Рыцарь и дама сердца

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Прекрасная дама — это воплощение всего самого чистого, светлого и возвышенного для рыцаря. Избрав себе даму сердца, рыцарь служит ей, совершая в её честь подвиги: истребляя чудовищ и выбивая из седла других рыцарей на турнирах и в бою. Дама сердца же, время от времени, одаряет рыцаря знаками своей благосклонности.

Неискушённые в вопросе могут считать культ прекрасной дамы образом ухаживания и супружеских отношений. В действительности же суть тропа в том, что дама сердца рыцаря замужем за могущественным феодалом. В классическом случае — за лордом или королём, которому этот рыцарь служит. Ну и сам рыцарь вероятнее всего тоже женат, и отнюдь не по любви. Куртуазная любовь всегда безответна, и через это — ещё более трагична и возвышенна. Осквернение же её низкой плотской связью ни к чему хорошему не ведёт.

Следует заметить, что в реальной жизни подобные отношения одно время были в моде (особенно во Франции), но, как правило, носили характер ролевой игры, а отнюдь не настоящей драмы. Т. е. рыцарь изображал пылкую (и непременно возвышенно-платоническую) страсть к знатной даме, что ничуть не мешало ему с удовольствием заниматься сексом с законной женой и при случае насиловать крестьянок. И сама дама, и её супруг всё прекрасно знали и понимали, и всех всё устраивало (для супруга обилие поклонников у жены было даже лестным, ибо он знал, что дальше серенад и демонстративного ношения гербовых цветов дамы дело не пойдёт). Хотя случалось, конечно, что участники игры могли и заиграться.

Примеры[править]

Мифология и фольклор[править]

  • Тристан и Изольда.
  • Ланцелот и Гиневра.
  • Внезапно, в русском фольклоре: «Ванька-ключник, злой разлучник, князя разлучил с женой».

Литература[править]

  • «Три мушкетёра» — Бекингэм и Анна Австрийская.
  • «Властелин Колец» — Гимли и Галадриэль. Любовь односторонняя и совершенно в рамках приличия.
  • Пенталогии «Белгариада» и «Маллореон» Эддингса. Мандораллен и Нерисса.
  • Эпичная гендерная инверсия в ПЛиО: Бриенна Тарт при Ренли Баратеоне.
    • Также в сеттинге есть парочка полулегендарных примеров сабжа. Так, у матери Дейнерис, королевы Рейлы, ходил в поклонниках мелкий рыцарь, который, узнав, что принцессу насильно выдали замуж за собственного брата, сделался очень набожен и посвятил остаток дней Деве — единственной, кто, по его признанию, мог заменить Рейлу в его сердце. Примерно за сто лет до этого принцессу Нейрис тоже выдали за нелюбимого брата, — а любимый, Эймон, чтобы не разлучаться с сестрой, стал королевским телохранителем и с тех пор всячески защищал её от гада-братца. Их отношения до сих пор считаются в Вестеросе образцовым сабжем, и по идее, оно и понятно: любовь Рыцаря к Даме чем-то напоминает братско-сестринскую. Вот только грань между таковой и плотской в королевской семейке была традиционно несколько размыта, и когда Дама Сердца стала королевой, у её сына начались проблемы с законнорождённостью…
    • «Рыцарь Семи Королевств» (приквел «Песни Льда и Огня»), вторая новелла — «Присяжный рыцарь» («Верный меч»). Дункан Высокий не пожелал идти путём Ваньки-ключника. Леди Роанна Веббер хочет Дункана, Дункан хочет леди Роанну, но оба понимают, что выйти замуж ей следует отнюдь не за него, а за старого сира Юстаса Осгри. И Дунк уезжает, всего лишь попросив на память рыжую косу Роанны.
  • Метавселенная Рудазова — лорд Ровен и Дайлариана Агония. Ещё смешнее то, что паладин хочет, чтобы всё ухаживание за Прекрасной Дамой шло согласно обычаям, которых колдунье, рождённой в другом мире, знать, разумеется, неоткуда. Эти обычаи предписывают со стороны Дамы определённый отклик, и понимая, что его не дождётся, юноша едва не портит всё на корню.
  • Марина и Сергей Дяченко, «Уехал славный рыцарь мой» — фантастическая в чём-то деконструкция, в чём-то реконструкция. В мире (точнее, на планете, на других планетах подобной фигни нет), где протекает действие рассказа, эффективность рыцаря зависит исключительно от символа, именем которого он бьётся — не обязательно дамы, любого символа, — но дама используется чаще всего, так как материальный объект очевидно стабильнее эфемерных материй типа справедливости (которая вообще не работает) или мести. Главная героиня — искусственно созданная инопланетным пришельцем идеальная дама сердца, чьё имя делает его непобедимым. Правда, узнав всё это — и то, что он хочет её убить, — она перестаёт быть благосклонна к нему, и его побеждает её молодой поклонник. Правда, тут рыцарь может быть мужем дамы, но по крайней мере у главной героини ничего плотского ни с мужем, ни с поклонником явно не было: во-первых, её муж вообще не гуманоид, во-вторых, она способна любить только на расстоянии.

Телесериалы[править]

  • «Игра престолов» — сир Джорах и Дейнерис Таргариен.
    • А не субверсия ли тут? Смысл этих игр (придуманных для своих знаменитых Дворов Любви герцогиней Марией Шампанской и её матерью, великой Элеанорой Аквитанской в конце 12 века), именно в их формальности и притворстве, в жесточайших ограничениях. Все случаи пар, забывших границы [главные пары «Витязя в тигровой шкуре» — Тариэль и Нестан-Дареджан / Автандил и Тинатина — редчайшие исключения торжества любви], кончаются трагедией. Бедняга Джорах-то как-раз и не играет. Он знает, что Дейнерис неприступна как горная вершина и далека от его мечтаний как луна, но любит её совершенно искренне и пылко, быть может, куда больше, чем когда-либо любил бывшую жену, да и вообще любую женщину за всю свою жизнь. А она понимает и ценит это — именно поэтому её так потрясает и бесит то, что она считает его предательством. Потому так трогательно её прощание с ним: она знает, что никто, никогда не любил её более, не заботился о ней более, не был ей вернее, чем этот человек.
  • Опять-таки внезапно и не вполне типично для средневековой Японии: «Концерт Нобунаги» (дорама) — Икэда Цунэоки, вассал Нобунаги, влюблён в его сестру Оити, но при этом изо всех сил способствует её браку с соседним даймё, потому что долг прежде всего.

Музыка[править]

Примеры с не совсем рыцарями[править]

  • «Великолепный век» — Нурбану (урождённая Сесилия Веньер-Баффо) и Газанфер-ага (тоже венецианец), который ради неё даже пошёл на то, чтобы стать евнухом оба реальные исторические личности, но, разумеется, в хрониках таких подробностей нет.
    • «Великолепный век. Кёсем» — Кёсем-султан и шехзаде Искандер, Хандан-султан и Дервиш.
  • «Приключения Папируса» — Папирус и принцесса Фети. Папирус конечно не рыцарь, а Фети не дама но они выступают как именно троп.