, охотник на вампиров, «из последних сил» подрывает заранее приготовленную взрывчатку, и герою-вампиру приходится срочно бежать к лодке, пока пещера не обвалилась ему на голову.
  • Resident Evil: популярнейшее клише всей серии, от которого худо-бедно отказались к пятой части. Во всех предыдущих смываться из взрывающегося вражеского логова приходилось на время, под занудную напоминалку о надвигающемся бадабуме.
  • Gothic: после победы над демоническим главгадом первой части, его храм начинает рушиться, идёт камнепад. В начале второй части показано, что герой две недели лежал придавленным, а потом был телепортирован Ксардасом в его башню.
  • В серии Марио почти в каждой игре замков по восемь, и там этот троп сделан даже каким-то дешёвым, разрушение замков не выглядит эффектно. Отдельно можно выделить игру Super Mario World: после победы над каждым боссом-Купалингом Марио уничтожает его замок каким-нибудь изобретательным мультяшным образом.
  • Аллоды Онлайн — каждый аллод (по сути, остров в местном космосе — Астрале), как и все остальное, постоянно рискует быть поглощенным астралом. Чтобы этого не случилось, его должен поддерживать или метеорит (весьма редкая ситуация) или Великий Маг (маг достаточной силы, чтобы поддерживать аллод). Если Великий Маг дохнет, начинается разрушение аллода, которое, правда, можно остановить, встав на смену Великому Магу. Именно последствия фейла в этом показаны в обучалке за Лигу.
  • Call of Cthulhu: Гидра поддерживает магический барьер, накрывающий подводный город и защищающий его от атак. После её уничтожения барьер исчезает, и подводная лодка разрушает город торпедами. После чего протагонист должен быстро убраться оттуда, уворачиваясь от падающих с потолка камней.
  • Strider: первая, вторая часть и римейк — космическая станция Третья Луна.
  • Sonic the Hedgehog: доктор Эггман как будто специально делает свои базы настолько взрывными, что достаточно уничтожить его относительно небольшой аппарат, играющий роль финального босса, чтобы вся его база начала разваливаться со вспышками и огнём во все стороны. Sonic 2, 3, & Knuckles, CD, Spinball и так далее. Впрочем, сам доктор Эггман, хоть и остаётся каждый раз среди взрывающейся базы, к следующей игре будет жив-здоров, да ещё и успеет отстроить новую базу с очередной армией роботов.
  • Серия игр Langrisser — не единожды. Причём иногда получается забавно: в Langrisser I смерть Бёзера и развоплощение Хаоса приводят к обрушению крепости Велзерия — цитадели демонов. Однако в Langrisser II, действие которой происходит спустя пару веков, Велзерия вполне себе цела и невредима. И на сей раз уже не рушится после победы сил Света — видать бригада гастарбайтеров была найдена хорошая.
  • Cave Story — когда вы победите Ядро в первый раз, появится приспешница главзлодея, пропесочит вас на тему того, что только на нем держится летающий остров, на котором происходит действие игры, и заберет Ядро. Увы, в конце вам все равно придется его уничтожить, после чего остров падает на землю, правда, судя по заставкам во время титров, без особо серьезных последствий. А вот если вы после второго сражения с Ядром пройдете секретный уровень, то узнаете, что на самом деле оно не держало остров в воздухе, а просто мешало Самому Главному Злодею обрушить его на землю, и после победы над ним остров будет спокойно летать и без ядра.
  • Prince of Persia — после победы над каждым из четырёх Тёмных его логово начинает рушиться. При этом значительная часть строений логова остаётся цела, но локация всё равно становится недоступной.
  • Сюжеты интерактивных мультфильмов 1980-х годов — нарочитая буря клише, вот и в Super Don Quix-ote этого не избежали. После гибели злой ведьмы Арианы (местной тёмной властелинши) от рук Дониция — Дониций и Изабелла спасаются из ведьминого замка. И вовремя! Вскоре с замком приключается до нелепости эпичное взрывоподобное возгорание — он мигом превращается в гигантский зеленоватый костёр. «Наконец-то всё кончено», — устало замечает Дониций.
  • Uncharted 3:
« - Всего три пули? Как ты умудрился это сделать тремя пулями? »
— Салли
  • Persona 5: Победа над каждым из Больших Боссов включает у него режим кающегося грешника, стирая искажения в его видении реальности — на которых держится данж. В результате после каждого успеха приходится уносить ноги.
  • Oddworld: Stranger’s Wrath — после смерти Секто его дамба рушится вместе со Странником наверху, однако главный герой чудом выживает.
  • World of Warcraft: Battle for Azeroth — с гибелью древнего бога Н’Зота рушится его царство, Ни’алота.
  • Серия Ninja Gaiden на nes и gb. Каждая игра серии заканчивается разрушением цитадели, где до этого сидел главный гадский над. В третьей части аж два раза за одну сцену — падение гигантского внеземного корабля и разрушение крепости Castle Rock.
  • Solasta: Crown of the Magister — орк-шаман Аррок, убийство персонажами которого приводит к извержению вулкана и разрушению древнего подземного города, служившего жилищем для орков.
  • Armored Warfare — финал схватки Магнуса Холтера с Виктором Блейзом в арке «Охота на призраков». Ибо первый сотоварищи вовсю разносил НЛО-подобный флагман лидера «Энигмы», а во второй обустроил себе центральную базу прямо в вулкане! В итоге, Холтер посмертно «аймолодцнул» совсем уж эпично, скатив и без того разорённую планету в дикую сейсмоактивность и вулканическую зиму с последующим постапокалипсисом.
  • Серия Tomb Raider — неоднократно:
    • TR II Dagger of Xian. Логово дракона после победы над ним в финале.
    • TR 4 Last Revelation. Пирамида в финале после заточения там Сета.
  • Stronghold Crusader — как только войска игрока убьют любого из лордов, все здания замка этого лорда полностью разрушатся, а на месте цитадели появится крест или статуя в память о нём. Его войска тоже сразу умрут. А в первой части такого не было, и недобитые войска после гибели лорда могли причинить значительный вред (однако задания, где нужно было победить не только лорда, но и продолжить бой после этого, встречались только в кастомных сценариях).
  • Grand Theft Auto: San Andreas – С обоснуем. После убийства Смоука его "Дворец Крэка" начинает рушиться из-за того что "партнер" Смоука – Тенпенни выстрелом подрывает нарколабораторию на одном из этажей. По классике, СиДжею удаётся выбраться из здания в последнюю секунду убегая от самого большого взрыва.

Игры со штампом[править]

  • Dungeon Siege 2 — пример с прикрученным фитильком и непонятно то ли сюда, то ли выше. Цитадель главгада завязана не на него, а на убермеч в его руках. Соответственно, цитадель начинает рушиться аккурат перед финальным боем и всё поле боя заливается лавой прямо на глазах.
  • Звёздные войны — в «Новой надежде» рушится Звезда Смерти, а в «Возвращении Джедая» — ещё одна Звезда Смерти, улучшенная. Но вот в чём изюминка: Звезда Смерти — что та, что другая — сама по себе не рушилась, а ее целенаправленно обрушили повстанцы, оба раза. И если во второй раз это произошло после (но не вследствие) гибели императора Палпатина, то в первый раз гранд-мофф Таркин погиб вследствие взрыва ЗС, а не наоборот.
    • В самом первом (по хронологии сюжета) эпизоде, The Phantom Menace, есть своего рода отсылка к будущим событиям: маленький Энакин Скайуокер лично повредил центральный реактор станции управления дроидами, и успел улететь, пока она взрывалась.
    • А в «Пробуждении Силы» к тому же все антагонисты пережили взрыв Старкиллера.
  • Анджей Сапковский, «Сага о ведьмаке» — в последней книге замок Вильгефорца разрушает Ложа волшебниц спустя некоторое время как раз для того, чтобы создать красивую легенду.
  • Властелин Морморы — Джуффин, глядя во сне на медленно и красиво рушащуюся крепость и эффектно очищающуюся землю, подумал, что вообще-то иллюзии должны исчезать сразу после смерти колдуна. Не зря беспокоился. Зато в конце уже сам скормил «Властелина» исчезающей копии его же замка. И ведь не поленился Лаздей поручить своей крепости так красиво рушиться на радость «победителям».
  • Оксана Панкеева, «Дороги и сны»- маги, управившиеся с Главным Злодеем, начинают отрываться — крушат его базу самостоятельно и не дожидаясь сабжа. Точнее, не всю базу (там куча народу, не хватало ещё привлечь их внимание!), а только лабораторию.
  • Брайан Джейкс, «Поход Маттиаса» — Маттиас и Орландо сами начали рушить подземное царство Малкарисса (точнее, гигантскую статую, на которой оно и держалось) и так раздухарились, что потом еле унесли ноги.
  • Джон Мур, «Героизм для начинающих» — принц Кевин точно знает: Когда Темного Властелина побеждают, Дьявольское Устройство взрывается всегда! Что и происходит буквально в предпоследней строке книги.
  • Фильм «Космические яйца/Космобольцы» — пародия: гибель «Космобола 1» похожа на цирк.
  • Веб-мультфильм Homestar Runner — пародия: «Почему остров тонет? Я же вроде не убивал никаких финальных боссов!»
  • Аниме «Легенда о героях Галактики» — космическую базу Изерлон не уничтожают, а захватывают и используют поочередно обе стороны. Зато ее аналог, крепость Гайерсбург, оснащенную двигателями и направленную на штурм Изерлона, взрывают сосредоточенным огнем флота, вместе с 14 тысячами кораблей, примерно 2 млн солдат и командующим — адмиралом Кемпфом.
    • А смертельно больной Адриан Рубинский минирует Хайнессенполис (бывшую столицу Союза Свободных Планет) и убивает себя, чтобы убить кайзера Райнхарда.
  • Демонстрационная мини-кампания Warcraft 3 (расширенный пролог), последняя глава: местная «морская ведьма», которой поклонялись морлоки, заколдовывает вулкан, чтобы уничтожить орков вместе с троллями и морлоками, и остров начинает погружаться под воду. Нужно продержаться определённое время, чтобы успеть починить корабли и смыться оттуда. Кстати, ведьма выживает, но потом в сюжете не появляется (даже когда неожиданно возникают её собратья из Frozen Throne) до событий World of Warcraft: Cataclysm.