Ряженые под фэнтези

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет, это не эльф против хаосита.

Вырядить придуманный народ или организацию под земные — стандартный приём Срисованной фэнтезийной культуры. Это понятно. А если наоборот?

Тогда получатся люди, ряженые под фэнтези.

Зачем так делают? Например, чтобы придать героичности историческому персонажу. Или — страхолюдности злодеям. А может, автор просто не в ладах с историей и зашёл слишком далеко в анахронизмах. Естественно, не всегда оно ошибка: зачастую создатели ряженых под фэнтези открыто признают, что хотели поддать сюжету визуального угара.

В некотором роде это наследие фольклорного эпоса, где исторические личности представали условными сверхлюдьми, а иноземные враги — чудовищными племенами. На этом эпосе основывался Толкин, а на Толкине основывалось последующее фэнтези, а… В общем, тут даже не замкнутый круг, а узел.

В качестве приёма этот троп может использовать Третий закон Кларка: любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Например, греческий огонь может восприниматься варварами как огненная магия. Однако этот приём здесь далеко необязателен, тут главное — стилистика.

Возможен и другой вариант, который пересекается с тропом реальность нереалистична. В истории человечества существовало огромное разнообразие культур, множество обычаев и практик, что вкупе с изменившейся моралью может сделать сцену не только фентезийной, но и сюрреалистичной.

Где встречаются[править]

Литература[править]

  • Иногда этим пользовались и классики, и получалось, естественно, хорошо. В поэме Стивенсона «Вересковый мёд» пикты похожи на гномов.
  • В трилогии Валентина Иванова («Русь Изначальная», «Повести древних лет», «Русь Великая») повествование по насыщенности тоже приближается к фэнтезийному, сильно напоминает «географическое фэнтези» Дж. Мартина.
  • Часто встречается в планетарных романсах.
    • Энн Маккефри, «Всадники Перна» — несмотря на драконов, лордов, цеха и прочий феодализм, это всё-таки НФ про забытую колонию. Не вздумайте, кстати, называть книги Маккефри фэнтези в присутствии фанатов оных.
    • Урсула Ле Гуин, «Планета Роканнона». Да, это НФ про этнографа из сверхразвитой цивилизации, изучающего местных аборигенов, находящихся где-то на уровне раннего железного века, но даже сам сюжет развивается по канонам не космооперы, а героического эпоса (что подсвечено, кстати, и в самой книге).
  • Роджер Желязны, «Князь Света» — земные колонисты со звездолета «Звезда Индии» построили на открытой планете СФК древней и средневековой Индии. С кучей государств и почитанием богов. Колонисты стали богами с помощью своих технологий, а их потомки — людьми, заселившими планету. Чудесам вроде реинкарнации находится научное обоснование. Есть и «хтонические демоны» — коренное население планеты.
    • Кристофер Сташефф, «Чародей поневоле» — не о попаданце в мир фэнтези, а о космическом разведчике, наткнувшемся на планету, заселенную земными колонистами.
      • А как же ведьмы? Ведь они там реально колдуют!
        • Этому есть объяснение в тексте: планета Грамарий населена потомками земных псиоников, которые изначально планировали закрепить эти гены в своих детях и по этому признаку отбирали колонистов. В одной из книг ГГ как раз попадает в прошлое и мешает попыткам злодеев предотвратить старт звездолета с колонистами. Кроме того, местный «мох» способен реагировать на проявления псионики и овеществлять проекции вымышленных существ.
  • Мария Семёнова — некоторые исторические романы издавались в «фэнтезийных» сериях.
  • Ю. Нестеренко:
    • «Крылья» — научно-фантастический роман, который роднит с фэнтези только средневековый сеттинг планеты, где происходит действие. Но тоже был издан в фэнтезийной серии.
    • Рассказ «Принесённые в жертву» — троп в чистом виде. Казалось бы, типичный фэнтезийный сюжет про дракона, напавшего на город и требующего жертв, а оказывается…
  • Ник Перумов, дилогия «Техномагия».
    • С прикрученным фитильком: кое-где происходят чудеса, не смоделированные техникой. Например, Джейана несколько раз творила чудеса уже после того, как её отключили от «ментального усилителя», благодаря (что признаёт один из хозяев маскарада) исключительно вере в Великого Духа (которого на самом деле нет, но кто-то вместо него явно есть). Тут больше религия, чем магия, но всё равно фэнтези.
      • Кто-то помог и Файлинь, ответив на её молитву к Великому Духу. И едва ли это был человек, воздействующий на её «ментальный усилитель».
  • Павел Шумил, «Слово о драконе», первые романы цикла. Средневековье, драконы. Но все совсем не так просто…
  • Тармашев, Серия «Тьма» — казалось бы, типичный фэнтезийный сеттинг: есть эльфы, орки, люди, таинственные некроманты… Первые подозрения, что не всё так просто, появляются после того, как в первой книге мимоходом, как само собой разумеющееся упоминают, что волосы розового цвета у местных людей не являются диковинкой, а «Высшая Магия» эльфов исключительно артефакторная, а обычные заклинания они использовать не способны. На самом деле описанный в книгах Эфрик — это Африка постапокалиптической Земли. Так называемые «люди» — мутировавшие потомки выживших после Третьей Мировой людей. Внешне они достаточно схожи с современным человечеством (но их анатомия очень сильно отличается от людской), за исключением более широкого спектра расцветок глаз и волос. Магия является результатом мутации нервной системы. Некроманты и эльфы — немутировавшие люди (американцы и сирийцы соответственно).

Кино[править]

  • Комикс и экранизация «300 спартанцев». Армия Ксеркса напоминает войска Мордора. Тут и самураи-урукхаи в жутких масках, и боевые мумаки, и распухший уродец-голлум. Сам Ксеркс (по сохранившимся изображениям — обычный бородатый мужик) изображён двухметровым лысым слаанешитом с килограммами пирсинга на теле.
    • Возможный обоснуй: это всё Дилий наплёл другим солдатам, чтоб показать каким крутым был Леонид.
  • Фильм «Король Артур» 2004 года — финальная битва в восприятии саксов: Адрианов вал словно отделяет их от потустороннего мира, пикты в синей боевой раскраске им кажутся демонами, и сам Артур для них не совсем человек. Хотя как раз этот фильм — единственный исторически достоверный (насколько это возможно, учитывая недостаток наших знаний о тех событиях и даже о том, был ли Артур реальной личностью) из всей киноартурианы. А вот все остальные фильмы об Артуре — либо даже не ряженые, а собственно фэнтези и есть, либо состоят из сплошных анахронизмов, где вместо реалистичных доспехов, костюмов и крепостей VI века н. э. — пластинчатые латы, одежды, замки и вся прочая атрибутика в стиле высокого средневековья.
  • «Следопыт». Викинги напоминают хаоситов из Warhammer Fantasy или дварфов Хаоса: чернявые гиганты в пластинчатых доспехах, с огромными секирами и мечами. Ещё и травят невинных индейцев ротвейлерами по заветам бессмертной доктрины Сноу-Болтона.
  • «Ной». Каиниты в чёрных доспехах и с дьявольскими машинами напоминают то ли орков из Арды, то ли тех же ФБшных хаоситов.
    • Как могли выглядеть нефилимы — вопрос не к историкам, но эти големы-инферналы размером с двухэтажку тоже подпадают под троптроп.
    • Так это же и есть фентези, при чëм же тут ряженые?
  • «1612» про Смутное время в России. В целом всё реалистично, но есть единорог (видение?), драконоподобный фейерверк Лжедмитрия, монах-пустынник — что-то среднее между Гэндальфом и Радагастом… ракурсы и боёвка тоже поставлены по-фэнтезийному. Но это фильму только в плюс.
  • «Одиссей». Это, естественно, и есть фэнтези. Но как там сделаны Сцилла и Харибда! Не факт, что греки представляли их так…
  • «Русь изначальная». C одной, стороны концентрированнее, чем в первоисточнике. Если к финалу первого романа славяне объединяют племена, то в фильме сразу после объединения племён прямо-таки идут на прогнивший Царьград и приколачивают щит князя на воротах. С другой стооны, В фильме фитилек прикручен по сравнению с романом и с реальной историей, показано только взятие Топера. По-видимому, не хватило конной массовки для экранизации описанного в византийских источниках разгромами славянами конного войска Асбада. (Есть ещё и мультфильм. А ещё песня группы Аркона (с цитатами из фильма).
  • «Викинг». Харадримского вида печенеги, поездки по полю боя на драккаре и какие-то психи, изображающие языческих жрецов. По сути, единственная сцена, которая хоть как-то соответствует элементарному учебнику истории — это сцена в храме, если не в плане содержания, то по крайней мере по части декораций. В остальном же получилась замиксовка из грязи, Скайрима и Безумного Макса.
    • Насчёт жрецов ситуация тёмная, поскольку никто не знает, как они выглядели: образ бородатого старца а-ля Гэндальф в белой посконной рубахе пришёл прямиком из фантазий кабинетных учёных и художников екатерининской эпохи (вместе с целой кучей «славянских божеств», о которых реальные славяне не сном не духом). А современному человеку реальные племенные, языческие жрецы вряд ли показались бы не психами.
      • бороды отечественных волхвов упомянуты в Повести Временных Лет прямым текстом под 1071 годом, источник достовернейший, княжеский воевода Ян Вышатич. который эти бороды у схваченных кудесников драл. Бороды жрецов («в противоположность народному обычаю») упомянуты у Саксона Грамматика (Деяния Данов, 14.39.4). «Белоснежное» жречекое одеяние — у Герборда в Житии епископа Отто (III, 5).
  • В той или иной степени присутствует практически в любой космоопере, от «Звездных войн» до самых трэщовых (и чем трэшовее, тем в большей мере). Поскольку и сам жанр космооперы — это, по сути, фэнтези, ряженое под НФ.
    • «Хроники Риддика» выделяются даже на этом фоне. В силу эльфоподобных жителей Планеты Четырех Стихий (sic!), зловещей расы некромонгеров, промышляющих натуральной некромантией, а также визуальной отсылки к «Конану» в финале.
  • «Яркость». Орки в фильме Дэвида Эйра населяют гетто, выглядят, как типичные представители афро или латиноамериканских кварталов и по сути исполняют схожие функции.
  • «Геракл» (который со Скалой) — цербер, гидра, кентавры — все это либо галлюцинации, либо обман зрения, либо сон, либо приукрашивание действительности. В итоге вся «мистика» получает раціональное объяснение.
  • «Легенда о Коловрате» — наш ответ спартанцам.
  • «Аквамен» — О ДА!
  • Avengers: Endgame — последняя битва вдавливает педаль.

Телесериалы[править]

  • Российский телесериал «Дружина». С прикрученным фитильком. Разбойники кидают жертв в яму к слепому слабоумному громиле в цепях. Нет, древнерусские головорезы не были хорошими парнями, но сцена получается чисто фэнтезийной, с тропом вор сильнее воина.
    • В схватках один из персонажей, могучий воин, использует боевой молот а-ля Dark Souls — железную болванку килограммов в тридцать на длинной ручке. Ещё и учит кузнеца правильно биться подобным оружием.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Наездники драконов» — хотя это постапокалипсис, детали тропа в наличии. Драконы, на которых летают герои и злодеи. Униформа титульных драконьих наездников похожа на рыцарские доспехи. Злодеи-мутанты — ну просто вылитые демоны.

Видеоигры[править]

  • Soldier of Fortune — Косово получилось настолько средневеково-инфернальным, что хоть в сеттинг про вампиров вставляй. Такому «Косово» только дежурного Ван Хельсинга не хватает. Но ладно Косово, а Ирак вы видели? Это ж готовая карта для приключений Алладина, на которой зачем-то расставлены хусейновские бойцы, которые только всё портят. Немало радости доставит и некая «секретная лаборатория в Сибири» — преимущественно, фанатам Звёздных Войн, ведь таковая неиллюзорно смахивает на базу Эхо с планеты Хот. Да и финальная битва в готишном немецком замке как бы производит впечатление — настолько, что после неё даже забываешь про Японию, которую мы посетили чуть ранее. Где, разумеется, на главного героя со всех сторон валятся самые натуральные ниндзи.
  • Manhunt. Банда Innocentz (боевые сатанисты, тусующие на кладбище и руинах церкви) и миньон Режиссёра — «свиночеловек» Пиггси — смотрятся весьма ирреально.
  • Overwatch. Супергеройско-футуристичный антураж, и под фэнтези ряжена треть персонажей. Похожий на гнома шведский техник Торбьёрн, немецкий «рыцарь» (внешне и по духу) с энергощитом Рейнхардт, швейцарская медичка Анел в костюме под ангела, наёмник Жнец, косплеющий Смерть, египетская полицейская в летающем экзоскелете Фарра, отсылающая к богу Ра, снайперша Роковая Вдова, чем-то похожая на нежить и по-своему играющая роль фэнтезийного паука.
    • А лучник-самурай Хандзо и робот-монах Дзенъята, видимо, на самом деле фэнтезийные. Кроме того, есть просто крутые в исторических костюмах — киборг-ниндзя Гэндзи и «ковбой» МакКри, вылитый Клинт Иствуд.
  • Elex — фракция берсеркеров. Постапокалиптическая группировка, отказавшаяся от технологий, экипированная средневековыми доспехами и оружием и юзающая магию.
  • Первые две части трилогии «Князь» однозначно подходят. С одной стороны, у нас вполне исторические славяне, византийцы и викинги, с другой — вполне стандартный набор фэнтези с предтечами-Титанами, драконами и всевозможными сказочными существами: от гигантских насекомых до леших и живых мертвецов-навей.
  • Destiny 2. Одна из атакующих солнечную систему враждебных рас намеренно следует тропу, что неоднократно подсвечивается в ходе игры. На самом деле их «магия» — просто сверх-продвинутая наука. Камни со Зловещими Рунами, мрачные песнопения и прочий антураж являются лишь внешней формой. Однако для столкнувшихся с ними никакой разницы нет, ибо культ служителей потустороннего абсолютного зла отыгрывается со всем старанием. Да и Потустороннее Зло, как и Потустороннее Добро, в этом сеттинге с энтузиазмом присутствуют.

Игра с тропом[править]

  • «Иллюзия обмана — 2». Мошенника-интеллектуала играет Дэниел Рэдклифф. Подсвечивая это монологами типа «современная наука и есть магия».
  • Мир «Песни Льда и Огня», как известно, славится реализмом и натурализмом. В шестом сезоне сериала общая фэнтезийность повествования существенно повышается, это само по себе сюжетно обоснованно, под троп же подпадает сцена коронации Серсеи. Королева облачена в глухую чёрную мантию с серебром, возле её трона стоит практикующий некромант и его миньон Григор Франкенштейнович с внешностью зомби-abomination, в приглушённом свете тронного зала Королевская гвардия выглядит натуральными урук-хаями. Заглянувший на огонёк Джейме смотрится среди этой дарксайдовой вакханалии почти как попаданец.
    Да и вообще, разные народы, дома и организации там уж очень «колоритно-характерные» для реализма, так что там даже нефэнтезийная и реалистичная часть мира хотя бы ряжена под фэнтези.
    • В игре «Game of Thrones» выделяются фэнтезийностью бойцы Потерянного Легиона в Эссосе, этакие римские death knight’ы по облику.
      • Там же ярко выделяется и капитан уайтхилловских солдат в оккупированном замке Форрестеров — безымянный громила, закованный в доспехи типа «консервная банка» и громоздкий шлем. С рогами.
  • Романы Гая Гэвриела Кея про мир Джада и про Поднебесную в целом строятся по одной и той же схеме: автор берет события реальной истории в той или иной стране и переписывает их на свой лад, меняя названия и имена (иногда слегка, иногда до полной неузнаваемости). Но при этом к этой, по сути, обычной альтернативной истории (иногда даже не очень альтернативной, а почти не отличающейся от реальной) зачем-то добавляется несколько мистических элементов, которые играют роль лишь в паре эпизодов и без которых, в принципе, вполне можно было бы обойтись. Например, в «Сарантийской мозаике» вся магия ограничивается одушевлёнными механическими птицами и богом-зубром, в «Звездной реке» — единственной сценой встречи с лисой-оборотнем, в «Львах Аль-Рассана» — ясновидением сына одного из героев, который в сюжете почти не участвует, и т. п. Интересная инверсия, да — «ряженое под реальность» высокое фэнтези.
  • С.Лем «Кибериада» и «Сказки роботов». Фантастика (почти научная), стилизованная в некотором роде под сказки. В этой вселенной действуют преимущественно роботы. В государствах обычно монархия. В ходу скакуны, кареты (в т. ч. «самоходные» с ИИ), мечи, щиты (в т. ч. футуристические), кое-где шпаги (в т. ч. тоже футуристические), алебарды, фантастический аналог старинных огнестрельных пушек (а то и бомбард). И т.д. Как выглядят персонажи и насколько фэнтезийно — обычно на совести иллюстратора, читателя и проч.