Сверхбыстрое моральное устаревание

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сверхбыстрое моральное устаревание — ситуация, когда очень долго строящееся изделие успевает морально устареть ещё до готовности, по той причине, что успели появиться новые технологии, и эта штучка, только что сошедшая со стапеля, уже неинтересна. Ситуация очень характерная для 4X глобальных стратегий, особенно в космосе. Классический пример оттуда: пока вы строите суперлинкор, оснащённый по последнему слову техники (и часто это строительство занимает больше сотни лет), он часто успевает морально устареть, потому что за это время в ваших многочисленных научно-технических лабораториях успевают создать новое оружие, новые двигатели, новую броню, новые щиты и т. п. Так что ваш новенький линкор сразу становится стареньким и рискует быть легко уничтоженным каким-нибудь новеньким фрегатом.

Не путать с изменившейся моралью!

Примеры, где встречается[править]

Литература[править]

  • Существует байка про Жюля Верна и его роман «Двадцать тысяч льё под водой». «Наутилус» атаковал корабли тараном — и это через несколько лет после того, как изобрели торпеды! Бедный писатель бросился скупать все экземпляры своей книги — но было уже поздно.
    • Обоснуй: «Наутилус», вообще-то, полностью автономен, а запас торпед конечен — даже во Вторую мировую подлодки несли не больше 14-15 штук! Кроме того, в XIX веке основным способом размещения торпед был внешний, при котором запустить мину Уайтхеда в подводном положении было можно, а вот перезарядиться — уже только после всплытия[1]. Таранить же можно сколько угодно, пока таран не сломается. Да и капитан Немо спустил свой корабль под воду раньше, чем появились торпеды, а переоснащать такую махину, ещё и тайком — это что-то немыслимое.
    • Это ватсонианский обоснуй :-). А сам Жюль Верн на момент написания романа уже мог знать о торпедах и мог бы предусмотреть их как передовую разработку лично капитана для дистанционного поражения противника. Учитывая размеры и комфортабельность корабля, как он описан в книгах, торпед там можно было запасти на три флота Ее величества, и еще бы осталось.
    • Да даже если и переоснащать — по легенде, Немо начал строить «Наутилус» после поражения восстания сипаев, то есть никак не раньше 1859 года, а уже в 1865 сидит-хоронится под островом Линкольна. То есть постройка (с заказами запчастей через подставных лиц в разных местах), испытания и все художества заняли всего шесть лет! При таких невообразимых темпах переоснастить — раз плюнуть :-)
    • Или строительство началось в 1831… По изначальной версии Немо был польским аристократом, участником восстания 1830-31 годов.
    • Есть и другая версия — торпеды приобрели известность уже после того, как роман покинул стадию черновика. Ну и потом, как заметил мсьё Верн, глупо гоняться за современностью, обгоняющей даже человеческую фантазию…
    • Отметим, что самодвижущиеся торпеды 1860-х были оружием весьма… ограниченным. На момент написания книги, были известны только торпеды Уайтхеда (пневматическая, управляемая гироскопом) и Лэя (на угольной кислоте, управляемая командно по проводам), и ни та ни другая на тот момент не выглядели супероружием. Надежность их была весьма низка, а запуск по движущейся цели был настоящей головоломкой.
    • Ещё один обоснуй: как раз таран в описываемый период (последняя треть XIX века) считался чуть ли не главным оружием военного корабля. Роман вышел в 1869-70 — всего через 3 года после того, как австрийский броненосец «Эрцгерцог Фердинанд-Макс» в битве при Лиссе протаранил и потопил итальянский броненосец «Ре д`Италия». Такая тактика считалась мейнстримом, идея «броненосца-тарана» захватила умы всех адмиралов и кораблестроителей Европы и Америки. Потом таран ещё раз успешно применил легендарный монитор «Уаскар», а последний корабль с тараном построили аж в 1910 году!
  • А в «Плавучем острове» того же Верна для связи этого самого острова с Сан-Франциско используется… очень длинный кабель, тянущийся через весь Тихий океан. И это через пару лет после изобретения радио и почти полвека после первых попыток его создать!
    • Даже в начале XX века радиостанция, способная обеспечить переговоры на расстоянии 1000 километров над водой проходила по категории «охренеть, как круто». Так что радио — это круто, но кабель надежнее. Кабель, к слову, не тянется за Стандарт-Айлендом, а просто проложен по дну с возможностью подключения в определенных точках через буи.
  • Витус Вагнер, Рами Ясмина — флот Империи Великих Моголов. Европейцы с устаревшими кораблями сталкивались в бою. Исход был всегда один. А у Империи каждые несколько лет более совершенные корабли.
  • Дэвид Вебер, цикл «Safehold» — не раз уже было что Церковь провозглашает что еретиков Чариса надо уничтожить, собирает флот, его топят, с использованием новых разработок, Церковь заявляет что это все — от главы местных Падших Архангелов Pei Shan Wei и ее коллег и эмиссаров не то что бы они СОВСЕМ не правы. Нимуэ/Мерлин в определенном смысле именно нет не приказу Pei Shan Wei действует а по просьбе, только для нее выбора - нет.. Церковь повторяет разработки (а с учетом того что принципы построение экономики — не копировали — это сильно дороже) и идет побеждать еретиков. И их встречает что-то новое. Цикл повторяется.
  • Олег Петров, цикл «Один из…» — в альтернативной ветки истории доходит до того, что на момент старта Первой Марсианской сами члены экспедиции не знают как планируется штатное возвращение. Как снабжение и возврат на Землю грузов — знают а штатное возвращение… ну, что нибудь будет через несколько стартовых окон. Экипажи конечно слегка офигели. Реально — руководство программы просто знало что через 10 лет (а возможно и раньше) у них будет возможность до Марса долететь значительно быстрее. Сверхтяжелые ракеты, с ЯРД на (возвращаемой) второй ступени, ядерные межпланетные буксиры? А зачем, если теперь аппарат может стартовать с поверхности Земли и через две недели этот же аппарат сядет на Марс.
  • Гарри Тертлдав, «Дорога домой» — первый земной звездолёт «Адмирал Пири» летел к звезде Тау Кита около 30 лет. Экипаж провёл почти всю дорогу в анабиозе (причём некоторых уложили спать за десятилетия до запуска корабля). Корабль пробывать на орбите планеты Расы всего месяц, пока внезапно не заявляется «Коммодор Пери», чей путь занял 5 недель. Что уж и говорить о советском «Молотове», который ещё будет тащиться до назначения десятки лет?

Телесериалы[править]

  • The Expanse — земные линкоры типа «Леонид». Строились на замену древним «Трумэнам», однако стало понятно, что они морально устарели ещё на стадии проектирования. Тем более, что марсиане пользуются довольно эффективными «Доннаджерами», да и марсианские крейсера способны показать «Леонидам» где раки зимуют.

Видеоигры[править]

  • Снаряжение в каждом уважающем себя диаблоиде. Да и во многих не-диаблоидных РПГ.
  • Master of Orion — классический пример. Есть, правда, возможность модернизации, но модернизация — тоже не быстрая, и модернизация какого-нибудь линкора может занять свыше сотни лет, и после модернизации он все равно может оказаться устаревшим.
    • Star Lords — альфа-версия того самого Ориона, в которой такое уже было.
    • StarDrive — потому что копиркин Ориона, созданный его фанатом, который, не дождавшись Четвёрки, создал «свой Орион».
  • Space Empires — тут ещё и крайне задротский редактор кораблей, оборудование которых состоит из мелких кубиков, которые реально задалбываешься менять вручную при появлении нового оружия.
  • Remember Tomorrow/Polaris Sector — ситуация усугубляется ещё и тем, что строительство требует нескольких видов хренполучия, и при нехватке ресурсов приостанавливается. А не хватать может даже банального плутония.
  • Heart Of Iron 4 — такой принцип прослеживается практически у всех государств в игре, кроме 2-3 самых промышленно развитых, за счет того, что большинство оборудования само по себе дорого стоит, и нужно ждать, пока раскочегарится промышленность. А новое поколение техники часто можно изучить даже быстрей, чем промка подготовится к производству.
  • TES IV: Oblivion — игра знаменита не в последнюю очередь тем, что из-за совершенно необузданного автолевелинга морально устареть в ней может сам герой. Пока он качает всевозможные навыки, враги тоже не отстают и крепчают как будто бы наперегонки, попутно обзаводясь всё более и более крутой экипировкой. Под конец даже некоторые захолустные бандиты околачиваются по подворотням в даэдрическом доспехе — том самом, которого на весь Морровинд с обоими аддонами было — угадаете, сколько? — всего два с половиной комплекта! Инфляция саморазвития настолько бессмысленна, что некоторые игроки предпочитают проходить вообще без левел-апов.
    • В Skyrim такое тоже во все поля — гуглим комикс про «драугр качается».
  • Во многих играх жанра idle попадаются такие вещи, которые апгрейдить дальше какого-то уровня становится бессмысленно — к тому времени уже можно купить кучу того, что приносит в стопицот раз больше ресурсов, притом гораздо дешевле.
  • Supreme Commander — юниты второго технологического уровня. Среди них очень мало таких, на спаме которых имеет смысл задерживаться вместо того чтобы рашить Т3 и получать доступ к гораздо более крутым, включая экспериментальные. Это прежде всего корабли, особенно крейсера, и кибранские «корсары» особенности атаки которых способствуют тактике снайпа.
  • Civilization — в «ванильной» четвёртой части обелиски и Стоунхедж безнадёжно устаревали в следующей за Древностью Античной Эпохе. Только в дополнении этот момент передвинули в Средневековье.
  • Assassin's Creed Origins и Odyssey - благодаря системе повышения уровня персонажа даже очень крутое легендарное оружие и броня уже через уровень-другой уступают нелегендарному - но отмеченному значком с более высокой цифиркой. И тут уж выбор - либо идти к кузнецу на предмет улучшения снаряжения (а это дорого, особенно если проделывать это со всей снарягой каждый уровень) либо закидывать шикарный клинок в сундук и брать в руки что-то менее круто выглядящее, но с более высоким уроном.
  • UFO: Extraterrestrials - Новые системы вооружения исследуются быстрее, чем производятся и успевают побывать в бою.

Реальная жизнь[править]

« Понимаешь, вторая половина девятнадцатого века – это период массового крышесноса в мозгах у кораблестроителей. Сотни лет люди, понимаешь, потихоньку доводили до совершенства деревянные парусники, а тут: бах! – паровая машина, бах! – бомбические орудия, бах! – броня. Прежде корабли служили десятилетиями, только бы доски подгнившие вовремя на тимберовках меняли. А тут иной раз получалось, что новенький весь из себя крейсер, а то и линкор, не успев сойти на воду, вдруг оказывается устаревшим. Веселое, в общем, было времечко. »
— Андрей Уланов (точно он, Ольга Громыко не историк), «Плюс на минус».
  • В последней четверти XIX — начале XX веков прогресс в деле совершенствования морской техники шел так быстро, что иногда корабли закладывались как передовые образцы, спускались на воду как типичные представители своего класса, а в строй входили уже устаревшими.
    • Французские и итальянские броненосцы в 80-е годы XIX века зачастую строились по восемь-двенадцать лет и входили в строй уже морально устаревшими.
    • Российские бронепалубные крейсера типа «Диана» («Аврора», «Диана», «Паллада»): задумывались как быстроходные рейдеры действующие по принципу «кого не смогу утопить — от того убегу», но к окончанию постройки оказались по скорости полного хода сравнимы с новейшими броненосцами имея при этом относительно слабые вооружение (изначально предполагалось, что догнать крейсера смогут только миноносцы, потому на них установили мощные батареи 75-мм пушек в ущерб главному 152-мм калибру) и бронирование.
    • Британские броненосцы «Агамемнон» и «Лорд Нельсон», которые при закладке планировались истинными убийцами «доцусимских» броненосцев, а в строй вошли заурядными линкорами додредноутного типа.
    • Собственно HMS «Дредноут», вступивший в строй в 1906 году, уже в 1912 году был откровенно второразрядным кораблем, а в 1916 так и вовсе был переведен во вторую линию (в компанию к сохранившимся к тому моменту броненосцам) и не принимал участия в Ютландском сражении.
    • Педаль в магму утопили российские линкоры проекта «Севастополь», устаревшие ещё на стадии формирования техзадания.
    • Именно это является основным доводом в пользу авианосцев против линкоров. Дело ведь не в том, что у палубной авиации радиус действия дальше. Можно, напрягшись, построить современнейший неолинкор с рельсотронами — но кто даст гарантию, что через жалкие десять лет не появится какой-нибудь технологии, эти рельсотроны обнуляющей? Авианосец же представляет собой, по сути, плавучую палубу, вся сила его — базирующиеся на нем самолеты. И задача его модернизации сводится к модернизации его авиакрыла. Соответственно, не нужно заводить корабль в док и разрабатывать сложнейшие технические проекты: достаточно росчерком пера списать устаревшие самолеты и заменить их на новые. Потом еще раз, и еще, и еще… В результате у американских авианосцев набегают совершенно фантастические для современности сроки службы. Так, например, USS Enterprise был введен в эксплуатацию в 1960 году, а выведен в 2012. Пятьдесят два года! Формально это все равно что если бы костяк ВМС СССР в середине шестидесятых составляли бы линкоры типа «императрица Мария».
  • С прикрученным фитильком, но из той же эпохи — развитие винтовок. В 1860-70-е года по всей Европе прошла чехарда с перевооружением при переходе с дульнозарядных мушкетов на казнозарядные винтовки под металлический патрон. А десятилетие спустя технологический прогресс вновь потребовал перехода на бездымный порох и магазинное заряжание (и вот уже эти винтовки смогли продержаться в строю долго — например, знаменитая «трёхлинейка»). Знаменитый британский мушкет Brown Bess, протянувший на вооружении свыше ста(!!!) лет смотрит на всё это с недоумением.
  • Пожалуй один из самых ярких примеров — развитие авиации в 1930-50-х годах:
    • На 1930 год истребитель-биплан с полотняно-фанерно-деревянной обшивкой, двигателем в 500 л.с., открытой кабиной, скоростью 300 км/ч считался достаточным. Самые актуальные модификации Мессершмидта Me-109 и И-16 к концу 30-х стали монопланами в основном с металлической обшивкой, закрытой кабиной, двигателями 800—1000 л.с. и скоростью 450—500 км/ч. После вынужденного даунгрейда в 1941—1943 годов после произошел ещё один рывок — позднейшие модификации Як-3/Як-9 и послевоенные Ла-9/Ла-11 стали цельнометаллическими, с герметичными кабинами и тщательнейше отлизанной аэродинамикой (куда уж там фанере и полотну…), они получили двигатели в 1500—1800 л.с. и скорость достигла 650—700 км/ч.
    • Например истребитель Ла-7 пошёл в серию в 1944 году, а был снят с вооружения уже в 1947-м[2].
    • Ну а первые советские реактивы МиГ-9 и Як-15/17 и вовсе использовались сугубо для обучения — ибо пока их доводили до ума, подоспел уже куда более полноценный истребитель МиГ-15.
    • Аналогично американский стратегический бомбер B-36 — последний самолёт построили в 1954 году, а с вооружения сняли пять лет спустя. Справедливости ради, B-36 начали разрабатывать ещё в 1941-м.
    • Впрочем, иногда получается инверсия — например архаичные бипланы По-2 и «Свордфиш» отлично воевали всю Вторую Мировую[3], а американского реактивного первенца Р-80 «Шутинг Стар» ждала долгая карьера в роли «летающей парты» Т-33.
    • У-2 (По-2) вовсе не был архаичным — он разработан и построен в 1927-ом году как самолет начального обучения для системы ДОСААФ на замену ДЕЙСТВИТЕЛЬНО архаичному трофейному зоопарку. Что до Миг-9, Ла-15 и Як-15, то они никогда и не рассматривались как серийные боевые машины, половина из них вообще летала на трофейных немецких движках и их копиях.
    • Летающий блин Циммермана он же Vought XF5U-1 — экспериментальный палубный истребитель, обладавший способностью взлетать и садиться почти без пробега (а если бы движки были мощнее то и вообще без пробега), рекордной для поршневых самолётов скоростью и гиперманёвренностью одновременно(!). Появись на пару лет раньше был бы прорыв, но пришла мода на реактивную авиацию и проект был закрыт.
    • Еще была тенденция разных стран разрабатывать «скоростные бомбардировщики», способные уйти от истребителя. К началу войны уже стало ясно что так не выгорит[4].
  • Планёры разработки второй половины Второй Мировой. Педаль в асфальт: BV 40, единственный в мире планёр-истребитель. Испытания были успешно завершены в июле 1944 года: машина даже превзошла расчётные характеристики. Вот только по прямому назначению она была уже абсолютно бесполезной, и после попыток переделать её хоть в реактивный самолёт, хоть лёгкий бомбардировщик, да хоть в буксируемый топливный бак, программа была свёрнута уже через месяц.
  • Для бронетехники Второй Мировой это было очень характерно:
    • Все танки с противопульным бронированием. В начале-середине 1930-х они были норм… а потом пришла гражданская война в Испании и стало ясно — лёгкие противотанковые пушки будут на каждом углу.
    • Французский Char B1 мучительно разрабатывался с 1921 по 1934 год и чуть ли не сразу был заменён вариантом B1 bis с усиленным вооружением, бронёй и более мощным двигателем. И вообще, ещё в 1937 году французы сделали ещё более мощный B1 ter, но запуск производства в 1940 году так и не состоялся.
    • Советский танк Т-70, разработанный осенью 1941 года, появившийся на фронте летом 1942 года, снятый с производства осенью 1943 года и практически изъятый из войск к концу 1944 года. Справедливости ради, этот танк изначально был бюджетной версией на тему продвинутого Т-50, ставшего жертвой собственной непрактичности. Ну а после Прохоровки стало окончательно ясно, что войскам куда спродручнее будет иметь на вооружение значительно лучше вооружённую лёгкую самоходку СУ-76 на том же шасси.
    • Немецкий танк Pz.III провалился в ад разработки и в товарных количествах попал в Вермахт уже к моменту вторжения в СССР… где выглядел не очень убедительно на фоне Т-34 и КВ-1.[5] Ну а к 1942 году даже против британцев с их крейсерским хламом (правда, усиленным сумрачными американскими M3 Lee) «тройка» перестала быть эффективной (ибо чуть меньший относительно Pz.IV погон башни закрыл ей дорогу к серьёзному перевооружению). Тем не менее, отработанное шасси осталось в строю, просто окончательно пошло на производство удачных САУ Stug III.
      • Тот самый средний американский танк М3 (ака Lee/Grant) изначально был временным (и довольно упоротым) решением до появления «Шерманов» — поэтому его производили всего год (1941-42), а к 1944-му он в основном уже воевал против японцев[6], которые даже против такого «трёхэтажного» поделия зачастую были беспомощны.
    • На момент разработки в 1938 году, чехословацкий LT vz.38 был весьма удачным в своём классе, да и в 1940 году он показал себя достойно. Два года спустя его лучшим применением была переделка в различные самоходки и вспомогательные машины.
    • Американский тяжёлый танк М6 на момент своего появления в конце 1941 года впечатлял своим лобовым бронированием и вооружением. Однако доводка конструкции (как оказалось — необратимо забагованной!) затянулась и созданный в 1944 году М6А2Е1 был по факту уже агонией. Достаточно сказать, что этих монстров собирали методом каннибализации всех оставшихся в строю танков, а когда прошёл шок от встречи с немецким «зверинцем» и пришли неутешительные доклады о том что 77-тонная туша обладает большими проблемами с проходимостью (что было неудивительно — даже исходный 56-тонный танк этим страдал), конец был немного предсказуем.
    • Танки «аутсайдеров» в лице Италии и Японии. Максимум первых — вялый аналог ранних Т-34 в лице P26/40; вторые под занавес породили «Чи-То», примерно сопоставимый с поздними Шерманами и Т-34-85. И всё это так и не дошло до сколь-нибудь серийного производства!
    • КВ-85 и ИС-1. Первый устарел уже через три месяца с началом выпуска второго; второй — ещё быстрее: через месяц началось производство ИС-2.
    • Т-44 стал третьей попыткой «подхода к снаряду» по замене Т-34 (до этого были Т-34М и Т-43). В результате были пофикшены многие проблемы «тридцатчетвёрки»… вот только броня (в первую очередь — башни) и вооружение по меркам 1944 года уже не были выдающимися. Попытка усилить последнее (Т-44-100 и Т-44-122) успехом не увенчались, а к началу 1945 года подоспел Т-44В, позднее ставший легендарным Т-54! Т-44 ни шатко, ни валко выпускали до 1947 года и полноценной заменой Т-34-85 танк так и не стал.
  • Послевоенный американский танк М46 Patton I начали производить в 1950 году, а в 1957-м уже полностью сняли с вооружения. По иронии судьбы, одновременно списывали последние «Шерманы» — заменой которым должен был стать М26 «Першинг», модернизированным вариантом (45-тонному танку наконец-то дали двигатель и трансмиссию, подобающую его весу вместо изначальных, рассчитанных на 30-тонный «Шерман») которого и стал М46!
  • Некоторые поршневые пассажирские самолёты 50-х годов прошлого века, так как, при всём совершенстве в рамках своего класса, с новыми, уже реактивными, «коллегами» тягаться уже не могли. Так, «Дуглас» DC-7 вышел на авиалинии в конце 1953 года, а уже в 1958 начал уступать место своему реактивному наследнику DC-8.
  • Первые баллистические ракеты (отечественная Р-7 и американская «Атлас»), принятые на вооружение в 1958-59 годах, уже через пять лет были признаны безнадежно устаревшими — дорогие, тяжелые, неспособные долго стоять в заправленном состоянии, непригодные для запуска из шахт и так далее. Что характерно, пришедшие им на смену УР-100 и «Минитмен-I» продержались аж до 80-х, а их модернизированные версии УР-100Н и «Минитмен-III» до сих пор на вооружении.
    • С фитильком, так как после минимальной доработки стали основой космических программ и мощнейшим информационным прикрытием вида «это не космическая программа придаток к БМР но МБР боковая ветвь гражданской космической программы».
  • Технология Blu-ray — пока шла борьба за первенство на рынке с технологией HD DVD, внезапно выяснилось, что лазерные диски уже никому не нужны, так как появились относительно дешёвые флешки, 1.8" внешние жёсткие диски гигантского объёма, хардбоксы для 2.5" дисков и т. д., надёжность и удобство которых значительно выше, чем у лазерных дисков, а также удобные онлайн-сервисы, позволяющие обойтись без покупки диска.
    • С элементами тропа пока двое дерутся, третий побеждает: если бы не потуги патентных копирастов по утоплению друг друга, диски бы были вполне себе бодрячком. А если бы SONY с её нечеловеческой жадностью не погубила в своё время отличную технологию магнитооптических дисков, вероятно, и по сей день бы здравствовали. Флэшки бы не затоптали, но на поле больших объёмов серьёзно бы воевали с внешними хардами, даже не столько из-за цены за гигабайт, сколько из-за возможности раскладывать яйца по разным корзинам.
  • Здание Центрального музея В. И. Ленина в Горках Ленинских было построено в 1987 г., став реликтовым образцом советского ампира (архитектор Л. Н. Павлов называл свой проект «Мой Парфенон»). По плану, музей должен был поражать делегации как самой архитектурой, так и новейшими аудиовизуальными инсталляциями по последнему слову техники. Увы, едва ли не сразу после открытия началось развенчание марксизма-ленинизма, а спустя 4 года СССР вовсе прекратил существование. В итоге музей чудом выжил и остался по сей день едва ли не единственным из всей огромной сети музеев В. И. Ленина.
  • Фабрика «Ангстрем-Т» в Зеленограде была спроектирована еще в 2005 под вчерашние, но еще актуальные техпроцессы 90 нм и 130 нм, но открыли ее только в…2016 (когда ведущие концерны перешли на 14 нм), а первые контракты пошли в 2018. В итоге компания балансирует на грани банкротства и фабрика почти не функционирует, поскольку моральное устарела уже в момент открытия.
    • Кроме центральных и графических процессоров для персональных компьютеров существуют сотни если не тысячи разновидностей других микросхем в которых и 90нм, и 130нм, и даже более «толстые» техпроцессы вполне востребованы. Причём выпускаются эти микросхемы в огромных количествах и присутствуют буквально везде — от периферии и цепей питания тех же ПК до банковских карт, домофонов, холодильников и микроволновок. Так что пример совершенно «не в кассу», тем более, что для «оборонки», атомной промышленности итп процессоры по 90нм техпроцессу делают даже в США(см. NXP/Freescale с их семейством PowerPC-процессоров QorIQ).
  • На стыке реальной жизни и фантастики — межзвездная война при субсветовых скоростях перемещения. Успешные действия между более-менее равными противниками невозможны, т. к. полет флота занимает столетия, в полете флот не модернизируется и, при непрерывном развитии технологий, нападающая сторона всегда будет прибывать на бой технологически отсталой на сотни лет. Для разрешения кризиса должен быть или вселенский потолок развития, когда уже нечего больше изобрести, или же открытие тирьямпампации, позволяющей открывшей ее цивилизации перемещаться быстрее скорости света и незамедлительно всех нагнуть.

Примеры, где не встречается[править]

  • Любой Статичный сеттинг.
  • Warhammer 40k — космические корабли здесь вполне могут находиться в строю тысячу и больше лет. И это не преувеличение и не исключение из правила.
  • Ascendancy — гонка вооружений идёт примерно равными темпами в науке и промышленности. Корабль может пройти полтора десятка переделок с волшебным превращением ресурсов, и в итоге то же корыто, что местных Гагариных возило, может высадить последний десант на последнюю вражескую планету. Правда, напоминает об этом только оставшийся корпус, ни одной прочей детальки там уже нет. А, и ещё экипаж, матёрый настолько, что дугу Кесселя делает в 11 парсек.
  • Stellaris — корабли можно постоянно улучшать по мере открытия новых технологий, так что чисто теоретически те три корвета, с которыми вы начинаете игру, могут быть в составе вашего флота и в конце. Правда, их обвес изменится до неузнаваемости.
  • Sins of a Solar Empire - бесполезных кораблей здесь нет, любое судно, сойдя со стапелей, не потеряет актуальности до конца игры. Возможно, ближе к середине вам захочется заменить большую часть легких фрегатов на тяжелые крейсера, но и только.
  • Сергей Лукьяненко, «Спектр» — раса дио-дао, живущая по полгода, крайне не любит заменять нечто работающее только из-за того, что имеется вариант новее. Зато обожает вариант «женщину вынули, автомат засунули»: вместо телефонистки соединением абонентов занимается искусственный интеллект — не менять же, в самом деле, работающий телефон без номеронабирателя.

Примечания[править]

  1. Подводная лодка «Густав Зедэ», оснащенная трубным торпедным аппаратом с возможностью перезарядки, была построена в 1893 году, спустя 24 года после опубликования романа
  2. Ла-7 был снят с вооружения вовсе не потому, что устарел как боевой самолет — в 1947 вполне себе строились и летали Як-9 и Ла-9, «Спитфайры» и «Темпесты», «Мустанги», «Хэллкэты» и «Корсары». Просто Ла-7 был полудеревянной машиной, не предназначенной к длительному хранению. Кроме того, Ла-7 всё-таки был военной разработкой, и его приборы к концу войны считали «возмутительно примитивными» не только британские гости, но и свои лётчики. К тому же подоспел упомянутый Ла-9, при сходных ЛТХ обладавший гораздо более серьёзным вооружением и комплектом оборудования.
  3. Несмотря на то, что оба представляли из себя металлический каркас, обшитый в первом случае фанерой, а во втором — тканью, с маломощным движком и открытой кабиной, недостатки этих самолётов оборачивались огромным преимуществом — тихоходность становилась практической бесшумностью (а скоростным истребителям на такой низкой скорости и держаться в воздухе было трудно, не то что атаковать!), а легкость в управлении была поистине легендарной — чтобы разбить «кукурузник» или «авоську» пилоту нужно было очень сильно постараться. Для советской авиации это позволяло совершать внезапные ночные бомбометания силами пилотов, обученных методом «взлёт-посадка». Для британского флота Свордфиш стал настоящим спасением от немецких подлодок, ибо поднимался с палубы эскортных авианосцев в любую погоду и при любом ветре, а низкая скорость только помогала точно кидать глубинные бомбы.
  4. Может и выгореть, как вышло у британцев с их «Москито». Но для этого надо иметь в товарных количествах лёгкое и прочное бальсовое дерево, а также мощные рядные движки «Мерлин». Даже против новейших Ме-262 у британских бомберов были шансы за счёт мучительно долгого разгона и ненадёжности немецких «швальб».
  5. Так-то оно так, да только, во-первых, борьба против себе подобных отнюдь не была главной задачей лёгких-средних танков вермахта, а во-вторых, большинство советских танков в том году принадлежали к семействам Т-26 и БТ, обладавшим лишь противопульной бронёй. На ассистирующих ролях, подобно эсминцам во флоте, Pz.III воевали до самого конца войны, а производились вплоть до 1943 года.
  6. Согласно Юрию Пашолоку, небольшое количество этих танков сохранилось и у СССР даже 1945 году, но очевидно, что это было исключением, а не правилом.