Своевольный макгаффин

Материал из Posmotreli
Перейти к навигации Перейти к поиску
«

Философский камень, понятно, окружен культом высокой секретности. Резоны обычные, не слишком убедительные: не дай Бог, профаны, злодеи, мошенники и прочая компания такого разбора получит волшебный ключик, скатерть-самобранку и так далее.

Абсурд подобных аргументов очевиден. Трансмутация вульгарных металлов в золото удостоверялась надежными свидетелями десятки, если не сотни раз. Вероятный «точный рецепт» давным-давно бы стал известен, если учесть настойчивость хищников, ловкость спецслужб и всеобщую продажность. Однако, по мнению многих герметиков, начиная от Гебера и кончая Иринеем Филалетом, трансмутация свершается только в присутствии алхимика, который сам изготовил тинктуру проекции. Да и то далеко не всегда: зачастую тинктура непонятным образом теряет свои свойства. Посему зафиксировать «секрет секретов» невозможно.

»
— Евгений Головин, «Приближение к Снежной Королеве»
« Не ты выбираешь соевый соус, соевый соус выбирает тебя! »
— В финале Джон умрёт

Итак, у нас есть некий макгаффин (это может быть предмет, локация или живое существо), нужный многим из-за своих необычных способностей: скажем, лечить неизлечимые болезни, воскрешать мёртвых, или вообще исполнять любые желания. Однако его трудно найти, и дело даже не в том, что он как-то по-хитрому запрятан, а в том, что он вообще не имеет определённого местоположения и может находиться где угодно, и выглядеть тоже по-разному. И найдёте ли вы его, зависит не только и не столько от вас, сколько от его собственной воли (если он разумен), от воли создавших его, или вообще от какого-нибудь генератора случайных чисел. И более того, даже если его найдёт тот, кому не полагается, то не в тех руках он может отказаться работать и выглядеть просто как игрушка. Как правило, воспользоваться им можно только один раз, а взять в карман и унести с собой не получится (либо, если это сделать, то он исчезнет прямо из кармана).

В сюжетах, связанных с такими макгаффинами, часто бывает так, что этот объект ищет множество людей с самыми разными мотивациями (от откровенно корыстных и злодейских до как бы благородных) — а находит его в итоге наивный недотёпа с чистым сердцем, который вообще не стремился его получить.

Этот троп сложно использовать в серьёзном произведении напрямую. Слишком уж удобен он для того, чтобы наделять какими угодно свойствами, и это бросается в глаза. Кроме разного рода игр с тропом он выглядит уместным разве что в пародиях, антисеттингах и произведениях для дошкольного и младшего школьного возраста.

Нередко в роли такого макгаффина выступает Магазинчик, которого вчера здесь не было.

Примеры[править]

Тут помню тут не помню.jpgДа миллион раз же было!
Автор этой статьи уверен, что неоднократно видел примеры этого тропа, но не может вспомнить достаточное их количество. Может быть, вам придёт на ум ещё хотя бы парочка?

Аниме и манга[править]

  • JoJo's Bizarre Adventure — святой труп, разобранный на «запчасти». Артефакты спрятаны на всей территории Северной Америки, и их местонахождение приблизительно известно… только показываются они не кому попало, а тому, кого выберут. Искать их по старинке, с экспедициями — гиблое дело. Охотники за трупом нашли ассиметричный ответ: устроить грандиозную конную гонку, грамотно проложить маршрут и прогнать по материку как можно больше народу. На кого-нибудь части святого трупа точно отреагируют.

Литература[править]

  • Макс Фрай, «Неуловимый Хабба Хэн» — тот самый магистр Хабба Хэн. Чтобы его встретить, нужно, во-первых, знать о нём, во-вторых, понимать, что встреча с ним тебе необходима (он не хочет встречаться с теми, кому он не нужен), а в-третьих, не испытывать желания его встретить (потому что он также не желает встречаться и с теми, кто идёт на поводу у своих желаний). Сочетание второго и третьего пункта превращает задачу по его поиску в нешуточный квест.
  • «Дом, в котором…» — Хозяин Времени, загадочный старичок из сказки Шакала Табаки. Его многие ищут, чтобы попросить у него шестерёнки от старых часов (с их помощью можно переместиться назад во времени). Но найти его непросто, потому что он всегда обитает в разных местах: иногда в домике с садом, иногда в дупле дерева, а иногда — в квартире многоквартирного дома, и некоторые попадают в расставленные им вокруг дома ловушки. И ещё труднее его уговорить: каждому соискателю он задаёт ряд вопросов, и многим из них отказывает. А самые невезучие соискатели находят его мёртвым, и притворяться трупом он может как угодно долго.
  • «Незнайка в Солнечном городе» — волшебник. Чтобы его встретить и получить от него волшебную палочку, нужно подряд совершить три добрых поступка, причём бескорыстно (т. е. не думая про палочку). А если потом совершишь три злых — палочка потеряет силу.
  • «В финале Джон умрёт» — так ведёт себя «соевый соус». Его контейнеры явно сами избирают, кому попасться в руки.
  • Роберт Шекли
    • «Координаты чудес» — Приз. Он живой, разумный и метаморфный. Временами и своевольный.
    • «Обмен разумами» — непроста работа сборщика яиц… Яйцам, видите ли, не нравится, что их собирают.
  • Кольцо Всевластия же! Ну в какой-то мере, конечно, определенно обладает собственной волей, хозяев меняет, неугодных - жестоко подставляет.
  • Курт Воннегут, «Доклад об эффекте Барнхауза» — собственно профессор Барнхауз: «Будучи первым в истории сверхоружием, обладающим сознанием, я решил, что мне незачем состоять в резерве министерства национальной обороны. Создавая небывалый прецедент в поведении материальной части артиллерии, я покидаю вас по чисто человеческим соображениям».

Кино[править]

  • «Тор» — начиная примерно с десятой минуты фильма Мьёлльнир сам определяет, кто достоин его использовать в зависимости от личных качеств. Недостойные не могут его даже сдвинуть (исключение сделано для лифтов). А чтобы ещё больше усложнить задачу, молот ещё и реагирует на изменения характера что позволило вооружиться Мьёлльниром Стиву Роджерсу в «Финале»
  • «Артур и минипуты» — своевольным является не совсем артефакт, а его создатель, который привязал возможность использования к конкретным личностям, которых ещё поди отыщи (все остальные рискуют при первом же взмахе или выпаде получить удар молнии). Вот и стоит воткнутый в камень Меч Власти в качестве политического символа посреди главной столичной площади, и почти никто его по прямому назначению не использует.

Видеоигры[править]

  • The Elder Scrolls 3: Morrowind — кольцо «Луна и Звезда». Принадлежало Неревару, надеть его может только сам Неревар и его реинкарнация (или тот, кому это позволит сделать Азура), все остальные при контакте с кольцом немедленно погибают.
  • Honkai: Star Rail — запись «Бутерброд с лососем». Не совсем макгаффин, а скорее коллекционная заметка. Тем не менее, до сих пор никто из игроков её так и не нашёл. Даже бытуют теории что это а) шутка-мистификация от разработчиков, или б) забагованная запись, которая вроде как и существует в файлах игры, но поди достань из-за кривого скрипта.

Мультсериалы[править]

  • «Ксибер 9» — заглавный высокотехнологичный ключ-скипетр. Обладает собственным разумом и волей, но самостоятельно действовать конструктивно не способен, однако когда главный герой и главный злодей почти одновременно наткнулись на него, подсказал первому, как вынуть его из постамента и сбежать.