Сатанинская Библия

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
Emblem-important.pngОсторожно, деликатная тема!
Posmotreli никого ни к чему специально не поощряет, юношество — и подавно. В частности, она никого не поощряет вступать в секты (или тайные общества) и совершать какие-то обряды, а также конфликтовать с кем бы то ни было. Меньше рецептов, больше культурных отсылок.
ТАСС.jpgТАСС уполномочен заявить:
Posmotre.li не интересуется политикой и не считает одну религию хуже другой. Нас интересуют только художественные приёмы и штампы — а также те тексты (и прочие феномены), которые нашли широкое отражение в массовом сознании и массовой культуре. Если эта статья задевает ваши чувства, предлагаем вам просто её не перечитывать (однако и не портить).
Прочитав это, вы продали душу Дьяволу.
« Здесь же вы найдете правду и фантазию. Каждая необходима для существования другой, но должна приниматься за то, чем она является на самом деле. »
— Антон Шандор ЛаВей, Сатанинская библия

Сатанинская библия — книга, написанная лидером Церкви Сатаны Антоном ЛаВеем в 1969 году. Состоит из четырёх частей: в первой принципы веры описываются поэтично и метафорично, во второй те же мысли разбираются прозаично и подробно, в виде сборника эссе по разным темам, в третьей автор описывает общие принципы ритуалов и магии (которые весьма близки к некоторым психологическим приёмам и вообще наставляют пользователя скорее использовать «магию» для эмоциональной разрядки, чем реально пытаться кастовать фаерболы), четвёртая посвящена, собственно, сатанинским текстам и ритуалам, почти полностью заимствованным у Кроули. Основное содержание мало кого могло эпатировать уже в лавеевские времена (собственно, сам автор не раз подчёркивал то, что он не выдумывает что-то новое, а призывает принять уже де-факто существующее и перестать лицемерить), зато знатно проезжалось как по распространённым религиям, так и по стереотипному образу беснующегося культиста в чёрном балахоне. Поэтому его мало кто читал. Книга Белиала с принципами магии куда как популярнее, книгу Левиафана с большим количеством непонятных слов даже цитируют иногда. Стоит зайти разговору о сатанизме, как поминают именно их. В большинстве случаев, однако, хватает только названия и, в лучшем случае, оглавления: на стереотипы ложиться прекрасно и звучит угрожающе. Автор любил троллить названиями ещё задолго до Панчина с его «Защитой от тёмных искусств», но многие, книги вовсе не читавшие, шутки не заметили и приняли за чистую монету. Как среди борцов за нравственность, так и среди дьяволопоклонников-кошкорезов.

В массовом сознании данная книга выглядит намного веселее, чем в реальности, и стоит на одной полке с Некрономиконом и более мелкими гримуарами, часто обмениваясь с ними функциями. В результате достаточно мирная книга обрастает человеческими жертвоприношениями, супами из младенцев, расчленёнкой, открытием врат в Ад и прочими деталями, теряя при этом связь с оригиналом вплоть до полной инверсии.

Ирония судьбы — автор Сатанинской библии отдал душу… ну, кому он там думал ее отдать… не где-нибудь, а в католическом госпитале.

Тропы[править]

Основные[править]

  • Гедонист и эгоист — как пример для подражания. Но, поскольку одна из главных воспеваемых ЛаВеем добродетелей — разум, то и эгоизм получается не близоруким, и гедонизм — куда более разнообразным, чем его обычно представляют.
  • Зло — это приятно — половина книги строится на том, что почти все элементы американской мечты являются грехом и поклонением Сатане с точки зрения ортодоксальной христианской морали. Ну, если все эти хорошие вещи поименованы злом, почему бы не продолжать делать такое зло себе на радость, честно и открыто?
  • Лицемер — другая половина книги построена на призывах принять и вынести на щит… те идеи и ценности, которые итак уже пару поколений как главенствуют в обществе. Но разделяющие их люди всё равно каждое воскресенье приходят в церковь, чтоб на словах выразить почтение к ценностям, которые не разделяют не только в жизни, но и на словах. Ну, кроме одного часа в воскресенье.
  • Лицемерие — это смешно — соответственно, насмешкам над лицемерами посвящено весьма много места.
  • Моя судьба в моих руках! — одна из главнейших идей книги состоит в том, что следует самому творить свою судьбу, а не ждать милости от других сущностей, будь то люди или боги.

Прочие[править]

  • Амбиции — это хорошо — целый гимн гордости и притязаниям на большее.
  • Богостроительство — в метафорическом смысле. Бог не создавал людей — это люди создают богов под свои нужды. Но наличие множества заимствующих друг у друга культов и нежелание ни их последователей, ни их жрецов признаться себе в том, что они делают, сильно запутывает картину.
  • Вера делает вас идиотами — значительная часть претензий к «религиям белого света» звучит именно так.
  • Враг — это честь — «Благословен имеющий врагов и да сделают они его героем».
  • Всё божья роса — именно так автор выставляет «любовь к врагам своим».
  • Добровольно примкнуть к пострадавшим — манера поведения «психологических вампиров» и некоторых других людей, которых автор осуждает.
  • Добру необходимо зло — поскольку «добро» описывается весьма убогим, без «зла» оно в принципе существовать не может. По сути, «добро» — это про достижение «злых» целей «злыми» средствами, но так, чтобы никто, и в первую очередь носитель «добра», об этом не догадался.
  • Крокодилушка — автор ехидно подмечает, что люди, каящиеся в грехах, редко что-то меняют в своей жизни. Куда чаще, покаявшись и успокоив совесть, идут грешить снова.
  • Морально нейтральная сила — магия, которая не бывает ни чёрной, ни белой. Вообще, судя по идущему несколько ранее указанию на то, что старую магию теперь называют наукой, «магия» ЛаВея — во многом та же технология, только не описанная должным образом. А последующий рассказ об эмоциональных потребностях позволяет думать, что «магия» густо замешана на психологии, в том числе и психологии масс.
  • Пантеизм — если какой-то отдельный от человека бог и есть, то такой — некая пронизывающая вселенную сила, которой нет никакого дела до существ из плоти и крови на одном из множества космических булыжников.
  • Прикинуться шлангом:
    • духовный вампир может симулировать некомпетентность, чтобы что-то поиметь с «умника», который возьмётся исправлять за дураком или, тем паче, помогать ему. Автор рекомендует также отыгрывать с ними троп, не замечая намёков и не оказывая никаких услуг.
    • «Комната интеллектуального раскрепощения» и намеренное невежество тоже сойдут за троп.
  • Принять оскорбление как комплимент — по сути, на этом тропе строится весь «сатанизм книги». «Христиане обозвали почти всё хорошее, что есть на свете, служением Сатане? Значит, мы назовём себя служителями Сатаны!».
  • Пчёлы против мёда — тут всё сложно. Сначала образ дьявола был одним большим пугалом. При этом он вобрал в себя части образов древних языческих духов, которые в своё время плохими и не считались. Затем ЛаВей попытался переосмыслить образ и религию вообще, заодно знатно постебавшись над бытовавшими тогда стереотипами о голливудских сатанистах. Потом его книга стала частью тех самых стереотипов. Кто-то её не читал, кто-то — как из сторонников, так и из противников — читал очень выборочно. Вот и получается, что в книжке с таким страшным названием автор выступает против:
    • намеренной распущенности в угоду общественному мнению.
    • человеческих жертвоприношений.
    • дьяволопоклонства.
    • секса не по взаимному согласию.
    • педофилии.
    • зоофилии.
    • самоубийства, кроме эвтаназии.
    • антиобщественной деятельности в общем.
Зато за любовь и дружбу. Вот и пойми, кто тут пчела: ЛаВей по отношению к стереотипам? Следующие стереотипам дьяволопоклонники по отношению к ЛаВею? Создатели стереотипов по отношению к языческим культам и сектам раннего христианства?
  • Религия без веры в бога — де-факто, именно она. Сатана — олицетворение сил природы, сил, к которым никакая другая религия раньше не обращалась как к положительным, а не буквально антропоморфный козёл со сверхсилами и лицом на заднице. Ни небес, ни ада нет, единственное, что важно — происходит здесь и сейчас; стремись к тому, что хочешь, своими силами. Другое дело, что правильно поставленная мистификация или ритуал зачастую помогают людям, как минимум — улучшая их настроение. Уж кому, как не бывшему цирковому работнику, это знать!
  • Сарказм — в наличии.
  • Семь смертных грехов и семь добродетелей — свои варианты. Только тут их девять.
  • Стихии — книги назваются также и по стихиям. Их четыре, стандартные для Европы.
  • Стремящийся в бессмертные — «Жизнь есть величайшая милость, смерть — величайшая немилость».
  • Социальный дарвинист — в первой книге явно, но чем подробнее раскрывается мысль, тем меньше в ней остаётся примитивного социал-дарвинизма.
  • Устаревшее название — автор считает, что простые люди давно сменили христианские ценности на прямо противоположные — и даже отцы церкви, не желая растерять влияние (если не сесть) последовали за ними. Поэтому пора перестать причислять себя к христианам, которыми, де-факто, мало кто является.
  • Человек — это звучит жутко — человек — просто животное. Самое опасное из всех.

См. также[править]