Рыцарь

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Рыцарь — это меч верхом на коне! Все прочее — обеты, помазание и поклонение прекрасным дамам — всего лишь ленточки, которые повязывают на этот меч. »
— Сандор «Пёс» Клиган
« Он на лошади и в железном костюме. »
— Денискины рассказы
Тауэрский Фехтбук — манускрипт 1300 г., описывающий тогдашние приёмы фехтования. Написан в Священной Римской империи на латыни, сохранился в лондонском Тауэре.

(link)

Реконструкция Тауэрского учебника

Благородный рыцарь — средневековый и фэнтезийный особо навороченный вариант дворянина. В Средневековье обычный дворянин в 7 лет мог попасть в пажи (но это не обязательно), в 14 становился оруженосцем, а в 21 или около того, как правило, проходил посвящение в рыцари. Можно было и не получить рыцарское звание, но принадлежать к благородному роду, тем более что поначалу право на ношение рыцарского звания было тесно связано с тем, крепок ли ты здоровьем (то есть являешься ли реально боеспособным) и есть ли у тебя деньги, однако в Средние века поначалу это были скорее исключения, чем правило.

Полчасика реальности[править]

Кто такие рыцари и где они живут[править]

До появления рыцарства были конные племенные дружины. В Тёмные века их было достаточно, но очень скоро оказалось, что как попало вооружённое ополчение, которое питается тем, что удаётся отобрать у населения по месту дислокации, решительно сливает всем обидчикам.

В итоге методом проб и ошибок было найдено оптимальное решение. Ставим на опасном месте замок (можно деревянный, без драконов и артиллерии всё равно осаждать замучаются), сажаем туда барона и делаем запасы лошадей, кольчуг и прочей амуниции. Если приходит враг, местные жители оперативно эвакуируются в замок вместе со скотом и прочим имуществом, так что противник вынужден сидеть под стенами без снабжения и добычи. А если враг не рискует сунуться к замку, группа быстрого реагирования оперативно седлает коней и скачет наперехват. Обнаружив противника, рыцари пересаживаются на свежих коней (у противника их нет), надевают кольчуги, и начинается битва, исход которой немного предсказуем.

Если же враги не явились (а любой рыцарь знает, что враги не могут закончиться, они либо нападают, либо готовятся напасть), рыцарь всё равно занят. Потому что он же, как правило, и участковый, и судья, и надзирает за порядком, и обеспечивает порядок на дорогах. А особо продвинутые рыцари доходили до того, что умели читать. Ну а вообще-то рыцари с не меньшим успехом ходили в походы друг на друга, вернее, господа покрупнее брали своих вассалов-рыцарей и воевали с соседями.

Разумеется, тогдашнее рыцарство не нуждалось в каких-то специальных кодексах и уставах. Это была крайне опасная, уважаемая профессия для настоящих мужчин, и лентяи или идиоты попросту не могли закрепиться в таком коллективе. В результате такого вот отбора сформировались ударные отряды европейской тяжёлой конницы при поддержке пехоты с пиками и дубинами и лучниками на флангах (которые в те времена были вместо современных снайперов).

В разных странах воины назывались по-разному:

  • Рыцарь — англ. knight, франц. chevalier, нем. Ritter, исп. caballero, рус. витязь.
  • Оруженосец: англ. squire, франц. écuyer, нем. Knappe, исп. escudero, рус. отрок.
  • Простой дворянин (благородный, но не посвящённый в рыцари и уж подавно не имеющий титула — со временем их становилось всё больше): англ. gent (в более поздние века esquire, если владеет землёй), франц. petit noble, нем. Junker, исп. hidalgo, рус. жилец или сын боярский.

В отличие от простого дворянина, чья небогатость может подчёркиваться, чтобы вызвать сочувствие и послужить мотивом для поиска приключений, финансовое состояние рыцаря, как правило, не упоминается — считается, что он достаточно обеспечен, чтобы иметь полный комплект рыцарских доспехов и оружия, а также отнюдь не дешёвого боевого коня.

В отличие от простого дворянина, которого обычно сопровождает верный слуга, благородного рыцаря сопровождает оруженосец.

И самое главное: в отличие от простого дворянина с мечом/шпагой, рыцарь, благодаря своим доспехам — очень крутой герой. Он и один в поле воин — а ведь он обычно не один!

Рыцарь мог таскать на своей и оруженосцевой лошадях целый арсенал: на рыцарском поясе слева обычный меч, у седла справа — длинный полуторный меч, справа на поясе кинжал, у седла слева булава или моргенштерн или топорик, а в руках копьё и щит. Опционально может иметься арбалет, а оруженосец на вьючной лошади, помимо запасных копий может вести целый набор различного древкового оружия — алебард и прочего, на случай, если рыцарю придётся биться спешившись, и опционально там же может находиться двуручный меч для пешего боя.[1]

Рыцарское «копьё» на марше:
1) боевой конь;
2) рыцарь в походном шлеме на верховом коне;
3) оруженосец, везущий копьё, щит, и прочее снаряжение;
4) вооружённый слуга, одетый в кое-какой доспех;
5) наёмный лучник, едет на своём коне, хотя воюет пешком;
6) слуга на коне, без доспеха, но с кое-каким оружием;
7) конь с припасами и слугой;
8) вьючная лошадь;
9) пешие воины.

А помимо оруженосца, рыцаря может сопровождать полное «копьё» — личный отряд рыцаря, состоящий из одного или нескольких оруженосцев, простых неблагородных слуг и нескольких неблагородных воинов. А если рыцарь родовитый (например, младший сын барона без прав на наследование титула) или очень прославленный, возможно также наличие благородных пажей (в отличие от оруженосцев, держатся в стороне от битвы и выполняют роль благородных слуг).

Помимо своего «копья», родовитый рыцарь может иметь ещё и нескольких вассалов-рыцарей, не входящих в его копьё, а имеющих свои собственные копья. Такой рыцарь с собственными вассалами в Англии и Франции назывался banneret (баннерет, баннерэ). Могли в баннереты произвести и менее родовитого рыцаря, за военные успехи предоставив ему право носить баннеретское знамя и брать других рыцарей в вассалы. Баннерет имел право на собственное знамя, именуемое баннер, под которым и вёл свой отряд. А бакалавр имел право лишь на личный флажок, именуемый пеннон — в форме треугольника или ласточкиного хвоста (баннерет в качестве личного знака тоже имел пеннон, а отряд свой вёл под баннером).

Вопреки распространённому мнению, средневековый рыцарь мог приносить несколько оммажей и, следовательно, иметь нескольких сеньоров, и по феоду от каждого из них. Так что, если собрать вместе все эти маленькие кусочки земли, то иногда какой-нибудь очень ушлый рыцарь мог иметь земли суммарно больше, чем барон. Чаще всего они принадлежали разным придворным партиям (иначе в чем смысл?) и могли враждовать между собой, соответственно, требуя от рыцаря-многостаночника участия и поддержки. Поэтому зародился обычай «абсолютного оммажа» (окончательная бумажка, броня!). Но и их со временем стали приносить несколько…

На рыцарстве были построены средневековые европейские армии, собиравшиеся ad hoc пофеодно. Или не собиравшиеся — английские короли, чтобы решить проблему недисциплинированности и необязательности рыцарского войска, стали брать с феодалов, не желающих служить, налог, а на эти деньги нанимали тех же рыцарей.

На протяжении практически всей тысячелетней эпохи рыцарства от благородного воина ожидалось обладание «семью рыцарскими добродетелями». Ими были:

  1. Конный бой на копьях (джостинг);
  2. Фехтование;
  3. Верховая езда;
  4. Плавание;
  5. Охота;
  6. Стихосложение;
  7. Игра в шахматы и в шашки.

В качестве развлечения рыцарь так же мог практиковать следующие занятия (но эти навыки не входили в число обязательных):

  1. Стрельба из лука или арбалета (но только ради развлечения или на охоте — в бою использование метательного оружия строго порицалось);
  2. Борьба;
  3. Игра на музыкальных инструментах и пение.

Любопытно, что этот список почти полностью совпадал с перечнем навыков, необходимых японскому самураю (а с учетом дополнительных пунктов — совпадал полностью).

Следует также добавить, что, несмотря на распространённые стереотипы, в Средние века и простолюдин мог стать рыцарем, а привилегия посвящать в рыцари в разные времена давалась разным категориям благородных. В ходе войн с мусульманами, то есть Реконкисты или крестовых походов (пусть и не так, как показано в фильме «Царство Небесное»), это было проще — могли посвятить на поле боя. Именно из-за этого в Испании расплодилось столько малоземельных и вовсе безземельных рыцарей — посвятить посвятили, но землю-то не всегда давали! Бывало, что рыцарями там считали по умолчанию — если у человека есть рыцарский конь, доспехи и меч, то неважно, как и откуда он их добыл: главное, чтобы сражался как рыцарь. В других же районах Европы рыцарство вовсе не жаловало не знакомых с этим социумом свинопасов в своих рядах.

В Первом рейхе крепостному, посвящённому в рыцари, вольную не давали, и он продолжал считаться крепостным своего феодала — такие рыцари-крепостные назывались министериалисы.

А в Англии с XIII в. даже было предписано королём, чтобы любой, кто получал годовой доход 20 фунтов и более, обязательно посвящался в рыцари, независимо от его происхождения. Но рыцарский статус, помимо уважения, подразумевал и значительные расходы. Кроме дорогостоящей экипировки для себя, рыцарю полагалось за свой счёт снаряжать и «копьё» — личный вооружённый отряд. Поэтому в Англии (и не только) многие состоятельные люди не желали становиться рыцарями, предпочитая оставаться в статусе оруженосцев, то есть недо-рыцарей. В XVI в. возникло целое сословие сквайров (или, на несколько испанский манер, эсквайров) — благородных людей, не являвшихся рыцарями и титулованной знатью.

Впрочем, со временем, когда рыцарей стало много, рыцарство уже стало превращаться в замкнутое сословие — в Германии уже в XII в., во Франции в первой половине XIV в. (в ходе Столетней войны), в Испании только под конец Реконкисты.

Упадок рыцарства[править]

Закат рыцарства наступил с созданием и распространением регулярных армий, в которых нужда в личных отрядах отпала.

  • Рыцарство как образ и атмосферу убили стандартизация и унификация. Однако еще довольно долго некоторой атрибутикой рыцарства пользовались офицеры (которые, к примеру, даже в пехотных частях носили кавалерийское оружие — сабли и пистолеты.
  • Рыцарство как часть армии убило развитие военного искусства — появление огромного количества дешёвых мушкетов и ещё более дешёвого строя пикинёров, точно так же, как появление строя гоплитов положило конец эпохе древнегреческих героев.

В эпоху Возрождения и Нового времени уже можно было носить рыцарское звание для почёту, который в стакане не булькает, но при этом не иметь земли или иметь её с гулькин нос и потому не мочь наскрести даже на слугу (!) и на нормального коня. Приходилось содержать «самообеспечивающегося» жулика, который временами и хозяину пожрать-выпить украдёт, под видом слуги, а самому разъезжать на полудохлой кляче. Ярчайший пример этого упадка рыцарства — шевалье Шарль Ожье де Батц де Кастельмор д’Артаньян.

Обнищание рыцарей в Первом рейхе привело к тому, что Франц фон Зиккинген поднял восстание… рыцарей (!) против князей, возглавляемых князем церкви, под лозунгом усиления власти императора и ослабления власти князей, однако император в эту гражданскую войну предпочёл не вмешиваться.

Во Франции пытались сохранить рыцарство хотя бы в количестве двух ордонансных рот жандармерии, одетой в полные рыцарские доспехи и на тяжёлых рыцарских конях, тоже облачённых в латы. Вооружение жандармов, в связи с духом времени, дополнялось парой тяжёлых кавалерийских пистолетов метровой длины — таких же, как у кирасиров и рейтаров. Однако, когда в тридцатилетней войне обнаружилось, что жандармам критически не хватает скорости, их перевооружили по кирасирскому образцу.

В Англии, славящейся своей любовью к традициям, вплоть до гражданской войны тот, кто был удостоен королём или королевой рыцарского звания, должен был заказать себе пафосный полный рыцарский доспех. Что показательно, в бой этот доспех надевался лишь частично в комплектации а-ля кирасир или дэми-лэнсер, а в полном комплекте — лишь в качестве парадного и турнирного (англичане продолжали проводить рыцарские турниры вплоть до гражданской войны).

В Речи Посполитой рыцарское «копьё» (личный отряд рыцаря) превратилось в то, что гусар, именующийся товарищ, поступая на службу должен был привести с собой небольшой личный отряд из нескольких гусар, именующихся пахоликами (они же «почтовые»). Причём жалование платилось только товарищу, который должен был содержать и снаряжать пахоликов за свой личный счёт. В какой-то из польских хроник было написано о поиздержавшемся шляхтиче, который явился на войну «конно, людно и оружно», имея в отряде одного человека, вооружённого палкой (!).

А на Руси шёл другой процесс: гордый «витязь» раннего Средневековья (имевший право менять место службы) в конце 14 века превратился в «сына боярского». Таковой не обязательно был рождён на свет именно от чресл боярина; да и сеньором его мог быть не только боярин, но и православный церковный иерарх. Термин «сын» употреблялся в переносном смысле: дескать, тот «старший», которому воин служит — он такому воину вместо отца. Сыны (aka «дети») боярские уже не имели права покидать «старшего» и переходить к другому — это посчитали бы изменой, и тогда… старшего меч — твоя, сыне боярский, голова с плеч.

Рыцари наших дней[править]

В наше время там, где институт рыцарства сохранился (например, в Великобритании), он используется просто как разновидность государственной награды. Современного британца могут посвятить в рыцари за заслуги в науке, культуре, искусстве. Причём попасть в рыцари в Англии можно двумя способами: через получение соответствующей степени какого-либо ордена либо (чаще) через посвящение в рыцари-бакалавры[2]. А до XIX в. можно было купить патент и сделаться баронетом — этот титул был даже выше рыцарского.

Сохранились и некоторые духовно-рыцарские ордена (например, орден госпитальеров) в качестве общественных организаций, иногда с полугосударственным статусом; в доспехах и они тоже давно не скачут.

Обращение «дон» в ряде стран и культур[править]

  • В Италии «доном» (от лат. dominus — господин) титуловали сначала рыцаря (cavaliere), а потом — любого влиятельного человека с деньгами и статусом (откуда и пошёл в наши дни титул главарей мафии).
  • В Испании «доном» называли исключительно рыцаря (caballero), а простому дворянину могли почтительно сказать «сеньор» (= сударь), но никак не «дон». Горделивость испанцев общеизвестна, и у них с этим было строго. Для сравнения, в Италии (см. выше) Signore — просто вежливое обращение к любому человеку мужского пола (кроме мальчиков лет до 12-13, они signorino).
  • В феодальной Японии «-доно» (например, «Ёсида-доно!», «Санада-доно!») — это обращение к самураю любого ранга и статуса, просто чтобы отличить благородного от простолюдина… но и от ещё более благородного кугэ (= вельможи), которому все эти самураи — что пыль под ногами.
    • После того, как император Муцухито в 1884 г. реформировал японское дворянство, введя новую систему «кадзоку» и отменив кугэ как факт, было велено обращаться «-доно» ко всем дворянам в тех случаях, когда не говоришь им «-сама» (= «великий мой господин»).
    • В 1947 г. в Японии ввели конституцию, система «кадзоку» накрылась медным тазом, а «-доно» превратился в один из знаков формальной учтивости в строго определённых ситуациях:
      • В официальных документах и деловой переписке — после имени получателя.
      • Если сообщаешь плохие новости — их адресату.
      • Высшим лицам государств, если только они (скажем, император) не имеют права на ещё более почтительное титулование.
      • В армии к равному или старшему по званию, например солдат — офицеру.
      • В офисе подчинённые — начальнику, но только если сильно его уважают.
      • Слуга — родственникам хозяина (самому хозяину он говорит «-сама»).

В повести «Трудно быть богом» Стругацких «дон» — это титул любого благородного, с рыцарским званием или без оного. И взято это словечко не у европейцев, а у японцев: Аркадий начинал как переводчик с японского.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?
  • Немецкий сюжет (и одноимённая опера Вагнера) о рыцаре Тангейзере, который семь лет жил в гроте с богиней Венерой, но потом пошёл в Рим спасать свою душу. Папа римский сказал, что скорее его посох расцветёт, чем такой грешник будет прощён. В балладе Тангейзер вернулся к Венере, а посох тем временем пустил побеги.
  • Мигель Сервантес, «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В самом названии содержится стёб: по закону и обычаю, если Алонсо Кихано идальго (то есть нетитулованный дворянин), то он никоим образом не дон (титулованный дворянин уровня от рыцаря до гранда). Рыцарское звание присвоил себе самовольно, да ещё косплеил сказочного «странствующего рыцаря», борца против Сил Зла (в Испании XVI в., ага).
    • Кстати, Кихано предельно простодушен, а не хитроумен, и эпитет «хитроумный» в применении к нему — это ещё один стёб, указывающий на то, что наш идальго определённо ку-ку (а точнее, непроходимо дивнюч — впрочем, грань тонка). Сам Кихано осознаёт, что недостоин такого наименования, и хочет как можно скорее провести бдение над оружием, предшествующее посвящению в рыцари. Интересно, что считать более значимым: веру дона в то, что его посвятили по всем правилам, или реальный статус посвящавшего?
    • С другой стороны, учитывая сказанное выше в разделе «Кто такие рыцари и чем они живут», по испанским понятиям дон Алонсо таки считался бы настоящим рыцарем… лет хотя бы за сто, а лучше за двести до событий романа. Чисто по факту того, что имеет коня, оружие и не боится вступать в бой. Ну а посвящение (акколада) в таком случае — формальность важная, но всё же не более чем формальность, за которой при таком раскладе дело не станет. Другое дело, что самому Дон Кихоту знать об этом было неоткуда — в рыцарских романах такого не писали, а ничего другого он не читал. По современным же ему понятиям — см. предыдущий пункт.
  • «Маша и Медведь» — Маша, попав в 1234 г., оказалась в центре сражения рыцарских войск из двух враждующих замков. Потом с её подаче по трое с каждой стороны согласились именно поиграть в хоккей, и им понравилось. (71-я серия, «Вот такой хоккей»).
  • Digimon Frontier — антагонисты предпоследней арки, «Благородные рыцари» Динасмон и Лорд Кнайтмон (в украинском переводе «Лицаремон» и «Трояндоносецьмон».) По их мнению, «благородство» и «рыцарство» заключаются в том, чтобы безрассудно служить хозяину и исполнять любые его приказы, и тогда будешь самым крутым рыцарем и хозяин тебя щедро наградит (конкретно — ключом от мира людей, чтобы завоевать их). В итоге одного из рыцарей одолевают сомнения, не обманывают ли их и действительно ли они получат награду, и из-за этих мыслей он ослаб и проиграл в бою, а за ним пал и второй. После чего хозяин явился и украл их цифровые духи, чтобы стать сильнее.
  • Heroes of Might and Magic и Might and Magic — классический герой фракции людей с навыком Лидерство. А ещё здесь у них фактически все воины — рыцари (кроме крестьян). В первой части их фракция и побеждает, захватив власть на континенте.
    • Начиная с третьей части есть тут также и чёрные рыцари, и рыцари смерти. Последние бывают двух разновидностей: простые юниты и класс героев.
    • В Might and Magic — самый немагический класс, впрочем, без них обойтись трудно — лучше них чинить вещи никто не научится, да и без сильного воина в команде живучесть и урон будут не так высоки.
      • Тут у Рыцарей следующие повышения: Рыцарь —> Кавалер(-ист) —> Чемпион (Добро)/Чёрный Рыцарь (Зло).
      • Ещё есть мультиклассы, связанные с ними. В шестёрке: Рыцарь + Клирик = Паладин, Рыцарь + Маг = Лучник; в семёрке появляются (возвращаются) новые (старые): (по сути) Рыцарь + Паладин = Монах, (по сути) Рыцарь + Лучник = Вор, (по факту) Рыцарь + Друид (Клирик + Маг) = Рейнджер. В ранних частях ролёвки есть ещё похожий класс Варвар.
  • Dark Souls же! Как и ожидается от японской попытки изобразить европейское фэнтези, в них важно главным образом то, что это пафосные мужики в железных костюмах. Даже без лошадей, и с непонятным происхождением. Дошло до формулировки «король-рыцарь».
    • Ну, в ПЛиО — а, по некоторым данным, и в реале одно время тоже! — было такое фигуральное выражение «король-рыцарь», и оно означало «Король, который не просто правит державой, а ещё и является притом отменно боеспособным лично; а оттого активно участвует в турнирах, и в случае войны лично ходит/ездит в бой в доспехах и сражается во главе своих рыцарей».
  • Алексей Лютый, серия «Рабин Гут» — в первой книге есть рыцари, действие происходит во времена короля Артура. Грифлет — один из центральных персонажей.

Разновидности[править]

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Это, конечно, описание арсенала рыцаря XV—XVI вв. Настоящие доспехи и двуручные мечи стали появляться только в XIV в., а до тех пор в ходу были кольчуги, против которых не особо-то и нужна булава.
  2. Помимо этого, за особенные заслуги в тех же сферах могут посвятить в пожизненные пэры — а это уже посерьёзнее: статус пэра позволяет пожизненно заседать в Палате Лордов. Это подразумевает жалование уже не рыцарского, а баронского титула — который, правда, не наследуется
    • титул барона — вообще-то наследуется. не наследуется баронет, но баронет и не пэр