Сам поставил, сам играл

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статьи Descended Creator, Directed by Cast Member. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« Сам сочиняет, сам дирижирует, сам одобряет, сам аплодирует. »
« Режиссёр создал картину,

Сам поставил, сам играл, А теперь он сам собою Заполняет кинозал.

»
— Эпиграмма неизвестного автора на Сергея Бондарчука

Как всё обычно происходит? Сценарист или драматург пишет сценарий (пьесу) и пытается пристроить свой креатив. Продюсер из кучи поступающего ему материала выбирает то, что должно (по его мнению!) иметь успех у зрителя. Ищет деньги на постановку фильма (спектакля), подбирает режиссёра и актёров, уточняет для них генеральную линию будущей постановки. Затем режиссёр воплощает идею, придумывая конкретные решения к фильму (спектаклю) и давая соответствующие указания актёрам. Те реализуют их в кадре (на сцене), добавляя в меру своего таланта и своей харизмы какие-то фишки и стараясь показать своих персонажей живыми, интересными, убедительными…

В данном случае, однако, всё происходит немного не так. Кто-то из начала творческой цепочки не ограничивается руководящими функциями и сам способен воплотить образ в кадре (на сцене), чего и делает. При этом важно, что он не просто появляется в секундном эпизоде (тогда это камео), а именно играет сюжетно значимую роль, без которой произведение обойтись не может.

Если у него получается, то об этом человеке уважительно скажут: «Сам поставил, сам играл!». Подчёркивая его талант не только придумщика, организатора или руководителя, но и актёра. А если не получается? Тоже могут сказать, но уже насмешливо. Характеризуя результат не как профессиональную работу, а как художественную самодеятельность. По контексту легко понять, что имеется в виду.

Примеры[править]

Театр[править]

  • Уильям Шекспир. Будучи совладельцем театра «Глобус», писал для него пьесы и сам играл в них роли, специально для себя их прописывая. Здраво оценивая свой скромный актёрский талант, роли эти делал небольшими, но всё же это были настоящие роли — с именами, репликами и неоднократными выходами на сцену. Сейчас эти детали уже мало кого интересуют, ибо шекспировские пьесы заслуженно считаются шедеврами драматургии.
  • Жан-Батист Мольер Поклен, по псевдониму Мольер, начал как актёр, со временем стал играть в собственных пьесах. Прославился как комедиями, так и игрой.
  • В балете ситуация, когда постановщик сам выходит в одной из партий (если позволяет возраст) является достаточно распространённой. Так, Мариус Петипа (один из двух соавторов легендарной постановки «Лебединого озера») начал карьеру балетмейстера в 29 лет и ещё 15 лет выходил на сцену, в том числе в собственных балетах.
  • Константин Станиславский, режиссер и одновременно один из ведущих актеров Художественного театра.
  • Владимир Высоцкий — с прикрученным фитильком. Играл в спектаклях, а не ставил их, но написанные для этих спектаклей песни иногда серьёзно влияли на постановку.
    • В сериале «Место встречи изменить нельзя», созданию которого он сильно поспособствовал, Высоцкий всё же поставил несколько сцен (с согласия Говорухина, пока тот был в отъезде).
  • Режиссерские работы Андрея Миронова в Театре сатиры: «Прощай, конферансье» Г. Горина (играл главную роль, конферансье Николая Буркини), «Бешеные деньги» А. Островского (Васильков) и «Тени» М. Салтыкова-Щедрина (Клаверов). Вот «Гамлета» поставить и сыграть не успел.
  • Мим Вячеслав Полунин и его шоу-спектакли, в частности, «сНежные шоу».
  • Жанр моноспектакля часто представляет собой этот троп: актёр, берущийся в одиночку представить зрителям некоторое произведение или некий замысел, может естественным образом брать на себя режиссёрские функции, ибо он лучше всех представляет собственные возможности. В частности:
  • «Последнее Испытание» отыграло троп аж трижды, и каждый раз нестандартно.
    • Собственно, сам мюзикл вырос из нескольких песен, которые Антон Круглов и Елена Ханпира написали по мотивам ролёвки, где играли Рейстлина и Крисанию — а потом не смогли остановиться, расширили эти несколько песен до полноценной постановки и исполнили те же роли ещё и на сцене. Правда, именно постановщиками они ни разу не выступали, ограничившись написанием музыки и либретто.
    • Руслан Герасименко прошёл, так сказать, обратным путём: сначала просто пел Рейстлина в постановке Полины Меньших, а потом сделался режиссёром сам. И режиссёром очень некислым: чисто художественную сторону обновлённого мюзикла можно оценивать по-разному, но вывести бывший образчик толчковой самодеятельности на всероссийскую сцену и сделать там конкурентоспособным смог бы не каждый.
  • Андрей Денников — в Театре кукол имени Образцова не просто играл множество ролей в каждом из поставленных им спектаклей (и не только в качестве кукловода), а еще и пел арии из классических опер (причем, бывало, дуэтами и квартетами, благо диапазон голоса позволял очень убедительно петь женские партии, включая Царицу Ночи).
  • Янек Ледецкий — мюзиклы «Гамлет» и «Галилео» сам написал (как музыку, так и слова), сам поставил, сам сыграл главные роли (а в английской версии «Гамлета» играл Клавдия).
  • Ольга Вайнер не только написала рок-оперу «Орфей», но и сыграла там одну из главных героев, Персефону.

Литература[править]

Здесь по понятным причинам можно приводить лишь внутримировые примеры, но их хватает.

  • Виктор Гюго, «Человек, который смеётся» — Урсус постоянно участвует в спектаклях собственного авторства. Ничего удивительного, у него вся труппа состоит из трёх человек (считая его самого) и ручного волка.
  • Марк Твен, «Приключения Гекльберри Финна» — мошенник Герцог показывает в провинциальных городках «спектакли», приобщая зрителей к Высокому Искусству. В этих постановках он выполняет функции драматурга, продюсера, режиссёра, ведущего актёра и даже наборщика афиш! Правда, зрители за свои деньги получают исключительно королевских жирафов, но как раз это Герцога абсолютно не волнует — были бы только деньги.
  • Л. М. Олкотт, «Маленькие женщины» — домашний театр сестёр Марч работает именно по такому принципу: и пишут пьесы, и играют большинство ролей старшие сёстры, Мег и Джо.
  • И. Ильф, Е. Петров, «Золотой телёнок» — аверсия. Шоу «Приехал жрец» читателю так и не продемонстрируют. А хотелось бы!
  • Лев Кассиль, «Великое противостояние» — режиссёр Расщепей исполняет в своих фильмах роли первого плана. Судя по тому, что неоднократно играл Ленина (а такое в СССР можно было только с высокого одобрения), актёр он как минимум незаурядный, да и звание народного артиста с этим согласуется (хотя не обязательно дается именно за актёрские заслуги).
  • У Владислава Крапивина тема самодеятельных фильмов и спектаклей вообще возникает очень часто (он много лет руководил детско-подростковым отрядом и знал, о чём писал!), но особенно выделяется трилогия «Острова и капитаны». Описанный в первом томе спектакль впоследствии «выстреливает»: в детстве Олег Наклонов начал с того, что выдал взятую из журнала пьесу за свою собственную, а во взрослом возрасте уже серьёзно запятнал себя плагиатом. Кроме того, рассказ о спектакле служит намёком на будущие творческие судьбы его участников: один стал кинорежиссёром, другой художником-мультипликатором, да и писатель Наклонов всё-таки не одним плагиатом занимается.
  • Всеволод Нестайко, «Тореадоры из Васюковки» — аверсия. Парочка главгероев грезит о режиссёрско-актёрской славе, по факту же в организованном их стараниями драмкружке в «Ревизоре» они получают роли всего лишь Бобчинского-Добчинского. Мечтают ух как сыграть!, дабы все поняли, что Бобчинский и Добчинский главные роли, а отнюдь не Хлестаков — но на премьере паникуют, заваливают роли и убегают со сцены. А пьеса вполне себе обошлась и без них.
  • Лемони Сникет, «33 несчастья» — граф Олаф постоянно играет ведущие роли в собственных постановках.
  • А. Коростелёва, «Школа в Кармартене» — зигзаг: пьесы, которые ученики школы из XXI века ставили в школьном театре, были написаны их далёкими предшественниками из XVII века, которые хотели поставить их сами, но смутные времена не позволили им осуществить этот замысел.
  • Борис Акунин, «Весь мир театр» — режиссёр Штерн ставит пьесы и всегда играет какую-либо роль второго плана. Ну хоть сами пьесы не пишет.
    • Следующая книга, «Чёрный город» — режиссёр клюквенно-восточного фильма «Любовь халифа» Леон Арт играет роль халифа сам.
  • Сергей Лукьяненко, дилогия о Триксе. Во втором томе труппа показывает спектакль о собственных приключениях из первого тома. Играют в нём, естественно, сами, но при этом никто из труппы не играет сам себя, каждый кого-то из своих товарищей.

Кино[править]

Отечественное[править]

  • Леонид Быков. Его фильмы «В бой идут одни „старики“» и «Аты-баты, шли солдаты», в которых он же исполнил главные роли — самые настоящие шедевры.
  • Его однофамилец Ролан Быков. Прекрасный режиссёр и замечательный актёр, в своих фильмах большие роли брал редко. Но как же он сыграл Бармалея в «Айболите-66»!
  • Однофамилец их обоих Юрий Быков. В собственном фильме «Майор» исполнил роль антагониста. А в сериале «Метод» сыграл персонажа-«интерлюдию» — одного из следователей, допрашивающих главную героиню, а в фильме «Сторож» — уже протагониста.
  • Сергей Бондарчук (старший) — Пьер Безухов в собственной экранизации «Войны и мира» (премия «Оскар» 1969 г.), по сей день считающейся лучшей экранизацией романа. При том, что на момент съёмок был в два с лишним раза старше своего персонажа!
    • Его сын Фёдор Бондарчук тоже играл в своих фильмах. До отцовского уровня во всех смыслах и близко не дотянул.
  • Алексей Баталов — режиссёр-постановщик и соавтор сценария «Трех толстяков», и исполнитель роли Тибула.
  • Георгий Данелия отыграл троп случайно: на роль Абрадокса планировался расовый немец Норберт Кухинке, но ему в последний момент запретили въезд в СССР, и всё пришлось делать самому. Роль, прямо скажем, третьего плана, но всё же не камео — очень уж много завязано на этом усатом всемогуторе.
  • Леонид Гайдай в своей версии «12 стульев» сыграл архивариуса Коробейникова. До этого — «Бриллиантовая рука», камео пьяницы, про которого Горбунков С. С. сказал: «на его месте должен быть я».
    • Внутримировой пример — главгад Артист в «На Дерибасовской хорошая погода».
  • Василий Шукшин в фильмах «Печки-лавочки» и «Калина красная» был сценаристом, режиссёром и актёром.
  • Никита Михалков часто практиковал исполнение главных ролей в своих фильмах. Раньше получалось отлично (см. например «Свой среди чужих, чужой среди своих» и ПЕРВЫХ «Утомлённых солнцем»), ныне же и само кино выходит… ну, такое.
  • «Возвращение Дон-Кихота» — двухсерийный российско-болгарский фильм 1997 года, снятый Василием Ливановым (Дон Кихота играет он же).
  • Александр наш дорогой Невский — со слегка прикрученным фитильком, ибо самолично режиссировал только один свой фильм. С другой стороны, кресло продюсера Александр обычно не доверяет никому, да и сценарии нередко пишет сам. Неоднократно высказывалось предположение, что Александр всё же и режиссёрскую работу берёт на себя (в это нетрудно поверить: рука мастера присутствует весьма зримо), но по причине природной скромности делится славой с Марком Дакаскосом, Стюартом Купером и Анджеем Бартковяком.
  • Предтечей Невского в этом плане был каскадёр Иншаков, снимавший боевики с собой в главной роли. Они, правда, были хоть и малобюджетны, но повыше качеством, чем у Курицына. Хотя самый известный из них — «Крысиный угол» — к просмотру всё же не рекомендуется: он — не просто любительщина (это-то ладно бы), но бездарная любительщина, творение «МТА от кинематографа», смотреть которое попросту тоскливо.
  • «Хочу вашего мужа» (1992) — по пьесе М. Н. Задорнова. В роли мужа — автор.
  • Необычная субверсия — Карнавальная ночь. Молодому неопытному режиссеру Эльдару Рязанову велели снимать фильм-ревю. Сюжет никому не нравился, актеры не подбирались, сам режиссер совсем не хотел заниматься комедией, мечтая о серьезном кино… Когда Рязанов в очередной раз пришел «поплакаться в жилетку» директору Мосфильма И. А. Пырьеву, оказавшийся у того в кабинете опытнейший артист, послушав разнос Пырьева, высказался в том плане, что молодежь надо не ругать, а поддерживать. Услышал в ответ «ну сам и поддерживай, раз такой умный!»… и поддержал. Это был Игорь Ильинский, прославленный актёр, «человек-легенда», начинавший еще в немом кино… и будущий исполнитель роли Серафима Ивановича Огурцова. По воспоминаниям Эльдара Рязанова, Ильинский фактически был сорежиссером фильма, тактично, но очень многое подсказавшим, приведшим на съемочную площадку заметную часть исполнителей ролей и заметно поправившим сценарий. При этом Ильинский тщательно соблюдал субординацию, всячески подчеркивая, что фильм не его и он может только советовать, и полностью выполняя итоговые решения Рязанова (чем тоже серьезно помог — многие из членов съемочной группы поначалу относились к молодому режиссеру свысока, и такое поведение звезды экрана Ильинского оказалось полезным примером).
    • А вот когда Ильинский в конце 1960-х затеял создать сиквел «Карнавальной ночи» под названием «Старый знакомый», и, продолжая сам играть того же тупого начальника С. И. Огурцова, ещё и уселся в режиссёрское кресло и привлёк оператора фильма Аркадия Кольцатого в качестве сорежиссёра — получился отстой. Хоть сценаристы были и те же самые, и их работу опять правил Ильинский.
      • Кольцатый (Копелевич), матёрый труженик кинокамеры, начинавший в 1920-х, выполнял функции главного оператора ещё на «Карнавальной ночи» — и несколько раз огорчил Рязанова, считая его «сопляком, ничего не понимающим в ремесле» и пытаясь не слушаться, а также самовольно ломая из себя «сорежиссёра, если не истинного постановщика». Ильинский во время создания «Карнавальной ночи» несколько раз накричал за это на Кальцатого, заступаясь за Рязанова. Рязанов же попросту запрещал печатать те дубли, которые Кальцатый самочинно снимал не сообразно указаниям Рязанова, а как сам хотел.
  • Владимир Балон зачастую играл роли второго плана в фильмах, в которых ставил фехтовальные сцены. (самый известный пример — де Жюссак). При этом в большинстве случаев его персонажи проигрывали бои на шпагах/саблях, поскольку оказывались противниками главных героев.
  • Данила Козловский во всех проектах, в которых выступал режиссёром («Тренер», «Чернобыль» и сериал «Карамора») играл главную роль. Для «Тренера» он ещё и сценарий писал.

Зарубежное[править]

  • Чарли Чаплин в своих фильмах был и сценаристом, и продюсером, и режиссёром, и актёром. И даже композитором и монтажёром!
  • «Низина» Лени Рифеншталь, с Лени Рифеншталь в главной роли.
  • Орсон Уэллс был режиссёром фильма «Гражданин Кейн» и исполнителем роли Чарльза Фостера Кейна.
    • Да и вообще играл во всех своих режиссерских работах, кроме, разве что, «Великолепных Эмберсонов».
  • От Чаплина не отстаёт Джеки Чан: сценарист, продюсер, режиссёр, актёр, постановщик и исполнитель трюковых и боевых сцен, а также исполнитель песен ко многим своим фильмам.
  • Вуди Аллен все фильмы (на минуточку, почти четыре десятка) режиссировал только по собственным сценариям. А в двух третях из них ещё и актёрствовал.
  • Брюс Ли — с прикрученным фитильком. Актёр, постановщик и исполнитель боевых сцен. Как режиссёр известен фильмами «Возвращение Дракона» (aka «Путь дракона») и «Игра смерти». В обоих случаях играл главную роль. На съёмках «Игры смерти» погиб — но самые зрелищные ключевые сцены снять успел (несколько иной по замыслу фильм, называющийся так же, снял — точнее доснял — Роберт Клауз, превратив сцены, снятые самим Брюсом, в финальные).
  • Мел Брукс играл более или менее значительные роли почти во всех своих фильмах. В том числе и главные. Также в каждом фильме присутствует написанная Бруксом песня (надо уточнить).
  • Его тёзка Мел Гибсон сыграл в своём «Храбром сердце» Уильяма Уоллеса.
    • Мел Гибсон также сыграл главную роль в собственном фильме «Человек без лица».
  • Клинт Иствуд часто бывает и режиссёром, и исполнителем главной роли («Непрощённый», «Гран Торино», «Мосты округа Мэдисон» и так далее, всего и не перечислишь), а зачастую ещё продюсером и композитором. Одна из самых знаменитых его актёрских работ — пенталогия о Грязном Гарри, и в ней Клинт поставил четвёртый фильм — «Внезапный удар».
  • Квентин Тарантино. Написал сценарий ко всем своим фильмам, а в некоторых из них («Криминальное чтиво», «Бешеные псы», «Безславные ублютки», «Джанго освобождённый») ещё и исполнил второстепенные или эпизодические роли.
  • Кеннет Бранна же! Умеет, любит, практикует.
  • Джон Красински побывал режиссёром фильма «Тихое место» и сериала «Офис», в них же исполняет главные роли.
  • Серджиу Николаеску ставил цикл о комиссаре Микловане, в котором играл главную роль. И в других своих фильмах он нередко тоже появляется в качестве актёра.
  • Культово-ужасная «Комната»: Томми Вайсо был режиссёром, исполнителем главной роли, продюсером, сценаристом и автором пьесы-первоисточника.
  • Аамир Кхан часто играет главную роль в режиссируемом фильме. «Три идиота», «Звёздочки на земле».
  • Иштван Буйтор был сценаристом в известной советскому зрителю трилогии (а на самом деле гепталогии) о милиционере Капельке (то бишь Иштване Буйторе; как и персонаж, мастерски владел дзюдо и был профессиональным яхтсменом). Четыре из семи фильмов и режиссировал.
  • Донни Йен был режиссёром фильмов «Легенда о волке» и «Баллистический поцелуй», в которых сыграл главные роли.
  • Саиф Али Хан — один из авторов сценария «Агент Винод» и «Фантом», а трюки Хан поставил и исполнил сам без дублера
  • Такеши Китано также снял множество фильмов, в которых играл главные роли например, «Сонатина», «Фейерверк», «Кикуджиро».
  • Кевин Смит играл Молчаливого Боба во всех своих фильмах, где он был.
  • Бен Аффлек в фильме «Город воров» был режиссёром, актёром и соавтором сценария.
  • Стивен Чоу ставит комедийное уся и обычно играет в нём протагонистов.
  • Тайка Вайтити в «Тор: Рагнарёк» не только режиссёр, но и Корг (каменный гладиатор, один из лидеров восстания). А в «Кролике Джоджо» он сразу и режиссёр, и продюсер, и Гитлер. Троп справедлив и для его остальных, менее известных фильмов.
    • Он же с Джемайном Клементом и Джеки ван Бик в «Реальных упырях» (надм. «What We Do In The Shadows») — и чтецы, и жнецы, и на дуде игрецы. У всех по крупной роли и по множеству пунктов в титрах.
  • Дэвид Хьюлетт выступил режиссёром, сценаристом и исполнителем главной роли в фильме «Собачий завтрак».
  • Брэдли Купер поставил фильм «Звезда родилась» и сам сыграл главную роль. Пел в фильме тоже сам.
  • Филип Лашо Никки Ларсон и «Парфюм Купидон», владелец студии заснявший фильм, он же автор сценария, и исполнитель главной роли чистильщика Никки Ларсона
    • главная заслуга Лашо в том что он уломал Цукасу Ходзё автора оригинальной манги Сити Хантер, по которой снят фильм, дать как и своё разрешение на экранизацию, так и выступить консультантом на съёмках, поскольку Ходзе после экранизации своей манги в Гонконге с Джеки Чаном в главной роли, в течение пятнадцати лет наотрез отказывался давать своё разрешение на экранизацию своей интеллектуальной собственности.
  • М. Найт Шьямалан, «Девушка из воды». Мало того, что он был и режиссером, и актером: его персонаж показан как писатель, чьи идеи должны изменить весь мир, и несложно догадаться, на что это намекает.
    • В своём фильме «Время» он играет водителя, отвозящего героев на магический пляж.
  • Джозеф Гордон-Левитт сам сыграл главную роль в своём режиссёрском дебюте «Страсти Дон Жуана» (Don Jon).
  • Мария де Медейруш в «Апрельских капитанах».
  • Радж Капур, один из пионеров послевоенного индийского кинематографа, в половине своих фильмов сам играет главную роль.
  • Режиссёр Ларс фон Триер раньше играл в своих фильмах. Например, в картинах «Самый главный босс» и «Эпидемия».
  • Жан-Юг Англад поставил по своему же сценарию драму «Тонка» и сыграл главную мужскую роль.
  • Дэнни де Вито обычно сам играет в своих фильмах, хотя чаще роли второго плана («Сбрось маму с поезда», «Война Роузов», «Хоффа», «Матильда» и т. д.).
  • Тиль Швайгер в фильмах «Босиком по мостовой», «Красавчик», «Соблазнитель», «Мед в голове»
  • Джон Гейтинс, сценарист «Живой стали» сыграл мелкую роль панка, хозяина робота Метро.
  • «Мистер Бин на отдыхе» — внутримировой пример: артхаусный режиссёр и продюсер Карсон Клэй снимал кино для Каннского фестиваля. В итоге кино показало, что режиссёр — натуральный нарцисс: он сыграл главную (и единственную?) роль.
  • Выдающийся инди-режиссёр Тимоти Эккебус в каждом своём фильме играет какую-нибудь значительную роль, а в некоторых ещё и по одному-два камео, в другом гриме.

Телесериалы[править]

  • Первый сезон сериала «Baywatch» (русскоязычному зрителю известен как «Пляж» или «Спасатели Малибу») получился провальным, и компания NBC решила бросить проект. Однако исполнитель главной роли Дэвид Хассельхоф и несколько участников проекта выкупили на него права и возобновили съёмки. Хассельхоф стал рулить сериалом сам в качестве исполнительного продюсера и продолжал сниматься в главной роли. В итоге сериал стал одним из самых популярных телевизионных шоу всех времён.
  • Исполнитель главной роли в сериале «Горец» Эдриан Пол время от времени снимал эпизоды как режиссёр, причём надо отдать ему должное — это были одни из лучших, если не лучшие эпизоды соответствующих сезонов.
  • Аналогично — и Брайан Крэнстон, ставивший некоторые эпизоды своего звёздного сериала «Во все тяжкие».
  • «В Филадельфии всегда солнечно» — никому не известные актеры Роб Макэлхенни, Гленн Ховертон и Чарли Дэй собрались вместе, сняли пилотную серию сериала и втюхали телеканалу FX. В сериале они не только играют главные роли, но и продюсируют, и пишут сценарий.
  • Дэвид Линч. Во втором сезоне Твин Пикса его роль — скорее камео. А вот в третьем сезоне роль Гордона Коула превращается в полноценное «сам поставил, сам играл».
  • «Узник» («The Prisoner») — Патрик Макгуэн продюсировал сериал, писал сценарии к большинству эпизодов и играл главную роль. Более того, одна из фанатских теорий заключается в том, что в сериале он играет самого себя, а Деревня символизирует его фэндом, навязчиво лезущий в личную жизнь и задалбывающий вопросами о том, почему он не хочет больше сниматься в сериале «Danger Man».

Мультфильмы[править]

  • Текс Эйвери нередко озвучивал часть ролей в своих мультпостановках. В самых ранних — так и вовсе все роли до одной.
    • А Рудольф Айзинг — в своих. Например, первым озвучателем роли мишки Барни был именно он. ВЕСНА ПРИШЛА!..
  • Если в линейке Ханны-Барберы Том и Джерри что-то говорят — будьте уверены, Тома озвучивает сам Уильям Ханна, а мыша Джерри — Джозеф Барбера. Кошачье мурчание, фыркание и шипение мастерски изображал Ханна, а в более поздних выпусках знаменитый «не утихающий и не усиливающийся» вопль боли, издаваемый Томом — записал он же (звукооператоры попросту срезали начало и конец, чтобы весь вопль был на одной ноте).
    • Аверсия: Чака Джонса, когда он взялся за сиквелы «Тома и Джерри», уламывали самому озвучить Тома — дескать, у тебя блестяще получится. Но Джонс был твёрд: «За Тома может издавать звуки только Мел Бланк — или я вообще отказываюсь от постановки!».
  • «Ледниковый период» — с прикрученным фитильком, так как роль без слов, но крысобелку Скрэта озвучил режиссёр Крис Уэдж.
  • «Путешествие муравья» (1983) — режиссёр Эдуард Назаров сам озвучил всех персонажей мультфильма. Да, да, за страшноватую гусеницу, бешено завизжавшую после муравьиного укуса, визжал тоже он.
  • «Зверополис» — режиссеры Байрон Ховард, Рич Мур и Джаред Буш озвучили (в оригинале, естественно) козлов-соседей Джуди, Дугласа (барана-химика), и несколько эпизодических персонажей.
  • «Алёша Попович и Тугарин Змей» — собственно, рычащий голос Тугарину подарил не кто иной, как режиссёр Константин Бронзит. Планировалось, что приедет именитый актёр… но он не смог, и Бронзиту пришлось самому.

Мультсериалы[править]

  • «Приключения мультяшек». Стивен Спилберг, бывший исполнительным продюсером сериала, несколько раз появлялся в нём мультяшным персонажем, которого сам же и озвучивал. Появления небольшие, но отнести их к разряду камео нельзя: он появлялся в сериале именно как исполнительный продюсер этого сериала, принимающий сюжетно важные решения для сериала непосредственно в процессе его съёмки, совмещённой с показом сериала зрителям.
    • Внутримировых примеров там тоже хватает. Самый яркий — серия «Kon Ducki» про то, как Плаки снимал по собственному сценарию фильм про собственное путешествие и сам играл в нём главную роль.
  • «RWBY» — изначальный режиссёр-постановщик Монти Оум озвучивал Лай Рена, одного из главных героев, и планировал озвучить также Кроу Бранвена, дядю героинь, но не успел. Нынешний режиссёр Керри Шоукросс озвучивает Нептуна Васильяса, а главный сценарист Майлз Луна — другого главного героя, Жана Арка. А вообще, первые два сезона практически всех персонажей озвучивали сами аниматоры и ведущие Rooster Teeth.
    • Внутримировой пример — в комедийном спин-оффе RWBY Chibi, где Руби ставила спектакль по «Красной Шапочке», с собой в главной роли, естественно. Подруги по команде, почитав сценарий, дружно заклеймили героиню Мэри Сью.
  • «My Little Pony» — внутримировой зигзаг в эпизоде «Horse Play». Принцесса Селестия, приглашённая сыграть саму себя в спектакле, по ходу дела плавно переквалифицируется из исполнительницы главной роли в режиссёра.
  • Создатель «Gravity Falls» Алекс Хирш озвучил двух главных героев — дядю Стэна и Зуса, старика МакГакета и главгада Билла Шифра (в финале есть сцена, где присутствуют и говорят все четверо), а также некоторых персонажей из массовки.
  • Лунтик — пусть и роль почти без слов, но Жабу Клаву озвучивает сам режиссёр — Константин Бронзит.
  • Miraculous, les aventures de Ladybug et Chat Noir — Томас Астрюк периодически запихивает в сериал свое alter ego и озвучивает этого персонажа во французском дубляже.
  • «Новые приключения Винни-Пуха» — внутримировой пример. В одной из серий Кролик ставит спектакль, начав представлять: «Автор сценария — Кролик, режиссёр — Кролик, в ролях — Кролик и все остальные».
  • Metal Family — оба режиссёра-аниматора, супруги Алина Ковалёва и Дмитрий Вдовенко (он же Xydownik), также озвучивают двух главных героев — Викторию и её сына Хэви соответственно.
  • Happy Tree Friends — режиссёр Кенн Наварро в ТВ-сериале озвучил зайчика Каддлса, енотов Лифти и Шифти и медведя Флиппи (когда тот добрый).
  • Simon's Cat — всех персонажей озвучил лично автор мультсериала, Саймон Тофилд.

Видеоигры[править]

  • Trails of Cold Steel 4 — чтобы отвлечь службу безопасности, герои ударными темпами создают музыкальную постановку, некоторые из них при этом выступают на сцене сами.

Музыка[править]

  • История музыки знает немало композиторов, виртуозно владевших каким-то инструментом и писавших свои произведения именно в расчёте на свой собственный уровень. Самый известный пример — Иоганн Себастьян Бах (чьи некоторые сочинения при его жизни никто другой вообще не мог исполнить!).
    • Инверсия — живучая байка о Франце Шуберте, который якобы не смог сыграть одно из собственных фортепианных произведений (какое — разнится от версии к версии). Байка, впрочем, имеет под собой некоторые основания, поскольку Шуберт начал учиться играть на фортепиано, по музыкантским меркам, поздно (первым его инструментом была скрипка), и после ухода из конвикта возможность пооттачивать собственную фортепианную технику у него возникала лишь время от времени, поэтому конкурировать как исполнитель с виртуозами своего времени он уже не мог (тогдашняя публика ценила изощрённую технику и исполнительские трюки).
  • Чуть менее известный — Ференц Лист. Его произведения для фортепиано и сейчас считаются технически очень сложными. Зачастую «под себя» писал и Сергей Рахманинов, бывший еще и пианистом-виртуозом.
  • Авторская песня как явление.
  • Забавная аверсия — актер, поэт, композитор и певец Михаил Ножкин (Бекас в «Ошибке резидента» и др.) написал много текстов песен, музыки для песен и много песен пел. Но, хотя у него существует много комбинаций любых двух вариантов из трех (и, естественно, много «однократных» случаев), нет ни одного тройного.
    • А как же «Последний бой»?

Прочее[править]

  • Что касается дубляжа в целом. Нередки случаи, когда режиссер дубляжа сам же играет главную роль, либо, как минимум, появляется в касте. То же касается озвучки видеоигр. Также, нередки случаи со звукарями, например, Григорий Юрков, звукорежиссер команды «Акелла», принимал участие в озвучке почти во всех озвучаемых Акеллой игр. Юрий Ленин, звукорежиссер Буки, так же выделяется этим. Педаль в пол, исполнил главную роль в Far Cry 3.
    • Интересный пример — Алексей Рязанцев. Голос Арагорна и Северуса Снейпа, исполнивший обе роли очень хорошо, вообще не имеет актерского образования, а в дубляж попал лишь потому что является директором компании-прокатчика «Каро Премьер».
    • В озвучке аниме тоже не редкость, что режиссер дубляжа еще и озвучивает персонажей. В Wakanim такое случается с Александром Русаковым, Ириной Евтягиной и Анной Мосоловой (все трое бывалые фандаберы, но умеющие и в монтаж). В Reanimedia нельзя не вспомнить Александра Фильченко (тот самый Камина!). Не говоря уже о фандабе, где нередко в ранние годы каждый был сам себе режиссер и актер (тот же Ancord).
  • В ролевых играх аналогичное явление называется «играющий мастер»: один и тот же человек является как организатором игры (единственным или одним из нескольких), так и исполняет роль кого-то из персонажей. Бывает даже, что вся игра затевается (в том числе и) для того, чтобы мастер наконец-то смог сыграть свою «дрим-роль». О допустимости такого подхода и качестве получившихся игр и ролей существуют самые разнообразные мнения.
    • Также это обычное явление для ролевых игр на интернет-форумах. Автор этой правки однажды был мастером форумской ролевой по «Властелину Колец» и сам сыграл в ней роль Фродо.
  • В спорте данный троп носит название «играющий тренер». Сейчас считается, что на топ-уровне успешно совмещать тренерство с игрой в команде невозможно, но когда игрок топ-уровня из-за возраста задумывается о тренерской карьере, то начинает он её с уровня пониже, и там какое-то время вполне ещё может поиграть.
  • Детские игры — как с игрушками, так и в дворовой компании.
  • А с видеоиграми обычно так: сам поставил (игру на компьютер), сам играл (в неё на нём).
    • Многие программисты хотя бы раз пробовали вариант «сам написал, сам играл».
      • Да и отладить от багов написанный код тоже надо.
  • Undertale. Тоби Фокс сделал всё практически самостоятельно.
  • При создании фан-фильма (мультика и проч.) — практически постоянно.
  • The Binding of Isaac — с фитильком: первую игру Эдмунд МакМиллен и Флориан Химсл сделали практически самостоятельно. Жена Эдмунда, Даниэлла, была бета-тестером. И дополнение «Wrath of the Lamb» он выпустил потому что Даниэлле настолько понравилось, что она наиграла 300 часов и попросила сделать ещё.
  • Пример из эпохи авиастроения конца XIX — первой трети XX века: многие из тех кто конструировал и строил планеры да самолёты, сами же их и испытывали. Сейчас на смену им пришли бета-тестеры от мира авиации — лётчики-испытатели, но в частной сверхлёгкой авиации троп зачастую до сих пор играется на все сто.
  • В спорте это называется играющий тренер. Самые яркие примеры — Эдгар Давидс в клубах английских низших лиг и Андрей Тихонов в казахстанской «Астане».