Светлая женственность и тёмная женственность

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
TVTropes.pngTV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Light Feminine and Dark Feminine. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
« С постера призывно улыбалась белокурая эльфийка в кольчужных стрингах и короткой кольчужке с открытым пупком. Над её головой сияла золотая надпись «Я твоя!»

Постер на другой стене изображал демонессу в чёрном латексе, с чёрными струящимися волосами, черным лаком на острых ногтях, в чёрных кожаных сапогах на шпильках и с чёрной плёткой-ламией в руках. Над её головой змеилась чёрная же надпись «Ты мой!»

»
— Пётр Бормор

Два женских персонажа, контрастирующих друг с другом. Оба персонажа решительно женственны, но по разному. Светлая, как правило, ангельская, чистая и непорочная, в то время как тёмная — мрачная, циничная и отстранённая, но не всегда кто-либо из них — «Мадонна» или «блудница». Если речь идёт о любовном треугольнике «Бетти и Вероника», наверняка светлой будет Бетти, а тёмной — Вероника. При этом тёмная не обязательно антагонист или злодей произведения, может быть и совершившей поворот направо антигероиня, а может — просто Сломленная птица, обиженная жизнью, и в этом случае её тёмное амплуа далеко не всегда ассоциируется со злом.

Нередко авторы наделяют светловолосую женщину открытой, эмоциональной и отзывчивой натурой, темноволосую же — недоверчивой, хладнокровной и расчётливой. Возможно, что «тёмная» — шикарная и обольстительная, а «светлая», наоборот, скромная и не особенно заботящаяся о внешности. Может вылиться в противостояние бой-девки и альфа-суки.

Примеры[править]

Театр[править]

  • «Лебединое озеро» — Одетта и Одиллия. Классика и эталон.
  • «Кармен» Бизе — Кармен, как правило, брюнетка-цыганка (хотя можно встретить и ярко-рыжую исполнительницу), а невинная и добрая невеста Хосе, Mикаэла, чаще изображается блондинкой.
  • Рок-опера Starmania — Кристайль и Садья.
  • Мюзикл «Последнее испытание» — Тахизис и Крисания.
  • Notre-Dame de Paris — субверсия: поначалу кажется, что тёмная здесь — Эсмеральда, а светлая — Флёр-де-Лис, и это подсвечивает сам Феб в арии Déchiré. Но во втором акте, когда раскрываются обе героини, становится понятно, что на самом деле всё наоборот.

Литература[править]

Сьюзен и Люси в Нарнии
  • А. Дюма, «Три мушкетёра» — с прикрученным фитильком, но всё же Констанция и Миледи. Причём здесь темноволосая (ну каштановая, шатенка в общем) положительная героиня противопоставляется белокурой отрицательной, что во времена Дюма нарушало все литературные каноны.
  • Т. Майн Рид «Мароны» — две дочки плантаторов: хорошая Кэт Воган с тёмно-каштановыми волосами и плохая Юдифь Джесюрон (вероятно, брюнетка).
  • Л. Н. Толстой, «Анна Каренина» — Анна и Китти.
  • Ф. М. Достоевский, «Братья Карамазовы» — Катерина Ивановна и Грушенька, «аристократически гордая девушка и „гетера“», участницы одного любовного треугольника. Субверсия, а то и деконструкция: Грушенька вследствие влияния Алёши преображается почти что в кающуюся грешницу, да и Катерина Ивановна оказывается отнюдь не такой уж идеальной.
  • Л. Кэрролл, «Алиса в стране чудес»:
    • Алиса против Червонной/Красной/Чёрной Королевы.
    • В некоторых адаптациях — Белая Королева против Красной/Чёрной. А в книге они несомненные подруги, просто играют за разные стороны.
  • А. Н. Толстой, «Гадюка» — субверсия: светлая женственность воплощается в трусливой и подлой (зато светловолосой, миловидной и социально адаптированной) Сонечке Варенцовой, тёмная — в отважной и честной (хоть и страдающей от жестокого ПТСР) Ольге Зотовой.
  • «Унесённые ветром» — милая и скромная Мелани и более кокетливая и амбициозная Скарлетт, даром что обе брюнетки.
  • Агата Кристи, «Смерть приходит в конце» — скромная, чистая душой и невероятно добрая Ренисенб и альфа-сука Нофрет, наложница её отца. В романе, как ни странно, не противопоставляются совсем.
    • С прикрученным фитильком плюс субверсия — Сатипи и Кайт, две невестки Ренисенб. Не то чтобы Сатипи, когда в семье начались смерти, стала идеально вписываться в образ «светлой» женщины, но Кайт уверенно шагнула в сторону «тёмной».
  • «101 далматинец» и его диснеевская экранизация — Анита Дорогуша (светлая) и её школьная подруга Круэлла Д’Явол (тёмная), которая и заказала похищение щенков, чтобы сшить из них шубу.
  • Братья Стругацкие, «Пикник на обочине» — верная мужу до конца Гута Шухарт и циничная шлюшка Дина Барбридж, «ведущая рассеянный образ жизни».
    • Автор правки любит Стругацких, но не помнит чтобы где-то был указан цвет волос Гуты. Вообще мало описана её внешность, только ее «ладная крепкая фигура». Вот с Диной все четко, «блестящие вороные волосы».
  • «Подозреваются Все» Иоанны Хмелевской. Взору вышедшего в коридор красавца-прокурора Дьявола являются три сотрудницы мастерской: «Стройная, зеленоглазая блондинка Анка, Моника — брюнетка, темпераментная и что называется „в теле“, и я — нечто среднее между ними, но тоже вполне ничего себе». Злодеек тут нет, но секретов, в том числе и грязноватых, хватает у всех… И это одна из причин, почему так трудно найти убийцу - убитый Тадеуш Столярек знал слишком много этих секретов и активно свои знания применял для собственной пользы
  • «Хроники Нарнии». Золотоволосая Люси — самая светлая и чистая из персонажей, лучше всех понимала Нарнию и Аслана. А черноволосая Сьюзен в итоге от них отреклась.
  • Анн и Серж Голон, «Анжелика и демон» — главная героиня, прекрасная золотоволосая Анжелика де Пейрак, и её самый опасный враг — черноволосая герцогиня Амбруазина де Бодрикур.
  • Т. Пратчетт, цикл о Страже — немногословная, скрытная и мрачноватая блондинка Ангва воплощает тёмную женственность, а жизнерадостная, общительная и лучащаяся позитивом брюнетка Салли — светлую. Даром что обе — не люди: Ангва — оборотниха, что старательно скрывает, а Салли — вампирша «в завязке», чем гордится, но их нечеловеческая природа приносит им равное количество проблем и преимуществ. Вот только относятся они к ним по-разному.
  • «Гарри Поттер»:
    • В бою: эпичнейший пример — рыжая добрая Молли Уизли против чёрной злобной Беллатрисы Лестрейндж.
    • В борьбе за сердце Гарри — рыжая сияющая Джинни Уизли и чёрная рыдающая Чжоу Чанг. Едва не стали Бетти и Вероникой, автор удержался.
    • Подруги Гарри — позитивная эксцентричная блондинка Луна Лавгуд и рациональная шатенка Гермиона Грейнджер. Они не встают друг против друга, просто мир понимают сильно по-разному.
    • Сёстры Блэк — любящая мужа и сына блондинка Нарцисса и изменяющая мужу брюнетка Беллатриса с дочкой от Волдеморта. Третья сестра, Андромеда — нежная мать (а затем и бабушка) и любящая, преданная жена, то есть воплощает архетип светлой женственности, только вот внешностью ей оказалось контрастировать не с кем.
      • Андромеда основательно выбивает весь этот пример из тропа. При первой встрече с ней Гарри ее попросту перепутал с сестрой Беллатрисой (что важно — не с Нарциссой, которую тоже знал в лицо). Так что имеем двух совершенно разнотипных брюнеток и одну блондинку типа «не-рыба-не-мясо».
  • В. Камша:
    • «Хроники Арции» — Герика и Илана (до воплощения в теле Герики Эстель Оскоры; причём вариант «светлой женщины» здесь не такой уж симпатичный). Не так явно, но всё же противопоставляются Тина Последняя Незабудка и Эанке Падающая Звезда.
    • «Отблески Этерны» — пепельная блондинка Катарина изображает страдающего хрупкого ангела (примерно на тот манер, что миледи изобразила перед Фельтоном и с таким же успехом) и полная жизни и страсти брюнетка Марианна.
  • Dragonlance — две любви Таниса, Лаурана и Китиара.
    • Масштаб совсем разный, но всё же есть такой символизм у Крисании и Такхизис в Легендах.
  • Артур Голден, «Мемуары гейши» — скромная, чистая Саюри против надменной и агрессивной Хацумомо. Хацумомо сразу чует в новенькой конкурентку и всячески отравляет ей жизнь. Взрастающая популярность Саюри всё больше заставляет её озлобиться вплоть до устраивания драк в чайных домиках, и в итоге она лишается всех связей и то ли уходит в проституцию, то ли спивается. Саюри замечает, что у Хацумомо был один фатальный недостаток — вздорный характер, иначе она вполне бы могла найти себе покровителя и жить припеваючи, что Саюри как раз удалось, так что разница между ними на самом деле не такая уж и большая.
  • А. Коростелёва, «Цветы корицы, аромат сливы» — скромная и нежная Цзинцзин и активная, даже слегка агрессивная Саюри (заслуженно получившая от Сюэли прозвище «Цунами»).
  • Анна Ромашко, «Церковный роман» — деконструкция. За сердце будущего священника Стефана борются две девушки из церковного хора: юная Марина, красавица и отличница из религиозной семьи, и недавно воцерковившаяся «грешница» Аля. Но по ходу действия Стефан понимает, что у Марины расчётливый, ревнивый и властный характер, а Аля добра и способна на глубокие чувства.
  • Элис Хоффман, «Практическая магия» — материнская Салли и соблазнительная Джиллиан.
  • Автор неизвестен «Мишель и Дебра» — послушная Мишель и её мятежная подруга Дебра.

Сетевая[править]

  • Шуточный рассказ Бормора, из которого эпиграф, посвящён теме. Согласно ему, в мировой войне добра и зла победит тот, у кого сиськи больше.
  • «Первостепь» — Чёрная Ива и Игривая Оленуха, «такая же молодая и красивая, только улыбается чаще» (цвет волос её, кажется, не указан). Были подругами, пока Чёрная Ива не увидела, как Игривая Оленуха пытается её приворожить от любимого мужа к другому мужчине.

Кино[править]

  • «Разные судьбы» — смелая и самоотверженная блондинка Соня против эгоистичной, мелочной и трусливой брюнетки Тани.
  • «Лимонадный Джо» — пародия на троп: светленькая, невинная и слащавая невеста протагониста (мечтающая стать «жёнушкой сыночка владельца заводика») — и черноволосая «трагически-надломленная» (и явно оставившая свою невинность в далёком прошлом) певица в салуне. Певица даже исполняет песню про это.
    • Снято после того, как троп десятилетиями эксплуатировался в американских вестернах.
  • «Не покидай...» — тоже пародия: светловолосая королева Флора (так и оставшаяся простенькой, как два гроша, офицерской жёнушкой-пышечкой) — и её родная сестра, намеренно косплеящая «чёрную леди» Оттилия, супруга злого канцлера.
  • «Гарри Поттер» — злая шатенка с внешне милым видом Долорес Амбридж против доброй брюнетки с грозным внешним видом Минервы Макгонагалл.
  • «Фаворитка» — чудовищный зигзаг: солнечная блондинка Эбигейл и жгучая брюнетка Сара. Обе по совместительству ещё и Бетти и Вероника для королевы Анны. Почему зигзаг? Что лучше: суровая забота и честность Сары, идущие рука об руку с истинной любовью, или вежливая лесть Эбигейл, не несущая за собой ничего, кроме своекорыстия и подлости?
  • «Звёздная пыль» — три варианта: наивная и милая Ивейн, нагловатая и самоуверенная «первая девка на деревне» Виктория и [буквально] ррроковая крррасавица Ламия.
  • «Смерть ей к лицу». Субверсия. Обе возлюбленные Эрнеста красавицы, одна рыжая, другая блондинка. Обе умные, обе талантливые… и обе злобные твари каких ещё поискать надо. Причём если рыжую довели до озлоблённого безумия многократной изменой, блондинка была стервой с самого начала.
  • «Дрянные девчонки» — Кэйди и Реджина.
  • «Зена — королева воинов»: дружеский пример противопоставления — сама Зена, воительница с тёмным прошлым, и к тому же брюнетка, и её подруга — жизнерадостная блондинка Габриэль.
  • «Мост в Терабитию» — милая Лесли Бёрк и хулиганка Дженнис («Милые ножки»).
  • «Синий бархат» — Сэнди и Дороти.
  • «Бэтмэн и Робин» — Ядовитый плющ и Бэтгёрл.
    • Вариант с настоящим врагом — та же Зена и Каллисто, жестокостью превзошедшая худшие времена самой Зены, и при этом блондинка.
  • «Не могу сказать „прощай“» — не то второй вариант тропа, не то инверсия: ангелоподобная белокурая Марта — жадная, мелочная и неверная альфа-сука, боевитая шатенка Лида — честная, преданная и самоотверженная хорошая девушка.
  • «Параллельный мир» (1992) — Холли и Лоннет.
  • «Чёрный лебедь» (2010) — депрессивная и постепенно сходящая с ума Нина Сейерс («белый лебедь») и сексуально раскрепощённая и манипулятивная Лили («чёрный лебедь»).
  • «Снова ты» — женская половина семьи Ольсен против женской половины семьи Кларк.
  • Трилогия «Наследники» (2015—18) — Мэл и Иви как пример тёмной женственности против «светлых» Одри и Джейн. Однако, здесь возникает зигзаг: дочери сказочных злодеек являются протагонистками истории и приходят к пониманию, что вопреки наследию можно стать лучше, чем прежде. В это время дочери Спящей Красавицы и Крёстной Феи имеют серьёзные недостатки характера и иногда совершают отчаянные поступки.

Телесериалы[править]

  • Секс в большом городе — идеалистичная и мечтающая о семье Шарлотта и циничная и обольстительная Саманта.
  • Buffy the Vampire Slayer — «хорошая» блондинка Баффи и «плохая» Истребительница Фэйт, брюнетка и женщина-вамп.
  • «Бюро магических дел» — Лили, Кайра, Имоджен и Рокси против Орлы в самом конце 1 сезона. Орла при этом здесь брюнетка-злодейка, поехавшая от силы Сферы Лемурии, а вот Лили — добрая блондика, ещё не отрастившая бороду (она это сделает во 2-м сезоне и на примере Тэйлы это будет видно), Имоджен — шатенка и одна из вдохновительниц противостояния, Кайра и Рокси — брюнетки-протагонистки.
    • 2-й сезон, 16-нач.18 серии: всё те же, а также брюнетка Тайла против брюнетки Апиньи, которая посчитана злодейкой из-за её вторжения в поиск 3-го ключа от Лилового Лотоса и его последующей активации. Зигзаг: Апинью сумасшедшей учёной объявят и бангкокцы, но на самом деле это были всего-то академические исследования, которые и не предполагали, что Лотос активируется (а о том, что он гробит магию всех, кроме трилингов, Апинья явно знала и раньше).
  • «Тайны острова Мако» — ближе к финалу 1 сезона (но не включая сам финал) играется на противостоянии Никси (которая не желала считать Зака другом и потому попала под влияние гада-куловода Кэма) с Лайлой и Сиреной.
  • «Мачеха. Взрослые игры» — рыжеволосая Леся против сначала блондинки Барби, а потом шатенки Анжелы.
    • До ухода в вечернюю школу Барби также противостояла лесина подруга Ритка.
    • Там же сначала Ольга, потом Марина против Евдокии и Нина против Евдокии.
    • Софья против Лидии.
  • «Черный ворон» — единокровные сестры: прекрасная, добрая и женственная брюнетка, актриса и певица Татьяна Ларина и рыжеволосая колдунья-авантюристка Татьяна Захаржевская, подручная крупного теневого дельца. Фитилек прикручен — напрямую они не соперничают и вообще не встречались ни разу, хотя обе были замужем за Павлом Черновым, а Татьяна Ларина стала приемной матерью для дочки Павла и Татьяны Захаржевской.
  • «Спальный район» — Марина против Анжелы.
  • «Гадалка» — педаль в пол в серии «Душевная сделка». Светлая шатенка Марина — возлюбленная Влада и его ангел-хранитель. Жгучая брюнетка Жанна — новая начальница Влада и пособница дьявола.
  • «Прокурорская проверка», серия-дилогия «Смертельный аборт» — Ольга и Татьяна.
  • «Защитник» — Зейнеп и Лейла, напополам с Пацанка и леди. Первая — колкая, боевая (во всех смыслах) и часто носит тёмную помаду, вторая — нежная и мягкая характером девушка, красится и одевается в более светлые и естественные тона.
  • Великолепный век — ангелоподобная невинная кудрявая блондинка Дефне против Нурбану — расчетливой брюнетки-вамп.
    • В сиквеле — Настя в роли Цилимпоу и Кесем в роли Берен.
    • Хандан против Халиме. Обе темные шатенки, но Хандан — нежная и мягкая, Халиме — соблазнительная и решительная.

Мультфильмы[править]

Мультсериалы[править]

  • «Южный Парк» — Венди и Бебе. Меняются ролями в зависимости от эпизода.
  • «Гаргульи» (1994) — преданная и самоотверженная Элиза Маза против упрямой эгоцентрички Демоны и кающаяся грешница Лиса против бывшей подельницы, психованной наёмницы Гиены.
  • «Аватар: Легенда об Аанге» — Азула и Мэй (тёмная) и Тай Ли и Катара (светлая).
  • «Мои маленькие пони: Дружба — это чудо» — Эквестрией правят две сестры: излучающая нежность и заботу, местами склонная к озорству Селестия и более строгая и холодная в общении, местами склонная к обидчивости Луна. Цвет шёрстки соответствует.
  • «Звёздная принцесса и силы зла» — дуэты матери и дочери: Луна и Звёздочка (светлая) и Эклипса и Метеора (тёмная).
  • «Леди Баг и Супер-Кот» — Эмили Агрест и Натали Санкёр. Первая — зеленоглазая блондинка, улыбчивая женщина и любящая жена и мать, на момент всех событий находящаяся в коме. Вторая — голубоглазая брюнетка, очень холодная (при этом по-своему заботливая и вообще в отсутствие Эмили заменяет Адриану мать), Дракон своего шефа и тайно в него влюблена.
    • Там же — весёлая, жизнерадостная, общительная, активная блондинка Роуз и замкнутая, мрачная (но не злая!) эмо-брюнетка Джулека.
  • «Время приключений» — принцесса Боннибелль Бубльгум, правительница Конфетного королевства, представляет светлую женственность. Несмотря на множество противоречий вокруг её личности, Бубльгум дружелюбная, заботливая и увлечённая наукой девушка. Королева Вампиров Марселин Абадир, хотя и воплощает тёмную женственность, бесстрашная и музыкально одарённая сорвиголова, подруга и союзница главных героев. Впрочем, прошлое обеих скрывает много тайн.
  • «Мой шумный дом» — Лори, Лена и Лола (светлая) и готесса Люси (тёмная).
  • «Ох уж эти детки!» — инверсия наблюдается между Сьюзи Кармайкл и Анджеликой Пиклз. Сьюзи — чёрная лучшая подруга для остальных главных героев и наиболее рассудительная малышка в компании, в то время как её сверстница Анжелика пусть и с золотыми волосами, но избалованным характером (у неё есть фрейдистское оправдание поведения: её родители уделяют ей мало внимания и не собираются заводить ещё одного ребёнка, а просто отправляют Анджелику к дяде и тёте). В сиквеле «Детки подросли» Анжелика подобрела, и этот троп сглаживается.
  • «Юные Титаны» — Старфайер и Блекфайер. Также Рэйвен по отношению к первой.
  • «Небесные рыцари» — Пайпер и госпожа Циклонис.
  • «7 гномов» — королева Грация и Хильди Хмур.
  • «RWBY»:
    • В предыстории такую пару составляли паладинка-супермама Саммер Роуз и мрачно-циничная антигероиня в итоге бросившая семью Рейвен Бранвен.
    • В самом сериале — с прикрученным фитильком, между двумя девушками из заглавной команды. Обе они пацанки с чертами леди, но: более пацанистая Ян также весьма открыта, жизнерадостна, дружелюбна и заботлива по отношению к товарищам, в то время как более женственная Блейк замкнута в себе, пессимистична и в целом ближе к антигероине — особенно поначалу, сразу после бегства из Белого клыка.
    • Руби и Синдер резко противопоставляются автором на протяжении всего сюжета.
  • W.I.T.C.H. — мягкосердечная, боязливая блондинка Галинор и циничная соблазнительница Нерисса.

Аниме и манга[править]

  • InuYasha — Кагомэ и Кикё. Ирония в том, что первая — реинкарнация второй, и внешне является её точной копией. Но разница в ауре и манере подавать себя чувствуется, даже когда Кагомэ надевает одежду мико и делает такую же причёску, как у Кикё.
  • One Piece — Нами и Робин подходят под обе категории. Нами — смелая, непоколебимая, но носит откровенную одежду, часто впадает в ярость и не чурается использовать женские чары, чтобы добиться чего либо. Робин — командная мама, вежливая и спокойная, но она вечный пессимист, часто говорит жуткие вещи и беспощадна в бою.
  • Panty and Stocking with Garterbelt: Стокинг — элегантная готическая лолита, которая верит в настоящую любовь, а её порок — любовь к сладкому, как у ребёнка. Панти — носит откровенные наряды, и одержима сексом.
  • Legend of the Galactic Heroes — две фаворитки кайзера Фридриха фон Гольденбаума: милая и скромная блондинка Аннерозе фон Грюнвальд и страстная и опасная брюнетка Сюзанна фон Бенемюнде.
    • А также жена Вольфганга Миттермайера Эвангелина и любовница Оскара фон Ройенталя Эльфрида. Правда, обе блондинки.
  • Rosario+Vampire — Вампирша Мока олицетворяет обе стороны сразу.
  • Chobits — на первый взгляд тоже раздвоение личности: просто Чии, представляющая собой чистый лист и ведущая себя как маленький ребёнок, и так называемая «тёмная Чии», серьёзная и искушённая безответной любовью. На самом деле вторая — это Фрейя, некогда имевшая собственное тело.
  • Bishoujo Senshi Sailor Moon — воины в матросках против многочисленных антагонисток.
  • Tengen Toppa Gurren Lagann — Ния и Адине.
  • Yuru Yuri — Акари и Чинацу.
  • Wolf and spice — во 2 томе ренобэ (соответствующем второй половине первого сезона аниме) в таком амплуа некоторое время выступают пастушка Нора Арендт (светловолосая, со скромным, добрым и сострадательным характером) и, собственно, Холо (более яркая внешность, язвительный и своевольный характер).
  • Carole & Tuesday — темнокожая пацанка Кэрол и нежная блондинка Тьюсдэй.

Видеоигры[править]

  • «Overlord» — две девушки и два финала, в одном из которых владения Тёмного Властелина с цветами и бабочками, а в другом смахивают на горящий ад.
  • «Дурная репутация 2» — светлая азиатка Куо, призывающая главного героя делать добрые поступки и тёмная негритянка Никс, призывающая его совершать плохие поступки. А в конце обе совершают полный поворот кругом, и Никс становится светлой, а Куо тёмной.
  • «Sonic the Hedgehog» — Эми Роуз (светлая) и Руж (тёмная).
  • «Fire Emblem Awakening» — из всего спектра представленных в игре девушек, самой светлой, пожалуй, можно считать розоволосую инженю и танцовщицу Оливию, а самой темной эксцентричную яндэрэ и женщину-вамп, темноволосую волшебницу Тарью, которая специализируется на тёмной магии.
  • «The Legend of Zelda: Twilight Princess» — светлая принцесса Зельда и тёмная представительница расы не дроу Твиле принцесса Мидна.
  • «Dragon Age» — Морриган и Лелиана.
    • «Dragon Age II» — разбитная пиратка Изабела, распутная и весёлая и девушка-цветочек Мерриль, серьёзная, невинная и легко смущающаяся. Обе брюнетки, но у первой смуглая кожа и карие глаза, а вторая бледная и зеленоглазая.
  • «Bendy and the ink machine» — Ангел Элиссон и «Алиса».
  • «The Technomancer» — рыженькая пацанка Амелия и черноволосая шпионка и певица Ниша.
  • Disco Elysium — Лильенн и Клаасье, две женщины, привлекающие главного героя, пусть с ними и нельзя завязать полноценный роман. При этом брюнетка с мечом на поясе Лильенн олицетворяет светлую женственность, а безоружная блондинка Клаасье — темную.

Визуальные романы[править]

Музыка[править]

  • Gazebo — I Like Chopin: две героини клипа.

Настольные игры[править]

  • Warhammer Fantasy Battles — вечная королева высших эльфов Алариэль и королева тёмных эльфов Морати.