Сбежать в брак

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« Если не удаётся жить в обществе, остаётся только жить с девушкой. »
— Перлы ЕГЭ

Этот персонаж не обязательно влюблен, но по ходу сюжета с радостью вступает в брак. Потому что этот брак позволяет ему (чаще ей) избавиться от больших проблем:

  • Родителей-тиранов.
  • Более противного претендента на руку и сердце.
  • Монастыря.
  • Долгов/нищеты/бездомности.
  • Проблем с воспитанием ребёнка противоположного пола, что актуально для традиционного общества.
  • Проблем с законом (как вариант — с местной мафией).
  • Позора и общественного порицания.
  • Или даже от сложной и опасной миссии.

Словом, перед нами троп сбежать в брак.

Брак в таких случаях может быть и по расчёту, и по любви, и даже по дружбе. Нередко — по безответной любви со стороны того, с кем сбегают.

Родственный троп — Тайно обвенчаться. Вслед за тайным венчанием может последовать этот троп, а может и не последовать, если брак после венчания решили сохранить в тайне.

Примеры[править]

Фольклор[править]

  • Сказка «Золотое Деревце и Серебряное Деревце» — принцесса Золотое Деревце. Конечно, от мачехи, которая жаждет тебя со свету сжить, охотно сбежишь замуж, особенно если подальше от родины. Впрочем, брак сложился вполне удачно, а уж когда с мачехой наконец разобрались, стало совсем хорошо.
    • Русская сказка «Арысь-поле» с похожим сюжетом.
  • Русская народная сказка «Иван — вдовий сын». «Подумала, подумала вдовица: „Худая про жениха слава катится, а идти надо. Чего станешь делать, коли жить нечем! Пойду. Каково самой горько ни приведется, а хоть сына подращу“».
  • Деконструкция: Анекдот про заключенного, который хотел сбежать из тюрьмы чтобы жениться. Судья решил что у него странные представления о свободе.

Театр[править]

  • А. Н. Островский, «Бесприданница» — Паратов решает жениться на девушке с большим приданым, чтобы избежать разорения.
    • А сама Лариса, главная героиня, бежит замуж за Карандышева, потому что отчаялась найти мужа получше. Не добежала, свернула на полпути и поплатилась за это жизнью.
  • Ф. Дюрренматт, «Визит старой дамы» — героине некуда было податься, кроме как в проститутки, откуда ее и вытащил будущий муж, баснословный богач. Героиня позже оценила: «за него, по крайней мере, стоило выходить замуж».

Литература[править]

  • В. Гюго, «Собор Парижской Богоматери» — Гренгуара не казнили, потому что Эсмеральда согласилась выйти за него замуж (см. Реальная жизнь). Впрочем она это сделала только по доброте душевной и не допустила мужа к телу, потому что берегла свою девственность.
  • Н. Г. Чернышевский, «Что делать?» — кодификатор для русскоязычного читателя: Верочка сбежала замуж за студента-медика Дмитрия Лопухова от другого, противного ей жениха. Когда же героиня нашла настоящую любовь, супруг нашел способ благородно самоустраниться.
  • Ф. М. Достоевский, «Кроткая» — юную героиню хотели выдать за жестокого лавочника, который уже «усахарил» двух жен. Ей удалось сбежать замуж за 40-летнего ростовщика, который казался спокойнее и интеллигентней. Но и тот оказался далеко не ангелом. Итог печален.
  • Софья Ковалевская, «Нигилистка» — брак с главной героиней спас Павленкова от 20-летнего заточения в одиночную камеру.
  • А. К. Толстой, «Князь Серебряный» — Елена, возлюбленная заглавного героя, подвергалась домогательствам главаря опричников Афанасия Вяземского, пока князь сражался на Ливонской войне. Чтобы найти защиту, Елена вышла за пожилого боярина Морозова. Хотя «и муж, и преследователь Елены гибнут на плахе», она ушла в монастырь вместо того, чтобы соединить судьбу с любимым мужчиной.
  • А. Конан Дойл:
    • Рассказ «Пёстрая лента» — сёстры Джулия и Элен Стоунер надеялись таким образом выйти из-под опеки отчима Гримсби Ройлотта.
    • Рассказ «Установление личности» — с прикрученным фитильком. В отличие от предыдущего примера, отчим не злодей, а просто подлец. Он не хочет замужества падчерицы, потому что в этом случае её собственность перейдёт под контроль мужа. А она замуж хочет…
  • Агата Кристи уважала этот троп. Наиболее ярко — в романе «Спящий убийца», где, как выяснилось, жертва сбежала от брата-собственника замуж, а потом и вовсе попыталась уехать с мужем из родных мест. Брат такое отношение полностью оправдал — убил бедняжку и убедил её мужа, что тот её и задушил.
  • Альберт Лиханов, «Сломанная кукла» — неглупая, но аморфная и несамостоятельная Маня решила свои проблемы, выйдя замуж за маминого партнера по бизнесу. А поплатилась за это ее 12-летняя дочь.
  • Э. Л. Войнич, «Сними обувь твою» — главная героиня выходит замуж, чтобы спастись от домогательств отчима. После свадьбы она выбрасывает в воду нож, который постоянно держала при себе для самозащиты или самоубийства. В ее глазах брак выглядит так: она продает свое тело одному самцу, чтобы на неё не зарились другие.
  • Елена Михалкова, «Дом одиноких сердец» — вся интрига крутится вокруг хозяйки частного дома престарелых Лидии Раевой, которую побег в брак когда-то спас от участи бомжихи.
  • Дюма, «Графиня де Монсоро» — героиня вышла замуж, чтобы избавиться от домогательств принца. Получив в результате домогательства нелюбимого мужа, который все это и подстроил.
  • Ю. Друнина, «Девчонка что надо!» — бессовестный папа после смерти первой жены сбежал в новый брак от собственных детей. Старшей дочке (лет 16-18) приходится одной растить маленького брата.

Кино[править]

  • «Шельменко-денщик» — Эжени мечтает замуж хоть за кого, лишь бы стать свободной и любить, кого сама захочет.
  • «За двумя зайцами» — Свирид Петрович очень хотел сбежать от финансовых проблем в брак с дочкой богатых родителей, да не вышло… Почему? См. название.
  • «Разные судьбы» — по сути, именно это попыталась сделать Таня, когда её первый брак закончился скандальным разводом и бурным общественным и родительским порицанием. Рощин из «старика-подагрика» мигом превратился для нее в завидного жениха. Но композитора обвинили в плагиате, его положение в обществе резко пошатнулось — и невеста передумала прямо в день свадьбы.
  • «Медовый месяц» — именно этим способом Людмила решила «откосить» от распределения. Только не учла, что молодой муж сам захочет поработать в глуши.
  • «Молодая жена» — Маня ждала жениха из армии, а он приехал с новой невестой. Не вынеся позора и предательства, девушка молниеносно сбежала замуж за немолодого вдовца с ребенком. Стерпелось.
  • «Школьный вальс» — пока Зося готовилась стать матерью, отец её ребенка, Гоша, сбежал в брак с безответно влюблённой в него Диной. Семейного счастья не получилось.
  • «Впервые замужем» — когда Тосю выставила из дома родная дочь (рождённая вне брака), ей оставалось разве что под мостом ночевать. Но с помощью подруги нашелся выход получше — ничего, что инвалид и в деревне, человек-то вроде бы хороший.
  • «Не покидай...» — в утренней песне принцесса об этом и мечтает: замуж — и отсюда!
  • «Оскар» — дочка Снэпса Проволоне заявляет отцу, что беременна, чтобы наконец выйти замуж (за кого, ей, честно говоря, уже без разницы) и сбежать из родительского дома.
  • «Табачный капитан» — боярину Свиньину пришлось выбирать — либо в штрафную роту, либо в брак с купеческой дочкой, аналогичного с ним ума.

Мультфильмы[править]

  • «Леди и Бродяга» — когда жизнь собачки Леди становится невыносимой из-за появления в доме младенца и двух вредных кошек, соседские псы Джок и Трасти из сочувствия предлагают ей выйти замуж за любого из них (а значит, и сменить хозяев). Но Леди уже успела влюбиться в Бродягу, поэтому отвергает предложение.

Аниме и манга[править]

  • Paranoia Agent — в 3 серии страдающая раздвоением личности Харуми надеется, что брак с коллегой по работе поможет победить её альтер-эго, проститутку Марию.
  • Reiraku — главный герой женился на своём редакторе надеясь, что этот брак спасёт его от собственных комплексов (ну, и просто потому, что так удобно). Мангу написал Инио Асано, так что надо ли говорить, что не стерпелось и не слюбилось за десять лет, и всем от этого только хуже стало?
  • One Piece — дочери Большой Мамочки воспринимают свои политические браки как облегчение. Это самый простой способ уйти от матери-самодурки, потому что она не щадит тех, кто открыто ей перечит, даже родных детей.
  • «Фальшивая герцогиня» — для главной героини Нуритас брак стал спасением от её отца и брата.

Музыка[править]

  • «Ирландский сидр» — чтобы спасти героиню от расправы за утащенный бочонок сидра, влюбленный в нее английский рыцарь сказал, что ночью она была с ним, в результате король заставил их жениться. Брак вышел достаточно счастливым.
  • Любимый троп группы «Комбинация», причем сбежать героиня хочет буквально: в большой город или за границу. Особенно ярко проявляется в песнях «American boy» и «Московская прописка».

Реальная жизнь[править]

  • Тактика некоторых дам. Как решить все свои проблемы? Выйти замуж. Возможно, достоин отдельного тропа.
    • Хотя и среди мужчин подобный способ решения проблем встречается.
  • Как указывалось в начале, способ сбежать от непутёвых родителей. Действует не всегда, случается и так, что в браке человека ждет та же судьба (а то и покруче), что и в отчем доме.
  • Бытовавший в некоторых средневековых странах обычай помилования осуждённого, если найдётся девушка, согласная взять его в мужья. Возможно, пример с натяжкой, но с точки зрения самого осуждённого вполне относится к тропу.
  • Софья Ковалевская (в девичестве Корвин-Круковская) хотела отправиться на учёбу за границу, но для этого требовалась разрешение или родителей, или мужа. Поэтому она заключила фиктивный брак. Через шесть лет брак из фиктивного стал настоящим, а ещё через четыре года она родила дочь.
  • Молодым отцам двух и более детей в РФ предоставляется отсрочка от армии, правда, до достижении детьми 18 лет (ну и папаше к тому времени будет далеко за 27).
    • Поэтому в какой-то книге малообразованный персонаж утверждал, что цыган женят, как только «женилка выросла», к 18 годам у них уже есть пара детей — вот и не служат они в армии.
  • Вступление виновного (-ой) в брак с потерпевшим (-ей)- законный способ освободиться от наказания по ч. 1 ст. 134 УК РФ (половое сношение с лицом, не достигшим 16-летнего возраста).