Самодостаточный журналист

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Главное снимайте, а войну я вам обеспечу. »
— Уильям Рэндольф Херст

Люди хотят ИСТОРИЙ и СЕНСАЦИЙ!
Главред — РЕЙТИНГОВ!
Владелец — ПРОДАЖ!

И этот журналист — способен дать им всё это. Потому что он правдоруб? Или пишет от всей души? Или храбр сердцем?
Не совсем…
У этого журналиста (репортёра, фотографа и т. д.) есть возможность создавать истории. Подстраивать их. Подделывать, если уж на то пошло. И он этим активно пользуется.
Этим приёмом не брезгуют даже самые чистые и светлые персонажи, хотя, казалось бы — мошенничество в чистом виде!

Примеры[править]

Литература[править]

  • Ги де Мопассан, «Милый друг». Большинство героев либо журналисты, либо как-то с этой сферой связаны. Тема тогдашних (да и нынешних, чего уж там) реалий раскрывается объёмно и повсеместно. «Сразу видно, что вы человек неискушенный! Значит, вы полагаете, что я в самом деле пойду спрашивать у индуса и китайца, что они думают об Англии? Да я лучше их знаю, что они должны думать, чтобы угодить читателям „Французской жизни“. Я проинтервьюировал на своем веку пятьсот таких китайцев, персов, индусов, чилийцев, японцев. По-моему, все они говорят одно и то же. Следовательно, я должен взять свою статью о последнем из наших гостей и переписать ее слово в слово. Придется только изменить заголовок, имя, титул, возраст, состав свиты. Вот тут надо держать ухо востро, не то „Фигаро“ и „Голуа“ живо уличат во вранье. Но у швейцаров „Бристоля“ и „Континенталя“ я в пять минут получу об этом самые точные сведения. Мы пройдем туда пешком и дорогой выкурим по сигаре. А с редакции стребуем пять франков разъездных. Вот, дорогой мой, как поступают люди практичные». (Сен-Потен, лучший интервьюер Франции)
    • Если что, в 2020-х годах этот подход к журналистике господствует повсеместно. И имеет железные обоснуи. Например, неформатное интервью эта самая «Французская жизнь» всё равно не примет, поэтому записывать его бесполезно. Чилийцы и японцы действительно говорят о политике Англии одно и то же, потому что знают о ней только из газет. Зная политические взгляды человека, опытный талантливый журналист слово в слово напишет, что этот человек хотел бы сказать по тому или иному вопросу. И уж точно опытному корреспонденту незачем ездить на место событий. Все, что там произошло, он и так знает, а мелкие детали может уточнить по телефону.
  • Иоанна Хмелевская, иронический роман «Инопланетяне в Гарволине»: газетчики ради сенсации имитируют приземление летающей тарелки в городке близ Варшавы.
  • «Тина Хэдис» — эксцессеры, «репортеры»-отморозки, которые устраивают теракты, а затем снимают о них «эксклюзивные репортажи из центра событий».
  • Виктор Пелевин, «S.N.U.F.F.» — весь медиа-бизнес в книге держится на грамотном лавировании между «кино» и «новости». При этом журналисты-дискурсмонгеры ещё и старательно ищут поводы для очередной войны между Биг Бизом и Уркаиной (попутно являясь наводчиками для авиации), а операторы беспилотных видеокамер ещё и выполняют функции авиационной поддержки.
  • Терри Пратчетт, «Правда» — Себя-Режу-Без-Ножа Достабль. Придумывал для газеты-конкурента «Правды» новости о похищениях демонами и женщинах, рождающих змей.
  • Пратчетт и Гейман, «Добрые предзнаменования» — Кармин Шарлах, легенда даже не среди военных корреспондентов, а среди легенд военных корреспондентов. «Она была там, где еще не шли войны. Там, где шли войны, она уже побывала». Причем работает на жёлтую газетенку, которой её репортажи нафиг не сдались. Она — Война, один из всадников Апокалипсиса, и так развлекается в ожидании гала-концерта. Раньше устраивала войны, торгуя оружием, но ей захотелось перемен и карьерного роста.
  • Сергей Довлатов, «Компромисс» — друг рассказчика Эрнст Буш получает задание взять интервью у капитана судна из капиталистической страны. Вместо этого они с капитаном напились коньяка, а интервью Буш просто сочинил.

Кино[править]

  • «Фантомас» — Фандор и Элен пишут выдуманное от начала и до конца интервью с Фантомасом. После чего тот разозлился на репортера всерьёз…
  • Эллиот Карвер со своей телекомпанией CMGN из фильма «Завтра не умрёт никогда» про агента 007. Этот медиамагнат поступает совсем как «эксцессеры» из книг Антона Орлова (см. выше Литература).
  • «Брюс Всемогущий» — репортёр становится и.о. Бога. И что он делает? Подстраивает катастрофы планетарного масштаба в кадре, чтобы получить повышение.
  • «День радио» — сюжет фильма строится на попытке коллектива московской радиостанции превратить малозначительную новость о заглохшем посреди моря баркасе в инфоповод мирового значения. Несмотря на очевидную абсурдность поданной в эфир информации, удалось на ура.
  • «Стингер» с Сергеем Бодровым. Весь об этом.

Телесериалы[править]

  • «Брат за брата». Первая серия первого сезона, на поверку, рассказывает именно о таком.
  • «Глухарь». Троп выстебан. Редактор требует от двух молодых журналистов: нет сенсаций — так создайте мне их, не то уволю. В светлые головушки акул пера приходит «гениальная» идея: поджечь несколько машин на стоянках и подстроить так, чтобы масса сочла это «акцией анархистов-террористов-сектантов». А потом написать об этом. Вскоре писаки очень пожалели, что сделали такой нестандартный ход…
    • Маленькая поправка: сами журналюги ничего не поджигали — один из них только узнал от своего друга-дежурного о поджоге. Но сочинял и раздувал из мухи слона он всё равно знатно. Так что этот ли троп?..
  • «Городок» — выпуск «Профессия — репортёр» полностью посвящен таким журналистам, и педаль в пол продавливается в заключительном скетче. Пожарный выволакивает за ухо человека из горящего здания: «Этот дебил бензин в костёр подливает!» — «Это не дебил, это наш осветитель». А действительно, разве можно найти лучший источник освещения при пожаре?
  • «Американская история ужасов», 7 сезон — Беверли Хоуп. На почве подсиживания на работе стала членом нехорошего культа, который помог ей устранить соперницу (делающую карьеру через постель) и собственного похотливого начальника. Разумеется, совершённые культом убийства (в которых Беверли и сама принимает участие) освещаются весьма оперативно и в правильном ключе «как страшно жить».
  • «В Филадельфии всегда солнечно» — серия «Шайка поджигает Ди». Мак, Чарли и Фрэнк решают создать собственную новостную передачу, и сразу упускают хороший сюжет (Мак спас китайца из Чайнатауна, подавившегося жвачкой) из-за того, что Чарли не вставил плёнку в камеру, поэтому для восстановления справедливости решают инсценировать свой собственный сюжет — как Ди спасает котят на пожаре. В результате — см. название серии.

Мультсериалы[править]

  • «Эй, Арнольд» — Хельга пыталась создать газету, в которой были опубликованы ложные новости типа: «Директор школы усыновил бельчонка».
  • «Барбоскины», серия «В эфире — новости!» — Малыш и Лиза придумали выставлять в интернет ролики с выдуманными сенсациями.
  • Смешарики — Ёжик с Крошем в «Последней радуге» раздували разные мелкие происшествия до апокалиптических масштабов, также выдумывая всякие беды для успеха своей газеты. Чего стоит, например, такое: «Катастрофа на качелях! Опасное падение Нюши!» Надо ли говорить, что на деле это было банальное падение, причём даже без травм.

Комиксы[править]

  • «Супермен»: Кларк Кент регулярно берёт эксклюзивные интервью у Супермена. Впрочем, Лоис Лейн его по этой части обходит (как и по любой другой в профессиональной деятельности).
  • «Человек-паук»: а у Питера Паркера каким-то образом получаются лучшие фотографии Человека-Паука с самых невообразимых ракурсов!
    • Ирония ситуации в том, что метод съёмки у Паркера почти всё время один и тот же — приклеить камеру вблизи места происшествия, а потом надеяться, что удастся сделать пару удачных кадров. При этом речь идёт о плёночной камере без пульта дистанционного управления.
      • В паучьем символе у него на груди запрятан маячок, на который автоматически фокусируется камера. Один раз злодей отследил сигнал и настроил на него гору оружия с самонаводящимися снарядами.
  • Transmetropolitan — Спайдер Иерусалим не фальсифицирует и не создаёт события искусственно. Но при этом он действует по принципу «не новость делает журналиста, а журналист новость», обладая талантом делать материал из чего угодно.
  • «Living with HipsterGirl & GamerGirl» — Софи иногда на такое способна, у Клары это вообще излюбленный метод работы.

Аниме и манга[править]

  • Code Geass: Дитхард Рид просто мечтал снять документальный фильм о мировой революции с Зеро в главной роли.
  • Saiki Kusuo no Ψ Nan — два отвратных журналиста в школьной газетёнке. В аниме дважды искали способ опорочить Кокоми Тарухаси просто ради жареной сенсации, буквально из пальца высасывая надуманные «скандалы, интриги, расследования» и не брезговали откровенным подлогом и фотомонтажем. Оба раза главный герой, самый могущественный псионик на Земле, их наказывал (а ведь мог и скальпель полоснуть).

Видеоигры[править]

  • Grand Theft Auto: Liberty City Stories — Нед Бёрнер. Злобный журналист, который ради громких сенсаций, готов создавать трагедии для города, используя Тони Сиприани.
  • Batman: The Telltale Series — Викки Вэйл, когда берет интервью у Лидера Детей Аркхэма. Потому что она и есть этот Лидер.
  • Saints Row 2 — тележурналистка Джейн Вальдера(м)ма подряжает Босса Святых на массовый переполох в городе. Ведь пока Босс устраивает разгром, она может выходить в эфир и повышать собственную популярность.

Телепередачи[править]

  • Никто не помнит, у какого юмориста было выступление от имени редактора жёлтой газетёнки с криминальным уклоном? «Почему за месяц всего пять изнасилований? Чтоб к концу недели было пятьдесят! Да, я знаю, что вас в отделе всего двое, но вы молодые крепкие парни! Поработаете ночами — справитесь!»
    • у Михаила Задорнова.

Реальная жизнь[править]

  • Увы, нередко встречается. В статье «Ленты» «Хлеба и фейков» приведено много таких случаев.
  • Газетный магнат Уильям Херст был одним из активных раздувателей Испано-Американской войны. Сохранилось одна из его телеграмм фотографам газеты, расквартированным на Кубе и жаловавшимся об отсутствии боевых действий: «Вы обеспечьте иллюстрации, а войну я обеспечу».
Этот кадр?
  • В ходе Боснийской войны Пенни Маршалл из телекомпании ITN сняла знаменитый кадр с истощёнными узниками сербского концлагеря. Правда в том, что «концлагерь» был лагерем для беженцев, которые только что сбежали от боевых действий в соседнем районе. Но фотографии стали одним из поводов для вмешательства НАТО в войну.