Сверхспособности — это плохо

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
« — С большой силой приходит большая фигня »
— Макс Колфилд

Герой обладает сверхспособностями. Или бессмертием. Или неким гаджетом, исполняющим желания или дающим те же сверхспособности. Казалось бы, герой становится сверхчеловеком и самым счастливым жителем Земли. Но не тут-то было. Его способности или гаджет несут горе и смерть окружающим, а то и самому герою. Всё кончается тем, что герой или умирает, или отказывается от всего этого, становится обычным человеком, и, как правило, всё возвращается на круги своя.

Не следует путать с тропом Невероятно отстойный дар — сверхспособность может быть полезной и без побочных эффектов, тут проблема не в способностях, а в человеке: во-первых от открывшихся возможностей может сорвать крышу, а во вторых можно наделать ошибок даже из самых лучших побуждений, а последствия тоже будут «сверх».

Где встречается[править]

Литература[править]

  • Цикл романов «Мстители» Брендона Сандерсона. После таинственного явления, известного как Напасть, на Земле стали появляться эпики — люди со сверхспособностями. Думаете, что сразу началось противостояние в духе комиксов? Суперзлодеи против супергероев? Ничего подобного! Среди эпиков нет ни одного героя! Все, кто получили сверхспособности, со временем осознали, что они более не скованы нормами морали и общество обычных людей им ничего не сможет сделать. К тому же, активное использование своих суперсил приводит эпика к моральной деградации и действует на него, как наркотик. В результате имеем разрушенный постапокалиптический мир, поделенный между различными бандами суперлюдей: от злодея-прагматика Стальное Сердце (злой копиркин Супермена) до апокалиптического маньяка Разрушителя. Собственно, вся книга — это манифест того, что сверхспособности — это очень, ОЧЕНЬ плохо.
  • Сергей Лукьяненко любит тему «Откажусь от особого дара — так будет лучше для всех».
    • Характерный пример — в финале «Рыцарей сорока островов» главгерой возвращается в наш мир и разделывается с бандой гопоты, используя навыки фехтования и рукопашного боя, полученные за время на Островах. С помощью вундервафли — деревянного меча, который может превращаться в стальной, лёгкий, необыкновенно прочный и очень острый. Разогнав шпану, он… ломает меч о колено, как символ: мол, больше никогда.
    • Инверсия в «Шестом Дозоре». Главный герой, Антон Городецкий в конце книги теряет свои магические силы и превращается из Светлого Иного в обычного человека. Радости он от этого, как ни странно, не выказывает абсолютно, а в эпилоге его корёжит от потери способностей мага так, что он прямо говорит, что милосерднее было бы его убить — и это при том, что это только начало магической ломки!
  • «Worm» — «Червь» чуть менее чем весь именно об этом.
  • Леонид Влодавец, цикл страшилок — в авторской системе штампов сверхспособности — это ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ плохо!!! Ведь их даруют демоны и бесы, и преимущественно ради того, чтобы их избранник (обыкновенный школьник) выполнил для них определённую работу. А если откажется — ему самому станет очень плохо. Ну и в итоге в самом конце становится ясно, что выполнив эту задачу, герой и сам отправится в ад, и дарует злому духу неимоверное могущество, которое позволит ему если не править миром, то уж во всяком случае творить зло неимоверных масштабов. Иногда способности даруются не напрямую, а через слуг демонов (Великий Некромансер, ведьма из «Тринадцатого часа ночи»), а иногда эти демоны просто могучие сущности с иных планет (Чурачука), но суть не меняется: суперспособности — путь в преисподнюю. Настоящую силу даёт только вера в Бога.

Кино[править]

  • «Эффект бабочки»: главный герой исполнил заветную мечту всех геймеров: научился сохраняться и загружаться в реальной жизни. Артефакты — его собственные дневники. Но, прожив несколько неудачных жизней, он возвращается в исходную точку, посылает к чёрту девочку, которая должна вырасти его любимой, и сжигает дневники, обретя спокойную жизнь нормального человека, без сверхспособности — и без любви. В режиссёрской версии ещё жёстче — ГГ убивает себя в утробе матери, даря счастливую жизнь своим друзьям.
  • «Клик — с пультом по жизни»: гаджет, как очевидно из названия, пульт. Из возможностей — прокрутка времени вперёд и управление окружающей средой по мелочи. Герой избавляется от пульта и возвращается к живой и здоровой семье.
  • «Чёртов мобильник»: как очевидно из названия, гаджет — мобильник. Он исполняет желания и является дьявольским артефактом. Аналогичная история.
  • «Брюс Всемогущий»: Бог ушёл в отпуск и передал всемогущество неудачливому новостнику Брюсу. Сначала Брюс обрадовался дару, но какое-то время спустя понял, что попал…
  • «Фантастическая четвёрка» 2014 года реагирует на обретение способностей в духе «Мы об этом не просили». Получилась неудачная басня, потому что у троих из героев способности скорее магические и пользоваться ими не обязательно. А единственный, кому есть на что жаловаться — Тварь, обросший камнями — почему-то первым же с этим смиряется.
  • «Хэнкок»: первая половина фильма, до становления ГГ местным суперменом, — наглядный пример этого тропа, ходит за руку с Что за фигня, герой?. Хэнкок — то ли бог, то ли ангел, живущий на земле с амнезией и в облике бомжа. Он пытается поставить свои суперсилы на службу человечеству, но его не ценят. Потому что люди видят, КАК он их использует. Он хочет спасти человека, застрявшего в своей машине на пути поезда. Благородно, только вместо того, чтобы поднять в воздух машину (что ему вполне по силам), он плечом останавливает поезд — локомотив вдребезги, вагоны с рельсов долой. Косатку выкинуло на берег? Кинем её обратно в море… упс, попал в чей-то корабль. А, ну и ладно, косатка-то жива… наверное. После тушения пожара, с обгоревшей одеждой и голой подкопчённой жопой плюхнуться у фургона с мороженым, распугав детей, аргументируя тем, что «а вы хоть представляете, как там, б*я, жарко?!» — милое дело. Не говоря уже о таких мелочах, как дырки в асфальте после приземления — после каждого полёта.
    • К тому же он тот ещё козёл: ответить грубостью на, в принципе-то, справедливое замечание, нахамить первым — запросто. И в выражениях не стесняется — показательная сцена с выбором костюма по комиксам:
« — Что скажешь об этих героях?
— Гомик. Гомик в красном. Норвежский гомик.
»
— Хэнкок
    • Коронный номер — запихивание чьей-нибудь головы кому-нибудь в задницу:
« — Так. У меня голова раскалывается, так что давайте вы тихо сдадитесь и не будете шуметь. (…) Ну тогда твоя голова окажется в его жопе, его голова окажется в твоей жопе, а ты… тебе не повезло, чувак, — твоя голова окажется в моей жопе. »
— Хэнкок разбирается с бандитами
« — Извините. Извините, пожалуйста… Или твоя голова в его жопе окажется. »
— Хэнкок пытается встать на путь исправления
  • «Стекло» Шьямалана: девиз тайной организации, которая и убила в конце героев. Непонятно, правда, какую такую суперспособность они нашли у заглавного мистера Стекло. Быть умным, что ли? Да и у Кевина (сильный и хорошо лазает) и Дэвида (интуиция на преступников и умение держать удар) такие себе «супер»-способности по меркам супергероев.

Комиксы[править]

  • Это один из любимых штампов во Вселенной Marvel:
    • Брюс Баннер не испытывает никакого удовольствия от того, что может стать огромным и непобедимым — ведь тогда он становится тупым, уродливым, и вся американская армия норовит его поймать и подвергнуть тщательному изучению.
    • Существо (он же Бен Гримм) из Фантастической четвёрки тоже не кайфует от мощи и неуязвимости — ведь теперь он похож на ожившую кирпичную стену.
    • Многие мутанты — что Ксавьеровские герои, что подручные Магнито — не особенно рады своим способностям: во всей стране их ненавидят и боятся. Бедняжка Роуг (Шельма) даже прикоснуться ни к кому не может, чтобы не убить/причинить болевой шок.

Аниме и манга[править]

  • Charlotte — иметь сверхспособности здесь плохо сразу по двум причинам. Во-первых, большинство из них имеют минусы (например, отсутствие побочных способностей), что может конкретно испортить жизнь счастливому обладателю. Во-вторых, что главное, за одарёнными постоянно охотятся учёные, попасться к которым означает распрощаться с жизнью.
  • «Уж не зомби ли это?» — Юкливуд Хелсайт. Любое её слово или эмоция немедленно изменяют реальность: если загрустит — идёт дождь, скажет «умри» — умрёт даже принципиально бессмертный. Но она не может эту способность «выключить», потому приходится постоянно контролировать эмоции, общаться записочками и носить специальные «ограничивающие» доспехи.
  • Darker than Black — мало того, что для использования способностей надо выполнять определённые действия, от курения сигарет до ломания пальцев, в процессе их получения человек теряет эмоции. В лучшем случае, он после этого бросит семью и друзей, а затем уйдёт работать на правительство или станет отшельником, в худшем — убьёт их и сбежит в подполье, чтобы работать на бандитов, пока не станет жертвой спецслужб.
  • Dragon Ball — саяном быть круто, но в полнолуние можешь превратиться в гигантскую гориллу-оборотня и начать всё крушить (даже если этого не хочешь…).
  • Munou na Nana — из-за резкого эволюционного скачка по всей Земле у части населения начали пробуждаться сверхспособности, но многие из «одарённых» либо не контролировали свою силу, либо злоупотребляли ею, из-за чего для человечества снова наступило смутное время. В страхе перед повторением тех «весёлых дней», правительства крупнейших стран договорились между собой тихо и без лишнего шума травить всех одарённых на удалённых от цивилизации островах, где их специально обученные агенты устраняют целые поколения подростков со сверхспосбностями, маскируя всё это под несчастные случаи, либо же вынуждая их перебить друг друга.
  • Boku no Hero Academia — кто-то из местных публицистов выдвинул теорию «причуды судного дня»: мол, с каждым новым поколением причуды людей усиливаются из-за наследственных признаков родителей и предков — и однажды, следуя этому алгоритму, начнут рождаться люди с совсем уж хтоничными причудами, способными поделить Землю на ноль. А сектантский культ «Хьюмарайз» и вовсе возводит эту теорию в абсолют, считая причуды раковой опухолью для человечества как для биологического вида, и ради его выживания все носители причуд должны быть истреблены.

Видеоигры[править]

  • Baldur’s Gate II: Throne of Bhaal: в финале игры протагонисту будет предложено поглотить эссенцию Баала и стать богом. Но герой может отказаться от щедрого дара и стать обычным смертным. Этот выбор особенно важен, если у героя есть возлюбленная/ый.
    • Однако с учётом судьбы сына другого мёртвого бога, Iyachtu Xvim’а, в данном случае сверхспособности — это и правда плохо. Тем более, что герой на момент этого выбора и сам себе полубог.
  • Neverwinter Nights 2: Mask of the Betrayer: если по ходу игры слопать дух Миркула, то в финале можно будет поглотить сущность Пожирателя Духов, превратившись в могущественное и неуничтожимое несущество. Взамен придётся уделать всех своих спутников (кроме возможного одного), а потом протагонист оттянется на всей вселенной, убьёт большую часть богов (в лобовом бою со всей их оравой) и куда-то исчезнет (сдохнет от скуки?).
  • Planescape: Torment: Безымянный наделён бессмертием, но страстно желает от него избавиться, поскольку во-первых, его бессмертие аморально (каждый раз когда Безымянный умирает, он возвращается к жизни, но где-то в мультивселенной умирает человек); а во-вторых, дефективно. Герою и окружающим оно приносит одни несчастья.
  • Life is Strange — главная героиня (см. эпиграф) получила крутую сверхспособность по контролю времени, но ее жизнь с этого момента стала гораздо более сложной. Да и сама способность вызывает вопросы, в том числе этические.

Визуальные романы[править]

  • Crimson Gray — Лиззи Досс благодаря химическому дисбалансу в головном мозге, возникшему из-за воздействия во время внутриутробного развития на эмбрион экспериментальных фармацевтических препаратов, получила сверхсилу, сверхловкость, повышенный болевой порог, стала видеть и слышать лучше и дальше, чем среднестатистический человек. А ещё она из-за того же дисбаланса является абсолютно непредсказуемой психопаткой, чей самоконтроль висит на тоненькой гнилой ниточке, которая, если делать неправильные выборы в VN, может неожиданно оборваться. С весьма кровавым результатом.

Настольные игры[править]

  • Warhammer 40,000: любой человек (за крохотным исключением) в рамках данной вселенной теоретически может быть латентным псайкером (аналог мага), и его способности могут пробудиться в самый неожиданный момент. Но радости это вам точно не принесёт. Судите сами.
    • С одной стороны, быть псайкером в мрачном мире будущего, на первый взгляд, нереально круто. К вашим услугам (при правильной тренировке, конечно же) будет предоставлен широкий ассортимент способностей: от банального телекинеза в стиле «Газонокосильщика», который позволит прессовать танки в кубики силой мысли, до так называемой биомантии, которая даёт возможность отращивать потерянные конечности и заживлять раны со скоростью, которая заставила бы и мутанта Росомаху нервно курить в сторонке. Помимо этого, псайкер при соответствующем обучении сможет:
     — жечь пирокинезом и файерболами самых хтонических существ (дисциплина «Пиромантия»);
     — предсказывать события отдалённого и не очень будущего (широкий спектр способностей, от тактического ясновидения до точных (ну, более-менее) пророчеств грядущего. Особняком стоит хрономантия — редкая псайкерская дисциплина, позволяющая просто и незатейливо управлять самим течением времени);
     — контролировать машины силой мысли, отводить взгляды противника или отвлекать его при при помощи зрелищных иллюзий — в общем, полный набор для любителей скрытного проникновения на хорошо укрепленные базы;
     — хакать мозги других людей (достаточно богатый выбор скиллов, от банальных «чар привлекательности» (с которыми надо быть поосторожнее, а то может получится повторение финала фильма «Парфюмер») до прямого управления разумом).
     — и много, очень много других разных крутых способностей, которые позволяют опытному псайкеру вертеть законы мироздания на своем магическом посохе в любую сторону и в любом произвольном и нужном ему направлении.
    • А теперь, дорогой дружок, перечень минусов твоего незавидного (Инквизиция гарантирует) положения:
     — большинство человеческих псайкеров из-за их постоянной связи с Варпом подвержены тем или иным букетам психических заболеваний (от вроде бы безобидной клаустрофобии до маниакально-депрессивного психоза с галлюцинациями, бредом и прочими радостями), что, вкупе с вышеуказанными способностями, иногда приводит к тому, что безумные видения мага вполне могут внезапно воплотиться в реальности, что, несомненно, добавляет популярности этим господам среди остальных, «нормальных» людей. Помимо этого, достаточно сложно отличить обычного псайкера-шизофреника от одержимого (см. ниже по списку), что создаёт весьма неприятную моральную дилемму (впрочем, зачастую выяснением этого практически никто не занимается: ставки слишком велики, а цена ошибки может быть невероятно высокой, поэтому Инквизиция и Экклезиархия предпочитает отправлять всех подозрительных псиоников скопом на костёр, уповая на то, что Бог-Император потом сам разберётся);
     — псайкеры привлекают излишнее внимание демонов — враждебных сущностей из параллельного измерения, которые мечтают либо завладеть телом несчастного, чтобы вволю покуролесить в реальном мире, либо (если демон решит притащить с собой дружков на корпоративчик) жаждут открыть врата в Варп, используя силу колдуна, после чего на одной отдельно взятой планете начинается такое веселье и угар, что остановить его может только полное уничтожение оного космического тела со всем населением и прочими ценностями в ходе плановой процедуры Инквизиции, известной всей остальной галактике будущего под милым названием Экстерминатус;
     — из-за предыдущего пункта, всё остальное население галактического человечества делится на две неравные половины. Большая часть людей призывает правительство изводить проклятое колдовское семя под корень везде, где только возможно. Меньшая часть, в принципе, не против этого богоугодного дела, но всё же считает, что псайкер — это не только ценный мех, и от них нужно сначала взять всё самое полезное, а уж потом с чувством, с толком, с расстановкой приступить к планомерному уничтожению отработавших свой срок богомерзких мутантов.
    • Так что весёлая (хоть и недолгая) жизнь в постоянных бегах от агентов Инквизиции и разгневанных толп фанатиков под успокаивающий шёпот голосов в голове, предлагающих власть над миром и исполнение всех желаний за символическую плату в виде никчёмной душонки в славной компании розовых летающих слоников и давно почившей прабабушки, тебе гарантирована, юный псайкер. Наслаждайся.
      • Впрочем, тебе может повезти и ты добровольно сдашься Инквизиции или Арбитрам. После этого тебя ждёт увлекательное путешествие на Чёрном Корабле на Святую Терру, где тобой займутся всерьёз. Если ты окажешься слишком взрослым/сильным (гамма-бета) тебя допустят в святая-святых — хор Астрономикона. Тебе предстоит поддерживать его негасимое пламя, обеспечивающее безопасное (ну, относительно) движение в Варпе. Правда ты очень быстро скопытишься от такой нагрузки, но твоя жертва не будет забыта.
        • Ты молод и силён — Адепутс Астартес ждут тебя! Тебя ждет долгая и интересная жизнь, полная войны, резни и выжигания врагов псионическим огнём. И ты умрешь на поле боя, в окружении павших врагов. А если на тебя обратят внимание Серые Рыцари, то твоя гибель будет отмечена ударом Колокола Башни Павших Героев!
        • Тебе слегка за двадцать? Ну, может быть тебе повезет и тебя признают достаточно могущественным, чтобы из тебя решили воспитать боевого мага в Гвардию! Добро пожаловать на адские тренировки в Адептус Астра Телепатика, а потом и на фронт, где тебя поставят на передовую жечь пехоту и плющить танки под присмотром злого мужика в эсэсовском мундире! Наслаждайся до тех пор, пока тебя не размажет снарядом, твое заклятие не срикошетит тебе в лоб или ты не сойдешь с ума и твой надзиратель тебя не пристрелит.
        • Если несмотря на голоса в голове и пожизненный психоз ты отличаешься адекватность и хитрожопием, возможно тебя примет под своё крыло Инквизиция. Ты соможешь реквизировать армии и экстерменировать планеты врагов детства! Другое дело, что в комплекте идёт постоянный риск мучительной гибели, перехода на тёмную сторону силы, показательной казни еретиками/коллегами по цеху, а также профессиональная деформация, из-за которой уже к 40 годам ты будешь параноиком, подозревающим в ереси всех встречных, своих сподвижников, всех своих родных, свою собаку и самого себя! ИСЧХ — ты таки будешь прав!
        • Ну и последний вариант — астропаты. Бесчисленный легион живых радиостанций вселенского масштаба. Ты будешь общаться с людьми за сотни световых лет, передавая страшные тайны, которые могут в прямом смысле взорвать твой мозг. В комплекте такие мелочи, как слепота, химическая кастрация и полное облысение.
      • Ах да, если думаешь, что попав в тот самый ничтожный процентик тех, кому стать псайкером не грозит уж совсем, тебе жутко повезло? Поздравляем, теперь ты действительно попал. Стать псайкером не грозит единственной категории — антипсайкерам-«париям». Из плюсов — иммунитет к любому колдунству и способность оттоварить высшего демона Тзинча, способного сжечь целый мир, в рукопашную отломанной ножкой от стула. Минусы… да полно! Эмоциональная заторможенность, отсутствие эмпатии и интуиции, предвзятое отношение окружающих — они, видите ли, чувствуют что то глубоко неправильное и ужасное в присутствии «неприкасаемого». И ведь, если подумать, они правы — дело в том, что у всех «парий» не просто нет души, а имеется антидуша! Что и объясняет вышеуказанные особенности «пустых». Поскольку друзей и близких у вас нет и не предвидится, потому что все бегут от вас без оглядки, времени подумать о будущей профессии будет много. Великолепные перспективы. Целых две — киллером у Инквизиции или киборогом у некронов. Если раньше до вас не доберутся эльдары, почему то не любящие таких, как вы.

Почему это происходит[править]

На этот вопрос ответил Сергей Лукьяненко в книге «Спектр» устами одного из героев. Если герой оставит себе всемогущество или бессмертие, и у него всё будет хорошо, читатели будут ему завидовать и считать реальную жизнь серой и скучной.

С авторской же точки зрения такой гаджет — убийца конфликта. Его владелец начинает страдать унылой непобедимостью, и аудитория теряет к истории интерес. Большинство героев Лукьяненко в конце книги отказывается от сверхспособностей.

Хотя у того же Лукьяненко Солнечный Котёнок из одноимённой повести превратился в Солнце, став фактически богом — да к тому же подпитываясь верой в него. Только вот при этом Солнечный Котёнок автоматически вышел из последующих возможных приключений — чтобы получить возможность вновь в них участвовать, ему пришлось отделить от себя «небожественную» инкарнацию.

Почему это не дело[править]

Помимо того, что это штамп? Потому что люди, которые считают троп убийцей конфликта, ни хрена не понимают в драме. Герой отказался от суперспособностей? Слабак безответственный, вот кто он после этого. Ну а уж если герой взялся за дело, засучив рукава, доказав что он — герой и достоин суперспособностей, тут уже сам бог велел засунуть его в шкуру Хэнкока, которого никто не любит, потому что он — козёл, а козлом его сделала жизнь супергероя.