Самопародия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Self-Parody. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.

Все знают, что такое пародия. И объектом её обычно является кто-то другой, а не сам пародист.

Но иногда авторы создают — или вкрапляют внутрь своего произведения, которое в целом не об этом — пародию на самих себя. Сами себя передразнивают, а то и немного высмеивают (или подхватывают за теми, кто высмеивал ранее).

Обычно так поступают маститые, прославившиеся авторы (или актёры) со своим узнаваемым почерком — иначе уже не тот прикол.

Примеры[править]

Литература[править]

  • Баллада Роберта Саути «Предостережение хирурга» — пародия Саути на его собственные мистические баллады, в первую очередь на «Балладу, в которой описывается, как одна старушка ехала на черном коне вдвоем, и кто сидел впереди».
  • Эдгар Аллан По, «Трагическое положение. Коса времени» — самопародия (главным образом на «Колодец и маятник»).
  • В советское время сатирик Н. Ильина, часто в своих фельетонах на бытовые темы педалировавшая образ «немолодой затурканной интеллигентной дамы» (отчасти автобиографический), однажды создала самопародию, где передразнивала этот свой стиль.
  • Сергей Лукьяненко, «Дюралевое небо».
  • Сергей Лукьяненко, «Черновик». Персонаж-писатель Мельников проходится по многим своим коллегам-фантастам, но не забывает и Зарова.
« "– Будь я Заров, – продолжал Мельников, – то вы бы были маленьким мальчиком или наивным юношей. И вас бы испытывала на стойкость инопланетная цивилизация – не такая злая, как у Глобачёва, но тоже недобрая. Вы бы повзрослели и закалились в борьбе, надавали бы всем по полной программе, по случаю обрели всемогущество – но отказались бы от него по невнятным причинам" »
— А ведь именно так в итоге все и закончилось!
  • Кирилл Еськов, «Америkа». Один из слоев сего насквозь постмодернистского произведения — самопародия на «Афрания» и «Кольценосца».
    • "Rossija" - самопародия на самопародию, а градус постмодернизма подходит к взрыву (произведение примерно на треть состоит из многослойного цитирования и обыгрывания классической литературы, кино, игр и мемов).
  • Агата Кристи — в нескольких романах фигурирует миссис Ариадна Оливер, писательница детективов. Ненавидит своего главного героя-детектива, которого зачем-то сделала иностранцем-финном, что теперь доставляет много хлопот… Кстати, и описание внешности миссис Оливер (не слишком лестное) довольно точно соответствует внешности самой леди Агаты.
  • «Понедельник начинается в субботу» Стругацких — послесловие, написанное от лица Привалова, главного героя книги. В «реальной жизни» этот «скромный труженик науки» оказался занудой-нердом, который то докапывается до того, что Стругацкие назвали мю-поле «М-полем», а вычислительную машину «Алдан» и вовсе выдумали, то жалуется на экшн-понос в книге (а единственную детективную задачку зовёт элементарной и примитивной).

Кино[править]

  • «Берегись автомобиля». Страховой агент Деточкин в народном театре играет Гамлета. Смоктуновский, исполняющий роль Деточкина, совершенно очевидно пародирует собственную роль Гамлета в фильме Козинцева.
  • «День выборов». Все певцы-артисты исполняют самопародии — Серёга (Никола Сокол, «В удобных тренировочных штанах»), «Иванушки» (Иван и Ушки, «Учительница первая моя»), Би-2 (Лёвка и Шуряй, «Ночной ларёк»), «Машина времени» («Трое против Ветра», «Снежинка») и другие.
  • Джон Хьюстон в 1941 году прославился серьёзным нуаром «Мальтийский сокол». А в 1953 году поставил фильм «Посрами дьявола» (Beat the Devil), где заметны, среди прочего, черты пародии на «Мальтийского сокола».
  • «Подставное тело» (1984) — самопародия Брайана Де Пальмы (на тот период его творчества, когда он снимал триллеры), а также немножко пародия на фильмы Хичкока «Окно во двор» и «Головокружение».
  • «Последний киногерой» — масштабная самопародия Арнольда Шварценеггера.
    • В ней чернокожий актёр Фрэнк МакРей играет пародию на собственную роль в полицейском боевике-дилогии «48 часов» и «Другие 48 часов».
      • Его роль в комедии «Заряженное оружие» почти столь же самопародийна. Но тут всё обстоит ещё круче.
  • «Новичок» («Первокурсник») — Марлон Брандо, играя Кармайна Сабатини, старого «мафиозо на покое», нещадно пародирует собственную роль Вито Корлеоне в «Крёстном отце».
  • «Охотники на привидений» (2016) — Крис Хемсворт в роли безмозглого красивого качка Кевина откровенно смеётся над самим собой.
  • «Шпион» (2015) — Джейсон Стэйтем спародировал сразу всех своих крутых персонажей.
  • Когда Рязанов упросил Андрея Миронова сыграть небольшую роль обаятельного негодяя-антизлодея в «Стариках-разбойниках», он поставил Миронову задачу так: «Этот фильм — пародия, хоть местами и не слишком весёлая. Поэтому я хочу, чтобы ты пародировал свои предыдущие роли, особенно отрицательные, например Гешу из „Бриллиантовой руки“».
    • Да и весь этот фильм можно рассматривать как самопародию Эльдара Рязанова. Этот постановщик всегда панически боялся заштамповаться — и этим фильмом как бы жирно и размашисто подвёл черту под предыдущим периодом своего кинотворчества. А заодно и постебал Феллини, Антониони, Бунюэля и других европейских мэтров. И Анатолия Бобровского с его «Возвращением святого Луки».
  • «С полудня до трёх» (1976) — самопародия Чарльза Бронсона.
  • «Рыцарь дня» — самопародия Тома Круза.
  • «Змеи в самолёте» — самопародия Сэмюэля Л. Джексона.
  • «Снегоуборщик» — самопародия Лиама Нисона.
  • «Никогда не говори „никогда“» — самопародия Шона Коннери.
  • «Великолепный» — самопародия Жана-Поля Бельмондо.
  • «Меня зовут Брюс» — самопародия Брюса Кэмпбелла.
  • «Потомство Чаки» — Дженнифер Тилли в роли Дженнифер Тилли жестоко издевается сама над собой.
  • «Зачарованная» — диснеевский фильм, который пародирует классические диснеевские мультфильмы.
  • «Неудержимые» — регулярно (особенно в первых двух частях) попадают под этот троп.
    • А четвёртый фильм из этого цикла выглядит как пародия на предыдущие три. В частности, самопародированием там по-чёрному занимается Джейсон Стейтем, уже упоминавшийся выше.
  • «Горячие головы 2» — Ричард Кренна пародирует самого себя в роли полковника Траутмана из «Рэмбо».
    • В тех же вторых «Горячих головах» Мартин Шин выстебал собственного персонажа из «Апокалипсис сегодня», принесшего ему в своё время великую славу — капитана Уилларда. Причём выстебал тем, что ещё раз сыграл именно этого офицера, но уже в контексте сущего балагана.
    • Оба актёра пошли по стопам Джона Хёрта, который в «Космобольцах» опять предстал в роли бортинженера Кейна из первого «Чужого», только на этот раз «родил» из собственной брюшной стенки не Чужого, а зелёную кукольную тварь, похожую на лягуша из культового мультфильма Чака Джонса One Froggy Evening. И тварь пляшет и поёт точно так же, как тот лягуш: «Hello, my baby, hello, my honey…».
      • В момент «родов» бедняга в ужасе простонал: «Господи, опять!». А в титрах и вовсе указали: «Джон Хёрт в роли Джона Хёрта».
  • Свой фильм «Какое ни на есть, а всё же кунфу» (Half a Loaf of Kung-Fu, 1979) молодой Джеки Чан подавал как самопародию. Он утверждал, что «немного заштамповался уже в 1970-е годы, и захотелось это высмеять. К тому же меня слишком часто пытались заставить играть копиркиных персонажей Брюса Ли, то есть разъярённых безжалостных мстителей. А я не хотел!».
  • В короткометражке «Jazzin' for Blue Jean» Дэвид Боуи, играющий там двух диаметрально противоположных персонажей, образом эксцентричной рок-звезды Screamin' Lord Byron откровенно высмеивает самого себя. Хотя, с другой стороны… Девушку-то в итоге получил не застенчивый «простой парень», а таки рок-звезда.
  • «Мифы» — продюсер фильма Федор Бондарчук играет одну из главных ролей: спустя 26 лет после съемки клипа Ветлицкой «Посмотри в глаза» его преследует одолживший ему деньги бандит.
  • «Женщины против мужчин» — Сергей Жуков насмехается над количеством своих альбомов.
  • «Яйца судьбы» — Виктор Вержбицкий пародирует Злого Олигарха Вержбицкого из «Личного номера», «На игре» и «Черной молнии».
    • Николай Басков спародировал себя дважды — здесь и в фильме MBand — везде играя нарочито напыщенного безголосого певца.
  • «Джей и Молчаливый Боб: Перезагрузка» (2019) — да почти весь фильм об этом, режиссер и сам себя выстебал. То же в меньших масштабах было и в оригинале, «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар».
  • Для советского/российского зрителя неочевидно, но в «Некоторые любят погорячее/В джазе только девушки» роли Джорджа Рафта (Коломбо Белые Гетры) и Пата О’Брайена (детектив Маллиган) — яркие примеры тропа. Оба актера были известнейшими исполнителями ролей в гангстерских фильмах 40-х годов, и в этом фильме во многом играли пародии на своих предыдущих персонажей.
  • «Жмурки» же! Алексей Балабанов крепко продернул здесь прославивший его жанр пацанско-киллерского боевика, превратив его в черную комедию а-ля Гай Ричи.
  • Уве Болл параллельно со съёмками «Бладрейн 3» снял и покадровую пародию на этот фильм — «Блюбарелла: Супервуман». Пародия вышла интереснее: здесь лютый трэш хотя бы уместен.
  • В фильмах со Сталлоне:
    • «Разрушитель» — Саймон Феникс в музее, забирая оружие с манекена: «Извини Рэмбо, я одолжу это».
    • «Танго и Кэш» — Полицейский: «Строит из себя Рэмбо», Рэй Танго(Сталлоне): «Рэмбо — слабак!»

Телесериалы[править]

  • «Лесник», второй сезон, глава «Интересное кино». Опалёв, Ряшин, Тартаков и Осипов довольно нелестно пародируют собственное творчество в сцене съёмки собственно «кина» («Я тебе сейчас башку прострелю! Говори!» — «Я ничего не знаю…» — «Говори, тварь, я не шучу!» — «Эй, отпустите её!» — «Кто ты такой, а?!», и герой героически скручивает злобствующего злодея, хотя у второго злодея пистолет).
    • Чуть ранее упоминается вымышленный сериал «Брат за сестру». Это Ряшин посмеялся над собственным сериалом «Брат за брата».
    • А Владимир Зайцев, как становится ясно по ходу сериала (в первой серии это ещё неочевидно), играет пародию на свои предыдущие злодейские роли. Его «микро-олигарх» Скоробогатов нешуточно опасен для общества… но Боже, до чего же он местами забавен!
  • В «Карпове 3» Куликов местами пародирует самого себя, особенно своих «Глухаря», «Пятницкого» и первые два сезона того же «Карпова».
  • Звёздные врата: SG-1 — Серия номер 100, в которой сериал пародирует сам себя, и серия 200, в которой сериал давит педаль в асфальт, и пародирует себя, сотую серию, другие научно-фантастические сериалы, свой плагиат других научно-фантастических сериалов, общие тропы вроде технотрёпа, и производство фильмов и сериалов (включая самого себя) вообще.
    • В двухсотом эпизоде (шестой десятого сезона) юмора добавляет пародия на Farscape, в котором присутствующий в кадре с восьмого сезона Бен Браудер и присутствующая в кадре с девятого сезона Клаудия Блэк играли центральных персонажей.
  • Castle: в одной серии была пародия в виде скетч-шоу про полицейскую--модель, которая бегает на каблуках (и вечно ими где-то застревает) и встречается с дурачиной-писателем.

Мультфильмы[править]

  • Пенталогия мультфильмов про Безумного Белку — попытка самопародии Текса Эйвери. Мало кто оценил, поскольку заметна натужность.
  • «Двенадцать подвигов Астерикса» — самопародия Рене Госинни и Альбера Удерзо (они сами же и были режиссёрами). Фабула — преднамеренно отмороженная, как ни в одном другом выпуске саги. Слово Божие гласит (и из всей остальной саги ясно, а также есть намёк в финальной сцене), что все события мультфильма от начала до конца — это то, чего в саге просто не произошло от слова «совсем»: Цезарь на самом деле не принял опившихся Зелья Силы галлов за богов и не внёс предложение им покориться, но предварительно проверить их на божественность; Цезарь на самом деле не был Тёмным властелином, он не «заключил союз с Силами Мрака»(с) цитата из этого мультфильма; галлы не подчинили себе Рим (по друидским правилам, это запрещено делать с помощью зелья — оно потеряет силу, а боги всё равно откатят назад события, организованные с помощью халявы; а без зелья галлам просто слабо). Все эти небывалые невероятности просто выдуманы галлами, а также пригрезились им в пьяном бреду! Короче, перед нами принципиальный неканон «от самих авторов».

Мультсериалы[править]

Аниме и манга[править]

  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — начало 31 серии пародирует появления Такседо Маска, вечно спасающего главгероиню. Вместо Усаги — её волшебная кошка Луна, вместо демонов — стая котов, вместо розы — рыбий скелет, а вместо Такседо — толстый котище с бафосной кликухой Ретт Баттлер.
  • Педаль в асфальт с Гинтамой и её «Гинтамэном», хостовой «Кинтамой» и сёдзёвской «Мантамой».
  • Kaguya-sama: Love is War — автор оригинала Ака Акасака стал писать еще и официальную додзинси, где обыгрывает уже более смелые или фантастические темы, чем в оригинале (сексуальное возбуждение Исигами от прильнувшей Цубамэ, мазохистские мечты Мико Иино о будущем муже, обмен героев телами и т.д.)
  • Shingeki no school casts — публикуемые мангакой Исаямой Хадзимэ в качестве экстр к очередным томам своего Shingeki no Kyojin истории из альтернативной версии своей вселенной, где действие происходит в обычном американском колледже, где проходится по своим же персонажам.
  • Bungou Stray Dogs Wan! — Асагири Кафка начисто лишает своих же персонажей пафоса и высмеивает свой же сюжет.

Видеоигры[править]

  • Tales from the Borderlands — студия Telltale Games, выпускающая приличное количество игр в жанре «интерактивное кино» (все с абсолютно одинаковой игромеханикой), решила поиздеваться над собственными творениями в Borderlands. От остроумного пародирования не ушел, кажется, ни один из приевшихся элементов геймплея, а уж сюжетные штампы обстёбаны с такой язвительностью, какую сложно было ожидать от самопародии. Получилось очень смешно.
  • The Elder Scrolls — М’айк Лжец, который всё время шутит про игровую механику и другие странности игр серии.
  • Fallout 4 – аналогично примеру выше. Если сохранить Шону жизнь, то он в диалогах будет постоянно говорить о несуразностях игры.
  • Hyperdimension Neptunia — педаль в пол, а в третьей части в земное ядро. Нептуния постоянно подсвечивает сюжетные повороты, особенности игровых механик, а может и поругать разработчиков за то, что ей не нравится.
    • Если подумать, то самопародией является время от времени упоминаемая «4 Goddesses Online». Ну, типа игра про богинь (читайте: консоли), сделанная рандомными людишками, которая очевидно будет показывать их не так, какими они являются на самом деле, и против которой тем не менее сами богини ничего плохого не имеют, а порой и сами не прочь поиграть, сначала Верт, а в спин-оффе, посвящённом ей, в неё играют уже все восемь.
      • Бонусные баллы за то, что первые упоминания были в самой первой части, когда игра считалась обречённой на провал, и поэтому делалась с законченным финалом, без расчёта на какие-либо продолжения.
    • Начало третьей части пародирует начало первой, когда богини сражаются друг против друга, и трое из них объединились против Нептунии. Только если в первой это было в параллельной реальности и по серьёзке, то тут внезапно оказывается, что они всего лишь играют в игру.
  • Талантливая видеоигра Jackie Chan Stuntmaster, пародирующая типичные сюжеты фильмов с Джеки Чаном (а ещё в её геймплее предусмотрены бонусы за применение в рукопашном бою импровизированного оружия). Джеки Чан участвовал в подготовке сценария, попросил сделать облик главного персонажа «с себя», предоставил «захват движений» для моделирования пластики этого бойца (которого тоже зовут Джеки), а также озвучил главную роль и ещё нескольких эпизодических персонажей.

Настольные игры[править]

  • В ролевой игре Werewolf: The Apocalypse от компании White Wolf, есть фирма Black Dog Games Company которая работает на корпорацию «Пентекс» и производит настолки, пародирующие ролевые игры от самих беловолков (по выражению одного из игроков, игры посвящены тому, как «крутые трагические антигерои убивают и калечат скучных смертных, не прекращая стонать про свои измученные души»).
    • Black dog — это ещё и «бодун», «похмелье» на жаргоне (вместо литературного hangover или morning after).

Музыка[править]

  • Виктор Цой говорил о собственной песне «В поисках сюжета для новой песни»: «Это моя пародия на самого себя, а заодно и… как это называется?.. саморефлексия, размышления о собственном творчестве. А разве из текста и интонации это не понятно?».
    • В частности, своими строками «Я не умею петь о любви, // Я не умею петь о цветах, // А если я пою — значит, я вру: // Я не верю сам, что всё это так» Цой имел в виду вовсе не «романтику влюблённой пары» и не «те цветы, которые мужчина дарит женщине». Он имел в виду своё былое юношеское увлечение темой хиппи — Детей Цветов: «Великая Любовь, которая спасёт мир», «…они вставляли в их ружья цветы…». Это увлечение Цой отразил в своей ОЧЕНЬ ранней песне «Кино», давшей название группе (группа изначально называлась «Гарин и Гиперболоиды»). Так вот, этими строчками про «враньё» Цой в резкой форме прощался со своими «околохипповскими» иллюзиями.
  • Канцлер Ги, альбом «Те ещё грибочки».
  • Михаил Щербаков, «Автопародия».
  • «Коррозия металла» — «Например, например». Практически «на тебе!» в свой собственный адрес. У Паука, как известно, в речи имеется несколько слов-паразитов, в том числе и «например».
  • «Избит гитарой жёлтой, лежит Олег Митяев» приписывается самому же Митяеву, которого вусмерть задолбала исходная песня. Впрочем, по официальной версии автор песни Как, здорово? Пародия на Олега Митяева — Игорь Михалёв.
  • «Эпидемия» регулярно стебётся над собственными же песнями, коверкая текст или, скажем, переигрывая пафосную вещь в стилистике техно, панк-рока или еще чего.
  • Лидер группы «Несчастный случай», Алексей Кортнев, часто исполняет песню про Муму и Герасима, чей текст положен на мотив «Марша рыбаков» из фильма «Генералы песчаных карьеров», который тоже известен как раз в исполнении Кортнева.
  • У Александра О’Карпова тоже была песня-автопародия. Исходную «серьёзную» песню «Волнорез» уже мало кто помнит, а «песню про гусей» до сих пор поют в компаниях.
  • У известного в начале 2000-х Игорька есть песня «Под дождём», пародирующая его хит «Подождём».
  • «Chicken in Black», песня-самопародия Джонни Кэша.
  • У «Красной плесени» в пятом альбоме есть две песни, начинающихся с одинаковых строчек «Я закрыл свою дверь на тяжёлый засов, я достал из широких штанов». Что именно достал герой зависит уже от дальнейшего содержания, так как в одной из песен он совершает суицид с помощью пистолета из-за несчастной любви, а в другой предаётся самоудовлетворению.

Эстрадный юмор[править]

  • Адам Драйвер, сыгравший Кайло Рена в седьмом эпизоде «Звёздных войн», изобразил великолепную пародию на своего персонажа в скетче Saturday Night Live «Star Wars Undercover Boss: Starkiller Base».
  • У артистов «Аншлага» встречались и самопародии. Как на самих себя, так и на передачу целиком.
  • М. Н. Задорнов — были в его репертуаре и несколько пародий на самого себя. А ещё он сам себя простебал в КВН. «За концерт мне десять тысяч дол… в смысле, рублей, только на тридцать умножь потом».